Меню

Месторождение реки 2 класс



Окружающий мир 2 класс

Водные богатства

Части реки

Исток — начало реки

Русло — углубление по которому течет река.

Устье — место, где река впадает в другую реку, в озеро или море

Приток — мелкие рек, и впадающие в главную реку.

части реки (исток, русло, устье, приток)

На вершинах гор снег и ледники начинают таять с приходом весны. В это время температура значительно повышается. Так образуются водные потоки, которые стекают вниз по склонам. Немного ниже маленькие ручьи объединяются. Объединившись, мелкие ручейки набирают силу и текут быстрее, увлекая за собой частицы земли и обломки скал. Возникает горный поток. Достигнув долины, то есть более ровной местности, а потом и пологой равнины, поток замедляет ход. Он превращается в реку.

Водные богатства вашего края

Водные богатства Московской области
Территория области входит в водосборные бассейны Волги и Оки. Регион отличается густой речной сетью и обилием озер — насчитывается более 2 тыс. рек общей протяженностью почти 10 тыс. км.
На севере области реки Лама, Яхрома, Дубна, Сестра относятся к притокам реки Волги. Важнейшими водными артериями являются: река Ока с притоками — Протва, Нара, Лопасня, Цна, Осетр; река Москва с притоками Руза, Истра, Яуза, Пахра и р.Клязьма с притоками — Воря, Шерна. На реке Москве и канале построены водохранилища — Можайское, Рузское, Озернинское, Истринское, Клязьминское, Учинское и др. Более 350 крупных озер. Важнейшими из них являются: Тростенское, Нерское, Круглое — на Московской возвышенности и Черное, Великое, Святое, Дубовое — расположены среди верховых и переходных болот Мещерской низменности.
Северо-западные и западные районы области богаты подземными водами. Наибольшую водоресурсную роль играют Рузско-Звенигородское и Сестринско-Истринское месторождения вод. За счет подземных источников обеспечивается 85% потребности районов в воде.

Водные богатства Хабаровского края
Хабаровский край с востока омывается водами Охотского и Японского морей. Наш край относится к числу регионов, хорошо обеспеченных ресурсами поверхностных вод. На территории Хабаровского края есть реки и озёра. В крае насчитывается более 200 тыс. рек общей протяженностью более 550 тыс. км и около 58 тыс. озер. Основная водная артерия края – река Амур – входит в десятку крупнейших рек мира и является одной из наиболее значительных рек Российской Федерации, занимая среди них третье место по длине и четвёртое по площади бассейна. Основные притоки реки Амур на территории края – река Бурея, река Уссури, река Амгунь, река Гур, река Горин, река Силинка, река Березовая.

Водные богатства Челябинской области
Область расположена на водоразделе трёх бассейнов рек — Волги, Урала, Тобола, которые и являются основными источниками водоснабжения народного хозяйства. Реки в большинстве маловодны. Из 3602 рек, протекающих по территории области, общей протяженностью 17926 км, 90% рек относятся к очень малым, длиной менее 10км. Здесь протекают реки бассейна Волги: Уфа, Ай, Юрюзань, Сим со своими притоками.Одним из источников пополнения водных ресурсов являются водохранилища. Особо крупные водохранилища — Аргазинское, Шершневское, Верхнеуральское, Магнитогорское, Нязепетровское. Территория области богата озёрами, их насчитывается около 1300. Наиболее крупные из них — Тургояк, Чебаркуль, Иртяш, Аракуль, Сугомак, Иткуль, Синара, Сунгуль, Киреты, Большие Касли, Большая Акуля, Зюраткуль. В ряде районов обнаружены минеральные источники. В Чебаркульском, Каслинском и некоторых других районах имеются радоновые источники, в Нязепетровском районе найдены железистые источники, а в районе Пласта известны выходы мышьяковых вод.

Водные богатства Тульской области
К наиболее крупным и широко известным рекам области относятся Ока, Упа, Дон, Красивая Меча и Непрядва. Ока — крупнейшая река области. Это второй по величине приток Волги и седьмая река по длине и обширности бассейна в Восточной Европе.
Озер в Тульской области немного. Большинство озер карстовые. Они возникли в результате растворения гипса и известняков и заполнения провалов грунтовыми и межпластовыми водами.
На территории области больше распространены искусственные водоемы: пруды и водохранилища. Пруды в Тульском крае сооружались издавна. Крупные пруды — водохранилища в XVII — XVIII вв. возводились при металлургических заводах. Из сохранившихся до наших дней — Дубенский пруд, которому более 250 лет. Пруды были непременным атрибутом ландшафта помещичьих усадеб. Некоторые из них выделялись размерами и красотой, были окружены парками. Образцом может служить Большой пруд в Богородицке в имении графа Бобринского. В настоящее время в Тульской области имеются 652 пруда.
Наиболее крупными водоемами в области являются водохранилища, которые созданы, в основном, для водоснабжения промышленных предприятий. Любовское водохранилище, Пронское водохранилище, Черепетское водохранилище, Шатское водохранилище, Щекинское водохранилище.
Территория Тульской области исключительно богата минеральными водами. Широкой известностью пользуются краинские сульфат кальциевые и сульфидные воды и лечебные грязи, на базе которых функционирует курорт «Краинка» Суворовского района. Основные лечебные факторы курорта это минеральные воды и торфяная грязь.

Водные богатства Самарской области
Водные богатства Самарской области представлены рекой Волгой и ее притоками. В пределах области река представлена Куйбышевским и Саратовским водохранилищами. Протяженность реки Волги в пределах Самарской области — 364 км. Насчитывается более 220 рек и малых водотоков, общей протяженностью более 6,5 тыс. км, более 1000 водохранилищ и прудов.
Наиболее крупные реки: Самара, Сок, Чапаевка, Большой Кинель, Уса, Чагра, Большой Иргиз. Почти все реки области питаются в основном за счет атмосферных осадков.

Водные богатства Пермского края
Водные ресурсы Пермского края весьма значительны. По количеству естественных и искусственных водоемов, по водным и гидроэнергетическим ресурсам Пермский край занимает первое место на Урале. Реки относятся к бассейну одной реки — Камы, крупнейшего левого притока Волги. По длине Кама (1805 км) — шестая река в Европе. Самые протяженные и многоводные реки Пермского края: Чусовая, Сылва, Вишера, Колва, Яйва. Основной источник питания рек Западного Урала — талые воды. В регионе крупные водоемы — водохранилища, созданные в связи со строительством ГЭС: Камское и Воткинское на Каме, Широковское на Косьве. По количеству озер Прикамье уступает другим уральским регионам. Самые большие озера находятся на севере Пермского края: Чусовское, Большой Кумикуш, Новожилово. Болота в Пермском крае распространены широко, как верховые, так и низинные.

Водные богатства Свердловской области
Водные богатства представлены бассейнам семи основных рек, пересекающих границу области: Тавда, Тура, Пышма, Исеть, Чусовая, Уфа, Сылва. В питании рек преимущественное значение имеют талые снеговые воды, доля которых составляет 65-75%. Крупнейшими водохранилищами в Свердловской области являются — Белоярское водохранилищеи Рефтинское. Всего в области насчитывается 18 414 рек общей протяженностью 68 тыс. км, 135 водохранилищ, более 1200 прудов, 2500 озер. Область обладает достаточно большими потенциальными ресурсами подземных вод. Крупнейшие бассейны подземных вод области (Тагильский, Ивдельско-Тошемский, Сосьвинский и др.)

Водные богатства Кировской области
Кировская область обладает значительными водными богатствами. В области насчитывается 19753 реки общей протяженностью 66,6 тыс. км. Основная водная артерия области – р. Вятка общей протяженностью 1314 км. Наиболее крупные притоки Вятки: справа — Белая, Кобра, Летка, Великая, Молома, Пижма, Шошма; слева — Чепца, Быстрица, Воя, Кильмезь. Крупными реками протекающими в пределах области являются также Луза, Юг, Ветлуга, Большая Кокшага, Немда, Ярань и др. Озёр на территории области — 4,5 тыс. Самые крупные озёра: Акшубень, Орловское, Мусерское. Самый глубокий водоём области Лежнинское озеро – 36,6 м глубиной. В Уржумском районе расположено уникальное озеро Шайтан.
На территории области расположены 3 крупных водохранилища: Белохолуницкое, Омутнинское, Большое Кирсинское.

Читайте также:  Где находятся реки черноземья

Источник

Урок окружающего мира на тему «Реки» во 2-м классе по программе «Школа-2100»

Задача: Формирование познавательной деятельности, учебной мотивации.

  1. Познакомить учащихся с особенностями рек (исток, устье, берега, притоки), с причинами течения рек, их полноводьем.
  2. Научиться находить важнейшие реки на карте и правильно их показывать.
  3. Воспитывать любознательность, любовь к природе.

Учебные технологии: проблемно-диалогическая, информационные, здоровьесберегающие.

Оборудование: проектор мультимедиа, карта полушарий, карта Республики Башкортостан.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Течет, течет – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)

– Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?

– Тема нашего урока “Реки”.

– Что бы вы хотели узнать о реках?

– На какие вопросы вы бы хотели найти ответы?

  • Что такое река?
  • Откуда берется в реке вода?
  • Почему вода в реке не кончается?
  • Для чего нужны реки?
  • Как реки изменяют земную поверхность?

III. Совместное “открытие” знаний.

Река – это постоянно текущая вода.

– Как образуется река?

– Откуда река берет свое начало?

– Как называется место рождения реки?

Место рождения реки называется – исток.

Обычно она начинается с маленького родника, который бьет из под земли и течет ручейком. Постепенно с этим ручейком сливаются другие ручьи, а в образовавшуюся маленькую речку впадают такие же речушки.

– Как называются эти речушки?

Эти реки называются – притоками.

Притоки могут быть левыми и правыми.

– Почему их так называют: левый приток и правый приток?

Речка становится все полноводнее и мало-помалу превращается в большую реку. Именно так из ручейка рождается великая русская река Волга.

Чем дальше течет река, тем больше воды поступает в нее, стекая из мелких ручейков. В конце пути наша полноводная река может впадать в море или озеро. А если вдруг на пути встретится другая, более крупная река, то наша река может стать ее притоком.

– Посмотрите на схему реки.

– Как же называется место, где река впадает в другой водоем?

Это место называется – устье.

– Рождаться реки могут и в горах. Земная поверхность, с которой по ручьям и притокам собирается вода в одну реку, называется бассейном этой реки.

– Как определить, где левый берег, а где правый?

+ Нужно встать по течению.

– Какие новые слова вы видите на рисунке?

– Как вы думаете, что такое русло?

Русло – это канал, по которому течет река. Русло реки имеет уклон, поэтому вода в реке течет, у реки есть течение.

– Что такое течение?

Течение – это движение воды в реке.

– Одинаковое ли течение в реках?

– Посмотрите, как вы думаете, от чего зависит какое в реке течение ? Почему одни реки текут тихо, спокойно, а другие быстро, даже кажется, что вода в реке бурлит?

– Реки, протекающие по равнине, называют равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное.

Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног.

– А есть реки, в которых не видно воды. Она бежит под камнями. Такие реки называют каменными.

– Почему вода в реке не кончается? Почему она течет, течет, а не вытечет?

– Где река берет “вечнотекущую “ воду?

Рекам постоянно необходимо питание.

– Откуда реки получают питание?

– Питание может быть разное:

  1. дождевое
  2. ледниковое
  3. подземные воды
  4. снеговое.

– Основным источником питания являются осадки.

– А откуда берутся осадки? Вспомните, что такое круговорот воды в природе.

– Ребята, почему же вода в реке не кончается?

Вывод: реки получают постоянное питание и в природе происходит круговорот воды в природе.

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так славно освежились.
Делать так руками нужно
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

IV. Закрепление изученного. Работа по рисунку

– Что же мы уже узнали о реках. Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы.

– Как это называется и что это такое? (исток, правый берег, левый, притоки, устье).

– У каких рек течение сильнее?

– Какое питание получают реки?

– В какое время года река получает большее питание?

+ Весной – во время таяние снегов.

Летом – при выпадении большого количества осадков.

– Как это время называется?

Половодье – большой и продолжительный по времени подъем воды.

V. Работа с картой.

1. Карта полушарий.

– Если река получает хорошее питание, и если у реки много притоков, то тогда и река становится крупнее.

– Откройте карту полушарий стр. учебника 128-129.

1-й ряд: ищет крупные реки Евразии.

2-й ряд: ищет реки Америки.

3-й ряд: ищет реки Африки.

– Нужно найти и показать. Как обозначены реки на картах? Откуда начинаем показывать?

+ Синими нитями. Показывать начинаем от истока – начала реки.

Африка: Конго, Нил.

Америка: Амазонка, Парана, Миссисипи, Макензи.

Евразия: Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Меконг.

Большая часть этих рек находятся в нашей стране. Это – Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур.

2. Реки Башкортостана.

– Посмотрите на карту нашей республики. Есть ли в нашем крае реки?

– Какие крупные реки нашего края вы знаете?

Более 600 рек украшают природу нашего Башкортостана. Матерью башкирских рек считается Агидель (Белая). Другие крупные реки: Караидель (Уфимка), Дема, Ик, Сакмара. Каждая река неповторима своим течением, своими берегами. У каждой реки свой характер. Живописны берега наших рек. То они покрыты зеленью лесов и полей, то возвышаются над реками высокие горы с пещерами. Есть реки с водопадами.

Атыш – водопад, природный памятник, находящийся на правом берегу реки Лемезы, в Белорецком районе.

Он образован подземной речкой в месте ее выхода на земную поверхность. Водопад низвергается из глубокой пещеры, расположенной в отвесной скале Ширина струи – 6 м, высота – 4,5 м. Внутри грота вода бьет из наклонного отверстия мощной восходящей струей, поэтому водопад назван Атыш, что в переводе с башкирского языка означает “бьющий, стреляющий). Из озера вытекает река Атыш.

– Для чего нужны реки?

Река – место отдыха, место жительство для рыб и других обитателей рек.

По рекам ходит водный транспорт, перевозит пассажиров и грузы. На крупных реках строят гидроэлектростанции, которые вырабатывают электричество.

Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
И, как будто, нам назло, даже битое стекло.
Мы приехали на речку понедельник провести.
Только чистого местечка возле речки не найти.
(С. Михалков “Прогулка”)

– Как вы думаете, правильно ли вели себя возле речки отдыхающие?

Читайте также:  Транспорт от черной речки до питерлэнда

– Какие правила, они нарушили?

– Что произойдет с рекой, если люди так будут поступать?

Давайте будем беречь реки. Реки – это жизнь, это красота вокруг нас!

– Рассмотрите рисунок. Какие понятия вам знакомы. Дайте им определение.

– Скажите, кто стоит на правом берегу, кто на левом?

– Что находится от ребят вверх по течению? Вниз?

– Как нужно стоять по отношению к реке, чтобы узнать, где у нее правый берег, а где левый?

– Кому понравился сегодняшний урок?

– Что вам на уроке понравилось?

– Какой информацией, полученной на уроке, вы бы хотели поделиться с родителями?

– Получили ли вы ответы на свои вопросы?

– На какие вопросы вы не получили ответа и чтобы вы хотели еще узнать?

IX. Домашнее задание.

Всем: У. с. 104-107

Постарайтесь найти ответ на вопрос: “Как реки изменяют земную поверхность?”

  1. Подготовить сообщение о крупных реках России.
  2. Выполнить макет местности, по которой протекает река
  3. Составить кроссворд по теме “Реки”.

Источник

Водные богатства нашего края 2 класс, окружающий мир

Содержание

Моря, озера, реки – главные водные богатства планеты, благодаря которым поддерживается жизнь. Благодаря им происходит круговорот воды в природе, растения и животные получают живительную влагу, а человек решает все свои хозяйственные и промышленные нужды. Водные ресурсы – это щедрый дар природы, к которому нужно бережно относиться!

Водные богатства нашего края

Россия – очень большая страна, которая занимает внушительную территорию материка Евразия. На этой площади расположено очень много природных и искусственных водоемов:

  • более 2,5 млн. рек, среди которых активно используется человеком 127 тыс.;
  • 2 млн. больших и малых озер;
  • 30 тыс. водохранилищ;
  • 37 самых крупных водных систем;
  • 5 тыс. месторождений с подземными водами.

Но, несмотря на такое количество водных ресурсов, главное проблемой является их неравномерное распределение по площади страны. Это значит, что в какие-то регионы чрезвычайно богаты реками и озерами, а где-то их настолько мало, что остро чувствуется дефицит пресной воды.

Рис. 1. Водные артерии России.

Основные источники воды расположены на территории Сибири и Дальнего Востока. Однако в этих регионах проживает лишь 1/5 часть населения Российской Федерации, и здесь сконцентрирована наименьшая часть промышленного и сельскохозяйственного потенциала страны. В то время как в Приволжском, Центральном и Южном регионах, где проживает больше всего людей, находится только 10% от водных ресурсов страны.

Водные богатства нашей страны, в основном, размещены на крупнейших реках:

  • в Сибири – Обь, Енисей, Лена;
  • в Якутии – Колыма;
  • в России и Казахстане – Волга;
  • в России, Монголии и Китае – Амур;
  • в Тульской области – Дон;
  • в Красноярском крае – Хатанга;
  • в Вологодской области – Северная Двина;
  • в европейской части России – Кама (самый большой приток Волги).

Рис. 2. Река Амур.

Главная проблема водных ресурсов

Трудно переоценить значение пресных и соленых водоемов для природы и человека.
Водные объекты выполняют важнейшие функции:

  • снабжают пресной водой и пищевыми ресурсами (рыба, морепродукты);
  • обеспечивают транспортные перевозки по водным артериям;
  • снабжают водой промышленность и сельское хозяйство;
  • позволяют генерировать электрическую энергию.

С давних времен люди строили поселения поблизости от рек и озер. Со временем на берегах водных объектов вырастали большие города, а вместе с ними – фабрики, заводы, различные предприятия. Источники ценной пресной воды превратились в своего рода свалку, куда ежегодно выбрасывают тонны промышленных отходов.

Рис. 3. Загрязнение водоемов.

Халатное отношение человека к водным ресурсам очень пагубно сказывается на экосистеме водоемов: от загрязнения воды страдает рыба, водные животные, водоросли, водоплавающие птицы. К тому же запасов чистой пресной воды с каждым годом становится все меньше, а это может привести к серьезным последствиям для человечества.

Что мы узнали?

При изучении темы «Водные богатства нашего края» по программе 2 класса окружающего мира мы узнали, насколько богата наша страна водными ресурсами. Также мы выяснили, что они неравномерно распределены по территории страны, и их главной проблемой является сильное загрязнение промышленными отходами.

Источник

Урок окружающего мира. Тема «Реки Земли» 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Диченская Ирина Николаевна

Урок знакомит с понятием река, частями рек и их видами

Скачать:

Вложение Размер
okruzhayushchiy_mir_2_klass.zip 2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Тема «Реки Земли»

Цель урока: познакомить с понятием – река, частями реки и её видами, формировать логическое мышление, воображение, творческие способности учащихся, развивать память, воспитывать любовь к природе.

1. Образовательный аспект: формировать у учащихся представления о реках, их частях, видах.

2. Развивающий аспект: учить работать с картой и самостоятельно определять местоположения некоторых крупнейших рек Земли.

3. Воспитательный аспект: продолжить формирование эстетических и нравственных отношений к природе.

Оборудование: карта, компьютерная презентация, сигналы, учебник, ТПО №2

Все расселись по местам ни кому не тесно?

По секрету скажу вам, будет интересно.

Изучим новый материал, закрепим уменья,

Чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я!»

Итак, друзья, пора нам в путь

С собою взять ты не забудь

Сноровку, выдумку, терпенье

Мы начинаем с повторенья

Я предлагаю ответить на вопросы на карточках, возьмите белую карточку — тест, прочитайте задание, есть вопросы? Выполняйте. Даю 2 минуты.

Положите белую карточку и возьмите карточку синего цвета.- ответ к тесту проверьте свою работу и около каждого правильно выполненного задания поставьте +.

— если вы довольны своей работой, у вас всё получилось. Поднимите зелёную карточку

— если вы были в чем- то не уверенны, где- то сомневались! Покажите красную карточку.

Молодцы! Я вижу, вы хорошо справились с заданием.

3. Введение в тему.

Сегодня мы с вами будем исследователями и отправимся в путешествие на воздушном шаре. Поднимите руки, закройте глаза и полетели. Что же мы видим с высоты птичьего полёта? Откройте глаза рассмотрите картинки.

– Что на них изображено? Слайд 1.

— Какой водоём видите на первой картинке?, на второй, на третьей, на четвёртой?

– Какой из водоёмов «лишний» по количеству соли в воде? А в каком ещё водоёме, солёная вода? (океан) Слайд 2.

А какая вода в реках, озёрах, болотах, ледниках?

— (несолёная. Ребята, а кто знает? Как по — другому можно назвать несолёную воду. Прочитаем об этом в учебнике на с. 8).

— Пресная открываю на слайде молодцы! А какую воду называют пресной?

Обратимся к словарю на стр. 127 и узнаем какую воду называют пресной.

На прошлых уроках вы говорили о морях и океанах.

Сегодня мы начинаем изучение пресных водоёмов. А о каком из них пойдёт речь сегодня на уроке, отгадайте?

На свете нет её сильней,

На свете нет её вольней.

В руках её не удержать

И на коне не обогнать.

— О чем эта загадка? (Река)

Вы правильно поняли это река и тема нашего урока: «Реки Земли». Слайд 4.

Ребята, о чём бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

— какие бывают реки?

-крупные реки Земли?

Рек на Земле очень много. Слайд 5.

Только в России более 200 тысяч. Слайд 6.

И чтобы подробнее исследовать этот водоём, нам необходимо приземлиться. Руки поднимем, плавно опустим вниз. Приземлились.

4. Работа по теме урока.

А)- Что же такое река? Попробуйте рассказать.

Откройте учебники на с. 10 узнаем, что такое река?

Река – это естественный поток воды, постоянно текущий в выработанном им углублении – русле реки.

– Узнаем. Как называется место начала реки? Прочитай … (Исток)

— А кто знает, откуда реки берут своё начало?

Одна река вытекает из родника. Слайд 9.

Другая из озера. Слайд 10.

Третья начинается в горных ледниках. Слайд 11.

А может река вытекать из болота. Слайд 12.

А некоторые образуются от слияния двух рек. Слайд 13.

Течет река на десятки, а то и сотни километров и где-то впадает или в море, или в озеро, или в другую реку.

— Прочитаем и узнаем как называется место впадения теки? (Устьем.)

— От истока до устья река считается главной. По пути течения в реку вливаются реки поменьше – притоки. Если встать лицом к устью по направлению течения реки, то справа будут правые притоки, а слева левые.

— Главная река со всеми её притоками – это речная система.

Продолжаем наше путешествие и теперь мы полетим к реке.

(Музыка шум реки)

Физминутка . Встаньте, представьте себе, что исток воображаемой реки находится у нас за спиной , а впадает река около доски, вот здесь устье. Покажите, где будут левые притоки реки, где – правые. А куда течёт река? Давайте покажем, как она течёт. Молодцы, садитесь.

Итак, повторим части реки.

– Углубление, по которому течет река, называется — … – русло.

– Начало реки, откуда ее воды «истекают», называется – … – исток.

– Место впадения реки в озеро, море или другую реку, называют … устье.

– Другие реки, которые вливаются в главную, называются -…- притоки.

– Если встать лицом к устью реки (вниз по течению), то справа будут правые притоки реки, а слева – её левые притоки. (Проектор закрыть. )

А сейчас мы с вами полетим на воздушном шаре к месту образования трёх рек и займёмся моделированием.

Все реки имеют схожее строение. Найдем и укажем части реки – откройте ТПО на стр.5 задание 5. Прочитаем задание вслух. Что нужно сделать? Обратите внимание ниже схемы написано дополнительное задание, те ребята кто справится быстро с первым заданием, может подумать над дополнительным заданием.

А кто хочет поработать с этим заданием у доски? (Иди…). Работаем самостоятельно.

А теперь приготовьте сигналы, и проверяем.

Сверяю ответы с работой у доски.

— Какие истоки отметили? (Ответы детей) Вы согласны с Машей просигнальте, что у тебя не так, где ошибка?

– Где указали притоки главной реки?

– А как называется место впадения притока в главную реку? А это что за место? (Река впадает в море)

(Маша за работу у доски получает оценку…, вы согласны со мной просигнальте), (первым правильно с этой работой справился… Молодец, Миша получает оценку «5» )

Закройте тетради и положите их на край стола.

А сейчас выполним творческое задание. Вы будете работать в парах. У вас на столах лежит большой белый лист, возьмите его. На нем написано задание и описание реки. Прочитай задание … вслух.

1.Нарисуй реку по описанию.

2. Придумай название своей реке

3. Расскажи, кто в ней живёт и что растёт?

Описание реки нам прочитает …

Эта река берёт своё начало из озера. Имеет один правый приток. Впадает в море.

Кто хочет нам рассказать о своей реке? (Иди…) Оценка

— Ребята в нашей местности тоже протекает много рек? А знаете вы, как они называются? Самая большая река нашей местности это река под названием Дон. И … приготовила нам небольшое сообщение об этой реке. Послушаем её. Оценка

Летим дальше и перед нами две реки.

– Строением реки схожи, а вот по характеру течения различают 2 вида рек. Узнаем какие это реки,

* ( прочитав текст в учебнике на стр. 9 Что вы узнали о реках?)

— Посмотрите на картинки? Это два вида рек. Сравним их.

— У этой реки течение спокойное.

— А у этой? Бурное

— Эта река протекает в широкой речной долине? А эта? В узком ущелье.

У этой реки извилистое русло, А у этой? Прямое.

Длина этой реки большая? А эта река короткая.

Эта река течёт по ровной поверхности по равнине и поэтому называется равнинная, а эта река течёт бурным потоком среди гор и поэтому называется горная.

Итак, мы с вами определили два вида рек равнинные и горные. Слайд 19.

– * (А еще о чём интересном вы прочитали?)

Ребята что же мы ещё с вами видим? Отгадайте загадку. Слайд.

Правильно – это водопад.

Самый высокий водопад на земле – Анхель в Южной Америке, на реке Ориноко. Он назван по имени лётчика Анхеля, который открыл его с самолёта. Поток воды с шумом падает с большой высоты на дно глубокого ущелья. (Показать на карте)

– Откройте учебники на с. 9 фотография какого водопада видите?

Водопад Виктория находится в Южной Африке на реке Замбези. Он не очень высокий – 128 м, но вот его ширина большая – если бы можно было пройти по водопаду от начала и до конца, то потребовалось бы долгое время. (Показать на карте)

Физминутка. Под песню «А по камушкам речка бежит…»

– И завершая наше путешествие на воздушном шаре, мы побываем на крупнейших реках Земли. Слайд .

– Реки России – Лена, Обь и Волга.

– Самая большая река в мире – Нил.

– Летим в Южную Америку – Амазонка.

– В Северной Америке – Миссисипи.

Название каких крупных рек вы узнали из нашего путешествия?

А сейчас вы получите домашнее задание и подведём итог нашего урока.

Сейчас мне понадобится ваша помощь, перед вами речка, но она не живая, так как в ней нет воды.

У вас на столах лежат капельки голубого и белого цвета.

Если на уроке вам было интересно, всё было понятно – то прикрепите на доску голубую капельку, а если на уроке вам было скучно, не всё было понятно – то белую.

И сейчас пойдёт волшебный дождь и наполнит нашу речку. Ребята первого ряда прикрепите свои капельки, второй ряд, третий ряд.

Посмотрите, наша речка ожила, из отдельных капелек получился целый водный поток, потому что мы сделали это вместе, дружно. А дружба творит любые чудеса.

– Что особенно вам понравилось и запомнилось в уроке?

— Ребята, в память о нашей встрече, я дарю вам модели воздушных шаров, а каким будет ваш шар, и куда вы на нём полетите вы решите сами. Удачи вам!

Источник