Однажды у речки ануарбек дуйсенбиев
Ануарбек Таженович Дуйсенбиев первые свои стихотворения написал, когда был ещё школьником. Их опубликовали в республиканской газете для детей. Позже А. Дуйсенбиев работал в этой газете, в детском журнале «Балдырган» и писал весёлые, умные, добрые стихотворения о казахстанских детях, о природе Казахстана.
Последние птицы на юг улетели,
Последние листья опали с берёз,
Опять закружили по лесу метели,
И первый, несильный, ударил мороз.
И сразу посыпались снега охапки С тяжёлого неба, белы и густы,
И, вздрогнув, по брови надвинули шапки Продутые северным ветром кусты.
И белые шали набросили ели,
И белые шубы осины надели,
А клён-великан облачился в чапан,
Как виды видавший заправский*! чабан.
Лиса пробежала рысцой*, неторопко, Хвостом заметая следы на бегу, — И вот обозначилась первая тропка На первом, блестящем и рыхлом снегу. Промчались куда-то к лохматому дубу Трусливые зайцы, сменившие шубу,
И скрылись за ним
Средь сугробов сыры х
Так быстро, как будто и не было их.
Но время пришло,
И затих снегопад,
Всю землю одевший в пушистый наряд. И стало просторно в лесу и светло,
И даже, как это ни странно,
1. Как ты думаешь, нравится ли поэту зима? Докажи это строч ками из стихотворения.
2. Определи тему стихотворения. Отражает ли тему стихотворения его заголовок? Попробуй подобрать другие заголовки.
3. Какие сравнения, олицетворения использует автор? Назови их.
4. Выпиши из текста прилагательные к следующим словам: листья, небо, шаль, шуба, снег, дуб, заяц, наряд. Какие из прилагательных являются эпитетами?
5. Расскажи о зиме в лесу по плану:
а) «Закружили по лесу метели. »
б) Деревья облачились в белые одежды.
в) Лесные обитатели зимой.
г) «И затих снегопад. »
6. Как ты думаешь, какой снегопад был в лесу? Подтверди свой ответ строчками из стихотворения.
7. Почему небо над лесом кажется тяжёлым? Как ты думаешь, какого цвета такое небо?
8. Составь рассказ о зиме в степи. Какие слова и выражения из стихотворения ты сможешь использовать?
Источник
Однажды у речки ануарбек дуйсенбиев
Ануарбек ДУЙСЕНБИЕВ, Казахстан
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ
Я из песка построил дом –
Большой, красивый дом.
Потом террасу для гостей,
Террасу с козырьком.
А дом я садом окружил,
Чтоб, с места не сходя,
Ловить гранаты и инжир
Под носом у дождя.
Напялил фартук я потом
И поварской колпак.
Кипит казан над очагом,
Бормочет бешбармак.
И натянул я две струны
На маленькой домбре,
Пускай приходят плясуны
И пляшут во дворе.
Добро пожаловать! Мой дом
Открыт для всех гостей.
Как хорошо, что ты пришёл,
Бродяга муравей!
Входи, входи, учёный жук,
Ты так устал в пути!
И ты, сверчок, старинный друг,
Без всякого входи!
И все, кто загрустил чуть-чуть,
Кому друзья нужны,
Хоть на минуту заглянуть
В песочный дом должны.
В песочный дом, в песочный сад,
Где просто для красы,
Как новогодний шар, висят
Песочные часы.
СЧАСТЬЕ НАСРЕДДИНА
Хохочет Ходжа
На глазах у зевак.
— Вот счастье! – кричит. —
Потерялся ишак!
Почтенные люди
Ему говорят:
— Ишак потерялся.
Чему же ты рад?
Ну как же!
Ведь если б
Сидел я на нём,
Тогда бы мы с ним
Потерялись вдвоём…
Источник
Стихи про животных для детей (ч. 1)
Бродил козёл рогатый
По молодой траве,
Носил козёл рогатый
Рога на голове.
Но тут пришла собака:
— А ну, козёл, скажи,
Зачем тебе, однако,
На лбу носить ножи?
Козёл взглянул устало:
Чего она пристала?
Козёл ответил: — Б-бе!
— А это означало:
«Проваливай себе!»
Собака — сразу в драку,
Бранит козла, но вмиг
Козёл, боднув собаку,
Столкнул её в арык.
Ежик и ершик (Ярослав Питиримов)
Не боится
Волка
Ёжик.
Не боится
Щуки
Ершик.
Что им —
Щуки,
Что им —
Волки,
Если есть
У них-
Иголки!
Художник А. Черенков
Бегемот (П. Войцеховский)
Огромный толстый бегемот
Плывет по Сенегалу.
На нас посмотрит и нырнет,
А мы стоим на скалах.
Ему прохладно под водой,
А нас жара терзает;
У нас работа в жуткий зной,
А он себе ныряет.
Один из нас ему кричит:
«Не хочешь ли меняться?
Иди крути теодолит,
А я пойду купаться!»
Услышав это, бегемот
Зафыркал, засмеялся,
Нырнул поглубже от хлопот
И больше не являлся.
Кто я такая? (Ю. Кушак)
По виду я птица,
По имени-мышь.
Но кто я такая,
Не знаю малыш!
Ах, если я мышка,
К чему эти крылья?
Я небом дышу,
А не комнатной пылью!
Но если я птица,
К чему эти ушки,
И хвост, и усы,
Как у мышки-норушки?
Но если я мышка,
Не знаешь ли ты —
Чего же за мной
Не летают коты?
Рисунок В. Чижиков
Барсучок (Белозеров Тимофей)
Под берёзой на горе
Спит барсук в своей норе.
А нора у барсука
Глубока-преглубока.
Барсуку тепло и сухо,
Целый день ласкают ухо
Шум берёзовых ветвей
Да сопение детей:
На подстилке крепко спят
Мальчики с усами
И от сытости сопят
Влажными носами…
Скрипнет ветка или сук —
Приоткроет глаз барсук.
Чутким ухом поведёт,
Усмехнётся и уснёт:
Ведь нора у барсука
Глубока.
Учёный-преучёный крот (Екатерина Семёнова)
Учёный — преучёный крот — читал слова наоборот
Ничуть он не был огорчён и хохотал до слёз,
Когда, к примеру, слово СОН — вытягивалось в НОС
Да, да, на самом деле — вытягивалось в НОС
Да, да, на самом деле — вытягивалось в НОС
Учёный — преучёный крот читал слова наоборот
И только вывеску ДОМ МОД крот изменить не смог,
Тогда перевернул он ГОД и получился ДОГ,
Да, да и получился огромный чёрный ДОГ
Да, да и получился огромный чёрный ДОГ
Залаял ДОГ — гав, гав, гав, гав,
И был он совершенно прав,
А крот в ответ, отбросив страх, сказал: «Вот чепуха!»
И очень грустное АХА вдруг превратил ХА — ХА
Да, да, друзья, поверьте, вдруг превратил в ХА — ХА
Да, да, друзья, поверьте, вдруг превратил в ХА — ХА.
Рисунок Т. Зуйковой
Однажды (Владимир Орлов)
Однажды три цыплёнка,
А с ними три мышонка,
А с ними три весёлых
Умытых поросёнка
Бежали спозаранку
Из дома на полянку.
Из дома на полянку.
Сперва они гуляли,
Потом они играли,
Потом они под солнцем
У речки загорали,
Плясали,
Пели песни,
Потом дремали вместе.
Потом они проснулись
У речки голубой,
Потом домой вернулись,
Довольные собой.
Цыплята как цыплята,
Мышата как мышата,
И только поросята
Пришли как поросята.
Рисунок В. Сутеева
Заяц (Белозеров Тимофей)
Шорохами, звоном куржака
Разбудило зайца-русака.
Холодно и голодно бедняжке!
Вот он робко вышел из норы,
В голубом, заснеженном овражке
Поглодал осиновой коры.
Осмелев, размялся понемногу,
Обежал заиндевелый лес,
Пересек пустынную дорогу
И в зелёной озими исчез.
Источник
Конспект ОУД по художественной литературе на тему: «Чтение стихотворения А.Дуйсенбиева «Однажды у речки»»
конспект ОУД по художественной литературе на тему: «Чтение стихотворения А.Дуйсенбиева «Однажды у речки»»
Просмотр содержимого документа
«Конспект ОУД по художественной литературе на тему: «Чтение стихотворения А.Дуйсенбиева «Однажды у речки»»»
Ортаңғы тобындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі
Конспект организованной учебной деятельности в средней группе
Өткізу күні/Дата проведения: 1.10.18
Тәрбиеші/Воспитатель: Шабанова А.Г.
Білім беру саласы/Образовательная область: «Коммуникация»
Пән/Предмет: «Художественная литература»
Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «Здравствуй, осень золотая»
Тақырыбы/Тема: «Чтение стихотворения А.Дуйсенбиева «Однажды у речки»»
Мақсаттары/Цели: 1.Тәрбиелік- воспитательная: Воспитание чувства взаимопонимания.
2.Дамытушылық- развивающая: Развитие умения видеть положительные и отрицательные качества персонажей; оценивать поступки героев.
3.Оқыту- обучающая: Ознакомление детей с миром человеческих чувств и взаимоотношений посредством произведения художественной литературы. Формирование умения при конфликте детей между собой «договариваться», находить способ разрешения конфликта, «мириться».
Педагогикалық технологиялар /Пед.технологии: социоигровая
Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: очки для проведения игры
Билингвалдық компонент/билингвальный компонент: дос-друг, достық-дружба.
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы/ Ход организованной учебной деятельности:
1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент:
Организует круг радости. Предлагает детям взяться за руки и спеть песню:
-Дружит с солнцем ветерок,
А роса с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Все с друзьями пополам,
Поделить мы рады!
Только ссориться с друзьями,
Никогда не надо!
Просит детей назвать имена своих друзей.
2. Негізі бөлімі/основная часть:
Предлагает послушать стихотворение о двух друзьях.
Однажды у речки в полуденный час
Сидели на камне Ардак и Олжас.
Сидели, смотрели на горы вдали
И тихо такую беседу вели.
— Когда бы вдруг стал я таким силачом,
Которому было бы все нипочем,
Я эти бы горы, — Ардак расхрабрился,
— Куда-нибудь в степь отодвинул плечом.
— А я бы, — Ардаку Олжас возразил,
— Сейчас бы на место их все возвратил.
— А я бы тогда бы одним бы пинком
Разрушил за это и двор твой и дом.
И всюду, — Ардак поглядел на Олжаса,
— По камушку их раскидал бы потом.
— А я бы, — Олжас посмотрел на Ардака,
— Построил бы вновь их.
И вспыхнула драка!
Не мог распалившийся в ссоре Ардак
С упрямством Олжаса смириться никак.
Вот так вот у речки в полуденный час
Поссорились как-то Ардак и Олжас,
Поскольку (хоть сил у них было немало)
Чего-то им все-таки недоставало
С тобой гуляем весело,
По улице идем.
И по дороге песенку
Веселую поем.
Ля-ля-ля-ля,
По улице идем.
Ля-ля-ля-ля,
Мы песенку поем.
Организует беседу по содержанию стихотворения:
-Что произошло с друзьями?
-Почему они поссорились?
-Что говорил Ардак?
-Как возражал ему Олжас?
-Кто из них был неправ и почему?
-Чего недоставало друзьям?
-Какие правила дружбы были нарушены?
-Как мальчики могут помириться?
3. Қорытынды/итоговая часть:
Организует игру «Волшебные очки»:
-Волшебные очки нужны мне для того,
Чтоб все узнать про друга моего.
Предлагает ребенку надеть очки и рассказать о друге что-то хорошее
Источник