Меню

Лебединое озеро его виды



Лебединое озеро

«Лебединое озеро» — балет Петра Чайковского в четырёх актах. Либретто Владимира Бегичева и, возможно, Василия Гельцера.

В основу сюжета положены многие фольклорные мотивы, в том числе старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя проклятием злого колдуна — рыцаря Ротбарта.

Содержание

Действующие лица

  • Одетта – королева девушек-лебедей
  • Принц Зигфрид – юноша ищущий девушку, которую он мог бы полюбить
  • Бенно – его друг
  • Королева – мать принца
  • Ротбард – злой волшебник, превративший девушек в лебедей.
  • Одиллия – его дочь, похожая на Одетту
  • Наставник
  • Церемониймейстер, герольд, друзья принца, придворные кавалеры, лакеи, придворные дамы и пажи в свите принцессы, невесты, поселяне, поселянки, лебеди.

Сюжет

Сюжет по мотивам старинной немецкой легенды о прекрасной девушке, превращённой в белого лебедя. В четырёх актах балета чередуются реальные и фантастические картины. Празднуя свое совершеннолетие в дворцовом парке, принц Зигфрид (нем. Siegfried ) веселится среди друзей, однако пролетевшая над парком стая лебедей манит его за собой. В лесу, на берегу озера среди девушек-лебедей принц находит Одетту, королеву лебедей с короной на голове. Покоренный её красотой и потрясенный её рассказом о преследованиях злым хозяином озера Ротбартом (нем. Von Rothbart ), Зигфрид клянется Одетте в вечной любви. На балу в замке, по велению матери Зигфрида, он должен выбрать себе невесту. Однако принц равнодушен, пока не появляется Одиллия, в которой Зигфриду видится Одетта, ей он и оказывает предпочтение. Поняв, что совершил роковую ошибку, Зигфрид бежит к озеру и молит Одетту о прощении, но не получает его. Срывая с головы Одетты корону, Зигфрид бросает вызов Ротбарту, олицетворяющему в балете образ фатума (хозяина озера)(корона спасала Одетту от преследования). Принц надеется, что девушка-Лебедь уйдет с ним в мир людей. В сказке бурные волны разбушевавшейся на озере стихии поглощают Одетту и Зигфрида. [источник не указан 531 день] В другом варианте сюжета это Ротбарт вздымает волны. Но также есть советская версия, где Зигфрид вступает в бой с Ротбартом и побеждает его. Проклятье снято, лебеди превращаются в прекрасных девушек, а Зигфрид и Одетта обретают счастье. Есть также версия, где Одилия и Зигфрид прыгают в озеро.

История постановок

Сценическая история спектакля складывалась трудно. Премьера прошла 4 марта 1877 года на сцене Большого театра в Москве. Оригинальная хореография была создана Юлиусом Резингером. Дирижер-постановщик Рябов, Степан Яковлевич. Балет делился на четыре акта — по одной картине в каждом. Первой исполнительницей партий Одетты и Одилии стала Полина Карпакова. На четвёртом представлении главную партию впервые исполнила Анна Собещанская, и в третьем акте появилось новое Pas de deux принца Зигфрида и Одиллии, поставленное специально для неё М. И. Петипа.

Постановка Резингера была признана неудачной и не имела успеха. В 1882 году балетмейстер И. Гансен возобновил и частично отредактировал старый спектакль. В 1894 году в концерте, посвященном памяти П. И. Чайковского был показан второй акт балета в постановке Льва Иванова. В главных партиях были задействованы итальянская танцовщица П. Леньяни и Солист Его Императорского Величества П. А. Гердт.

15 января 1895 года в Мариинском театре спектакль был поставлен целиком. Либретто заново пересматривалось Мариусом Петипа и М. И. Чайковским. Партитура — Мариусом Петипа и Рикардо Дриго. Хореография принадлежала (первая картина первого акта, второй акт, за исключением венецианского и венгерского танцев и апофеоз) Петлдосaович|Льву Иванову]] (вторая картина первого акта, венецианский и венгерский танцы — во втором и третий акт).

Версия Петипа — Иванова стала классической. Она лежит в основе большинства последующих постановок «Лебединого Озера», кроме крайне модернистских. Чаще всего используется каноническая хореография белого акта и «чёрный» Pas d’action Мариуса Петипа. Однако влияние петербургской постановки на всю последующую судьбу балета гораздо шире механического воспроизведения отдельных её элементов. По сути, в ней были заложены основные традиции, определяющие подход новых балетмейстеров к авторскому тексту П. И. Чайковского. Свободный пересмотр либретто и столь же свободная перекомпоновка партитуры с пополнением её фрагментами небалетной музыки П. И. Чайковского прочно вошли в театральный обиход. На сегодняшний день из всех существующих редакций балета едва ли найдутся хотя бы две, имеющие полностью одинаковые театральные партитуры. Наиболее радикальными в этом отношении версиями считаются венская постановка Рудольфа Нуреева и версия В. Бурмейстера, а наиболее распространенные замены заключаются в возвращении в третий акт вариаций главных героев, написанных П. И. Чайковским для Pas de six и Pas de deux Собещанской и включение в четвертую картину дуэта на музыку второй вариации из Pas de six.

Постановки

  1. 20 февраля 1877 года — балетмейстер В. Рейзингер , Большой театр, Одетта и Одиллия — П. М. Карпакова
  2. 17 февраля 1894 года — балетмейстер Л. И. Ива́нов, Мариинский театр, Одетта — П. Леньяни
  3. 24 января 1901 года — балетмейстер А. А. Горский, художники А. Я. Головин, К. А. Коровин, Одетта и Одиллия — А. А. Джури, Зигфрид — М. М. Мордкин
  4. 29 февраля 1920 года, Большой театр, балетмейстер А. А. Горский, режиссёр В. И. Немирович-Данченко, художник К. А. Коровин (второй акт), дирижёр А. Ф. Арендс. Одетта — Е. М. Ильющенко, Одиллия — М. Р. Рейзен
  5. 13 апреля 1933 года, Театр им. Кирова, балетмейстер А. Я. Ваганова, возобновление по Л. И. Ива́нову и М. И. Петипа, дирижёр Е. А. Мравинский. Одетта — Г. С. Уланова, Одиллия — О. Г. Иордан, Зигфрид — К. М. Сергеев
  6. 1937 год, Большой театр, балетмейстер А. М. Мессерер (новая постановка 4-го акта) и Е. И. Долинская (восстановление 1-3-го актов), дирижёр Ю. Ф. Файер. Одетта — Одиллия — М. Т. Семёнова, Зигфрид — М. М. Габович, Ротбарт — П. А. Гусев
  7. 25 апреля 1953 года — балетмейстер В. П. Бурмейстер (1-й, 3-й и 4-й акты) и П. А. Гусев (2-й акт, по Л. И. Ива́нову). Одетта и Одиллия — В. Т. Бовт
  8. 1945 год, Театр им. Кирова — Ф. В. Лопухов (новая редакция по Л. И. Иванову и М. И. Петипа), декорации — Б. И. Волкова, костюмы Т. Г. Бруни. Одетта и Одиллия — Н. М. Дудинская, Зигфрид — К. М. Сергеев, Ротбарт — Р. И. Гербек
  9. 19 июля 1958 года, Ленинградский Малый театр, Ф. В. Лопухов и К. Ф. Боярский (восстановление подлинника сочинения Л. И. Иванова и М. И. Петипа). Одетта — В. М. Станкевич, Одиллия — Т. Г. Боровикова
  10. 25 декабря 1969 года — балетмейстер Ю. Н. Григорович, художник С. Б. Вирсаладзе, дирижёр Альгис Жюрайтис. Одетта и Одиллия — Н. И. Бессмертнова, Зигфрид — Н. Б. Фадеечев.

Редакция балета была поставлена в других городах среди которых: Тбилиси (в 1928 году балетмейстером Р. Баланотти, а также в 1945 и 1954 годах, балетмейстером Вахтангом Чабукиани); Ереван (в 1940 году балетмейстером Леонидом Лавровским).

В мире балет «Лебединое озеро» многократно ставился на музыку П. И. Чайковского. Среди постановок:

  • 1911, Нью-Йорк — балетмейстер Михаил Мордкин (исполнитель партии Зигфрида), Одетта и Одиллия — Екатерина Гельцер
  • 1925, Белград — балетмейстер А. Фортунато
  • 1934, Лондон — балетмейстер Николай Сергеев
  • 1951, Нью-Йорк — балетмейстер Джордж Баланчин
  • 1951, Будапешт — балетмейстер Асаф Мессерер
  • 1957, Хельсинки — балетмейстер Асаф Мессерер
  • 1953, 1963, Буэнос-Айрес — балетмейстер Дж. Картер
  • 1969, Берлин — балетмейстер Кеннет Макмиллан
  • 1960, 1965, Париж — балетмейстер Владимир Бурмейстер
  • 1962, Сантьяго — балетмейстер А. Р. Томский (2-й акт)
  • 1962, Загреб — балетмейстер Ростислав Захаров
  • 1964, Штутгарт — балетмейстер Джон Крэ́нко
  • 1964, Копенгаген — балетмейстер Н. А. Анисимова
  • 1965, Гавана — балетмейстер Альберто Алонсо
  • 1965, Нидерланды — балетмейстер Игорь Бельский
  • 1971, Гётеборг — балетмейстер Эльза-Марианна фон Розен
  • 1976, Гамбург — балетмейстер Джон Ноймайер

Источник

Лебединое озеро. Что стало прототипом классического сюжета? А также несколько экранизаций известного балета

Прототип Лебединого озера меня интересовал давно.

Напомним, премьера «Лебединого озера» на сцене Большого театра состоялась 140 лет назад. Публика приняла балет довольно прохладно.

Глубокая музыка ЧАЙКОВСКОГО не нашла тогда достойного воплощения в танце и не встретила понимания.

Зато сейчас этот балет — одно из немногих классических произведений, о которых знают не только заядлые театралы, но и простые обыватели.

Даже если бы Петр Ильич не написал за свою жизнь ничего, кроме «Лебединого озера», то на сегодняшний день его гонорар, по данным делового журнала «Businessweek», составил бы около $1,2 миллиарда.

В основу «Лебединого озера» положена старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращенной в лебедя проклятием злого колдуна — рыцаря Ротбарта.

Чары злого гения действуют днем, но с приходом луны белый лебедь превращается в девушку.

Прекрасную Одетту на берегу озера во время охоты встречает принц Зигфрид.

Потрясенный ее историей, он клянется ей в вечной любви. Цепь трагических событий приводит к схватке Зигфрида с Ротбартом, но бурные волны разбушевавшейся на озере стихии поглощают и рыцарей, и заколдованных лебедей.

Освободившаяся от злых чар Одетта соединяется с Зигфридом в потустороннем мире.

Чайковский верил, что его смерть тоже будет связана с водой. Однажды после очередных переживаний из-за неудач в личной жизни он весьма оригинально пытался покончить жить самоубийством. Осенней ночью 1877 года Петр Ильич простоял несколько часов в Москве-реке, ледяная вода доходила ему до горла. Композитор надеялся заболеть воспалением легких и покинуть этот мир, но даже не кашлянул.

Смерть настигла его 16 лет спустя. Он подхватил холеру, выпив стакан некипяченой воды в элитном петербургском ресторане Лейнера на углу Невского проспекта и набережной Мойки.

Выросшая из античности, европейская культура многократно «перепела» все ее сюжеты, особенно игривого содержания, которые можно было использовать, не опасаясь строгого осуждения морализаторов.

Самый же знаменитый сексуальный сюжет из Древней Греции — это момент совокупления жены спартанского царя Тиндарея, прекрасной Леды и Зевса. Бог-громовержец овладел Ледой, представ перед ней в образе лебедя.

В силу своего эротического содержания миф пользовался особой популярностью в искусстве эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Корреджо открыто изображали Леду в момент ее совокупления с Зевсом либо после него.

Источник

Лебединое озеро его виды

П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро»

Лебединое озеро

Балет «Лебединое озеро» вот уже более века пленяет сердца поклонников классической музыки. Он по праву считается эталоном высокого искусства, а многие танцоры с мировым именем гордились тем, что им выпала такая удача – исполнить партию в этом спектакле. «Лебединое озеро» без доли преувеличения можно назвать жемчужиной русской классики, а П.И. Чайковского – великим композитором. В основу балета легла сказка рыцарской эпохи. Это трепетная и прекрасная история любви, наполненная множеством препятствий и испытаний, подстерегающих юных влюбленных.

Читайте также:  Голубое озеро термальный источник аушигер

Краткое содержание балета Чайковского «Лебединое озеро» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Краткое содержание «Лебединого озера»

балет лебединое озеро

Действие балета начинается в старинном замке, во время празднования совершеннолетия наследника престола Зигфрида. Сюжет пропитан духом эпохи, этому во многом способствует обряд посвящения в рыцари, означающий, что наследник вступает во взрослую жизнь. Но он жаждет любви, и конечно среди гостей достаточное количество красоток, каждая из которых была бы счастлива оказаться рядом с ним. Принц же мечтает о светлом чувстве и как самый настоящий романтик, лелеет в душе образ идеальной возлюбленной.

Юный Зигфрид, благодаря вмешательству самой Судьбы, переносится на берег волшебного озера и знакомится с очаровательной девушкой, образ которой так долго преследовал его во снах и наяву. Ею оказывается Прекрасная Лебедь Одетта и пылкий юноша тотчас признается ей в своих чувствах и обещает хранить верность.

Но напрасно радуется наследник престола такой удаче, Судьба готовит для него настоящие преграды, препятствуя их взаимной любви и испытывает прекрасную пару ревностью и изменой. Обернувшись загадочным рыцарем и представ в замке принца с двойником Одетты, она заставляет влюбленного юношу, ослепленного эмоциями, нарушить все клятвы данные своей избраннице. Но даже пройдя через все преграды, влюбленным не суждено оказаться вместе, никто не в силах нарушить планы Судьбы, которая скрывает от Зигфрида его возлюбленную, оставляя его одного на берегу прекрасного волшебного озера.

Продолжительность спектакля
I — II Акт III — IV Акт
60 мин. 55 мин.

Фото:

чайковский лебединое озеро лебединое озеро краткое содержание

Интересные факты

  • Этот сказочный балет, невероятно популярный в наши дни, буквально провалился на первой премьере. Глубоко расстроенный автор заявил, что его оценят, но позже и время этого произведения еще впереди. Это «позже» наступило уже через 18 лет с блистательными постановками Льва Иванова и Мариуса Петипа.
  • Кстати, вы слышали поговорку про «девятого лебедя в пятом ряду»? Она обозначает артиста, не добившегося успеха в карьере, который вынужден постоянно довольствоваться второстепенными ролями и массовкой.
  • Роли Одетты и Одиллии исполняются одной балериной.
  • Майя Плисецкая в течение 30 лет исполняла партию Одетты-Одиллии на сцене Большого театра.

Майя Плисецкая в роли Одетты

  • В 1968г. новый сорт белой розы был назван «Лебединое озеро»
  • В своей версии известного балета, Мэттью Борн впервые заменил всех действующих балерин танцорами-мужчинами, что также принесло огромный успех и интерес публики. Данная версия снискала бурные овации на сценах США, Греции, Израиля, Турции, России, Нидерландов, Австралии, Италии, Кореи, Японии, Франции, Германии и Ирландии, а также была удостоена более 30 международных наград.
  • Американской публике балет «Лебединое озеро» впервые предстал в Театре Балета Сан-Франциско.
  • Британская постановка «Лебединого озера» Грэма Мёрфи в 2002 году основывалась на скандальном разрыве между Принцем Чарльзом и Принцессой Дианой.
  • Выход постановки Иванова и Петипа в 1894 году был отложен на длительное время по причине смерти императора Александра III и последующего официального траура.
  • Буквально за четыре года до того, как Чайковский получил этот заказ, он уже сочинил небольшой балет «Озеро лебедей» для детей, который был исполнен под чутким руководством композитора в 1871 году, в имении Каменка.

  • Работа над спектаклем длилась около года, причем с небольшими перерывами из-за того, что композитор также сочинял еще и Третью симфонию в этот период.
  • Многие почитатели творчества Чайковского гадают, что же могло вдохновить его на написание такой проникновенной и красивой музыки? Есть мнение, что это заслуга озера в Черкасской области, где обитают лебеди. Там как раз несколько дней отдыхал композитор, любуясь местной природой. А вот в Германии уверены, что в балете рассказывается именно о Лебедином озере, которое располагается поблизости города Фоссен.
  • Первоначально для премьеры в 1876 году была выбрана прима Анна Собещанская, но она сильно поссорилась с композитором, поэтому эту роль предложили Полине Карпаковой. Как оказалось, причина возникшего конфликта в том, что приму не устраивало отсутствие в 3 акте хоть одного сольного танцевального номера. Есть сведения, что Собещанская даже отправилась специально к М. Петипа и попросила вставить соло на его музыку в это действие. Если балетмейстер выполнил ее просьбу, то композитор наотрез отказался вставлять фрагмент не своей музыки. Вскоре Чайковский предложил уладить конфликт и написал все же ей соло, чуть позже к нему добавились и вариации.

Мариус Петипа

  • Смета на премьерный показ «Лебединого озера» была очень мала и составила около 6.800 рублей.
  • Известный критик Герман Ларош отметил после премьеры музыку балета, но все, что касалось танцевальной стороны он назвал «скучным и бедным».
  • В прессе похвалу журналистов получила лишь работа художника Карла Вальца, который специально разработал технологию, обеспечивающую иллюзию тумана с помощью пара.
  • Исследователи предполагают, что в основе литературного первоисточника могут лежать: сказка «Лебединый пруд», «Похищенная вуаль» Мазуеса, а также немецкая старинная легенда.
  • Лев Иванов во время работы над постановкой балета переосмыслил костюмы танцовщиц, убрал лебединые крылья, чтобы освободить их руки, предоставив им возможность двигаться. Также ему принадлежит уже легендарный « Танец маленьких лебедей» из второго акта.

танец маленьких лебедей из Лебединого озера

  • Лавры лучшей исполнительницы партии Одетты принадлежат Пьерине Леньяни, которая выполняла все танцевальные движения особо изящно, даже 32 фуэте. Впервые в этой роли она выступила на сцене Мариинского театра.
  • Многие жители бывшего СССР запомнили этот балет с весьма тревожными событиями в жизни страны, ведь во время августовского путча, произошедшего в 1991 году именно этот спектакль транслировали все телеканалы.
  • Во всеми любимом мультфильме «Ну, погоди!» (15 выпуск) показана пародия на Танец маленьких лебедей. Вообще, классическую музыку можно довольно часто услышать в мультфильмах. Более подробно можно познакомиться с этим в специальном разделе.
  • Билеты на «Лебединое озеро» .

Популярные номера из балета «Лебединое озеро»

История создания «Лебединого озера»

Петр Ильич Чайковский

В 1875 году П.И. Чайковский получил очень неожиданный заказ от дирекции императорских театров. Они предложили ему взяться за «Озеро лебедей», вот только, как правило, оперные композиторы в то время почти не работали в жанре балета, не считая Адана . Однако Петр Ильич не стал отклонять этот заказ и решил попробовать свои силы. Композитору предложили для работы сценарий В. Бегичева и В. Гельцера. Примечательно, что в его основе преимущественно были различные сказки и легенды, в которых встречаются девушки, превращенные в лебедей. К слову, несколько десятилетий назад императорская труппа уже обращала внимание именно на этот сюжет и даже было создано на заказ «Озеро волшебниц».

Чайковский окунулся в работу с головой и очень ответственно подошел к каждому шагу. Композитору пришлось изучать полностью танцы, их очередность, а также какая именно музыка должна быть написана для них. Ему даже пришлось подробно изучить несколько балетов, чтобы отчетливо понимать композицию и структуру. Лишь после всего этого он смог приступить к написанию музыки. Что касается партитуры, в балете «Лебединое озеро» раскрываются два образных мира – фантастический и реальный, однако, подчас границы между ними стерты. Красной нитью через все произведение проходит нежнейшая тема Одетты.

История создания Лебединого озера

Буквально за год была готова партитура балета и он приступил к оркестровке. Таким образом, к осени 1876 года уже началась работа над постановкой спектакля, которую поручили В. Рейзингеру. К тому времени он уже несколько лет трудился на должности балетмейстера Большого театра. Вот только многие его работы, начиная с 1873 года потерпели фиаско.

Постановки

Постановки Лебединого озера

Долгожданная премьера «Лебединого озера» в феврале 1877 года была встречена публикой довольно прохладно, несмотря на огромную проделанную работу всей труппы. Знатоки того времени и вовсе признали это произведение неудачным и вскоре его сняли со сцены. Главными виновниками такой неудачной постановки были признаны в основном балетмейстер Венцель Рейзингер и Полина Карпакова, исполнявшая партию Одетты.

Спустя почти двадцать лет дирекция императорских театров вновь обратила свое внимание на произведение Чайковского, чтобы поставить его в новом сезоне 1893-1894 годов. Таким образом уже новый сценарий спектакля разработал знаменитый Мариус Петипа, и буквально сразу же началась работа над ним, совместно с Чайковским. Но внезапная смерть композитора прервала эту работу, а сам балетмейстер был глубоко потрясен этим. Ученик и помощник Петипа поставил через год одну картину из балета, которая была очень восторженно встречена публикой. После такого успеха и высочайшей оценки критики, балетмейстер поручил Иванову работу над другими сценами, а сам Петипа вскоре смог вернуться к работе над «Лебединым озером». Бесспорно, благодаря стараниям двух постановщиков, сюжет спектакля невероятно обогатился. Иванов решил ввести Белую королеву лебедей, а Петипа предложил противопоставить ей Одиллию. Таким образом возникло «черное» па-де-де из второго акта.

Новая премьера состоялась в январе 1895 года в Санкт-Петербурге. Именно с этого момента, балет получил заслуженное признание как среди публики, так и среди музыкальных критиков, а эта версия была признана лучшей.

Невероятный восторг у публики вызвала постановка на сцене Венской оперы, состоявшаяся в 1964 году. Исполнителей партии Одетты – Марго Фонтейн и Зигфрида – Рудольфа Нуриева вызывали на «бис» восемьдесят девять раз! Любопытно, что режиссером спектакля выступил сам Нуриев. В его варианте все действие было сосредоточенно именно на принце.

Стоит отметить, что в основном все академические постановки балета брали за основу версию Л. Иванова и М. Петипа. Среди последующих работ стоит отметить постановку В.П. Бурмейстера в 1953 году. Он ввел в новых действующих лиц и немного изменил сюжетную линию. Также балетмейстер задумал изменить трагический финал и сделать его светлым. Вот только вопреки ожиданиям, такое новшество не сразу понравилось публике. Считалось, что именно трагический финал придает углубленность трактовки всего произведения.

лебединое озеро

Среди необычных трактовок следует отметить работу Джона Нормайера, для постановки в Гамбургском балете. Это уже Иллюзия, как Лебединое озеро, где главные герой превращается в Людвига II. Нет ничего, что напоминает о первоисточнике – озера, лебедей. Все что происходит вокруг – это не более, чем разыгравшаяся фантазия больного разума главного героя.

Читайте также:  Где в костроме озера

Также, достаточно смелой и оригинальной версией принято считать работу британского хореографа Мэтью Борна, поставленную в ноябре 1995 года. Если первоначально идея заменить всех балерин на мужчин вызвала неодобрение публики, со временем, эта версия получила огромный успех. Как признается сам Мэтью Борн, первое время мужчины выходили из зала, когда начинался танец Лебедя и Принца, но вскоре зрители поняли, что такое современная хореография и чем она отличается от классического балета. Удивительно, что именно эта версия попала в школьную программу Великобритании.

В постановке австралийского балетмейстера Грэма Мерфи, Одетта – это пациентка психиатрической клиники, а лебеди – плод ее фантазии.

Поражает работа китайского режиссера Чжао Мин. В его «Лебедином озере» танец приобретает иной смысл. Это уже ближе к акробатике, а некоторые па и вовсе кажутся просто нереальными, за гранью человеческих возможностей. Еще одна интересная постановка была исполнена во время открытия саммита мировых лидеров G20 в Китае. Там, балерины танцевали на глади озера Сиху, а все движения тут же были воспроизведены их голографическими копиями. Зрелище получилось захватывающим.

Среди экранизаций спектакля следует отметить фильм Герберта Раппопорта «Мастера русского балета», куда вошли фрагменты из постановки в Мариинском театре. Любопытно, что в картине «Мост Ватерлоо» некоторые номера спектакля были использованы, чтобы показать главную героиню – балерину Майру Лестер. Это легендарное произведение вдохновил и Даррена Аронофски, который снял психологический триллер «Черный лебедь». В нем показаны все интриги, которые происходят в театре вокруг распределения ролей.

Несмотря на первоначальную жесткую критику и оглушительный успех после, многочисленные изменения в сюжетах и сценах, одно остается в этом балете неизменно – прекрасная, очаровывающая с первых звуков вечная музыка П.И. Чайковского. Не случайно, именно «Лебединое озеро» признан самым известным балетом мира и является неким эталоном. Предлагаем вам насладиться этим шедевром прямо сейчас и посмотреть «Лебединое озеро» П.И. Чайковского. Билеты на «Лебединое озеро»

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Пётр Ильич Чайковский «Лебединое озеро»

Источник

Топ-10 лебединых мест Европы

Пока художники и поэты воспевали лебединую красоту и грацию, фермеры сворачивали им шеи и отправляли в суп. Так было еще полвека назад. Сейчас времена изменились и везде в Европе лебеди ходят в любимчиках и оберегаются законом. Мы составили топ-10 мест в Европе, где можно насладиться этой несравненной красотой.

Великобритания, Лондон

В Гайд-парке на пруду Серпентайн — шум и гам. Поганки, канюки, египетские гуси, малиновки — кого здесь только нет. Но вся эта птичья толпа выглядят лишь массовкой, когда на водной сцене появляется пара изящных черных лебедей. Глазки долу, перышки расправлены, шейка изящно выгнута — не птицы, а королевская знать. Впрочем, как только у края воды кто-нибудь зашуршит пакетом — все забывают свои роли и устремляются кушать. Желающих покормить птиц много — это любимое место прогулок местных жителей. К Гайд-парку прилегают Кенсингтонские сады (точной границы и не определишь), лебеди есть и там. А в лондонском Wetland Centre можно увидеть и редких черношейных лебедей.

Black Swan Cygnus atratus at Hyde Park London

Монтрё, Швейцария

Лебеди на Женевском озере пользуются большой любовью фотографов и художников. Стоит сделать гуглу соответствующий запрос, как вам предложат сотни изображений этих птиц. Самая запоминающаяся, пожалуй, работа швейцарского художника Фердинанда Ходлера «Женевское озеро и шесть лебедей» (1914 г), которую он нарисовал в Женеве, любуясь озером со своего балкона. Хотя лебеди на этой картине почти неузнаваемы, дух и настроение переданы великолепно. Современные фотографы тоже обожают снимать птиц на фоне гор, покрытых снегом. Одно из лучших мест для этого — город Монтрё (см. фото). Лебеди здесь совсем не боятся людей и часто выпрашивают еду как обычные утки. Всего на Женевском озере несколько сотен лебединых пар. Его нередко так и называют «Лебединое Женевское озеро», а многие отели имеют в своем название слово лебедь.

Lake Geneva and 6 swans

Фердинанд Ходлер «Женевское озеро и шесть лебедей»

Geneva Lake swans

Австрия, озеро Вёртер-Зе

В маленькой сказочной Австрии чаще увидишь аиста, чем лебедя. Дело в том, что озер здесь немного, но там, где есть вода, почти всегда есть и лебеди. Одно из самых красивых лебединых мест — тянущееся на 20 км озеро Вёртер-Зе (Wörthersee) на юге страны. Фотографии здесь получаются необыкновенно красивыми — озеро окружают покрытые густыми лесами альпийские предгорья, за которыми видны заснеженные вершины. Вода прозрачная, насыщенного голубого цвета. Можно остановиться в Клагенфурте, Фельден-ам-Вёртер-Зе, Крумпендорф-ам-Вёртер-Зе или где-то еще — лебеди есть везде. И они совсем не боятся людей, привыкли получать из рук человека лакомые кусочки. На Дунае, в Вене, много прикормленных лебедей. Они ведут себя как обычные гуси, выпрашивают еду, а когда мимо пролетает катер, встают на крыло, приняв судно за вожака, и сопровождают его до моста или пока хватит сил. Очень странное впечатление от несуразного поведения гордых птиц, вынужденных выживать в условиях городской среды.

Austria swans

Финляндия, Мантихарью

На озере Juolasvesi в Южном Саво (Etelä-Savo) можно снять коттедж прямо у воды. Если встать на рассвете, устроиться на мостках, то откроется удивительная картина: несколько пар лебедей в легкой, как кружевная занавеска, туманной дымке. Камыши-стражники охраняют тишину и покой. Ехать на это озеро лучше в конце лета-сентябре — вокруг грибные и ягодные леса. Если повезет, можно увидеть рысь с рысятами. Недалеко находится городок Мантихарью с променадом, скульптурами, церковью и небольшим озером. По данным орнитологов, всего в стране 5-7 тысяч пар лебедей-кликунов, так что увидеть этих птиц можно на многих озерах и на Финском заливе. Но так было не всегда: в начале прошлого века в бедной Финляндии охотились на лебедей и к середине века их почти истребили. Охота на лебедей была запрещена, и численность лебедей восстановилась. Сейчас эта птица — один из национальных символов в Финляндии. Летящих лебедей можно увидеть на монете в 1 евро.

Finland swans

Исландия, Рейкьявик

На озере Тьёрнин (Tjornin) у городской ратуши в центре Рейкьявика лебедей можно увидеть круглый год. Зимы в Рейкьявике обычно не очень холодные, температура редко опускается ниже минус 3. Когда поверхность озера покрывается тонким слоем льда, птицы скользят, спотыкаются, маленькие красные лапы разъезжаются на скользкой поверхности. Многие жители и туристы круглый год приносят птицам зерна, хлеб. Кормление птиц здесь настолько популярно, что озеро стали называть «самым большим хлебным супом в мире» (stærsta brauðsúpa í heimi). Однако, это привело к тому, что сюда стали слетаться чайки и горсовет попросил жителей воздержаться от кормления птиц, так как чтобы не подвергать риску птенцов. Лебедей можно увидеть по всей Исландии, но обитает здесь только один вид — лебедь-кликун. Эти грациозные белые птицы селятся везде, где есть достаточно растительности и можно рядом с озером свить гнездо. Большинство лебедей осенью мигрируют в Великобритании, но некоторые зимуют в Исландии, выбирая озера, которые не замерзают. Были попытки завезти в Исландию и шипунов, но эти птицы здесь не прижились.

Reykjavik swans

Швеция, Нючепинг

В Нючепинг, что в 90 км от столицы Швеции, туристы обычно попадают проездом — рядом с городом находится аэропорт Скавста, который принимает рейсы бюджетного Rynair. Главная достопримечательность города — Нючепингский замок. Рядом со старинным замком — заросший кувшинками пруд с фонтаном и лебедями. Туристы пытаются лебедей сфотографировать, но птицам позировать быстро надоедает. Самые своенравные могут даже выйти из воды и всячески попугать прохожего — громко зашипеть, вытянув шею. А фотографы лишь рады заснять сердитую птичку. В Швеции лебеди повсюду. Обитает здесь три вида — кликуны, шипуны и небольшие тундровые лебеди, всего 6-8 тысяч пар. В Стокгольме красивые фотографии можно сделать с музейного острова Юргорден (Djurgården), у дворца Дроттнингхольм, в парке Haga и во многих других местах.

Sweden swans

Эстония, Сааремаа

В Эстонии лебединый рай на острове Сааремаа. Где бы вы не гуляли по берегу, везде можно увидеть пары лебедей. В прибрежном тростнике, на отмели, на воде — везде лебеди. Вот счастливая лебедушка обучает птенцов добывать водоросли на пропитание, отец семейства в это время охраняет территорию. Вот снова полетели птицы — перелеты из одной бухты в другую здесь происходят с такой частотой, как будто рядом лебединый аэропорт с напряженным трафиком. Некоторые пары, правда, ленятся перемещаться по воздуху и переходят отмель пешком, медленно и чинно. Причем все это происходит в центре птичьей колонии, где «ведут хозяйство» множество других видов пернатых. Ежегодно сотни тысяч мигрирующих птиц прилетает на Сааремаа, включая взятого под охрану лебедя-шипуна.

Estonia swans

Словения, озеро Блед

На небольшом Бледском озере в 50 км от Любляны, столицы Словении, обитает несколько лебединых пар. Удача для фотографа — сфотографировать белых птиц на фоне самой главной достопримечательности этих мест — часовни Успения на острове. Особенно любят остров молодожены. Считается, что совместная жизнь будет счастливой, если жених пронесет невесту вверх по лестнице в день свадьбы, затем молодые должны загадать желание и позвонить в колокол. По озеру можно передвигаться на традиционной лодке, которую тут называют «плетна». Лебеди их совсем не боятся. После прогулки можно зайти в прибрежное кафе и заказать традиционный местный десерт — kremna rezina, состоящий из слоеного теста, суфле и взбитых сливок.

Slovenia swan

Арендаль, Норвегия

Если спуститься по скрипучим ступеням с четвертого этажа самого высокого в Норвегии деревянного здания — сити-холла города Арендаль, то оказываешься на набережной. Собственно, весь город состоит из набережных, потому что расположен на островах устья реки Ниделва. Но эта — особенная. Во-первых, радует, что удалось осмотреть некогда самый богатый дом города (1815 года постройки), не встретив никого на своем пути, кроме лиц на картинах. А, во-вторых, внизу поджидал бонус в виде пар лебедей, качающихся на волнах, щедро посыпанных солнечными искрами.

А если отправиться в сторону моря на лодке — естественном средстве передвижения в этом городе, то оказываешься в живописных протоках, где песчаные пляжи перемежаются нависшими над водой деревьями. Вот тут уже можно познакомиться с лебедями поближе. Тот, с которым хотела познакомиться я, не выказывал особого желания это делать, поскольку в руках у меня ничего не было. Однако, судя по «минному полю», простирающемуся на десятки метров вдоль берега, гостей не с пустыми руками у лебедя бывает предостаточно. Есть в Арендале и свои пилоты-лихачи. Один, шумно хлопая крыльями по воде, нарочито пролетел под низким мостом. Не Чкалов, конечно, но похоже. Не знаю, зимуют ли тут, на юге страны, лебеди или нет, но вот у Ословского сити-холла точно зимуют. Потому что бронзовые.

Читайте также:  Лебединое озеро по японски ютуб

Norge swans

Norge swans 2

Нидерланды, Делфт

В старинном Делфте, что на полпути между Роттердамом и Гаагой, лебеди селятся на многочисленных каналах. Их подкармливают, ими любуются, их в Голландии почти никто не обижает. В числе обидчиков долгое время оставались лишь фермеры. Чтобы собирать пух на продажу, они подрезали этим птицам крылья. Крылья становились ненужными, болтались как сумки на теле. Птицы не могли улетали на зимовку в теплые страны, часто не могли убежать от собак. Закон, запрещающий травмировать птиц был принят еще в 1998 году, но отдельные случаи случались до последнего времени. Еще два года назад, в 2012 году, жители Голландии писали петиции в защиту лебедей. Сейчас таких случаев почти не встречается.

Holland swans

P.S.

Германия, Шванзее

И, напоследок, развеем один миф — о сказочном озере Schwansee (Лебединое озеро) в Швангау. Часто можно услышать, что Петр Чайковский настолько был вдохновлен знакомством с этим краем, где когда-то жили рыцари Швангау и где в XIX веке правители Баварии построили два замка — Верхнее Швангау и Нойшванштайн, что создал одноименный балет. Но никаких достоверных сведений о знакомстве Чайковского с этими местами — озером и двумя «лебедиными» замками — нет. Он бывал в Баварии, он слушал в Байройте Вагнера, он был знаком с немецкой мифологией — все это могло сыграть роль в создании знаменитого балета. Но в Швангау он все-таки не бывал. А вот знаменитые исполнительницы главной партии в балете «Лебединое озеро» тут бывали — и Майя Плисецкая, многие годы жившая в Мюнхене, и Диана Вишнева. К слову, названия Швангау («лебединый край») и Шванзее, возможно, восходят к легенде о рыцаре Дриане, которого Карл Великий направил в эти места и который переплыл озеро в ладье, запряженной лебедями.

Источник

Жемчужины балета “Лебединое озеро” П. И. Чайковского

04.03.2017 Оставьте комментарий Просмотры: 5 144

Сцена из балета

Сцена из балета “Лебединое озеро”. Красноярский театр оперы и балета

“Лебединое озеро”. Балет-симфония

Первая премьера

В 60–70-х годах XIX века музыка для балета считалась вещью второстепенной и лишь сопровождала танец артистов.

И когда в 1875 году за сочинение партитуры для новой московской постановки взялся симфонист Пётр Ильич Чайковский, для балетного искусства началась новая эпоха.

Впервые танец стал подчиняться музыке, требуя нового подхода к средствам хореографической выразительности

В основе либретто (сюжета) лежит немецкая легенда о принцессе Одетте, превращённой злым колдуном в лебедя. Лишь по ночам Одетта становится девушкой.

Разрушить заклятие, наложенное Злым гением, может только человек, который полюбит Одетту и будет ей верен. Но если обет любви нарушится, она навсегда останется птицей.

В Одетту влюбляется принц Зигфрид, которому как раз пришла пора жениться. Однако тёмные силы в лице Злого гения и его дочери Одиллии не намерены позволить героям быть вместе

В 1877 году в Большом театре состоялась премьера «Лебединого озера». За хореографию отвечал чешский балетмейстер Вацлав Рейзингер. Критики приняли балет прохладно, называя танцы скучными и казёнными, а сюжет — перегруженным.

Постановка не удалась, однако спектакль оставался в репертуаре театра ещё довольно долго — шесть лет, и был поставлен 39 раз.

Главные персонажи балета

Главные персонажи балета “Лебединое озеро”

Расцвет

Настоящий же триумф «Лебединого озера» случился после смерти Чайковского. В 1895 году петербургские балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов представили публике новую редакцию спектакля. Петипа работал над первой и третьей картинами, Иванов — над второй и четвёртой. Модест Чайковский — младший брат Петра — отредактировал либретто.

Мариус Петипа и Лев Иванов

Мариус Петипа и Лев Иванов

Так балет обрёл те драматургию и хореографию, которые сегодня считаются эталоном. Главную партию танцевала итальянская виртуозка Пьерина Леньяни. Постановка имела огромный успех как у публики, так и среди критиков.

В 1901 году «Лебединое озеро» было вновь поставлено в Москве в редакции молодого балетмейстера Александра Горского. Сохранив хореографию Иванова-Петипа, Горский внёс несколько новых сцен и деталей.

Александр Горский

Александр Горский

С тех пор «Лебединое озеро» стало одним из самых исполняемых в мире балетов, было создано множество его редакций.

Однако лучшие находки Петипа, Иванова, Горского — неизменно кочуют из постановки в постановку: адажио Одетты и Зигфрида, танцы Одетты и лебедей, дуэт Зигфрида и Одиллии.

Классическая версия балета

Классическая версия балета “Лебединое озеро” состоит из двух действий и четырех картин

“Лебединое озеро”. Действие первое, картина II

«Белое» адажио

Зигфрид, Одетта, кордебалет

“Лебединое озеро”. Большой театр, 1961 год

Адажио (итал. adagio, «медленно», «спокойно») — танцевальная композиция, исполняемая в медленном темпе, одна из важнейших в сюжете балета.

Этот танец — лирическая кульминация первого акта: у принца и Одетты возникают друг к другу чувства.

Лев Иванов, работавший над этой частью постановки, использовал новаторский способ взаимодействия балерины и кордебалета. Сюжет второй картины сконцентрирован вокруг Одетты, в том числе во время её дуэта с Зигфридом.

Кордебалет рисунком своего танца подчёркивает эмоции героини.

Помимо хореографических нововведений, Лев Иванов реформировал и сам балетный костюм, избавив всех «лебедей» от прикреплённых к спине декоративных крыльев, с которыми они выступали в первой версии балета. Лебединая грация и стать с тех пор выражается исключительно в танце и лишь напоминает движения птиц, не копируя их.

Одетта. Художник - Валерий Косоруков

Одетта. Художник – Валерий Косоруков

В начале адажио Одетта склоняется перед Зигфридом — садится на пол, склонив корпус и руки. В этой позе балерина показывает доверие своей героини к принцу и начинает рассказывать свою историю.

Балетная фигура, наиболее часто встречающаяся в этом адажио, — арабеск (фр. arabesque, «арабский»).

Это основная поза классического балета, при которой опорная нога стоит на целой ступне или на пальцах (пуантах), а другая нога поднята на 30°, 45°, 90° или 120° вверх с вытянутым коленом.

“Лебединое озеро”. Действие первое, картина II

Танцы лебедей и вариация Одетты

Одетта, кордебалет

Адажио главных героев сменяется танцами лебедей.

“Лебединое озеро”. Танцы лебедей и вариация Одетты

Балетовед Поэль Карп называл танцы всей второй картины «танцами состояний» с одной художественной задачей: и в адажио, и в последующих композициях развивается тема рассказа Одетты о своём «лебедином» мире.

При этом каждый танец может существовать сам по себе.

Лебеди маленькие и большие

Один из самых знаменитых танцев балета — танец маленьких лебедей. Он знакомит Зигфрида с весёлой и беззаботной стороной мира Одетты. Маленькие лебеди олицетворяют детство с его жизнерадостностью; в то же время сцепленные руки танцовщиц говорят о дружбе и верности.

Танец маленьких лебедей из 2-го акта балета

Танец маленьких лебедей из 2-го акта балета “Лебединое озеро”. Большой театр, 1970 год

Ключевые движения: амбуате — последовательные переходы с ноги на ногу; жете — движение, исполняемое с броском ноги; па-де-ша — прыжковое движение: согнутые ноги поочерёдно отбрасываются назад, корпус прогибается.

Танцовщиц на роли маленьких лебедей подбирают очень тщательно: как правило, это миниатюрные балерины без существенной разницы в росте.

Синхронность в танце должна быть идеальной — из-за пачек балерины не могут следить за ногами друг друга.

Сцена из балета П. И. Чайковского

Сцена из балета П. И. Чайковского “Лебединое озеро”. Три лебедя – артистки балета Наталья Бессмертнова (в центре), Л. Иванова и Наталья Рыженко. Большой театр, 1965 год. Фото – Александр Макаров

«Маленьких» лебедей сразу же сменяет тройка «больших»: создаётся контраст с детским, наивным настроением предыдущего танца.

Их движения стремительны и воздушны — танец воплощает мечту Одетты и всей лебединой стаи о свободе.

Одетта

Майя Плисецкая – Одетта. Большой театр, 1972 год

Цепочку танцев перед общей концовкой венчает вариация Одетты.

В ней вся композиция соединяется воедино, выливаясь в лирический танец — предвкушение любви и свободы.

Ключевые движения: тур ан деор — поворот на 360° «наружу», то есть по направлению от опорной ноги; сисон — прыжковое движение с двух ног на одну.

“Лебединое озеро”. Действие второе, картина III

«Чёрное» па-де-де

Зигфрид и Одиллия

Па-де-де (фр. pas de dois, «танец для двоих») — хореографическая композиция, сложная по технике, призванная раскрыть глубину образов героев дуэта.

Одиллия - Светлана Адырхаева, Большой театр, 1967 г.

Одиллия – Светлана Адырхаева, Большой театр, 1967 год

Мариус Петипа, сочиняя третью картину балета, сделал па-де-де и танцевальным, и смысловым центром акта. Танцу предшествует сцена в замке: закончен бал невест, и все они отвергнуты Зигфридом, который верен Одетте. Вдруг появляется незнакомка в чёрном — Одиллия, дочь Злого гения, обладающая поразительным внешним сходством с Одеттой.

Принц с каждым шагом танца всё больше поддаётся её чарам и в конце концов совершает трагическую ошибку, поклявшись ей в любви.

До «Лебединого озера» па-де-де было просто эффектным танцевальным номером, но благодаря Петипа оно приобрело сюжетную и драматическую функцию.

“Лебединое озеро”. “Черное” па-де-де

Чаще всего Одетту и Одиллию танцует одна балерина. Одиллия была задумана как мистический антипод Одетты: королева бала, прекрасная обольстительница, окутанная тайной.

Её пластика напоминает лебедя-Одетту, но в демонической вариации — броская смена поз, стремительные, властные движения.

Структура па-де-де

Структура па-де-де

32 фуэте Одиллии

Фуэте — это быстрое вращение на одном месте, при этом находящаяся в воздухе нога выбрасывается в сторону на 45-90° и приводится к колену другой ноги при каждом обороте.

В классических па-де-де (в «Лебедином озере», «Корсаре» и др.) балерина выполняет 32 фуэте подряд. Впервые такое количество оборотов исполнила итальянская танцовщица Пьерина Леньяни в балете «Золушка» в 1893 году.

В 1895-м Леньяни повторила виртуозный номер на премьере новой редакции «Лебединого озера».

В контексте партии Одиллии виртуозное фуэте символизируют зловещее ликование: принц окончательно покорён.

“Лебединое озеро”. Балет-символ

К 2017 году сценическая история «Лебединого озера» насчитывает уже 140 лет. Лучшие традиции хореографической школы сохраняются, хотя каждый хореограф старается найти собственный подход к постановке.

Образы девушек-лебедей стали одним из самых узнаваемых символов нашей культуры, а история трагической любви, рассказанная в танце, продолжает удивлять зрителей по всему миру.

Редактор Анастасия Троянова
Дизайнер Денис Запорожан
Иллюстратор Лера Базанкова
Анимация Алексей Дроздов
Программист Андрей Богачёв
Руководитель Александр Вершинин
Арт-директор Антон Степанов

Источник