Меню

Навигация по реке кама



Навигация по реке кама

Путешествие по реке Каме. Часть 1. От Перми до Чайковского

В ближайших планах моего ЖЖ до конца лета — Урал, Урал, и ещё раз Урал. :)) Челябинск, красоты Урала близ Красноуфимска Свердловской области, а ещё фотообзор Камы — от истока до устья в трёх частях на основе фотографий прошлых лет. Начнём именно с него.

Кама — крупнейший приток Волги, несущий к ней с Урала громадную массу воды. Официальная длина Камы сегодня — 1805 километров (если считать окончанием реки Камский залив Куйбышевского водохранилища), а до создания водохранилищ протяжённость Камы составляла более 2000 километров (от истока до места слияния Камы и Волги, затопленного теперь Куйбышевским морем). Кама настолько велика, что при встрече с Волгой в 70 километрах к югу от Казани, она по многим параметром даже больше великой русской «матушки-реки», поэтому многие люди (особенно, конечно, на Урале), любят говорить, что на самом деле не Кама впадает в Волгу, а ровно наоборот — Волга в Каму. Но об этом мы ещё поговорим, а пока — предлагаю вашему вниманию небольшое фотопутешествие по Каме. Верховья Камы в этот раз оставим за скобками (но я немного напишу про те места), а начнём мы от Перми и далее вместе пройдём 900 км по Каме до места её слияния с Волгой.

Кама берёт начало из ключей в центральной части Верхнекамской возвышенности в одном из самых отдалённых уголков Удмуртской глубинки и далее в верховьях течёт по достаточно малонаселённым уголкам Удмуртии и Пермского края. В верховьях Кама несколько раз меняет направление своего течения — вначале она течёт на север, затем — на восток и по мере приближения к главному Уральскому хребту поворачивает к югу, делая таким образом большую петлю. Затем (уже после Перми) река сохраняет направление течения с севера на юг, постепенно беря всё более на запад. После слияния с Белой (своим самым крупным притоком) Кама течёт практически строго на запад, сохраняя это направление до своего слияния с Волгой.

В верхнем течении Кама течёт через густые леса Предуралья, течение реки быстрое, русло извилистое. В связи с особенностями грунтов цвет воды в Каме — тёмно-бурый. Уже с самых первых километров своего пути с Урала к Волге Кама принимает многочисленные притоки и быстро набирает мощь. В верхнем течении в Каму впадают Весляна, Коса, Пильва, Уролка и другие реки.

Чуть выше устья Вишеры находится посёлок Керчевский, где в 1930-1980-е находился один из крупнейших в мире лесосплавных рейдов. В советское время по Каме сплавлялось огромное количество леса: в верховьях — молевым способом (россыпью), а далее в огромных плотах. Посёлок Керчевский был центром и главным отправным пунктом лесозаготовок и лесосплавной промышленности на Урале — в навигацию всё русло реки от берега до берега было забито молевым лесом, который тут обвязывали и собирали в гигантские многокилометровые плоты для дальнейшего сплава. Целый город на воде! В связи с природоохранными мероприятиями в период с 1960-х по 1980-е объём лесосплава в бассейне Камы сократился почти втрое, а с 1995 года и вовсе был запрещён. Сегодня лес по Каме перевозят только на грузовых судах, и уже не в таких огромных количествах, как лет 50 назад.

А далее Кама встречается с Вишерой — одним из крупнейших своих притоков и одной из самых живописных рек Урала. Вишера — крупнейший приток Камы в её верхнем течении. При этом (как и в случае с Волгой и Камой), уральские краеведы часто любят говорить, что не Вишера впадает в Каму, а наоборот, Кама в Вишеру. При встрече реки действительно сопоставимы, но Кама всё-таки чуть больше: 1) Кама несёт в среднем порядка 550 кубических метров воды в секунду, а Вишера — 460; 2) Длина Камы от истока до места встречи с Вишерой — порядка 700 км, а длина Вишеры — 415 км; 3) На стороне Вишеры разве что строение долины — при встрече двух рек Кама подходит к Вишере под углом и в дальнейшем как бы принимает её направление. В любом случае, объединившись с Вишерой, Кама становится могучей рекой — ранее от места слияния с Вишерой заканчивалась Верхняя Кама и начиналось её среднее течение. Сегодня ниже устья Вишеры начинается Камское водохранилище, поэтому границу Верхней и Средней Камы правильнее проводить по плотине Камской ГЭС, расположенной в Перми.

Камское водохранилище огромно — оно было образовано в 1954 году плотиной Камской ГЭС, поднявшей уровень воды в Каме на 20 метров, и протянулось по реке на 370 километров. На берегу водохранилища находятся крупные промышленные города Урала — Соликамск и Березники (центры Березниковско-Соликамского промышленного района добычи и переработки калийных солей, производства различных минеральных удобрений, магния и пр.; по ряду предприятий — монополисты на российском рынке). В Камское водохранилище впадает около 40 рек, в том числе могучая Чусовая с Сылвой. До образования водохранилища Сылва впадала в Чусовую в 20 километрах перед её впадением в Каму; сейчас устья Чусовой и Сылвы превратились в длинные заливы Камского моря: по Чусовой подпор воды распространяется на 153 километра, а по Сылве — на 120.

Камская ГЭС находится в северных районах Перми, и на расположенное выше неё Камское водохранилище можно съездить — например, на электричке от центра Перми до микрорайонов Голованово или Лёвшино. Там интересные места — Чусовской залив, бывшее место впадения Чусовой в Каму, Камская ГЭС и уникальные сооружения шестикамерного судоходного шлюза.

1. В центре Перми Кама — очень мощная река.

Источник

История судоходства на Каме

Издавна река Кама служила транспортным путём. По ней проходил и старый торговый путь, который связывал Приуралье со странами Востока. Об этом свидетельствуют многочисленные находки в Прикамье восточного серебра.

Из русских первыми стали осваивать Каму новгородские купцы. Следом за ними после покорения Новгорода пришли московские войска, присоединившие Пермь Великую к Московскому государству. Освоение шло сверху вниз по Каме, в обход Казанского ханства. После взятия Иваном Грозным Казани был открыт сквозной проход по Каме. Ее транспортное значение существенно увеличилось.

По реке Каме перевозили пушнину, соль, а затем и металлы – медь и железо. Солепромышленники Строгановы получили грамоту на владение обширными землями по Каме и её притокам, после чего начали её транспортное использование.

В начале XVIII века началось активное промышленное освоение Урала. Доставка готовой продукции осуществлялась водным путём. По рекам-притокам грузы поступали в Каму и далее отправлялись по ней в Центральную Россию. Кама стала важнейшим связующим звеном Урала с центром страны. Даже когда построили первую на Урале Горнозаводскую железную дорогу, она шла лишь до Перми, откуда грузы перевозились водным путём.

В зависимости от целей по Каме ходили суда различных размеров и грузоподъемности: ботики, лодки, неводчики, насады, струги, дощаники, барки. Большой струг поднимал 30-50, а насад и дощаник – до 80 тысяч пудов груза.

Читайте также:  Ребусы реки по география

Позже в Чердыни начали строить так называемые пермские ладьи для перевозки соли. Они имели длину 35-40 сажен и вмещали большое количество груза. Они строились с использованием деревянных гвоздей, чтобы на соль не попадала ржавчина. На реке Чусовой строились барки-коломенки. А для сплава пиленого леса по Каме строили так называемые беляны – высокие баржи из необработанных и непокрашенных брёвен, которые использовались лишь на один рейс, а затем разбирались.

Так выглядела беляна

На Каме и Чусовой было много судостроителей верфей, едва ли не в каждом прибрежном населённом пункте. Строительством судов занимались местные жители.

Скорость движения судов не превышала скорость течения и в среднем составляла 4-5 км в час. При попутном ветре на некоторых судах ставили паруса.

Против течения суда поднимались с помощью мышечной силы – бурлаками на бечеве. Это был очень тяжёлый труд, вдобавок бурлаки были бесправны, сильно завися от судовладельцев. Бурлаки впрягались в лямки и тянули баржу в любую погоду. Они шли по пологой части берега вдоль уреза воды – по «бечёвнику». Если встречались препятствия, то приходилось их обходить прямо по воде. Кисеты с табаком подвязывались к шее, чтобы не намочить, но вода часто подходила «под табак». Многие бурлаки погибали от болезней, а то и во время пути – срываясь с крутых берегов, утонув в реке, разбиваясь о камни. Мало кто доживал до старости.

Помимо вольнонаёмных артелей бурлачили и крепостные крестьяне, которые отрабатывали «караванную повинность». В 1861 году среди привлечённых на эти работы крестьян на соляных промыслах Строгановых и Лазаревых вспыхнули волнения, получившие название «караванный бунт».

Бурлакам посвящено самое известное произведение Ф.М. Решетникова «Подлиповцы».

Картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге». 1870-73 гг.

Судоходство в прошлые века было ещё и небезопасным. Случались нападения «разбойных людей» с целью грабежа. Поэтому суда старались отправлять караванами, а порой и в сопровождении воинских команд.

В начале XIX века на Каме появились коноводки – суда, приводимые в движение конной тягой. Первые коноводки в Прикамье построил А.И. Дурбажев – мастер Огурдинского лесопильного завода В.А. Всеволожского, находившийся под Усольем.

На коноводке посередине судна в вертикальном положении устанавливался ворот. На уровне нижней палубы в вал ворота вставлялись радиально расходящиеся рычаги, в каждый из которых впрягалось по нескольку лошадей. Двигаясь по кругу, лошади вращали вал, на верхний конец которого наматывался канат. Конец каната с укрепленным на нём якорем завозился на лодке вверх по течению реки и там сбрасывался. Коноводка подтягивалась за канат к якорю, а тем временем на лодке уже завозился второй якорь. Так обеспечивалось почти беспрерывное движение судна. Впрочем, скорость движения коноводки была совсем невелика – обычно не более 2 км в час. На судне много места занимали лошади и корм для них.

Вскоре, в 1820-х годах, на Каме появились кабестаны, на которых вместо конной тяги применялись ворота с приводом от паровых машин. Такие суда передвигались чуть быстрее – до 2,5-3 км в час вверх по течению. Такой караван проходил 2650 км от Астрахани до Перми за 50-60 дней.

Новый этап в развитии судоходства начался с появлением пароходов. Стоит отметить, что экспериментальные модели пароходов были созданы ещё в XVIII веке, а первый практически использовавшийся пароход сделал Роберт Фултон в 1807 году.

Пароходы на Каме появились в 1810-х годах. Первый пароход начал строиться в 1815 году на Пожевском заводе В.А. Всеволожского (в том же году в России появился первый пароход немного другой конструкции, созданный Чарльзом Бердом). Пожевской пароход имел мощность 24 лошадиные силы. В октябре 1816 года его испытали на реке Пожве и на Каме около её устья. Одновременно строилось ещё два парохода – «Пожовка» и «Искра» мощностью 6 и 36 лошадиных сил. Пожевские пароходы были первыми в Волжско-Камском бассейне. Они строились под руководством инженера П.Г. Соболевского.

В 1817 году новые пароходы отправились на Макарьевскую ярмарку в Нижний Новгород, а затем планировалось отправить их в Москву. Всеволожский рассчитывал получить привилегию на строительство пароходов, но Берд его опередил. По некоторым источникам, навигация уже подходила к концу, поэтому пароходы дошли лишь до Казани и отправились в обратный путь. Как назло, в тот год случился ранний ледостав. Пароходам пришлось зазимовать около Тихих Гор прямо на плесе. При весеннем ледоходе суда серьёзно пострадали. Своим ходом они идти не смогли. Паровые машины сняли и перевезли в Пожву.

В 1821 году на Пожевском заводе построили ещё один пароход с двумя паровыми машинами мощностью по 16 лошадиных сил. Он ходил по Каме и Волге до Рыбинска, развивая скорость против течения до 3 км в час. Однако после одного из рейсов по неизвестной причине он не вернулся и был разобран.

Всеволожский хотел с помощью пароходов удешевить перевозку металла, соли и других товаров, но их строительство не развернулось широко. Царское правительство в 1817 году дало монопольное право на учреждение пароходств по всем российским рекам шведу Чарльзу Берду. Но всякая монополия – зло. Это задержало развитие пароходства в стране. Пароходство в России стало развиваться лишь после окончания срока привилегии Берда в 1843 году.

В 1841 году на Суксунском заводе механик П.И. Тимкин построил первый в мире пароход с железным корпусом, получивший название «Никита Демидов». Его использовали для сплава чугуна по Каме и Волге.

В 1846 году возникло «Пермское пароходное общество». Оно построило буксирный пароход «Пермь» мощностью 60 лошадиных сил. Открылось первое регулярное пароходное движение по Каме. Именно этот год считается началом камского пароходства.

В 1847 году был построен второй пароход, получивший название «Два брата» (40 лошадиных сил). В 1851 году по Каме ходили уже 11 пароходов. Все они были буксирными, а пассажиров в то время перевозили в баржах.

Буксирные пароходы около Перми

В 1855 году открылось пассажирское сообщение Пермь – Нижний Новгород, а в 1860 году – до села Новое Усолье (ныне город Усолье).

В то время пассажирские пароходы были одноэтажными. Каюты первого и второго класса размещались в корпусе, а пассажиры третьего класса находились на открытой палубе. Каюты отапливались железными печками и освещались свечами. Второй палубы и крыши тогда не было, поэтому сажа и искры из труб летели прямо на пассажиров. Штурвалы находились прямо на палубе.

После реформ Александра II развитие страны резко ускорилось. В 1861 году по Каме ходило 63 парохода, а в 1890 году – 276 (из них 200 были построены местными заводами).

Корпуса первых пароходов были деревянными. Суда были громоздкими, неуклюжими, с большой осадкой, что затрудняло набор скорости. Со временем выработался особый тип корпуса – с плоским дном, небольшой осадкой, с плавными очертаниями. Корпус стали делать из железа.

Читайте также:  Машина поплыла по реке

В 1877 году чердынский купец Лунегов пустил вверх по Каме до Чердыни свой первый пассажирский пароход «Колва», а позже добавились «Вильгордец», «Полюд» и «Чердынец». Появились первые комфортные двухэтажные пассажирские пароходы. В 1886 году по заказу Лунегова в Мотовилихе построили первый на Каме заднеколесный пароход, получивший название «Гражданин». Его строителем был механик-самоучка Шилоносов.

Судостроением занимались небольшие заводы пароходовладельцев братьев Каменских в Перми. Значительный вклад в развитие судостроения внёс Мотовилихинский завод. В 1890 году тут построили выдающийся по тем временам буксирный пароход «Степан Разин» мощностью 500 лошадиных сил. При постройке его корпуса инженер Н.Г. Славянов впервые в судостроении применил изобретённую им электросварку с помощью металлического электрода. Часть листов котельного железа вместо клёпки была сварена между собой. Швы получились чистыми и прочными. Сварка листов производилась отдельными секциями, которые при монтаже корпуса перемежались с клёпанными секциями. Эксперимент удался.

Электросварка также применялась Н.Г. Славяновым при строительстве корпусов пароходов «Батюшков», «Медведь», «Медвежонок», «Боярин», «Боярыня» и других.

Славянов использовал электросварку и при изготовлении отдельных деталей. Например, в 1892 году на Мотовилихинский завод привезли сломанный на две части стальной вал с парохода «Пушкарь» диаметром 255 мм и весом 95 пудов. Под руководством Славянова он был сварен и поставлен на пароход.

Применение электросварки послужило началом для перехода на цельносварные корпуса судов, которые вытеснили клёпаные корпуса.

Совершенствовались и силовые установки. Если раньше топливом служили дрова, то с 1870-х годов стала применяться нефть. К началу XX века появились теплоходы с двигателями внутреннего сгорания, которые отличались экономичностью в расходе топлива. В 1911 году на Коломенском заводе для реки Камы был построен первый колёсный пассажирский теплоход «Урал». Вообще, технический уровень российского речного пароходства тогда был наиболее высоким в мире.

В конце XIX века появились деревянные баржи грузоподъёмностью по 2000-3000 тонн и баржи с железными корпусами. Для перевозки нефти, керосина и бензина начали строить специальные наливные суда.

Росла конкуренция между судовладельцами. Не располагавшие большими капиталами судовладельцы банкротились. Всего на Каме с 1846 по 1917 год действовало порядка 36 пароходных компаний, по реке ходило 400-500 пароходов.

Постепенно пароходное дело сосредоточилось в руках нескольких больших компаний. В начале XX века первое место занимала компания «Братья Каменские и Н. Мешков». Численность рабочих-речников в то время достигала 7 тысяч человек. Их работа была тяжёлой и малооплачиваемой. В конце мая 1906 года в Лёвшино, где на пристанях судовладельцев Любимова, Мешкова, братьев Каменских, Ушакова и других работало 2-3 тысячи грузчиков, вспыхнула крупная забастовка. Грузчики требовали повышения зарплаты. Забастовка продолжалась несколько дней.

Источник

Круизы по Каме

Круизы по Каме: цены, расписание 2021, скидки. Большой выбор круизов по Каме со скидками, а также круизные пакеты с авиа и экскурсиями, можно выбрать онлайн в данном разделе сайта компании Круизный Дом.

Кама – самый крупный приток Волги, река, на которой стоят старинные, красивые русские города Чайковский, Пермь, Елабуга, Чистополь, Нижнекамск, Набережные Челны, Березники, Соликамск и другие.

Отдых на реке Кама предлагают самые крупные речные круизные операторы России – компании Мостурфлот, Инфофлот, Водоход, ГАМА и Русич. Туры по этому направлению осуществляются как на теплоходах эконом-класса, так и на судах класса комфорт и премиум и теплоходах-пансионатах.

Продолжительность речных круизов по Каме составляет от 2 до 16 ночей. Круизы по Каме начинаются из Москвы и из других российских прибрежных городов — Нижнего Новгорода, Казани, Чебоксар, Саратова, Самары, Перми, Ярославля.

Поиск по выходу круизов из портов Камы и Волги

Круизы по Каме

Круизы из Камбоджи, Китая и Лаоса

Круизы из Индии

Круизы из Мьянмы и Бирмы

Круизы из Вьетнама

Порты Камы и Волги

Казань, Россия

Нижний Новгород, Россия

Нижний Новгород, Россия

Пермь, Россия

Самара, Россия

Сарапул, Россия

Ульяновск, Россия

Чайковский, Россия

Чебоксары, Россия

Казань, Россия

Нижний Новгород, Россия

Нижний Новгород, Россия

Пермь, Россия

Самара, Россия

Сарапул, Россия

Ульяновск, Россия

Чайковский, Россия

Чебоксары, Россия

Круизный Дом предлагает не только купить речной круиз по Каме на любой теплоход, но и оформить онлайн сразу полный круизный пакет с авиаперелетом, трансфером, с экскурсиями, что намного выгоднее и дешевле до 15% по сравнению с выбором одной услуги.

В речном круизе по Каме туристы смогут побывать не только в тех портах, которые стоят непосредственно на самой Каме, но и волжских портах, знаменитых своими достопримечательностями, так как такие круизы останавливаются как правило в Казани, Костроме, Ярославле, Нижнем Новгороде, Уфе и других прибрежных городах.

Некоторые маршруты круизов на теплоходе по Каме включают остановку на острове Свияжск, где расположен одноименный исторический город, прославившийся как крупнейшая крепость во времена Ивана Грозного.

Круиз по Каме из Нижнего Новгорода может включать посещение городов Самары и Тольятти, где туристы смогут побывать на Жигулевском пивоваренном заводе и музее самого знаменитого автомобильного завода России.

В онлайн поиске Круизного Дома вы найдете как маршруты, начинающиеся в одном городе и заканчивающиеся в другом, например, круиз из Москвы в Нижний Новгород, так и путешествия, начинающиеся и оканчивающиеся в одном и том же порту. Одними из самых популярных путешествий в регионе являются круизы по Каме из Перми и Сарапула.

Для длительных туров по Каме мы рекомендуем выбирать самые комфортабельные теплоходы, осуществляющие круизы по этому региону, в частности, теплоход-пансионат Александр Бенуа, теплоход Михаил Булгаков (класс Премиум), Дмитрий Фурманов, Н.А. Некрасов, Родная Русь.

Помимо экскурсионной программы на берегу, включенной в стоимость путешествия по Каме, туристов ожидает тщательно разработанная развлекательная программа на борту теплоходов, которая учитывает интересы разных возрастных групп. На речных круизных маршрутах по Каме предусмотрены также так называемые «зеленые стоянки» теплохода, во время которых часто организовываются интересные мероприятия и барбекю на открытом воздухе.

Расписание и стоимость круизов по Каме на теплоходе вы можете посмотреть на сайте туроператора Круизный Дом, где можно забронировать также речные круизы по Волге и другие круизы по рекам России.

Отдых на реке Кама на речном круизном теплоходе подойдет любым путешественникам – как семьям с детьми, так и семейным парам. Это один из самых популярных видов отдыха — ведь туристы передвигаются по сути на плавучем комфортабельном отеле и каждый день посещают новый город — речной порт.

Источник

Круизы на теплоходе по Каме в навигацию 2021 года

Круизы по Каме

Кама— самый крупный приток Волги, протекающий по территории таких субъектов Российской Федерации как Пермский край, республики Татарстан, Удмуртия, Башкортостан и Кировская область.

Столь выгодное расположение позволяет не только насладиться живописными природными ландшафтами в рамках путешествия на пароходе по Каме, но и познакомиться с разнообразными культурными особенностями народов нашей страны, узнать много интересного из их истории. Так же во время отдыха можно совершить увлекательную экскурсионную программу в городах-остановках, где опытные гиды расскажут много познавательного из жизни региона, покажут основные культурные достопримечательности, а так же самые выгодные точки для памятных фотографий.

Что можно увидеть во время речного круиза по Каме

Так, купив камское путешествие, Вы увидите:

  • Знаменитый Казанский Кремль с мечетью Кул-Шариф, прогуляетесь по центральному проспекту Татарской столицы, сможете увидеть великолепную набережную Казанки.
  • Познакомитесь с камской столицей — Пермью, откуда также можно совершить автобусные экскурсии в современный мегаполис — Екатеринбург, Тюмень, Кунгурскую Ледяную пещеру, дом Бориса Пастернака во Всеволодово-Вильве, Соликамские солеваренные постройки, а также побывать в гостях у «Бурановских бабушек», прославившихся на весь мир после Евровидения 2012 года.
  • Незабываемое впечатление во время круиза на теплоходе по Каме оставляет прохождение шлюзов ГЭС, которых не мало встретится по ходу движения, особенно удивит вид единственного в России шести-камерного шлюза, находящийся в Перми.
Читайте также:  Русские реки бассейн атлантического океана

Наличие стольких увлекательных возможностей делают речные туры по Каме одним из самых интересных водных туристических маршрутов России, который с каждым годом пользуются все большей популярностью не только среди наших, но и иностранных граждан. Продолжительность подобных путешествий весьма разнообразна: от туров выходного дня (например, из Казани до Елабуги) до многодневных поездок (от Москвы до Перми), что, безусловно, скажется на стоимости круиза.

Выбор теплоходов также самый разнообразный, отличающийся как уровнем борта (трех-четырехпалубные корабли, от эконом до премиум класса), так и категорией выбранной каюты (от наиболее дешевых без удобств, до кают класса люкс). Но, несмотря на возможные вариации, в цену тура всегда, помимо проживания, входит трехразовое питание и развлекательная программа во время всего пребывания на корабле. Речные круизы по Каме — замечательная возможность провести выходные/отпускные дни в атмосфере небывалого уюта с сочетанием интереснейших экскурсионных программам. Это отдых, который не оставит равнодушным ни одного пассажира и подойдет для всех — от семейных пар с детьми, до веселых шумных компаний.

Источник

Река Кама: от истока до устья

Река Кама – один из главных притоков Волги. По площади бассейна водосбора ее можно отнести к самым крупным водным артериям России. Ее общая длина составляет 1805 км. В верхнем течении русло извилистое с многочисленными старицами. После места впадения в Вишеру становится более полноводной, а в низовьях образует многочисленные рукава, привольно разливаясь по всей долине.

Общее описание

Кама является одной из судоходных рек России. Она полностью судоходна до поселка Керчевский. Основную часть водного питания реки составляют талые воды. Период весеннего половодья длится с марта по июнь, за этот период успевает пройти до 62% воды от общего годового количества. Начало ледостава на приходится на ноябрь.

В общей сложности в Каму впадает около 73000 притоков. Большая часть из них совсем маленькие, их длина не превышает и 10 км. К самым крупным притокам относятся: Белая, Вишера, Чусовая, Вятка, Иньва.

Ниже показана Кама на карте России и её основные притоки.

Кама на карте России

Исток

Верховья Камы находятся в Удмуртии в селе Кулига. Свое начало она берет из 4 ручьев. В этом месте даже установлена каменная стела с надписью «Исток Камы». Также здесь обустроен символический сквер в центре которого находится родник. Образованное им озерцо называют «Лывой».

Устье

До создания Куйбышевского водохранилища Кама перед местом впадения текла параллельно Волге. Их разделяла каменистая гряда длиной не более 12 км. Сейчас река впадает в Камский залив Куйбышевского водохранилища. Его ширина в некоторых местах составляет около 40 км. Само место впадения расположено чуть ниже устья Вятки. Здесь находится национальный парк «Нижняя Кама». Одной из его достопримечательностей являются Танаевские пойменные луга.

фото

Рыбалка

Кама всегда славилась отличной рыбалкой. Этому отчасти способствует ее уникальный рельеф. Большие глубины перемежаются с отмелями и перекатами. Также здесь есть достаточное количество тихих рыбных заводей и омутов.

Но особую привлекательность для рыболовов представляет ловля на перекатах. Начинается она с мая. Объектом ловли в таких местах преимущественно становится окунь и голавль. Также очень часто здесь удается добыть щуку или сома. Их привлекает рыбная мелочь, скапливающаяся в таких местах.

На перекатах удается поймать окуней весом не более 600 грамм. Более крупные особи обычно осторожничают и прячутся в коряжнике на значительных глубинах. Поэтому любителям трофейной рыбалки стоит обращать внимание именно на такие места.

Ловля голавля на перекатах также имеет свои особенности. Клюет он только на быстро появившуюся приманку. В сильно бурлящих потоках переката добыча может также внезапно исчезнуть, как и появилась. Поэтому голавль сразу хватает любую появившуюся жертву безо всякого промедления.

При наступлении летней жары рыбаки переходят на места, где в Каму впадают небольшие речки и ручьи. В этот период здесь довольно активно питается камская бель. Также здесь можно поймать довольную крупную щуку или судака. Чем теплее вода, тем активнее клев.

При наступлении осени по всей протяженности начинают ловиться щуки. Исключение разве что составляют самые глубокие ямы. Для ее ловли местные рыболовы используют небольших поролоновых рыбок. После осеннего усиления клева судака многие рыболовы переключаются на его ловлю. При этом большая его часть отстаивается на небольших глубинах с каменистым дном.

Отдых

Вариантов отдыха достаточно много. Это комфортабельные базы отдыха, речные круизы и различные туристические маршруты. Любители активного отдыха могут даже попробовать сплав на катамаранах или резиновых лодках. В этом отношении более интересны верховья реки. Ценность отдыха на Каме заключается еще и в том, что здесь очень много исторически значимых мест. Большинство из них ярко иллюстрирует историю освоения Руси.

Выбор баз отдыха просто огромен. Здесь можно снять уютный номер в гостиничном комплексе, расположенном на берегу или отдельный домик с баней. Любители рыбалки могут разместиться на специальных рыболовных базах, которые очень удачно сочетают в себе комфортабельный отдых и возможность половить рыбу.

Самыми популярными считаются следующие базы:

  • Камские просторы;
  • Жемчужина;
  • Золотой якорь;
  • Крутые горки.

Речные круизы

Речные круизы – это еще один довольно популярный вид отдыха. В программу туров обычно входит посещение старинных российских городов, насыщенная культурная программа, ну и, конечно же, сам отдых на палубе теплохода. Во время круиза отдыхающие посещают такие крупные города как Елабуга, Самара, Уфа. Во время посещения они знакомятся с их культурными ценностями, достопримечательностями и уникальными памятниками природы.

Стоимость речного круиза обычно зависит не столько от продолжительности, сколько от класса того или иного судна. Чаще всего круизы осуществляют следующие теплоходы:

  • Михаил Булгаков;
  • Сергей Образцов;
  • Бородино.

Выбор туристических маршрутов здесь также очень разнообразен. Например, в национальном парке «Нечкинский» на территории Удмуртии разработан пешеходный маршрут протяженностью около 25 км. На пути следования туристов расположены комфортабельные базы, специально оборудованные места отдыха, смотровые площадки и даже выходы для купания. Неповторимый рельеф и ландшафт парка оставляет яркие и неповторимые впечатления.

Любителям всего неизведанного обязательно понравится знаменитая Чегандинская пещера с длинными извилистыми коридорами. Найти ее можно около слияния Камы и реки Белая. Или ключи с Живой и Мертвой водой в поселке Зуевы Ключи.

Также для удобства отдыхающих на территории парка проложено 5 автомобильных маршрутов. Даже любители зимнего отдыха смогут найти здесь себе развлечение. Специально для них был создан лыжный маршрут, изобилующий подъемами, спусками и поворотами.

Источник