Меню

Однажды у речки ануарбек дуйсенбиев



Однажды у речки ануарбек дуйсенбиев

Ануарбек Таженович Дуйсенбиев первые свои стихотворения написал, когда был ещё школьником. Их опубликовали в республи­канской газете для детей. Позже А. Дуйсенбиев работал в этой га­зете, в детском журнале «Балдырган» и писал весёлые, умные, доб­рые стихотворения о казахстанских детях, о природе Казахстана.

Последние птицы на юг улетели,

Последние листья опали с берёз,

Опять закружили по лесу метели,

И первый, несильный, ударил мороз.

И сразу посыпались снега охапки С тяжёлого неба, белы и густы,

И, вздрогнув, по брови надвинули шапки Продутые северным ветром кусты.

И белые шали набросили ели,

И белые шубы осины надели,

А клён-великан облачился в чапан,

Как виды видавший заправский*! чабан.

Лиса пробежала рысцой*, неторопко, Хвостом заметая следы на бегу, — И вот обозначилась первая тропка На первом, блестящем и рыхлом снегу. Промчались куда-то к лохматому дубу Трусливые зайцы, сменившие шубу,

И скрылись за ним

Средь сугробов сыры х

Так быстро, как будто и не было их.

Но время пришло,

И затих снегопад,

Всю землю одевший в пушистый наряд. И стало просторно в лесу и светло,

И даже, как это ни странно,

1. Как ты думаешь, нравится ли поэту зима? Докажи это строч ками из стихотворения.

2. Определи тему стихотворения. Отражает ли тему сти­хотворения его заголовок? Попробуй подобрать другие заголовки.

3. Какие сравнения, олицетворения использует автор? Назови их.

4. Выпиши из текста прилагательные к следующим словам: ли­стья, небо, шаль, шуба, снег, дуб, заяц, наряд. Какие из прилагатель­ных являются эпитетами?

5. Расскажи о зиме в лесу по плану:

а) «Закружили по лесу метели. »

б) Деревья облачились в белые одежды.

в) Лесные обитатели зимой.

г) «И затих снегопад. »

6. Как ты думаешь, какой снегопад был в лесу? Подтверди свой ответ строчками из стихотворения.

7. Почему небо над лесом кажется тяжёлым? Как ты думаешь, какого цвета такое небо?

8. Составь рассказ о зиме в степи. Какие слова и выражения из стихотворения ты сможешь использовать?

Источник

Однажды у речки ануарбек дуйсенбиев

Ануарбек ДУЙСЕНБИЕВ, Казахстан

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ

Я из песка построил дом –
Большой, красивый дом.
Потом террасу для гостей,
Террасу с козырьком.

А дом я садом окружил,
Чтоб, с места не сходя,
Ловить гранаты и инжир
Под носом у дождя.

Напялил фартук я потом
И поварской колпак.
Кипит казан над очагом,
Бормочет бешбармак.

И натянул я две струны
На маленькой домбре,
Пускай приходят плясуны
И пляшут во дворе.

Читайте также:  Голубая река в гренландии

Добро пожаловать! Мой дом
Открыт для всех гостей.
Как хорошо, что ты пришёл,
Бродяга муравей!

Входи, входи, учёный жук,
Ты так устал в пути!
И ты, сверчок, старинный друг,
Без всякого входи!

И все, кто загрустил чуть-чуть,
Кому друзья нужны,
Хоть на минуту заглянуть
В песочный дом должны.

В песочный дом, в песочный сад,
Где просто для красы,
Как новогодний шар, висят
Песочные часы.

СЧАСТЬЕ НАСРЕДДИНА

Хохочет Ходжа
На глазах у зевак.
— Вот счастье! – кричит. —
Потерялся ишак!

Почтенные люди
Ему говорят:
— Ишак потерялся.
Чему же ты рад?

Ну как же!
Ведь если б
Сидел я на нём,
Тогда бы мы с ним
Потерялись вдвоём…

Источник

Стихи про животных для детей (ч. 1)

Бродил козёл рогатый
По молодой траве,
Носил козёл рогатый
Рога на голове.
Но тут пришла собака:
— А ну, козёл, скажи,
Зачем тебе, однако,
На лбу носить ножи?
Козёл взглянул устало:
Чего она пристала?
Козёл ответил: — Б-бе!
— А это означало:
«Проваливай себе!»
Собака — сразу в драку,
Бранит козла, но вмиг
Козёл, боднув собаку,
Столкнул её в арык.

Волк убегает от ежа, рисунок иллюстрация

Ежик и ершик (Ярослав Питиримов)

Не боится
Волка
Ёжик.
Не боится
Щуки
Ершик.
Что им —
Щуки,
Что им —
Волки,
Если есть
У них-
Иголки!

Художник А. Черенков

Стихи про животных для детей (ч. 2)

Бегемот (П. Войцеховский)

Огромный толстый бегемот
Плывет по Сенегалу.
На нас посмотрит и нырнет,
А мы стоим на скалах.
Ему прохладно под водой,
А нас жара терзает;
У нас работа в жуткий зной,
А он себе ныряет.
Один из нас ему кричит:
«Не хочешь ли меняться?
Иди крути теодолит,
А я пойду купаться!»
Услышав это, бегемот
Зафыркал, засмеялся,
Нырнул поглубже от хлопот
И больше не являлся.

Летучая мышь, рисунок иллюстрация

Кто я такая? (Ю. Кушак)

По виду я птица,
По имени-мышь.
Но кто я такая,
Не знаю малыш!

Ах, если я мышка,
К чему эти крылья?
Я небом дышу,
А не комнатной пылью!

Но если я птица,
К чему эти ушки,
И хвост, и усы,
Как у мышки-норушки?

Но если я мышка,
Не знаешь ли ты —
Чего же за мной
Не летают коты?

Рисунок В. Чижиков

Барсучок (Белозеров Тимофей)

Под берёзой на горе
Спит барсук в своей норе.
А нора у барсука
Глубока-преглубока.

Барсуку тепло и сухо,
Целый день ласкают ухо
Шум берёзовых ветвей
Да сопение детей:

Читайте также:  Цветы растущие около реки

На подстилке крепко спят
Мальчики с усами
И от сытости сопят
Влажными носами…

Скрипнет ветка или сук —
Приоткроет глаз барсук.
Чутким ухом поведёт,
Усмехнётся и уснёт:

Ведь нора у барсука
Глубока.

Собака и крот, рисунок иллюстрация

Учёный-преучёный крот (Екатерина Семёнова)

Учёный — преучёный крот — читал слова наоборот
Ничуть он не был огорчён и хохотал до слёз,
Когда, к примеру, слово СОН — вытягивалось в НОС
Да, да, на самом деле — вытягивалось в НОС
Да, да, на самом деле — вытягивалось в НОС

Учёный — преучёный крот читал слова наоборот
И только вывеску ДОМ МОД крот изменить не смог,
Тогда перевернул он ГОД и получился ДОГ,
Да, да и получился огромный чёрный ДОГ
Да, да и получился огромный чёрный ДОГ

Залаял ДОГ — гав, гав, гав, гав,
И был он совершенно прав,
А крот в ответ, отбросив страх, сказал: «Вот чепуха!»
И очень грустное АХА вдруг превратил ХА — ХА
Да, да, друзья, поверьте, вдруг превратил в ХА — ХА
Да, да, друзья, поверьте, вдруг превратил в ХА — ХА.

Рисунок Т. Зуйковой

Звери куда-то идут, рисунок иллюстрация

Однажды (Владимир Орлов)

Однажды три цыплёнка,
А с ними три мышонка,
А с ними три весёлых
Умытых поросёнка
Бежали спозаранку
Из дома на полянку.
Из дома на полянку.

Сперва они гуляли,
Потом они играли,
Потом они под солнцем
У речки загорали,
Плясали,
Пели песни,

Потом дремали вместе.
Потом они проснулись
У речки голубой,
Потом домой вернулись,
Довольные собой.

Цыплята как цыплята,
Мышата как мышата,
И только поросята
Пришли как поросята.

Рисунок В. Сутеева

Заяц (Белозеров Тимофей)

Шорохами, звоном куржака
Разбудило зайца-русака.
Холодно и голодно бедняжке!
Вот он робко вышел из норы,
В голубом, заснеженном овражке
Поглодал осиновой коры.
Осмелев, размялся понемногу,
Обежал заиндевелый лес,
Пересек пустынную дорогу
И в зелёной озими исчез.

Источник

Конспект ОУД по художественной литературе на тему: «Чтение стихотворения А.Дуйсенбиева «Однажды у речки»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект ОУД по художественной литературе на тему: «Чтение стихотворения А.Дуйсенбиева «Однажды у речки»»

Просмотр содержимого документа
«Конспект ОУД по художественной литературе на тему: «Чтение стихотворения А.Дуйсенбиева «Однажды у речки»»»

Ортаңғы тобындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі

Конспект организованной учебной деятельности в средней группе

Өткізу күні/Дата проведения: 1.10.18

Тәрбиеші/Воспитатель: Шабанова А.Г.

Білім беру саласы/Образовательная область: «Коммуникация»

Пән/Предмет: «Художественная литература»

Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «Здравствуй, осень золотая»

Тақырыбы/Тема: «Чтение стихотворения А.Дуйсенбиева «Однажды у речки»»

Читайте также:  Какая река есть в новокузнецке

Мақсаттары/Цели: 1.Тәрбиелік- воспитательная: Воспитание чувства взаимопонимания.

2.Дамытушылық- развивающая: Развитие умения видеть положительные и отрицательные качества персонажей; оценивать поступки героев.

3.Оқыту- обучающая: Ознакомление детей с миром человеческих чувств и взаимоотношений посредством произведения художественной литературы. Формирование умения при конфликте детей между собой «договариваться», находить способ разрешения конфликта, «мириться».

Педагогикалық технологиялар /Пед.технологии: социоигровая

Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: очки для проведения игры

Билингвалдық компонент/билингвальный компонент: дос-друг, достық-дружба.

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы/ Ход организованной учебной деятельности:

1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент:

Организует круг радости. Предлагает детям взяться за руки и спеть песню:

-Дружит с солнцем ветерок,

А роса с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Все с друзьями пополам,

Поделить мы рады!

Только ссориться с друзьями,

Никогда не надо!

Просит детей назвать имена своих друзей.

2. Негізі бөлімі/основная часть:

Предлагает послушать стихотворение о двух друзьях.

Однажды у речки в полуденный час
Сидели на камне Ардак и Олжас.
Сидели, смотрели на горы вдали
И тихо такую беседу вели.
— Когда бы вдруг стал я таким силачом,
Которому было бы все нипочем,
Я эти бы горы, — Ардак расхрабрился,
— Куда-нибудь в степь отодвинул плечом.
— А я бы, — Ардаку Олжас возразил,
— Сейчас бы на место их все возвратил.
— А я бы тогда бы одним бы пинком
Разрушил за это и двор твой и дом.
И всюду, — Ардак поглядел на Олжаса,
— По камушку их раскидал бы потом.
— А я бы, — Олжас посмотрел на Ардака,
— Построил бы вновь их.
И вспыхнула драка!
Не мог распалившийся в ссоре Ардак
С упрямством Олжаса смириться никак.
Вот так вот у речки в полуденный час
Поссорились как-то Ардак и Олжас,
Поскольку (хоть сил у них было немало)
Чего-то им все-таки недоставало

С тобой гуляем весело,
По улице идем.
И по дороге песенку
Веселую поем.
Ля-ля-ля-ля,
По улице идем.
Ля-ля-ля-ля,
Мы песенку поем.

Организует беседу по содержанию стихотворения:

-Что произошло с друзьями?

-Почему они поссорились?

-Что говорил Ардак?

-Как возражал ему Олжас?

-Кто из них был неправ и почему?

-Чего недоставало друзьям?

-Какие правила дружбы были нарушены?

-Как мальчики могут помириться?

3. Қорытынды/итоговая часть:

Организует игру «Волшебные очки»:

-Волшебные очки нужны мне для того,

Чтоб все узнать про друга моего.

Предлагает ребенку надеть очки и рассказать о друге что-то хорошее

Источник