Меню

Легенды озер псковской области



Псков заветный. Тайны озера Велье

Алла Алексеева 04.08.2017г. В этот раз мы решили выехать в пятницу, сразу после работы. Погода в последние дни была дождливой, но тёплой. На выходные опять обещали дождь. Но мы спешили прочь из пыльного и шумного города в глухие тихие места. Радовало, что будет не одна ночёвка, на природе, а две.
Мы с Сергеем Комковым искали каменные кресты, руины церквей и древние городища на Псковской земле. Мы путешествуем так два года, нашли много каменных крестов, грунтовые дороги Псковской области стали изученными и родными.
Если бы вы знали, как ждала я эту поездку. Ещё зимой мой отец рассказал мне, как деревенские жители ходили на древнее городище собирать чернику.
Мы даже переспросили его, правильно ли он понимает, как устроено древнее городище. Он ответил, что была высокая гора (холм), выше остальных холмов, что расположены рядом, гора — усечённая в верхней части, с валом для укреплений и рвом вокруг. Около городища было озеро. Сказал, что деревенские жители так и говорили про это место: «Поёдём на Городище, по грибы, по ягоды».
Рассказал о том, что находится древнее городище недалеко от деревни Жгуново Опочецкого района (родовой для моих предков). Сейчас деревни уже нет. Осталось два дома, остальные сгорели в весенний пал травы и наш дом тоже сгорел. Для нас информация о городище была открытием. Мы думали, что все древние объекты в области учтены, оказалось, что нет. Оказалось, что учёт довольно приблизительный. И вот, нашлось древнее городище, о котором нет никакой информации, только воспоминания моего отца.
Сергей очень жалеет о том, что мало осталось людей, которые хоть что-то знают об истории края, в котором живут. Очень жалеет, что не расспрашивал стариков раньше.
Мы выехали после шести вечера и решили в этот день ехать сразу на ночёвку. Выбрали для ночёвки озеро Велье Глубоковской волости Опочецкого района.
Велье – одно из самых любимых для меня озёр. Его протяжённость пять квадратных километров, оно имеет овальную вытянутую форму. Озеро имеет пять островов. Глубина озера Велье почти 18 метров. Вода в озере — чистейшая, дно — светлое, песчаное, твёрдое. На берегу озера две деревни Полеи и Заноги, деревня Лашутино находится очень близко к озеру. Вдоль озера идёт трасса Санкт-Петербург — Псков — Киев.
Имя Велье имеют четыре озера в Псковской области. Считают, что оно ведёт начало от финского слова «валья», что значит «свободный, просторный» или от славянского «велий», что значит «большой, свободный». От этого же слова могло произойти название реки Великая. Считают, что сначала эти места заселили фино-угорские пемена и некоторые названия здесь возникли на почве фино-угорских языков.
Карта Псковской области с множеством населённых пунктов — это исторический документ, который невозможно подделать в угоду политикам. В названиях сохраняется истинная история, нет случайных наименований.
Я в названии «великий» вижу сходство со словами «многоликий», «двуликий». «Ве-ликий» — имеет лик схожий с «Ве».
Кто же этот «Ве», чей лик был так важен, что именем его названы самые значимые озёра и река? Нашла у М. Фасмера, что это Велес – один из величайших богов древнего мира, сын Рода, брат Сварога. Велес привёл мир в движение. День стал сменять ночь, а после зимы начиналась весна. Движение от Нави через Явь к Прави.
В средние века это озеро играло значительную роль в жизни людей. Очень интересным фактом было то, что к озеру шёл водный путь от реки Великая, по реке Черница и потом по притоку реки Черница – Волошна. Сейчас Черница и Волошна — неглубокие узкие извилистые речушки. Раньше уровень воды в этих реках был выше, а реки были глубже. Это озеро было желательной добычей в ходе военных действий и борьбы за территорию. Территория была приграничная, переходила из рук в руки. От этого страдало местное население, которое погибало в горниле войны, населённые пункты выжигались.
За деревней Лашутино есть к озеру подъезд. Там мы планировали остановиться на ночёвку. Лето 2017 года было холодным и дождливым. Недалеко от места, где мы свернули к озеру, была дорога проходимая только для полноприводных машин. Сергей вышел из машины, чтобы «прощупать дорогу» и убежал к озеру.
— Там, словно рай. – Сказал он, когда вернулся от озера.
Глаза его горели азартом.
Я тоже «прощупала» дорогу, пока он бегал смотреть на озеро.
— Давай поищем подъезд в другом месте. – Попросила я его.
И мы поехали искать другое место. Так проехали по береговой линии все семь километров – берег озера, который идёт вдоль трассы, потом свернули с трассы направо и приехали в дер. Заноги. Сергей стал спрашивать местных жителей, где можно у озера переночевать.
Я слушала, как ему отвечают, наслаждалась звуком и интонацией речи. Я слышала речь характерную для деревень Звонской и Глубоковской волости Опочецкого района с кричащими гласными звуками и словно попала в знакомую с детства воду.
Я вышла из машины и вдохнула запахи, знакомые с детства. Пахло цветущими растениями и мёдом, жужжали пчёлы. Это жужжание и запах мёда всколыхнули в душе воспоминания, связанные с детством. Мой дедушка был пчеловод на колхозной пасеке, дома у него тоже были ульи с пчёлами. Сколько помню своё детство, всегда были пчёлы и мёд.
Сергей спросил у мужчины из деревни Заноги, какие достопримечательности есть в этом месте. Мужчина ответил с гордостью, что главная достопримечательность – это озеро Велье. Он подсказал, как найти подъезд к озеру для ночёвки. Сказал, что недалеко от места, где мы хотели остановиться есть «буй». Мы уже слышали, что местные так называют один холм рядом с деревней Турово Бежаницкого района. Я нашла, что на местном Псковском говоре «буй» — название высокого холма. Но почему-то не каждый холм так называют, здесь я такое название услышала впервые.
Мы нашли место для ночёвки, не доезжая до деревни Лашутино. Дорога уходила в высокий сосновый лес. Именно такой лес казался мне идеальным лесом. Тут были только стволы высоченных деревьев и зелёный мох. На мху росли яркие оранжевые лисички. В этом году было мало других грибов, а лисички росли в изобилии. Потом дорога стала расходиться на множество лесных дорожек и, немного поездив по лесу, мы нашли несколько замечательных стоянок. Мы выбрали местом для стоянки – большую вырубку и хорошо оборудованную стоянку около озера Велье. Мне почему-то было страшно ночевать в лесу. Среди стволов деревьев быстро темнело, а на вырубке долго было светло, хотя время было позднее.
Сергей занялся обустройством лагеря, а я пошла исследовать окружающую территорию. Я вышла на край вырубки, нашла другую дорожку и решила сходить к озеру и посмотреть другое место. Здесь тоже был хороший подъезд и вскоре открылся вид на озеро и оборудованную стоянку. Всё было чисто прибрано. Не было пластмассы и другого мусора, который обыкновенно оставляют после себя городские жители. В этом месте земля мысом уходила в озеро. Тут же я увидела земляной вал, на котором за давностью лет выросли большие деревья. Деревья не удержались на валу и упали в озеро. Земляной вал – это остатки былого укрепления.
Было очень тихо. В небе парили две небольшие хищные птицы. Я слышала частые вскрики в высоком небе, среди потемневших облаков. От стволов огромных сосен, обступивших озеро, падали большие тени. Окрасив небо красным, быстро зашло солнце, и тут же заблестела белая тарелка полной луны. В озёрной ряби серебрилась лунная дорожка. Тихо стучала о берег спокойная вода. Пахло озёрной водой. Бог мой, какой изумительный был запах!
На том берегу я увидела костёр. В этот выходной день около озера ночевали рыбаки и отдыхающие.
Берег, на котором я стояла, был пустынен. Я смотрела на дальний костёр на том берегу и думала о том, что озеро Велье, когда-то было границей. Я думала о том, что здесь, где я стояла, было поселение. И в то время, на сторожевой башне, находился древний воин Псковской вечевой республики, который, так же как и я, смотрел на костры на другой стороне озера. Мне было очень важно осознавать, что Псковская земля была республикой, а на том берегу было огромное Великое Княжество Литовское. (Как плохо преподавали нам историю, я ничего не знала об этом и узнала, только сейчас, в возрасте пятидесяти лет, когда стала изучать историю края). Я узнала, что я Псковская и корни мои Псковские и тихим костром горит во мне кровь Псковских вольных людей (чем я горжусь).
Стало темно, я вернулась к лагерю. Воображение начинало рисовать пугающие картины в моём мозгу и мне стало страшно. А вокруг было мирное спокойствие. Я знаю, что единственный источник моих ночных страхов и страхов многих людей – собственное воображение, неуёмная фантазия и картины из фильмов ужасов, которые зафиксировались в подсознании.
Сергей жарил колбасу. Запах был аппетитный, такой ароматный, что непроизвольно потекли слюни. Мы беседовали, пили чай, ели жареную колбасу с отваренной новой картошкой и наслаждались свободой, а я ещё и родной землёй, дороже которой ничего для меня нет.
Мы проснулись около девяти часов утра. Дождя не было. Впервые за всю историю поездок мне не хотелось никуда уезжать. Мне хотелось, чтобы это утро никогда не кончалось. Мне хотелось остаться жить около озера Велье. Вовсю светило солнце, дул лёгкий ветерок и было очень тепло. На берег озера вылез маленький тритон. Помню, как в детстве я ловила тритонов, а потом они куда-то исчезли. Хотя мы проводили много времени около Псковских рек и озёр, я уже не встречала тритонов. Я так обрадовалась, что вспугнула тритона и он спрятался в высокой береговой траве. В озере плавали птицы. Это была чомга — водоплавающая птица семейства поганковых. В прозрачной воде, прямо у берега, сновали маленькие рыбёшки.
В озере были лодки с рыбаками. На нашем берегу, дальше по береговой линии, был виден палаточный лагерь.
Сергей думал, что в такой чистой воде обязательно должны были водиться раки. Он ещё вечером хотел ловить раков. Но мы очень устали, так и не половили никого, ни раков, ни рыбы. Мы поели и пошли купаться. Многие городские жители совсем не купались этим летом. А мы, конечно, купались, но вода была холодной, прямо — обжигающе холодной. В Велье вода оказалась кристально чистой и тёплой (ночь была тёплая). Сергей быстро искупался, а я плавала долго и никак не хотела вылезать, так было хорошо в воде.
Собирались мы долго и выехали около двенадцати часов дня. Мы ехали искать древнее городище, о котором рассказал мой отец. Мы нашли озеро в лесу, обошли все подозрительные холмы и вскоре нашли городище. К городищу, которое находилось на высоком холме, вела лесная дорога, сейчас она частично заросла. Мы нашли два земляных вала (место былых укреплений) и глубокий ров вокруг. Верхняя часть холма была выровнена. Мы, уже почти уверенные в том, что нашли место правильно, нашли наверху ямки, оставленные чёрными копателями. Это был чёткий указатель на место. Теперь мы были твёрдо уверены в том, что нашли древнее городище, о котором нет никаких упоминаний. Ямки, оставленные копателями, были давними и уже поросли мхом. Мне не хотелось, чтобы копатели приехали туда вновь и я не оставляю точных указателей для поиска и примет.
Мы подумали, что искали на этом холме «войну», искали то, что осталось от боевых действий.
Было очень жарко, обещанный дождь так и не случился. Мы поднимались на высокие холмы и спускались с холмов. Я устала, пот капал со лба, дышала с трудом. Сухой мох скрипел под ногами. Иногда, после длительного поиска хочется лечь там, где стоишь.
— Откуда копатели так хорошо осведомлены? – Спросил Сергей. – Ведь нет никаких упоминаний.
Скорее всего, копали местные жители. Нам тоже иногда удавалось что-то узнать у местных.
Потом мы поехали в деревню Полеи. На карте около этой деревни был обозначен погост. А где погост, там и каменные кресты. В былые времена эта местность была густо заселена.
Когда ехали в эту деревню, но увидели большую заводь, заросшую белыми кувшинками. Никогда в своей жизни я не видела так много белых кувшинок в одном месте.
Уже не в первый раз мы с Сергеем приезжаем в мои родные края. Названия этих деревень я помню с детства, каждое название греет мне душу: Мякишево, Жгуново, Куденково, Григорино, Терехи, Решетниково, Лёдово, Лобово, Зябки, Мочалково, Есенники. Из деревень Жгуново и Куденково мои родители. Но всегда мы с родителями ездили по одним и тем же дорогам, в одни и те же места. А теперь мы с Сергеем тщательно исследовали всю территорию. Мне казалось, что место не изменилось, а границы моей родины для меня расширились. Словно я впервые узнавала место, в котором провела так много времени. Открывалось оно для меня своими новыми страницами, неизвестными ранее гранями. «Так вот ты какая, родина моя»! – Думала я. Мне не передать вам словами, как мне было интересно!
В деревне Полеи, около самого озера Велье, вскоре мы нашли древний погост. Мы могли судить о том, что он древний потому, какие высокие сосны на нём росли и какие толстые были у сосен стволы. Такие огромные деревья мы видели только в Михайловском, а там деревьям по двести — триста лет. Внизу, у основания холма было озеро Велье. Мы подъехали к нему с другой стороны (от места нашей ночёвки). В озере был небольшой остров и вид с холма был очень красивым. На берегу мы увидели дайвера, который готовился к погружению (одевал своё снаряжение – гидрокостюм, ласты и маску). Его тоже звали Сергей. Мужчина рассказал нам, что рядом с этим погостом раньше была церковь. На месте где стояла церковь, теперь стоит большой деревянный крест, там есть информация, напечатанная на листе бумаги. Церковь находилась справа от погоста на расстоянии 200 метров от него (дальше мусорной кучи).
Мужчина рассказал нам, что на острове, который мы видели с берега, раньше, очень давно стояла церковь, которая ушла под землю. Сергей Комков говорит, что такие байки, можно услышать почти в каждой деревне. Еще, рассказал нам, что в озере много рыбы, недавно он подстрелил сазана размером 60см, что дно неровное и есть глубокие ямы. Рассказал нам, что в озере полно раков, но у берега их всех собрали. Раков, сказал, много около островов, на мелководье.
Мы вернулись на погост и нашли четыре каменных креста, потом нашли деревянный крест и место, где раньше стояла церковь.
Информация гласила, что стояла на этом самом месте церковь во время монголо-татарского нашествия. Храм был сожжён вместе с жителями и сошёл в озеро Велье. С тех пор местные старожилы много раз видели над озером и в озере светящиеся кресты, о чём свидетельствовали. Один раз рыбаки рыбачили в озере во время празднования Святой Троицы. Сеть зацепилась за препятствие. Когда же сеть с трудом вытащили и развесили её для ремонта, то обнаружили, что дыра имеет форму восьмиконечного Православного креста. С тех пор утвердилась вера, что храм, до сего времени, пребывает на этом благодатном месте и напоминает о себе. В листе с информацией была надежда на то, что когда-то на этом самом месте храм будет построен в честь нашей Защитницы и Хранительницы Богородицы и иконы Её, именуемой Московская и Всея Руси.
Было в этой информации нечто, что смущало меня. Я была тогда девочкой, была пионером, мы были тогда атеистами. Но праздник Святой Троицы чтили и ходили в этот день на кладбище — Черницкий погост. Собиралось на кладбище в этот день большое количество людей, приезжали из многих городов. Сидели на низеньких скамеечках вокруг могил, которые были для нас столом. На могилы выкладывали самую вкусную еду. Сидели так несколько часов, общались. Праздник был грандиозный. Все традиции сохранились, но людей сейчас приезжает значительно меньше. Так вот, никто в день Святой Троицы рыбу не ловил у нас.
Ещё на погосте увидели мы имена, похороненных здесь недавно, инокини Нины 2013г. и монахини Домники 2016г.. Дайвер Сергей рассказал нам, что рядом с деревней Полеи существует женский монастырь.
Сергей Комков тут же решил, что нужно посмотреть женский монастырь и мы поехали его искать.
Недалеко от деревни мы увидели коттеджный посёлок современного типа. Меня удивили солнечные батареи на крыше одного из домов.
«А ничего такие домики», — думала я, рассматривая большие, качественно и из современных материалов, построенные, стоящие в ряд, дома.
Оказалось, что эти красивые дома и есть монастырь. Было удивительным и то, что не увидели мы ни одной иконы и ни одного креста на крыше. Не было рядом церкви и даже маленькой часовни.
«Где вы молитесь»? – Спросил Сергей монахиню, которую увидел на улице.
«Молиться в храме – это от антихриста, — ответила она, — мы молимся в домовой церкви».
Всё это показалось странным и мы отказались от предложения попить чаю. Потом в интернете мы нашли информацию об этом монастыре и ещё информацию о расколе церкви. Да и вы, если захотите, тоже найдёте.
Вот таким загадочным оказалось озеро Велье. Нам не хотелось покидать его. А сколько оно ещё хранит тайн! Сколько ещё удивительных открытий ждёт нас. Ведь мы только приоткрыли интереснейшую книгу по истории Псковской земли, только заглянули на первые её страницы.
Фотографии из этой поездки и многих других наших поездок можно найти в блоге https://24naville.blogspot.ru/

Читайте также:  Сахалинская область озеро буссе

© Copyright: Алла Алексеева, 2017
Свидетельство о публикации №217082001492 Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении Другие произведения автора Алла Алексеева да, действительно, когда говоришь — «Велье» — каждый вспоминает свое Велье. Мой отец из Глубоковских мест. Я там в детстве часто бывал. Но возле Велья ( тамошнего) побывать не довелось. А вот Велейское озеро в Пушкиногорском Велье — там мимо часто езжу..
С уважением,Валерий

Источник

Два озера с легендами предлагают включить в список «15 чудес Псковщины»

Два озера в Псковской области, с которыми связаны древние легенды, предлагают включить в список «15 чудес Псковщины» читатели Псковской Ленты Новостей.

Так, Татьяна Кравцова считает достойным звания «чудо» озеро Свибло Себежского района. Оно расположено у южных границ Псковской области. Площадь 13, 5 кв. км.

Местные жители иногда рассказывают легенды о Чертовом роге или Чертовом мосте на нем. Давным-давно, в глубокой древности, жили в окрестностях озера Свибло племя ливов и племя свевов. У царя свевов была прекрасная дочь. Красою и ласковым нравом она покоряла не только соплеменников, но и жителей далеких стран. А полюбила она могучего лива их соседнего племени. Только появился в их местах немец. Не жаловали его ни девушка, ни её отец. Но, делать нечего, просто так не откажешь: и задал царь трудную, почти неразрешимую задачу поклонникам. Кто, мол, мост через озеро Свибло за одну ночь построит, тому в жены дочь его и достанется. В ночь на озере послышались крики, плеск волн, стук камней и гул рабочих орудий. Бросившись на шум, царь увидел, что, кроме немца, никого на озере нет, и будто невидимые черти бросали в озеро камни. Уже половина каменной гряды была готова, да на счастье закричали петухи — и все замерло. А на берегу появился огромный валун. Как раз там, где руководил чертями приблудный немец. Перекрестился царь в ужасе и с благодарностью Богу, что тот избавил его и его дочь от незваного нечистого. А на радость ему неоконченный мост остался на месте.

Можно, конечно, этот удивительный рельеф списать на совесть последнего ледника. Сейчас это каменная гряда шириной метров пятнадцать, поросшая редким лесом, с далеко уходящим в озеро плесом.

Иван Михайлов предложил включить в список «15 чудес Псковщины» озеро Белогуль в Пушкиногорском районе. «Озеро с легендой», — отметил читатель ПЛН.

Озеро Белогуль находится вблизи речки Сороти. Недалеко от Белогули, километрах в пяти, известное всем Михайловское и рукой подать до села Воскресенского. Озеро чрезвычайно живописное. Оно лежит в красивой долине, воды озера чисты и прозрачны, водится в нем изрядно рыбы. Южный берег Белогули ровен и чист, с востока вплотную подходят леса, у берега западного — небольшой островок, а в северной части Белогули — гористая возвышенность.

Над всеми окрестными холмами величаво высится Городок — высокая гора с крутыми и отвесными склонами. С трех сторон Городок имеет довольно крутой подъем, а на вершину горы ведет одна-единственная дорога. На самой вершине, если подняться, можно увидеть большую, ровную и правильную впадину, напоминающую остатки какого-то подворья. Специалисты склонны предполагать, что когда-то на этом месте было старинное русское укрепление.

Местные же жители, в отличие от ученых, рассказывают о Городке свою историю.

. В незапамятные времена возле самого подножия горы стояло небольшое селение. Жили в нем обычные, скромные и трудолюбивые люди. Чтобы сделать свою деревню еще краше, всем миром построили они церковь на самой вершине горы. Кто бы с какой стороны ни шел, за день пути видел сияние куполов церкви, а звон колоколов разносился по окрестностям на десятки верст.

Но в те годы наши псковские края манили к себе не только любопытствующих путешественников и хватких купцов. Богатства русских земель как магнитом притягивали к себе всяких злых людей из-за рубежа.

В один из очередных набегов вражеский отряд сразу же заприметил церковь на вершине Городка и устремился к селению в надежде на богатую добычу.

Силы были слишком неравны. В короткой и ожесточенной схватке пали все мужчины деревни, способные носить оружие, но ценой своей жизни сумели выиграть время, чтобы женщины, старики и дети успели по крутой тропинке взобраться на самую вершину горы и укрыться в церкви вместе со священником.

Не найдя в деревне больших богатств и жителей, разбойничий отряд бросился вслед за ними вверх к церкви. Вот уже окружили они божий храм, из которого доносилось протяжное и печальное песнопение, и первый из иноверцев уже ухватился за кольцо запертой двери, как вдруг случилось сильное землетрясение. Холм так и заходил под ногами неприятеля, словно живой, а церковь вместе с находившимися в ней людьми ушла под землю, не дав себя осквернить.

А отряда этого разбойного, натерпевшегося великого страха, больше никто не видел. Так и сгинули безвестно.

А на том месте, где стояла церковь, образовалась вот эта впадина, скрывшая и храм, и людей на веки вечные. Правда, некоторые полагают, что ушедшая в землю церковь непременно должна со временем выйти на поверхность и занять свое прежнее место. Поэтому и не зарастает впадина густым и большим лесом, ждет своего часа. А еще по секрету говорят, что если в самом центре впадины лечь на землю, тесно прижаться к земле ухом, то сквозь огромную толщу можно услышать тихое-тихое пение. Это в церкви служба идет.

Напомним, проект-конкурс «15 чудес Псковщины», объявленный региональным интернет-порталом «Псковская Лента Новостей» в год своего 15-летия, предполагает создание «золотого списка» достопримечательностей Псковской области.

По итогам первого этапа конкурса будут отобраны 50 объектов, а в дальнейшем путем народного голосования на сайте ПЛН определится список «жемчужин», из которых по итогам заключительного тура будут определены «15 чудес Псковщины».

Источник

Посвящается 100-летию Ивана Николаевича Ларионова

ЛЕГЕНДЫ ОЗЕРА ЧУДСКОГО, ПРЕДАНЬЯ ПСКОВСКОЙ СТАРИНЫ

Переиздается по решению Ученого совета Псков­ского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповед­ника.

Ответственная за выпуск Автор вступительной статьи

М. А. КУЗЬМЕНКО, С. А. ВОЛКОВА

Посвящается 100-летию Ивана Николаевича Ларионова

Книга эта была издана дважды — в 1956 и 1959 гг., и на сегодня является библиографической редкостью.

Легенды и предания собраны и записаны И. Н. Ларионовым — известным краеведом, музейным работником, художником. «С юных лет меня влекло к себе, овеянное великими подвигами русских вои­нов и поэтическими легендами таинственное озеро Чудское», — пишет И. Н. Ларионов в своих воспоминаниях.

Его трудовая жизнь была посвящена изучению родного края, исторических памятников. Он знал здесь каждую пядь земли, каждый дом, с увлечени­ем рассказывал о родном городе.

Родился Иван Николаевич в 1892 году в Пскове. Учился в городской приходской школе. В 1909 г. закончил Рисовальные классы при Поганкиных палатах.

В молодые годы работал фотографом-ретушером. Известны его фотографические работы коллекций псковского купца Плюшкина Ф. М., фотографии Пскова в журналах «Русский паломник», «Новое время» и др.

В 1914 году он участвовал в подготовке выставки старины к XVI Всероссийскому съезду археологов.

5 декабря 1918 г. Ларионов И. Н. навсегда связал себя с изучением древнего Пскова, с псковскими музеями.

Созданный в первые годы Советской власти Псковский губернский комитет по делам охраны памятников искусства, старины, народного быта и природы пригласил Ларионова на работу.

Иван Николаевич настойчиво изучает родной край, проводит много лекций, экскурсий, туристс­ких походов, активно включается в собирательскую работу.

1 апреля 1921 года при непосредственном участии Ларионова открывается Губернская картинная га­лерея.

Полотна, представленные здесь, были вывезены из дворянских поместий, приобретены у частных кол­лекционеров, приняты из Государственного музей­ного фонда.

В 1922 году участвует в спецкомиссии по изъятию церковных ценностей из церквей и монастырей Псковщины в помощь голодающим Поволжья. В его обязанности входит отбор изделий из серебра и золота, имеющих художественную или историчес­кую ценность.

Принимает активное участие в создании ленин­ских музеев, антирелигиозного, исторического, сос­тоит членом Общества краеведения, возглавляя его художественную секцию.

Иван Николаевич никогда не разлучается с моль­бертом, охотно делится знаниями и опытом с молодыми художниками. В 1912 году он впервые участ­вует в городской художественной выставке, органи­зованной художником Н. Ф. Роотом, учеником Ре­пина. Им написано огромное количество работ, по­священных любимому городу.

По его инициативе было создано Творческое объ­единение псковских художников, которое почти ежегодно, а иногда и чаще, в течение многих лет устраивало выставки своих работ. И. Н. Ларионов был председателем этого общества.

В годы Великой Отечественной войны Ларионов находится в эвакуации на партийной работе.

С освобождением Пскова Ларионов возвращает­ся в родной город, принимает участие в работе Чрезвычайной Комиссии по расследованию фашист­ских преступлений на Псковской земле.

Читайте также:  Озеро неро новости рыбалка

В период восстановления музея Ларионов работа­ет заместителем директора по научной работе, с 1955 г. по 1963 год возглавляет Псковский музей.

Наряду с огромной организационной работой, чи­тает лекции по искусству, истории, краеведению, атеизму.

Иван Николаевич имеет более 30 печатных работ популярного, познавательного характера. Среди них: «Архитектура Пскова», «Легенды озера Чуд­ского», «По Пскову и области», «Псковская земля— древний льноводный край», «Поганкины палаты», «По туристским тропам Псковской области» и дру­гие.

Эти работы помогали развитию знаний о своем городе, любви к нему, уважению к его прошлому. Ларионов первым из псковичей занесен в Книгу Почета общества «Знание» РСФСР.

За большую работу по развитию музейного дела в области, за заслуги в области советской культу­ры, огромную общественную работу И. Н. Ларио­нову в 1968 г. было присвоено почетное звание «За­служенный работник культуры РСФСР», в 1972 г. — звание «Почетный гражданин города Пскова».

научный сотрудник Псковского музея.

Великий творец истории — народ всегда переда­вал в образных формах искусства и устного творче­ства свои чаяния, помыслы, горячую любовь к бор­цам за правду, волю и жгучую ненависть к врагам. Даже в самые мрачные годы — крепостничества, царского произвола народ выражал веру в светлое будущее, в грядущее счастье. Эта вера от поколе­ния к поколению передавалась в форме поэтическо­го устного слова, как наказ грядущим сменам.

С каким глубоким вниманием, любовью и береж­ливостью относились к народному творчеству наши великие поэты, писатели, композиторы. Многие их бессмертные произведения связаны с мотивами на­родных преданий и легенд. А. М. Горький писал, что «. нужно почитывать былины, сказки и вообще хорошо знать язык, которым говорит масса. В нем очень много звучного, емкого».

В сказаниях и легендах прославляются смелые, энергичные, талантливые люди; «мать-земля», при­рода превращается в друга, помощника человека; зримо предстает перед нами прошедшее, воскре­шаются яркие образы. Легенды и предания отра­жают и своеобразные условия Псковской земли,

Легенда о городе Гдове

В далекие времена там, где Гдова-река несет свои воды в Чудское озеро, стояло богатое рыбац­кое селение. Наступила весна. Озеро очистилось ото льда, и рыбаки готовились к лову: мужчины смоли­ли ладьи, а женщины чинили сети и пекли в дорогу мужьям, отцам и сыновьям сдобные лепешки.

Когда выезжали на лов, озеро разбушевалось, как море. Женщины остались дома, принялись гото­вить чаны и бочки для приема большой добычи.

Уже много лет прошло после Ледовой битвы, мир не нарушался, спокойствие царило на Псковской земле, и рыбаки отвыкли брать с собою копья и ме­чи. Не взяли они их и в этот раз.

Лов был удачным, и рыбаки с радостью возвра­щались домой. У «Вороньего острова» на них не­жданно напали вооруженные до зубов ливонские рыцари. Безоружных с вооруженными — битва равная.

Рыбаки погибли, а лодки с добычей увели рыца­ри в Омовжу.

На третий день гибели рыбаков волны озера Чуд­ского вернули трупы родному селению. Долго горе­вали вдовы и матери. Смерть дорогих и близких оже­сточила их сердца, и они поклялись отомстить ко­варным ливонским разбойникам. Рыбачки сразу же принялись за работу. Взяли в руки лопаты, и в один день опоясали свое селение глубокими ямами. На дне ям вбили острые колья, а поверхность заложи­ли валежником.

Убийцы-рыцари не заставили себя долго ждать и вскоре напали на селение, уверенные, что женщины не окажут сопротивления. Ночью на ладьях тихо подплыли недруги к берегу, бесшумно высадились, окружили селение, по пронзительному крику-сигна­лу начали нападение.

Но случилось неожиданное, о чем никто из них и не помышлял: валежник не выдержал тяжести тел, рыцари падали в ямы на острые колья. Если кто из них и не попал на острый кол, то был уничтожен огнем. Ни один из ливонских разбойников не избег сети храбрых рыбачек!

Вскоре на этом месте образовался город — северный щит Псковской земли, созданный отважными вдовами. И часто местные жители свой город Гдов именуют Вдовом.

Есть близ города Гдова живописное озеро, нося­щее странное название: «Каретное озеро».

С давних пор об озере Каретном живет легенда, передаваемая из поколения в поколение.

. Жил в этих местах богатый помещик и на всю Псковскую губернию славился своими рысаками. Лошади у него были холеные, стояли в каменных конюшнях с зеркальными стенами А крепостные крестьяне жили в курных лачугах и питались мяки­ной с ключевой водой.

Крутым нравом отличался барин: кого не взлюбит, того до смерти доведет. После каждого запоро­того насмерть крепостного собственной рукой выру­бал он крестик на стене скотного двора: так велся счет. Никому не известно, за что запорол он и пос­леднего своего ямщика. Никто не мог угодить поме­щику. За малейшую оплошность наказывал людей кнутом и сажал на цепь.

Однажды к помещику пришел наниматься в ям­щики рослый и крепкий мужик. Приглянулся он ба­рину. А для испытания повелели ему объездить пару диких коней. Стрелой понеслись кони и вскоре скрылись с ямщиком в дорожной пыли.

Только в конце дня ввел ямщик в конюшню поко­ренных лошадей. Барин остался доволен мастер­ством мужика. Вскоре тот вошел в доверие и часто возил помещика к соседям и на прогулку по Нарвскому тракту на усмиренных жеребцах.

Однажды ямщик получил приказ срочно доста­вить своего барина в город к губернатору на бал.

Кони неслись, будто молния, но вдруг сбились с дороги. Впереди, как бы навстречу, быстро при­ближалось озеро. Ямщик стал для вида сдерживать лошадей, а украдкой еще больше подгонял их.

Напуганный помещик стал умолять мужика спа­сти его от верной гибели.

Давно это было. Уже много лет, как лежит на дне озера карета со злодеем-помещиком. Местные жи­тели говорят, что в тихие солнечные дни, когда озе­ро становится прозрачным, можно простым глазом видеть на песчаном дне очертания кареты, белые кости помещика и лошадей.

В памяти народной не сохранилось имя злодея-помещика, но имя защитника угнетенных, атамана Авдоши живет.

Никто не может точно сказать, когда и кем был основан древнейший русский город Псков. В немно­гих дошедших до нас летописях и других письмен­ных документах Псков упоминается, как большой ремесленно-торговый и военный город, уже насчи­тывающий немало сотен лет. «Псков же град тверд стенами, и людей бе множество в нем».

А в народе из поколения в поколение передава­лась легенда о прекрасной девушке — основатель­нице города.

. Было это давным-давно, более тысячи лет назад. На том месте, где теперь стоит город, росли дрему­чие непроходимые леса, в гуще которых редко появ­лялся человек. В двенадцати верстах от этих лесов, вверх по течению реки Великой, неподалеку от ее каменистого берега, раскинулась небольшая рус­ская деревня. Жители ее занимались хлебопашест­вом, разводили скот, выращивали лен, ловили рыбу, били калеными стрелами диких зверей и собирали в изобилии растущие в лесах грибы и ягоды.

Называлась эта деревня Выбуты (Лыбуты). И жила в ней дивной красоты девушка по имени Оль­га, которой суждено было стать русской княгиней.

Происходила Ольга из бедной крестьянской се­мьи. Чтобы скопить себе на приданое, она занима­лась перевозом на лодке через реку Великую пут­ников, купцов с разными товарами.

Река возле деревни Выбуты была бурной. Бежала она по многочисленным подводным камням и, раз­биваясь о них, шумела и пенилась. Но это не устра­шало Ольгу. От своих подруг она отличалась муже­ством, силой. Ловко и уверенно вела девушка ладью через бурные пороги и ничуть не уставала, работая веслами и шестом.

Однажды к реке подошел молодой красивый ви­тязь и любезно попросил Ольгу перевезти его на другой берег. Он взял в руки весла, помог девушке бороться с бурной рекой. Весь путь витязь не отво­дил взора от смущенной красавицы. А выйдя из лодки на берег, ласково спросил ее:

— Как звать-то тебя, милая девица, чья ты, отку­да родом?

Ольга скромно ответила. Неожиданно витязь снял со своей руки кольцо с ярким самоцветом и протянул его девушке. Прощаясь сказал, что они еще встретятся.

Долго глядела Ольга вслед молодому путнику, пока тот не скрылся в густом лесу. То был Игорь, сын новгородского князя.

Когда Игорю настало время выбирать себе в же­ны девушку, он вспомнил об Ольге и послал к ее ро­дителям, по русскому обычаю, сватов. Простая и скромная псковитянка стала женою князя Игоря.

Плыла однажды Ольга в нарядной ладье вниз по реке Великой, мимо того места, где теперь возвышается псковский Кремль. Оглядывая широкие бе­рега, залюбовалась она высокой скалой, вершину которой украшал величественный бор.

Очень понравилось молодой княгине это красивое место, возвышающееся над двумя реками. Указала Ольга своим спутникам на скалу и сказала:

— Быть здесь городу великому и славному!

После того, как появились на скалистом берегу первые постройки, стало это место в народе назы­ваться «Ольгиным городом».

. Есть и другие места, связанные с именем Ольги. Возле деревни Выбуты, в которой Ольга жила до замужества, чистоструйные родники носят название «Ольгиных ключей».

А на реке Великой сохранился камень, на кото­ром будто бы стояла Ольга и оставила след своего сафьянового сапожка. Этот камень так и зовется: «Ольгин след». Говорят, что Ольга тут некогда устраивала встречи с простыми людьми.

Древний русский летописец, вспоминая княгиню Ольгу, писал, что «сени Ольги стоят в Пскове и до сего дня».

Построил дедушка Антоша себе новую тесовую избу на том месте, где стояла ветхая курная лачуга. Все ладно, а вот печь сложить не из чего: не было поблизости глины кирпичной, а далеко не хотелось Антону идти. И порешил Антоша печь сложить из местной легкой плиты, которой в здешних местах хоть «пруд пруди». Печь получилась добротная, не хуже кирпичной.

Повесил Антон в большом углу образа, на стол хлеб с солью положил, затопил печь, а сам в сосед­нюю деревню пошел: пригласить друга на новосе­лье.

Вернулся дед Антон домой, а избы как и не было: сгорела дотла. Несчастье — несчастьем, а вот диво случилось: вместе с избой сгорела и печь, выложен­ная из легкой плиты.

Долго соседи охали, судили-рядили, но так ниче­го и не вырядили.

Дошла весть о сгоревшей печи до Петербурга, оттуда чиновники были присланы для расследования «бесовского дела».

Но дело так и заглохло.

Примечание. По инициативе Сергея Мироновича Кирова создан мощный сланцевый комбинат на том самом месте, где около ста лет тому назад сгорела печь дедушки Антона, якобы натолкнувшая на мес­тонахождение горючих сланцев.

В глуши лесов Сорокового бора, в тайной пещере жил со своими товарищами защитник угнетенных и гроза самодуров-помещиков славный атаман Авдоша.

Много в народе сложено легенд о храбром и справедливом атамане. Часто он надевал крестьян­ское платье, с посохом и котомкой за плечами хо­дил от деревни к деревне, от одной дворянской усадьбы к другой.

Своими глазами видел он великую несправед­ливость: холод и голод одних и чрезмерное богат­ство других.

Год за годом наступали для крестьян еще более тяжкие времена. Много за эти годы поумирало от голода людей, а закрома бар ломились от из­бытков.

Часто умирали крепостные люди, ребята, женщины и старики, у Плющина. Чем тяжелее жилось алчнее становился помещик.

Однажды к Плющину явился, переодетый в крестьянское платье, сам атаман Авдоша и попро­сил барина взять его в услужение.

Красивый и статный Авдоша привлек внимание помещика и после краткого торга был принят на работу. Батрак за один только хлеб и пристанище трудился на совесть и расположил к себе хозяина, а вскоре и в доверие вошел.

В это время в барской усадьбе проходили боль­шие приготовления к приему гостей по случаю бра­косочетания старика Плющина с младшей дочерью соседнего, промотавшегося помещика.

Были приглашены знатные гости со всей округи. Из Пскова доставили опытных поваров, прибыло несколько подвод, нагруженных дорогими винами и разными яствами.

А в другую сторону, на погост отвозили трупы умерших от голода и болезней крепостных кре­стьян.

Настал торжественный день. Пир был в разга­ре. Играл оркестр. Гости уже изрядно охмелели. В этот момент перед изумленным женихом пред­стал с пистолетом в руке грозный атаман Авдоша и приказал хозяину и его гостям:

— Закончить пир, открыть закрома, запрячь лошадей, нагрузить подводы хлебом и лично отвез­ти голодающим!

Для подкрепления своего верного слова Авдо­ша «представил» хозяину и гостям своих това­рищей.

Долго в народе толковали об этом событии и о том, как знатные бары развозили крестьянам то, что было у тех отнято жадным помещиком.

Изо дня в день среди народа росла слава ата­мана Авдоши и его товарищей. На поимку их были посланы из Пскова войска, но все попытки захва­тить Авдошу оказались напрасными. Он был защитником бедноты, а беднота — защитой его.

..\..\Чудское озеро и Нарова\Легенды Чудского озера.doc

..\Сланцы\Ларионов И.Н. Сгоревшая печь. Быль.doc

Источник

Легенды озер псковской области

Когда я впервые услышал о Судомской возвышенности , сразу подумалось, что в этом названии есть что-то от слов «суд», или «судилище». А ещё возникла устойчивая смысловая связь с топонимом, находящимся далеко от земель Плескавии. Судетские горы , вероятно, получили своё название благодаря однокоренному слову «Суд». По польски это «Sąd», а по чешски «soud».
А потом, одна дальняя родственница, рассказала мне древнюю легенду, которую мало кто уже помнит, и тогда всё, вдруг, встало на свои места.

Читайте также:  Озеро онтарио тип озерной котловины

Гора Судома. Высота 293м.

Давным давно, когда на свете ещё жили великаны, в юго-восточной части нынешней Псковской области люди мирно жили и трудились под покровительством семьи великанов, главой которой был богатырь по имени Лобно. Он был, своего рода, министр обороны, потому, что отвечал за безопасность человеческих родов, проживающих в этих местах. У него был гигантский каменный топор, одним взмахом которого, он сметал целую дружину конных ратников.

Его жена Судома была в должности министра юстиции, и её главной обязанностью было вершить правосудие среди людей. Она разрешала хозяйственные споры, и судила тех, кто нарушил права ближнего своего.

А их дочка Степулиха, выросла на голову выше своих родителей, и занялась очень нужным делом. Она помогала людям ловить рыбу, охотиться на зверя, и собирать лесные дары: орехи, грибы, ягоды. Кроме того, она была по совместительству ещё и наркомом сельского хозяйства, потому, что руководила всеми полями, фермами и огородами. Но была она так сильна и могуча, что в случае, если отцу Лобно требовалась помощь, то выходила на бой, и громила супостатов как настоящая амазонка, практически не уступая ни в чём родимому батюшке.

В особо трудные времена, матушка Судома тоже отражала атаки врагов с севера. И однажды, когда неприятельские дружины, при поддержке войск НАТО великанов из соседних земель напали одновременно с трёх сторон, с юга, севера и с востока, вся семья встала заступиться и помочь человекам, которым не хватало сил отбить атаки многочисленного неприятельского войска.

По очереди они крушили вражьи орды каменным топором Лобно, перекидывая его через горы и леса, друг другу. Но вот устала Судома, и не смогла подхватить топор, который ей бросил Лобно. Упал топор на дно озера Алё.

И тогда, видя, что без топора им не справиться, с нападающими на них великанами, Судома заплакала, и прочла заклинание. Все враги тотчас превратились в горы и холмы. Они и по сей день стоят в этих местах окаменевшие. Но. То-ли напутала что-то Судома, то-ли у врагов была защита такая, но окаменели не только враги, Лобно, Судома и Степулиха тоже навечно застыли, и стали одними из множества гор — окаменевших великанов на Судомской и Бежаницкой возвышенностях .

Слёзы матушки Судомы превратились в реку, впадающую в Шелонь. А из крови, текущей из израненного тела Лобно, образовалось одноимённое озеро.

А вот о горе Степулихе мне не удалось обнаружить никакой информации, кроме её высоты. Военные топографы обозначили её как высота 319.0, и я указал на карте примерное её месторасположение.

Но это только первая часть истории. Дальше вот что было:

Война закончилась, мёртвых похоронили, великанов оплакали, и стали учиться жить без покровительства. Пошёл однажды один охотник в лес, что рос рядом с горой Судомой, да подстрелил из лука оленя. Раненый олень взобрался на гору, и охотник следом.

Видит, лежит олень на самой вершине, а с небес прямо над его головой цепь свисает, да из чистого золота. И молвил тогда олень человечьим голосом: — «Отпусти ты меня мил человек, не губи понапрасну. Меня матушка Судома на землю послала, велела передать, что не оставила он вас без суда праведного. Нужно лишь за цепь ухватиться, и увидят все, прав человек, али кривду глаголет. Правому она в руки дастся, а неправому, ни за что до цепи не прикоснуться.

Послушал охотник оленя, стрелу вынул, да рану целебной мазью смазал. Отпустил животинку на все четыре стороны, а сам домой поспешил.

С тех пор шли люди на гору, чтоб споры свои разрешить. Много лет цепь исправно на лжеца указывала, пока не обмишурил одного человека заезжий купец из дальних стран. Деньги взял, а товар то и не отдал взамен. Тогда привели заморского торговца, вместе с обманутым, на гору, и каждому велели по очереди перед цепью ответ держать.

Первым ответ держал человек, который утверждал, что отдал деньги купцу. Подошёл к цепи, и молвит: — «Клянусь предками, что отдал свои деньги этому вот плуту». Цепь не шелохнулась, взял её в руку обманутый, и звон над лесами разнёсся.

Купец подошёл к цепи, и говорит несчастному:- «Подержи ка мой посох, добрый человек». Человек посох взял в свои руки, да неведомо ему было о том, что в посохе то его деньги были спрятаны. Между тем, купец сложил на груди ладони, да говорит: — «Клянусь Богом и пророком его, деньги этого бедолаги у него в руках». И цепь опять не шелохнулась. Дёрнул купец за неё, и снова звон по округе раздался.

Купец засмеялся хитро, забрал свой посох, да пустился на утёк, довольно ухмыляясь. Остальные опечалились, но понять, что произошло, так и не смогли. А цепь от горя за подлость человеческую, исчезла в облаках навсегда. И правда с тех пор покинула землю.

Такая вот история грустная. Ну что же. Видно судить не по подсказке нужно, а по здравому смыслу, да по совести.

С тех пор много чая выпито, но на гору Судому, народ едет и по сей день со всех уголков нашей ыеликойнеобъяной Родины. Говорят, что там место силы невиданное. Болезни уходят, раны заживляются, и всё такое. А вот гора Лобно вообще пользуется мистической репутацией.

Когда то в начале девяностых годов прошлого столетия, стали местные жители замечать огни над горой, да тарелочки всякие. Тут же начали энтузиасты — уфологи гору осаждать. И началось. происшествия за происшествием. Ходят слухи, что одна из экспедиций, около десяти человек, в полном составе тронулись рассудком после ночёвки на горе.

Дело в том, что на вершине Лобно стоят руины средневекового монастыря, и как обычно, погост рядом. Дороги на вершину нет, тропа каменистая, узкая и крутая, поэтому место давно заброшено, и посещается изредка, приезжими туристами, да всяческими оккультистами. .

Слухов об этом месте ходило великое множество, и слава, по большей части, дурная. Некоторые, побывавшие на вершине, открывали в себе способности к ясновидению, исцелению, кто-то выходил на телепатический контакт с братьями по разуму, но чаще всего, люди начинали болеть, или переставали дружить с головой. Кто-то продавал всё имущество, квартиры, машины, дачи, и пускался в бродяжничество, раздав деньги нищим. Кто-то просто становился постояльцем психиатрических клиник. А кто-то покидал этот мир, и чаще всего при невыясненных обстоятельствах.

Ещё поговаривают, что гору ещё в семидесятых годах прошлого века посетил сам Феликс Зигель, отец Советской школы уфологии. Были тут и члены Объединения «Космопоиск» во главе с Вадимом Чернобровом. Но, судя по всему, результатов либо нет совсем, либо они есть, но, по какой-либо причине, не афишируются. И не потому, что там нашли что-то «сверх-мега-супер», а просто потому, что публику такие результаты вряд ли могут заинтересовать. Всем ведь подавай чудовищ, инопланетян. Кому интересно место, в котором нет ничего, кроме рассказов, передаваемых из уст в уста?

Но если вам всё-таки захочется острых ощущений, поезжайте. Всё равно никогда не пожалеете. Помните, что с собой в дорогу вы не должны брать много еды. Минимальный набор продуктов для приготовления ужина, вода и компактная газовая горелка (чтоб не жечь костёр), вот всё, что вам необходимо. Палатка вам тоже не понадобится. И упаси вас бог взять с собой что-то крепче кефира. Никто ещё не уходил с горы без последствий, выпив там хоть глоток алкоголя.

Восхождение нужно начинать после пяти часов вечера. Спать категорически запрещается, можно не проснуться. Не шуметь, не делать ничего, что может потревожить прах предков, помните, вы на кладбище. Встретите рассвет на вершине у древних руин, и поймёте для чего пришли, и не только это. Если повезёт, седина исчезнет, или зуб новый вырастет. Это как кому великан Лобно подарить соизволит. Но может наоборот отнять что-нибудь, если посчитает, что вы недостойны были тут оказаться.

Главное, помнить, что с чёрными мыслями туда дороги нет. Наказание может быть страшным, и это не шутки. Легенды — легендами, но раз в год и палка стреляет.

Источник

Словенские ключи: легенда ставшая явью

В детстве каждый из нас любил и слушал сказки. И очень во многих волшебной силой, которая исцеляет и омолаживает, становилось не какое-нибудь сваренное бабой Ягой зелье, а ключевая вода из источников. Но вот где находятся эти самые волшебные ключи в сказках не написано. Но я думаю, что это Словенские ключи.

Находятся они, нет, не в Словении, как многие думают, а у нас, здесь рядышком — в Псковской области, неподалеку от древнего Изборска. Сколько лет этим источникам никто не знает, возможно, они здесь еще с Ледникового периода, а может и еще раньше.

Словенские ключи это двенадцать источников, которые сливаются в единую реку и ту же впадают в живописное Городищенское озеро. Названы они в честь Словена, который по легендам основал этого город. А вот название Изборск город получил в память о рано погибшем сыне Словена. Сам Изборск находится дальше, а здесь рядом с ключами, на горе Жеравьи находится древняя Изборская крепость.

Дорога к Словенским ключам

Стоит отметить, что места в этой округе очень живописны и многие художники перенесли на холст всю эту красоту. Например, Николай Рерих, имя которого для многих ассоциируется с Шамбалой и пейзажами Гималаев, посвятил этим местам целую серию картин. На одной из них, которая называется «Дозор» изображена седая Изборская крепость. А как известно, Рериха интересовали тайные, мистические знания, и может быть не даром он приезжал сюда? Может что-то есть в этом месте, что мы не знаем?

Я не буду вдаваться в историю этой крепости, хотя здесь есть что рассказать: все было и победы и поражения, и расцвет и забвение.

Про Изборскую крепость можно почитать здесь.

А про Труворово городище, тут.

От крепости спустившись с горы по дорожке, нам встретился небольшой голубой указатель с надписью «Словенские ключи» — вот нам туда и нужно. Ключи представляют собой большие и малые родники, которые бьют прямо с отвесной скалы. Они находятся на расстоянии друг от друга, но имеют одно русло, которое в народе называют Река Жизни. Вот вам и живая вода из сказок!

Всего родников двенадцать и после прихода христианства в эти земли их иногда называют Двенадцать апостолов. Даже есть икона местного святого преподобного Серапиона Изборского, на которой он изображен, стоящим в стороне от Словенских ключей.

И каждую пятницу Великой Седмицы, то есть первая пятница после Пасхи, когда все православные празднуют день иконы Божьей Матери «Живоносный источник» эти источники освящает сам архиепископ Псковский и Великолукский. А ведь если церковь признала эти источники святыми, они и впрямь целебные и живительные.

Существует красивая легенда об этом месте. Люди верят, что каждый из этих источников может подарить человеку что-то, нужно лишь испить в нем водицы. Один отвечает за мудрость, второй за здоровье, третий за любовь, четвертый за богатство, пятый — терпение, шестой — силу и т.д. Но, есть и ключ , который называют «Девичьи слезы». Неужто он дарит грусть? Но никто не знает, какой именно за что отвечает. Но говорят, что провидение само приведет к нужному ключу.

Интересно, что в разное время вода здесь течет по-разному: то бьет мощным потоком, то наоборот сочится, смачивая лишь камни. А может для разных людей источник выглядит по разному? Наверное, кому что нужно, для того источник и больше становится, как бы призывая испить ключевой воды.

А вот набрать водички окажется не таким простым делом. Перед каждым источником течет речушка — та самая, что потом превращается в Реку Жизни и чтобы подобраться к ключу вам приходится пройтись по скользким камням и разуться, так как все равно придется замочить ноги.

Многие туристы и паломники, приезжая в это место купаются в этих ключах, вода которых ну очень холодная, но ух, как бодрит, особенно если приезжаешь в жаркий, летний день. А метров через десять уже слившись воедино ключи впадают в Городищенское озеро.

У самого подножия горы можно заметить кусок стены, сложенной из камня — это остатки водяной мельницы, которая простояла здесь больше ста лет. Здесь же была и усадьба мельника. Но во время войны все было разрушено, а после ее окончания уже не отстраивали. Ну да ладно, зато никакие постройки цивилизации не заступают изумительные пейзажи Городищенского озера, зеленых лугов и темной кромки леса, который стоит на страже этого сказочного места.

Стоит отметить, что озеро так же красиво и живописно, сюда прилетают белые и черные лебеди, которые живут здесь круглый год. Может быть, одна из этих птиц и есть заколдованная Царевна-Лебедь из сказки, и она все еще ждет своего принца. Приезжие туристы так «прикормили» этих птичек, что теперь они могут выхватить из рук не только корочку хлеба, но и телефон и фотоаппарат, так что, если есть желание запечатлить лебедей поближе, держите технику крепче — мало ли что.

Источник