Меню

Мифологический сказочный персонаж обитающий в озерах реках морях



LiveInternetLiveInternet

Музыка

Рубрики

  • схемы (18)
  • блины (13)
  • Лирика (1)
  • Видео (229)
  • города (28)
  • женское (249)
  • Живопись (56)
  • животные (371)
  • котоматрица (26)
  • мои домашние кошки (10)
  • разные животные (3)
  • здоровье (339)
  • косметика (7)
  • интересные факты (293)
  • кулинария (369)
  • блины (6)
  • выпечка (26)
  • напитки (4)
  • салаты (3)
  • сладости (4)
  • литературное кафе (25)
  • мода (2)
  • мудрость (85)
  • афоризмы (9)
  • притчи (5)
  • музыка (60)
  • напитки (30)
  • о себе (66)
  • полезные советы (320)
  • природа (99)
  • программы (12)
  • психология (77)
  • Раздумья (202)
  • рукоделие (516)
  • вязание (475)
  • украшения (17)
  • шитьё (12)
  • салаты (4)
  • творческие идеи (101)
  • удивительное (174)
  • Фотографии (79)
  • хочу всё знать (115)
  • цветы (1)
  • Юмор (82)

Поиск по дневнику

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Славянские мифы — сказочные существа

Известно, что до появления христианства, наши предки были язычниками. О богах, которым они поклонялись, поговорим в другой раз. Но, кроме богов, в верованиях славян была масса существ, населяющих практически все, что окружало человека. Одних славяне считали добрыми, поскольку те мирно сосуществовали с людьми, помогали им и всячески оберегали. Других же относили к злым, за то, что те вредили людям и были способны на убийство. Впрочем, была и третья группа существ, которых нельзя было отнести ни к добрым, ни к злым. Все известные существа хоть и являются представителями малочисленных видов, все же представлены не одной особью.

Мифологические создания отличаются друг от друга внешним видом, способностями, ареалом обитания и образом жизни. Так одни существа внешне похожи на животных, другие на людей, а третьи не похожи ни на кого. Кто-то из них обитает в лесах и морях, другие живут непосредственно рядом с человеком, иногда даже в их домах. В славянской мифологии отсутствует какая либо классификация существ, зато довольно подробно описывается их внешний вид, образ жизни, способы как задобрить тех или иных существ или как выжить при встрече с представителями опасных для человека видов.

3245507_1 (700x376, 112Kb)

Всех существ из сказок и мифов описать невозможно, но с некоторыми мы знакомы с детства, из сказок и историй. Вот некоторые из этих существ.

Алконост

Алконост – полуптица-получеловек. Тело у алконоста птичье, с красивым радужным опереньем. Голова у него человеческая, часто на нее надета корона или венок, также алконост имеет человеческие руки. По природе своей алконост не агрессивен и не представляет прямой опасности для человека, но, все же, может невзначай навредить ему, если тот подойдет слишком близко к гнездовью, или будет находиться рядом, когда птица поет свою песнь. Защищая себя или своих птенцов, полуптица-получеловек способна погрузить всех окружающих в беспамятство.

3245507_2 (700x578, 123Kb)

Анчутка

Анчутка – маленький злой дух. Рост анчуток составляет всего несколько сантиметров, их тела покрыты шерстью и имеют черную окраску, а головы у этих злых духов лысые. Характерной особенностью анчутки является отсутствие пяток. Считается, что нельзя произносить вслух название этого злого духа, так как анчутка сразу же на него откликнется и окажется прямо перед тем, кто произнес.
Обитать анчутка может почти везде: чаще всего духа можно встретить в поле, в бане или на водоеме, так же он предпочитает селиться поближе к людям, но избегает встреч с более сильными существами. Впрочем, различная среда обитания накладывает особенности на внешний вид и поведение злых духов, так можно выделить три основных подвида анчуток: банные, полевые, водяные или болотные. Полевые анчутки самые мирные, не являются людям, если те сами не позвали их. Банные и болотные анчутки любят попроказничать, но шутки у них злые и опасные, нередко приводящие к смерти человека, так болотный анчутка может схватить пловца за ногу и утащить его на дно. Банные анчутки часто пугают людей стонами, являются им в различных обликах, да и просто могут заставить человека уснуть или потерять сознание.
Анчутка способен становится невидимым. Кроме того этот злой дух может принимать любую форму и, например, обратится и зверем и человеком. Другой способностью духа является возможность мгновенного перемещения в пространстве.
Анчутки боятся железа и соли, если злой дух схватил вас, то его нужно ткнуть чем-то железным и тогда он тот час же вас отпустит. Но совсем избавится от анчуток очень сложно, так если они облюбовали какое-то место или здание, то выгнать их оттуда можно лишь уничтожив строение в огне и засыпав пепелище солью.

3245507_3 (600x700, 93Kb)

Бабай

Да-да, тот самый Бабай, которым многих пугали в детстве. Название «бабай», видимо, произошло от тюркского «баба», бабай — старик, дедушка.Этим словом (возможно, и в напоминание о татаро-монгольском иге) обозначается нечто таинственное, не вполне определенного облика, нежелательное и опасное. В поверьях северных районов России бабай — страшный кривобокий старик. Он бродит по улицам с палкой. Встреча с ним опасна, особенно для детей. Бабайка довольно универсальное детское страшилище, которое популярно и в наши дни. Даже современные мамы и бабушки порой могут сказать непослушному дитяте, что если он не будет хорошо кушать то его заберет бабайка. Ведь он ходит под окнами, как и в давние времена.

3245507_4 (640x640, 78Kb)

Баба-яга

Сказочный русский персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма. Считается образ бабы-яги трансформацией образа архаического божества, некогда главенствовавшего в обрядах инициации, посвящения (первоначально, возможно, такое божество имело облик женщины-животного)
Давайте ответим на вопрос: кто такая сказочная Баба-Яга? Это старая злая ведьма, которая живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняя ее пестом и заметая след метлой. Любит полакомиться человечиной — маленькими детьми и добрыми молодцами. Однако в некоторых сказках Баба-Яга вовсе не злая: она помогает добру молодцу, подарив ему что-то волшебное или указав путь к нему.
По одной из версий, Баба-Яга — это проводник в потусторонний мир — мир предков. Она и живет-то на границе миров живых и мертвых, где-то в «тридевятом царстве». А знаменитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Да и сама Баба-Яга — оживший мертвец. В пользу этой гипотезы говорят такие детали. Во-первых, ее жилище — избушка на курьих ножках. Почему именно на ножках, да еще и «курьих»? Полагают, что «курьи» — это видоизмененное со временем «курные», то есть окуренные дымом. У древних славян был такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили «избу смерти», в который помещали прах умершего. Такой погребальный обряд существовал у древних славян в VI—IX веках. Возможно, избушка на курьих ножках указывает на другой обычай древних — хоронить умерших в домовинах — специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги.

3245507_5 (700x644, 118Kb)

Банник

Банник – дух, обитающий в бане. Выглядит банник как маленький тощий старик с длинной бородой. Одежды на нем нет, но все его тело облеплено листочками от веника. Несмотря на свой размер дух-старичок очень сильный, легко может свалить человека и таскать его по бане. Банник довольно жестокий дух: он любит попугать тех, кто пришел в баню, страшными криками, также может кидаться горячими камнями из печки или ошпарить кипятком. Если банника разозлить, то дух способен даже убить человека, задушив своего врага в бане или заживо содрав с него кожу. Разозлившийся банник так же может похитить или подменить ребенка.

Банник весьма «социальный» дух: он часто приглашает к себе в гости других злых духов «попарится», устраивает такие встречи он по ночам после 3—6 смен купающихся, заходить в такие дни в баню опасно. Банник вообще не любит, когда люди тревожат его по ночам.

Больше всего дух любит пугать женщин, потому им нельзя ходить в баню в одиночку. Но больше всего банника злит, когда в баню заходит беременная женщина, таких будущих матерей ни в коем случае нельзя оставлять в бане без присмотра мужчин.
Банник способен становится невидимым и мгновенно перемещаться в пространстве в пределах своей бани. Женщины банники – обдерихи способны менять свое обличие оборачиваясь кошкой или даже человеком.
Помимо этого банник способен открывать людям их будущее.
Если соблюдать основные правила, то банник никогда не нападет на человека. Но если банник разозлился, то его можно задобрить: оставив духу кусок ржаного хлеба обильно посыпанного крупной солью, в отдельных случаях необходимо принести в жертву черную курицу, закопав ее под порогом бани. Если же все-таки банник напал на вас, то необходимо выбежать из бани спиной вперед и позвать на помощь домового: «Батюшка, выручи. ». Так же данный дух боится железа.

3245507_6 (541x482, 104Kb)

Берендеи

Берендеи — в славянской мифологии — люди оборачивающиеся медведями. Как правило это были довольно сильные колдуны, либо заколдованные ими люди. Расколдовать такого оборотня мог либо сам колдун, наложивший оборотническое проклятье, либо смерть этого колдуна.

3245507_7 (450x644, 151Kb)

Берегини

Берегини — в славянской мифологии добрые водные духи, в облике женщин. Они живут по берегам рек, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду. Вера в берегинь («живущих на берегу» «оберегающих») была, по-видимому, достаточно распространена в Древней Руси.
Судить о том, что представляли собой берегини, по достаточно отрывочным свидетельствам трудно. Часть исследователей видит в них «предшественниц» русалок или отождествляет их с русалками. Действительно, берегини определенно связаны с водой; им, по-видимому, подвластны и некоторые существенные стороны жизни людей. Поэтому предположение о связи берегинь и русалок небезосновательно.

3245507_8 (525x700, 75Kb)

Водяной

Водяного нельзя назвать ни злым, ни добрым — это своевольный дух, охраняющий свой водоем, который, впрочем, не против подшутить над теми, кто туда пришел. Выглядит водяной как старик с большой бородой и рыбьим хвостом вместо ног, волосы старика имеют зеленый оттенок, а глаза похожи на рыбьи. Днем водяной предпочитает оставаться на дне водоема, а с восходом луны поднимается на поверхность. По водоему дух предпочитает перемещаться верхом, в основном плавая на соме.
Дух обитает в крупных пресноводных водоемах: реках, озерах, болотах. Впрочем, иногда он выходит на сушу и появляется в ближайших селениях. На водоемах для жилища водяной предпочитает выбирать наиболее глубокие места или места с сильным круговым течением (водовороты, места возле водяных мельниц).
Водяной ревностно охраняет свой водоем и не прощает тех, кто непочтительно к нему относится: провинившегося дух способен утопить или сильно покалечить. Впрочем, водяной также может и вознаграждать людей: считается, что водяной может даровать хороший улов, но также он способен оставить рыбака вообще без единой рыбки. Любит дух и попроказничать: пугает людей по ночам странными криками, может прикинуться утопленником или младенцем, а когда его втянут в лодку или вытащат на берег, он откроет свои глаза, рассмеется и плюхнется обратно в воду.
Водяные живут семьями, обычно водяной имеет множество жен – русалок. Утянутые духом на дно люди остаются у водяного в услужении, всячески развлекая хозяина водоема и выполняя различные поручения, впрочем, от него можно откупиться, но цена будет соизмеримая — придется отдать своего первенца.
Бороться с водяным в его родной стихии практически невозможно, однако его можно отпугнуть от себя железом или медью, что в итоге лишь сильнее его разозлит. Поэтому в древности предпочитали не злить водяного, а если уж он рассердился, то духа пытались задобрить, бросая в воду хлеб, или принося в жертву животное черного цвета

3245507_9 (700x560, 117Kb)

Волколак

Волколак – человек, способный превращаться в волка (медведя). Волколаком можно стать добровольно и против своей воли. Колдуны часто превращают себя в волколака, чтобы обрести силу зверя. Они способны превращаться в волка и обратно в человека по собственной воле. Для этого колдуну достаточно перекувыркнуться через пень, или 12 ножей, воткнутых в землю острием, при этом если за то время, пока маг был в обличии зверя, кто-то вынет хотя бы один нож из земли, то колдун уже не сможет вернуться обратно в человеческое обличие.
Человек может обратиться в волколака и после проклятья, тогда проклятый не способен сам вернуть себе человеческий облик. Однако ему можно помочь: для того чтобы снять с человека проклятие его надо накормить освященной едой и накинуть на него одеяние, сотканное из крапивы, при этом волколак будет всячески сопротивляться этому обряду.
Волколаки не обладают сверхъестественной живучестью, и их можно убить обычным оружием, однако после смерти оборотни превращаются в упырей и вновь восстают, чтобы отомстить своему убийце. Чтобы не произошло подобного обращения оборотню необходимо запихать в пасть три серебряных монеты в тот момент, когда он будет умирать, либо пронзить сердце колом из боярышника, когда волколак находится в человеческой форме.

3245507_10 (500x656, 58Kb)

Волот

Волоты – малочисленная раса могучих великанов, населявшая территорию древней Руси. Некогда волоты были одной из самых распространенных рас, но к началу исторической эпохи практически вымерли, вытесненные людьми. Великаны считаются предками славян, что подтверждается появлением богатырей в людском роду. Волоты стараются не контактировать и не пресекаться с людьми, селясь в труднодоступных местах, предпочитая выбирать для жилья высокогорные участки или труднодоступные лесные чащи, гораздо реже они селятся в степных районах.
Внешне волот ни чем не отличается от человека, если не брать во внимание его гигантские размеры.

3245507_11 (534x700, 207Kb)

Горыныч

Еще один широко известный сказочный персонаж. Змей-Горыныч – общее название драконоподобных существ. Хотя к драконам он и не относится, а по классификации принадлежит к змиям, во внешнем виде Горыныча много драконьих черт. Внешне Змей-Горыныч похож на дракона, однако обладает многоголовостью. В разных источниках указывает разное количество голов, но чаще всего встречается три головы. Впрочем, большее количество голов скорее указывает на тот факт, что этот змий уже неоднократно участвовал в битвах и терял головы, на месте которых вырастало большее количество новых. Тело Горыныча покрывает чешуя красного или черного цвета, на лапах у змия большие когти медного цвета с металлическим отблеском, сам он имеет большие размеры и внушительный размах крыльев. Змей-Горыныч способен летать и извергать огонь. Чешую Горыныча невозможно пробить никаким оружием. Его кровь способная обжечь, а кровь, пролитая на землю, выжигает ее так, что на том месте еще долго ничего не растет. Змей-Горыныч способен отращивать потерянные конечности, он в состоянии отрастить даже утраченную голову. Также он обладает разумом и способен подражать голосам различных животных, в том числе способен воспроизводить человеческую речь, что отличает его от змиев и делает ближе к драконам.

3245507_12 (700x525, 84Kb)

Гамаюн

Гамаюн – полуптица-получеловек. Тело у гамаюна птичье, с ярким пестрым опереньем, а голова и грудь человеческая. Гамаюн — посланница богов, поэтому почти всю свою жизнь она проводит в путешествиях, предсказывая людям их судьбу и передавая слова богов.
По природе своей гамаюн не агрессивен и не представляет прямой опасности для человека, но обладает тяжелым характером и потому ведет себя несколько высокомерно, относясь к людям как к существам более низкого порядка.

3245507_13 (512x648, 74Kb)

Домовой

Домовой – добрый дух, хранитель дома и всего, что в нем находится. Выглядит домовой как маленький старик (ростом 20—30 сантиметров) с большой бородой. Считается, что чем старше домовой, тем моложе он выглядит, так как рождаются они стариками, а умирают младенцами. Покровительствует домовым бог Велес, от которого духам досталось несколько способностей, например, возможность предсказывать будущее, но главное, конечно, это мудрость и умение лечить людей и животных.
Домовой обитает практически в каждом доме, выбирая для проживания укромные места: за печкой, под порогом, на чердаке, за сундуком, в углу, или даже в печной трубе.
Домовой всячески следит за своим домом и семьей, которая в нем живет, защищает их от злых духов и напастей. Если семья держит животных, то домовой будет присматривать и за ними, особенно добрый дух любит лошадей.
Домовой очень любит чистоту и порядок в доме, а не любит, когда обитатели дома лентяйничают. Но гораздо сильнее дух не любит, когда жители дома начинают ссориться друг с другом или неуважительно относится к нему. Рассерженный домовой начинает давать знать о том, что человек не прав: стучит дверьми, окнами; мешает спать по ночам, издавая страшные звуки или крики, иногда даже будит человека, больно щипая его, после чего на теле остаются большие и болезненные синяки, которые тем сильнее болят, чем сильнее рассержен домовой; а в крайних случаях дух способен бросаться посудой, писать нехорошие надписи на стенах и устраивать небольшие пожары. Впрочем, серьезного вреда человеку домовой не причинит, а иногда дух, обитающий в доме, проказничает и без особой на то причины.

3245507_14 (700x525, 41Kb)

Жар-птица

Жар-птица – птица размером с павлина, да и по внешнему виду более всего напоминает она именно павлина, только обладает ярким золотистым с переливом в красный опереньем. Жар-птицу невозможно взять голыми руками, так как ее оперенье обжигает, при этом жар-птицу не окружает огонь. Большую часть жизни эти птицы проводят взаперти, что в Ирии, что в частных руках их держат в основном в золотых клетках, где они целыми днями поют песни, а по ночам этих удивительных птиц выпускают на кормежку. Любимая еда жар-птиц – фрукты, очень любят они яблоки, в особенности золотые.

3245507_15 (700x525, 77Kb)

Злыдни

Злыдень – злой дух, приносящий нищету дому, в котором поселился. Данные духи находятся в подчинении у навьи. Злыдень невидим, но его можно услышать, иногда он даже разговаривает с людьми, в чьем доме поселился. Злому духу тяжело попасть в дом, так как его туда не пускает домовой, но если уж ему удалось проскользнуть в жилище, то избавится от него очень непросто. Если злыдень пробрался в дом, то он проявляет большую активность, помимо разговоров дух может залазить на обитателей дома и ездить на них. Часто злыдни селятся группами, так что в одном доме их может быть до 12 существ.

3245507_16 (700x441, 62Kb)

Индрик-зверь

Индрик- зверь — В русских легендах Индрик выступает как «всем зверям отец». Он может иметь и один, и два рога. В русских сказках Индрик изображается как противник змея, который мешает брать воду из колодца. В волшебных сказках образ индрика обозначает фантастическое животное, которое добывает главный герой. В некоторых сказочных сюжетах он появляется в царском саду вместо жар-птицы и ворует золотые яблоки.

3245507_17 (473x450, 66Kb)

Кикимора

Читайте также:  Вариация из балета лебединое озеро па де труа

Кикимора – злой дух, насылающая кошмары на человека. На вид кикимора очень худая и маленькая: голова у нее с наперсток, а тело тонкое как тростинка, она не носит ни обуви, ни одежды и большую часть времени остается невидимой. Днем кикиморы неактивны, а по ночам начинают шалить. По большей части они не причиняют серьезного вреда человеку, в основном лишь устраивают небольшие проказы: то стучат чем-то по ночам, то скрипеть начинают. Но если кикимора невзлюбила кого из членов семьи, то проказы станут куда серьезнее: дух начнет ломать мебель, бить посуду, изводить домашнюю скотину. Любимое занятие кикиморы – прясть пряжу: порой сядет ночью в углу и начинает работать, и так до утра, но толку от этой работы нет, лишь спутает нитки, да пряжу порвет.
В качестве места обитания кикиморы предпочитают человеческие дома, выбирая для проживания укромные места: за печкой, под порогом, на чердаке, за сундуком, в углу. Часто кикимор берут в жены домовые.
Иногда кикиморы показываются на глаза людям, предвещая скорые несчастья: так если она плачет, то скоро случится беда, а если прядет, то значит, вскоре кто-то из обитателей дома умрет. Предсказание можно уточнить, спросив кикимору, тогда она обязательно ответит, но только стуком.

3245507_18 (459x623, 63Kb)

Кот Баюн — персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны.

3245507_19 (456x604, 101Kb)

Леший

Леший – дух-хранитель леса. Леший способен менять облик по своему желанию, поэтому сложно сказать каково его истинное обличье, однако чаще всего ему приписывают образ старика с длинной бородой. У него серо-зеленые волосы, вечно запутанные, в которых торчат листья и ветки. В таком облике леший похож на человека, но от последнего его отличает сероватая кожа, отсутствие бровей и ресниц, а также большие зеленые глаза, которые светятся. Свой рост леший также способен изменять: в лесу он может головой доставать до верхушек самых высоких деревьев, а через мгновение, шагнув на луг, стать ниже травы.
Лешие обитают практически в каждом лесу, при этом предпочитают одиночество и потому встретить лес, где обитают сразу два лесовика практически невозможно. Для обитания они предпочитают выбирать труднодоступные лесные чащобы, однако лешие любят обходить свои владения, поэтому встретить их можно практически в любой части леса.
Большую часть времени они ходят по лесу и смотрят все ли в порядке, помогают животным, выкорчевывают больные деревья и отгоняют от леса прочих духов, вредящих ему. Любит леший и повеселиться: пугать зверей, птиц и, особенно, людей. Он может начать кричать на разные голоса, безупречно подражая не только зверям, но и людям, а когда «шутка» удалась, начинает громко хохотать и хлопать в ладоши. Но если лешего разозлить, может он и убить человека: или в топь заведет, или нашлет на него зверей, а то, и вовсе убьет своими руками, выйдя к человеку в облике огромного медведя.

3245507_20 (492x700, 139Kb)

Лихо

Лихо – злое человекоподобное существо, встречаются как мужские, так и женские особи. Отличается лихо высоким ростом и худощавым телосложением, у него всего один глаз, поэтому видит оно в узком диапазоне. Питается лихо плотью и страданиями людей и животных, обычно оно старается не появляться в крупных поселениях, а большую часть жизни обитает в лесу, питаясь местным зверьем и птицами, чем часто злит лешего. Но если лихо попадется одинокий человек или небольшая группа людей, то тут оно свой шанс не упустит. Пристав к одному человеку оно ввергает того в уныние и питается негативными эмоциями. Такой рацион делает существо еще сильнее, и чем больше негативных эмоций испытывает «носитель» тем сильнее лихо. Если же ему не удается справиться с волей человека, то существо предпочтет съесть жертву, нежели отпустить. Когда попадается группа людей, лихо выбирает себе одного, а остальных убивает прямо у него на глазах, опять же чтобы сломить волю человека. Если лихо овладело человеком, то избавиться от него практически невозможно. Оно будет следовать за жертвой повсюду, попутно нападая на тех, кто оказывается рядом с «носителем» и так пока несчастный не умрет, что в принципе наступает довольно скоро, после чего лихо начнет искать себе новую жертву.
В некоторых сказаниях говорится, что лихо отделяет от человека все его радостные воспоминания и светлые чувства и запирает их в какой-нибудь предмет-амулет, который хранит у себя в жилище.

3245507_21 (700x559, 87Kb)

Навьи

Навии (навьи) — от древнерусского навь — духи смерти, духи умерших иноплеменников. Считалось, что они могли насылать болезни на людей и домашний скот, а так же стихийные бедствия.
По ночам навьи носятся по улицам, поражая всех, кто выходит из дома. Люди умирали от ран. Потом навьи стали и денем появляться на конях, но были невидимы. Для спасения от навий надо было не выходить из дома. Чтобы защитить жилища, необходимы были обереги, заговоренные предметы и т.п. Одежда людей включала специальную вышивку с охранительными знаками от навий.

3245507_22 (448x577, 67Kb)

Полевик

Полевик – в славянской мифологии, дух охранитель полей. Относится к духам человеческого хозяйства. Он находится на границе двора и леса. Полевик существо многоликое: он олицетворенное поле, наг и черен, как земля, с разноцветными глазами и «волосами-травой»
Полевик-межевик – «подземный хозяин», обитающий у межевых ям, рвов; он влияет не столько на само поле, сколько на благополучие людей (может «навести» болезнь, погубить скот).
Кстати, среди любителей металлодетекторного поиска распространено поверье о полевом дедушке, помогающим в поисках. Главное-не забыть его задобрить сладким, табаком или спиртным.

3245507_23_1_ (374x700, 194Kb)

Полудница

Полудница, полуденица — шаловливый дух в славянской мифологии. Она развлекается тем что морочит путникам голову насылая на них разные ведения, галлюцинации и мороки.
Рабочий день в деревнях начинался рано, а вот полуденную жару лучше было переждать. Было у древних славян особое мифическое существо, которое строго присматривало, чтобы в полдень никто не работал. Это Полудница. Ее представляли себе девушкой в длинной белой рубахе или наоборот — косматой страшной старухой. Полудницы побаивались: за несоблюдение обычая она могла наказать, и жестоко — теперь мы называем это солнечным ударом. Так же существуют придания, если встретить полудницу в полдень то она начнет загадывать загадки и если не ответишь то она защекочет человека до смерти.

3245507_24 (700x455, 97Kb)

Русалки

Русалки — В славянской мифологии существа, как правило вредоносные, в которых превращаются умершие девушки, преимущественно утопленницы, некрещёные дети. Представляются в виде красивых девушек с длинными распущенными зелёными волосами (ср. южнославянских вил, западноевропейских ундин), реже — в виде косматых безобразных женщин (у северных русских). В русальную неделю, следующую за троицей, выходят из воды, бегают по полям, качаются на деревьях, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. Особенно опасны в четверг — русальчин велик день. У славян русалки различались на несколько видов

3245507_25 (498x420, 50Kb)

Сирин

Сирин в славянской мифологии — птица с человеческим лицом, ее пение приносит людям забвение и потерю памяти. Сами птицы не злы, но очень равнодушны. Олицетворяют печаль. Она является предвестницей бедствий и служит посланницей властелина подземного мира.

3245507_26 (700x669, 174Kb)

Трясовицы

Трясовицы — Русские демоны болезни, упоминаемые в заговорах.
Их представляли в виде двенадцати безобразных женщин, насылавших на людей различные болезни. В некоторых текстов заговоров подчеркивается их связь с нечистой силой, поэтому говорится о том, что Трясовицы появляются у постели больного в дьявольском обличьи.

3245507_27 (500x669, 137Kb)

Упырь

Упырь – живой мертвец, восставший из могилы. Внешне упыри практически ничем не отличаются от человека, единственное их отличие — это острые зубы, так все зубы упыря заострены и больше напоминают акулью пасть, нежели человеческую. Обычно в упырей после смерти превращаются колдуны и волколаки, однако живым мертвецом может стать и живой человек, ставший жертвой проклятья.
Днем упыри скрываются в темных, недоступных для солнечного света, местах, чаще всего это склепы и могилы, гораздо реже подвалы домов. С заходом солнца упыри выходят на охоту. Питаются мертвецы различными крупными животными, но предпочитают охотиться на людей. Напав на человека, упырь выпивает всю его кровь, после чего съедает плоть. Существует поверье, что если монстр оставит свою жертву обескровленной, но не съеденной, то она также превратится в упыря.

3245507_28 (700x560, 89Kb)

Хухлик

Хухлик — В русских суевериях водяной хулиганистый чертик. Этот нечистый дух появляется чаще всего из воды и становится особенно активным во время Святок, поэтому его и относят к разряду водяной нечисти. Как и вся мелкая бесовская нечисть хухлики очень любят подшучивать над людьми.

3245507_29 (424x369, 94Kb)

Конечно, это далеко не все существа, которые окружали языческих славян в их жизни. Да и смена религии полностью не стерла веру в то, что человека окружает много непонятного и непознанного, даже в современном мире.

Источник

Морские божества и водные мифологические существа

Люди-амфибии довольно часто упоминаются в греческих мифологических преданиях, которые стали в эпоху Барокко огромным источником для вдохновения скульпторов майсенской мануфактуры. Помимо часто изображаемого римского Нептуна или греческого Посейдона было огромное количество других разнообразных морских божеств и существ.

Греки утверждали, что всю землю кругом обтекает поток, катящий свои воды в вечном водовороте. Его называли седым Океаном — богом-титаном, равным самому Зевсу по почёту и славе. Он жил далеко на границах мира. У Океана и его жены титаниды Тетис было около трех тысяч нимф-океанид. К нимфам водной стихии относятся также наяды, ведающие ручьями и родниками, и лимнады, обитающие в стоячих озёрах и болотах.

Над всеми мифологическими обитателями водной стихии главенствует великий и могучий брат Зевса Посейдон (Нептун).

НЕРЕЙ

Одним из самых известных мифологических персонажей водной стихии был Нерей — «морской старец» с телом человека и рыбьим хвостом, живший в Эгейском море. У него было несметное количество дочерей, которых потом стали называть нереидами. Они входили в процессию Посейдона и Амфитриты.

Гесиод писал в «Теогонии»:

„И от Моря родился Нерей, старший из его сыновей, чьи уста правдивы и не осквернены ложью. И люди прозвали его Морским Старцем, ибо он верен своему слову, добр и справедлив, и мысли его чисты».

ПРОТЕЙ

Другим «морским старцем» с телом человека и рыбьим хвостом был Протей, живший на острове Фарос недалеко от Александрии (где располагался знаменитый Александрийский маяк), где пас стада рыб и тюленей, принадлежавших Амфитрите – жене Посейдона.

И Нерей и Протей могли, словно море, менять свой облик, превращаясь в различных животных и чудовищ, а также умели предсказывать будущее. Правда, Протей неохотно этим занимался. Для этого его необходимо было поймать и обуздать. Кроме этого Протей решил предсказывать судьбу только тем, кто застанет его в истинном обличии. Некоторым героям удалось принудить Протея к пророчеству, в частности спартанскому царю Менелаю Протей объяснил, что нужно сделать, чтобы вернуться из Египта в Спарту.

ТРИТОН

Сына Посейдона звали Тритон. Он сочетает в своём облике черты человека, коня и рыбы. Вместо ног у него либо один рыбий хвост, либо 2 дельфиньих.

Гесиод называл его «владыкой морских глубин».

Тритоны, сыновья Тритона и нимф, имели разный облик — мужчин с рыбьим или дельфиньим хвостом или ихтиокентавров — существ с человеческими руками, передними ногами и грудью коня и рыбьим хвостом. Они вместе с дельфинами сопровождали Посейдона и Амфитриту.

Тритона и его сыновей в искусстве всегда изображают с улиткообразной раковиной в руках. С помощью звука, издаваемого из неё, Тритоны вызывали грозные бури или успокаивали разбушевавшиеся морские стихии.

ГЛАВК

Морской Главк или Понтийский Главк (от древне-греческого Glaukos), являлся морским божеством-прорицателем и покровителем моряков и рыбаков. Это ещё один человек-амфибия, встречающийся в древнегреческой мифологии.

Бернард Пикар «Глаукос» 1731 год

По преданию от рождения Главк был обычный смертный рыбак. Однажды он съел некую загадочную траву, которой питаются кони Гелиоса, и превратился в божество с хвостом морской рыбы, приобретя бессмертие.

Главк научил древнегреческого бога Солнца Аполлона предсказывать будущее.

Главк являлся аргонавтам по молитве Орфея и сопровождал их корабль несколько суток, предсказав им будущее. Он сообщил аргонавтам, что они не должны искать Геракла. Кроме этого Главк прорицал Менелаю, который возвращался после взятия Трои.

Главка сопровождают нереиды – дочери Нерея, вместе с которыми он показывает мореплавателям путь. Главк мог предсказать изменение погоды и перемещение в море косяков рыб.

Главк был влюблён в Сциллу. Но она почувствовала к нему отвращение, когда увидела его купаясь в море. Тогда Главк пришёл к волшебнице Цирцее, дочери Солнца, которая могла своими чарами и магическими травами заставить мужчин и женщин уступать её воле. Главк поведал ей о своей неразделённой любви к Сцилле и попросил о помощи. Но Цирцея сама влюбилась в Главка. Его сердце принадлежало другой, поэтому он отказал Цирцее. Разгневанная, она прокляла место, где купалась Сцилла. Волосы Сциллы превратились в псов, а сама она стала морским утёсом. Это место было самым опасным местом для мореплавателей.

Женские образы морских существ

Среди женских мифологических морских образов называют Тритонид – дочерей Посейдона и Амфитриты. Они имеют женскую верхнюю часть туловища и рыбий хвост. Их нельзя путать с Сиренами, у которых помимо хвоста были крылья птицы и острые птичьи когти на ногах. Сирены обладали невероятно красивыми голосами. При помощи своих сладких песен они завлекали моряков и топили их в море.

Гравюры 16-ого века, изображающие Сирен

ГИППОКАМПЫ

Морские божества в Древней Греции и Риме часто изображались на колесницах, запряженных гиппокампами. Так назывались морские лошади серебристо-голубого цвета с рыбьим хвостами, и перепончатыми лапами вместо копыт. В частности, гиппокампы были запряжены в колесницу греческого бога морей Посейдона. На них также ездили нереиды. Гиппокамп считается царём рыб.

Огромное количество работ на Майсенской мануфактуре стиля барокко имеют изображения морских божеств и различных морских мифологических существ. Темы, связанные с водной стихией и вообще с различными стихиями, были весьма распространены в искусстве XVII-XVIII вв.

Гравюры Giovanni Andrea Maglioli 1580-1610

В создании фарфоровых композиций на мифологические темы наблюдается огромное влияние итальянской монументальной и парковой французской скульптуры прежде всего, а также воздействие французской живописи и архитектуры, искусство резьбы по слоновой кости и ювелирная практика, где античность и мифологические персонажи стали главным способом выражения различных понятий, идей и замыслов.

Фигуры Морских Существ из Лебединого Сервиза Майсенской мануфактуры

Так, например, среди многочисленных центральных декоративных композиций, входящих в известный Лебединый сервиз мануфактуры Майсен, мы можем найти огромную фигуру прекрасного Морского Главка и Нереиды. Их можно приобрести у нас в Салоне в Карловых Варах или на страницах нашего интернет-магазина.

Источник

Морские существа в мифологии

Мифология разных культур насчитывает сотни различных созданий. Их главным отличием является место обитания — территория, на которой созданы все условия для комфортной жизни. Мифические морские существа выходят на сушу только с определенной целью — они ищут жертву, защищают свои владения или пытаются найти источник силы.

мифические существа морские

Происхождение мифических персонажей

Существа, которые живут под водой или на суше, славятся определенной историей. Если современный жанр фэнтези основан на специально выдуманных чудовищах, то в мифологии есть множество примеров, когда люди придумывали страшные истории для собственного успокоения.

Мифические персонажи, созданные в разные эпохи, объясняли то, что человек не мог осознать. Чудища появлялись от страха: те, что живут под водой пугали больше остальных. По поверьям они выползали только ночью и очень быстро затягивали добычу под толщу воды.

Утопленники служили ярким тому доказательством. С годами истории и легенды укоренились, а чудовище получило новые способности: изменились его умения, образ жизни и цель существования.

Речные и морские чудовища

Речные и морские чудища имеют общие и отличительные черты. Они обитают в воде, но если реки прилегают к лесам и закрытым территориям, то в море монстры атакуют только судна или лодки рыбаков. Название чудищ зависит от того, как они питаются и как часто появляются на суше.

Самые известные обитатели рек и океанов, которые могут навредить человеку:

  1. Ктулху. Является одним из божеств. Он владеет мирами, видимыми и невидимыми людскому оку. Спит Ктулху на дне самых больших водоемов. Заключена сила чудовища в его разуме. Он может воздействовать на психику и повелевать богом или зверем. Создание встречается в литературе в произведении «Зов Ктулху» и изображается, как большой осьминог с красными, налитыми кровью глазами и смертоносными щупальцами.
  2. Вритра. Мифическое создание, которое встречается в поверьях древних индейцев. Выглядит чудовище, как гигантский змей. У него длинные когти, торчащие по всей спине. Окрас темно-красный. В пасти монстра длинный язык, поражающий жертву ядом. Главная цель Вритры — преграждать водоемы и уничтожать все судна, которые попадутся ему на пути.
  3. Водяной. Встречается в славянской культуре и описывает обитателя речных водоемов. Человек может не бояться водяного, если не потревожит его покой. Внешность Водяного неприятная: он похож на большое бесформенное создание синего или зеленого цвета. Водяные большие по размеру и часто живут недалеко от болот.
  4. Грендель. Живет демон в подводной пещере. Один из самых страшных в саксонской мифологии. Демон ненавидит людей. Если к его пещере прибивает лодку или корабль, он ее уничтожает вместе со всеми пассажирами.

Морские чудовища несут большую опасность для судов. Проявляются такие монстры в сильный шторм или же они сами его вызывают. Только они просыпаются от спячки, поднимаются сильные волны. Не все существа поедают людей: некоторые из них питаются страхом, жизненными силами или бессмертными душами. Речные чудовища грозят людям, которые оказываются недалеко от водоема. Одна часть созданий заманивает жертву, другая же убивает случайных прохожих.

Кракен

Морские чудовища берут себе обличие животных или рыб. Они отличаются большим размером и массивными щупальцами. Кракен известен в мифологии как гигантский кальмар, способный уничтожать все, что попадется на его пути. Прототипом мистического персонажа послужил реальный осьминог: он был не настолько большой, но значительно отличался от своих сородичей.

Называют Кракена грозой морей и океанов. По размеру он походит на большой корабль и также просто может потопить любое судно. Длина щупалец Кракена еще больше. Как самое грозное морское создание, он охраняет свои владения. Если корабли заходят на его территорию, пощады им не ждать. За несколько минут чудовище расправляется с любой плавающей конструкцией. Живет Кракен на дне, но часто выплывает на поверхность.

Читайте также:  Отель у озера германия

мифические существа морские

Морской змей

Еще одно создание, пугающее моряков и рыбаков — Морской змей. Впервые он был описан в далеком 1555 году. Архиепископ Магнус заявил, что страшнее порождения ада ему не приходилось видеть. Подводные течения для Змея стали домом. Он не привязан к одному месту и быстро передвигается под водой.

Свое название чудовище получило за длинное тело, напоминающее змеиное. У него есть несколько плавников, что позволяет монстру плыть со скоростью течения. Большие уши, похожие на плавники ярко-красного цвета. Они могут улавливать незначительные колебания и вибрации.

Пасть монстра покрыта мелкими, но очень острыми зубцами. Есть вытянутые клыки, связанные между собой перепонкой. Чем старше особь, тем больше дополнительных отростков у нее вырастает. На толстой коже, которую сложно пробить гарпуном, есть небольшие бугорки. Хвост заканчивается такими же опасными отростками.

мифические существа морские

Келпи

Морские духи в шотландской мифологии называются Келпи. Они могут жить в озерах и реках. Подходят для духов спокойные водоемы, где их редко беспокоят люди или животные. Если их покой нарушен, создания становятся агрессивными. В порыве гнева они способны нанести смертельные раны.

Как выглядят Келпи:

  • они похожи на лошадь;
  • у них длинная черная шерсть;
  • у духа хорошо развиты челюсти, которые покрыты мелкими, но острыми зубами;
  • на месте ног коня длинные, покрытые шерстью плавники.

По преданиям духи хитростью заманивают людей к себе, а потом забирают их под воду. Выиграть в схватке с чудовищем нельзя.

мифические существа морские

Русалка

Одна из самых известных обитательниц океанского дна — русалка — живет в глубоких водоемах.

В половине мифов она описывается, как дружелюбное и доброе создание. В других преданиях она злобная, кровожадная обольстительница. Приманивает русалка моряков и простых странников. Она выходит на открытую местность или садится на коралловый риф и начинает петь свои песни. По легенде голос русалки настолько красив, что никто не может перед ним устоять. Часто ее путают с сиреной.

Дружелюбный персонаж встречается в мультфильмах и фильмах. В них изображена миролюбивая русалка, которая ищет свое счастье. Она не боится людей. Выглядит создание, как полуженщина-полурыба. Она обладает плавником, который позволяет ей быстро передвигаться. Верхняя часть туловища человеческая. Русалка не стареет и всегда остается красивой.

разница между русалками и сиренами

Мужские особи живут глубоко под водой и никогда не выбираются наружу. Они охраняют жилище и при необходимости защищают его от врагов.

Источник

Славянские мифы и персонажи, связанные сводной стихией

АЛКОНОСТ, алконос
в византийских и русских средневековых легендах райская птица с человеческим лицом (часто упоминается вместе с другой райской птицей — сирином). Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращенной богами в зимородка. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на шесть дней. Пение А. настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.

АНЧУТКА
в восточнославянской мифологии злой дух, одно из русский названий чертенят, по всей видимости происходящее от балтийского названа утки (ср. литов. anciute, «маленький утка»).
А. связан с водой и вместе с тем летает; иногда А. называют водяным, болотным. Обычные его эпитеты — «беспятый» («беспятая»), «роговой», «беспалый» — означают его принадлежность к «нечистой силе».

АСИЛКИ, осилки, велеты
в восточнославянской мифологии великаны-богатыри. Жили в древние времена; по некоторым мифам, создавали реки, воздвигали утёсы и т. п. Возгордившись своей силой, А. стали угрожать богу и были им уничтожены. В белорусских преданиях А. выкорчёвывают деревья, откидывают или разбивают камни каменным оружием. Иногда за каменной стеной, разбитой А., обнаруживали похищенных змеем людей. Фольклорные мотивы, связанные с А. (подбрасывание в небо булавы А., отчего гремит гром, победа над змеем и т. п.), позволяют считать мифы об А. вариантами мифа о борьбе громовержца (см. Перун) с его противником, змеем. Название «А.» предположительно связано с индоевропейским корнем ак’-, «камень, каменное небо».

БЕРЕГИНИ
в восточнославянской мифологии женские персонажи.
Этимологически название «Берегиня» сближается с именем Перуна и со старослав. пръгыня («холм, поросший лесом»), но вероятно смешение со словом берег (с чем связано и употребление названия «Б.» по отношению к изображениям русалок в русской домовой резьбе). Культ Берегини объединялся с культом Мокоши и упырей в христианских поучениях против язычества

БУЯН
остров, упоминаемый в русских сказках и заговорах.
Находится далеко за морем, наделяется фантастическими чертами потустороннего мира (ср. вырий). В заговорах Б.— место пребывания мифологических персонажей (христианских святых и др.), помощь которых придаёт заклинанию силу, или чудесный предмет, обеспечивающий получение желаемого, обычно — священный камень алатырь.

ВЕЛЕС, Волос
в славянской мифологии бог. В древнерусских источниках (начиная с договора русских с греками 907 в «Повести временных лет») выступает как «скотий бог» — покровитель домашних животных — и бог богатства. В договорах с греками В. соотнесён с золотом, тогда как другой постоянно упоминаемый наряду с ним бог — Перун — с оружием. В Киеве идол Перуна стоял на горе, а идол В., по-видимому, на Подоле (в нижней части города). В
христианскую эпоху В. был ассимилирован и заменён христианским покровителем скота св. Власием (сыграло роль и звуковое соответствие имён), а также Николой и Юрием (Георгием). Следы культа В. (чаще всего под видом почитания св. Власия) сохранились по всему русскому Северу, где были известны и каменные идолы В., и легенда о святилище В. В новгородских и других северорусских иконах, в молитвах св. Вла-сию явственна связь его культа со скотом.
Характерно также переплетение культа В.— Власия с почитанием медведя как хозяина животных.
Называние Вояна «Велесовым внуком» в «Слове о полку Игореве» может отражать древнюю связь культа В. с обрядовыми песнями и , поэзией. Связь В. с сельскохозяйственными культами очевидна из восточнославянского обычая оставлять в дар божеству несжатыми несколько стеблей хлебных злаков — волотей, называемых «Волосовой бородкой». В своей языческой функции В. воспринимался позднейшей православной традицией (в той мере, в какой она его не ассимилировала, отождествив со св. Власием) как «лютый зверь», «чёрт», отсюда костромское ёлс — «леший, чёрт, нечистый», диалектные волосатик, вол осень — «нечистый дух, чёрт»; это же позднейшее значение — «чёрт» известно и в родственном чеш. Veles — «злой дух, демон» (тексты 16—17 ВВ.).

ВИЛЫ, самовилы в южнославянской мифологии женские духи, очаровательные девушки с распущенными волосами и крыльями, одеты в волшебные платья: кто отнимал у них платье, тому они подчинялись. В. могли летать, как птицы, обитали в горах. Они владели колодцами и озёрами и обладали способностью «запирать» воды. Культ В. и их связь с колодцами известны по болгарским источникам с 13 в. Если отнять у В. крылья, они теряют способность летать и становятся простыми женщинами. Ноги у них козьи, лошадиные или ослиные, В. закрывают их длинной белой одеждой. К людям, особенно к мужчинам, В. относятся дружелюбно, помогают обиженным и сиротам. Если разгневать В., она может жестоко наказать, даже убить одним своим взглядом. В. умеют лечить, предсказывать смерть, но и сами они не бессмертны

ВОДЯНОЙ
водяной дедушка, водяной шут, водяник, в о д о в п к (чеш. vodnik, серболу-жиц. wodny muz, wodnykus, словен. povodnj, vodni moz и др.),
в славянской мифологии злой дух, воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала. Чаще всего выступает в облике мужчины с отдельными чертами животного (лапы вместо рук, рога на голове) или безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелёными усами. Женские духи воды — водяницы (чеш. vodni panna, серболужиц. wodna zona, слонен. povodnja devica п др.) увязываются, как и русалки, с представлениями о вредоносных покойниках — «заложных покойниках», становящихся упырями и злыми духами; на них женятся В. Водяные соотносятся с чёрным цветом; им приносили в жертву чёрного козла, чёрного петуха, существовал обычай держать на водяных мельницах чёрных животных, любезных В.
По поверьям, у В. были коровы чёрного цвета, он обитал в чёрной воде — в сказках, в частности серболужицких, урочище Черна Вода служит местом встречи с В. С левой полы В. постоянно капает вода (это можно сравнить с особым значением левой стороны у лешего и другой нечистой силы). В. утаскивали людей к себе на дно, пугали и топили купающихся.
Эти поверья о В. сопоставимы с легендой о морском (водяном, поддонном) царе, отразившейся в русских былинах о Садко. В волшебных сказках В. схватывает свою жертву, когда она пьёт из ручья или колодца, требует у схваченного царя или купца сына в залог и т. п. В славянских поверьях о В. и морском царе можно видеть отражение представлений, некогда относившихся к особому богу моря и вод (ср. Аутримпса прусской мифологии. Нептуна в римской и т. п.).

ДОДОЛА
в южнославянской мифологии женский персонаж, упоминаемый в магических обрядах вызывания дождя.
Известен в сербо-хорватской (Д., дудулейка, додолице, додилаш), болгарской (Д., дудула, дудулица, дудоле, преимущественно в западных областях Болгарии), а также румынской и других традициях (ср. польск. мифологическое имя Дзидзиля). Д., как и Перперуна, связана с культом Перуна, его именами, действиями или эпитетами, родственными литов. Dun-dulis — прозвищу Перкунаса (букв, «раскаты грома», ср. сербо-лужицк. Дундер) — и латыш, dudina perkuo-nins — «погромыхивает громом».
Очевидно, имя Д. и т. п. имена — результат древней редупликации (удвоения) корня dnu, означавшего «трясти бородой» в отношении громовержца: [др.-инд. emasru dodhuvad (об Индре), др.-исл. dyja, «трясти» (о волосах громовержца Тора); ср. отчасти сходное удвоение в хетт, tethai, «греметь» (о громе)]. Сравнительный анализ до-дольских песен и ритуалов позволяет предположить, что в мифе Д. первоначально — жена громовержца, а в ритуале — представлявшие её жрицы.
След такого ритуала можно видеть у сербов в Алексиначском Поморавье, где додолицы — шесть девушек в возрасте от 12 до 16 лет: четыре поют, две представляют Додола (видимо, древнего громовержца) и Додолпцу (видимо, его жену). Их украшают венками, льют на них воду (что должно вызвать дождь), преподносят им хлеб. Для додольских песен характерны мотивы отмыкания врат (болг. «Отвори врата, домакина, ой додоле!»), моления о дожде или влаге — росе (серб. «Додолица бога моли: Да ми, боже, ситну росу!»). Возможно, что раннее заимствование имени жены громовержца Д. объясняет мордовское обозначение женщины-молнии Jondol-baba и имя бога Jondol-pas.

ДУНАЙ
1) в представлении древних славян, в т. ч. русских,— мифологизированный образ главной реки; лексема «дунай» в славянских языках (отчасти и в балтийских) стала нарицательным словом, обозначающим далекую, незнакомую реку, глубокие воды, море, водный разлив, ручей и т. п. Огромное количество гидронимов с элементом «Дунай» образуют мощный слой в славянской (и балтийской) «сакральной топографии». Для славян Д. был их исходной родиной («Повесть Временных лет»), память о которой сохранялась очень долго. Д. представлялся как своего рода центр, притягивающий к себе все остальные реки. Д. вместе с тем обозначал некий главный рубеж, за которым лежит земля, обильная богатством, но и чреватая опасностями. В этом смысле Д.— граница благодатной земли и вожделенная цель всех устремлений. Наконец, Д.— не просто большая река, но и море, путь по морю. У разных групп славян, особенно у южных и западных, с Д. ассоциировались мотивы женщины, изобилия и мирной жизни, культ реки, её плодотворящих вод (ср. мужской род названия реки и предполагаемые женские культы Д.).
В восточнославянских мифопоэтических, фольклорных и обрядовых текстах образ Д. выступает в разнообразных вариантах — от антропоморфных персонификаций до вырожденных форм типа десемантизированных припевов, междометий и т. п. В песнях Д.— образ вольной девической жизни (девица гуляет у Д., прощается с ним, когда она просватана, и совершает ритуальное омовение; Д. заодно с девицей, когда она не хочет вступать в брак). Предстоящий брак вызывает образы Д. в разных вариантах (слезы девицы «Дунай-речку делают», жених приравнивается к Д., перед браком молодец совершает обряд на Д., в частности, он «стружит стрелки» и пускает их на Д., чтобы они плыли «к девке»). Д. уподобляется золоторогому оленю, помогающему в свадьбе. Сокол или орёл обещает молодцу перенести свадьбу на другой берег Д., если в него не будут стрелять. Переправа через Д.— символический образ брака, девушка просит перевезти её за Д.; девушку вылавливают из Д. (спасение-брак), она роняет в него перстень: кто поймает его, тот станет мужем; гадая о милом, в Д. бросают венки; вылавливание венка — смерть-свадьба. Для приготовления каравая воду берут из Д., и сам каравай пускают плыть по Д. Замужняя женщина поверяет свои тайны и тоску Д.: в него она бросает волосы, чтобы они плыли к отцу-матери, или пускает птицу, чтобы сообщить о себе. С Д. нередко связывается образ смерти. Молодец на коне тонет в Д.— обручение с рекой. Воин, погибая за Д., отсылает коня к родителям с вестью о смерти. Кровь убитого стекает в Д., где милая сыплет песок на камни: когда песок дойдёт до моря, убитый вернётся н милой. Занемогший постылый муж просит принести ему воды с Д., жена не спешит, и он умирает. Молодец совершает самоубийство, топясь в Д.: река отзывается выходом из своих берегов. В белорусской песне в результате неудачного брака молодец бросается в Д.: «разженюся, дунайчиком обернуся».
Соблазнённая девица ищет смерти в Д.: иногда девица случайно тонет в Д. и тогда считается, что она выходит за Д. замуж. Вдова, отчаявшись, бросает в Д. своих детей с просьбой к Д. позаботиться о них; утопление ребенка (часто незаконнорождённого) в Д. нередко становится темой обрядовых несен и баллад. Нередок мотив святости Д., в частности, в русских заговорах. Особое место образ Д. занимает в русских обрядовых и игршцных песнях, в святочных «винограднях» с припевом «а ты здунай мой, здунай» или «да и за Дунай». В связи с Д. нередко появляется мотив корабля, бросание перстня, вылавливания чудесной рыбы (ср. «Сокол-корабль» в корабельной обрядовой песне и русской былине). Иногда Д. становится именем молодца. В других случаях соответствующий элемент — важная составная часть здравниц и благопожеланий. В русском эпосе это слово нередко выступает в припеве-концовке («Дунай, дунай, более век не знай» и т. п.). Ряд мотивов, связанных с Д., отмечен в русских былинах (богатырь против Д.-реки, соотнесённой с женщиной или змеем, рогатым соколом, соловьем; Илья Муромец загатил лесом Д. и по просьбе родителей очищает его, убивая рогатого Сокола; Михайло Потык после брака с Маринкой спасает по просьбе змеи её детей, горящих в ракитовом кусте, для чего приносит воду из Д.). Иногда Д. течёт под Киевом, заменяя Днепр; в других случаях Д. заменяет Волхов и даже Москву-реку. Обиженные Владимиром богатыри уходят за Д., когда же они возвращаются, то перескакивают через него, причем богатырь Самсон едва не тонет. Из крови Д.-богатыря образуется река. В скоморошине «Птицы» и в былине «Соловей Будимирович» выступает «Дунайское море» — за ним земля, где царство птиц (см. Вырий).
2) Мифологизированный образ богатыря в русских былинах. Былины о богатыре Д. включают сюжеты о поездке Д. и Добрыни Никитича к Литовскому королю, чтобы сосватать его дочь Апраксу за князя Владимира, Разгневанный король заключает Д. в глубокие погреба, но приходит на помощь оставшийся при конях Добрыня, побивающий литовскую дружину. Король отпускает Апраксу с богатырями в Киев. Другой сюжет продолжает первый: у литовского короля была и вторая дочь, сестра Апраксы Настасья, с которой ещё раньше, когда Д. служил у литовского короля, у Д. была тайная любовь (в свое время, когда Д. попал в беду, Настасья выкупила его у палачей и отпустила в Киев). Теперь, когда русские богатыри приехали за Апраксой для князя Владимира, Настасья уязвлена невниманием к ней Д. На обратном пути богатыри обнаруживают чей-то богатырский след. Д. отправляется на розыски и встречает витязя, с которым вступает в бой. Победив его, он вынимает нож для окончательного удара и узнает в витязе Настасью, воительницу-поленицу. Она напоминает ему о прошлом, и Д. вновь поддается страсти, зовет
Настасью в Киев, чтобы пожениться, в Киеве должна состояться двойная свадьба: Владимира с Апраксой и Д. с Настасьей. На пиру гости предаются похвальбе. В результате Д. и Настасья устраивают состязание в стрельбе из лука. Настасья оказывается меткой, а Д. первый раз не достреливает, второй перестреливает, а на третий попадает в Настасью. Она умирает, а Д. узнаёт, «распластавши ей чрево», что она беременна сияющим светом младенцем (или даже двумя отроками-близнецами). Д. бросается на своё копьё и умирает рядом с женой. Д. превращается в реку Дунай, а Настасья — в реку Настасью. Прошлая вина Д. (тайная связь с девицей Настасьей и оставление её; тайные связи с враждебной Литвой) привела Д. к гибели.

КАРАКОНДЖАЛЫ, караконджулы, караконджо
у южных славян водяные демоны. Известны в болгарской, македонской, сербской и неславянских балканских традициях (от турец. karakoncolos, «ночной сезонный демон»). Выходят из воды или из пещер и нечистых мест на период Рождества (иногда от Игнатьева дня, 2 января) до Крещения (или Бабина дня, 21 января). Считалось, что К. после полуночи нападают на людей, ездят на них верхом до первых петухов или первого крика осла, гоняют людей вокруг села, полей, по берегу реки. К. боятся огня, железа, пепла от бадняка, хлеба, соли и т. п. К. выступают в облике коней с человеческой головой и двумя руками или крыльями, голых людей, покрытых колючками, антропоморфных лохматых красных или чёрных бесов с хвостом и рогами, маленьких человечков, приманивающих людей ко льду (ср. рус. шуликунов), в облике собаки, овцы, телёнка или косматого, рогатого и хвостатого Человека

КИТЕЖ, Китеж-град
В русских легендах город, чудесно спасшийся от завоевателей во время татаро-монгольского нашествия 13 в. При приближении войск Батыя стал невидимым и опустился на дно озера Светлояр. Легенда о К., по-видимому, восходит к устным преданиям эпохи ордынского ига.
Впоследствии была особенно распространена у старообрядцев, причём К. придавался характер убежища последователей старой веры. В утопических легендах К. считался населённым праведниками, нечестивцы туда не допускались, в городе царила социальная справедливость.
Сказания о К. включали рассказы о людях, давших обет уйти в К. и писавших оттуда письма, о колокольном звоне, который можно слышать на берегу озера. Сходные средневековые легенды повествовали о фантастических благочестивых царствах (пресвитера Иоанна и т. п.), земном рае, островах блаженных; ср. также старообрядческие легенды о церквах «древнего благочестия», сохранившихся в далёком Опоньском (Японском?) царстве и других «далёких землях» (Беловодье, «Город Игната» и т. п.), «сокровенных местах», где можно спастись от антихриста.

Читайте также:  Лесистые озера или лесные очень красивый

КУПАЛА, Купало
в восточнославянской мифологии главный персонаж праздника летнего солнцестояния (в ночь на Ивана Купалу — народное прозвище Иоанна Крестителя — с 23 на 24 июня по старому стилю).
Купалой называли куклу или чучело (женщины или мужчины — ср. такую же куклу Костромы), которое в белорусских ритуалах называли также Марой (воплощение смерти), в рус. песнях — ведьмой (в ритуалах «ведьму», конский череп или кости скота сжигают на костре). К. изгоняют, топят в воде; разжигают священные костры, через которые прыгают участники обряда: ритуал призван обеспечить плодородие (от высоты прыжка или пламени костра зависит высота хлебов и т. п.). Как сами обряды, так и название Купала (от глагола купать, кипеть, родственно лат. cupido, Купидон, «стремление»: ср. индоевроп. корень kup- со значением «кипеть, вскипать, страстно желать») указывают на соотнесение купальских ритуалов с огнём (земным и небесным— солнцем, в купальских ритуалах представленным колесом) и водой, которые выступают в купальских мифах как брат и сестра.
В основе мифа, реконструируемого по многочисленным купальским песням и другим фольклорным текстам, лежит мотив кровосмесительного брака брата с сестрой, воплощаемых двуцветным цветком иван-да-марья — важнейшим символом купальских обрядов; жёлтый цвет воплощает одного из них, синий— другого. В одном из вариантов мифа брат собирается убить сестру-соблазнительницу, а она просит посадить цветы на её могиле.
Три вида волшебных трав и цветов в купальских песнях (по поверьям, целебная сила трав была наибольшей в ночь на Ивана Купалу, отсюда назв.— «Иван Травник») соотносятся с мотивами трёх змей и трёх дочерей К. Сходные обряды и поверья связываются с Ивановым днём во всех славянских традициях. Широко распространено предание о цветке, который раскрывается накануне этого дня (напр., папоротник) и огненным цветом указывает на клад, и т. п. В Болгарии и белорусском Полесье совпадают обычаи добывания купальского «живого огня» трением двух кусков дерева. Сюжет кровосмесительного брака брата и сестры (первоначально близнецов), отдельные мотивы и имена персонажей (напр., Мара, Марена, позднее переосмысленное как Марья) могут относиться ко времени, предшествующему прасла-вянскому, что видно из совпадений с балтийской мифологией и обрядами Иванова дня (Лиго).
Сам сюжет об инцесте в своей древнейшей форме истолковывается как воплощение в мифе взаимосвязей основных полярных противоположностей — огонь/вода и т. п.
Такие характерные для славянских обрядов и песен мотивы, как купальские змеи, скот, клад и др., позволяют связать купальский цикл мифов с основным мифом славянской мифологии о поединке громовержца Перуна со змеевидным противником, добыванием скота и богатств

ЛЫБЕДЬ
в восточнославянской мифологии генеалогический герой, сестра трёх братьев — родоначальников племени полян: Кия, Щека и Хорива. Древнерусское предание о происхождении полян (в «Повести временных лет») родственно мифологическому сюжету, в котором участвуют три брата и сестра: в русской сказке — богатырша Белая лебедь, владелица живой воды и молодильных яблок, за которыми посланы братья; её имя могло быть преобразовано из первоначального
Лыбедь под влиянием мифологического мотива превращения богатырши в птицу. Возможно, имя Лыбедь связано с Lub, слав. *Lub, рус. лыб-, «верх» (лыбонь, «верхняя часть головы животного»), ср. название холма — Девичь-гора над рекой Лыбедь под Киевом. Ср. также Либуше — генеалогическую героиню чешских преданий.

РУСАЛКИ, купалки, водяницы, лоскотухи
в славянской мифологии существа, как правило, вредоносные, в которых превращаются умершие девушки, преимущественно утопленницы, некрещёные дети (ср. Мавки).
Представляются в виде красивых девушек с длинными распущенными зелёными волосами (ср. южнославянских вил, западноевропейских ундин), реже — в виде косматых безобразных женщин (у северных русских). В русальную неделю, следующую за троицей, выходят из воды, бегают по нолям, качаются на деревьях, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. Особенно опасны в четверг — русальчин велик день. Поэтому в русальную неделю нельзя было купаться, а выходя из деревни, брали с собой полынь, которой Р. якобы боятся. На просьбы Русалок дать им одежду женщины вешали на деревья пряжу, полотенца, нитки, девушки — венки. Всю троицкую неделю пели русальные песни, в воскресенье (русальное заговенье) изгоняли, «провожали» Р. (или весну). Русалку обычно изображала девушка, которой распускали волосы, надевали венок и с песнями провожали в рожь. Вталкивая её в рожь, с криками разбегались, а Р. догоняла. Часто Русалок изображали в виде чучела (иногда — обряженного ржаного снопа), несли его в поле и там оставляли на меже или разрывали и разбрасывали по полю. Известны случаи потопления чучела, сопровождавшиеся имитацией церковного отпевания. В этом варианте обряд проводов Русалки испытал очевидное влияние «похорон Костромы».
В южнорусских и поволжских областях известен ритуал «вождения русалки». Образ Р. связан одновременно с водой и растительностью, сочетает черты водных духов (иногда Р. представляли в свите водяного) и карнавальных персонажей, воплощающих плодородие, типа Костромы, Ярили и т. п., смерть которых гарантировала урожай. Отсюда вероятна и связь Русалок с миром мёртвых: по-видимому, под влиянием христианства Р. стали отождествлять лишь с вредоносными «заложными» покойниками, умершими неестественной смертью. Возможно, название Р. восходит к древнерусским языческим игрищам русалиям, известным по церковно-обличительной литературе.
Возможно, наименование русалий заимствовано славянами на Балканах, где античные поминальные обряды носили название розалии.

САДКО
русский былинный герой, сохраняющий мифологические черты.
По гипотезе сторонников исторической школы, образ Садко восходит к летописному новгородскому купцу Сотко Сытиничу.
Согласно новгородским былинам, гусляр С., игра которого полюбилась Морскому царю, бьется об заклад с новгородскими купцами о том, что выловит рыбу «золотые перья» в Ильмень-озере, с помощью Морского царя выигрывает заклад и становится «богатым гостем». Садко снаряжает торговые корабли, но те останавливаются в море: гусляр должен спуститься по жребию на морское дно. Оказавшись в палатах Морского царя, С. играет для него, тот пускается в пляс, отчего волнуется море, гибнут мореплаватели. С, по совету явившегося ему Миколы Угодника, прекращает игру, обрывая струны гуслей.
Морской царь предлагает С. жениться на морской девице, и гусляр выбирает, по совету Миколы, Чернаву (ср. распространённый фольклорный сюжет о женитьбе у водяного). Садко засыпает после свадебного пира и просыпается на берегу реки Чернава. Одновременно возвращаются его корабли, и С. в благодарность возводит церкви в Новгороде.
По-видимому, образ Садко является результатом поздней трансформации индоевропейского образа мифического жениха дочери океана.

ФАРАОНКИ
в русском фольклоре название полурыб-полудей.
Название Ф. связано с вторичным осмыслением традиционного образа русалки под влиянием легендарного цикла, сложившегося вокруг библейских мифов. Ф., в русской деревянной резьбе, иногда сопровождаемые персонажами мужского пола — «фараонами», воспринимались как представили египетского воинства, преследовавшего уходивших из Египта евреев чудесно потопленного в водах Чермного моря.
Согласно русской легенде, известной с 16 в., египетское войско в еде превратилось в полулюдей-полурыб, а их кони — в полуконей-полурыб.

Источник

Существа водной стихии — русалки и водяные

Водные существа - легенды разных народов о русалках и водяных

У большинства народов мира имеются собственные легенды о водных существах — русалках и число их просто огромно. Причина в том, что таинственность и недоступность водной стихии, сложные и порой странные природные явления, связанные с озерами и морями, оставляли полный простор для игры воображения. Вот почему русалки «разного происхождения» и похожи друг на друга, и заметно отличаются. В их облике и повадках нашли свое отражение национальный характер, образ жизни и отношения, существовавшие в прошлом между людьми различных племен.

Азраи

Эта прекрасная водяная фейри из шотландского фольклора — одна из ближайших «родственниц» наших русалок. Азраи обитают на дне моря и в глубоких озерах, отличаются необыкновенной застенчивостью и робостью, а на поверхности показываются всего раз в столетие. Но и тогда их можно увидеть только ночью, потому что на солнце азраи просто испаряются, оставляя после себя маленькую лужицу.
Эти фейри не носят одежды, имеют длинные зеленые волосы и перепонки между пальцами на ногах. Рост этих существ чуть больше метра. Главный враг азраи — люди: эти существа настолько хрупки и прекрасны, что мало кто в состоянии удержаться от искушения и не попытается схватить их.

Вавилонская русалка

Древнегреческий писатель Лукиан во 2 в. в трактате «О Сирийской богине» описал храм, возведенный в городе Гиераполе женой вавилонского царя Навуходоносора II Семирамидой. Царица посвятила это великолепное святилище своей матери Деркето, которую, удивляется Лукиан, вавилоняне почему-то изображали с рыбьим хвостом вместо ног.
Тут остается только удивляться: Лукиан, грек, живший в Малой Азии, не мог не знать, что Деркето — не что иное как искаженное греческой транскрипцией имя великой сирийской богини Атаргаты, которую вавилоняне называли Астартой и почитали во всей Месопотамии.
Согласно мифу, Атаргата случайно оскорбила богиню Афродиту, и та внушила ей любовь к смертному. Именно от этого союза родилась Семирамида, а ее мать, не вынеся позора (богине не полагалось вступать в связи со смертными), бросилась в озеро и стала рыбой.
В то же время в Финикии почиталось подобное божество — Дагон, чья нижняя часть тела также была рыбьей. Дагон был божеством влаги, дающей плодородие почве.

Гуарагедд аннон

Эти озерные девы, чье имя не так-то просто выговорить, родом из валлийского фольклора. Гуарагедд аннон — поразительно красивые существа, обитающие в роскошных дворцах на дне горных озер в окружении их сородичей-мужчин. Озерные девы вполне миролюбивы и всегда готовы принять гостей. Вокруг их дворцов разбиты волшебные сады, и тут гостям приходится соблюдать величайшую осторожность — если кто-либо из них случайно или намеренно сорвет хотя бы один листок или сломает травинку, он сразу же окажется на берегу и уже никогда не сможет попасть во дворец озерных дев.
Гуарагедд аннон иногда выбираются на сушу, чтобы поохотиться, потанцевать и просто порезвиться. Они появляются из воды за минуту до полуночи и снова возвращаются в озеро только после первого крика петуха.
Рассказывают, что иногда озерные девы выходят замуж за простых смертных. При этом они приводят в дом мужа различных волшебных животных. Соглашаясь жить на суше, гуарагедд аннон, в свою очередь, ставит мужу определенные условия. Если супруг трижды их нарушит, красавица возвращается в озеро. Любопытная особенность — валлийские «водяные девы», хоть и наделены неземной красотой, умеют считать только до пяти!

Дженни Зеленые Зубы

Это существо, одна из разновидностей водяных фейри, имеет длинные влажные волосы, внушительные зеленые клыки и острые сверкающие когти. Дженни подкарауливает маленьких детей, которые играют у воды без присмотра, и, случается, топит их. Кроме того, она любит пугать малышей, неожиданно высунувшись из воды по пояс и скрежеща зубами. О приближении этого существа свидетельствует внезапное появление зеленоватой пены на гладкой поверхности пруда или озера.
Самая знаменитая из всех Дженни живет в реке Тиз. Она ворует играющих на берегу ребятишек, которые не слушаются родителей, и особенно опасна по воскресеньям.

Иары — хозяйки вод в мифологии бразильских индейцев. Эти красавицы с роскошными гривами темных волос и, как и полагается, рыбьими хвостами заманивали и топили рыбаков и купальщиков. Индейцы были настолько уверены в существовании иар, что убедили в их реальности даже миссионеров-европейцев, которые в своих отчетах упоминают эти существа как нечто само собой разумеющееся.
Индейцы считали, что иары утаскивают на дно свои жертвы не по злобе, а потому, что испытывают к людям особую симпатию. То есть, буквально душат в обьятьях.

Водные существа - легенды разных народов о русалках и водяных

Это имя носит дева волн, упоминания о которой часто встречаются в фольклоре жителей английского острова Мэн. Это чудище от головы и до пояса выглядит как настоящая женщина, однако вместо ног у нее хвост лосося. Волосы у киск темно-зеленые, но на воздухе они выглядят золотистыми.
Киск — опасное существо: если она голодна, то способна проглотить человека целиком. Считается, что если поймать ее, она исполнит любые три желания в обмен на свободу. Однако следует помнить, что киск крайне злопамятна и не упустит возможности жестоко отомстить обидчику. Убить деву волн практически невозможно, так как свою душу она не «носит с собой», а прячет в недоступном месте.
В прошлом у островитян существовало поверье, что самые замечательные лоцманы и рулевые рождаются от союза обычного мужчины и одной из киск.

Мерроу

Ирландские водяные фейри мерроу — еще одна разновидность русалок. У них красивые бледные лица, рыбий хвост и перепонки между пальцами рук. Ирландцы верили, что появление этих существ на поверхности моря предвещает серьезную бурю, поэтому от них стоит держаться подальше. Однако характер у мерроу намного более доброжелательный и ровный, чем у их «сестер» из других краев. Эти духи воды иной раз влюбляются и вступают в союзы с обычными смертными. Вот только дети, рожденные от таких браков, имеют кожу, покрытую рыбьей чешуей.
Женщины-мерроу по-своему красивы, а вот мужчины-мерроу с их зеленой кожей, свиными глазками и багровым носом откровенно безобразны. Жить под водой эти существа могут лишь благодаря волшебным красным шапочкам, украшенным перьями. Без них мерроу не могут вернуться в море.

Накки

Накки — финские русалки, «кузины» древнегерманских никс. Накки отличаются свирепым нравом, беспощадностью и зловредностью. Им доставляет удовольствие причинять зло людям, в особенности маленьким детям. Финны верили, что дети могут вызвать гнев накки, играя под мостами, вблизи причалов или трогая собственное отражение в воде.
Предания говорят, что эти существа хороши собой спереди и на редкость безобразны со спины, к тому же у них три, а не две груди.

Именно так называют «своих» русалок литовцы. Эти обитательницы многочисленных литовских озер и рек от макушки до пояса имеют вид прекрасных женщин, а ниже, как и повелось у духов вод, располагается внушительный рыбий хвост. Наре поднимаются на поверхность в ясные лунные ночи, чтобы позабавиться, поводить хороводы и спеть хором. В такие моменты водяные девы особенно прекрасны — они сверкают и переливаются всеми цветами радуги.
Не удивительно, что желающих взглянуть на такое чудо хватало, да только с некоторых пор они перевелись: в отличие от русалок Южной и Западной Европы, наре обладают прескверным характером, изощренной жестоки и ненавидят людей. Тех, кто хотел полюбоваться на игры и пляски прекрасных созданий и случайно попался им на глаза, они без промедления топят.

Никсы

Нимфы-никсы — персонажи древнегерманских сказаний, раса волшебных существ с рыбьим хвостом, обитающих в прудах и озерах среди водяных лилий. Они прекрасны, приветливы, всегда улыбаются, но за этим обаянием скрывается нечто иное. Своими удивительными голосами и волшебной скрипичной музыкой никсы завлекают людей в воду, а затем топят их. Особенно опасны эти существа в лунные ночи. А уж тому, кто решился сорвать водяную лилию, придется как можно скорее убраться подальше от воды: такого кощунства никсы никогда не простят.
Никсы губят не всех неосторожных любителей водных растений и купания в озере. Тех, кто им приглянулся, они увлекают в свое подводное царство. Правда, в такой судьбе нет ничего завидного — жертва никсы больше никогда не сможет вернуться к обычной жизни, а если попытается покинуть подводный мир, то вскоре умирает от тоски.
Древние германцы верили, что женщина-никса может принять вид обычной девушки (правда, края ее одежды всегда будут мокрыми), а никсы- мужчины способны оборачиваться различными животными, чаще всего лошадьми.
Еще одно поверье гласит, что если принести жертву там, где живут никсы, то они могут научить играть на скрипке так хорошо, что будут «останавливаться водопады и плясать деревья». В жертву с такой целью приносили любое черное животное (его полагалось собственноручно утопить) или бросали в воду табак.

Озеро Муммельзее в немецком Шварцвальде считается традиционным местом обитания множества никс. С никсами соседствуют крохотные эльфы, для которых цветы кувшинок служат кораблями

Водные существа - легенды разных народов о русалках и водяных

Нинге

Нинге — загадочные морские существа. Японский фольклор приписывает им бессмертие. Известно немало историй, когда люди, стремившиеся продлить собственную жизнь, тратили долгие годы, чтобы отыскать нинге и отведать его мяса, якобы приносящего долголетие.
Существа, подобные нинге, упоминаются не только в японской, но и в китайской мифологии. Китайцы считали, что эти создания не имеют не только души, но и разума, а значит, могут быть приравнены к обычному скоту, который разводят для пропитания. Мясо нинге будто бы является еще и целебным и способно излечивать практически все известные болезни.

Су-кызлар

Эти красавицы — наполовину девы, наполовину рыбы — якобы обитают в Центральной Азии в озере Ойнар-гель, расположенном неподалеку от города Кара-Хисар. В отличие от большинства русалок, су-кызлар очень любят солнце и охотно выбираются на скалу посреди озера, чтобы погреться и привести в порядок свои золотые косы (для Центральной Азии этот цвет волос такая же экзотика, как для нас — зеленый). Эти обитательницы вод вполне миролюбивы и без крайней необходимости никакого вреда не причиняют.
Су-кызлар страдают от внимания молодых людей, которые, затаившись, целыми днями выслеживают красавиц. Но если кому и суждено увидеть их, то всего на насколько секунд. Потому что су-кызлар, заметив, что за ними наблюдают, бросаются в воду и больше не показываются.

Ундины

Алхимики средневековой Европы называли ундинами стихийных духов, которые управляют водной стихией во всех ее проявлениях. Однако в мифах и сказаниях германцев и скандинавов ундины имеют вполне конкретный облик. Это обитательницы ручьев, рек и озер, красавицы с густейшими длинными волосами. Ундин описывают то как длинноногих девушек, то как наполовину женщин, наполовину рыб. Своим завораживающим пением и красотой ундины завлекают путников в свое царство и губят их. Те, кому особенно повезло, становились возлюбленными коварных водяных существ, и тогда для них время останавливалось, а на суше пролетали целые столетия. Древние скандинавы верили, что для мужчины, однажды угодившего к ундинам, обратной дороги на сушу нет.
Старая легенда гласит, что ундина может обрести человеческую душу, если полюбит обычного смертного и родит ребенка на земле.

Источник