Меню

Лебединое озеро синхронное плавание



«Мы уже семьи потеряли. Половина из нас разведены». Что не так с нашим самым успешным олимпийским видом спорта

В XXI веке российские синхронистки не отдали ни одной золотой олимпийской медали представительницам других стран. Большинство из чемпионок воспитывались в школе олимпийского резерва «Труд»: Давыдова, Ермакова, Кисилева, Зуева, Ищенко, Ромашина. Всего 18 человек. Сможете назвать хотя бы одну такую же, которая давала подобный результат? Школу неоднократно признавали лучшей в стране. Корреспондент «Матч ТВ» съездил в школу «Труд» и узнал:

  • Как попасть в школу и за что могут отчислить
  • Сколько тренируются дети в синхронном плавании
  • Какие страны переманивают российских тренеров
  • Как выглядит чествование олимпийских чемпионов в Кремле глазами тренеров
  • Из-за чего представители школы «Труд» конфликтуют со своей воспитанницей Анастасией Давыдовой

Ученики школы занимаются в двух бассейнах — в спорткомплексе «Олимпийский» и в учебно-спортивном центре «Труд». Сейчас «Олимпийский» находится на реконструкции. Из-за этого у школы возникли проблемы. Разговор об этом состоялся в бассейне «Труд» на Варшавском шоссе.

На интервью должна была приехать самый титулованный тренер школы Татьяна Данченко. Но наставница, подарившая миру золотые дуэты Ищенко/Ромашина и Давыдова/Ермакова, задержалась на базе «Озеро Круглое», где тренируются сборные команды.

О том, чем сейчас живет школа «Труд», нам рассказала мама Татьяны Данченко, заслуженный тренер России, заместитель директора школы Валентина Теплякова. Общение происходило в тренерской комнате. На фото ниже — это не часть тренерской, это вся комната. Здесь наставники переодеваются, отдыхают между тренировками и обедают.

«Стараемся брать детей как маленьких балерин»

— Как попадают в вашу школу?

— Каждый сентябрь вывешиваем объявление. Стараемся по московским школам ходить, смотрим детишек. Многие хотят в синхронное плавание. У нас рядом школа по плаванию. Допустим, не подходит ребенок для нашего вида спорта, то отдаем в плавание, чтобы детям больно не было. Лучше заняться тем, что больше подходит ребенку, чтобы не было трагедии. Девочка занимается, занимается, занимается, потом растолстела, превратилась в пышку, и на отчисление. Лучше сразу предвидеть этот вариант и уговорить родителей, что лучше пойти заняться чем-нибудь другим. Иногда родители прислушиваются.

— Отбора в школу нет?

— Что значит нет? Зачем же мне брать 100 человек детей, из которых 5 останется? Потом перед каждым родителем буду ходить и упрашивать, что не обижайтесь, но ваш ребенок не подходит? Зачем? У нас строгий отбор. Смотрим, какая кость, какая щиколотка. Стараемся брать детей как маленьких балерин. Знаете, какой конкурс в хореографическое училище? Так и у нас. Зачем нам, чтобы ребенок ломал себе судьбу? Этого нельзя делать. Лучше сразу отказать маленькому.

— То есть у нас за Мальцевым — никого?

— Почему? Есть хороший парень из Нижнего Новгорода у Ольги Брусникиной. Он, пожалуй, даст фору Саше Мальцеву. Хороший, мужественный парень. Есть малыши в школе МГФСО номер 1. У Давыдовой есть мальчик, который от меня ушел. Но не думаю, что у него получится — он ростиком маленький. Знаю пока четырех. Может, еще в регионах есть кто-то.

— За что могут отчислить из школы?

— Бывает, что ребенок тренируется нормально, а в пору полового созревания — где-то в 15-16 лет — девочка начинает сильно раздуваться, пухнуть. Зачем мучиться? Она никуда не попадет. Конечно, отчисляем, но мягко. Пытаемся обучить ее тренерскому мастерству, чтобы она где-то помогала с детьми. Если появляется интерес к этой работе, то она идет в институт и возвращается тренером. Кто-то сам бросает, когда надоедает. А в пьянках наши девочки не замечены. За этим мы очень строго следим. Кошмарных нарушений дисциплины у нас нет. А когда им ее нарушать? Они с утра до поздней ночи заняты, после тренировок еле ноги передвигают.

— Когда родители приводят детей, то, наверное, хотят, чтобы их ребенок попал к Данченко?

— Нет. Как можно тренера такого уровня опустить до маленького ребенка? Это значит, что Данченко должна свою основную работу забросить и взять маленькую девочку. У нас есть тренеры, которые работают с малышами. Вот они до определенного периода ведут. Если появляются у кого-то 14-15-летние звездочки, то тренер подводит их к Данченко: «Татьяна Евгеньевна, посмотрите». А такого нет, чтобы сразу.

«Блата в сборной не существует»

— Как попасть в сборную?

— Работать, работать и работать. Система абсолютно открытая. Целый год идут соревнования. По их итогам определяются лидеры. Потом эти лидеры между собой соревнуются, где Покровская — главный судья. Если девочка талантливая, сильная, обученная, то, поверьте, ее с руками и ногами Татьяна Николаевна в сборную возьмет. Блата не существует. Это я вам однозначно говорю.

— Сколько тренировок у детей?

— У какого возраста?

— Давайте возьмем 12-14 лет.

— По плану им положено 3 часа в день, но они работают в два раза больше.

— Сколько из них проводят в бассейне?

— Час в зале, остальные в бассейне.

— Четыре-пять часов в бассейне?

— Да. Вы поймите, у нас же очень много программ. Чтобы сделать обязательную программу, по которой дальше идет отбор в сборную, надо минимум два часа заниматься шесть дней в неделю. Помимо обязательной есть произвольная. Затем есть соло, дуэт, группа. Произвольных программ полно. У группы должно быть минимум два часа занятий. А ребенок, допустим, работает в двух группах и еще в дуэте. Бывает, что занимается с утра до позднего вечера.

— Как определить: кто подойдет в соло/дуэт, а кто в группу?

— По фактуре — если девочка высокая и выразительная. Ищенко видели? Вот она и солистка. А ровненькие девочки, чтобы один рост был, идут в группы.

— Дети же растут. У них может поменяться фактура.

— Нет. Поверьте мне, мы эту фактуру видим сразу.

— Для вас серебро Олимпиады — это провал?

— Абсолютно нет. Знаю, что другие тренеры, которые работают на высоком уровне, все силы вложили, чтобы победить. Соревнования есть соревнования. Всякое может случится. Может, ведущая спортсменка пойдет по бортику и ногу подвернет. Что серебряная, что бронзовая медаль — это заслуга. Мы все живые люди. Вот сейчас там тренирует Елена Терновская. Она тоже была хорошей спортсменкой. Но когда они толкали поддержку, Лена порвала связки плеча. Рука просто опустилась и не поднималась. Сделали операцию. Все равно после этого она не могла делать опорный гребок — главный в нашем виде спорта. Сильнейшие руки должны быть. Она не смогла стать спортсменкой и пошла работать тренером.

«После приема в Кремле наши воспитанницы садятся в именные машины с водителем, а тренеры на каблуках и в нарядных платьях костыляют до метро»

— У тренеров какой график?

— Рабочий день начинается в семь утра. И до семи вечера тренируем. Получается — по 12 часов в день.

— Мы уже семьи потеряли. Половина из нас разведены, — говорит тренер Ирина Литвинович, которая зашла в тренерскую перекусить.

— Наших тренеров не знают. Кто на слуху? Винер, Черчесов, Тутберидзе. А, например, Данченко уже не знают. Ее за границей больше уважают. Татьяне вручали награду лучшему тренеру мира один раз в Японии и один раз в Канаде. Она мне говорит: «Мама, я никогда такого не видела. Огромнейший зал, тысячи людей, ведут по ступенькам на сцену как звезд, букеты цветов, поздравления». А кто ее здесь знает?

— Это Данченко. А кто знает других тренеров, воспитавших олимпийских чемпионок? Даже никуда не пригласят, — говорит Ирина Литвинович.

— Да, Ира воспитала олимпийскую чемпионку — Лену Прокофьеву.

— Никто не поблагодарил. Хоть на бал олимпийцев пригласите тренеров, — возмущается тренер.

Читайте также:  Фауна озера в африке

— На бал олимпийцев приглашают всех — чиновников, спортсменов. Тренеров — редко. Мы не работаем так: закончил смену — побежал. Сидим столько, сколько нужно детям. По 12-13 часов в день проводим в бассейне. Неохота много говорить. Потом обвинят во всех смертных грехах. Раньше у нас были хотя бы категории: высшая, первая, вторая. В Москве почему-то эти категории отменили, а в области существуют. Допустим, получили девочки заслуженных тренеров, а категории им не присваивают. Сколько, Ира, комиссия рассматривает присвоение категории? Лет пять? Знаете, почему так долго? Для экономии денег. Потому что высшая категория — выше ставка.

— Личным тренерам за олимпийских чемпионов доплачивают?

— Столько, что просто разбежались. Я один раз была в Кремле. Это смешно. Выходишь на Красную площадь. Она вся забита именными машинами. Спортсменки, которых мы вырастили, садятся в эти машины, где есть личный водитель в белой рубашечке с галстучком. На мужчин-тренеров вообще больно смотреть, потому что они любят машины. А женщины-тренеры на каблуках, в нарядных платьях покостыляли по брусчатке, ломая ноги. Кто на троллейбус, кто в метро, кто на такси. Это нормально? У нас не уважают тренеров.

Я считаю, что в синхронном плавании 70 процентов успеха спортсменки зависит от того, в какие руки попадет ребенок. Тренер должен иметь идеальный слух и как балетмейстер ставить балет — от первого движения до последнего. Тренер может взять любую девочку, которая подходит по фактуре, и сделать из нее олимпийскую чемпионку.

Пример — Наташа Ищенко. Она пришла в мою школу в 14 лет и умела плавать только кролем и на спине. Мы были в Дубне, в лагере. Я говорю: «Наташенька, подплыви ко мне, сделай, пожалуйста, балетную ножку». Она сделала. Пятилетние дети так не делают. Это был ужас. Заслуженный тренер Алла Акиншина, которая сидела со мной рядом, мне сказала: «Все, Валька, тебе конец. На этом твоя карьера великого тренера закончилась. Отправляй ее обратно». В итоге Наташа Ищенко стала пятикратной олимпийской чемпионкой.

Тренеров не ценят. Очень многих блатуют уехать. К сожалению или к счастью, они патриотки, за большим рублем не гонятся, стараются здесь, на месте, работать. Спасибо Диме Губерниеву, который во время Олимпиад и чемпионатов мира подробно рассказывает о каждой школе. Человек действительно вник в эту систему.

— Из каких стран переманивают?

— Уже во многих странах наши работают: в Америке, в Италии. В основном не ведущие тренеры уезжают, а средней руки. Почти по всей Европе один-два наших человека есть. Дай бог Татьяне Николаевне здоровья. Пока жива Покровская, Данченко и вся их бригада, до тех пор мы будем иметь золотые медали. Я посмотрела, что делает молодежь, которая пытается быстрее их согнать с пьедестала. Они — недоросли. У них нет внутри этого таланта, золотой жилки постановщика. А когда смотришь программу Покровской, то дышать боишься.

«Я раньше плакала, что так подло обошлись. Сейчас уже как-то привыкла»

— Смена хоть какая-то растет?

— Я не знаю, какая растет. Вырастили мы смену — Анастасию Семеновну Давыдову. Один раз меня пригласили после Лондона в Кремль. Церемония уже прошла, все начали фотографироваться, и я осмелилась подойти к Путину. Представилась. Сказала, что у нас в школе 375 человек детей, что скоро начнут падать результаты, потому что очень тесно, тренироваться негде. Он очень внимательно выслушал, и завертелось. Долго искали место. Нашли на Автозаводской, начали строить бассейн. Построили. Любимая наша Анастасия Семеновна, пятикратная олимпийская чемпионка, которая выросла в нашей школе, будучи вице-президентом ОКР, сказала: «Это мой бассейн».

Там две огромнейших ванны. Одна — как четыре наших бассейна. Детей у нее в школе — 150 человек. Данченко просилась туда тренироваться, чтобы не ездить на Озеро Круглое, где тоже все забито. Анастасия Семеновна сказала: «Хорошо. Дам пять часов». Она-то дала, но подняла температуру воды до 31 градуса. Девочки, которые в олимпийской сборной, плавают при 27-28 градусах. 31 — это убить сердце. Сколько не просила Данченко опустить температуру, ничего не вышло.

— Зачем нужно было поднимать?

— Вот у нее и спросите. Поэтому Данченко ушла. Это ее личный тренер. Личный! Не уважает даже таких людей.

У нас для подготовки к Олимпиаде был бассейн в «Олимпийском». Сейчас его закрыли на реконструкцию. Бассейн, в котором мы здесь занимаемся, — маленький. Здесь олимпийские программы не отработаешь. Он не приспособлен. Хорошо, что есть база на Озеро Круглом (Дмитровский район МО, 70 километров от центра «Труд». — «Матч ТВ»). Но тренерам тоже не наездишься туда-сюда. Данченко утром там работает. В 6 утра едет туда на тренировку. Там оттренировала — должна вернуться сюда, чтобы подрастающих тренировать. Иначе эти уйдут, и ты останешься с нулем.

— Раньше у вас было два бассейна, сейчас — один. Как вы справляетесь?

— Самый страх начнется с июня, потому что в мае «Олимпийский» еще работает. Куда мы денемся? Не знаю. Наш директор уже всю Москву объездил. Конечно, лучший вариант — чтобы нам разрешили работать в одной ванне того бассейна, который нам строили. В одной ванне вся наша школа бы разместилась. Даже двух не нужно. Там одна ванна такая же, как в «Олимпийском». Она огромная, как четыре наши. Но, к сожалению, Анастасию Семеновну трогать боятся.

— Но получается, что тот бассейн на Автозаводской простаивает?

— Конечно. Запускаются какие-то коммерческие группы. Печально, что к своему юбилею я подхожу с этим. Я раньше плакала, расстраивалась, что так подло обошлись. Сейчас уже как-то привыкла. Думаю, как-нибудь доживу.

Источник

«Мне очень плохо, бабуля». Трагедия 20-летней российской синхронистки Ольги Ларкиной

В начале декабря 2005 года в российском спорте случилась трагедия. В самом расцвете сил умерла 20-летняя синхронистка Ольга Ларкина.

Менее чем за полгода до смерти она впервые завоевала титул чемпионки мира и считалась железной претенденткой на место в олимпийской сборной.

Причиной смерти стала аневризма грудного отдела аорты – заболевание, свойственное пожилым мужчинам. За годы в большом спорте ни одно медицинское обследование почему-то не показало, что молодая и сильная синхронистка страдала врождённым заболеванием.

Роковая тренировка

Последнюю в жизни тренировку Ольга Ларкина провела 2 декабря 2005 года в Раменском, где сборная России под руководством Татьяны Покровской проводила очередной сбор. Шла постановка очередной программы.

Ларкина отрабатывала сальто с прямыми ногами, раз за разом прыгая с бортика. По воспоминаниям её партнёрш по команде, она сделала не менее 50 попыток. Но после очередной попытки Ольга стала подплывать к другим спортсменкам и жаловаться на сильные боли в спине.

В итоге её буквально вытолкнули из бассейна, Ларкина подошла к главному тренеру, а та отправила её к врачу. После таблетки обезболивающего Ольге стало чуть лучше, но на вечернюю тренировку она уже не вышла – боль стала невыносимой.

В это время в Раменском уже не было доктора команды, уехавшего в Москву по делам. А массажистка, к которой пришла спортсменка, тут же позвонила в медицинский отдел Центра спортивной подготовки.

Было принято решение госпитализировать спортсменку в местную больницу. Врачи не могли поставить диагноз, а девушке становилось только хуже. За ней приехала мама, Марина Ларкина, которая перевезла дочь в Боткинскую больницу.

«Не нужно никуда ехать, Оли больше нет»

Московские врачи ещё 2 декабря взяли все анализы, которые не показали никаких отклонений. Утром 3 декабря анализы повторили. Печень, желчный пузырь, поджелудочная железа, лёгкие – всё было в норме. Какие-то отклонения могла показать проверка вен, которую назначили на понедельник, 5 декабря.

Читайте также:  Признаки океана моря озера 2 класс

Но до этой процедуры Ольга не дожила.

Вечером её состояние резко ухудшилось. Как вспоминала Тамара Евтюхина, бабушка Ольги Ларкиной, внучка позвонила ей со словами: «Мне очень плохо, бабуля». Это были последние слова спортсменки.

После этого наступил кризис. Дежурные врачи и бригада реаниматологов несколько часов боролись за жизнь девушки, но оказались бессильны. Смерть Ольги Ларкиной была зафиксирована после часа ночи 4 декабря 2005 года.

Утром о смерти дочери узнала Марина Ларкина. Ей позвонили из больницы и попросили приехать. Уже оттуда она позвонила домой и сообщила страшную весть. Потом позвонила самой близкой подруге дочери Наталье Злобиной, которая была первой запасной сборной России в групповых упражнениях.

«Я собиралась в больницу, так как Оля просила привезти ей воды. Уже открыла дверь из номера в Раменском, когда раздался телефонный звонок. Звонила тётя Марина и сказала, что ехать никуда не нужно, Оли больше нет», – вспоминала Наталья.

Смерть Ольги Ларкиной потрясла буквально всех, кто знал девушку. Молодая, высокая, красивая – впереди была целая жизнь. Но всё оборвалось в один миг.

Смерть вместо Олимпиады

Лишь вскрытие показало, что причиной смерти Ольги была аневризма грудного отдела аорты.

Стенки самого главного кровеносного сосуда истончились, и в итоге случилась трагедия. Возможно, непосредственно кризис был вызван теми самыми акробатическими прыжками, но причина была не в этом. Ни одно медицинское обследование не показало, что у Ларкиной – врождённая патология. А этих обследований за почти 14 лет спортивной карьеры были сотни.

Спасти жизнь Ольги Ларкиной могла только операция. Но для этого нужно было поставить диагноз.

Первый тренер спортсменки Лариса Малышева говорила, что Ольга пришла к ней в семь лет и сразу впечатлила. Настолько, что она взяла её к себе в группу без обязательного конкурсного отбора. По мнению Малышевой, девочка была создана для синхронного плавания по всем параметрам – рост, координация, желание учиться.

В юниорском возрасте Ольга Ларкина неоднократно выигрывала чемпионаты мира в дуэте и групповых упражнениях, а чемпионат мира – 2005 в Монреале стал её дебютным в составе взрослой сборной. Дебютным, победным и последним. Она не успела выступить на Олимпиаде, не успела выйти замуж, не успела практически ничего.

Главный тренер сборной России Татьяна Покровская после смерти спортсменки рассказала, что Ольга была железным кандидатом в состав олимпийской сборной на Игры-2008. Она выполняла сложнейшие элементы.

Её подруги по сборной отмечали, что Ларкина никогда не жаловалось на боль и усталость. Во время церемонии награждения после победы на чемпионате Европы – 2006 российские синхронистки, вопреки всем правилам, пронесли на пьедестал фотографию Ольги Ларкиной.

Марина Ларкина умерла спустя 10 лет после смерти дочери. А Наталья Злобина, которая должна была занять место Ольги в команде, спустя несколько недель после смерти близкой подруги завершила карьеру.

Источник

Мифы и реальность «Лебединого озера»: почему балерины отказывались танцевать

4 марта 1877 года в Москве на сцене Большого театра публике впервые был показан балет «Лебединое озеро». Казалось бы, об этом балете написаны тонны диссертаций, научных статей и книг и известно всё. Однако многое было открыто только в последнее время. Мы приводим 10 наиболее интересных фактов, а также сопутствующих им мифов из истории самой первой постановки самого известного в мире балетного спектакля, показанной в этот день 144 года назад.

Факт №1 и сопутствующий ему миф: Многие уверены, что существует некая немецкая сказка о зачарованной злым волшебником девушке Одетте, превращенной колдуном в лебедя, о ее черном двойнике Одиллии, о влюбившемся в нее без памяти принце Зигфриде. На самом же деле такой сказки никогда не существовало. Ее просто придумали для балета. И споры о том, какие именно произведения мировой литературы являются источником сюжета «Лебединого озера», идут до сих пор. Большинство относят его к сказкам И.К.Музеуса «Похищенное оперенье» (или «Украденное покрывало») и «Бабушкина свадьба». Вполне справедлива и версия Юрия Слонимского о том, что образ злой колдуньи, оборачивающейся совой (колдун в облике коршуна или филина) и преследующей Одетту-Лебедя, связан с пушкинской «Сказкой о царе Салтане». Мотивы «Лебединого озера» можно обнаружить в сказках братьев Гримм, у Андерсена и даже в «Метаморфозах» Овидия, где один из персонажей бросается в образованное из слез матери озеро — оно фигурирует и в либретто балета Чайковского. А трагическая концовка «Лебединого озера» почти дословно цитирует «последнюю песню лебедя перед кончиной» из «Поэтических воззрений славян на природу» А.Н.Афанасьева.

Факт №2 и сопутствующий ему миф: Либреттистами балета «Лебединое озеро» считаются В.П.Бегичев и В.Ф.Гельцер — именно им приписывается сочинение популярного сюжета. И это тоже является мифом. Интересно, что авторы либретто не были обозначены в афише премьерного спектакля от 20 февраля (4 марта) 1877 года. Отсюда у исследователей и возник спор, кто же на самом деле придумал этот популярный сюжет? К единому мнению до сих пор не пришли. Одни отстаивают авторство все-таки Бегичева (причастность к либретто Гельцера почти всеми исследователями оспаривается), который был инспектором репертуара московских императорских театров и по долгу службы не мог указывать свое имя на афише. Но, как показывает самый авторитетный биограф Чайковского Александр Познанский, либретто скорее всего было сочинено хореографом первого спектакля Вацлавом Рейзингером. Но почти никто не оспаривает, что в сочинении сценария активно участвовал и сам композитор.

Факт №3: Связан с датой премьеры «Лебединого озера». По сообщениям газет того времени, она намечалась на ноябрь 1876 года, но состоялась только в марте следующего. Причем от чести станцевать в первом балете Чайковского артисты, как, впрочем, это нередко бывает в Большом театре и в наши дни, массово побежали отказываться, считая балет малоперспективным и невразумительным. Его даже называли сбором «невероятных диссонансов, бесцветных невозможных мотивов» — словом, «музыкальной какофонией»!

За написание музыки композитору заплатили огромную по тем временам сумму — 800 рублей. Столь большая сумма объяснялась тем, что музыку к балету в те времена писали только штатные композиторы, работавшие при труппе, и их работа оценивалась в два раза ниже. Чайковский же стал первым серьезным русским композитором, заинтересовавшимся балетом. «Я взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этого рода музыке», — писал Чайковский Римскому-Корсакову.

Любопытно, что траты дирекция Большого театра решила частично возложить на артистов, за счет проведения бенефисов, билеты на которые стоили дороже, чем на обычные спектакли. Из исследования Сергея Конаева и Бориса Мукосея, основанного на анализе недавно найденных документов, скрипичного репетитора балета, а также журналов приходно-расходных сумм московской конторы императорских театров, деньги были «вычтены с первых четырех представлений «Лебединого» (по 100 рублей с вечера) с бенефициантов». Перекладывание выплаты в 400 рублей на артистов и бенефициантов казалось дирекции единственным способом заплатить композитору, не выходя из сметы. Таким образом первая исполнительница партии Одетты-Одиллии Полина Карпакова при сборе 1918 р. 30 коп. получила на руки только 677 р. 68 коп. В основном этим современные исследователи объясняют массовые отказы артистов от премьеры и бенефисов и постоянные перенесения даты первого спектакля. «Первый балет свой П.И.Чайковский написал для меня, но я отказалась танцевать в нем, до того Петр Ильич не знал технической стороны балета и до того неинтересно сделал его», — вспоминала много лет спустя балерина Лидия Гейтен. Именно ей, судя по опубликованным Сергеем Конаевым документам, и прочили танцевать премьеру. Такой отказ стал для композитора болезненной неожиданностью.

Факт №4 и сопутствующий ему миф: Долгое время считалось, что премьеру балета «Лебединое озеро» должна была танцевать не Гейтен, а Анна Собещанская, 35-летняя балерина и негласная хозяйка Большого театра того времени. Существует миф, будто 25-летний муж всесильной Собещанской, также танцовщик Большого, Виктор-Станислав Гиллерт распродавал бриллианты супруги, подаренные ей любовником, генерал-губернатором Москвы Долгоруковым. Продажа бриллиантов открылась, и по этой причине артистка, впавшая в немилость, была допущена лишь к четвертому представлению. Но скандал с балериной и ее молодым мужем случился, как выясняется, позже. На основе же анализа новых документов стало доподлинно известно, что в сезоне 76–77 года от своего бенефиса в «Лебедином» Собещанская отказалась по собственному желанию, получив взамен 1500 рублей серебром — обмен бенефиса на деньги в те времена считался особой привилегией. Бенефис ПРИШЛОСЬ танцевать Полине Карпаковой, которая также пыталась от него отказаться. Но принцем Зигфридом на премьере все-таки вышел муж Собещанской Виктор-Станислав Гиллерт. И после скандала с продажей бриллиантов его не уволили, а перевели в Петербург в связи с реформой, проводимой в 80-е годы в Большом. Много лет спустя он поможет Вацлаву Нижинскому с поступлением в театральное училище.

Читайте также:  Благоустройство черного озера в некрасовке проект

Факт №5 и сопутствующий ему миф: Знаменитое «черное па-де-де», без которого сейчас не обходится ни один балетный гала-концерт и называемое так от черной пачки Одиллии, на премьере 1877 года принц Зигфрид танцевал совсем не с Одиллией, как мы привыкли, а. (еще одна интрига, имевшая место в первом варианте балета) с поселянкой, которой сильно увлечен! У него, как и у Ромео до Джульетты, имелась пассия! А с Одиллией уже в третьем акте вместо привычного «черного» он танцует совсем другое па-де-де, известное сейчас как «па-де-де Собещанской» — да-да, все той же поистине вездесущей мадам Собещанской…

Факт №6: Несоответствие нынешнего либретто балета первоначальному. В первом варианте было множество совершенно неизвестных современному зрителю героев: помимо нынешнего злого гения фон Ротбарта (был проходным персонажем) на балу появляется барон фон Штейн, его жена-баронесса и их дочь, а затем некий Фрейгер фон Швальцфельс, тоже с женой. Одной из главных ролей была роль рыцаря Бенно фон Зомерштерна, друга принца. А Одетта в первой версии оказывается совсем не обычной девушкой, превращенной злым волшебником в птицу, а довольно могущественной феей, которая днем превращается в лебедя по своей воле, чтобы с подругами, «весело рассекая грудью воздух, летать высоко-высоко».

«Злые чары в версии Чайковского-Рейзингера олицетворял не Ротбарт, как теперь, а злая мачеха-колдунья, новая жена отца Одетты, которая обращается в сову и хочет извести свою падчерицу. В перечне действующих лиц этой самой мачехи-совы нет и в помине, поскольку её роль в спектакле выполняла кукла-муляж летающая над сценой сверкая зажженными глазами и размахивая крыльями»

Факт №7 и сопутствующий ему миф: Принц Зигфрид в первоначальном либретто является отнюдь не меланхоликом из современных версий, а весьма ветреным молодым человеком. Он охотно выпивает с друзьями (до сих пор в «Лебедином» сохранился «танец с кубками»), после выпивки идет в лес пострелять дичь. Ну и за барышнями он не прочь поволочиться: в первом действии увлекается местной поселянкой, с которой и танцует на музыку «черного па-де-де», а на балу, уже после клятвы верности Одетте, попадает под чары Одиллии. Интересно, что и Одиллия не является в версии 1877 года двойником Одетты, с которой принц ее путает на балу. Она только похожа на нее, да и то не слишком. Одно время считалось, что партию Одетты и Одиллии на премьере исполняли две разные балерины. Карты путала афиша, где на месте имени исполнительницы роли Одиллии стояли три звездочки. Сегодня же с помощью рецензий, появившихся в прессе, вопрос решен окончательно и бесповоротно: на премьере, как и сегодня, партию Одетты и Одиллии исполняла одна и та же танцовщица. «Принц влюбляется в дочь злого волшебника, похожую на Одетту (играет та же артистка), и просит ее руки», свидетельствовал журнал «Суфлер», описывая вторую редакцию этого балета, поставленную в Большом театре датским балетмейстером Гансеном.

Факт №8. Для своего первого балета Чайковский задумал трагический финал, что было не совсем обычным явлением для балетов того времени: его герои — и принц, и Одетта — погибают в волнах разбушевавшегося Лебединого озера. Из либретто 1877 года: «Он (Принц) быстро срывает с ее головы венец и бросает в бурное озеро. Над головой с криком пролетает сова, неся в когтях брошенный венец Одетты. «Что ты сделал?! Ты погубил и себя, и меня, я умираю», — говорит Одетта, падая на руки принца. Волны одна за другой набегают на принца и Одетту, и скоро они скрываются под водой». Непривычная концовка шокировала современников. Так что вопреки распространенному мнению «благополучный» финал возник еще при жизни Чайковского, но уже в следующей, второй по счету, московской версии балета балетмейстера Гансена (1880 г.). По сообщению тогдашнего обозревателя «Суфлера», в его редакции «Принц и Одетта более не погибают, но спасаются, и Одетта, превратившись в обыкновенную девушку, прощается со своими родичами-лебедями и уходит с принцем».

Факт №9 и сопутствующий ему миф: Во всех учебниках по истории хореографии написано, что балет, впервые явленный на свет в Большом театре в 1877-м, провалился. Тем не менее простая статистика докажет, что это не соответствует действительности: «Лебединое» шло 6 лет (с перерывом в 1 год), его показали 41 раз, в то время как другие спектакли не выдерживали и 18 показов. Вполне успешной оказалась постановка и в финансовом плане: затрачено на нее было всего 6 тысяч 792 рубля 37 копеек, а сбор только на премьере 4 марта 1877 года дал 1 тысячу 918 рублей 30 копеек. Правда, в дальнейшем сборы падали. Второй спектакль дал 877 рублей 10 копеек, третий — 324 рубля. Когда роль перешла к популярной Собещанской, сбор поднялся до 987 рублей, но постепенно опустился до 281 рубля, давая в дальнейшем 200–300 рублей (самый низкий сбор был 7 ноября 1878 года — 209 рублей 40 копеек). Тем не менее все затраты на спектакль были отбиты.

Факт №10 и сопутствующий ему миф: И это, наверное, самый удивительный факт в этой истории: озеро под таким названием в действительности существовало во времена Чайковского в Баварии.

Существует оно и до сих пор, а невдалеке от него расположился построенный по приказу баварского короля Людвига II замок Нойшванштайн, то есть новый Лебединый замок (есть во владениях короля и старый). Сообщение о кончине баварского короля произвело на Чайковского чрезвычайно сильное впечатление. Композитор назвал ее ужасной, а обстоятельства, приведшие к ней, злодейством. Как мы уже знаем, принц у Чайковского, подобно «лебединому королю», тоже гибнет в водах разбушевавшегося Лебединого озера, хотя происходит это почти за 10 лет до реальных событий: король Людвиг Баварский утонул в 1886 году.

Быть может, тайну Лебединого озера сумел разгадать хореограф из Гамбурга Джон Ноймайер, поставивший к столетию балета в 1976 году свою версию. Ее главным героем стал несчастный «лебединый король», которого преследует в спектакле некий черный человек-тень, его мистический возлюбленный.

Источник

Синхронное плавание: водный балет

Шоу синхронного плавания. Выступаем на вечеринках, шоу программах, свадьбах банкетах.

Шоу синхронного плавания/ водный балет «Aquasensation.

Водный балет, синхронное плавание — Аквариум.

Водный балет, синхронное плавание — Аквариум.

Балет — это очень красивый вид искусства, который передает содержание произведения при помощью музыки и уникальной хореографии. Интересуясь балетом, обязательно заходите в рубрику нашего сайта. Нами собрана постоянно обновляемая коллекция видеоматериалов.

Если вам интересна тема балетного искусства, обратитесь к качественно отснятым видеосюжетам, предоставленным в данном разделе.

Источник