Меню

Муму утонула в реке



Муму утонула в реке

Закрыть окно

ПОСЛЕДНЫЙ ПРИЮТ МУМУ

Магический кристалл

Однажды Игорек Чучеров поинтересовался у учителя литературы:

— А где утонула Муму?

— Хм … Ну, в воде … В водах … Москвы-реки, — припоминая, проговорил учитель.

— А точное место Тургенев не указал — где именно? — подхватил разговор Сережа Крячков.

Герасим

— Точно, кажется, нет, — раздумчиво ответил учитель.

— А давайте внимательно прочитаем рассказ! Вдруг намеки увидим, как раньше, в других «расследованиях» по произведениям. И если Тургенев дал нам «подсказку» о месте гибели Муму — то это точно будет место НЕ СЛУЧАЙНОЕ! — предложила отличница Оля Коваль.

С этого предложения и началось очередное литературное дело.

Первое интересное наблюдение удалось сделать довольно быстро, читая рассказ: Герасим отплыл в лодке с Муму от того же самого места, где когда-то нашел ее, — от Крымского брода.

Учитель достал карту XIX века. Крымский брод в XIX веке был в районе нынешнего подвесного Крымского моста, который ведет к Парку культуры и отдыха им. Горького, а с другой стороны реки — к Центральному дому художника и парку «Музеон».

Но с какой стороны Москвы-реки отплывал Герасим. Ученики вспомнили, что рассказ основан на реальных событиях! Прототип жестокой барыни — мама Тургенева — Варвара Петровна Лутовинова жила на Остоженке в сером деревянном мезонине с белыми колоннами, который сохранился и до нашего времени. По Остоженке напрямую как раз есть выход к Крымскому мосту.

Исследователи взяли обе карты (современную и старую), книжку Тургенева и отправились к дому Варвары Петровны на Остоженке, а затем к Москве-реке. У дома Варвары Петровны (который сейчас стал музеем Ивана Сергеевича Тургенева) увидели маленькую конуру, напомнившую несчастную Муму. Спустившись к Москве-реке и встав под мостом, еще раз прочитали рассказ. В нем говорилось, что Герасим с усилием греб ПРОТИВ течения. Ребята взяли палку и кинули ее в воду. Палка поплыла, и стало понятно, куда течение, а также в какую сторону отплыл Герасим (разумеется, в обратную той, куда поплыла палка).

Но где же произошла трагедия с Муму? В рассказе Герасим с усилием гребет против течения. Потом, выплыв за границу Москвы, останавливает лодку. И … тут совершает трагическое и ужасное!

Если посмотреть старую карту, то по ней видно, что Герасим сделал ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ большой крюк! Ведь Москва-река образует на этом отрезке «петлю». Где же граница Москвы. Вот — Лужнецкая застава! Значит, Муму погибла рядом с Лужнецкой заставой. Со стороны деревни. Вот то самое печальное место!

Теперь можно взять новую карту и посмотреть — что же сейчас на месте Лужнецкой заставы? Современные ЛУЖНИКИ! Значит, Муму утонула в Москве-реке рядом с Лужниками.

Но почему именно там? Может, потому что Герасим не любил город? Ему было очень тяжело в Москве? Хотел, чтобы собачка упокоилась за городом, в деревне, подальше от жестокой барыни?

В рассказе уже один раз упоминается Лужнецкая застава. Именно до Лужнецкой заставы хотел проводить свою любимую девушку Герасим, когда барыня выдала ее за пьяницу Капитона и «сослала» в деревню. Может, здесь Герасим решил проститься и с Муму?

Вот к такой интересной гипотезе мы пришли, путешествуя одновременно по рассказу Тургенева и по Москве!

P. S. Дорогие читатели! Попробуйте провести небольшое расследование — узнать породу Муму. Посмотрите внимательно в тексте! Она точно не дворняжка, какой ее изображают в фильмах.

Евгений СЛАВУТСКИЙ,
журналист, преподаватель литературы
московской школы-лицея «Венда»

Источник

Рассказ «Муму» Тургенева, или почему Герасим утопил Муму

Рассказ «Муму» русского писателя И.С. Тургенева — одно из самых известных произведений автора. Написан в 1852 году. Опубликован в 1854 году.

Краткое содержание рассказа «Муму» Тургенева

В Москве, в богатом доме на Остоженке живет властная барыня. У неё много крепостных крестьян, часть из которых живет в деревне, а часть – вместе с ней в московском доме. Среди ее городской челяди особенно выделяется дворник Герасим – под два метра ростом, богатырского телосложения и при этом глухонемой от рождения. Когда-то барыня, объезжая свои владения, заприметила его в деревне и велела забрать с собой в город. Герасим сильно тосковал по родным местам, ему было непривычно и неуютно в городе, ведь родных людей рядом не было, а новыми знакомствами, в силу своей немоты, он особо обзавестись не мог. Но постепенно он привык, и работу свою всегда выполнял исправно.

Вскоре обитатели барского дома заметили, что Герасим проявляет знаки внимания к прачке Татьяне. Молодая женщина побаивалась могучего дворника, но и не отвергала его робкие ухаживания. Герасим же с воодушевлением ждал, когда ему справят новый кафтан, чтобы он мог явиться перед светлы очи барыни в пристойном виде и просить разрешения на свадьбу. Однако у хозяйки свои планы: она вдруг решает, что Татьяну следует выдать замуж за вечно хмельного башмачника Капитона, авось, семейная жизнь развлечет пьяницу, и он будет меньше пить.

Дворецкий, опасаясь непредсказуемой реакции Герасима, подговаривает Татьяну притвориться захмелевшей, чтобы дворник сам разочаровался в девушке и не препятствовал свадьбе. Ведь всем известно, что Герасим на дух не переносил пьяных. План дворецкого сработал: могучий богатырь более суток сидел в своей каморке, переживая крах любви, но чинить препятствий браку не стал.

Читайте также:  Реки в ярославле которые соединяются

Прошел целый год. Замысел барыни не увенчался успехом: Капитон окончательно спился, и барыня решила отослать его вместе с женой Татьяной в деревню. Герасиму велено было проводить башмачника с супругой, что он и сделал. На обратном пути дворник заметил в Москве-реке щенка, которого кто-то, видимо, решил утопить. Мужчина спас собачонку, принес в свою каморку, выходил и оставил себе. Он назвал щенка Муму – это было одно из словосочетаний, которые он мог произнести. Благодарная за спасение собачка привязалась к своему хозяину, и Герасим тоже полюбил ее все душой, найдя в питомице верного друга и отдушину для своей израненной души.

Со временем Муму подросла и стала симпатичной собачкой. Ее полюбили все дворовые люди, и она тоже ко всем относилась дружелюбно, но была предана только Герасиму. Наконец, настал день, когда о существовании собаки узнала барыня. Однако ее попытка знакомства с дворняжкой окончилась провалом. Непривыкшая к неповиновению кого бы то ни было старуха приказал в сей же день избавиться от псины. Перечить барыне не смел никто. Герасим был вынужден отвезти Муму на базар и продать собачку. Однако план не удался: преданная собака через сутки сбежала от нового хозяина и вернулась к дворнику. Челядь как могла на жестах объяснила Герасиму, что барыня сердится. Он понял и пообещал решить проблему.

Финал рассказа трагичен. Герасим пошел с доверчивой Муму в трактир, накормил ее щами с мясом, затем отправился к Москве-реке, сел в лодку и, привязав к шее собаки камень, отпустил любимицу в воду. После он вернулся в свою каморку, собрал вещи и самовольно вернулся в родную деревню. Герасим был хорошим работником, но до конца жизни жил бобылём. Собак больше никогда не заводил.

История создания «Муму»

Прежде всего стоит сказать, что И.С. Тургенев был ярым противником крепостного права и всю жизнь ратовал за его отмену. Это было первой причиной написания рассказа.

Непосредственным же толчком к созданию произведения стал арест писателя в 1852 году. Весной того года Иван Сергеевич опубликовал некролог в память о Н.В Гоголе, хотя любые упоминания о Николае Васильевиче были в тот момент запрещены цензурой. Тургенев был помещен под стражу и содержался в заключении целый месяц. По стечению обстоятельств камера писателя находилась прямо напротив экзекуторской, где секли розгами крепостных слуг, присланных хозяевами-помещиками для наказания.

И вот, стоя в тесной каморке возле тюремного окна, Тургенев слушал визг розг, стоны крестьян, окрики палачей и в его душе всколыхнулись все детские воспоминания о крепостных. Сколько раз он доказывал матери Варваре Петровне Тургеневой (которая и стала прототипом барыни в рассказе «Муму»), что крепостные – это тоже люди, но живут они нечеловеческой жизнью. Что ни одни человек не имеет право властвовать над жизнями и судьбами других людей. Что нельзя живыми людьми распоряжаться как вещами: продавать и покупать их, насильно женить и разводить, физически наказывать….

Все 30 дней, что Тургенев провел в заключении, он писал рассказ. Полицейские всерьез обеспокоились тем, что писатель все время что-то строчит на бумаге. Они даже выкрали его рукописи, опасаясь, что он описывает работу полицейского участка. Но не увидев в записях ничего, что бы порочило работу полиции, вернули писателю бумаги.

Таким образом, осенью 1852 года Иван Сергеевич дал прочитать уже готовый рассказ семье Аксаковых – те пришли в восторг от произведения. Однако опубликовать «Муму» Тургенев смог лишь в 1854 году в журнале «Современник». Цензоры и тут чинили много препятствий, но в итоге рассказ все же увидел свет.

Основная мысль «Муму» Тургенева

Красной нитью через все произведение проходит тема тяжелого положения крепостных в России. Это может показаться невероятным для современного человека, но еще полтора-два века назад крепостной крестьянин был в полной и безраздельной собственности у помещика: его могли купить, продать, подарить и даже проиграть в карты. Обращаться с ними могли очень жестоко: если помещики били и даже убивали крепостных – это считалось нормой и никак не наказывалось.

В рассказе через Герасима выводится собирательный образ всего русского народа: он такой же, как и этот дворник, могучий, выносливый, трудолюбивый, добрый, с широкой открытой душой, готовой любить. Но даже обладая такой физической силой и душевным богатством, он остается безропотным, соглашается на угнетенное положение. Здесь раскрывается основная мысль произведения и смысл названия – крепостные такие же «немые», как и Герасим, и на все издевательства над собой в ответ могли лишь «промычать».

Литературный Герасим единственный раз ослушался барыню, когда без позволения вернулся в деревню после того, как утопил Му-му. Реальный же прототип дворника – крепостной Андрей, с которого Тургенев и списал своего главного героя – не сделал даже этого, он остался и дальше служить жестокой хозяйке.

Почти все персонажи этого рассказа существовали в действительности и многие ситуации, описанные в «Муму», происходили в те или иные годы на глазах у автора. Иван Сергеевич лишь соединил разрозненные обрывки своих воспоминаний и придал им литературную форму, чтобы ярче высветить весь ужас крепостничества в России.

Рассказ «Муму», несмотря на небольшой объем и лаконичный сюжет, является одним из самых ярких и глубоких произведений русской литературы.

Отражение в культуре

Экранизации рассказа

Рассказ И.С. Тургенева несколько раз экранизировался: в 1949 году вышел одноименный диафильм; в 1959 году советские режиссеры Евгений Тетерин и Анатолий Бобровский сняли художественный фильм «Муму»; в 1987 году на экраны вышел мультипликационный фильм «Муму» режиссера Валентина Караваева; а в 1998 году режиссер Юрий Грымов выпустил свою версию этого рассказа в виде художественного фильма.

Читайте также:  Глубина реки что это

Театральные постановки

В Санкт-Петербургском Театре Европы уже более 30 лет не сходит со сцены одноименный спектакль, поставленный 1984 году режиссером Вениамином Фильштинским.

Памятники

В мире на данный момент существует два памятника Муму. Первый был установлен по инициативе российского режиссера и продюсера Юрия Грымова и художника Владимира Цеслера в парке французского города Онфлер в 1997 году. Разрешение московских властей режиссер не получил, поэтому памятник был воздвигнут во Франции.

Скульптура представляет собой собаку-русалку, которая сидит на камне. По оптимистичной версии Грымова и Цеслера Муму не утонула, а отрастила себе хвост и теперь живет в пруду, ожидая встречи с хозяином.

В 2004 году памятник Муму был установлен и в России, в честь 150-летия выход рассказа в печать. Он находится в Санкт-Петербурге на площади Тургенева. Скульптура представляет собой собаку, которая лежит возле больших сапог хозяина.

Источник

Так утопил ли Герасим Муму? О пользе внимательного чтения.

Каждый год глаза младших школьников заволакиваются слезами. В школах, гимназиях и лицеях они читают «Муму» Тургенева. И с тех пор, как в 1854 году в журнале «Современник» был опубликован этот рассказ, «всё прогрессивное человечество» осуждает жестокосердного Герасима.
Причём осуждает абсолютно напрасно. Нет, в отличие от Пастернаковского «Доктора Живаго», тургеневский «креатиффчег» читали. Но читали, во-первых, с заранее промытыми мозгами, во-вторых — крайне невнимательно. В третьих, иллюстраторы детской литературы халявят уже почти 160 лет.

Типичный «слезоточивый» рисунок.

На самом деле, Герасим не утопил Муму . Он просто расстался с ней по-человечески. Не верите? Открываем официальное издание И.С. Тургенева и читаем внимательно вместе, время от времени прерываясь на рассуждения.

Авторский текст я буду цитировать по Cобранию сочинений в десяти томах, Гослитиздат, Москва, 1961 OCR Конник М.В.
Для начала, определимся, а какого размера была Муму?
Услужливые иллюстраторы наперебой предлагают свои рисунки.

В 1949 году был издан диафильм «Муму». Помните такое раритетное развлечение из детства? Википедия услужливо подсказывает, что диафильмы широко применялись в СССР «для учебных, художественных, развлекательных (детские сказки и кадры из мультфильмов), лекционных и пропагандистских целей». Многое оставлю на совести пропагандистов. Но не «Муму».

Слово И.С. Тургеневу: » . превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами. » А теперь, насмешливо прищурив глаз, я спрошу: Так какой породы-то была Муму? Испанской? А сейчас как эта порода называется? Как по-английски «испанский»? Spanish. А по-немецки? Spanisch. Сами скажете современное название породы или мне сказать, что это спаниель ?
Пока Муму увеличивается в размерах из «масюсенькой утипусечной» собачечки в собаку высотой в холке 40-60 сантиметров, весом до 30-35 килограммов (французский и немецкий спаниели), иллюстраторы хором икают, а мы с вами отметим, что одним детским заблуждением стало меньше.

Читаем дальше.
Пообещав «уничтожить Муму» (кстати, а можно ли верить глухонемому «на слово»?!), Герасим, по словам свидетеля Ерошки, уйдя со двора » вошел в трактир вместе с собакой «. Там он » спросил себе щей с мясом «. » Принесли Герасиму щей. Он накрошил туда хлеба, мелко изрубил мясо и поставил тарелку на пол. «. Роль углеводов, в частности, полисахаридов, в избытке присутствующих в хлебе, как источников быстровысвобождаемой энергии для живого организма, была открыта позднее, но природная смекалка подсказала Герасиму оптимальный в предстоящей ситуации баланс питательных веществ в корме Муму. Кстати, там же Тургенев отмечает общую ухоженность собаки: » Шерсть на ней так и лоснилась. » Вы видели когда-нибудь впроголодь живущую собаку с лоснящейся шерстью? Я — нет.

Продолжаем внимательно читать.
» Муму съела полтарелки и отошла, облизываясь. » Мне кажется, единственный аутентичный синоним — Муму наелась до отвала. То есть, собака была сыта и больше не хотела есть. Для лучшего усвоения пищи, глухонемой дворник, опять-таки ведомый врожденной сметливостью, выгулял собаку: » Герасим шел не торопясь и не спускал Муму с веревочки. » Во время прогулки » На дороге он зашел на двор дома, к которому пристроивался флигель, и вынес оттуда два кирпича под мышкой. »
Отвлечёмся от действий Герасима и слегка погрузимся в историю архитектуры. При определении времени кирпичной кладки учёные наряду с другими свидетельствами используют размеры кирпичей. Для каждой эпохи эти размеры свои. До отсутствия единого стандарта, кирпичи делались «под руку», чтобы каменщику было удобно брать кирпич. Бюро стандартизации при ВСНХ в 1925 году зафиксировало «нормальный» размер кирпича: 250х120х65 мм. Вес такого изделия не может превышать 4,3 кг. Сегодня этот стандарт закреплён ГОСТом 530-2007. Возьмите современный кирпич в руку. Великоват? Неудобен? А вы подлинные мундиры той эпохи видели? В большинстве своём они сшиты на худых людей ростом 160-170 сантиметров. Вы считаете, что руки у них были крупнее, чем сейчас? Или люди делали для себя кирпичи, с которыми не удобно работать?
Всё ещё не верите? Попробуйте взять под мышку одной руки два кирпича и пройти с ними метров 300. Почему в отличие от вас это удалось Герасиму? Да потому, что кирпичи были меньше !

Читайте также:  Река аргунь читинская область

Продолжим чтение. «Герасим выпрямился, поспешно, с каким-то болезненным озлоблением на лице, окутал веревкой взятые им кирпичи, приделал петлю. » Желающие убедиться, что под действием силы тяжести, окутанные (не обвязанные, а именно окутанные!) верёвкой кирпичи упадут на землю, — берегите ноги. А ещё лучше — возьмите учебник литературы и хрестоматию, обмотайте их верёвкой, и возьмите верёвку за свободный конец. Силу земного тяготения не обмануть, груз, не будучи прикреплён к верёвке упадёт, а верёвка просто останется у вас в руке. Тургенев же в свою очередь нигде не отмечает, что Муму или Герасим могли управлять гравитацией.

Я вас всё ещё не убедил? На тот случай, если силу тяжести отменили и кирпичи не упадут, вспомним про закон Архимеда. Приблизительно в 250 г. до н.э. в трактате «О плавающих телах» авторитетный грек написал: » Тела более тяжелые, чем жидкость, опущенные в эту жидкость, будут опускаться пока не дойдут до самого низа, и в жидкости станут легче на величину веса жидкости в объеме, равном объему погруженного тела «. Снова вспомним настоящие размеры Муму и кирпичей той эпохи. А так же, как спаниели, являясь охотничьими собаками, находят в камышах и приносят охотникам, зачастую вплавь, подстреленную дичь. Сколько неразделаный гусь весит?

Всё ещё сомневаетесь? Специально для вас И.С.Тургенев 160 лет назад написал: » . и когда он снова раскрыл глаза, по-прежнему спешили по реке, как бы гоняясь друг за дружкой, маленькие волны, по-прежнему поплескивали они о бока лодки, и только далеко назади к берегу разбегались какие-то широкие круги. » То есть Муму выплыла и вышла на сушу, поэтому круги были около берега.

Надеюсь, я обелил в ваших глазах образ Герасима? Из-за его бессловесности ему и при жизни несладко доставалось. Вспомним, как кинула его с женитьбой прачка Татьяна. Да тут ещё и барыня на Муму взъелась. Вот поэтому уходя в полную неизвестность, не желая, чтобы и собака страдала вместе с ним, он её отпустил, инсценировав её смерть для шпионящей за ним дворни.

Знание, как известно, сила. Дав вам силу, я прошу вас осторожнее с ней обращаться. Моя дочь, вооружённая этим знанием надолго вогнала в ступор свою учительницу литературы. Пожалейте учителей.

Источник

Где Герасим утопил Муму?

«Муму» — одно из известнейших произведений русского писателя Ивана Тургенева. Рассказ, написанный Тургеневым в 1852 году, входит в число обязательных произведений школьной программы по литературе, поэтому его сюжет хорошо знаком любому жителю России.

Все мы помним историю про глухого Герасима, служившего дворником при доме пожилой барыни, который нашёл и приютил маленькую собачку, названную им Муму — потому что больше он ничего не мог выговорить. И все мы помним её печальный конец: барыня не поладила с собачкой и велела избавиться от неё, после чего Герасим её утопил. А вот чего многие не помнят, так это того, что действие рассказа происходит не в какой-то деревне или безымянном N-ске, а прямо в Москве.

  • Вспомнив этот немаловажный факт, москвичи и любознательные гости столицы обычно задаются вопросом — а где же Герасим утопил Муму?

Чтобы в этом разобраться, стоит обратиться к тексту произведения, который даёт прямое указание: Герасим утопил собачку в Москве-реке. Но где именно?

Давайте проследим за его действиями, чтобы попытаться установить место точнее!

Крымский брод с давних времён существовал на месте современного Крымского моста.

Где Герасим утопил Муму?

Таким образом, Герасим сел в лодку в районе Крымского моста на современной Фрунзенской набережной Москвы-реки.

О том, куда именно он поплыл, в рассказе прямо не сообщается, но даётся важное уточнение — он повёл лодку против течения. Значит, сев в лодку, он отправился в сторону Воробьёвых гор!

Как долго Герасим грёб и как далеко уплыл, к сожалению, совершенно непонятно.

Текст произведения уточняет, что он быстро преодолел около 100 саженей (то есть чуть более 200 метров), после чего грёб ещё некоторое время, пока Москва не осталась позади, и бросил вёсла, когда «повеяло деревней».

По упоминанию деревни может показаться, что он уплыл действительно далеко, но это вовсе не обязательно: это сейчас Крымский мост считается центром города, а в прошлом этот район был самой окраиной, и до «деревни» было рукой подать.

Это хорошо иллюстрирует фотография с видом с храма Христа Спасителя в сторону Хамовников, сделанная в 1860-х годах.

Фото: pastvu.com

На фото как раз хорошо виден тот самый участок Москвы-реки, по которому Герасим плыл на лодке.

Некоторые склонны полагать, что дворник остановился и утопил собаку в районе Андреевского монастыря, рядом с которым сейчас возвышается высотное здание РАН (знаменитые «золотые мозги»), но у этого предположения нет убедительных подтверждений. Конечная точка маршрута могла быть как ближе к городу, так и дальше — на это нет прямых указаний.

Таким образом, точно можно сказать лишь то, что Герасим отплыл от Крымского моста в сторону Воробьёвых гор, но где именно он утопил Муму — неизвестно. Вероятнее всего, это произошло где-то между Крымским мостом и Андреевским монастырём.

Участок Москвы-реки, где Герасим вероятнее всего мог утопить Муму

Может, такая неточность и к лучшему: зато у литературоведов и москвоведов всегда будет, о чём поспорить! 😉

Источник