Меню

Литература река это символ



Литература река это символ

«Редкая птица долетит до середины Днепра».

Николай Васильевич Гоголь.

Начну с интересного момента – в русском языке слова «река» и «речь» имеют общий корень и, по сути, общее значение. Речь – речка, речной, реченька, …наречие. Река – изрекать. Читаем у Пушкина: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит». В ряде славянских языков прослеживается сходная тенденция. Разве что у поляков река – ‘rzeka’, тогда как ‘rzecz’ – это не слова, но конкретная вещь, а иной раз — дело, благо (так, Речь Посполитая – буквально общее дело Литвы и Польши). Любопытно, что название немецкой реки Spree перекликается с немецким глаголом ‘sprechen’ (говорить, вещать) и с существительным ‘Sprache’ (собственно, речь). Напомню, что в этих местах когда-то проживали именно славянские племена. Итак, речь – это река, это плавное течение, а иной раз – просто вода. Вы заметили, что когда человек много и красиво говорит не по делу, а плавает всё вокруг да около, ему говорят: «Слишком много воды». Но вода – это начало жизни, в том числе – духовной. Так, что Иоанн Предтеча крестил в водах реки Иордан, а Владимир – Красно Солнышко крестил киевлян в притоке Днепра – в реке Почайне. Слово «исток» — не просто география, но и философия, культура, душа народа. Народные истоки. Вода, река воспринимаются, как почин, иной раз, как смывание с себя негативного прошлого – современные учёные даже утверждают, что у воды есть свой «характер», своя энергетика, это не просто H2О. В конечном итоге, планетарная жизнь зародилась именно в воде…

…Ленский, Онегин, Печорин – фамилии ключевых персонажей русской литературной классики взяты не из жизни, а созданы искусственно, по прихоти авторов. Лена, Онега, Печора – северные, неласковые реки, а так называемая «холодная харизма» считалась модным и непременным качеством настоящего романтического героя первой половины XIX века. Интересно, что псевдоним Ленский довольно часто брали себе актёры, писатели и журналисты. Наиболее известный случай – Дмитрий Тимофеевич Ленский (настоящая фамилия Воробьёв), автор замечательных водевилей, многие из которых популярны по сию пору (например, «Лев Гурыч Синичкин»). Нина Заречная – один из самых драматических и сложных персонажей в творчестве Чехова. Заречная – «за рекой», а это в сказках и мифах может символизировать погибель. Но обо всём по порядку.
Культурологические словари утверждают, что «…природный объект – река (вода) – преобразуется цивилизацией в культурный объект и осмысляется в мифологии, в искусстве, философии и т.д. как концепция». Общеизвестно, что цивилизационные процессы в истории человечества напрямую связаны с Нилом, с Гангом, с Междуречьем, с Тибром, . с Москвой-рекой и так далее. Река – это жизнь. Василий Ключевский утверждал, что славянин искони любил свою реку, «жил с нею душа в душу». Итак, «…реки имеют особую роль в жизни народа Руси, реки всегда приносили русскому человеку только добро». Кроме того, речные пути, в частности, знаменитый путь «из варяг в греки», служили политико-экономическим и цивилизационным стержнем, вокруг которого созидалась земля Русская. Но здесь мы имеем дело не только с материальной выгодой, которую давала река, но и с религиозным, мифологическим, сказочным пластами культуры и сознания.
В античной традиции существовала река забвения – Лета. Согласно мифологии, умершие люди должны были испить её воды, чтобы забыть свою земную жизнь. В нашем языке есть устойчивая смысловая конструкция – «кануть в Лету», иначе говоря – подвергнуться полному забвению. В русских народных сказках иной раз встречается такой сюжет – главный герой отведал воды из некоей реки (чаши) и – позабыл всё то, зачем он шёл и куда стремился. Или, например, из памяти тут же стирался образ невесты, родного дома и так далее. Тема живой и мёртвой воды и неких волшебных вод, превращающих братца-Иванушку в козлёночка, также не менее популярны в русском фольклоре.
Подземный Стикс древних греков – олицетворение мрака и ужаса. Согласно мифам, именно река, по сути, отделяет мир живых от мира мёртвых. Для сравнения – в дохристианскую эпоху у ряда славянских, балтских и скандинавских племён было принято захоронение в ладье. Арабский путешественник, писатель Ибн Фадлан, посетивший в X веке русские земли, подробно описал не только быт и нравы славян, но и похоронный обряд в ладье. В этой связи вспоминается хитроумный план и – красивый в своём изуверстве жест княгини Ольги, которая отомстила древлянам за убийство Игоря. Помните? «Сказали же древляне: Вот убили мы князя, возьмём жену его Ольгу за князя нашего Мала, и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим. И послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге, и пристали в ладье под Боричевым». Княгиня же сделала вид, что согласна, однако, поставила условие: «Ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите: Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье», – и вознесут вас в ладье». Дело кончилось плохо – Ольга велела сбросить ладьи в специально вырытую яму и похоронить древлян заживо. Ладья – символ погребения, вот княгиня их и похоронила. Вспоминаем мифологического лодочника Харона – перевозчика душ в своей ладье. Итак, река – это рубеж, граница миров. Знаменитый бой Ивана-Царевича (или Ивана — крестьянского сына) с чудищем происходит чаще всего на некоем Калиновом мосту, перекинутом через огненную реку. В некоторых вариантах её называют река-Смородина.
В сказках и в песнях часто используется мотив «за рекой». Таким образом, Заречная – говорящая фамилия. Переправься на тот берег – получишь или сокровище, или же – найдёшь свою печаль, а то и смерть. В этой связи интересен текст старинной казачьей песни «По Дону гуляет казак молодой». О чём, дева, плачешь? О том, что ей нагадали погибнуть в день свадьбы: «Поедешь венчаться – обрушится мост». У этой истории есть много вариантов, один из которых такой: «А дева, а дева – под мутной водой». Или читаем у Пушкина о Мёртвой Царевне:
«Отвечает ветер буйный, —
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора.
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный».
Итак, «за рекой» означает в ином мире, в другом измерении, возможно, что на том свете. Культовая советская песня о гибели юных бойцов-будённовцев носит красноречивое название «Там, вдали за рекой». Культовая фигура советского агитпропа Василий Чапаев, как известно, погиб, не сумев переправиться через реку. Даже в этой важной детали – основа мифа о легендарном красном командире. Река – жизнь, но река – и смерть, переход в иномирье. «Мать моя утонула, купаясь на реке Волге, когда мне было восемь лет», — интересно, что именно так начинается, пожалуй, самая парадоксальная вещь Аркадия Гайдара «Судьба барабанщика». Эта повесть, наполненная красивым и пугающим символизмом, не может служить исключительно детским повествованием. Итак, своенравная река убивает, река круто меняет жизнь и – судьбу. «Пройдено. Прожито. Крест», — эту странную фразу главный герой-пионер постоянно повторяет по ходу повествования…
Или вот. В пьесе Александра Островского «Бесприданница» Лариса, по сути, гибнет не в тот момент, когда в неё стреляет ревнивый неудачник Юлий Карандышев, а когда она согласилась поехать с Паратовым за Волгу. С этого мгновения началось её стремительное и неумолимое падение в бездну. Драматург, хорошо знавший значение мифологических символов (в его пьесах они встречаются чаще, чем у других авторов), намеренно создаёт подобную ситуацию. Убегая, Лариса говорит совершенно определённо: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге». Как в сказках – или сокровище, или гибель. Третьего не дано. Эльдар Рязанов в своей версии «Бесприданницы» («Жестокий романс») исказил, точнее – грубо осовременил ситуацию, впрочем, для зрителя середины 1980-х знаки-символы-приметы были уже совершенно не важны.
Кроме того, река, вода часто символизируют течение жизни, перемены. Так, всем известно изречение Гераклита: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Всё течёт – всё изменяется. Об этом же пелось в советской песне на стихи Льва Ошанина «Течёт река-Волга». «Издалека долго течет река Волга,…Конца и края нет. » Это – монолог жизни, от юности («А мне семнадцать лет») до старости. А река Волга только видится всё той же, она – меняется вместе с нами… Или, например, добрый фильм «Верные друзья» — пожилые учёные решили тряхнуть стариной и совершить увлекательное, где-то даже опасное путешествие на плоту. Символ — преодоление косности и застоя, случившегося в бытии трёх старых друзей, ибо река – это пробуждение и это – проверка на прочность. И, как пелось в их песне «Лодочка»:
«И путь наш не кончается,
Простор речной широк.
И гонит, гонит лодочку
Попутный ветерок».
Итак, течение реки – это движение, это перемены. Но… Тут живо вспоминается картина Михаила Нестерова «Молчание» — фигурки рыбачащих монахов. Желая изобразить Вечность, художник обращается к теме успокоенной воды – мы не видим ни единого волнения на её глади. Жизнь не бурлит, не бьёт ключом, а посвящена иным смыслам – тут день, как год, а год – как день. Тут нет времени и, как уже упоминалось, река – это речь, а здесь – молчание. Ибо мысль изреченная есть ложь. Молчание подчёркивается и полной тишиной воды. Но такая безмятежная благодать далеко не всегда нравилась русским людям!
В Советском Союзе тема реки и воды часто использовалась для изображения эпичной борьбы со стихией. Или – в качестве торжества Человека, хозяина природы. Отовсюду доносились слова бравурной песни: «Мы покоряем пространство и время – мы молодые хозяева земли!» И воды – тоже. Вода сильна, а мы сильнее. Здесь представляется наиболее интересным детское стихотворение Самуила Маршака «Война с Днепром». Именно – война, то есть битва не на жизнь, а на смерть. Или мы, или – нас.
«Человек сказал Днепру: — Я стеной тебя запру.
Ты с вершины будешь прыгать,
Ты машины будешь двигать!
-Нет,- ответила вода,- Ни за что и никогда».
В этом есть что-то от древних мифов — просто какое-то обуздание Посейдона. Разумеется, как всегда, победил могучий советский человечище, а Днепрогэс – тому материальное подтверждение. Есть и другая история – гораздо более печальная. Это – бессмысленная и жестокая по отношению к природе идея поворота северных рек, чтобы напитать водой южные районы. Красивая и благая с виду, задумка нанесла ущерб экологии в ряде регионов, хотя, у неё по сию пору есть свои сторонники.
Россия – страна великих рек, поэтому главную реку России – Волгу часто именуют одним из русских национальных символов, причём не только у нас, но и во всём мире. Забавный эпизод – в своих мемуарах великий кутюрье Кристиан Диор описывает Ленинград 1931 года (Диор тогда ещё не был мастером дамских платьев, а прибыл в СССР вместе с компанией своих друзей – молодых архитекторов). Так вот, будущий модельер упоминает обветшалые красоты старого Петербурга и — реку Волгу… Для него Россия и есть Волга. Во всём мире известна песня о Стеньке Разине со словами:
«Волга-Волга, мать родная. Волга русская река
Не видала ты подарка от донского казака…»
Тут, по сути, обыгрывается один из древних ритуалов принесения человеческой жертвы – божеству («подарок»). Что интересно, слова песни послужили названием для эпохальной советской кинокомедии «Волга-Волга». Это был настоящий гимн водной стихии и – реклама только что открывшегося канала Москва-Волга. Интересно, что и в фильме, и в сопровождавшей его песне, река воспринимается ещё и как синоним свободной и могучей России.
«Красавица народная,- как море, полноводная,
Как Родина, свободная,- широка, глубока, сильна!»
В кадр попали не все куплеты, написанные Василием Лебедевым-Кумачом. Вот очень примечательный фрагмент:
«Пусть враги, как голодные волки,
У границ оставляют следы,-
Не видать им красавицы Волги,
И не пить им из Волги воды!»
Что характерно, немецкие фашисты захлебнулись именно Волгой – собственно Сталинградская битва окончательно сломала хребет германской военной машине… Итак, река – это Жизнь, это перемены, это постоянно меняющиеся декорации, точнее – берега. Вместе с тем, это мрачный символ своенравной природной стихии, которая постоянно требует жертв. Река – символ смерти. Именно у Чёрной речки – название говорит само за себя — был смертельно ранен Пушкин. Река – речь, слово. Но, вместе с тем, река и – тишина, молчание. Вода убивает, вода даёт жизнь. Мёртвая и живая вода. «Течёт река Волга – конца и края нет». Интересно, что Эдуард Лимонов посвятил одну из своих удачнейших книг именно воде, точнее — времени. «Всё содержащееся под этой обложкой называется «Книга Воды». Можно было бы назвать её «книга времени». Потому что оно о времени. Но я предпочёл воду». Вода, время, пространство, …Бог.

Читайте также:  Как называют реки в краснодарском крае

Источник

marina_klimkova

Реки Цна и Студенец сыграли в 1636 году решающую роль в выборе места для строительства крепости Тамбова. Они же определили особенности плана города и повлияли на его дальнейшее развитие, задав два вектора роста: по Цне (с севера на юг) и по Студенцу (с востока на запад). Однако реки являются не только главным географическим фактором, влияющим на материальную жизнь города и человека, но и духовными символами – символами малой родины. Поэтому сегодня общественные движения, борющиеся за спасение рек, выступают за экологию в широком понимании этого слова – за сохранение окружающей среды, культуры, традиционных духовных ценностей.

Державинский мост на Студенце. Фото 12 апреля 2014 года

А. А. Москалинский

РЕКА КАК ОСНОВНОЙ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ
В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Значение реки в формировании географической среды, пространства давно известно. Еще отечественный мыслитель Лев Ильич Мечников (1838–1888 гг.) доказывал ее воздействие на социальную жизнь людей, называя речные цивилизации первым этапом развития человечества. Мечников считал, что наибольшую роль в деле создания культуры и цивилизации сыграла вода, особенно проточная, т.е. реки. До сих пор живет его утверждение: «Река – синтез всех физико-географических условий данной местности».

Значение реки в качестве географического образа также трудно переоценить. Если говорить о литературе, то во многих лучших произведениях отечественных авторов-рома-нистов река является основным географическим образом и, более того, непосредственные или образные названия рек совпадают с названиями самих произведений: «Тихий Дон» М. Шолохова, «Угрюм-Река» В. Шишкова (Нижняя Тунгуска), «Золото бунта или вниз по реке теснин» А. Иванова (Чусовая) и т.д.

Поэты и писатели, давая названия своим произведениям, малым или большим, будь то стихотворение в четыре строки или большой роман в четырех томах, (и особенно это касается писателей-романистов), редко их придумывают. Название появляется по мере написания произведения. Его можно сразу не увидеть, не разглядеть, но с этим нельзя торопиться – оно обязательно выкристализуется. Иногда, как говорят сами авторы, оно просто случается еще до начала написания произведения и остается неизменным после окончания работы. Так или иначе, в название любой автор вкладывает очень важный смысл. Тем более не следует забывать, что сегодня хорошее название – это половина коммерческого успеха издания (конечно, не будем относить это к классике). Покупая книгу, читатель основывается часто, прежде всего, на ее оформлении, а не на содержании. И идеальный вариант – когда название отражает тему книги.

Образ реки часто проходит красной нитью через все произведение и дает точную географическую привязку. И это мы наблюдаем не только в художественной литературе, но и, так называемых, «географических песнях». Река – это не просто природный водоток, это вечный неизменный нестареющий символ места, в котором заключены все духовно-материальные компоненты его культурного ландшафта. А это особенно важно для того, чтобы показать своего героя, сделать его настоящим, живым, органичным. Герой, персонаж – компонент ландшафта, а значит, в нем заключена практически вся информация о нем. Река – это символ места, где проходит или, лучше сказать, протекает жизнь главных героев произведения. С рекой связаны их судьбы. Река кормит и лишает единственного кормильца, река испытывает сильного и губит слабого, выводит из непроходимых таежных лесов и раз и навсегда сбивает с пути, река отбирает и дарит надежду.

Кроме географического образа часто выступает ее философско-символический образ. Именно такой образ «реки жизни» достаточно известен и был хорошо раскрыт А.И. Куприным, цикл избранных повестей и рассказов которого так и называется «Река жизни» и повторен им в нескольких произведениях. В конце рассказа «Мелюзга» (1907 г.) картина весеннего половодья материализует образ разбушевавшейся Реки жизни, которая уносит в небытие тела двух трагически несчастных – учителя Астреина и фельдшера Смирнова, – т.к. они позволили повседневной пошлости проглотить без остатка их души и жизни. В рассказе-утопии «Тост» (1906 г.) свободные люди 2906 г. слагают торжественный гимн в честь героев, одержавших победу над тиранией; кровавая река вынесла все человечество в просторное сияющее море всемирного счастья.

Кроме того, река – живая, она имеет свой неповторимый характер, но она и изменчива и может соответствовать не только характерам героев, но и их настроениям, раскрывать внутреннюю красоту во внешнем ее проявлении, и в этом выражается ее локально-динамический образ.

Прочитав третью книгу «Тихого Дона», А.М. Горький сказал об авторе: «Он пишет, как казак, влюбленный в Дон, в казацкий быт, в природу. «. Сам казачий край теперь нередко называют тихим Доном. Именно с Шолоховским романом донщина по-настоящему открылась мировой литературе, и сам Дон стал неотделимым от имени Шолохова, как Днепр от Гоголя, Волга от Горького. «Тихий Дон» – безусловно, сложное историко-драматическое произведение, где замысловато переплетаются судьбы вымышленных и реальных героев, придуманных и известных истории событий. Но М. Шолохова отличает умение начинать каждое разматывание клубка основной или второстепенной сюжетной линии романа с неповторимых лирических описаний природы «тихого Дона», где сама река Дон являет один из самых ярких незабываемых образов, без которых не обходится практически, ни одно описание смены времени года, погоды…

Не случайно эпиграфом к роману стала старая казачья песня о Доне, как не случайно в финале романа главный герой Григорий Мелехов начинает новый этап в своей жизни, переходя вешний Дон, как бы оставляя все ненавистное и пережитое на противоположном берегу, куда уже больше нет возврата.

Читайте также:  Кто водится в реке лама

Вячеслав Шишков, окончивший Вышне-Волочское техническое училище по специальности гидрограф и гидростроитель, в 1911 г. совершает экспедицию по реке Нижняя Тунгуска. И в романе под названием «Угрюм-река» описана именно она. Это название заимствовано автором из старинной песни, строки из которой автор также предлагает в качестве эпиграфа к роману: «Уж ты, матушка Угрюм-река, Государыня, мать свирепая» (из старинной песни).

«Угрюм-река» – это роман о дельцах, золотопромышленниках, авантюристах. В основу сюжета романа положена история одного купеческого рода, и многие персонажи имеют реальных прототипов. Главный герой романа – владелец золотых приисков Прохор Громов.

Река в романе занимает видное место и являет также сложный литературный философско-символический и географический образ. Да, она здесь и река жизни, как у Куприна: «Река бедовая, свирепая. Уж бог создал ее так, . – Она все равно, как человечья жизнь: поди пойми ее. Поэтому называется: Угрюм-река. Точь-в-точь как жизнь людская».

Кроме того, в ней материализован (особенно для европейца) весь образ Сибири, бескрайней и неведомой, манящей и коварной…

Источник

Символ реки – смысл и значение

Река – один из природных эгрегоров, уникальный по своей силе и динамике, создан взаимодействием двух стихий – воды и земли (земной тверди, камней, гор).

Вода, поток – стихия информации, но также чувств и эмоций.

Вода реки должна иметь некий источник, ее питающий, – обычно, это другие водные образования (подземные, озера, болота, ледники, атмосферные формы воды и т.д.).

Земля, берега – формообразующая стихия плотной материи.

От уклона, ширины и загрузки русла камнями (и другими препятствиями) зависит скорость и сила потока, его сложность.

В свою очередь, Земля подвергается влиянию воды, «вода камень точит» – форма берегов и помехи в русле могут меняться.

Интересно, что обе эти стихии иньские, женские, то есть условно пассивные, однако их взаимодействие создает реку – один из символов жизни, движения и изменчивости.

Навигация по статье

Река – символ времени

Все мы с детства помним, что в «одну реку дважды не войти».

Есть философское уточнение, что «и единожды в одну реку не войти» – поток движется, вода меняется, поэтому каждый миг – это уже другая река.

Такое свойство делает реку – естественным символом Времени.

Но что такое время? Или лучше зададим функциональный вопрос: как время проявляется в нашей жизни?

Максимально простой ответ: это энергия событий, которая питает жизнь человека, позволяет ему двигаться, развиваться, меняться, набирая опыт.

Ведь человеческими цивилизациями сами реки использовались как естественные генераторы энергии, на них устанавливали различные сооружения, например, мельницы или ГЭС, питающие человеческую жизнедеятельность.

Символом величия человеческих возможностей периода СССР было «поворачивать реки вспять»:

«Мы жгли костры и вспять пускали реки.

Нам не хватало неба и воды.

Упрямой жизни в каждом человеке

Железом обозначены следы».

(Николай Майоров «Мы», 1940)

Обычно подобное «творчество» ничем хорошим не заканчивается, природа не любит нарушения естественного хода вещей и отторгает представителей человеческого разума, не способных уважать существующую архитектуру реальности.

И тогда Река Жизни может превратиться в Реку Смерти.

В мифологии существуют такие реки, назначение которых – отделять мир живых от мира мертвых, их имена на слуху:

  • греческий Стикс (в триединстве с Лето и Ахеронтом);
  • наша русская Смородина (с Калиновым мостом через нее);
  • японская Сандзу;
  • шумерская Хубур и др.

В данном случае обратимость речного смысла можно уточнить ритмологически:

река Жизни – процесс, когда время входит в пространство и меняет его, происходит событийная развертка;

река Смерти – когда пространство втягивается во время, разуплотняется, тогда происходит свертка, завершение целого куска реальности.

Магия реки – считается одной из самых сложных стихийных практик, так как эта магическая субстанция постоянно находится в движении и требует от человека, пытающегося использовать эту природную силу, особой безупречности.

По мнению Германа Гессе, единый звук, в который сливаются многочисленные голоса реки – это ОМ, совершенство (ссылка на главу «ОМ» книги «Сидхартха»).

Смена берегов

Одним из смысловых аспектов символа и образа реки является противопоставление его берегов, это как бы две разных реальности, два мира, отличных друг от друга.

«Переплыть реку» – это целая мистерия, означающая кардинальное изменение собственной жизни.

«С рекой, протекающий через город Орехов, было связано много предрассудков. Например жители разных берегов опасались переходить и переплывать со своего берега на противоположный, хотя никто не мог внятно объяснить причин этого страха» (Владислав Крапивин «Голубятня на желтой поляне»).

Тут действует подсознательное ощущение (которое записано в памяти нашей Души, имеющей многократный опыт рождения и смерти), – что меняя берега, ты оставляешь навсегда свою прежнюю реальность.

При необходимости, в своей обычной жизни вы можете воспользоваться силой реки для смены своего информопотока – просто перейдя реку (вброд, по мосту, переплыв и пр.).

Для этого можно воспользоваться особой практикой:

1) Нужно войти в реку (или просто встать на середине моста) спиной к потоку воды – сначала провожаешь течение воды, смотря ей вслед, как бы отпускаешь отжившее, смываешь энергии покинутого берега;

2) когда почувствуешь, что пора – следует развернуться навстречу потоку и встречать его взглядом, ощущениями, – происходит настройка на новое, постепенно возникнет готовность двигаться к другому берегу, что и нужно осуществить.

Еще одна речная практика, выплывающая из памяти – во времена Даарии, прародины арийской расы, существовала утерянная ныне традиция передачи Духовного (священного) имени от предшественника преемнику.

А как вы, наверное знаете, материк Даарии, был поделен реками на 4 сегмента:

Два человека двигались с разных берегов и встречаясь посередине реки, соединяли особым образом свои руки. В этот момент один отдавал свое Имя, а второй принимал его, как свою новую программу, миссию.

Возможно, Патер Дий – одно из таких статусных имен, дошедшее до нас.

Река как знак

В системе астрологии 12 знаков Зодиака разделены на 4 стихии, при этом Рак, Скорпион и Рыбы – принадлежат знакам Воды. У каждого из них свой водный аналог, свой эгрегориальный образ.

Река – является стихийным аналогом знака Рак.

Если в вашем гороскопе в этом знаке присутствуют мужские активные планеты (Марс, Солнце, Юпитер), то взаимодействие с рекой будет питать эти психологические и событийные принципы вашей жизни. Вам больше подойдут бурные, мощные реки, их энергия будет серьезным образом влиять на вас: включать, заряжать, обновлять, приносить удачу.

Если в знаке Рак у вас находятся женские планеты (Луна, Венера, Нептун) – то вам больше будут показаны спокойные реки, с медленным течением, общение с таковыми может способствовать вашему энергетическому восстановлению, гармонизации эмоций, приносить удовольствие и наслаждения.

Река – как знак в Яви, сигналит в моменты активного втекания времени, изменений, когда происходит смена одного этапа жизни на другой, принципиально новый.

Чтоб было еще понятней, то Время означает:

для тела, сердца – это новый, более глубокий опыт проживания чувств и эмоций;

для мозга – новизна, необходимость освоения новых тем, выход на новый уровень понимания.

Если река снится – такие сны также означают, что ваше подсознание сейчас воспринимает наступление периода, когда в вашу жизнь активно втекают изменения. Будьте готовы и открыты приему новой информации и новой энергии.

Часто, чтобы принять эту новизну, требуется достаточно много календарного времени, терпения и балансировки с существующими законами реальности.

Так знак Рак – вода, уравновешивается противоположным Козерогом, Сатурном, который и есть – берега и препятствия вашей Реки.

Желаю, чтоб река вашей жизни была достаточно полноводной и текла с той сложностью и скоростью, с которой вам интересно двигаться.

Источник

Литература река это символ

Река — амбивалентный символ, который соответствует как созидательной, так и разрушительной силе природы. С одной стороны, она означает плодородие, движение и очищение, а с другой — препятствие, опасность, связанную с потопом, наводнением.

В ряде мифологий река в качестве некоего «стержня» Вселенной, мирового пути, пронизывает верхний, средний и нижние миры, выступая как космическая (или мировая) река. Некоторые традиции описывают две космические реки, которые текут параллельно (иногда с неба) и впадают в общее море. В другом варианте из находящегося в центре Вселенной моря или озера вытекают главные реки или одна река. Истоки выдающейся в том или ином отношении реки часто относились к какой-нибудь сверхъестественной сфере; например, истоки Нила — к священному ущелью, а ключевых рек Азии (Брахмапутра, Ганг, Инд и Амударья) — к мировой горе Меру.

Река

Широко распространена в разных традициях идея четырех стран света, которые задают структуру пространства. В индуизме четыре реки рая текут с горы Меру, образуя горизонтальный крест земного мира и соотносясь с четырьмя элементами, четырьмя фазами циклического развития, четырьмя эпохами (югами). Четыре реки, указывающие стороны света, известны в шумеро-семитской традиции, в библейских легендах, есть они и в мусульманской традиции; упомянуты четыре реки и в «Младшей Эдде». Четыре реки рая, текущие в направлении четырех сторон света, берут начало в источнике, ключе или колодце у корней Древа Жизни или из скалы под ним в центре рая.

Для многих крупных цивилизаций, благополучие которых зависело от орошения полей природными водами, реки были важными символами плодородия, очищения и возобновления. Река — артерия земли и источник жизни для людей оседлых культур. Общепринятое представление о райских потоках, текущих от Древа Жизни, является метафорой божественной энергии, духовной пищи, творческой силы, которая истекает из своего неявного источника в явный и подпитывает всю вселенную.

Читайте также:  Карта реки днепра в жлобине

Горная река

Своим течением, динамикой разливов река определяет решающие для человеческого существования периоды времени, символизируя мировой поток явлений, течение жизни, необратимое течение времени и, как следствие, потерю или забвение. Она является символом постоянной изменчивости: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

Нередко реки представлялись как границы, преграды, разделяющие миры живых и мертвых, вход в подземное царство, рубеж между своим пространством и чужим. Устье реки имеет то же символическое значение, что и ворота или дверь. Оно обеспечивает доступ в иное царство, в океан единства. Мотив вступления в реку означает начало важного дела, подвиг; переправа через реку — завершение подвига, обретение нового статуса, новой жизни. В обрядах перехода и при «путешествиях» из одного состояния в другое движение обычно мыслится как переправа с одного берега реки на другой.

Река может выступать символом очищения и исцеления. Так, «возвращение к истоку» — это возврат к изначальному, райскому состоянию с целью обрести просветление. Вода рек является священной: ею крестят при первом посвящении, омывают грехи, очищают тело и душу, она снимает усталость — физическую и душевную.

Бог Ра на реке Нил

В Древнем Египте Нил, «великая река», всегда был источником жизни, общим достоянием двух земель — Верхнего и Нижнего Египта. Широко известно изречение Геродота: «Египет — дар Нила». Во многих текстах подчеркивается космичность Нила, его подземный и небесный характер. Существовали представления, согласно которым по небесному Нилу днем плывет ладья Солнца. Под землей тоже есть Нил, по нему Солнце, спустившись за горизонт, путешествует ночью. Образ подземного Нила был тесно связан со смертью, с душами умерших и судом над ними в загробном мире. Обращаясь к богу, египтянин говорил: «Ты создал Нил в преисподней и вывел его на землю по желанию своему, чтобы продлить жизнь людей, подобно тому, как ты даровал им жизнь, сотворив их».

Бог Хапи был образом Нила, протекавшего на земле. Он почитался как «высокий Нил, который дает жизнь всей стране своим питанием», как податель влаги и урожая. По преданию, пещера, откуда бог следил за подвластной ему рекой, находилась немного южнее Асуана, на острове Бига у первого порога.Сам Нил населяли добрые и злые божества в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей. Отцом Xапи был первобытный океан Нун. Праздник, посвященный Xапи, был приурочен к началу разлива Нила. В этот день ему приносили жертвы, в реку бросали свитки папируса с перечислениями даров.

Месопотамия

В Месопотамии водная стихия внушает ужас и трепет, так как несет с собой разрушение, грозит смертью людям, размывает холмы, на которых построены храмы богов. За четыре тысячелетия до наших дней так описывали грозные наводнения Тигра и Евфрата: «Никому не остановить пожирающий все поток, когда небо гремит и дрожит земля. » С другой стороны, когда разливаются Тигр и Евфрат, пышно расцветает и жизнь, растительная и животная.

Силу пресных вод, рек, прудов и дождей в Шумере олицетворял бог Энки. Обычно Энки изображается с двумя потоками — Тигром и Евфратом, — низвергающимися с его плеч или же из вазы, которую он держит в руках. Богу Энки было поручено устройство космоса. Он установил водный режим Евфрата и Тигра, отделил болота от моря. Согласно мифу, бог Энки вместе с богиней Нинмах вылепил людей из речного ила; несмотря на данную клятву блюсти тайну, он предупредил Атрахасиса о потопе.

Главной рекой ведийской сакральной географии является Сарасвати. Она благодатна, полноводна, стремительна; ее поток величием превосходит все другие воды; ее вода очищает, исцеляет, приносит дары, пищу, потомство, жизненную силу, бессмертие. Сарасвати — богиня священной речи, поэтому покровительствует певцам и поэтам.

Священная река Ганг

Для индусов река Ганг олицетворяет собой Гангу, богиню очищения. Божественная Ганга — осевой символ Вселенной, небесная река, излившаяся на землю. Когда Ганга падала с неба, ее принял Шива, чтобы она не разрушила своей тяжестью землю, а с его головы она стекла вниз семью потоками. Слившись с океаном, Ганга ушла в подземный мир — паталу. Она изображается восседающей на фантастическом морском животном — макаре, с сосудом, наполненным водой, и с лотосом в руках. Один из сыновей Ганги стал известен под именем Бхишмы — наставника пандавов и кауравов в эпосе «Махабхарата».

Каждый год паломники совершают долгие и трудные путешествия к Гангу в надежде, что их грехи будут смыты, если они искупаются в этой священной реке или напьются ее воды. Индусы также верят, что если они будут кремированы на берегах Ганга, а их пепел развеян над рекой, то их души будут исключены из цикла новых рождений и смогут достичь рая, или нирваны.

В Древнем Китае река выступала символом вечной жизни. Считалось, что существование государства непосредственно зависит от гор и рек: если горы рушатся, а реки высыхают, то это предвещает его гибель. Задача правителя состоит в регулировании потока вод, тем более что управлять людьми по китайским понятиям — все равно что управлять водами. Так, великий Юй, легендарный правитель древности, в борьбе с наводнением проложил реки и каналы, которые доходили до Восточного океана и сохранились по сей день. А дойдя до великой реки Хуанхэ, Юй встретил там речного духа Хэ-бо, который дал Юю камень, где был изображен план борьбы с наводнением.

Небесная река Хуанхэ

Согласно легендам, Хуанхэ и «Небесная река», Млечный Путь, сливаются где-то на краю света. Когда-то это была одна река, разделявшая мир небесный и мир земной. На ее берегах встретились Небесная ткачиха и Волопас; с историей их любви и разлуки в Китае и Японии связан традиционный праздник встречи влюбленных в седьмой день седьмой луны на мосту из сорочьих хвостов.

Считалось, что люди, утонувшие в реке, становились ее феями и духами. В плохом настроении они устраивали наводнения, поднимали бури. Существуют легенды о борьбе отважных героев с этими речными духами: Ли Бин борется с драконом, который жил в реке и каждый год забирал двух молодых девушек, стрелок И — с Хэ-бо, причинявшим бедствия людям.

В скандинавском эпосе все реки берут начало из истока, который называется Кипящий Котел. Вода в него стекает с «дубовых кончиков рогов» чудесного оленя. Этот олень, Эйктюрнир, «стоя на Вальгалле, поедает листья с мирового дерева Иггдрасиль». Поток Кипящий Котел находится в середине царства мертвых, а у самых врат Хель, преисподней, течет река Гьелль — «шумная». Мертвецы, бредущие в Хель, должны вброд пересекать эту реку.

В греческой мифологии Океан — это божество реки, окружающей землю и море. Со своей женой Тефидой он породил три тысячи дочерей — океанид и столько же сыновей — речных потоков. Океан известен своим миролюбием и добротой, он не участвовал в битве титанов против Зевса и сохранил свою власть, а также доверие олимпийцев. Его мудрая дочь Метида — супруга Зевса. Океан омывает на крайнем западе границы между миром жизни и смерти.

Туман над рекой

Чтобы попасть в Аид, царство мертвых, душам умерших необходимо было преодолеть подземные реки. Кокит, Стикс, Ахеронт, Пирифлегетон. Огненная река Пирифлегетон (Флегетон) окружает Аид. Через Ахеронт Харон перевозит души умерших. Кокит (Коцит, «река плача») отличается ледяным холодом. Лета, персонификация забвения, — река в царстве мертвых, испив воду которой, души умерших забывают свою прошлую жизнь. Клятва водой Стикса — самая страшная: нарушивший ее бог подвергается девятилетнему изгнанию. Во время раздоров боги по приказу Зевса произносят клятвы над водой Стикса, которую приносит Ирида.

В христианской мифологии считается, что реки, в качестве награды людям, прокладываются в пустыне, иссекаются из скалы; в качестве наказания — иссушаются, превращаются в пустыню, в смолу, в кровь, наполняются гадами. В христианстве четыре реки рая, истекающие из одной скалы, символизируют четыре Евангелия, идущие от Христа, а также являются метафорой божественной энергии и духовной пищи, которые подпитывают всю Вселенную. Эти «реки воды жизни» таинственно подмешиваются к водам земли и подслащивают их горечь. Раннее христианское искусство изображает Христа или Агнца стоящим на вершине горы, из которой изливаются четыре потока. Крестные купели часто украшаются символическими изображениями райских рек, а вода для крещения символизирует священную воду Иордана, в котором Иоанном был крещен Иисус.

В геральдическом искусстве реки означают, что «основатель рода такого благородного происхождения либо на службе своего господина великое путешествие через море совершил, либо первым переправился через реку, атакуя или преследуя врага, либо какой иной похвальный поступок на воде содеял. Равно как и поныне подвижные воды не терпят в себе никакой падали и гнилости и извергают их беспокойной волною, так же и духи небесные непраздны и выполаскивают утомляющих их своим пустомельством. Светлые воды очищают ото всякой нечистоты, подобно верному другу, что не только пороки ведает, но и пути избавления». (Ганс Бидерманн, «Энциклопедия символов»)

Источник