Меню

Лебединое озеро новат актеры



Лебединое озеро

балет в 4-х действиях
музыка Петра Ильича Чайковского

исполнители

Постановщики

Сценарный план на основе либретто Владимира Бегичева и Василия Гельцера
Хореография Мариуса Петипа, Льва Иванова, Александра Горского, Асафа Мессерера в редакции Михаила Мессерера

Музыкальный руководитель и дирижер: Дмитрий Юровский
Балетмейстер-постановщик: Михаил Мессерер
Художник-постановщик: Симон Вирсаладзе
Художник-постановщик воссоздания: Вячеслав Окунев
Художник по свету: Дамир Исмагилов
Адаптация светового оформления: Александр Кибиткин
Дирижер: Алексей Богорад
Производство видеоконтента: Студия «Шоу Консалтинг»
Главный видеохудожник Студии «Шоу Консалтинг»: Сергей Николаев
Ассистент балетмейстера-постановщика: Евгений Попов
Консультант по постановке характерных танцев: Алла Богуславская
Художник воссоздания (макет): Борис Каминский
Балетмейстеры-репетиторы Анастасия Лифенцева, Галина Седова, Виктория Ряженова, Нина Фуралева, Максим Гришенков, Владимир Григорьев, Евгений Гращенко.

Михаил Мессерер – признанный во всём мире мастер реконструкции балетной классики ХХ века – возродил на сцене НОВАТа знаменитый спектакль Большого театра 1956 года, ставший визитной карточкой советского хореографического искусства. Его работа, осуществленная ранее в Петербурге, была отмечена восторженными рецензиями российской критики и удостоилась высших оценок в западной прессе. Михаил Мессерер: «Я подошел к реставрации бережно, ибо преклоняюсь перед постановкой 1956 года Большого театра, однако признаю, что мое участие в восстановлении придало нашему спектаклю более близкое для современного зрителя звучание».

Действие первое

Сад перед замком владетельной принцессы. На лужайке веселится молодёжь. Забавные пляски шута сменяются танцами девушек и их кавалеров. Владетельная принцесса сообщает своему сыну принцу Зигфриду, что завтра на балу ему предстоит выбрать невесту среди девушек, приглашённых на праздник. Слова её не находят отклика в душе Зигфрида: он не знает девушки, которая была бы близка его сердцу, ему жаль расставаться с привольной жизнью. Наступают сумерки. Молодёжь расходится. Зигфрид грустит: в мечтах ему представляется образ девушки, которую он мог бы полюбить. Но где же ее найти? Разговоры друзей не занимают Зигфрида. Лишь стая лебедей привлекает его внимание. Зигфрид направляется вслед за ними.

Действие второе

Лунная ночь. Лебеди приводят Зигфрида в глухую лесную чащу, к берегу тёмного озера. Выйдя на берег и превратившись в юных дев, лебеди кружатся в хороводе. Внимание Зигфрида привлекает прекрасный белый лебедь – это королева лебедей Одетта. Над ней и её подругами тяготеют чары: Злой гений превратил их в лебедей, и лишь ночью могут они принимать человеческий облик. Страшные чары колдовства будут продолжаться до тех пор, пока беззаветная любовь юноши, который еще никогда и никому не клялся в любви, не спасет Одетту. С каждым мгновением Зигфрид, пораженный красотой королевы лебедей, все больше влюбляется в нее. Принц клянется ей в верности и вечной любви. Разговор Одетты и Зигфрида подслушал Злой гений. Занимается заря. Девушки снова должны превратиться в лебедей. Одетта прощается с возлюбленным. Зигфрид уверен в силе своего чувства — он освободит Одетту от власти чародея.

Действие третье

Торжественный бал в замке владетельной принцессы. Сегодня Зигфрид должен выбрать себе невесту. На праздник собираются приглашённые, но нет самого Зигфрида. Шут начинает весёлые пляски, гости танцуют. Наконец появляется Зигфрид. Прекрасные невесты не трогают сердца Зигфрида – все его мысли устремлены к околдованной девушке. Вдруг появляется незнакомый гость. Это Злой гений. Он привёл на бал свою дочь Одиллию, поразительно похожую на Одетту. Злой гений приказывает ей очаровать Зигфрида и вырвать у него признание в любви. Принц, не узнав Злого гения, принимает Одиллию за свою Одетту. Он объявляет матери о своём решении жениться на ней. Злой гений торжествует. Клятва нарушена, теперь Одетта и её подруги погибнут. Со злобным смехом, указав на появившуюся вдали Одетту, колдун исчезает вместе с Одиллией. Зигфрид понимает, что обманут. В отчаянии спешит он к Лебединому озеру.

Действие четвёртое

Берег Лебединого озера. Мрачная, тревожная ночь. Потрясённая горем Одетта рассказывает подругам об измене Зигфрида. Девушки-лебеди тоскуют: их надежда на освобождение потеряна. Вбегает Зигфрид. Он не нарушил свою клятву: там, в замке, в Одиллии он видел свою Одетту, к ней было обращено его любовное признание. Злой гений в ярости вызывает против влюблённых силы природы. Сверкают молнии, начинается буря. Но ничто не может сломить юную, чистую любовь и разъединить Одетту и Зигфрида. Тогда Злой гений сам вступает в единоборство с принцем — и погибает. Его чары рушатся. Одетта и Зигфрид радостно встречают первые лучи восходящего солнца.

Источник

«Лебединое озеро» со спецэффектами. Новосибирский балет в Большом театре

МОСКВА, 5 авг — РИА Новости, Анна Нехаева. Классические костюмы, спецэффекты и точность движений — Новосибирский театр оперы и балета (НОВАТ) показывает в Большом театре «Лебединое озеро». Сибирская труппа выступает на Исторической сцене впервые за почти 40 лет. Балетмейстер Михаил Мессерер восстановил спектакль Асафа Мессерера, основанный на постановке 1920 года Александра Горского.

Читайте также:  Ореховое озеро в жуковском районе

Очарование классики

«Лебединое озеро», классический русский балет, переживший многочисленные постановки в советское время, — с одной стороны, синоним застоя, а с другой — перемен. Наверное, этот балет мог бы войти в Книгу рекордов Гиннесса по количеству показов на телевидении, ведь его транслировали в 1980-е, после череды смертей генсеков, и в 1991-м чуть не несколько дней подряд во время путча.

В Москву НОВАТ привез недавнюю, майскую, премьеру — балетмейстер Михаил Мессерер восстановил версию Асафа Мессерера, основанную на постановке 1920 года Александра Горского. Символично, что почти через сто лет этот прославленный спектакль вернулся на родную сцену.

«Мой дядя Асаф Мессерер поставил «Лебединое озеро» в Большом театре в 1937 году, — объяснил РИА Новости Михаил Мессерер. — Это было возобновлением постановки Александра Горского, которая мне показалась наиболее правильной. Спектакль был частично утерян, мне пришлось восстановить некоторые элементы. А декорации, оформление, костюмы мы взяли из версии 1956 года».

Работали с архивами, фотографиями тех времен, помог и фильм «Лебединое озеро» 1957 года с Майей Плисецкой и Николаем Фадеечевым.

«Это как пьесы Шекспира — всегда можно открывать новые смыслы. Они вечны», — рассуждает Мессерер.

Магия лунного света

«Мы старались не привносить ничего нового, сделать так, чтобы спектакль оставался полностью классическим, и в то же время был «читаем», принят и понят современным зрителем, — продолжает Мессерер. — Современность надо вносить в классический спектакль тонко, чтобы он остался классическим, но выглядел свежо и злободневно».

Постановщики решали непростую задачу, ведь спектакль должен, по словам балетмейстера, соответствовать современности, когда «зрители уже видели все на свете — и кино, и интернет».

Балет превратился в настоящее шоу со спецэффектами — за более чем 60 лет с премьеры 1956 года театр стал гораздо оснащеннее в техническом плане. Например, появились реалистичные проекции на заднике сцены, имитирующие лебедей в полете и на озере.

Есть и другие новшества. Активнее занят кордебалет, пачки балерин шире и длиннее (что смотрится очень зрелищно из зала), а танец маленьких лебедей исполняют не четыре, а шесть балерин.

Нас просили не раскрывать всех деталей, чтобы сохранить интригу для зрителей. Но не будет спойлером, если мы сообщим, что у спектакля happy end.

Злой гений, несмотря на всю свою выразительность и «темное» обаяние, и в этот раз остался ни с чем.

Что такое НОВАТ

Основанный незадолго до войны, Новосибирский театр оперы и балета открылся в 1945 году оперой «Иван Сусанин». На этой сцене ставили как классические, так и современные спектакли. У театра два десятка «Золотых масок».

В 2015 году НОВАТ возглавил Владимир Кехман. С тех пор выпущено 30 спектаклей. Среди недавних — «Ромео и Джульетта» (музыкальный руководитель — Дмитрий Юровский), «Золушка» (восстанавливал оригинальную хореографию Михаил Мессерер), «Севильский цирюльник» (режиссер — Дмитрий Белянушкин), «Летучая мышь» (режиссер — Вячеслав Стародубцев).

Гастроли НОВАТа на Исторической сцене Большого театра проходят с 29 июля по 10 августа. Московскую публику приглашают на «Спящую красавицу» в постановке Начо Дуато и «Лебединое озеро».

Источник

Лебединое озеро

Классика в абсолюте, главный среди величайших «белых» балетов, «Лебединое озеро» всегда завораживает зрителей сочетанием великой музыки и великой хореографии. Но в редакции Большого театра это еще и выдающийся драматический спектакль о любви и верности, о предательстве и умении прощать, о том, что свой Злой гений живет в каждом из нас.

Действующие лица и исполнители

Над спектаклем работали

Сценография и костюмы

Художник по свету

О спектакле

Именно «Лебединое озеро» стало первым балетом, который написал Петр Ильич Чайковский — по заказу Дирекции Императорских театров. Работа эта далась Чайковскому непросто, и до триумфа своего детища он не дожил: первая редакция спектакля провалилась. Никто и подумать тогда не мог, какая судьба уготована немецкой сказке о принце и заколдованной девушке-лебеде. Но благодаря гению Мариуса Петипа и Льва Иванова на свет родился настоящий шедевр, танцы в котором смогли дотянуться до великой музыки Чайковского. С тех пор балет не покидает сцен ведущих театров мира, исполняется в множестве редакций и авторских трактовок, иногда радикальных и смелых, но почти всегда интересных и запоминающихся.

Краткое содержание

Действие I
Картина 1
В старинном германском замке празднуется день совершеннолетия принца Зигфрида. Его поздравляют друзья, придворные и мать — Владетельная принцесса. А затем торжественно посвящают в рыцари. Отныне его жизнь станут определять долг и доблесть.

Читайте также:  Самое крупное озеро греции

Звучат последние тосты в его честь, сверстницы ищут его внимания, но душу Зигфрида волнуют иные чувства, он мечтает о чистой, идеальной любви. Пир затихает, гости удаляются, оставляя принца наедине с его мыслями в сумерках наступившей ночи. Он чувствует рядом с собой чью-то тень, будто какая-то сила манит его. Это является сама Судьба в образе Злого Гения, чтобы открыть принцу волнующие тайны. Повинуясь властному мановению невидимого спутника и смутным предчувствиям, Зигфрид устремляется в идеальный мир своей мечты.

Картина 2
Принц попадает на берег фантастического озера. В мерцающих бликах воды перед ним возникают видения зачарованных девушек-лебедей. Он видит Одетту, самую прекрасную из них, и замирает, пораженный ее красотой. Ему открывается наконец его романтический идеал. И он клянется Одетте в любви и верности.

Действие II
Картина 3
В замок Владетельной принцессы съезжаются знатные невесты. Принц должен выбрать одну из них и заключить брачный союз. Появляется Зигфрид, всецело поглощенный воспоминаниями об Одетте. Он безучастно танцует с девушками — никто не может сравниться с его идеалом.

Внезапно на бал прибывает странный рыцарь (еще одно обличье — искушение Злого гения) со своей спутницей ослепительной красоты и в сопровождении свиты из черных лебедей. Это Одиллия, двойник Одетты. Зигфрид, обманувшись их сходством, устремляется к ней. Злой гений испытывает чувства принца. Одиллия увлекает и очаровывает его изменчивой игрой. Сомнения Зигфрида окончательно рассеяны, он называет Одиллию своей избранницей. В момент роковой клятвы сияющая тронная зала погружается во тьму и взорам присутствующих предстает видение прекрасной Одетты. Зигфрид понимает, что стал игрушкой в руках Судьбы. Надеясь искупить измену, он в отчаянии устремляется вслед за ускользающим образом белого лебедя.

Картина 4
Тревожная ночь на озере лебедей. Трагическую весть приносит Одетта: принц нарушил клятву. В душе Зигфрида смятение, он спешит к Одетте с мольбой о прощении. Она прощает юношу, но отныне не властна над своей судьбой.

Злой гений вызывает бурю, она разметала героев, им невозможно соединиться. Обессиленный единоборством с Судьбой, Зигфрид тщетно пытается удержать исчезающий образ. С первыми рассветными лучами он остается один на пустынном берегу, у озера своей мечты.

Источник

Звездное Лебединое озеро: как премьер Большого театра приехал в Сибирь и остался без шапки

Спешу с обзором «Лебединого озера» в постановке Михаила Мессерера (редакция старомосковской версии Александра Горского и затем Асафа Мессерера), которое мне довелось посмотреть в Новосибирском академтеатре (в этой же постановке оно идет в Михайловском театре Петербурга). Состав подобрался необычный и звездный: Злого гения (именно так) танцевал премьер Михайловского театра Иван Васильев, принца Зигфрида — еще один премьер, но «Большого театра», главный принц всея Руси на данный момент — Денис Родькин. Такое, как представляется, можно увидеть только здесь, в столице Сибири.

А партия Одетты-Одиллии была дана на откуп местной приме — Ольге Гришенковой, которую завсегдатаи Михайловского театра также могли видеть на его сцене, т.к. она там время от времени выступает.

С вашего позволения, не буду описывать первую картину, т.к. ничего особо интересного там не происходит. Отмечу только 3 вещи. Во-первых, при появлении звездного Зигфрида аплодисменты были какие-то жиденькие (видимо, на стал еще Родькин тут своим, хотя периодически в Сибирском Колизее выступает). Во-вторых, отмечу исполнителей па-де-труа — Михаила Недельского, Майю Григорьеву, и недавнюю выпускницу Новосибирского хореографического училища, перспективную Веронику Ситало. Было очень даже ничего.

В-третьих, танец с кубками здесь идет без кубков. Т.е., музыка его есть, танец есть; вот кубков только нет. Арбалет для охоты в конце картины принцу выносит шут, сам тоже играется с арбалетом (другим), за что получает по шее от наставника Зигфрида Вольфганга.

В начале второй картины выплывают лебеди, которых гоняет Злой Гений. Из этого становится понятным, что у него власть над ними (а не всегда это вот так на пальцах разтолковывается). Уже после этого идет появление Одетты и принца. Вылетело из памяти, целится ли он в нее из арбалета сначала, или нет. По-моему, нет такого — они просто встречаются.

Танец маленьких лебедей здесь танцуют вшестером. Вот он:

В вариации Одетты темп очень тягуч. Я понимаю, когда такое замедление происходит для балерин типа Ульяны Лопаткиной или Екатерины Кондауровой, которым с их ростом приходится подолгу собирать свои конечности. В общем, не нравится мне медленный темп в этой вариации, хотя концовка была довольно бодрая. Могу сказать, что конкретно в ней музыка для меня на первом месте, и, наверное, солисткам достаточно просто не упасть, чтобы мне понравилось.

Читайте также:  Расстояние автозаводская медвежьи озера

Многострадальная картина бала выстроена по следующей схеме. Сначала в зале появляются гости, затем идет танец масок с шутом (японец Коя Окава, которого местные балетоманы называют «Коля»), который ввел в свое время Александр Горский.

Затем идут национальные танцы в такой последовательности: неаполитанский, венгерский, мазурка. Русского танца нет в этой постановке.

Звучат фанфары: появляется принц, идет танец невест. Невесты все под стать 186-сантиметровому Родькину — крепко так под 180 см.

Вроде для себя принц одну невесту выделяет, но как-то без особого воодушевления (а невеста-то заморская на самом деле — танцевала почти 180-сантиметровая белокурая американка Эмили Абром; вот такую балетную экзотику можно встретить в НОВАТе). И вот, снова трубят фанфары: появляются незванные Одиллия и Злой Гений. Последний ведет себя нагло и развязно, приставая к матери Зигфрида. Видимо, фишка Ивана Васильева.

Момент появления темной пары довольно нетрадиционный — лишь в середине акта, но на мой взгляд, драматургически оправдан: мерное течение праздника внезапно нарушается, принца сразу берут в оборот, а затем начинается наконец-то испанский танец. Танцуют опять две 180-сантиметровые танцовщицы: Анастасия Овчинникова и Ольга Потешкина. И где их всех НОВАТ отыскивает? Надо бы мне, заядлому исследователю роста балерин, как-нибудь написать статью про новосибирский кордебалет.

Бросаются в глаза прогибы: несмотря на комплекцию, девушки добросовестно (не всегда) достают веером до самого пола. Специально считал: прогибов выходит девять.

После этого довольно интересная вариация. Она уникальна тем, что ее в данной постановке танцует только Иван Васильев, когда исполняет партию Злого Гения. Т.е., это его персональная вариация. Танцует местами в нарочито разбитной и неакадемичной манере, предварительно скинув плащ кому-то на руки (эй ты, подержи-ка, щас я всем покажу, как надо!). Я так понял, что смысл этой вариации — нахальный флирт Злого Гения с матерью принца. А музыка — из развалившегося черного па-де-сис 1877 года (вариация № 4 или 3, смотря считать ли Andante con moto вариацией). Под эту же музыку Гений танцует и в ЛО Григоровича. После вариации он усаживается рядом с матерью Зигфрида на троне, находящемся с боку.

Ну а дальше «черное па-де-де», адажио, с его страдающей меланхоличной скрипкой. Во время него, как и положено, Одиллия подходит к Злому Гению (или тот к ней), испрашивая инструкции по дальнейшему окучиванию принца. Когда в окне появляется Одетта, Гений пулей вскакивает с места и прогоняет своими чарами ее силуэт.

В вариации Родькин вроде все сделал, но как-то. Денис известен тем, что несмотря на свою комплекцию, обладает широким и полетным прыжком. Но здесь у него, выражаясь языком фигурного катания, все время преротейшны и недокруты. И в общем смотрелся чуть тяжеловато. Возможно, сказался 4-часовой перелет. Все-таки, в Новосибирск ехать — не ближний свет, джет-лэги никто не отменял. А вот после «голубцов» приземлялся на полусогнутое колено (я как спортсмен не могу смотреть на эти приземления — так и слышится хруст колена), как того и требуют заветы Николая Максимовича и Николая Фадеечева. И в коде в серии гран жете по кругу шпагаты (не все) сделал. Общий уровень виден, как ни крути.

Вариация Одиллии — стандартная обработанная «Шалунья» Чайковского. В коде — те самые 32 фуэте. Ольга Гришенкова крутила обычные, одинарные, без изысков и наворотов. И тем не менее, начала в одной точке, а к концу переместилась метра на 3 вперед. Сделала 27, закончила гораздо раньше времени. Что ж, это еще раз подтверждает мое убеждение: для многих балерин фуэте остаются именно трюком. И дело тут не в школе или отсутствии таланта (тем более что Ольга, на самом деле, очень хорошая балерина). Вспомним, что по секрету сказала Матильда Кшесинская Акиму Волынскому: только итальянки рождаются с пируэтом.

Ну да бог с ними, с фуэте. Я не отношусь к людям, которые с замиранием чего-либо ждут этот элемент. Соответственно, не особо и обращаю внимание, когда кто-то его не очень удачно исполняет. Воздадим Ольге должное — очень изящная балерина, на нее приятно смотреть.

В общем, принц попадается в сети, припадает к руке Одиллии (но не целует). Все темнеет, появляется Одетта в окне.

Источник