Меню

Логотип сплава по реке



Сплав

163 поста сначала свежее

Река Нерль, деревня Поречье, Тверская область.

Huawei P20 lite.

В мае 2020 года решили мы сплавиться по речке Базаиха в пределах Красноярска. Это был наш второй сплав по этой реке. Первый раз мы сплавлялись в 2019 году и тогда погода была не самая лучшая. Хоть сплав и длится всего два дня, но всегда хочется тепла, солнца и вкусной еды. И если за еду в ответе мы сами, то вот с погодой договориться немного сложнее.

В 2020 погода нас порадовала особо сильно, так как было очень солнечно и тепло. Как раз именно такую погоду и ждешь в мае.

Заброска на автомобиле прямо до реки, в буквальном смысле. Оперативно надуваем нашу многострадальную лодку с гордым именем «Морская Акула», хоть моря она и не видела. Стартуем и сразу же влетаем в деревья на берегу. Экшена ждать не нужно, экшн бежит на встречу с распростертыми объятиями. Именно по этой причине мы и решили тут сплавляться.

Река протяженностью всего 165 км имеет очень извилистый характер русла. Ширина в среднем колеблется от 7 до 15 метров (плюс-минус), течение средне-спокойное, глубина около 20-50 см, но вот огромное количество поворотов, порой на 180 градусов, создает определенные нюансы во время сплава.

Самое главное это не неожиданность этих поворотов, тут все видно и понятно, среагировать всегда можно успеть. Но по причине узкого русла и резких поворотов, течение по весне с особой силой бьет в берег и подмывает землю с печальным результатом — деревья падают поперек русла. Для нас это уже не было глобальной проблемой, путь в большинстве мест был пропилен. Но вот для первых команд в апреле это тяжелая работа по постоянной пропилке пути.

Однако и мы неоднократно за сплав вынуждены были перетаскивать лодку как по берегу, так и прямо через деревья в реке, если они были чуть выше уровня воды. Так себе удовольствие, водичка еще прохладная.

В лодке мы располагались лицом к лицу, так больше места для сидения и так удобнее ориентироваться во время поворотов. Крутило нас постоянно) Мы очень неопытные водные туристы, но было здорово!

Получив обильный солнечный загар за первые полтора часа, некоторые из нас, особо рыжие, одели одежду и стремительно неслись в сторону обеда. По сути на реке очень мало прямых мест когда оба участника могут просто расслабиться и не отслеживать путь. Постоянно приходится бдить за тем куда несет лодку, за подводными камнями и различными корягами.

Когда мы стартовали утром, за нами также собиралась компания из трех лодок и мы так и прошли этот сплав попеременно обгоняя друг друга во время принятия пищи на берегу.

Мы совершенно случайно обнаружили очень хорошую и оборудованную поляну где и предались греху чревоугодия. Стол, лавочки, чайник и даже не до конца прогоревший костер были нам наградой за долгое ожидание и поиск места для обеда. Судя по следам на земле прямо перед нами там побывали ребята на квадроциклах и нам не пришлось разжигать костер, просто кинули дрова на угли и было нам счастье!

После обеда мы двинулись в дальнейший путь со следующей остановкой уже на ночь. Вспоминая прошлый год, планировали остановиться примерно там же или чуть дальше. Так как в 2019 году мы шли почти до позднего вечера и не обнаружив хорошего места, остановились на месте, где под сон было приспособлено лишь малое пространство прямо у воды. В этот раз хотелось поставить палатку. А палатку взяли достаточно большую.

Пройдя часа полтора почувствовали холод, оперативно оделись и настроились идти до победного, когда пройдя очередной поворот реки вышли на большую поляну с красивым видом и ребятами на этой поляне. Они обогнали нас пока мы трапезничали. Ребята с берега уточнили куда мы намылились в ночь, так как дальше то хороших мест для ночевки нету. И за 30 секунд напряженного обмысливания данной информации мы приняли решение остановиться тут же. Благо места было очень много.

Наломали дров, установили палатку, развели костер и почувствовали всю правильность принятого решения остаться на этом месте. Здесь было очень хорошо.

На следующее утро выспавшись и отсняв симпатичные кадры природы, спокойно позавтракали под прикрытием нашей лодки, так как деревьев в близи не было, а солнце припекало не по детски.

Сразу после отправления обнаружили где протекает лодка и нас удивил сей момент. Лодка пропускала по шву на дне. Дно надувное, было. Видимо из-за многократного трения о камни а также от старости, некоторые швы потрескались и вода начала проникать внутрь дна и, как итог, нам в ноги. Это было отчасти грустно, но вполне приемлемо.

Главным событием дня должно было быть прохождение так называемого порога. В это время, когда вода низкая, порогом это назвать сложно. Пройдя половину дня, отобедав и преодолев несколько поваленных деревьев, мы таки добрались до главного препятствия. В прошлый раз там было здорово и достаточно динамично. В этот раз было как то непонятно. Вроде и камни на месте и динамика, но почему то особого драйва не было. Может вода пониже была. Но воды мы все равно чуть чуть хлебнули на одном из камней. Правильнее сказать, что порог мы проползли по камням, а не прошли.

Дальнейший наш путь был насыщен неоднократным попаданием на поворотах в кусты, почти потерей весла и кепки. И то и то удалось вовремя вернуть в лодку . И уже ближе к концу пути мы попали в узкое место среди наваленных деревьев и оба огреблись ветками и были одарены всяким лесным мусором в лодке.

В конце дня нас ждал прекрасный закат, полное удовлетворение от сплава и дно лодки заполненное водой изнутри. Воду я потом сливал дома через небольшой разрез, иначе никак.

Таим слабую надежду, что лодки еще хватит на часть этого сезона и она умрет красиво и героически!

Ну а для всех любителей смотреть подобные истории в видео формате ниже прикрепляю видео с этого сплава

Всем желаю сухих ботинок, теплых спальников и полных котелков! Удачи!

Каждый год мы с друзьями сплавляемся по рекам Свердловской области. Немного фото с прошлогоднего сплава по реке Серга.

Такой нас встретила река: спокойствие и умиротворение. Выгрузились, надули лодку. Все только начинается.

Из-за аномальной жары уровень в реке существенно понизился. Местами приходилось идти пешком.

Вечерний туман. Один из признаков скорого дождя.

И дождь не заставил себя ждать — мощный такой, с грозой и шквалистым ветром. Повезло, что до дождя успели развести костер. Отогреваемся и жарим сардельки (в кадр они не попали)

День второй. Дождь закончился. До обеда просушили вещи и дальше в путь. Погода: пасмурно, но тепло. Примерно +23. Радует, что нет дождя.

Скала «Карстовый мост». Называется так из-за больших отверстий в скале. Встали на ночевку.
Тут обычно оживлённо. Многие туристы встают на привал.

День третий. Местная достопримечательность — наскальная живопись древних людей. Вот тот маленький рисунок на скале охрой по типу «ручки-ножки-огуречки» он и есть. Смогли разглядеть? Говорят, что он датируется 3000 лет до н.э.
Х.З. все может быть. Выглядит аутентично. Одно непонятно, зачем древние рисовали так высоко (рисунок на высоте 5 метров над водой). Я без подсказки увидеть не смог.

Скала «Дыроватый камень». Она же «Пьющая лощадь».

Просто красивый вид.

Вердикт: это был отличный сплав. Отдохнули как следует. Ну а вы немного узнали, как выглядит отдых на реке среднего Урала.

В прошлом посте про зиму не все согласились с тем, что морозы это хорошо. Поэтому вот немного летних ностальгических снимков моей фотогеничной палатки в разных прекрасных местах Урала.

Стоянка напротив камня Ветлан, река Вишера.

Река Иргина, окрестности Вакутина камня.

Предуралье, окрестности села Усть-Кишерть.

Массив Конжаковского камня, на горизонте гора Косьвинский камень.

Лес в верховьях реки Сылва.

P.S. Уже не первый год увлекаюсь путешествиями по родному Уралу, снимаю всякое интересное. Если хотите увидеть что получается, то самое лучшее собрано вот здесь.

Изначально такой мысли в моей голове не было. Ее просто не могло там возникнуть, ибо о Чулышмане я слышал к тому моменту столько страшных баек от сплавщиков, что. Но обо всем по порядку.

Решение ехать на Чулышман за хариусом мы приняли давно, еще зимой, сидя на зимней стоянке за чаем. Тогда Миша столько всего рассказывал об этой реке, что мне не во все верилось. Говорил о том, как разбивались там лодки сплавщиков со всех концов света, как Чулышман вздувался после дождей в горах и сносил все на своем пути, наполняя Телецкое озеро. В общем, решение было однозначным — ехать!

Пришел август, лучший для ловли хариуса месяц, и мы поехали. Поехали мы с моим другом на большом внедорожнике, ибо Миша предупредил — дорога на Чулышман сложная.

Читайте также:  Рыбалка в реках вологодской области

До Улагана долетели как обычно. Переночевали, собрались и поехали. Я удивился, когда увидел, как Миша привязывает к багажнику на крыше лодку.

-На всякий случай,- как обычно многословно объяснил Миша и уселся в машину.

«Надо так надо», — подумал я. Дорога к Чулышману идет сначала через Балыктуюль, мимо Пазырыка и дальше. С каждым километром она становилась все менее пригодной для движения, но наш внедорожник бодро хрустел камешками, поднимая за кормой столб пыли. Мы останавливались дважды. Первый раз — на краю огромного обрыва. Там, внизу, яркой изумрудной зеленью играло небольшое овальное озерцо.

Вдоволь налюбовавшись, мы тронулись дальше. Джип перевалился на ухабах, поскрипывая пружинами. Миша что-то рассказывал моему другу, я особенно не прислушивался. Я смотрел по сторонам.

Второй раз мы остановились у перевала Кату-Ярык. Этот перевал просто придавил меня своими масштабами. Стоя на краю километрового обрыва, я чувствовал себя песчинкой. Вон то белое пятнышко внизу — крыша базы отдыха. Высота обрыва- километр. На той стороне — такие же отвесные скалы. Чулышман течет в каньоне длиной 200 км из озера Джолуколь в Телецкое.

Сам перевал Кату-Ярык — очень извилистый спуск, прорезанный прямо в теле скалы. Максимальный уклон — 30 градусов. Высота — километр, длина — 3,5. Непростой маршрут даже для нашего аппарата. Но делать нечего, приехали уже, так что переглянулись и тронулись вниз. Я сел на окно, одной рукой держась за ручку над окном. В другой у меня фотоаппарат. Я очень хотел запечатлеть спуск на видео!

Мой друг ругался на меня и призывал сесть внутрь авто, Миша философски молчал. Он очень спокойно относился к сумасшедшему поведению других. Он просто признавал за каждым право убиться так, как ему хочется.

Катимся вниз, и я физически чувствую как отрабатывают тормоза нашего нелегкого пепелаца. Первый поворот, второй. Рулевой шипит сквозь зубы и давит на тормоз, Миша философски жует травинку, я кукушкой в часах торчу из окна и восторженно ору что-то бесшабашное. Тяжеленный джип неудержимо тянет вниз, он набирает скорость, а впереди очень крутой поворот. Но мой друг справляется с ситуацией, хотя в салоне воодушевляюще пахнет горелыми колодками, но ехать-то надо.

И вот мы внизу. Отъехали от спуска, остановились, вышли. Задрав головы, смотрим на перевал. Блин, а как же назад. Ну ничего, справимся. Осмотрели машину. Тормозные диски посинели от перегрева. Мы постояли, подождали, пока они остынут. Но долго стоять тоже не стоит — нужно найти место для ночевки на берегу и обустроить лагерь до темноты. Дорога идет вдоль Чулышмана, повторяя его повороты, в сторону Телецкого озера, до которого от перевала около 80 км.

Сам Чулышман прекрасен. Ярко-зеленая изумрудно-прозрачная вода с шапками белоснежных бурунов на перекатах и порогах, оглушительный рев воды, отвесные скалы по берегам с обеих сторон. Величие гор здесь ощущается особенно сильно.

Отъехав от перевала километров на 20, мы нашли наконец подходящее место на самом берегу. Огромный валун и чистая аккуратная площадка. На ней немного мусора (встретил бы тех, кто бросил — руки бы обломал по самые плечи), который мы быстренько прибрали и начали ставить лагерь.

Поставили палатуку, развели костер. По берегам растет масса. тополей! Здесь их встретить было огромной неожиданностью, я привык к хвойной тайге Улагана. Но здесь — микроклимат и есть даже большой яблоневый сад.

Река кристально прозрачна, виден каждый камешек на дне. А на вкус вода в Чулышмане просто чудесна. Но холодная, до ломоты в зубах. Да, купаться здесь — небольшое удовольствие. Чуть ниже места нашей стоянки — широкий плес и сразу за ним — мощный порог. Река здесь зажата двумя огромными глыбами гранита, между которыми летит с диким ревом.

Лагерь поставлен, и я помчался пробовать ловить хариуса. У меня спиннинг с блеснами и второй с местной снастью, сплетней. Сплетня — уникальное изобретение местных рыболовов. На лесу привязывается большой пенопластовый поплавок со свинцовым грузом внутри. Выше него на метр — еще один, но уже без груза. И между поплавками на коротких поводках привязаны мушки и мормышки разных цветов. При забросе тяжелый поплавок вытягивает всю конструкцию в линию, и работая спиннингом, можно облавливать большие участки реки. Но в этот вечер удача мне улыбатьс не стала. Видимо решила, что фантастических окрестных видов мне за глаза. На следующий день я был ей очень за это благодарен, ведь мне пригодился весь ее запас.

Вечер на берегу Чулышмана — это сказка. Река, будто утомившись за день, к ночи начинает шуметь чуть тише, и можно говорить, не срывая голос.

Огромные Улаганские звезды теснятся в разрыве между скал над головой. Ветер гуляет где-то наверху, не долетая до нас. Пахнет травами и немного камнями. Мы наварили еды, плотно поужинали и сейчас пили чай. Молчали. Впитывали величие момента. Уснул я у костра, так и не добравшись до палатки, благо было тепло и нагревшаяся за день земля щедро делилась теплом до самого утра.

Утро началось с умывания в ледяной воде. Температура всего 4 градуса, бодрит!

Я начал было собираться на рыбалку, но Миша сказал:

Источник

Что такое рафтинг? Плюсы и минусы сплавов по горным рекам

Как и где заняться рафтингом, о чем стоит знать заранее новичкам, а также достоинства и недостатки этого вида спорта.

Если ты хочешь отправиться в настоящее путешествие, не боишься бросить вызов водной стихии и обожаешь адреналин, то стоит обязательно попробовать рафтинг.

По какой реке можно сплавиться, какими бывают маршруты для рафтинга, и о чем стоит узнать, прежде чем бронировать тур? Сейчас подробно ответим на все эти вопросы.

Что такое рафтинг

Рафтинг — спортивный сплав по горным рекам и искусственным каналам на надувной лодке. Его популярность, вероятно, связана с тем, что рафтингом может заниматься практически любой человек, в том числе и новички.

Все, что требуется, чтобы присоединиться к команде — это 15 минут инструктажа, после чего ты начнешь скакать по бурным порогам или наслаждаться тишиной и спокойным течением реки.

Лодки для рафтинга называются рафты, и самые простые из них представляют собой большую надувную лодку. Они бывают разных размеров и могут вмещать от четырех до 18 человек. Современные модели выполнены так, чтобы не затонуть от попадающей внутрь воды, и достаточно прочны, чтобы подводные камни и другие препятствия не могли их повредить.

Экипаж

В спортивном рафтинге экипаж — это единая команда, они работают в унисон, чтобы маневрировать лодкой. Каждый из членов экипажа, как правило, является высококвалифицированным специалистом по рафтингу или опытным энтузиастом. Они все могут «читать» реку, что позволяет им автономно работать в команде и отбрасывает необходимость в гиде.

В коммерческих сплавах по воде экипаж обычно состоит из новичков и нуждается в опытном гиде или капитане, который управляет лодкой. Клиенты работают вместе, чтобы выполнить команды, выкрикиваемые лидером. В этом случае гид подобен водителю, а экипаж — двигателю.

Работа гида — это, прежде всего, безопасность его команды. Он обязан проинструктировать всех и научить ряду упражнений для понимания того, как вести себя в лодке и в воде, если упадешь за борт. Гид отвечает за «чтение» реки и определение наилучшего маршрута через пороги.

Опыт лидера имеет решающее значение для веселого, захватывающего, но безопасного опыта сплава по воде. Гиды по рафтингу — это уникальные люди, которые почти всегда обладают причудливой и веселой индивидуальностью.

Снаряжение

Снаряжение для рафтинга на воде для клиента включает в себя плавучие средства, гидрокостюмы, шлемы и весло. Для гида это также еще и плот, метательная веревка, коммуникационное устройство, свисток, речной нож, средство для поддержания плавучести на порогах, аптечка первой помощи и большое направляющее весло для дополнительного рычага.

Навигация

Навигация, также известная как чтение реки — это навык, который требует большой практики. Река имеет много особенностей (объем воды, вертикальный спуск, препятствия, мусор, камни, подрезанные скалы, фильтры, отверстия, волны и многое другое), которые образуют пороги.

Работа гида состоит в том, чтобы перемещаться по реке, избегая опасностей и при этом используя все забавные особенности маршрута, которые делают сплав по реке таким увлекательным.

Плюсы и минусы рафтинга

Если ты подумываешь о том, чтобы попробовать этот спорт, то наверняка захочешь взвесить все «за» и «против».

Уровни сложности маршрутов

Хотя заняться рафтингом может каждый, но далеко не все маршруты подходят для первого раза, а на некоторые из них не стоит отправляться даже любителям, которые сплавлялись несколько раз. Маршрут оценивается по международной шкале от I до VI, с постепенно увеличивающейся сложностью и опасностью.

Размер и тип волн, удаленность, температура воды и характер реки (сплошные пороги или спокойный участок между порогами), географический рельеф (участок ущелья или равнинная, открытая местность) — все это определяет уровень сложности и то, кому подходит сплав на этом участке.

  • Уровень I: быстро текущая вода с небольшими волнами / рябью
  • Уровень II: легкий
  • Уровень III: трудный
  • Уровень IV: очень трудный
  • Уровень V: экстремальный, сплавляться может только опытная команда, высока вероятность травм, есть опасность для жизни
  • Уровень VI: сплав по этому участку почти точно означает смерть всех участников
Читайте также:  Мост через реку сидухэ

Лучшие места для рафтинга

Хотя сегодня существует разновидность этого вида спорта, подразумевающая сплав по искусственным каналам, более популярен и распространен рафтинг по горным рекам с порогами. За границей самые популярные маршруты для сплава находятся в таких странах, как:

  • Грузия;
  • Непал;
  • Турция;
  • Украина;
  • Индия;
  • Перу;
  • Италия;
  • Уганда.

Кстати, чтобы попробовать рафтинг, совсем не обязательно уезжать далеко. Вот список самых популярных мест для сплавов в России:

  • Республика Алтай (реки Катунь, Чуя, Башкаус, Аргут);
  • Адыгея (река Белая);
  • Республика Карелия (реки Охта, Чирка-Кемь, Шуя);
  • Якутия (реки Тимпон, Чульман).

Если ты планируешь отправиться в отпуск в Сочи, то неподалеку от курортного города можно заняться рафтингом по реке Мзымта.

Кроме того, популярен рафтинг и в Лосево Ленинградской области, откуда можно сплавиться по реке Вуоксе.

Отдельно выделим Крым. На этом полуострове можно сплавиться по рекам Днестр, Прут и Опир.

Что стоит узнать, прежде чем заняться рафтингом по реке

Рафтинг — это отличный новый опыт, который подарит тебе незабываемые впечатления, однако важно убедиться, что твоя жизнь не окажется под угрозой во время сплава. Для этого, прежде чем прыгнуть в лодку, нужно узнать ответы на следующие вопросы.

  1. Как давно компания, с которой ты собрался сплавляться, занимается рафтингом?
  2. Насколько опытен ваш гид?
  3. Соответствуют ли спасательные жилеты, которые вы наденете, стандартам безопасности? Если они повреждены, это должно тебя насторожить.
  4. В каком состоянии находятся шлемы? Они должны прочно сидеть на голове в течение всего сплава, поэтому недопустимо, чтобы ремни на них были оборваны.
  5. Внушает ли доверие речное снаряжение и надувное судно?
  6. Имеет ли гид квалификацию в области базовой первой помощи и СЛР (сердечно-легочная реанимация)?
  7. Есть ли у компании аптечка первой помощи, аварийно-восстановительный комплект и спасательные сумки?
  8. Насколько полным является инструктаж по безопасности? Если ты что-то не понял, не бойся задать гиду уточняющий вопрос.
  9. Во сколько закончится ваш сплав? Важно, чтобы вы успели закончить по крайней мере за час до наступления темноты.

Примечание: обязательно сообщи гиду о любых имеющихся у тебя серьезных заболеваниях и состояниях, а также том, как хорошо ты умеешь плавать.

На что обратить внимание во время сплава

1. На реке всегда носи спасательный жилет и убедись, что он плотно прилегает к телу. Даже если ты хороший пловец, пренебрегать этой мерой безопасности нельзя.

2. Помни, что шлемы в основном предназначены для того, чтобы уберечь тебя от весел восторженных товарищей по рафтингу и очень редко — в качестве защиты от камней на реке. Однако, поскольку такая опасность есть, не снимай шлем до окончания сплава и убедись, что он надежно закреплен на твоей голове.

3. Не привязывай / не обматывай веревкой запястья, руки, ноги или шею! Это может быть опасно, если ты упадешь в воду.

4. Не ставь ноги на страховочный трос снаружи рафта во время гребли. Так ты можешь пострадать, если ударишься о валун.

5. В случае, если рафт вот-вот ударится о валун, не пытайся остановить двухтонный импульс надувного судна своим легким веслом, ногой или руками, поскольку так можно получить травму.

6. Прекрати водные бои и другие забавные занятия перед порогами и убедись, что личное защитное снаряжение — спасательный жилет и шлем — плотно прилегают к телу.

7. Если ты упал в воду, не паникуй и расслабься: спасательный жилет немедленно поднимет тебя на поверхность. Существует около 90% вероятности, что ты всплывешь прямо рядом с рафтом. Хватайся за него. Помни, что надувное судно — это твой самый большой спасательный жилет на реке.

В случае, если ты окажешься вдали от рафта, ляг на спину, направив ноги вниз по течению. Не пытайся резко встать, так как можешь зацепиться ногой за камень или другое подводное препятствие. Внимательно слушай своего гида, даже если его указания противоречат твоим инстинктам — плыви туда и так, как он скажет.

8. Получай удовольствие! Если ты сплавляешься вместе с опытным гидом и четко следуешь его инструкциями, не забывая о мерах безопасности, то рафтинг принесет массу ярких впечатлений, и ты наверняка захочешь повторить!

Источник

Как организовать первый сплав по воде

С рыбалкой, походной баней и посиделками у костра

Я занимаюсь водным туризмом семь лет.

Мария Палагина ходит в водные походы семь лет

За это время я сплавлялась по рекам средней полосы, Карелии, Урала и Грузии. Еще ходила на байдарке по озерам и Белому морю.

Мне нравятся походы, потому что в них можно увидеть новые места и побыть наедине с природой. Еще организовать сплав самостоятельно дешевле, чем покупать в агентстве.

В статье расскажу, как самостоятельно организовать первый водный поход, не разориться и не разочароваться.

Зачем идти в поход самостоятельно

Чтобы сплавиться по воде, можно купить готовый тур. Такие продают везде, где есть реки и озера. В среднем двухдневный тур стоит 5 тысяч рублей на человека. В цену включен прокат плавсредства, весел и жилета, еда, помощь инструктора и аптечка. Если в тур входит размещение в палатках, аренда кухонной утвари и трансфер, цена будет около 8 тысяч рублей.

Это статья о сплаве на спокойной воде. Об экстремальном сплаве читайте в другой статье Т⁠—⁠Ж

Мы с друзьями ходим в самостоятельные походы. В них намного больше свободы: мы сами выбираем плавсредства, составляем маршрут и меню. Это удобно, потому что среди нас есть аллергики и человек, который не выносит тушенку.

Еще мы заранее знаем состав команды. В походах люди находятся рядом 24 часа в сутки: вместе разбирают и ставят лагерь, гребут, варят суп. С незнакомцами это может быть непросто. Когда мы с друзьями идем в поход, то точно знаем, что нам будет комфортно друг с другом.

В конце концов, за организацию самостоятельного тура не нужно платить. Весной 2018 года мы сплавлялись по реке Сакмаре командой из шести человек. Поход обошелся нам в 30 000 Р на группу. Сплав через агентство стоил бы 53 000 Р .

Для первого водного похода не нужна специальная физическая подготовка. Достаточно быть выносливым, чтобы нести рюкзак со снаряжением хотя бы полчаса и грести 2—3 часа с перерывами. По энергозатратам такая гребля аналогична интенсивной ходьбе.

Когда идти

Если вы никогда не ночевали в палатке, советую планировать поход на лето. Весной и осенью ночевка на открытом воздухе без привычного матраса может показаться экстремальной, а внезапные дожди или даже заморозки могут полностью испортить первое впечатление от походов.

В мае 2014 года мы впервые сплавлялись по реке Шуе в Карелии. Когда ложились спать, на улице было 10 °C и накрапывал мелкий дождь. Но за ночь выпал снег, а температура упала до нуля. Мы к такому не готовились — у некоторых членов команды экипировка не подходила для заморозков. Спать было ужасно некомфортно: мы постоянно просыпались от холода и в итоге не смогли нормально отдохнуть.

В летнее время тоже может не повезти с погодой, особенно на Севере. Когда мы были в Мурманской области, дождь шел три дня. Один день мы переждали в лагере, но во второй пришлось все-таки грести. Настроение испортилось, и казалось, что поход не удался. Сейчас мы вспоминаем его как удачный: если бы не серость и сырость, мы бы не испытали себя и снаряжение.

Где сплавляться

В первый поход рекомендую идти в своем регионе. Так вы не потратите много времени на дорогу, а климат будет привычным. Если все-таки хотите съездить в другой регион России, рекомендую среднюю полосу, Карелию и Урал.

Средняя полоса. Туристы из Москвы ездят в Московскую, Тверскую, Калужскую, Тульскую области. Для первого похода подойдут спокойные реки, например Тверца, Угра и Клязьма. На Клязьме можно попробовать маршрут Войново — Омутищи , на Тверце — Тверецкий — Торжок , на Угре — Знаменки — Городец.

Эти маршруты хороши тем, что летом здесь комфортная температура воды. Водоемы хорошо прогреваются — можно комфортно мыться и купаться. Из минусов — грязная вода. Пить из рек не стоит, лучше сначала прокипятить или отфильтровать. Мы делаем и то и другое.

Средняя полоса густо заселена по сравнению с Карелией или Уралом. На берегах рек часто встречаются населенные пункты, а железнодорожные станции расположены в пешей доступности. За счет этого удобно подбирать маршруты разной длины. Например, на Клязьме можно выбрать маршрут Войново — Омутищи протяженностью 25 км, а можно Усад — Омутищи — Петушки — Копнино протяженностью около 90 км. Оба маршрута подойдут для новичков.

На реках в центральной России много отдыхающих, например рыбаков, туристов и дачников. С одной стороны, это минус: нет уединения и звенящей тишины, как в глуши вдали от Москвы. С другой стороны, много людей — это плюс для новичков. Даже если хорошо подготовиться, в походах часто происходят неожиданные вещи. Например, можно сломать байдарку или потерять единственный нож. В таком случае придут на помощь рыбаки или дачники.

Читайте также:  Небо река кто поет

Мы опытные туристы, но в последнем весеннем походе даже нам пришлось дважды обращаться за помощью. Когда мы сплавлялись на Южном Урале, то не успели остановиться перед бурным порогом. Байдарка наших друзей перевернулась, мы увидели проплывающие вещи и начали их ловить. К счастью, рядом оказалась другая туристическая группа. Они помогли поймать байдарку, вылили из нее воду и собрали мелочи, которые прибило к берегу. Если бы не другие туристы, мы бы точно остались без байдарки или весла: вещи расплывались в разные стороны, поймать все не хватало рук.

В тот раз мы утопили только посуду — пришлось просить ее у местных жителей. Отзывчивые башкиры подарили нам кастрюлю, бидон, ложки, поварешку и проволоку. Без них нам пришлось бы заканчивать поход: еду было бы просто негде приготовить.

Карелия — доступный вариант отдыха. Почти на всех маршрутах большое количество препятствий, поэтому в первый раз в поход лучше взять с собой опытных туристов. На мой взгляд, новичкам подойдет сплав по Суме или Суне.

Я фанат северной природы и поклонник непопулярных маршрутов, поэтому при прочих равных для похода выберу Карелию. Здесь тысячи рек и озер — легко найти маршрут, на протяжении которого можно не встретить ни одного человека. Например, за двухнедельный поход по реке Винче наша группа встретила только одного охотника.

В карельских реках чистая прозрачная вода, которую можно пить без кипячения и фильтрации. Летом и осенью в Карелии отличная рыбалка, поэтому мы не берем мясо для трети ужинов и заменяем его рыбой.

Урал — менее популярное направление у байдарочников. Реки в основном имеют снеговое питание, поэтому сильно мелеют летом. Летом можно сплавляться только по крупным рекам, например Белой.

На Урале мутная вода, поэтому ее надо фильтровать или отстаивать. За счет снегового питания она такая же холодная, как и на Севере. Но в целом в майские праздники на Урале часто теплее и солнечнее, чем в Карелии.

Выбор маршрута

Чтобы не ошибиться с маршрутом, нужно понять, какой он сложности. Мы пользуемся методикой маршрутов Федерации спортивного туризма России. По ней все маршруты делятся на шесть категорий, которые складываются из протяженности и сложности препятствий. Препятствия тоже делятся на шесть категорий.

Для начинающих подойдут маршруты без препятствий или с препятствиями первой категории сложности. К ним относятся мелководные реки с невысокими волнами. На более сложных препятствиях, начиная со второй категории, можно перевернуться, сесть на камень и продрать дно, врезаться в берег или камень и сломать каркас судна.

Выбрать маршрут помогут отчеты туристов. В них те, кто уже сходил в поход, описывают водоем, возможные места для стоянок и дороги, по которым можно вернуться в цивилизацию. Там же обычно указана сложность маршрута.

Отчеты можно найти в библиотеке отчетов о спортивных походах или в Гугле по запросу «сплав по реке отчет». Некоторые туристы ведут блоги. Например, я пишу о походах в живом журнале. Если отчет старше 3—5 лет , лучше уточнить обстановку на маршруте на форумах, например «Скитальце». За это время что-то могло поменяться.

В библиотеке отчетов есть шесть отчетов по водоемам Карелии, подходящим для начинающих

Для первого раза подойдет маршрут длительностью до пяти дней, чтобы осталось время на отдых перед рабочей неделей. По нашему опыту, в день комфортно проходить 15 км. Хорошо подготовленная группа может проходить 30 км или больше. Если предстоит собирать или разбирать плавсредство, маршрут сократится: вместо 15 км успеете пройти семь.

Трудности. Один и тот же маршрут в разное время года может иметь разную сложность. Когда тает снег, реки бурные, поэтому препятствия сложнее преодолевать. В середине и конце лета на многих реках появляются мели, через которые приходится перетаскивать плавсредство. В официальных перечнях маршрутов всегда указывается две категории сложности препятствий: для высокой воды весной и низкой летом.

Сложности маршруту добавляют обносы — непреодолимые препятствия на реке. Это дамбы, завалы из деревьев или остатков конструкций, низкие мосты или крупные бобровые хатки. Чтобы их преодолеть, придется разгрузить, а возможно, и разобрать плавсредство, тащить вещи по берегу, а потом снова загружаться. Обносы тоже указывают в отчетах о походах. Для первого раза рекомендую выбирать маршрут без обносов: обходить их долго и сложно.

Мы всегда берем в поход устройство с GPS, но иногда оно бесполезно: пока гребешь, в него неудобно постоянно заглядывать. Иногда устройство ловит не везде или дает погрешность в несколько сотен метров. Обычно в отчете указаны ориентиры, по которым можно понять, где ты примерно находишься или когда будет порог. Например, ориентир перед Ака-порогом на реке Винче в Карелии — это большие валуны. Они хорошо просматриваются с воды. Если группа читала отчеты, то знает, что при виде этих камней лучше остановиться. Если не читала, рискует поздно увидеть порог и пропороть дно байдарки о торчащие балки разрушенного моста.

Источник

Туристические сплавы по рекам России

Хит

Хит

  • Алтай
  • Архангельская область
  • Байкал
  • Воронежская область
  • Ивановская область
  • Калининградская область
  • Калужская область
  • Карелия
  • Кольский полуостров
  • Костромская область
  • Плато Путорана
  • Псковская область
  • Рязанская область
  • Тверская область
  • Тульская область
  • Тыва (Тува)
  • Урал
  • Ярославская область

Нет времени на поиск?

Оставьте свой номер, и мы предложим вам лучшие варианты с учетом всех пожеланий

Один из самых популярных видов активного отдыха с элементами экстрима — туристические сплавы по рекам России на рафтах, катамаранах, байдарках и других плавсредствах. Популярность этого вида туризма обусловлена несколькими факторами:

  • живописные ландшафты, открывающиеся взору по пути;
  • всплеск адреналина от погружения в мощную стихию;
  • испытание себя на выносливость и способность принять решение за доли секунды;
  • радость от слаженных действий и командный дух.

Можно и дальше перечислять преимущества рафтинга, но лучше один раз испытать, чем много раз читать об этом.

Пуститься в сплав по реке могут туристы любых возрастов и физической подготовки. Путешествие по водной артерии может продолжаться от одного дня до нескольких недель. Есть даже маршруты по спокойным рекам для семейных пар с детьми, которые приведут в восторг не только ребятню, но и взрослых. А еще водное приключение обещает море романтики — ночлег в палатках, ужин у костра, наблюдение за ночным звездным небом, песни под гитару.

Самые популярные регионы России, куда ежегодно съезжаются профессиональные сплавщики и новички — Северный и Южный Урал, Алтай, Байкал, Карелия, Камчатка, Кавказ. Но можно смело предпринимать сплавы и в других местах, где есть полноводные реки.

Выбираем туристический маршрут

Запланировав сплав, следует учесть, что маршруты, как и сами реки, классифицируются по категории сложности, обусловленной препятствиями и рельефом, увеличивающими опасность прохождения таких участков.

Первая и вторая категории вполне подходят для начинающих рафтеров без опыта. Такие маршруты не отличаются сложностью.

Третья категория под силу тем, кто имеет минимальный опыт сплавов и не боится встретиться на пути с порогами, крупными валунами и перепадами.

Четвертая и пятая категории для экстремалов, которые имеют солидный опыт и могут вовремя оценить сложную ситуацию, сманеврировать, обойти пороги, камни, бочки, крутые повороты, быстрое течение.

Шестая категория предназначена исключительно для профессионалов, так как маршруты очень сложны и таят множество опасных препятствий.

Исходя из этого, при выборе направления нужно оценить свой опыт, физическую подготовку и навыки управления плавсредством.

Новичкам организаторы предлагают легкие маршруты, где риск и экстремальная ситуация минимальны. Для опытных рафтеров, скучающих по выбросу адреналина, разрабатывают специальные экспедиции и туры по рекам, представляющими опасность и серьезный риск для жизни.

Реки различных регионов России

Наиболее простые маршруты для прохождения новичков:

Суна (280 км) и Шуя (10 тыс. км) в Карелии. Реки характеризуются спокойным течением, иногда узкими и каменистыми участками, небольшими и немногочисленными порогами, живописными берегами. На Суне есть знаменитый и второй по высоте водопад в Европе — Кивач. Шуя протекает вблизи Петрозаводска и до нее быстро добраться.

Река Чусовая на Урале бурная только весной, в половодье, а летом начинающие рафтеры легко сплавляются по ней.

Несмотря на то, что Чульман в Якутии, Опала на Камчатке и Мзымта на Кавказе относятся к третьей категории, на этих реках не так много порогов, и новички будут чувствовать себя вполне комфортно, даже смогут заняться рыбалкой.

Самые привлекательные реки для бывалых рафтеров:

Опытные сплавщики выбирают интересные в техническом плане маршруты со сложным рельефом, участками со скалистыми берегами, теснинами, крутыми поворотами и перепадами. Популярные реки с непростым нравом несут свои воды на Алтае — Катунь, Чуя, Чулышман; на Урале – река Белая; в Карелии — Чирка-Кемь (5 категория); в Восточной Сибири — Ока, Иркут, Хара-Мурин, Снежная, Кема на Дальнем Востоке.

Источник