Меню

Лебединое озеро в 1985



Лебединое озеро. Что стало прототипом классического сюжета? А также несколько экранизаций известного балета

Прототип Лебединого озера меня интересовал давно.

Напомним, премьера «Лебединого озера» на сцене Большого театра состоялась 140 лет назад. Публика приняла балет довольно прохладно.

Глубокая музыка ЧАЙКОВСКОГО не нашла тогда достойного воплощения в танце и не встретила понимания.

Зато сейчас этот балет — одно из немногих классических произведений, о которых знают не только заядлые театралы, но и простые обыватели.

Даже если бы Петр Ильич не написал за свою жизнь ничего, кроме «Лебединого озера», то на сегодняшний день его гонорар, по данным делового журнала «Businessweek», составил бы около $1,2 миллиарда.

В основу «Лебединого озера» положена старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращенной в лебедя проклятием злого колдуна — рыцаря Ротбарта.

Чары злого гения действуют днем, но с приходом луны белый лебедь превращается в девушку.

Прекрасную Одетту на берегу озера во время охоты встречает принц Зигфрид.

Потрясенный ее историей, он клянется ей в вечной любви. Цепь трагических событий приводит к схватке Зигфрида с Ротбартом, но бурные волны разбушевавшейся на озере стихии поглощают и рыцарей, и заколдованных лебедей.

Освободившаяся от злых чар Одетта соединяется с Зигфридом в потустороннем мире.

Чайковский верил, что его смерть тоже будет связана с водой. Однажды после очередных переживаний из-за неудач в личной жизни он весьма оригинально пытался покончить жить самоубийством. Осенней ночью 1877 года Петр Ильич простоял несколько часов в Москве-реке, ледяная вода доходила ему до горла. Композитор надеялся заболеть воспалением легких и покинуть этот мир, но даже не кашлянул.

Смерть настигла его 16 лет спустя. Он подхватил холеру, выпив стакан некипяченой воды в элитном петербургском ресторане Лейнера на углу Невского проспекта и набережной Мойки.

Выросшая из античности, европейская культура многократно «перепела» все ее сюжеты, особенно игривого содержания, которые можно было использовать, не опасаясь строгого осуждения морализаторов.

Самый же знаменитый сексуальный сюжет из Древней Греции — это момент совокупления жены спартанского царя Тиндарея, прекрасной Леды и Зевса. Бог-громовержец овладел Ледой, представ перед ней в образе лебедя.

В силу своего эротического содержания миф пользовался особой популярностью в искусстве эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Корреджо открыто изображали Леду в момент ее совокупления с Зевсом либо после него.

Пушкин описывает этот момент в кантате «Леда» тоже предельно откровенно:

Покров красавицы стыдливой,

Небрежно кинутый, у берега лежал,

И прелести ее поток волной игривой

С весельем орошал…

К Леде прекрасной

Лебедь в искусстве того времени — символ «удовлетворения сексуального желания». Чайковский, разумеется, прекрасно об этом знал и сублимировал свое неудовлетворенное желание в музыке. Живое воображение гения рисовало совершенно четкие картины, где лебедями были отнюдь не заколдованные девушки.

В петербургском обществе о такой метаморфозе прекрасно догадывались, поэтому и не приняли балет на ура.

Для жителей бывшего СССР балет имеет довольно зловещее значение.

Его крутили по телеку во время смерти генсеков и все дни августовского путча 1991 года.

Идея использовать музыку Чайковского как седативное средство принадлежит Юрию Андропову.

Он, будучи шефом КГБ, получал множество доносов на высокое начальство о том, что они засыпают в театре во время этого длинного балета и дискредитируют своим некультурным поведением партию.

Вот Юрий Владимирович и дал команду председателю Гостелерадио СССР Сергею Лапину поставить «Лебединое озеро» в день смерти Леонида Ильича Брежнева. Вогнать народ в тоску и сонливость.

При этом танец маленьких лебедей считается самым веселым моментом мировой балетной классики. На него существует огромное количество пародий. Наиболее удачная показана в 15-м выпуске мультфильма «Ну, погоди!»:

В качестве прототипов, вдохновивших Чайковского на балет называлась русская народная сказка «Белая уточка» и «Украденное покрывало» в пересказе Иоганна Музеуса.

Но в этих сказках, как говорится, было все не так.

В «Лебедином озере» излагается почти шекспировская трагическая история Одетты, уже не принцессы, а королевы лебедей, которую превратил в птицу и преследовал злой колдун Ротбарт — Хозяин лебединого озера.

Королева лебедей встречает принца Зигфрида, тот клянется ей в вечной любви и это должно избавить Одетту от злых чар.

Но до свадьбы дело не доходит. Предусмотрительный Ротбарт является на бал к принцу вместе с дочкой Одиллией, которую принц то ли принимает за Одетту, то ли просто забывает о ней, увидев новую красотку, но в результате Зигфрид почти называет самозванку своей невестой, а видевшая все Одетта бежит к озеру в слезах.

Зигфрид догоняет её и молит о прощении.

А далее, существует несколько вариантов. Зигфрид решает собственной смертью искупить вину, тем доказать верность и снять заклятие с Одетты, но она не может без него жить, и обеих героев поглощает озеро.

Либо Одетта заявляет ему, что все между ними кончено, и топится в озере. Зигфрид пытается удержать девушку, и в итоге оба погибают.

По другому, более редкому варианту Зигфрид бросает вызов Ротбарту и побеждает его, а Одетта оказывается спасена.

В «Белой уточке» — наиболее близкой к либретто — речь идет о княгине превращенной в утку злой колдуньей пока князь находится в отлучке.

Колдунья заменяет законную супругу собой и живет припеваючи, пока уточка не выводит детишек и, при попытке колдуньи их убить, законный отец узнает правду и всех спасает.

Сюжет, где муж проживает с притворяющейся его женой ведьмой, довольно распространен.

И главная тема в таких сказках — ослушание, ведь княгиня нарывается на превращение, потому что нарушает запрет мужа, например, не выходить в его отсутствие из терема.

Однако в «Лебедином озере» эта тема уходит, а на первый план выводится осуждение адюльтера и неумения сдержать слово.

В «Украденном покрывале» Музеуса история оказывается перевернутой. Главный герой в ней мужчина — солдат швабской армии Фридберт (имя созвучно с Зигфрид).

Героиня — принцесса, потомок Леды, которая может превращаться в лебедь по собственному желанию.

Прельщенный её красотой Фридберт завладевает её волшебным покрывалом, и не сознаваясь девушке в этом, делает вид, что всячески хочет ей помочь.

Его расчет прост. Он собирался добиться ситуации, как говорила Людмила в «Москва слезам не верит»: «Меня любит, без ребенка жизни не представляет, еще и прощения просить будет».

Дело и правда идет к свадьбе, но перед самым бракосочетание простодушная мамаша героя случайно отдает Каллисте её покрывало и девушка понимает, что её жестоко обманывали все это время.

Она накидывает покрывало и улетает, а незадачливому ловцу лебедей ничего не остается, как отправляться её искать.

Ибо неосуществленная страсть и чувство вины — страшная движущая сила.

Само собой Фридберт находит свою зазнобу, при том умирающей от любви. Для приличия она попытаться прогнать обманщика, но тот знал что говорить и, конечно, оправдал своё плутовство любовью к ней.

Далее следует счастливое воссоединение не особо знатного и, прямо скажем, не особо благородного героя с принцессой, которая щедро отсыпает ему всех благ.

Сказка эта мне не нравится. Написана она в 18 веке слишком сладким куртуазным языком, в галантном духе и потому, осуждаемый в «Лебедином озере» адюльтер, тут цветет и пахнет во всю, как и идея «любовь спишет все».

И она правда списывает гигантские количества обмана. Герои просто поражают своей омерзительностью.

Что предприимчивый Фридберт, что мнимый монах Бено, что Прекрасная Зоя — чувственная мамаша Каллисты.

Главный герой, конечно же, первейший галант, но если отбросить это, то в сухом остатке окажется — обманщик, дезертир, мнимый отшельник и просто оборотистый парень, распродающий под видом святых реликвий свои лохмотья и посох другого отшельника, а так же приписавший себе родовитую родословную, чтобы жениться на Каллисте. Я бы сказала, что он образцовый делец.

До рыцаря же ему как до луны, и Зигфрид, польстившийся на Одиллию, перед ним просто ангел.

Любовь тут оправдывают мнимое монашество, которое принимает Бено, мечтая лишь об одном — снова увидеть лебедь-Зою и отобрать у неё крылья.

Любовью оправдывает все свои действия Фридберт. Любовью оправдывает свою тягу к заезжему рыцарю Прекрасная Зоя, и Каллисто, конечно же, оказывается дочкой Бено, а не законного папеньки.

Читать детям не рекомендую, да и взрослым будет скучно.

Хочу сказать, что в русских сказках сюжет украденных крыльев встречается тоже.

Я бы даже решила, что он и послужил основой сказки Музеуса, но наши Иваны-царевичи поступали честнее, во всяком случае, морская царевна влюблялась, зная кто он такой и на что способен.

Читайте также:  Содержание балета лебединое озеро чайковского краткое содержание

Так что превращение в балет пошло сюжету на пользу.

В виде «Лебединого озера» он стал проще, но романтичнее и заговорил о вечных ценностях верности, жертвенности и любви, дающей силы и спасающей от козней. На том, видимо, и стоит.

Кстати, Пушкинская Царевна- лебедь из сказки про царя Салтана и его сына Гвидона, тоже прямой аналог «Лебединого озера» (Рисунок принадлежит Iren Horrors):

Хотя оригинал заканчивается трагично, в СССР такие концовки были неприемлемы.

Странно, что она с Русалочкой Андерсена, по которой мультфильм сняли, прокатила, а с Лебединым Озером — нет.

В 1981 году японская компания «Toei Animation», известная своими шедеврами про Кота в сапогах и Русалочку Андерсена, выпустила аниме «Лебединое озеро» (яп. 世界名作童話 白鳥の湖 Sekai Meisaku Dōwa Hakuchō no Mizūmi):

Оно почти в точности следовало оригиналу, но в конце персонажи остались живы.

В 1994 году по мотивам балета Чайковского вышел американский мультфильм «Принцесса Лебедь»:

Мультфильм срежиссирован Ричардом Ричем — бывшим диснеевским режиссёром.

Имеется девять сиквелов:

«Принцесса-лебедь: Тайна замка» (1997)
«Принцесса-лебедь: Тайна заколдованного замка» (1998)
«Принцесса-лебедь: Рождество» (2012)
«Принцесса-лебедь: Королевская сказка» (2014)
«Принцесса-лебедь: Пират или принцесса?» (2016)
«Принцесса-лебедь: Королевское прикрытие» (2017)
«Принцесса-лебедь: Королевская тайна» (2018)
«Принцесса-лебедь: Царство музыки» (2019)
«Принцесса-лебедь: Королевская свадьба» (2020)

Сюжет весьма далёк от оригинала, и повествует о том, что будучи детьми, принц Де́рек (заменяет принца Зигфрида) и принцесса Оде́тт были обручены и каждое лето должны были проводить вместе, потому что их овдовевшие родители надеялись, что их дети в конце концов полюбят друг друга и поженятся. Таким образом, два королевства наконец-то объединятся.

Пока Дерек и Одетт были маленькими, они совершенно не нравились друг другу, но, повзрослев, молодые принц и принцесса всё же влюбились друг в друга.

Однако случается так, что Одетт обижается на Дерека и решает, что станет его женой только если Дерек докажет, что он любит её такой, какая она есть, а не за одну только её красоту.

В это время лорд Ротбарт — злой колдун, который в своё время был изгнан из королевства Ви́льяма (отца Одетт), задумывает коварный план по захвату власти: вместо завоевания королевства силой, стать королем законно, женившись на наследнице.

Мстительный Ротбарт убивает короля Вильяма и похищает юную Одетт, налагая на неё заклятье, в силу которого она днём превращается в лебедя и лишь ночью, при луне, может становиться человеком.

И лишь клятва в вечной любви Дерека или замужество с Ротбартом может расколдовать её.

В последнем случае Ротбарт получает в свою собственность королевство.

А если же Дерек поклянётся в вечной любви другой, Одетт погибнет.

Также у Одетты в данной версии есть друзья — черепаха Скороход, птица-тупик Лейтенант Пуффин и лягушка Жан-Прыг (который считает себя принцем и надеется превратиться в него после поцелуя прекрасной принцессы).

В 2003 году вышел последний мультфильм по мотивам балета Чайковского — на этот раз про Барби:

Здесь самая знаменитая кукла в мире предстаёт в роли красавицы Одетт — дочери пекаря в данной интерпретации, последовавшей за единорогом в Заколдованный Лес.

Злой волшебник Ротбарт, который в данной версии превращался не в филина, а ястреба, желая победить свою кузину, Королеву Фей, и захватить Заколдованный Лес, превращает бедняжку Одетт в лебедя.

К счастью, сказочной Фее удаётся снять часть заклятья, и теперь героиня Барби превращается в птицу лишь при свете дня, ночью же снова становится прекрасной девушкой.

Примерно так гласит описание.
На самом деле, девушку завлекла в Лес 🌲 неосторожная и хвастливая Единорог Лила, когда её пытались схватить местные охотники.

Одетта добывает волшебный кристалл, который провозглашает ее судьбу как спасителя заколдованного леса.

Опять это чертово клише с пророчествами и Избранными!

Из одной сказки в другую!
Одетта также встречается с другими лесными эльфами (которые выглядят как обычные дети): Карлита, которая теперь скунс; Иван — дикобраз; Мариса — олень; Лиана — лиса; Келли — лебедь; и Дженни — мышь.

Отец Одетты и её младшая сестра Мари начинают искать ее, боясь, что Одетта пропала.

Также в этой истории дочь Ротбарда, Одилию, превратили в капризную, одержимую модой, весьма непривлекательную особу.

Источник

Почему «Лебединое озеро» стало символом конца Советского Союза

22 мая 2012, 12:16

10 ноября вечером в СССР на День советской милиции по телевидению всегда шел концерт звезд советской эстрады. Но в 1982 году концерт отменили. Вместо него на телеэкраны пустили «Лебединое озеро». Простые граждане поняли, что в стране что-то случилось. О смерти Брежнева сказали гораздо позже. Такое в Советском Союзе затем повторялось не раз.

Выступления звезд российского балета на сцене Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая в Алматы в последние годы стали довольно привычным явлением.

Местный зритель уже привык к тому, что каждый год (обычно это ближе к концу театрального сезона) можно насладиться выступлением какого-нибудь звездного дуэта, а то и целого звездного десанта. И не отпугивает относительно высокая (по алматинским меркам) цена билетов — два предыдущих сезона она была в пределах 10–25 тысяч тенге (около 70–170 долларов).

В этом году «русский балетный сезон» (если это можно так назвать) в Алматы первыми представили прима Мариинского театра Алина Сомова и премьер Михайловского театра Леонид Сарафанов, исполнив роли Одетты-Одиллии и Зигфрида в «Лебедином озере». Оба лауреаты национальной театральной премии «Золотая маска», а также престижных международных конкурсов.

«ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО» ТВОРИЛИ НЕ ДЛЯ ПРОПАГАНДЫ

Как рассказал Леонид Сарафанов после выступления на сцене Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая, «Лебединое озеро» — это беспроигрышный вариант для публики и для кассы:

— Мы с Алиной Сомовой здесь в первый раз, нас здесь никто не знает. И если мы будем приезжать еще, то можно будет экспериментировать с названиями и привозить не только классику. Но поскольку сейчас мы здесь в первый раз, то никто не хотел рисковать и выбрал беспроигрышный вариант. Ну, думаю, все остались довольны?!
Алина Сомова, балерина Mариинского театра России, и солист балета национальной оперы Украины Леонид Сарафанов. Алматы, май 2012 года.
Действительно, если в театре оперы и балета имени Абая и без российских балетных звезд «Лебединое озеро» зачастую идет с аншлагом (на все спектакли в течение последних двух лет билеты продавались полностью), так что уж говорить о спектакле с участием звездного дуэта.

Нынешний год уже 135-й в сценической истории балета «Лебединое озеро» — первого балета Петра Чайковского. Первую постановку осуществил Юлиус Рейзингер. Однако особого зрительского успеха она не имела. Балет просуществовал в репертуаре до 1883 года. Считается, что неуспех этой первой постановки объяснялся неспособностью московской труппы постичь музыку Чайковского.

«Я верю, — писал Чайковский, — что придет и мое время, хотя, конечно, гораздо после того, как я уже буду на том свете».

Да, он оказался прав. Но, как показала в своем исследовании «Метаморфозы „Лебединого озера“. Краткий курс истории одного мифа» Марина Раку, композитор занял место великого классика после периода его энергичного сбрасывания с корабля современности. Полемика об идеологическом значении музыки Чайковского продолжалась до середины 1930-х годов. К тому времени с его музыки еще не были сняты левацкие обвинения в упадничестве, интеллигентской чувствительности, мистицизме.

Отказ новой пролетарской культуры от Чайковского означал бы конфронтацию с реально существующими вкусами публики. Власти необходимо было «сменить анкету» полуопальному композитору для определения «классового лица». И тогда была выведена следующая формула его творчества: доступность, массовость, искренность. С этого времени всесторонне обосновывается аттестация Чайковского как мастера художественного реализма. Его музыка начинает использоваться как символ «национального героизма».

Одновременно происходила трансформация и стиля балетов Чайковского в сторону героизации, снятия пассивно-меланхолического налета, мистицизма. Так определялась эстетика советского образа классического балета.

«Лебединое озеро» со временем стало одним из самых любимых балетов советского зрителя. Возможно, этому способствовала его доходчивость, аполитичность сюжета, отчетливая национальная специфика. Но чего не мог предположить и сам Чайковский, так это того, что его «Лебединое озеро» станет символом и Большого театра, и всего советского балета, и со временем — самым политизированным балетом.

Читайте также:  Лебединое озеро какая форма

ГЛАВ ГОСУДАРСТВ ПОТЧЕВАЛИ «ЛЕБЕДИНЫМ»

В первой книге воспоминаний Майя Плисецкая много места уделила «Лебединому озеру». В ее жизни этот балет сыграл решающую роль. Она станцевала его более 800 раз в течение 30 лет с 1947 по 1977 год. С ее участием этот балет шел в десятках городов мира на всех континентах. Особенно всласть Плисецкая натанцевалась для высоких заморских гостей. С началом хрущевской оттепели в Москву всё чаще стали наведываться главы иностранных государств.

Гостей всегда сопровождал Никита Хрущев. Как подметила Плисецкая, насмотрелся он «Лебединого» до тошноты. К концу своего генсекства пожаловался балерине:

— Как подумаю, что вечером опять «Лебединое» смотреть, аж тошнота к горлу подкатит. Балет замечательный, но сколько же можно. Ночью потом белые пачки вперемешку с танками снятся.

ДОЛГОИГРАЮЩАЯ ПОМИНАЛЬНАЯ МЕЛОДИЯ

10 ноября в СССР всегда торжественно отмечали День советской милиции, который в эпоху телевидения сопровождался вечером концертом звезд советской эстрады. Но в 1982 году концерт отменили. Вместо него на телеэкраны пустили «Лебединое озеро». Простые граждане поняли, что в стране что-то случилось. Как оказалось, умер генеральный секретарь Леонид Брежнев. Музыка из «Лебединого» была фонограммой не только на похоронах Брежнева, но и его преемников — Юрия Андропова, Константина Черненко.

Отвечая на этот вопрос, апеллируют к истории создания музыки к балету. Биографы Чайковского нашли его свидетельство, что работу над инструментовкой балета композитор хотел закончить к Фоминой неделе, то есть сразу после Пасхи. На эту неделю выпадает знаменитая Радуница, или день поминовения усопших, попросту — родительский день. И предположили, что поминальная тематика той недели ассоциативно отразилась на творении Чайковского.

Лет семь назад Мария Гольцман из Тартуского университета предложила близкое объяснение, но уже облаченное в термины семиотики, культурного символизма. Она отметила, что центральная тема в «Лебедином» — тема смерти. И это делает его идеальной областью для проекций коллективной эмпатии (сопереживания, сочувствия) и превращает телетрансляции, предпринимавшиеся обычно в дни праздников или траура, в сеанс общенационального катарсиса (очищения).

Кульминацией вторичной, более поздней семантики «Лебединого» стали дни августовского путча в августе 1991 года, когда этот балет на протяжении всех трех дней путча показывали по всем телеканалам. И «Лебединое озеро» стало одновременно и эмблемой политической реставрации, и как бы одним из заключительных аккордов советской эпохи, ее лебединой песней.

Источник

Балет балетов — «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского

Сцена из балета «Лебединое озеро» в постановеке Большого театра

Wonder&Wander [RU]

854 подписчика

Сцена из балета «Лебединое озеро» — Адажио

Без преувеличения можно сказать, что «Лебединое озеро» — это самый знаменитый балет в мире.
Необычный заказ получил Пётр Ильич Чайковский в 1875 году от Дирекции императорских театров. Необычным он был потому, что серьезные композиторы не брались прежде за написание партитур для балета. Но, вопреки ожиданиям, Чайковский согласился.

В основу сюжета положены многие фольклорные мотивы, в том числе старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя проклятием злого колдуна — рыцаря Ротбарта.

Премьера балета состоялась 4 марта 1877 года на сцене Большого театра в Москве.
Оригинальная хореография была создана Юлиусом Венцелем Райзингером (Резингером).
Первой исполнительницей партий Одетты и Одилии стала балерина Полина (Пелагея) Михайловна Карпакова (1845-1920).

Но сценическая судьба спектакля оказалась непростой. На четвёртом представлении главную партию впервые исполнила Анна Иосифовна (Казимировна) Собещанская (1842-1918), и в третьем акте появилось новое па де де (Pas de deux) принца Зигфрида и Одиллии, поставленное специально для неё Мариусом Ивановичем Петипа.
Постановка Юлиуса Райзингера была признана неудачной и не имела успеха.

В 1882 году балетмейстер Йозеф Гансен возобновил и частично отредактировал старый спектакль.

В 1894 году в концерте, посвященном памяти Петра Ильича Чайковского, был показан второй акт балета в постановке Льва Ивановича Иванова.
Главные партии танцевали: итальянская танцовщица Пьерина Леньяни и Солист Его Императорского Величества Павел Андреевич Гердт.

15 января 1895 года в Мариинском театре спектакль был поставлен целиком.
Либретто заново пересматривалось Мариусом Петипа и Модестом Ильичом Чайковским — братом Петра Ильича.
Партитура — Мариусом Петипа и Рикардо Дриго.
Хореография принадлежала (первая картина первого акта, второй акт, за исключением венецианского (этот танец часто ошибочно называют неаполитанским) и венгерского танцев и апофеоз) Мариусу Ивановичу Петипа и Льву Ивановичу Иванову (вторая картина первого акта, венецианский и венгерский танцы — во втором и третий акт).

Версия Петипа — Иванова стала классической. Она лежит в основе большинства последующих постановок «Лебединого Озера», кроме крайне модернистских. На сегодняшний день из всех существующих редакций балета едва ли найдутся хотя бы две, имеющие полностью одинаковые театральные партитуры.

Наиболее радикальными в этом отношении версиями считаются венская постановка Рудольфа Нуреева и версия Владимира Павловича Бурмейстера, который доводился дальним родственником Петру Ильичу Чайковскому.

История создания и постановки балета «Лебединое озеро» в телевизионной передаче из цикла «Абсолютный слух»

В детском возрасте начал выступать на сцене в балетах, поставленных его отцом. Работал балетмейстером в Нанте. В молодости гастролировал с отцом, выступая во Франции, в США и в Испании.

В 1847 году Петипа по приглашению российских властей приехал в Петербург. Его дебют состоялся на сцене Петербургского Большого (Каменного) театра.
В этом же 1847 году дебютировал в качестве балетмейстера, перенеся на петербургскую сцену балет Ж. Мазилье «Пахита».
После этого работал в России — сначала в качестве артиста балета и педагога, с 1862 года — в качестве балетмейстера.
С 1869 по 1903 годы занимал должность главного балетмейстера.
В 1894 году получил российское гражданство.

Мариус Петипа скончался в Гурзуфе 1 (14) июля 1910 года. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга.

Балет конца XIX-го века часто называют эпохой Петипа. Мариус Петипа создал свод правил балетного академизма. Его спектакли отличались не только мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий, но и тем, что он сделал музыку одним из главных составляющих искусства балета.

«Третья молодость» — художественный фильм, посвящённый жизни и творчеству выдающегося балетмейстера Мариуса Ивановича Петипа

«Лебединое озеро» — это балет балетов. Все знаменитые балерины танцевали партии Одетты-Одилии.
На сцене Большого театра в этих ролях блистали великие советские балерины Галина Уланова и Майя Плисецкая. Характеру Галины Улановой больше отвечал образ белого лебедя — Одетты, а характеру Майи Плисецкой больше соответствовал образ чёрного лебедя — Одилии.

Адажио из балета «Лебединое озеро» (1953)
Одетта — Галина Уланова
Принц Зикфрид — Константин Сергеев

Балет «Лебединое озеро» в постановке Большого театра СССР (1973)
Одилия — Майя Плисецкая
Принц Зикфрид — Валерий Ковтун

М. Плисецкая — Умирающий лебедь. 39 178 И.Алегрова.И.крутой.Незаконченная любовь. 5 077 Анастасия Волочкова. Умирающий лебедь 31 524 ROXETTE — Salvation 593 Ballet — Фильм\Балет — Лебединое озеро (Галина Ул. 1 691 9 994 Лебединое озеро (1976) 1 043 Майя Плисецкая в балете «Лебединое озеро» П.И.Чайк. 9 528 Evanescence — My Immortal 1 418 Чайковский. Лебединое озеро (фильм-балет; 1968г) 3 092 Nelly Furtado — say It right 5 551 Анна Павлова. Умирающий лебедь.1924 14 817 Madonna, Spears, Aguilera (KISS) 15 039 Галина Уланова. Лебедь 10 549 Лебединое озеро балет (Scala Ballet 2004) 923 Лучшая балерина мира- Сильви Гийом. Китри. 26 285 Галина Уланова — Лебединое озеро 1 702 Е.Максимова (1963), М.Плисецкая (1968)-Дон Кихот 12 972 Семилетняя балерина исполняет 32 фуэтэ! 4 116 Майя Плисецкая — Кармен-сюита 17 429 Ульяна Лопаткина. Умирающий лебедь 5 938 Фильм-балет:-Лебединое озеро.(1957г). 844 Мастера русского балета «Лебединое озеро» 1953 230 Волочкова — вариация Китри 17 331 ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО (мужской балет) 1 077 Г. Уланова и М.Плисецкая в балете «Бахчисарайский . 251 А.Волочкова — Кармен 3 797 Балет Лебединое озеро часть 4 101 Плисецкая, Васильев — Лебединое 669 Майя Плисецкая. «Майя» (док.фильм, 1995) 1 618 Анастасия Волочкова — Умирающий лебедь 9 108 «Лебединое Озеро» — Рудольф Нуриев, Марго Фонтейн. 1 235 цыганская дискотека 8 442 Майя Плисецкая. «Умирающий лебедь» 298 Подготовьте лунный свет Лебединое озеро 1957 год М. 91

«Лебединое озеро» — документальный фильм (1957)
Партия Одетты-Одилии — Майя Плисецкая

В предлагаемом фильме среди танцовщиков нет таких громких имён, тем не менее, на сцене Большого театра случайных людей раньше не бывало, особенно, в балетной труппе.
Это знаменитая постановка «Лебединого озера» главного балетмейстера Большого театра Юрия Николаевича Григоровича.

Балет «Лебединое озеро» в постановке Большого театра СССР (1989)
Балетмейстер — Юрий Григорович
Дирижёр — Альгис Жюрайтис
Художник — Симон Вирсаладзе
Партия Одетты-Одилии — Алла Михальченко

Читайте также:  Где есть озеро в екатеринбурге

Источник

Лебединое озеро в 1985

Действующие лица

Владетельная принцесса
Принц Зигфрид, ее сын
Бенно, его друг
Вольфганг, наставник принца
Одетта, королева лебедей
Фон-Ротбардт, злой гений, под видом гостя
Одиллия, его дочь, похожая на Одетту
Церемониймейстер, герольд, друзья принца, придворные кавалеры, лакеи, придворные дамы и пажи в свите принцессы, невесты, поселяне, поселянки, лебеди, лебедята

Действие происходит в сказочные времена, в Германии.

Действие первое

Парк перед замком.

Сцена 1.
Бенно и товарищи ожидают принца Зигфрида, чтобы весело с ним отпраздновать его совершеннолетие. Входит принц Зигфрид в сопровождении Вольфганга. Начинается пир. Крестьянские девушки и парни являются принести поздравления принцу, который приказывает угостить мужчин вином, а девушек одарить лентами. Подвыпивший Вольфганг распоряжается исполнением приказаний своего воспитанника. Танцы крестьян.

Сцена 2.
Вбегают слуги и возвещают приближение принцессы-матери. Известие это расстраивает общее веселье. Танцы прекращаются, слуги спешат убрать столы и скрыть следы пиршества. Молодежь и Вольфганг делают усилие, чтобы притвориться трезвыми. Входит принцесса, предшествуемая свитой; Зигфрид идет навстречу матери, почтительно ее приветствуя. Она ласково упрекает его за то, что он пытается обмануть ее. Ей известно, что он пировал сейчас, и пришла она не за тем, чтобы мешать ему веселиться в кругу товарищей, а за тем, чтобы напомнить, что настал последний день его холостой жизни и что завтра он должен сделаться женихом.

На вопрос: кто его невеста? Принцесса отвечает, что это решит завтрашний бал, на который она созвала всех девушек, достойных стать ее дочерью и его женою; он выберет сам наиболее ему нравящуюся. Разрешив продолжать прерванное пиршество, принцесса уходит.

Сцена 3.
Принц задумчив: ему грустно расстаться с привольной, холостой жизнью. Бенно уговаривает его заботой о грядущем не портить приятного настоящего. Зигфрид подает знак к продолжению увеселений. Пир и танцы возобновляются. Совершенно опьяневший Вольфганг смешит всех своим участием в танцах.

Сцена 4.
Вечереет. Еще один прощальный танец, и пора расходиться. Танец с кубками.

Сцена 5
Пролетает стая лебедей. Молодежи не до сна. Вид лебедей наводит их на мысль закончить этот день охотой. Бенно знает, куда слетаются лебеди на ночь. Оставив опьяневшего Вольфганга, Зигфрид и молодые люди уходят.

Скалистая дикая местность. В глубине сцены озеро. Направо, на берегу, развалины часовни. Лунная ночь.

Сцена 1
По озеру плывет стадо белых лебедей. Впереди всех лебедь с короной на голове.

Сцена 2.
Входит Бенно с несколькими товарищами из свиты принца. Заметив лебедей они готовятся стрелять в них, но лебеди уплывают. Бенно, отправив своих спутников доложить принцу, что они нашли стадо, остается один. Лебеди, обратившись в юных красавиц, окружают Бенно, пораженного волшебным явлением и бессильного против их чар. Его товарищи возвращаются, предшествуя принцу. При их появлении лебеди отступают. Молодые люди собираются стрелять в них. Входит принц и тоже прицеливается, но в это время развалины освещаются волшебным светом и появляется Одетта, умоляющая о пощаде.

Сцена 3.
Зигфрид, пораженный ее красотой, запрещает товарищам стрелять. Она выражает ему благодарность и рассказывает, что она принцесса Одетта и подвластные ей девушки несчастные жертвы злобного гения, околдовавшего их, и они осуждены днем принимать образ лебедей и только ночью, близ этих развалин, могут сохранить свой человеческий вид. Их повелитель, в образе филина, стережет их. Страшные чары его будут продолжаться до тех пор, пока кто-нибудь не полюбит ее неизменно, на всю жизнь; только человек, не клявшийся никакой другой девушке в любви, может быть ее избавителем и возвратить ей прежний образ. Зигфрид, очарованный, слушает Одетту. В это время филин прилетает и, превратившись в злого гения, появляется в развалинах и, подслушавши их разговор, исчезает. Зигфридом овладевает ужас при мысли, что он мог бы убить Одетту, когда она была в виде лебедя. Он ломает свой лук и с негодованием бросает его. Одетта утешает молодого принца.

Сцена 4.
Одетта вызывает всех подруг и вместе с ними старается танцами рассеять его. Зигфрид все более и более очарован красотою принцессы Одетты и вызывается быть ее спасителем. Он еще никогда никому не клялся в любви и поэтому может избавить ее от чар филина. Он убьет его и освободит Одетту. Последняя отвечает, что это невозможно. Погибель злого гения наступит только в тот миг, когда какой-нибудь безумец принесет себя в жертву любви к Одетте. Зигфрид готов и на это; ради нее ему погибнуть отрадно. Одетта верит его любви, верит, что он никогда не клялся. Но завтра наступит день, когда ко двору его матери явится целый сонм красавиц и он будет обязан избрать одну из них в супруги. Зигфрид говорит, что только тогда будет женихом, когда она, Одетта, явится на бал. Несчастная девушка отвечает, что это невозможно, потому что в то время она только в виде лебедя может летать около замка. Принц клянется, что никогда не изменит ей. Одетта, тронутая любовью юноши, принимает его клятву, но предостерегает, что злой гений сделает все, чтобы вырвать у него клятву другой девушке. Зигфрид еще обещает, что никакие чары не отнимут у него Одетты.

Сцена 5
Занимается заря. Одетта прощается со своим возлюбленным и вместе с подругами скрывается в развалинах. Свет зари становится ярче. На озере опять выплывает стадо лебедей, а над ними, тяжело махая крыльями, летит большой филин.

Действие второе

Роскошный зал. Все приготовлено для праздника.

Сцена 1.
Церемониймейстер отдает последние приказания слугам. Он встречает и размещает прибывающих гостей. Выход принцессы и Зигфрида в предшествии двора. Шествие невест и их родителей. Общий танец. Вальс невест.

Сцена 2.
Принцесса-мать спрашивает сына, которая из девушек наиболее нравится ему. Зигфрид находит их всех прелестными, но не видит ни одной, которой бы он мог принести клятву в вечной любви.

Сцена 3.
Трубы возвещают прибытие новых гостей. Входит фон-Ротбардт с дочерью Одиллией. Зигфрид поражен ее сходством с Одеттой и восхищенно приветствует ее. Одетта, в виде лебедя, появляется в окне, предостерегая возлюбленного от чар злобного гения. Но он, увлеченный красотой новой гостьи, ничего не слышит и не видит, кроме нее. Танцы снова начинаются.

Сцена 4
Выбор Зигфрида сделан. Уверенный, что Одиллия и Одетта одно и то же лицо, он избирает ее своей невестой. Фон-Ротбардт торжественно берет руку своей дочери и передает ее молодому человеку, который произносит при всех клятву вечной любви. В этот момент Зигфрид видит в окне Одетту. Он понимает, что стал жертвой обмана, но уже поздно: клятва произнесена, Ротбардт и Одиллия исчезают. Одетта навеки должна остаться во власти злого гения, который в виде филина показывается над нею в окне. Несчастный принц в порыве отчаяния убегает. Общее смятение.

Действие третье.

Пустынная местность близ Лебединого озера. Вдали волшебные развалины. Скалы. Ночь.

Сцена 1.
Лебеди в образе дев тревожно ожидают возвращения Одетты. Чтобы сократить время беспокойства и тоски, они пробуют развлечь себя танцам.

Сцена 2
Вбегает Одетта. Лебеди радостно встречают ее, но отчаяние овладевает ими, когда они узнают про измену Зигфрида. Все кончено; злой гений восторжествовал, и бедной Одетте нет спасения: она навеки осуждена быть рабой злобных чар. Лучше, пока она в образе девы, погибнуть в волнах озера, чем жить без Зигфрида. Подруги напрасно пытаются утешать ее.

Сцена 3
Вбегает Зигфрид. Он ищет Одетту, чтобы, упав к ее ногам, вымолить прощения за невольную измену. Он любит ее одну и произнес клятву верности Одиллии только потому, что видел в ней Одетту. Последняя при виде возлюбленного забывает свое горе и вся отдается радости свидания.

Сцена 4
Появление злого гения прерывает минутное очарование. Зигфрид должен исполнить данную клятву и жениться на Одиллии, а Одетта с наступлением зари навеки обратится в лебедя. Лучше погибнуть, пока есть время. Зигфрид клянется умереть вместе с нею. Злой гений в страхе исчезает. Смерть ради любви к Одетте — его погибель. Несчастная девушка, в последний раз обняв Зигфрида, вбегает на скалу, чтобы броситься с ее высоты. Злой гений в виде филина парит над нею, чтобы обратить ее в лебедя. Зигфрид спешит на помощь к Одетте и вместе с нею кидается в озеро. Филин падает мертвый.

Источник