Меню

Кто водиться в реке иордан



Most Pkak (גשר הפקק) вверх по течению

Израиль. Октябрь 2017. Река Иордан - бесплатное место для рыбалки возле Most Pkak - гешер пкак

Расскажу вам об участке реки Иордан, которая расположена вверх по течению от Most Pkak (גשר הפקק) или как его называют на русском мост Пкак. Согласно гугл мэпс левым берегом реки буду называть ту сторону, что ближе к Рош Пине, а правым ту, что со стороны границы с Сирией.

Плюсы: хорошая грунтовая дорога с обеих сторон реки Иордан. Можно подъехать на машине к самой воде. На берегу много облагороженных мест, и невысоких деревьев, дающих тень, что без навеса в летнее время очень важно. На многих деревьях есть тарзаки. Недалеко от моста есть мусорные контейнеры. В нескольких десятках метров от реки есть эвкалиптовая роща с дровами, но передвигаться по ней нужно с осторожностью, она используется отдыхающими как отходное место. Иногда проезжают машины, которые собирают мусор.

Израиль. Октябрь 2017. Река Иордан - бесплатное место для рыбалки возле Most Pkak - гешер пкак - вверх по течению

Израиль. Октябрь 2017. Река Иордан - бесплатное место для рыбалки возле Most Pkak - гешер пкак - островки

Минусы: очень много отдыхающих в летнее время. Грунтовая дорога проходит очень близко к местам где можно поставить лагерь и проезжающие мимо машины сильно пылят.

На фото ниже, вы можете увидеть, как выглядят все берега реки Иордан в районе моста Пкак, да и вообще везде во время выходных и праздников в период теплой погоды.

Израиль. Октябрь 2017. Бесплатное место для рыбалки на реке Иордан - отдыхающие люди возле моста пкак

Израиль. Октябрь 2017. Река Иордан - отдыхающие люди возле моста пкак

Израиль. Октябрь 2017. Река Иордан - Most Pkak - гешер пкак. Так выглядят берега реки во время праздников

Ширина реки от 5 до 20 метров в разных участках, есть очень красивые отрезки с островками по середине. Течение воды спокойное в летнее время, местами в сужениях реки есть быстрины. В зимнее время течение очень сильное, особенно если где-то идут дожди. Глубина меняется от времени года, в период засухи варьируется от очень мелкой, до глубины порядка 1.5 метра. В период дождей уровень воды может значительно подниматься. Ближе к мосту река более мелкая, а дальше более глубокая и широкая.

Что можно поймать на реке Иордан возле Most Pkak (גשר הפקק)

Возле моста Пкак можно поймать все виды рыб обитающих в реке Иордан, чаще всего клюют: кефаль, сом, мушт, усач, зеркальный карп и обычный карп и др. рыбы.

На какие наживки лучше всего ловить рыбу на реке Иордан возле Most Pkak (גשר הפקק)

Для ловли рыбы в окрестностях моста Пкак подойдут любые наживки используемые при рыбалке на пресных водоемах: все виды теста, пита, консервированная сладкая кукуруза из банки, вареная пшеница и перловка с добавлением различных ароматизаторов например ванилина, навозный червь (наживка на которую клюет почти всегда, в любое время года), земляной червь, бойлы и другие наживки.

На какие снасти удобней всего ловить рыбу возле моста Пкак вверх по течению

Вблизи моста удобней всего ловить на поплавочные снасти и спиннинг. Дальше от моста, где река становится более глубокой и широкой можно использовать различные донные снасти: соски, донки, фидеры и прочее.

Убедительная просьба ко всем, кто направляется отдыхать на Иордан обзавестись мусорными пакетами. Не поленитесь и соберите после себя весь мусор, а затем выбросьте его в ближайший мусорный контейнер. Давайте будем уважать друг друга и природу, ведь мы живем на этой планете не последний день.

Точка на google maps. Жмите на кнопку увеличить, чтобы карта открылась в новом окне на сайте гугла.

Кликните на эту картинку, чтобы открыть точку на картах гугл мэпс.

1. Чтобы открыть маршрут следования к мосту Пкак в программе Waze, просто введите в поиске фразу גשר הפקק.

Источник

Нет более популярной реки у христиан всего мира, чем река Иордан

Нет более популярной реки у христиан всего мира, чем река Иордан в Израиле.

Единственное общее, что можно найти у христианина I, XI и XXI веков — это желание смыть свои грехи в священной воде. Верующие всех конфессий сливаются в один вечный паломнический поток, как реки Баниас, Дан и Снир, стекающие с горы Хермон, сливаются и образуют Иордан.

Река Иордан-Фотогалерея

Видео

Путеводитель по Израилю — Река Иордан

На Карте

Экскурсии

Библейская река

Человек вполне может не знать содержания всех заповедей или имен всех апостолов, но каждый знает, что река Иордан — место крещения Иисуса Христа. И потребность пусть не окреститься, но хотя бы омыться в ней совершенно понятна — хоть так, хоть на какой-то духовный миллиметр стать ближе к Сыну Человеческому.
Иудейское отношение к этой реке тоже очень серьезно — если посмотреть на реку Иордан на карте, видно, что она пронизывает тело Святой Земли сверху вниз — то есть с севера на юг — как огромный кровеносный, точней, водоносный сосуд, который жизненно необходим жаркой Стране.

Река Иордан — Течение Времени

Иордан неглубок и местами очень неширок, но его протяженность составляет 252 км, а путь заканчивается в Мертвом море. К тому же, главная река Израиля и до пришествия Христа «отметилась» в Ветхом Завете как граница земли Обетованной. По воле Господа Иордан ведет себя, как разумное существо, помогая иудеям. Воды расступились перед людьми вождя-воина Иисуса Навина, которые несли Ковчег Завета.

Пророку Илии достаточно было ударить по воде своим плащом, чтобы тоже перейти реку посуху вместе со своим учеником и духовным наследником Элишей. Элишу мы знаем под именем пророка Елисея. Ему Господь с помощью Иордана помогал творить чудеса. Так Елисей заставил всплыть упущенный неловким «сыном пророческим» железный топор, бросив на воду какую-то ветку. Так исцелил главнокомандующего сирийских войск Неемана, страдавшего не какой-то незначительной хворью, а проказой.

В те времена — и долго-долго после — проказа являлась смертным приговором, и смерть от нее была мучительной и безобразной. Елисей велел Нееману всего лишь семь раз омыть свое тело в Иорданских водах — и проказа ушла бесследно. Скорее всего, именно оттуда, а вовсе не с византийских времен, идет поверье о том, что вода реки обладает целебными свойствами.

Древние Города на берегу реки

Река Иордан словно течет сквозь историю человечества: глядя на карту, можно отмечать населенные и сейчас уже не населенные пункты начиная с эпохи палеолита. Это пещера Тель-Овадия, где были найдены каменные топоры. Каменное блюдо с египетскими мотивами из Бейт-Йерах. Сфинкс из Тель-Хацора. Тель-Хацор, этот большой город Пурпурной страны Ханаана, древнее этого сфинкса и упоминается в шумерских текстах. А в районе Скифополиса эллинский Зевс прятал своего внебрачного и непутевого сына Диониса от гнева законной супруги Геры. Руины римского храма Аполлона на Тель-Кедеш, рядом с остатками поселения древних иудеев колена Леви. В Вифсаиде Иисус творил чудеса, в Капернауме проповедовал в синагоге.

Развалины дворца халифа Хишама возле современного Иерихона. Остатки того, который завоевал Иисус Навин — восточнее.
Каменные квадраты XII в- остатки твердыни крестоносцев Бельвуар, которая сдерживала мусульманский натиск с востока на протяжении 20 лет, но султана Саладина все же не выдержала — а в 1220 очередной Амир-аль-Малик, правитель Дамаска, окончательно развалил замок.
Поэтому посетить долину Иордана стремятся не только паломники, но и те, кто интересуется историей хоть на профессиональном, хоть на любительском уровне. Кто-то готов приехать ради камней, оставшихся от древней Иудеи, кто-то — ради римских колонн, а кому-то важнее всего взглянуть на бывшую крепость ордена госпитальеров.

Экстремальный туризм на Иордане

Если вы предпочитаете очень активный отдых — вам в туристический центр Кафр-Блюм, где вам предложат рафтинг на надувных лодках или каяках по порожистым участкам Иордана.
Стоимость «семейного» спокойного сплава — 75 шек. с человека, скоростного — 109. Также вы можете выбрать скоростной спуск на канате в воду, скалолазание, стрельбу из лука и прогулки по весело шатающимся под ногами подвесным мостикам.

Паломнику на заметку

В какой день лучше ехать — решать только вам. Если в ваших планах — купание в реке Иордан, учитывайте время года и погоду.
Температура воды в Иордане:
• В декабре — от +15 до +18°С;
• Январь-февраль — от +12 до +17°С;
• В весенние месяцы — от +15 до +21°С;
• Летом — от +19 до +25°С;
• Сентябрь — вода все еще очень теплая, от +20 до +25°С;
• В октябре-ноябре температура постепенно снижается до +9-17°С.

Читайте также:  Все реки принадлежащие бассейну атлантического океана в россии

Залив Крещения

«Я видел древний Иордан», — так начал русский поэт Петр Вяземский свое послание художнику Александру Иванову, автору «Явления Христа народу». А картина без преувеличения известна всем: Иоанн Креститель в своей верблюжьей шкуре на берегу Иордана, толпа вокруг него — и, судя по ней, омыться в Иордане и получить благословение пророка стремится действительно весь народ, на полотне и зрелые мужи, и женщины, и старики, и мальчишки. И хрупкая фигура Иисуса Христа, выходящего из пустыни, и на него смотрят еще не все — зато пялятся двое римских всадников, которые там, очевидно, для пригляду за порядком. Ибо способность пророков иной раз творить очень масштабные неприятности для врагов Святой Земли всем известна. Но римляне смотрят на Христа — и кто знает, что они там на самом деле думают.

Река Иордан Сегодня.

Сейчас на побережьях реки происходит ровно то же самое, разве что в других одеждах и без Иоанна. Потому израильские власти и выделили наиболее удобное место для паломников, стремящихся в воды Иордана — залив Ярденит. Здесь относительно чистая вода (вообще-то Иордан мутноват), и все обустроено: спуски к воде, раздевалки, душевые. А также — туалеты, бесплатная автостоянка, пункты общепита на выбор — ресторан и кафе, магазинчик, сувенирные лавки.
Но место крещения Иисуса Христа на реке Иордан не имеет никакого отношения к Ярдениту.

По Библии, Иоанн и Иисус встретились в Вифаваре, с которой ассоциировался район нынешней Бейт Авары, находящейся недалеко от устья Иордана у Мертвого моря. Но исследования в конце XX в. заставили в этом усомниться: они позволили предположить, что место крещения Христа находится на Западном берегу реки Иордан, возле Вади аль-Харар.
Ярденит же выбрали потому, что он был единственным безопасным местом, где Иордан не контролировался (и не простреливался) Палестинской автономией.

Часто иорданскую воду набирают в бутылки: кому реликвия и память о поездке, кому хочется «освятить» с ее помощью свое жилье, а кто и верит в исцеление от болезней с ее помощью.
Но пить ее вы будете, только если умираете от жажды в Иудейской пустыне! Во всех иных случаях не стоит. Чистота ее точно такая же, как во всех популярных местах купания толпы людей — то есть крайне сомнительная.

Река Иордан: граница вражды

«Мы встретим закат на реке Иордан, Где жены до ночи стирают. А может, там только кровавый туман На флейте песчаной играет?» — так заканчивается стихотворение современного поэта Игоря Караулова, которое вообще-то — о возвращении домой, о празднике, о предвкушении любви. И вдруг — «кровавый туман».

Актуально, причем актуально всегда.Нужно помнить, где находится река Иордан — и о ее пограничной роли. Палестинская автономия состоит из Сектора Газа и Западного берега реки Иордан, и потому там никогда не будет тишины и мира.

И если туризм для Западного Берега — одно из условий выживания местного населения (но не удивляйтесь многочисленным блок-постам!), то с Сектором Газа, который с 2007 г. полностью контролируется террористической мусульманской организацией ХАМАС, чья «святая» цель ни много ни мало — «Стереть Израиль с карты», все куда хуже. Газа — очень древний палестинский город, который наверняка был бы интересен туристам, но их там, возможно, некуда девать: Газа переполнена арабскими беженцами, которые скоро будут спать штабелями.

Святыни Палестины

На Западном берегу находится много древних мест, интересных и паломникам, и туристам. Кто не хочет посетить Иерихон, Хеврон, Наблус, Бейт Джалу, в которой стоит несколько православных церквей? Что говорить о Вифлееме, в котором находится множество христианских святынь — Базилика Рождества Христова, Греко-католическая церковь Богородицы, Сирийская церковь Св. Иосифа и другие святыни.

Да, туристические и паломнические маршруты сюда весьма оживленные, и приезжающим здесь рады, но тягостное ощущение вражды и неприятия прямо-таки ощущается в воздухе меж двумя государствами.
В древнейшем Хевроне священное для мусульман, иудеев и христиан место — Пещера патриархов с захоронениями Авраама, Исаака, Иакова и их жен — разделено пополам решетками и пуленепробиваемым стеклом.

Хорошо еще, не додумались разделить Дуб Авраама, который растет недалеко от Пещеры Патриархов— дереву явно не поздоровилось бы при попытке сделать его на треть мусульманским, на треть иудейским и на треть христианским. Кора точно пострадает от пуль, если там, где когда-то рядом с Авраамом отдыхали три ангела, сойдутся три непримиримых фанатика трех религий.

Кстати, Дуб растет на участке, который принадлежит Русской православной церкви, потому что нашел его в далеких 1860-х гг. начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин — и приобрел не только Дуб, но и — чуть позже — земли рядом с ним. Возле святыни вскоре построился и дом для паломников, а в 1914 вырос храм Святой Троицы и мужской монастырь при нем.
На Западном берегу Иордана в Иудейской пустыне находится и православная Лавра Саввы Освященного.

Полезная информация

Часы работы комплекса Ярденит

• Будни: с 08.00 до 18.00;
• Пятница и кануны праздников: с 08.00 до 17.00.

Как добраться самостоятельно

• От Иерусалима: рейсовые автобусы №№ 961, 963, 964;
• от северных городов страны — много автобусов по шоссе №90.

Паломнику на заметку:

Если ваша мечта — крещение в реке Иордан, имейте в виду, что повторно таинство крещения не совершается. Посоветуйтесь со священником своей конфессии. Да, поэт Вяземский описал свое троекратное погружение в воды Иордана, что соответствует крещению по православному обряду, но это, скорее всего, был его личный мистический опыт, а не повторное совершение таинства.
А вот омовение в реке Иордан можно совершать спокойно.
Если вы все же приняли решение креститься, здесь вам предложат белое крестильное одеяние, которое можно:
• купить за $24;
• взять напрокат за $4.

Источник

Сомы Иордана

Скитаясь по странам Ближнего Востока: Египту, Израилю и Иордании, я всегда старался отыскать что-нибудь особенно необычное в плане рыбалки или подводной охоты. Тем более что моя работа давала для этого массу возможностей и поводов. И вот однажды один из моих израильских приятелей предложил поехать с его компанией к реке Иордан, поохотиться на… сомов.

Зная, как «зверствует» в Израиле экологическая охрана, я сразу же спросил, мол, не влипнем ли на браконьерстве? И меня тут же просветили, хохоча.

В Израиле достаточно строго соблюдают религиозные требования в различных сферах жизни, в том числе и в питании. А по их религии, в пищу из воды можно употреблять только то, что покрыто чешуей. Таким образом, запрещаются все вкусности в виде ракообразных, моллюсков, сомов и даже осетров! Правда, во всех ресторанах можно свободно получить свежайшие морепродукты любого вида, но ведь это вроде бы предназначено для иностранных туристов, так что осуждению не подлежит. Как бы там ни было, сомы считаются несъедобными, их не ловят даже для ресторанов, спроса нет, и полиция просто не обращает внимания на тех, кто решил добыть пару-тройку этих рыбин, ибо вдруг это просто исследователи-биологи или коллекционеры-чучельники.

Мне до этого случая уже приходилось бывать на священной р. Иордан и на озере Кинерет, куда эта река втекает и где когда-то Христос встретил своих апостолов, местных рыбаков. Места эти рыбные, водится, и много, более 20 видов. Наиболее известна рыба Святого Петра, которую когда-то готовили и подавали Иисусу Христу. Теперь ее можно отведать в местных ресторанах. Эта рыба из цихлидовых, разновидность африканской тиляпии, хороша запеченная в фольге с оливковым маслом и чесноком, она отлично идет под местное полусладкое шардоне.

Читайте также:  Реки субтропического пояса россии

По берегам Кинерета всегда полно людей с удочками, но если им попадается сомик, то не берут, отпускают. В некоторых местах там можно видеть стайки уже почти ручных сомов, которые подплывают к берегу, а туристы их кормят.

В общем, мы собрались и выехали на сомов на трех машинах. Четыре парня и две молодки, жены некоторых из них, все выходцы из стран бывшего СССР. Был апрель, Иордан разлился после сезона дождей. Когда мы прибыли на место, которое находилось недалеко от впадения Иордана в Кинерет, то увидел громадный плоский луг, залитый везде водой по колено. В воде, кстати, густо плавали стайки разной рыбы.

И тут я начал удивляться! В свое время с отцом мне приходилось ловить сомов на Волге и Ахтубе, поэтому я знал, что это рыба придонная, на мелководье, если и выходит, то на очень короткое время, быстро что-нибудь хапнуть и обратно в омут. Причем всегда старается, чтобы буквально рядом, на расстоянии одного броска, была спасительная глубина. А тут — сплошной «лягушатник» с травяным дном, хорошему сому и окунуться толком некуда.

Но было не до вопросов. Мы выгрузились, наши дамы начали обустраивать бивуак, а мы — готовиться к охоте. Надели шорты, старые кроссовки и бейсболки от солнца. Затем наш вожак вытащил свою острогу. Она была из нержавейки. Древко свинчивалось из двух колен, наконечник — в виде трезубца, только зубов — пять. После чего нам был дан подробный инструктаж, и вожак начал охоту.

Он взял острогу и вошел в воду, передвигался медленно, вглядываясь, мы молча следили с берега. Зайдя довольно далеко и побродив почти полчаса, он вдруг встал, осторожно выпрямился и начал делать нам руками знаки, о которых сообщил на инструктаже. По этим знакам мы вошли в воду цепью, осторожно прошли по ней еще дальше вожака и встали возле ориентиров, которые были нам указаны. После этого он привел острогу в боевое положение, то есть взял двумя руками концом к воде, и подавал нам сигналы уже кивками головы.

Мы стали осторожно приближаться к нему от одного ориентира к другому, сжимая полукольцо. Через какое-то время получили приказ стоять, затем по сигналу вожака то один, то другой делали несильные всплески ногами. Наконец охотник ударил в воду своей острогой, и она закипела! Тут уж мы побежали к вожаку. Острога прижимала ко дну мощную рыбину, бившую хвостом-плесом во все стороны, вода краснела от крови, но сом не сдавался. Однако ребята быстро спеленали его имевшейся у них сетью. На берегу я разглядел наш трофей. Весил он почти 70 кг. По виду и окрасу почти как наши сомы, только усов — восемь штук, ну и в строении морды небольшие отличия.

Далее охота пошла так: всё то же самое, только выискивать сомов должны были уже мы, а не вожак. Всего мы добыли трех хищников, все по весу такие же здоровяки. Последним вызвался искать «дичь» я. Медленно я пошел в том же направлении, что наш вожак и искатель, работавший передо мной. Мне объяснили, что эти сомы ходят стаей, и где был один, там и другие неподалеку.

Всё сошлось, я обнаружил своего красавца метрах в пятнадцати от того места, где был пойман наш первый трофей. Мой усатый лениво шевелил плавниками возле небольшого куста, в стайке мелких рыб. Я увидел его на расстоянии метров пяти-семи от себя. Тут же сделал соответствующий сигнал партнерам. Вожак с острогой двинулся ко мне, а остальные — к ориентирам, которые были мною указаны. Когда охотник встал возле меня, то я ушел к месту, которое было мне предназначено.

Далее всё произошло, как уже описывал, то есть мы подогнали рыбину к охотнику на расстояние броска и он ударил. Затем у нас был часа на два пикник с шашлыками из индейки, за которым я узнал много интересного. Сомы в Иордане — это клариевые сомы, родственники африканских. От европейских сомов отличаются тем, что не боятся мелководья, любят сбиваться в стаи и даже способны передвигаться по суше из водоема в водоем наподобие угрей. А вот быстро двигаться подолгу не любят, как и наши, европейские усачи. То есть хватают добычу с одного короткого броска, не гоняясь за ней подолгу, вроде щуки. Так же и от опасности уходят короткими перебежками, поэтому их и можно подогнать к охотнику на расстояние удара, слегка подпугивая с нужных сторон.

Источник

ИОРДАН

Вид реки Иордан при впадении в Мертвое море, Чернецов Н.Г., 1854 г.

Иорда́н (евр. yarden, араб. Эль-Урдун, Эш-Шериа), река на Ближнем Востоке, протекающая большей частью в современной Иордании, вдоль всей библейской Палестины и разделяющая ее на две половины. Длина реки 252 км.

Этимология названия

Евр. yarden не имеет убедительной этимологии. Высказывались предположения как о семитском, так и об индоевроп. происхождении этого наименования. Наиболее часто yarden связывают с евр. глаголом yarad — спускаться; cогласно В. Гезениусу [1], это предложение было высказано А. Реландом [2]; из совр. авторов эту этимологию поддерживает Э. Пентюк, который, основываясь на аккад. написаниях этого имени, зафиксированных в источниках из Эмара XIV-XII вв. до Р. Х., предлагает реконструкцию названия реки от корня yar [3]. В Вавилонском Талмуде приведено мнение раввина Хийи бар Аббы, который понимает происхождение слова yarden сходным образом («Почему она [эта река] называется Иордан? Потому что она спускается от Дана» — Берахот. 55а). Многие авторы отвергают эту этимологию, cчитая ее народной [4]; в частности, указывают на то, что суффикс -en в древнееврейском непродуктивен [5]. Основываясь по сути на том же общесемит. корне (араб. warada, евр. yarad, эфиоп. warada и др.), К. Ф. Зейбольд предлагает др. понимание семантики этого названия, которое он выводит из значения араб. warada — «спускаться к воде» (чтобы пить) и yarden — «водопой» [6].

Л. Кёлер, принимая во внимание главным образом древнеперсидские данные, высказал предположение, что речь идет о слове иранского происхождения, состоящем из элементов yar (древнеперсид. yar — год) и don/dan (древнеперсид. danav — река) со значением «река, текущая весь год» [7]. Ряд авторов отмечают фонетическое сходство названий рек Средиземноморского бассейна и Европы: Ιαρδάνος на Крите [8] и в Элиде [9], Eridanus (р. По), Rhodanus (р. Рона), Οὐαρδάνες в Сарматии [10]. Из этого делались различные выводы. Так, считалось, что семит. слово со значением «река» благодаря финикийцам распространилось по Средиземноморью. Р. Харрис, а также Ф. Гоммель полагали, что эти названия восходят к индоевроп. слову, представленному в персид. и арм. языках, ward — роза [11]. Эту линию интерпретации продолжает и В. фон Зоден, который приходит к выводу, что это «древний средиземноморский термин», однако считает, что он возник до появления как индоевропейцев, так и семитов в Леванте [12]. Ряд этимологий, как древних, так и новых, исходит из того, что в слове yarden присутствует наименование колена или местности Дан, где берет начало один из истоков И. Так, блж. Иероним Стридонский, исходя из греч. написания Ιορδάνες, считал, что это наименование образовано сложением названий 2 истоков — Йор и Дан [13]. Из авторов Нового времени, напр., Р. Олден приводит истолкование yarden как «вода (река) Дана», исходя из хурритского iar — вода [14].

Иордан в Священном Писании

Указания на р. Иордан в Священном Писании очень часты, в первый раз упоминается в Быт. 13, 10, также упоминается в Нав. 1, 2, Мф. 3, 5, Мк. 1, 5, 9, Лк. 3, 3, Ин. 1, 28 и др. Большая часть упоминаний Иордана в Ветхом Завете связана с тем, что река являлась рубежом, водоразделом или протекала по границе между территориями. Наиболее раннее упоминание связано с рассказом о Лоте, который выбрал как пастбища для своих стад «окрестность Иорданскую», она «вся. орошалась водою, как сад Господень» (ср.: Быт. 13, 10). Иордан был известен Аврааму и Иакову, Иосифу и Моисею (Быт. 13, 10, Быт. 32:10, Чис 13:29). Река упоминается в Иов. 40, 18. Иордан был чудесно перейден Иисусом Навином и евреями (Нав. 3, 4), и затем название реки Иордан, или просто реки, неоднократно встречается в последующей Библейской истории.

Читайте также:  Чем найти золото в реке

В Книге Судей Израилевых берега Иордана — это место постоянных сражений с моавитянами (Суд. 3, 28); мадианитянами, амаликитянами, аммонитянами (Суд. 6, 33; Суд. 7, 24; Суд. 8, 4); место междоусобиц (Суд. 12, 5-6). Возле переправы через Иордан сражался с филистимлянами царь Саул (1 Цар. 13, 5-7). Давид Псалмопевец неоднократно пересекал Иордан в дни победоносных сражений и в дни поражений (2 Цар. 10, 17; 2 Цар. 17, 22-24; 2 Цар. 19, 15-18, 31-41 и др.).

Воды Иордана некогда чудесно разделились, и через него, как по суху, прошли пророки Илия и Елисей; омывшись в водах Иорданских исцелился от проказы Нееман Сириянин (4 Цар. 2, 8-14, 4 Цар. 5, 14).

Для христианского мира Иордан в первую очередь священен тем, что в нём, близ Вифавары, Господь Иисус Христос принял крещение от руки Иоанна Крестителя. Евангелисты-синоптики говорят о том, что служение Иоанна Предтечи проходило, с одной стороны, в «пустыне Иудейской» (Мф. 3, 1), с другой — возле Иордана (Мф. 3, 5-6; Мк. 1, 5). Возможно, эти обстоятельства отсылают к образу пророка Илии, который жил «у потока Хорафа, что против Иордана» (3 Цар 17, 3-5) и в пустыне (3 Цар. 19, 4). Евангелист Иоанн указывает на Вифавару (она же Вифания Заиорданская, Ин. 1, 28) как на место проповеди Иоанна Предтечи, а позже сообщает, что он крестил также в Еноне близ Салима, потому что «там было много воды» (Ин. 3, 23).

География

Принято географическое разделение Иордана на верхний — от сев. истоков до Тивериадского озера и нижний — от Тивериадского озера до Мёртвого моря.

Река протекает по Сирийско-Африканскому рифту, и потому перепад высот в северной и южной части течения Иордана очень велик. Главные истоки, реки Эль-Хасбани (Снир), Дан и Банияс, берут начало у подножия горы Хермон на высоте ок. 520 м над уровнем моря. На высоте ок. 80 м над уровнем моря реки, слившись, образуют единое течение Иордана. На расстоянии 14 км к югу, на высоте ок. 78 м над уровнем моря, Иордан впадает в болотистое озеро Хула. На 25 км южнее, на высоте ок. 200 м ниже уровня моря, Иордан впадает в Тивериадское озеро. Иордан вытекает из Тивериадского озера с южной стороны и течет на юг к Мёртвому морю (ок. 410 м ниже уровня моря). На последнем, нижнем отрезке увеличивается меандрирование реки. В нижнем течении Иордан подпитывается еще несколькими притоками: с востока — реками Ярмук и Эз-Зарка (Иавок), стекающими с горы Галаад, с запада — реками Харод и Тавор, спускающимися с горы Гилбоа (Гелвуй). Стремительное течение и резкое падение на верхнем отрезке, извилистость и незначительная глубина на нижнем делают реку несудоходной.

Прибрежная полоса И. покрыта обильной растительностью, контрастирующей с пустынными окрестностями. Берега реки заросли иорданским тамариском, ивами, акацией, олеандром и содомскими яблонями. В древности в полосе растительности, тянущейся вдоль реки («краса Иордана» (Зах. 11, 3) ), водилось много диких зверей: львов (Иер. 49, 19; Иер. 50, 44; Зах. 11, 3), леопардов, диких кабанов. До сих пор встречаются газели, лисы, шакалы и гиены. Берега Иордана также служат местом стоянок для перелетных птиц. Река богата рыбой.

Верхнее течение реки представляет собой плодородную возделываемую долину. Земли вдоль нижнего Иордана заселены крайне неравномерно: восточный берег, область древней Переи, интенсивно осваивается, здесь расположены десятки деревень и небольшой г. Эль-Карама; на западном берегу насчитывается несколько оседлых бедуинских и израильских сельских поселений, а также г. Бейт-Шеан на месте древнего Беф-Сана.

В Новое время по Иордану прошла граница между государствами. После создания эмирата Трансиордания в 1921 г. (с 1946 королевство) и вплоть до 1948 г. Иордан служил его границей с брит. подмандатной территорией Палестины. После создания государства Израиль в 1948 г. верхний Иордан стал его восточной границей с Сирией. Нижний Иордан и прилегающие к нему земли, на которых по плану ООН должно было быть создано араб. палестинское государство, перешли под контроль Иордании и оставались под ним, пока не были захвачены Израилем в ходе 6-дневной войны 1967 г. По окончании войны по Иордана от Ярмука до Мёртвого моря прошла линия прекращения огня между Израилем и Иорданией, а после подписания мирного договора между странами в 1994 г.- гос. граница. Верхнее течение Иордана и его истоки были захвачены Израилем в ходе 6-дневной войны. Территориальные претензии на истоки Иордана неоднократно служили поводом для локальных конфликтов между Израилем, Сирией и Иорданией.

Современные проблемы Иордана

Река страдает от вредных стоков, интенсивного сельскохозяйственного использования ее вод и от последствий затяжного конфликта на Святой земле и, по некоторым оценкам, может в скором времени пересохнуть.

В начале 1960-х годов Иордан переносил из Галилейского озера в Мертвое море 1,3 млрд. кубометров воды в год. По словам экологов, сегодня количество воды, протекающей по руслу реки за год, составляет лишь 10% от прежнего. По данным международной организации «Друзья Земли на Ближнем Востоке», в обезвоживании Иордана виноваты Израиль, Сирия и Иордания, которые за последние полвека построили немало плотин, каналов и водозаборов для городской канализации.

«Если сейчас же не принять меры, река Иордан исчезнет. Больше половины воды в ней сегодня — канализационные стоки и вода, стекающая с полей», — заявил председатель «Друзей Земли» Мункет Мехьяр. По словам израильского директора «Друзей Земли» Гидона Бромберга, арабо-израильский конфликт также плохо влияет на состояние реки, так как каждая из конфликтующих стран старается «забрать себе как можно больше воды». В 1950-х годах Израиль начал откачивать воду из Галилейского моря, а в 70-е — Иордания стала использовать воду главного притока Иордана — реки Ярмук — для орошения своих полей. В настоящее время Иордания и Сирия строят на Ярмуке плотину, которая может привести к полному пересыханию Иордана. В 1994 году Израиль и Иордания подписали мирный договор, в котором упоминалась «реабилитация» реки, однако ни одна из сторон не приняла серьезных шагов для восстановления Иордана.

Обмеление Иордана — источник проблем Мертвого моря, самого соленого водоема на планете. Уровень воды в нем каждый год уменьшается почти на метр, что может привести к полному исчезновению моря через 50 лет [15].

Использованные материалы

  • А. К. Лявданский, Я. Чехановец, К. В. Неклюдов, Е. Е. Макаров. Иордан. Православная энциклопедия, т. 25, с. 512-519
  • Библейская энциклопедия архимандрита Никифора
  • Библейская энциклопедия Брокгауза

[1] Gesenius W. Thesaurus philologicus criticus linguae Hebraeae et Chaldaeae Veteris Testsmenti. Lipsiae, 1840. T. 2. P. 626

[2] Hadriani Relandi Palestina ex monumentis veteribus illustrata. Trajecti Batavorum, 1714. P. 271

[3] Pentiuc E. J. West Semitic Vocabulary in the Akkadian Texts from Emar. Winona Lake, 2001. P. 86-87

[5] Gesenius W. Thesaurus philologicus. 1840. T. 2. P. 626

Источник