Меню

Научные работы по реке или



Гидрологические исследования реки: значение, задачи, инструменты, методы, виды работ

Реки — важные составляющие экосистемы. Их состояние влияет на другие природные компоненты, экономическую и экологическую ситуацию местности. Регулярные исследования позволяют отслеживать динамику изменений, своевременно принимать меры защиты и регулировать техногенную нагрузку в соответствии с допустимыми значениями.

Исследования https://geoexpert-msk.ru проводятся двумя методами:

  1. Экспедиционный — быстрое изучение водоема по качественным характеристикам, основывается на исследовании следов изменений и опросе местного населения.
  2. Стационарный — непрерывное наблюдение для получения полной информации о характеристиках водного объекта и определения режима реки.

Значение гидрологических исследований

Реки играют большую роль в народном хозяйстве, экономике и экологии. Их используют как пути сообщения, источник энергии, источник питьевой воды и для полива в засушливой местности.

Чем больше сведений о динамике изменений, тем легче подобрать эффективные методы защиты при возникновении опасных процессов. Специалисты компании «ГЕОЭксперт» выполняют комплексные исследования рек, которые можно использовать для решения любых народнохозяйственных задач.

Без полноценных исследований реки ни одно предприятие не может получить разрешение на сброс сточных вод, так как нет возможности определить предельный объем.

Задачи исследований

Основная задача при проведении гидрологического исследования реки — комплексное изучение характеристик, которое поможет определить закономерности функционирования водного объекта. Реки могут изучаться как отдельный элемент экосистемы, так и в комплексе с другими — почвой, рельефом, климатом. По результатам исследования составляется паспорт реки. Он помогает:

  • Оценить значение водоема в экосистеме местности.
  • Определить допустимый уровень антропогенной нагрузки.
  • Разработать меры защиты реки от техногенного влияния.
  • Разработать рекомендации по рациональному природопользованию.

Инструменты, методы и виды работ

Перед выполнением исследовательских работ на местности, необходима подготовка, которая заключается в изучении картографических материалов и литературы. На этом этапе определяют:

  • К какому бассейну относится река и какого порядка приток.
  • Протяженности и извилистость.
  • Наличие притоков.
  • Площадь бассейна.
  • Падение и уклон.
  • Физико-географические условия.

Все перечисленное можно узнать по картам, для этого нет необходимости выезжать на место.

Следующий этап — полевые работы. Для их выполнения обязательно потребуется лодка, набор измерительного оборудования, полевые журналы, принадлежности для чертежей, тросы и веревки, рулетки, компас, секундомер, аппаратура для съемки. Реку разбивают на участки, составляют план, определяют основные параметры реки: особенности берегов, растительность, наличие населенных пунктов, ширину, глубину, характер дна, скорость течения, температуру воды, прозрачность, цвет и качество воды, пригодность для питья.

Инструменты для выполнения полевых работ:

  • Шнур для измерения ширины.
  • Ручной лот (веревка с грузом) для измерения глубины. Замер производится в нескольких точках через каждые 50-100 метров. Для неглубоких рек используется шест.
  • Поплавок для измерения скорости течения на поверхности, двойной поплавок — для работы на глубине. Для более точных измерений подходит гидрометрическая вертушка.
  • Водный термометр.
  • Диск Секки для определения прозрачности воды.
  • Шкала цветности для определения цвета.

Кроме этого, в полевых условиях изучается химический состав воды и ее пригодность для питья. Исследуется запах и вкус.

Во время проведения работ отмечаются перекаты, водопады и пороги, острова, отмели — все это поможет при составлении картографических материалов. Указываются особенные сведения — заболоченности, количество растительности по берегам, выход грунтовых вод, разрушение берегов.

Третий этап — вычислительные работы. Они выполняются на основе проб, замеров и информации, полученных при полевых исследованиях. На этом этапе определяют расход воды в реке, водный режим.

Итог исследований — составление паспорта реки. Этот документ включает следующие данные:

  • Географическое положение водного объекта.
  • Характеристику природных условий бассейна.
  • Метрические показатели (ширина, глубина, протяженность, падение и уклон).
  • Характеристики стока.
  • Гидрологический режим.
  • Хозяйственное использование водного ресурса.
  • Перечень водоохранных мероприятий.

К паспорту прилагаются графические материалы и расчеты, журналы полевых наблюдений, снимки и зарисовки отдельных участков водоема. Паспорт может использоваться предприятием для получения разрешения на сброс сточных вод в установленном предельном объеме.

Источник

Научные работы по реке или

ВВЕДЕНИЕ

В XXI веке проблема охраны окружающей среды становится всё более актуальной повсеместно, распространяясь на наиболее удалённые, даже ненарушенные и малонарушенные участки Земли. Это связано с тем, что антропогенная нагрузка на все компоненты природно-территориальных комплексов увеличивается. Водные ресурсы вовсе не являются исключением, скорее иллюстрацией для данного правила.

Даже на особо охраняемых природных территориях (ООПТ), сохранность которых так необходима для поддержания устойчивости биосферы, водные ресурсы могут деградировать – стать менее качественными и дефицитными.

Частью этой большой проблемы деградации водных ресурсов является проблема малых рек, весьма актуальная в Европейской части России, в особенности в Подмосковье. Это подтверждает и тот факт, что приблизительно 150 лет назад в Подмосковье число малых рек было на 25-30% больше. 1

Малые реки обладают природной повышенной уязвимостью к антропогенным воздействиям, так как из-за меньшего объёма и более медленного расхода вод их способность к саморегуляции ниже. Среди видов антропогенного вмешательства, которые вызывают пересыхание и загрязнение малых рек – вырубка лесов, распашка земель, осушение территорий (зачастую истоки малых реки расположены на заболоченных участках), забор воды на орошение, замусоривание территорий. 2

Их роль в экосистемах, напротив, весьма высока. Всем известно, как малые реки служат главным источником полноводности крупных водотоков, они также тесно связаны с древесной растительностью в лесах и поддерживают мягкий микроклимат, способствуют очищению воздуха. В малых реках и по их берегам создаются условия для жизни многих видов и эти экосистемы необходимы для поддержания биоразнообразия территорий.

Как следует из вышесказанного, малые реки очень ценны в экосистемах, особенно малонарушенных, и их состояние тесно связано с характером и интенсивностью природопользования прилегающих территорий. Поэтому по их состоянию можно судить и о состоянии прибрежных экосистем.

Данная исследовательская работа нацелена на осуществление подобной оценки состояния природных территорий по состоянию водных ресурсов одной из многочисленных малых рек Подмосковья.

Объект исследования – река Малодельня, расположенная в Одинцовском районе Московской области. Река протекает по территории ООПТ местного значения – природного резервата «Хвойно-широколиственные леса водораздела рек Дубешни и Малодельни».

Цель работы – провести комплексное эколого-географическое обследование реки для определения экологического состояния данного водного объекта и прилегающих особо охраняемых природных территорий. По итогам обследования был составлен экологический паспорт реки Малодельни (см. Приложение 1), в чём заключается практическая значимость и новизна работы.

В этой связи, предмет исследования – физико-географические и экологические характеристики реки Малодельня.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

изучить литературу, посвящённую экологическим проблемам малых рек, в том числе Подмосковья, а также реке Малодельне;

освоить методики определения основных эколого-географических характеристик водотоков, приобрести практические навыки применения этих методик;

сделать выводы об экологическом состоянии реки, составить экологический паспорт реки Малодельни, указать рекомендации, которые могут помочь улучшить (если необходимо) экологическое состояние исследуемого водного объекта.

Гипотеза, принятая нами в начале исследования, заключалась в том, что экологическое состояние реки Малодельня не является идеальным и отклонения от нормальных значений исследуемых параметров даст информацию о видах природопользования и, следовательно, об антропогенных нарушениях прилегающих к реке территорий.

Методы, применявшиеся в ходе исследования, делились на две группы:

Теоретические: анализ и синтез информации;

Эмпирические: наблюдение, измерение, фотографирование. Методики измерений и исследований приводятся в основной части работы в разделах, посвящённых отдельным характеристикам реки.

Исследование проводилось в сентябре-октябре 2017 года.

Данная исследовательская работа содержит оценку экологических рисков для участка Одинцовского района, так как данные о состоянии одной из малых рек позволяют сделать предварительный вывод об экологическом благополучии прилегающих территорий.

Работа носит эколого-краеведческий характер, поскольку она связана с изучением и защитой природных богатств родного края.

Глава I. Общая физико-географическая характеристика объекта исследования

Общая характеристика реки Малодельня

Река Малодельня является левым притоком реки Москва. Длина составляет 16 км, площадь водосборного бассейна – 75,5 км². По данным государственного водного реестра России относится к Окскому бассейновому округу. 3

Исток реки расположен у села Андреевское, от которого Малодельня течёт в юго-восточном направлении, преимущественно через леса. Помимо Андреевского, вдоль реки расположены следующие населённые пункты: Иглово, Ивано-Константиновское, Хаустово, Андрианково, Спасское, Сергиево, Каринское и Устье. Несмотря на небольшую численность постоянного населения, в данных населённых пунктах располагаются садовые товарищества, идёт коттеджное строительство, в непосредственной близости от реки проходит автодорога. Над рекой Молодня проходят два автомобильных моста. Именно поэтому была поставлена соответствующая гипотеза (см. Введение).

Полевое исследование началось с визуальной оценки экологического состояния реки.

Визуальная оценка экологического состояния реки

Данный метод основывается на изучении объекта с помощью сенсорных систем органов исследователя: зрения, слуха, обоняния и т.д. Оборудование, приборы и материалы: фотоаппарат, ручка, блокнот.

Ниже приводятся результаты визуального исследования реки Малодельня на протяжении её течения: в истоке, среднем течении, у запруды, в устье.

Исток реки Молодня находится около села Андреевское. Преобладает широколиственный хвойный лес. Дно илистое. Растительность: ели, ольха, кустарник, рябина, разнотравье, голубика, грибы. Ширина реки: 0,3-2м.

Среднее течение реки было исследовано перед деревней Хаустово. Растительность: березы, осины, ольха, кустарник, ива, крапива, разнотравье. Дно каменистое. Ширина: 1- 6 м. Глубина: 0,3-0,5 м.

Запруда находится в деревне Хаустово. Растительность: осины, кустарник, крапива, разнотравье, хвощи, рогоз, борщевик, злаковые, кувшинки. Глубина: 2-3 м. Ширина: 70-100 м. Дно илистое.

Устье реки Молодня находится около деревни Устье. Растительность: березы, кустарник, разнотравье. Ширина: 2-6 м. Дно песчаное. Коренной берег подмывается. Глубина: 0,5-0,8 м.

Глава II. Определение морфометрических параметров

бассейна реки Малодельни

2.1. Построение поперечного профиля речной долины

Речная долина – отрицательная линейно вытянутая форма рельефа, образованная главным образом эрозионной деятельностью реки. Долина р. Малодельня узкая и глубокая с V–образным поперечным профилем, также врезана до горизонта твердых пород.

Рис. 1. Поперечный профиль речной долины реки Малодельня.

2.2. Определение площади живого сечения русла реки

Площадь живого сечения реки – площадь, ограниченная сверху водой, а с боков и снизу подводным очертанием реки. Для расчета площади живого сечения необходимо измерить ширину и глубину реки. Площадь живого сечения будет равна сумме площадей двух треугольников и определенного числа трапеций, которые рассчитывают по соответствующим формулам.

Оборудование, приборы и материалы: мерный трос, рулетка, фотоаппарат, блокнот, ручка.

Рис. 2. Площадь живого сечения реки Молодня в среднем течении составляет 0,53м².

2.3. Измерение скорости течения воды в реке

Измерение скорости течения воды можно проводить с помощью поплавков или брусков. Поплавки пускают по одному выше верхнего створа. В момент прохождения поплавка через верхний створ включают секундомер, а при прохождении через нижний створ его останавливают. Скорость течения – это отношения расстояния между створами к времени движения поплавка. Средняя скорость течения рассчитывается как среднее арифметическое всех скоростей. Оборудование, приборы и материалы: поплавки, секундомер, рулетка, блокнот, карандаш.

Табл. 1. Измерение скорости течения воды в среднем течении реки Малодельня.

Средняя скорость течения в среднем течении: 0,16 м/с=0,58 км/ч.

Табл. 2. Измерение скорости течения воды в устье реки Молодельня.

Средняя скорость течения в устье: 0,49 м/с=1,76 км/ч.

2.4. Определение расхода воды и стока

Расход воды (Q) – количество (объём) воды, протекающей за определенную единицу времени через поперечное сечение потока, произведение площади живого сечения на среднюю скорость воды в реке.

Сток (W) – количество воды, протекающей через поперечное сечение водотока за определенное время. Сток рассчитывают как произведение расхода на продолжительность интересующего периода.

Расход воды Q = 0,53 м²*0,16 м/с = 0,0848 м³/с = 84,8 л/с.

Сток воды за час W = 0,0848 м³/с*3600 с = 305,28 м³.

Глава III. Определение гидрофизических параметров воды

3.1 Определение температуры воды, мутности (прозрачности)

воды в реке

Температура является важнейшим параметром, определяющим состояние водоема и качество воды в нем. От температуры воды зависят многие параметры состояния водоемов и водотоков.

Температура в реке: 7°C (7 окт. 2017 г. 12:11).

Температура в разных точках замера не отличается.

3.2 Определение цветности, запаха воды

Запах воды илистый. Оценка интенсивности запаха 1 балл. Цветность воды в реке практически не отличается от проточной воды (имеется желтоватый оттенок).

Глава IV. Определение гидрохимических параметров воды

В процессе работы нами был изучен Протокол испытаний от 31.10.2017 Лаборатории ОАО «Одинцовский водоканал», содержащий гидрохимические показатели воды из реки Малодельня и нормативные данные.

Измерения проводились в аккредитованной лаборатории по методикам, данным в природоохранных нормативных документах федерального уровня.

Данные лаборатории показывают нейтральную кислостность воды (7,6). Превышения нормативных значений наблюдается по показателям содержания аммоний-ионов, нитрит-ионов, фосфат-ионов, железа и взвешенных веществ. Это свидетельствует о наличии химического загрязнения реки, потенциально, канализационными и сельскохозяйственными стоками (удобрениями и/или животноводческими стоками). Как видно из общей характеристики района (Глава I), в котором протекает река, это непосредственно связано с типом природопользования на прилегающей территории. Таким образом, гипотеза подтвердилась.

Читайте также:  Разлив реки енисей когда

Глава V. Экологический мониторинг поверхностных вод на территории Одинцовского муниципального района за 2015-2017 годы

Администрация Одинцовского муниципального района на протяжении ряда последних лет проводит экологический мониторинг воздушного бассейна, почв, поверхностных вод и донных отложений рек, родников для поддержания экологического благополучия территории нашего района. Для этого администрация ежегодно заключает договоры с испытательными лабораториями Липецка, Санкт-Петербурга и др. Особую тревогу в районе вызывает экологическое состояние загрязнённых рек, таких как Бутынь, Ликова, Рудь и некоторых других. В испытание входит физико-химическое исследование содержания тяжёлых металлов, таких как свинец, кадмий, мышьяк, никель, кобальт, марганец, хром, литий, цинк и др. Этими исследованиями были охвачены все реки Одинцовского района, в том числе и река Малодельня.

Вывод: содержание тяжёлых металлов в воде реки Малодельня соответствует предельно допустимой концентрации. Особую настороженность вызывает повышенное содержание свинца, возросшее за последний год в 2 раза, связанное с увеличением антропогенной нагрузки, с возрастающим потоком машин и грузового транспорта для обеспечения нужд района.

Значительные количества железа поступают в водоемы со сточными водами, сельскохозяйственными стоками. Концентрация железа в воде зависит от рН и содержания кислорода в воде. Повышенное содержание железа наблюдается в болотных водах, в которых оно находится в виде комплексов с солями гуминовых кислот, так называемое, органическое железо.

Насыщенными железом оказываются подземные воды в толщах юрских глин. Поэтому содержание железа превышает норму в 3 раза.

Также тревогу вызывают периодические подъёмы содержания нефтепродуктов в воде. Так в 2016 году было зафиксировано превышение ПДК в 4 раза. Мы связываем это с работой авиационной техники на аэродроме «Кубинка» и издержками автомобильного транспорта.

Лабораторий контроля качества вод было проведено микробиологическое исследования воды в реке Малодельня, которое показало, что содержание колиформных, термоталерантных, патогенных бактерий и колифагов находится в пределах нормы, что свидетельствует об удовлетворительном бактериологическом состоянии поверхностных вод для рекреационного пользования, а также в черте населённых мест.

Вывод: Поскольку река Малодельня протекает по территории ООПТ «Хвойно-широколиственные леса водораздела рек Дубешни и Малодельни», любое повышение уровня концентрации загрязняющих веществ может привести к сокращению и даже исчезновению видов редких и уязвимых представителей органического мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное эколого-краеведческое исследование посвящено малой реке Подмосковья – реке Малодильня, протекающей по территории ООПТ местного значения в Одинцовском районе.

Были проведены визуальные осмотры состояния реки на протяжении всего течения, а также изучены потенциальные источники антропогенного воздействия.

Исследование реки включало построение поперечного профиля речной долины, определение площади живого сечения русла реки, измерения скорости течения воды в реке методом поплавков, определение расхода воды и стока. Были также определены гидрофизичекие параметры воды (температура, мутность, цветность, запах). В ходе работ автором были получены практические навыки применения методик гидрологических измерений, которые необходимы для исследования малых рек.

Комплексное эколого-географическое исследование реки, представленное в данной работе, позволило не только составить общую характеристику некоторых параметров реки, но и судить о наиболее ярко выраженных экологических нарушениях и потенциальных рисках. Информацию об экологическом состоянии реки дал анализ результатов гидрохимического исследования проб воды из реки, которое выявило превышение содержания некоторых химических веществ над нормативными значениями.

Экологический паспорт реки Малодельня (см. Приложение 1) можно считать итогом и продуктом проведённого исследования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гусейнов А.Н., Александрова В.П., Нифантьева Е.А. Изучение водных экосистем в урбанизированной среде: практикум с основами экологического проектирования. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2015. – 112с.

2. Алексеев С.В. Практикум по экологии: учебное пособие / С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г. Муравьев, Э.В. Гущина; СПб.: Паритет, 2004.

3. Белова Н.И. Экология в мастерских. М.; СПб.: Паритет, 2004.

4. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. М.: Сов. Энциклопедия, 1988.

5. Комплексная экологическая практика школьников и студентов. Программы. Методики. Оснащение: учебное пособие / Под ред. проф. Л.А. Коробейниковой. СПб.: Крисмас+, 2002.

6. Жигарев И.А. Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику «Основы экологии. 10(11) класс» / И.А. Жигарев, О.Н. Пономарева, Н.М. Чернова; под ред. Н.М. Черновой. М.: Дрофа, 2001.

7. Кургузкин М.Г. Элементы мониторинга водоемов. Экологический практикум. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 1995.

8. Ласуков Р.Ю. Обитатели водоемов. Карманный определитель. М.: Рольф, 1999.

9. Мазаев А.В. Экологический мониторинг малых рек. М.: Изд-во МГГА, 2000.

10. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающеё средой нашего города. Школьный практикум. 9-11 классы. М.: ВЛАДОС, 2001.

11. Москва: геология и город / Под ред. В.И. Осипова и О.П. Медведева. М.: Московские учебники, 1997.

12. Новенко Д.В. География: практические работы на местности. Школьный практикум. 6-9 классы. М.: Дрофа, 1997.

13. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990.

14. Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. М.: Дрофа, 2004.

15. Справочник по гидрохимии / Под ред. А.М. Никанорова. Л.: Гидрометеоиздат, 1989.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Экологический паспорт водного объекта

Название реки:Малодельня (альтернативное название: Малодня).

Адрес реки:Одинцовский район.

Географическое положение реки:берёт начало у села Андреевское, впадает в Москва-реку. Относится к Окскому бассейновому округу. Протекает в границах природного резервата «Хвойно-широколиственные леса водораздела рек Дубешни и Малодельни» – особо охраняемой природной территории местного значения.

Водосборный бассейн:75,7 км², притоков нет.

Долина реки, элементы речной долины и поймы:долина р. Малодельня узкая и глубокая с V–образным поперечным профилем, также врезана до горизонта твердых пород. Имеется небольшая пойма, расположенная недалеко от устья реки, в деревне Хаустово располагается запруда.

Русло реки:длина реки составляет 16 км, средняя ширина составляет около 1-2 м, площадь живого сечения составляет 0,53 м², средняя глубина около 0,5-1 м.

Гидрологический режим:типичный для рек умеренного пояса Европейской части России. Весеннее половодье связанное с таянием снега, паводок в любое время года, летняя межень. Расход воды – 84,8 л/с. Сток воды – 305,28 м 3 /ч.

Санитарное состояние водосборного бассейна:вдоль реки расположено несколько населённых пунктов, берега реки слабо замусорены бытовыми отходами, имеются несколько кострищ.

Характер использования реки:воды реки используются для сельскохозяйственных нужд, а сам водный объект имеет рекреационное значение.

Физико-химические показатели воды:

Источник

Исследовательская работа «Река Таволга»

Юлдашева Асия Ахметовна

Река Таволга – наша малая родина: это затянутый травой берег реки, это склонившиеся ивы, это старая берёза на косогоре, крыши изб над огородными пряслами. Всё это вызывает прилив нежности к родному краю, к местам, в которых живёшь. Почему это трогает сердце больше, чем вид центральной площади или даже символы страны? Лучше всех, пожалуй, объяснил это Константин Симонов:

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли…

Наверное, так и мы представляем свою тихую родину. Эту единственную милую реку далеко не всегда найдёшь на карте, но зато на её берегах проходят мои годы детства …

Скачать:

Вложение Размер
reka_tavolga.rar 795.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс учебно-исследовательских и проектных работ учащихся общеобразовательных учреждений «Науки юношей питают»

ученик 8 класса

МБОУ «Ибряевская основная общеобразовательная школа»

Юлдашева Асия Ахметовна- учитель географии

МБОУ «Ибряевская основная общеобразовательная школа»

Введение _________________________________________________________________ 3

Глава 1. Водные ресурсы

1.1 Вода в природе ___________________________________________________________5

1.2 Реки нашего края _________________________________________________________7

1.3 Загрязнение воды _________________________________________________________ 8

Глава 2. Таволга – река нашего края

2.1 «Экспедиция» в историю реки

  1. Изучая историю села _________________________________________________ 9
  2. Социологическое исследование_________________________________________ 9
  3. Встречи со старожилами села___________________________________________ 10

2.2 Состояние вод реки сегодня ______________________________________________ 11

Заключение _______________________________________________________________ 14

Список литературы _________________________________________________________26

Журчит, журчит по взгорью чуть видный ручеек.

Течет, течет и вскоре вливается в поток.

Поток, с камнями споря, бежит к реке, широк.

Река стремится к морю, и путь её далёк.

Кто помнит тот на взгорье далёкий ручеёк?

Но горе, если море забудет свой исток.

Река! Как много говорит это слово сердцу каждого человека!

Река — это история, а история человечества неразрывно связана с природой и особенно с одним из важнейших её даров — водой.

Издавна люди ценили то, что было дано природой. Прославляли своё Отечество: гордились реками, озёрами, земными недрами. Долины рек на протяжении тысячелетий были колыбелями человеческой культуры и являлись родиной многих народов. Человек пользовался реками как удобными жизненно важными путями, они поили своими водами поля и сады, давали свет и тепло. На берегах рек возникали поселения, свершались важнейшие исторические события.

А что для нас значит река?

Река Таволга – наша малая родина: это затянутый травой берег реки, это склонившиеся ивы, это старая берёза на косогоре, крыши изб над огородными пряслами. Всё это вызывает прилив нежности к родному краю, к местам, в которых живёшь. Почему это трогает сердце больше, чем вид центральной площади или даже символы страны? Лучше всех, пожалуй, объяснил это Константин Симонов:

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли…

Наверное, так и мы представляем свою тихую родину. Эту единственную милую реку далеко не всегда найдёшь на карте, но зато на её берегах проходят мои годы детства …

Но нас всегда тревожит проблема: чистая или грязная вода в реке, давно нельзя купаться в ней, это очень опасно, да и река очень мелка? (Так как, дно реки – «мяша», которая поднимается вверх при малейших прикосновениях; вода в реке мутная, да и река помелела, а раньше, по словам стариков, была прозрачная и глубокая)

Думаем, что это очень волнует не только нас, как жителей села и юных краеведов-экологов, но и всех ибряевцев, а это около 400 человек. Если воды реки не охранять, не очищать, то река может превратиться в яму различных отходов, источник болезней.

А ещё нам интересно: какую роль река играла в жизни людей в прошлом. Ведь, наше село около 270 лет стоит на берегу реки Таволга. Изучение природы своего края — это изучение его истории, его корней.

По этим причинам мы решили исследовать состояние реки Таволги села Ибряево, где проживаем, а также изучить историческую роль реки в жизни села.

Объект изучения: река в селе Ибряево

Предмет исследования: состояние воды

Цель исследовательского проекта: исследовать качество воды реки Таволга и изучить историческую роль реки в жизни села.

Задачи исследовательского проекта:

  1. Изучить материалы по состоянию окружающей природной среды в с. Ибряево Красногвардейского района
  2. Овладеть методиками по изучению реки, по исследованию качества воды реки.
  3. Изучить историю значения реки по воспоминаниям старожил села, краеведов края, архивным документам.

Глава 1. Водные ресурсы

1.1 Вода в природе

Всякий раз, когда речь заходит о возможности жизни на других планетах, нас интересует на них присутствие воды. Без воды существование жизни невозможно. По словам учёного Э.Х. Фрицмана: «Вода есть то, из чего происходит всё».

Вода — самое распространённое на Земле вещество. Она занимает около 70% всей поверхности, и содержится в океанах, морях, озёрах, реках, водохранилищах, подземных водах, почве, ледниках.

Объёмы воды (в км 3 ) в природе (по М.И. Львовичу)

Мировой океан 1370000

Вода земной коры 340.000

Подземные воды 60.000

Почвенные воды 75

Однако возможность жизни на суше определяется наличием пресной воды, содержащей очень малое количество солей (не более 0,01 %). Сегодня пресной воды на земном шаре совсем немного, не более 1% от всего запаса влаги. Поэтому пресная вода — очень ценный природный ресурс, который человечество часто безумно растрачивает и загрязняет.

Вся вода на Земле находится в состоянии круговорота, включающего поступление воды в атмосферу при испарении с поверхности океанов, морей, рек и озёр, а также в процессе её испарения растениями. Круговорот замыкается в результате обратного выпадения атмосферных осадков на поверхность Земли. Выпадающая на землю вода может следовать двумя путями: либо впитываться в почву, достигая грунтовых и подземных вод (или удерживаться в почве и возвращаться в атмосферу в результате испарения её с поверхности или растениями); либо стекать по поверхности в болотно-овражную сеть, а затем до поверхности водоёмов.

Значит, рано или поздно вода, испарившаяся из Мирового океана, снова поступает в него, но самыми разными путями — по руслам рек и под землёй. Так замыкается водоворот воды в природе. Этот процесс сложный, многообразный, никогда не затухающий происходит во всех оболочках Земли — атмосфере, гидросфере, литосфере.

Реки в этом механизме замыкающее звено. Поэтому остро стоит вопрос не только в количестве, но и в качестве поступающей воды в их русла.

Вода — природный ресурс. Её значение :

  1. важное звено природных ресурсов
  2. основная часть животного и растительного мира
  3. сырьё в народном хозяйстве
  4. универсальный растворитель
  5. «вечный двигатель» (круговорот воды в природе бесконечен)

1.2 Реки нашего края

Посмотрев на карту, можно увидеть множество голубых нитей, покрывающих Землю сложным узором. Это – реки нашей планеты, жизненные её артерии, по которым, словно кровь в живом организме, пульсируя, движется вода. Они несут свои воды через горы, равнины, леса.

Река со своими притоками образует речную систему. Площадь, с которой она собирает воды, называется бассейном, или водосбором. Протекая из года в год по дну своих долин, речной поток вырабатывает углубление- русло. Река имеет начало, или исток, и устье, где она оканчивает свой путь.

Главные периоды жизни реки: половодье, паводок, межень, ледостав. Половодье бывает весной, во время таяния снегов. Паводок- это недолгий подъём воды от сильных дождей или ливней. Межень или маловодье бывает из-за засухи; в русле появляются мели, уровень воды понижается. Ледостав- река покрывается льдом до весны.

Главными водными артериями Красногвардейского района являются реки Ток и Малый Уран. Для них характерно неравномерное распределение речного стока. Река Ток имеет широкую разработанную долину с глубокими плесами и омутами. Ширина реки в межень редко где достигает 30-40м. Для Малого Урана характерно русло с чередованием озерных плесов и стремительных узких проток, иногда с порогами и водопадами. Наиболее значительные правые притоки Тока в пределах района – реки Зиганник, Турганник, Кристалка. Весной бурные стремительные потоки, летом приобретают вид быстрых ручьев. Левобережные притоки Тока — Ишалка, Именинник, Енкла, Калтан, Кутерля- летом сильно мелеют и представляют собой едва струящиеся ручьи. Из правобережных притоков Малого Урана можно выделить речки Яшка, Кинзелька и Табунок, а из левобережных- пересыхающие ручьи Красный, Курносовка и Грачевка.

Наше село Ибряево Красногвардейского района стоит на реке Таволга. Берёт она своё начало из небольшого родника у бывшего поселка Утар (что за селом). Речка Таволга относится к речной системе реки Волги и считается речкой пятого порядка, так как сама она впадает в р. Турганник (около села Преображенка), р. Турганник в р. Ток, р. Ток в р. Самара, р. Самара в р. Волга, р. Волга в Каспийское море. Вот такая география наших вод реки Таволга!

В нашем крае есть большие и малые реки. У каждой из них своя, особая жизнь и нрав.

1.3 Загрязнение воды

Чем более развитым становится человечество, тем больше воды оно использует для самых разнообразных нужд. С ростом населения и развитием хозяйства происходит и возрастающее загрязнение вод.

Загрязнение – это насыщение вод такими веществами и в таких количествах, которое ухудшает качество воды и влечёт различные неблагоприятные последствия: причинение вреда здоровью людей, уменьшение рыбных запасов затруднение в снабжении водой населения и народного хозяйства и прочее.

Деятельность человека сильно изменила земную поверхность. Это и асфальтирование территорий, это дороги, свалки отходов, техногенные образования, распаханные поля и пастбища для выпаса скота. Поэтому поверхностный сток крайне загрязнён. Он включает в себя все виды загрязняющих землю материалов: смытую почву, удобрения, экскременты животных; пестициды, используемые в сельском хозяйстве; сажа, пыль от транспорта, остатки нефти и горюче-смазочных веществ, бытовой мусор и т.д.

Сегодня поверхностный сток – один из основных источников загрязнения всех рек и водоёмов. Он может быть: промышленным, хозяйственно-бытовым, ливневым (кислотные дожди).

Содержание вредных веществ в воде определяется их концентрацией (используются значения предельно допустимых концентраций-ПДК). Оно может быть разной в зависимости от назначения водоёмов:

Для контроля качества воды водных объектов используются критерии приоритетных региональных показателей :

  1. специфичность вещества для сточных вод;
  2. степень превышения ПДК вещества в воде водного объекта;
  3. класс опасности;
  4. канцерогенность;
  5. частота обнаружения вещества в воде;
  6. тенденция к росту концентраций вещества в воде;
  7. биоразлагаемость;
  8. степень контакта вещества с населением.

Глава2.Таволга- река нашего края

2.1 «Экспедиция» в историю реки.

Изучая историю села

Наше село Ибряево, по рассказам старожилов, основано во второй половине 18 века. Первыми поселенцами были: Ибрагим , Арслан, Юлдаш, Курбай.

Село назвали именем старшего во возрасту поселенца — Ибрагима.

Главным занятием поселенцев было земледелие и скотоводство. Большая площадь земли была занята лесами, в течение сотен лет которые были вырублены, а освободившаяся земля была использована под пашни и для выгона скота.

Наиболее распространенные фамилии в селе: Абдрашитовы, Арслановы, Ибрагимовы, Курбаевы, Юлдашевы — имеют свое возникновение от первых поселенцев.

Первые поселенцы выбрали удобное место для проживания: протекает река Талы- елга (Таволга), кругом холмы, неподалеку много небольших лесочков, многочисленные родники, откуда берет начало наша речка.

В ходе исследовательской работы мы решили провести социологический опрос среди группы учащихся нашей школы и их родителей. На вопросы отвечали 20 человек. Нам было интересно узнать, что думают и знают они об истории и значении реки в нашем селе. Проанализировав анкеты, мы сделали вывод, что у всех опрошенных самые распространённые ответы об использовании реки это: вода для полива и скотины. Это составило, примерно, 87% опрошенных.

Этот опрос помог мне обозначить круг людей, которые помнят и знают очень много из прошлого.

Встречи со старожилами села.

Встречи с Юлдашевым Мидхатом Хамзаувичем и Юлдашевой Рахимой дали нам очень много информации. Мы узнали много интересного и полезного. Слушая рассказы наших собеседников, мы поняли, что мысленно сопоставляя факты, явления прошлого из жизни реки, села с сегодняшним днём.(Приложение 2)

Поэтому наши приобретённые знания мы представляли в таблице.

Сравнительная характеристика реки в прошлом и настоящем.

Источник

Научно-исследовательская работа «Загубленная река»

Муниципальное образовательное казенное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Адышева

Оричевского района Кировской области

Загубленная река

Ученица 9 класса

Шуманина Ольга Ивановна

учитель биологии и географии

I глава. Теоритическая часть ………………………………………………….5

Река Шмелиха в прошлом, как часть речной системы

Современные гидрологические характеристики………………. 6

II глава. Методика исследования …………………………………………….7

2.1. Изучения показателей воды……………………………………………….7

2.2. Характер и род запаха воды естественного происхождения……………8

2.3 Интенсивность запаха воды……………………………………………….9

III . Результаты исследования воды в реке Шмелихе …………………. 10

3.1 Результаты исследования органолептическим методом………………….10

3.2 Источники загрязнение реки……………………………………………….12

3.3 Причины обмеления реки…………………………………………………13

3.4 Результаты опроса старожилов…………………………………………. 13

Ещё в древние времена люди селились у рек. Без неё существование человека было невозможным. Река поила, кормила и была некой связью между поселениями. Река имела большое значение для человека. В наше время она не имеет такого огромного значения, но всё же влияет на нашу жизнь. Из-за деятельности человека многие реки начали пересыхать. Ярким примером этому является наша река Шмелиха.

Нашему селу уже много лет, оно образовалось на реке, село растёт и процветает, а река нет. Река не прекратила своё существование, но стала мелководной и непригодной для использования. Актуальность темы заключается в том, что проблема обмеления и загрязнения нашей маленькой речушки выливается в сложную ситуацию рек Кировской области, страны и мира в целом. Тема нашего исследования «Загубленная река».

Проблемой нашего исследования стало то, что выяснить причины обмеления и загрязнения такой малой реки, как Шмелиха, ссылаясь на специальную литературу из-за скудности информации, невозможно, воспоминания старожил не дают полной достоверной информации

Цель: Выявить причины гибели реки Шмелиха.

1.Собрать и систематизировать информации о реке Шмелихе в специальной литературе.

2. Провести опрос старожилов села о реке в прошлом.

3.Изучить и сравнить гидрологические характеристики в разные временные промежутки;

4. Выявить примерные причины обмеления и загрязнения реки Шмелихи.

5.Оформить результаты работы в виде проекта.

Объект: река Шмелиха — часть речной системы Кировской области.

Предмет: Причины обмеления и загрязнения реки Шмелихи.

Время исследования: март 2013 – январь 2014, октябрь 2015

Гипотеза: исследованием состояния реки Шмелихи. и её истории никто никогда не занимался. Мы не нашли никаких сведений о реке ни в настоящем, ни в прошлом. Мы предполагаем, что причина гибели реки — нерациональная деятельность человека.

Глава I . Теоритическая часть

1.1 Река Шмелиха в прошлом, как часть речной системы Кировской области

На карте Орловского уезда 1898 года видно, что на Шмелихе стояло несколько населённых пунктов, в том числе село Адышево и деревня Шмели. Река удовлетворяла потребности обоих населенных пунктов. Само село было небольшое и состояло из нескольких дворов, но хозяйства были крепкие, каждое имело постоялый двор. Деревня Шмели была гораздо крупнее.В сельской библиотеке села Адышева хранится репродукция картины неизвестного автора «Село Адышево в начале XX века». На ней изображён общий вид села и река Шмелиха. Сложно представить, что эта река и есть та, что сейчас находится на территории нашего села.

Опросив старожилов нашего села, выяснилось, что еще в 50- 60-е годы река выглядела именно так. В эти годы река была полноводной. Шмелиха имела плотный и высокий берег, в ней водилось много рыбы в том числе щуки, крупные голавли. В пределах современного села находилось шесть естественных омутов, где даже купали лошадей. Вода в реке была чистой о чем говорит тот факт, что хозяйства в которых не было колодца использовали ее для приготовления пищи и питья, не прибегая к кипячению.

В конце 70-х годов силами сельского совета на реке был построен огромный пруд. Он играл важную роль в жизни села. Но в 1985 году дамбу размыло из-за того, что во время весеннего половодья не были открыты шлюзы на плотине, дамбу размыло, и пруд ушел. Началось запустение. Река начала мелеть, так как пруд для реки – это регулятор стока воды. Кроме этого после исчезновения пруда берега реки оказались сильно заболочены.4 Но это ещё не всё. Изначально река сильно петляла, после строительства пруда, русло реки было спрямлено, что тоже повлияло на состояние реки.5

1.2 Современные гидрологические характеристики .

Кировская область имеет довольно густую речную сеть. Всего в области насчитывается около 19753 реки. Преобладают самые короткие длинной менее 10 километров. Их около 94%, 5% имеют длину от 10 до 50 километров, к ним относится наша река Шмелиха и меньше 1% рек длиной свыше 50 километров.

Реки области, благодаря расположению в зоне избыточного увлажнения, отличается сравнительно большой величиной стока. При малых потерях на испарение и фильтрацию, на образование стока идёт наибольшая доля выпадающих осадков. Распределение стока у рек области в течение года неравномерно: максимальный бывает в мае, а минимальный — в феврале и марте. За период весеннего половодья проходит 60 – 70% годового стока воды.

Река Шмелиха относится к Волжскому бассейну (бассейн Каспийского моря). Шмелиха протекает по Кирово — Котельнической (Средне – Вятской) низменности. Исток реки находится около деревни Кленовой, а впадает она в реку Быстрицу, которая впадает в реку Вятку

Река Шмелиха, как и другие реки Кировской области получает воду от таяния снега. По классификации М. И. Львовича, составленной на основе анализа источников питания и внутригодового распределения стока, реки бассейна Вятки относятся к типу с преимущественно снеговым питанием. Дожди влияют на речной сток летом и осенью. Зимой, когда река покрывается льдом и поверхностный сток отсутствует, грунтовые воды являются единственным источником их питания. Они поддерживают течение воды в реке зимой и летом.

Глава II . Методика исследования

2.1. Изучения показателей воды.

Физические показатели качества воды являются важным для поддержания нормальных условий жизни обитателей водоемов, а также определяют пригодность воды для питьевых и хозяйственных нужд человека.

Цвет(окраска)

При загрязнении водоема стоками промышленных предприятий вода может иметь окраску, не свойственную цветности природных вод. Для источников хозяйственно питьевого водоснабжения окраска не должна обнаруживаться в столбике высотой 20 см, для водоемов культурно – бытового назначения – 10 см

Цветность природных вод обусловлена главным образом присутствием гуминовых веществ и комплексных соединений трехвалентного железа. Качественное определение: в химический стакан на 250 мл налить пробы воды высотой 10 см. цветность определяют при рассеянном свете (смотреть сверху и сбоку стакана). Рядом поставить такой же химический стакан с дистиллированной водой в качестве эталона

Прозрачность.
Для определения прозрачности воды используют прозрачный мерный цилиндр с плоским дном, в который наливают воду, подкладывают под цилиндр шрифт, высота букв которого 2 мм, а толщина линий букв – 0.5 мм, на расстоянии 4 см от дна цилиндра и доливают воду до тех пор, пока сверху через слой воды можно будет прочитать этот шрифт. Высоту столба воды измеряют линейкой и выражают степень прозрачности в сантиметрах. При прозрачности воды менее 3 см ограничивается водопотребление. Уменьшение прозрачности природных вод свидетельствует об их загрязнении.

2.2.Характер и род запаха воды естественного происхождения.

Запах.
Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в нее естественным путем и со сточными водами. Запах воды водоемов не должен превышать 2 баллов. Определение основано на органолептическом исследование характера и интенсивности запахов воды при 20 и 60  С. 100 мл исследуемой воды при комнатной температуре наливают в колбу с широким горлом, накрывают стеклом, встряхивают вращательным движением, сдвигают стекло и быстро определяют характер и интенсивность запаха. Затем колбу нагревают на водяной бане до 60 градусов и также оценивают запах. По предлагаемой методике определяют характер и интенсивность запаха.

Характер запаха

Примерный род запаха

Фекальный, сточной воды

Мокрой щепы, древесной коры

Прелый, свежевспаханной земли, глинистый

Рыбы, рыбьего жира

Скошенной травы, сена

Не подходящий под предыдущие определения

2.3 Интенсивность запаха воды.

Интенсивность запаха

Качественная характеристика

Отсутствие ощутимого запаха

Запах, не поддающийся обнаружению потребителем, но обнаруживаемый в лаборатории опытным исследователем.

Запах, не привлекающей внимание потребителя, но обнаруживаемый, если на него обратить внимание.

Запах, легко обнаруживаемый и дающий повод относиться к воде с неодобрением.

Запах, обращающий на себя внимание и делающий воду непригодной для питья.

Запах настолько сильный, что вода становится не пригодной для питья.

Запахи искусственного происхождения (называются по соответствующим веществам: хлорфенольный, камфорный, бензиновый, хлорный и т.п.
Интенсивность запаха также оценивается при 20 и 60  С по 5 – бальной системе согласно таблице.

Запах воды следует определять в помещении, где воздух не имеет постороннего запаха. Желательно, чтобы характер и интенсивность запаха отмечали несколько исследователей.

Водородный показатель(рН)

рH можно определить с помощью универсальной индикаторной бумаги, сравнивая ее окраску со шкалой. Питьевая вода должна иметь нейтральную реакцию ( рH около 7). Величина рH воды водоемов хозяйственного, питьевого, культурно бытового назначения регламентируется в пределах 6,5-8,5.

Глава III . Результаты исследования воды в реке Шмелихе

3.1Результаты исследования органолептическим методом

Исследования воды органолептическим методом проводились 25 октября 2014года, 22 октября 2015 года . Было выбрано два участка.

Участок 1 находился на расстоянии около километра от места сброса вод ЖКХ, в пределах села Адышева.

Участок 2 находился 200 метров ниже по течению от места сброса вод ЖКХ в пределах села Адышева.

Исследование по следующим показателям: запах, цветность, цвет, прозрачность, определялся водородный показатель.

Правый берег заболочен, левый суходольный.

Растительность по берегам

Ива козья, камыш, злаковые, гравилат речной, полынь обыкновенная, лопух паутинистый.

Ива козья, камыш, злаковые, гравилат речной, полынь обыкновенная, лопух паутинистый.

Интенсивность – 2 балла(слабый)

Интенсивность – 5 баллов (сильный)

Вывод, при исследовании реки Шмелихи выяснилось:

вода на участках 1 и 2 относится к культурно-бытовым, непригодных для питья;

сбросы ЖКХ существенно снижают качество воды: появляется сильный, неестественный запах, более высокие показатели цветности, значительно меньшая прозрачность.

Характеристики реки существенно не изменились

3.2Источники загрязнение реки.

Органолептический анализ показал, значительное загрязнение воды в реке. Исследователями были обнаружены следующие источники загрязнения: МУП ЖКХ Адышевского сельского поселения «Адышево», расположено по адресу: 612077, Кировская область, Оричевский район, с. Адышево.

Участки производства предприятия расположены на трёх промплощадках, на территории одного населённого пункта.

Промплощадка № 2 и № 3: на данных промплощадках расположены локальные очистные сооружения. Через них проходят сточные воды от детского сада, школы, амбулатории, правления агрофирмы, двух многоквартирных домов по улице Советской, домов по улице Молодежной и 70 лет Октября. В состав данных локальных сооружений входят: два первичных отстойника (площадь поверхности одного 16 , в т.ч. 0,36 ) и двух вторичных отстойника (площадь поверхности одного 16 , в т.ч. 0,36 ). Температура очищаемой воды 14 0 С, годовой фонд рабочего времени 8760 часов. Мощность 10 /сутки. Наибольшую угрозу представляет промплощадка № 2, так как сточные воды сбрасываются на расстоянии менее, чем 100 м. от реки, то есть они практически полностью оказываются в реке.

В нашей реке предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ превышена по железу в 1,3 раза,по сульфатам в 1,3 раза. Окисляемости бихроматной (данный показатель говорит о содержании органики в воде, ее излишки приводят к развитию микроорганизмов и как результат – сокращение содержания кислорода в воде.) в 1,2 раза. Длительное употребление человеком воды с повышенным содержанием железа может привести к заболеванию печени, увеличивает риск инфарктов, негативно влияет на репродуктивную функцию организма. Такая вода неприятна на вкус, причиняет неудобства в быту. Повышенное содержание сульфатов в воде приводит к расстройству желудочно-кишечного тракта (тривиальные названия сульфата магния и сульфата натрия (солей, обладающих слабящим эффектом) — «английская соль» и «глауберова соль» соответственно). Всё это может привести к серьёзным заболеваниям кишечно-пищеварительного тракта и печени. Раньше люди могли спокойно пить воду из Шмелихи без какой-либо обработки.

Кроме этого русло и берега реки сильно захламлены всевозможным бытовым мусором – это пластиковые и стеклянные бутылки, банки, полиэтиленовые пакеты, резиновые покрышки от колес и т.д. Нами выявлены три крупных очага скопления этого мусора – все они приурочены к мостам, которые идут через реку. Данные материалы являются искусственными и по этой причине в природе практически не разлагаются. С данной проблемой возможно бороться своими силами. В сентябре учащимися 7-8 классов была проведена экологическая акция «Чистый берег» русло и берег реки были очищены от бытового мусора.

3.3Причины обмеления реки.

В связи с уничтожением лесов в бассейнах рек, развитием эрозионных процессов, осушением болот, добычей песка из русла в больших объемах, молевым сплавом в последние десятилетия наблюдается тенденция к снижению уровня воды в реках Кировской области, их обмелению, изменению русла.

Мы не можем объективно судить о снижении уровня воды в реке, поскольку нет данных о глубине, ширине, водности реки в прежние времена. Можно только опираться на воспоминания старожилов. Если учесть, что в реке купались дети, взрослые и купали лошадей, то река была полноводна. Сейчас в пределах села глубина реки не превышает одного метра. Причин обмеления может быть несколько. На данный момент в пределах водосборного бассейна реки вырубка лесов не производится. Мы не нашли достоверной информации о ней в предыдущие годы. Причиной может понижение общего базиса эрозии, процесс характерен для области в целом.

Мы склонны считать, что исчезновение пруда привело к значительному снижению уровня воды в реке. Во времена существования пруда должен был повыситься уровень грунтовых вод. Пруд выполнял роль регулятора стока в течении года, поддерживая его на определенном уровне.

3.4 Результаты опроса старожилов

На основе воспоминаний старожилов выяснили, что река Шмелиха была полноводной с чистой водой, богатой рыбой. Об говорят факты: в реке купались и купали лошадей; водилась щука, которая может жить только в крупной реке; вода активно использовалась для бытовых нужд, в том числе для питья, т.е. вода была очень чистой.

Выводы по результатам исследования

1.В результате беседы со старожилами села собрана информация о реке в прошлом, выявлены источники загрязнения реки. При написании работы были использованы устные и письменные источники информации.

2. Проведены собственные исследования и на основе анализа собранной информации сделаны выводы о причинах гибели реки.

3.. Проведена работа с нормативными документами, предоставленными ЖКХ.

4. Найдены фотографии, которые позволили создать наиболее яркую картину изменений.

Данные выводы подтверждают выдвинутую гипотезу —

причина гибели реки — нерациональная деятельность человека. Человек своей деятельностью загубил реку. По оценке старожилов села река сильно обмелела. Сейчас река загрязнена сточными водами ЖКХ и твердыми бытовыми отходами. Одновременно действовало несколько факторов: началось все с пруда и спрямления русла реки, а затем череда событий, которые и привели к гибели реки – исчезновение пруда, создание системы канализации, сточные воды которой попадают в реку, рост населения села и как результат большая нагрузка на окружающую среду.

Данная работа является началом исследования реки.

Рекомендации:

Необходимо детально изучить все гидрологические характеристики реки.

Произвести глазомерную съемку местности и составить топографический план территории по которой протекает река.

Вести фенологические наблюдения.

Изучить флору и фауну данного водоема.

Вести просветительскую работу среди учащихся школы и жителей села о сохранении реки Шмелихи.

Исупов В.П. Методы исследования состояния водных объектов //Экология родного края / Под редакцией Т.Я.Ашихминой. – Киров.: Вятка, 1996.- 720 с.

Кашина Л.Н., Кликашева А.Н., Русских А.В. Воды //Природа, хозяйство, экология Кировской области / Ответственные редакиры В.И. Колчанов, А.М.Прокашев. – Киров, 1996. – 592 с.

Лазоновская И.Н., Орлов Д.С., Садовникова Л.К. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении: Учеб. Пособие для хим., хим.-технол. и биол. спец. вузов. – М.: Высшая школа, 1998.- 287 с.

Мамаева А. История улицы – история села./Исследовательская работа по краеведению. Руководитель Т.А. Ковригина–Адышево,2013

Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для МУП ЖКХ Адышевского сельского поселения «Адышево». – Киров, 2012.- 115 с.

Приложение 1.

Репродукция картины неизвестного автора

«Село Адышево в начале XX века»

Приложение 2

1946 г. Вид на Покровскую церковь с д. Шмели (ул. Шмелёвская)

Современный вид на Покровскую церковь

Приложение 3

Топографическая карта окрестностей с.Адышева

Приложение 4.

Карта Google Map с. Адышева. Местоположение очистных сооружений

Приложение 5

Приложение 6

Как давно вы живёте в селе?

Где вы жили относительно реки?

Что представляла из себя река?

Как пользовались рекой?

В какой момент она начала изменяться?

Ваши родители, родственники в своих воспоминаниях упоминали что – нибудь о реке?

Галина Вениаминовна Пономарёва.

Родилась в деревне Василисовцы, в село Адышево приехала в 1969.

Жила на берегу реки.

Река петляла, берега были высокие широкие. Весной река разливалась широко. На реке в 70-е годы был построен пруд. Строил его сельсовет. По пруду плавали на лодках, купались на пруду. Он был хорошим, глубоким.

Детьми мы в реке купались, ловили рыбу, носили воду, она была чистая, в реке стирали белье, полоскали.

Когда прикрыли ГЭС – убрали плотину. Пруд ушел, на его месте стало болото

Зинаида Кузьминична Клобукова.

В селе живу с рождения(с 1948года).

Наш дом стоял на берегу реки, и сейчас мой дом на берегу реки. В детстве река доставляла радость, а сейчас только разочарования и обида за речку

Река хорошая, чистая, полноводная, детьми мы много времени проводили на реке, купались. У каждой компании было свое место. Купались в омуточках, их было шесть на территории села. Они были большие, глубокие, в них даже купали лошадей. Весной река разливалась широко. Раньше было много щук, крупные головли, много рыбы.Были перекаты, берег высокий.

Наша семья, как и многие другие, из реки брали воду для питья, потому что вода была очень чистая. В реке полоскали бельё, жизнь была не мыслима без реки.

В 1975 году сделали плотину, был построен огромный пруд. На берегу устраивали праздники, вся жизнь кипела на пруду, когда плотину размыло 80 – е, никто ничего не стал делать, были попытки вернуть, но времена настали сложные никто ничего делать не стал. Началось запустение пруда. Все отходы пошли в реку. Были попытки рыть пруды. Три недоделанных пруда.

Не помню, чтобы про реку рассказывали что нибудь.

Александра Афанасьевна Домнина.

Родилась ( в 1932 году) за 3 км. от села, крестилась тут, училась тоже.

Обыкновенная речка, красивая была. Начинается она в логу у деревни Кленовая. Разливалась широко. По берегу не было много домов. Одно поле.

Строили пруд 70 – е. Пруд был большой с затворами, весной затворы открывали и воду спускали. Река сильно петляла и поэтому после того, как построили плотину русло выпрямили – прокопали канаву длиной метров 100 и река потекла по прямой.

Река Шмелиха. Акция «Чистый берег»

1 Мамаева А. История улицы – история села./Исследовательская работа по краеведению. Руководитель КовригинаТ.А. –Адышево: 2013

Источник