Меню

Кто был в череменецком озере



Лужские колумбы, или реками к Череменцу

Александр Носков2 .
Первые пароходные маршруты в Лужском уезде проходили по рекам Луге и Оредежу. В 1872 году открылась пароходная линия от станции Преображенская до села Ям-Тёсово. Через семь лет пароходы стали ходить от Преображенско вниз по Луге до Хилка.
К началу 1900 годов стала актуальной задача судоходного освоения малых рек. В зоне первоочередного внимания стала организация пароходного движения из Луги в Череменецкое озеро по рекам Луге, Вревке и Ропотке. Причиной тому стало динамичное развитие тяготеющих к этим рекам дачных местностей, а также рост числа паломнических посещений Череменецкого Иоанно-Богословского мужского монастыря. Разведка данного маршрута была поручена старшему помощнику инспектора судоходства новгородского отдела при Петербургском округе путей сообщения, капитану 2-го ранга И.В.Змиеву, которому выпала честь стать лужским Колумбом, сделать первый шаг по неизведанному в судоходном отношении водному пути.
Инспекционное плавание Змиева состоялось в последних числах июля 1904 года. Вот что по этому поводу было напечатано в газете «Петербургский листок» № 213 от 4 августа 1904 г.
«Водный путь из Луги в Череменецкий монастырь.

В 20-22 верстах от города Луги на берегу очень большого Череменецкого озера, на вершине каменной горы лежит древний монастырь во имя Иоанна Богослова, названный по имени озера Череменецким.
Монастырь этот привлекает к себе многочисленных богомольцев, но сообщение с монастырём очень неудобное для богомольцев, в особенности в летнюю пору, когда у крестьян идут усиленные полевые работы и когда трудно нанять лошадей. За проезд в монастырь приходится иногда платить от 5 до 10 рублей за пароконный экипаж, в котором может поместиться от 2-х до 4-х лиц.
В то же время между Лугою и Череменецким монастырём существует довольно хороший водный путь, который до сих пор почему-то никто не эксплуатировал с целью устроить удобное сообщение города Луги с монастырём. В настоящее время, помощник инспектора судоходства новгородского отдела петербургского округа путей сообщения, капитан 2-го ранга И.В.Змиев, обратил внимание на этот водный путь и на днях, в сопровождении местного начальника дистанции В.Н.Тица и некоторых приглашённых им лиц, в качестве понятых, предпринял на дистанционном казённом пароходе путешествие от города до монастыря. Казённый пароход этот имеет постоянную стоянку у станции «Преображенской», Петербурго-Варшавской железной дороги, при слиянии рек Луги и Оредежа, и до сих пор никогда у города Луги не появлялся.
Поэтому прибытие означенного парохода в Лугу и потом движение его далее по рекам Луге и Вревке вызвало в городе большое оживление. Городское население и дачники провожали пароход по берегу. Так как обе реки и особенно Вревка сильно заросли большою травою, которая, наматываясь на винт парохода, мешала ему следовать вперёд, несмотря на постоянные остановки для очистки винта, то пароходу не удалось в этот раз дойти до монастыря, и он вынужден был вернуться назад.
Однако, И.В.Змиев не теряет надежды довести это дело до конца и установить пароходное сообщение от Луги до монастыря, тем более, что у него уже имеется предприниматель, готовый устроить это пароходное сообщение по возможно дешёвой цене.
Можно надеяться, что этот добрый почин И.В.Змиева будущим летом осуществится и, таким образом, установится дешёвое и приятное путешествие в монастырь водою, по живописным берегам рек Луги, Вревки и Череменецкого озера» (1).
Статья пописана весьма оригинально, одной, взятой в кавычки, буквой: «-чъ». По-видимому, этой буквой заканчивалась фамилия автора, которым вполне мог быть владелец лужского летнего театра Анатолий Огранович. Однако, это всего лишь одна из возможных версий,
Представленную в «Петербургском листке» картину существенно дополняет сам Змиев в своём рапорте инспектору судоходства по Санкт-Петербургскому округу путей сообщения от 15 сентября 1904 г.
«На [Ваше]предписание имею честь донести, что совершив плавание для обследования р.Луги выше впадения в неё реки Оредеж, выяснено, что река Луга может при некоторой расчистке сделаться вполне пригодной для судоходства во всё время навигации. Полагаю, что рейсы пароходов от станции Преображенская до города Луга вряд ли осуществимы, благодаря дальности расстояния между этими пунктами по реке, но зато если найдётся предприниматель, то чрезвычайно желательно и полезно было бы открытие рейсов от города Луга вверх до реки Вревка и затем по Вревке до Череменецкого монастыря, находящегося на Череменецком озере. К сожалению, в навигацию текущего года мне не удалось дойти на катере до Череменецкого озера, так как по реке Вревке, несмотря на достаточную глубину, около 6-7 фут, травянистые заросли препятствовали движению вперёд, благодаря постоянному засорению винта. Пароходство обслуживало бы дачи вблизи города Луги и возило бы паломников в древний Череменецкий монастырь, причём недостатка в пассажирском движении не было бы.
Переходя к найденным в этот единичный рейс препятствиям, можно отметить… требующие очистки: отмели выше и ниже конного моста города Луга, отмель глубиною 12-14 дюймов во всю ширину реки длиною до 100 сажен, отмель выше пешеходного моста и камни против артиллерийских казарм. Описание остальных препятствий приложено в прилагаемом списке. Причём, хотя, конечно, было бы желательно расчистить и их, но препятствия выше поименованные более серьёзны и без их исправления трудно, или почти невозможно, пароходство, которое бы совершало рейсы ниже колена р. Луги в самом городе и обслуживало бы многочисленные дачи ниже города.
Старший помощник инспектора судоходства И. Змиев»(2).
Остаётся удивляться неуёмной энергии Змиева. Казалось бы, человек при должности, проводи проверки, инспектируй, докладывай начальству о замеченных нарушениях, штрафуй виновных. Сделал попытку пробиться по рекам к Череменцу, не получилось, доложил руководству и продолжай заниматься привычными делами. Но нет, наверняка, не таким человеком был капитан 2-го ранга И.В.Змиев.
К сожалению, пока не обнаружены документы, отражающие процесс углубления и расчистки русел вышеназванных рек, их подготовку к регулярным пароходным сообщениям. Лишь через 4 года после пробной попытки Змиева пробиться к Череменецкому озеру состоялось пробное плавание из Луги к Череменецкому монастырю. Его совершили члены комиссии, созданной на основе февральского 1907 года распоряжения окружного правления. Комиссия под председательством инспектора судоходства псковского отделения должна была прояснить вопрос «о способности реки Ропотки в Лужском уезде к судоходству, или сплаву»(3).
Комиссия собралась только через год. Итоги её работы зафиксированы в протоколе, который можно оценить, как интереснейший краеведческий источник, до сих пор не привлекавший внимание исследователей. В частности, он содержит информацию, касающуюся лоции данного водного пути, что может быть учтено в случае возникновения интереса к идее возрождения лужского судоходства.
Итак, перед нами «Протокол осмотра комиссией 5 и 6 июня 1908 года водного пути г. Луга – Череменецкий монастырь и плотины порховского купца Ф.И. Шетлера.
Присутствовали: старший помощник инспектора судоходства И.В.Змеев, командир землечерпальной машины «Псковская» инженер А.А.Елагин, председатель лужской уездной земской управы К.Н.Василенко, лужский уездный исправник Д.И.Иванов, младший архитектор СПб губернского правления П.Ф.Пономарёв, пароходовладельцы П.П.Плетцер и А.А.Траскин.
5 июня в 2 часа дня комиссия вышла на 2-х катерах, казённом «Ямбург» и принадлежащем А.А.Траскину «Успех» вверх по р. Луге от г. Луги.
Осмотр части р. Луги от устья р. Оредеж был признан ненужным, т.к. судоходные её качества на этом участке в виду существующего уже довольно оживлённого судоходства не подлежит никакому сомнению» (4)
Здесь уместно напомнить, что ранее (см. выше) И.В. Змеев (Змиев) полагал, что из-за дальности расстояния «рейсы пароходов от станции Преображенская до города Луги вряд ли осуществимы». Как видим, этот прогноз не оправдался. За 4 года судоходство по линии Преображенская – Шалово — Луга приобрело «довольно оживлённый» характер.
Вновь вернёмся к тексту «Протокола»
«5 июля в 10 часов вечера ( т.е. после 8 часов плавания – авт.) комиссия достигла моста через р. Ропотку и в виду того, что катер «Ямбург» не мог пройти между опорами моста, перешла на катер «Успех», на котором в 1-м часу ночи прибыла в Череменецкий монастырь» (5).Таким образом путь из Луги до монастыря был пройден за 10 с минутами часов, включая время затраченное на переход с одного судна на другое..
«Переночевав в монастыре, комиссия в 1 час дня вышла обратно в Лугу. На обратном пути был исследован участок р.Луги от устья р. Вревки до плотины у мельницы принадлежащей порховскому купцу Ф.И.Шетлеру. По пути комиссией были произведены промеры глубин. Горизонт воды по сведениям данным местными жителями, был один из наиболее низких» (6)
Далее в Протоколе приводятся результаты промеров глубин:
«участок р.Луги до впадения в неё Вревки на протяжении 6 вёрст и выше до мельницы Шетлера, имеет в среднм ширину от 40 до 60 сажен. Глубина реки на перекатах не падала ниже 3,5 — 4 футов (фут равен 30 см.), а на плесах колебалась около 10 – 12 футов.
На некоторых местах по руслу реки встречались отдельные камни, по-видимому, валуны.»(7)
Предметом особого внимания комиссии стал мост через р. Ропотку. Его когда-то поставил местный землевладелец, устроитель роскошного дворцово-паркового ансамбля усадьбы «Ропти» действ. тайный советник А.А.Половцов. Именно он, согласно записи в его «Дневнике» от 14 мая 1889 года, первым спустил на Череменецкое озеро пароход, предвосхитив начинания И.В.Змиева и его сподвижников.
Поставленный Половцовым мост был деревянный, на семь пролётов, шириной не более 3-х саженей при высоте в 4,5 – 5 аршин. «При таких размерах пролётов несомненно, что мост этот является препятствием для судоходства»(8) По этой причине казённый катер так и не смог пройти из Ропотки в озеро. Вдобавок, комиссия нашла, что большинство мостовых свай подгнило и весь мост нуждается в капитальном ремонте.
Осмотрев плотину при мельнице Ф.И.Шетлера, комиссия пришла к выводу, что «вряд ли она может препятствовать проходу лососей в весеннее время о устья, но зато, несомненно, она является препятствием для судоходства, так как отделяет от нижней части (реки – авт.) глубокий плес протяжением 70 – 80 вёрст, берега которого густо заселены и где нет других, более удобных путей сообщении»,(9). Сегодня в этой цитате особый интерес вызывает факт захода лососей на нерест в верховья р. Луги, т.е. сто лет назад эту рыбу лужане видели не только на гербе своего родного города.
Членами комиссии пароходовладельцами П.П.Плетцером и А.А.Траскиным было предложено улучшение водного пути из Луге к Череменцу, в виду их намерения открыть по нему пароходные рейсы. Их поддержали остальные члены комиссии, а преседатель земской управы К.Василенко «высказал, что углубление перекатов и приведениев порядок пути г.Луга – Череменецкий монастырь крайне благоприятно отзовётся на жителях приозёрных деревень, доставив им возможность путём постройки и сдачи внаймы дач значительно улучшит своё экономическое положение, а также послужит процветанию древнего Череменецкого монастыря. Последнее было подтерждено настоятелем Череменецкого монастыря, также возбудившим ходатайство об улучшении водного пути» (10).
Свою лепту в пользу дальнейшего обустройства данного речного маршрута внёс и лужский уездный исправник, полагая, что «открытие пароходных рейсов отзовётся благоприятно и на жителях г.Луги, оживив торговлю. вызовет постройку дач и устройство санаторий на берегах Череменецкого озера, которые покрыты прекрасным сосновым лесом и имеют все данные для широкого их использования» (11).
В ходе вышеизложенного комиссия сочла возможным признать реки Лугу, вверх от г.Луги, и Вревку в их естественном состоянии пригодными для судоходства при «незначительных мерах для их улучшения».
Комиссия признала судоходной и реку Ропотку, определив, что при расчистке перекатов на ней может быть обеспечен проход шириной и глубиной достаточный для тогдашних пароходов.
Далее признавалось необходимость перестройки моста через р.Ропотку, ликвидации плотины Шетлера, составления в текущем 1908 году проекта по улучшению данного водного пути и ходатайства «об открытии в г.Луге тележного моста 1 разряда».
Выводы комиссии были поддержаны в судоходном отделе Правления петербургского округа путей сообщения. Оттуда они 20 августа 1909 года поступили в губернское правление. вместе с ходатайством обязать статс-секретаря Половцова снести к весне 1910 года находящийся в его имении на р. Ропотке ветхий деревянный мост, или перестроить его так, чтобы один из его пролётов имел расстояние между опорами не менее 4-х сажен и высоту от горизонта воды до низа фермы не менее двух саженей.
«Кроме того, правление округа просит предложить местной земской управе, убрать оставшиеся на р. Вревке сваи от старого моста. если таковые сваи с 1906 года не убраны» (12)
Распоряжение по поводу уборки старых мостовых свай и сноса ветхого моста у истока Ропотки вылилось в затяжной конфликт. Земская управа решительно отказалась заниматься выемкой свай от бывшего моста на Вревке, т.к. этот мост земство не строило. Вероятно, речь здесь шла о сваях на р.Ропотке, которую считали частью р. Вревки..
А.А.Половцов умер 24 сентября 1909 года. При нём и при его наследниках хозяйственные дела по имению находились в ведении садовника и доверенного управляющего Франца Оттовича Абеля, личного почётного гражданина. На Абеля легло бремя исполнения предписаний по освобождения истока Ропотки от старых свай и ветхого моста.
Усилия губернских властей по исправлению ситуации с мостом в конце концов возымели действие. 23 сентября 1909 года уездный исправник донёс в Строительное отделение, что старый мост на р.Ропотке снесён. На его месте «летом сего года возведён новый деревянный мост длиной 15 сажен, шириной 2,5 сажени. В нём 6 пролётов, центральный – 3 сажени. Низ фермы этого судоходного пролёта до поверхности воды 5,25 аршин» (13).
Казалось бы, одной проблемой стало меньше. Однако, вновь построенный мост привёл лишь к обострению конфликта.
23 января 1910 года новый мост был повторно осмотрен начальником постов рр. Луги и Оредежа В.Тицем, на этот раз при участии пароходовладельца А.А.Траскина, заведующего – совладельца Преображенского пароходства П.Плетцера, судовладельца, лужского купеческого сына Горшкова, пароходовладельца Павла Плетцера. В результате, новый мост был «найден несоответствующим нуждам судоходства, в виду невозможности проходить под ним судам и пароходам»(14) Проходной пролёт моста был шириной 5 аршин, т.е. 3, 5 метра и высотой около 4 метров. Причём он находился «не на фарватере реки, а немного в стороне». Вдобавок, в истоке Ропотки и под новым мостом обнаружились невынутые сваи.
2 апреля 1910 года Абелю было предписано мост: перестроить, сваи убрать. Однако, по сообщению лужского исправника, Абель отказался и от перестройки моста и от выемки свай. К конфликту пришлось подключить земскую администрацию, чтобы решить вопрос судебным порядком. Абелю посылается судебная повестка, в течении семи дней приступить к переустройству моста и уборке свай(15)
Только 15 июля 1910 года пристав 2-го стана Лужского уезда доложил уездному исправнику, что сваи на р Ропотке Абелем убраны, мост же остался в прежнем виде При этом, пристав счёл нужным сообщить, что «пароходы под мостом в нынешнюю навигацию проходят свободно» (16)
Здесь пристав явно пошёл на встречу Абелю, который известил его в своей записке о своём отказе перестраивать мост, т.к. мост только что выстроен и на его постройку затрачено около 3 тысяч рублей. К тому же, далее говорится в записке, в течении всей навигации, «начиная с ранней весны, как в полную воду, так и в малую, рейс от Луги до Череменецкого монастыря совершается ежедневно и перевозят каждый разна довольно большом пароходе порядочное количество пассажиров».(17) Абель обращается к приставу с просьбой помочь ему избежать новых затрат на переустройство моста.
5 августа 1910 года записка Абеля была передана через губернского инженера Ольховского в правление С-Петербургского округа путей сообщения. При этом Ольховский также подтвердил заявление Абеля о свободном проходе судов под данным мостом, что позволило благополучно завершить шестилетнюю эпопею организации пароходного движения по маршруту, может быть, самому привлекательному для Луги того времени.
Сегодня в Лужском районе много внимания уделяется развитию туристической отрасли, включая паломнические путешествия. Близятся к завершению восстановительные работы в Череменецком монастыре. Кто знает, вдруг да появится у нас энтузиасты типа чиновника И.В.Змиева, или предпринимателей А.А.Траскина и братьев Плетцер. Конечно, сегодня Лугу с Череменецким монастырём связывает удобная автодорога, и нет никакого практического смысла добираться сюда по воде. И всё-таки, мало кто устоит перед соблазном совершить водную прогулку по красивейшим местам нашего района, чтобы полюбоваться развёртывающимися береговыми пейзажами, ансамблем дома отдыха «Боровое», панорамными видами Череменецкого монастыря с его вознесённой над озером колокольней. Это был бы знаковый проект в масштабе региона. Сейчас он кажется лишь мечтой, фантазией, граничащей с маниловщиной. Наверно, точно так расценивали и замысел Змиева многие его коллеги. Сегодня же другое время и другие технические возможности для воплощения самых смелых идей.

Читайте также:  Какие озера есть в швейцарии

1. «Петербургский листок» № 213 от 4 августа 1904 г.
2. ЦГИА СПб, ф.921, оп.96, д. 502. Л. 4.
3. Там же, ф. 256, оп. 28, д. 179. Л.5.
4. Там же, Л. 9..
5. Там же.
6. Там же.
7. Там же.
8. Там же. Л.9об.
9. Там же.
10. Там же.
11. Там же.
12. Там же. Л. 8об.
13. Там же. Л. 14.
14. Там же. Лл.16об; 21.
15. Там же. Л.23.
16. Там же. Л.22.
17. Там же. Л. 24.

Источник

Кто был в череменецком озере

Петербургская пресса периодически начинает писать о необычных явлениях на Черменецком озере. Вот заголовки: «Под Лугой обнаружен пункт заправки НЛО!», «НЛО ныряет в Череменецкое озеро!» Это не полный бред. Место, действительно, необычное. Лично я там тарелок не видел, но все время ходил в том плывущем состоянии сознания, когда любой солнечный блик готов развернуться в полноценное видение, наполненное чудесами и ужасом.

В 12-ти километрах к югу от Луги по шоссе Петербург - Киев будет указатель на Череменецкий монастырь. Городец стоит прямо на этом шоссе

Озеро вытянуто над геологическим разломом земной коры приблизительно с севера на юг. Это как бы огромный пруд (площадью 15,5 кв. км.) на речке Куксе, текущей параллельно Луге, главной реке этих мест. Западнее Череменецкого есть еще одно большое озеро – Врево, вытянутое в том же направлении. Под городом Лугой вся эта водная система (там есть еще озера и реки) как бы сходится в одну точку, после чего река Луга делает хитрый зигзаг и уходит на северо-запад, к Балтийскому морю. Априори понятно, что энергетика этого места должна быть богата. Не случайно в древности здесь, на водном пути из Новгорода в Псков и Ганзу, было немало монастырей. И один из них возник на бугристом острове Череменецкого озера.

На вершине горы руины Иоанно-Богословского собра. На переднем плане усыпальница

Что, однако, там за энергия? Уфологии воображают, что – физическая. Летающие тарелки, мол, тянутся туда на дозаправку, что подтверждается тем, что северный берег озера загрязнен свинцом. Известно же, аккумуляторы делают из свинца. Думаю, не стоит это обсуждать. И не только потому, что внеземным цивилизациям приписываются устаревшие земные технологии. Просто то, что называют энергией в физике, имеет лишь косвенное отношение к той энергии, воздействию которой человек подвергается в местах силы.

Представления об энергии могут быть очень разные. Для греков, например, энергия – это некий импульс, актуализирующий потенциальное. У китайцев такая энергия называется цзи (то, что, спускает натянутую тетиву). Но европейцам больше известна другая китайская энергия – ци (пневма). Она циркулирует в мире, проявляя и оживляя его. Вся премудрость фэн-шуя состоит в том, чтобы дать этой энергии течь естественно, правильно. И тогда само собой придет все: и здоровье, и счастье, и ум, и богатство. А физическая энергия – это мощь, лишенная всякой души. Практичный миф науки нового времени. Его формулы, конечно, пригодны для того, чтобы насиловать мир, но совсем не пригодны для того, чтобы проявлять невидимое и приводить человека в гармонию с собственной жизнью.

Вид на Череменецкое озеро из развалин Богословского собора

Так вот, в местах силы глупо искать энергию, которую можно сохранить в свинцовом аккумуляторе. Но зато там можно найти нечто такое, что меняет душевный настрой, позволяет проникнуть в самое мясо невидимого, выносит на дневную поверхность вещи, которые, чем черт не шутит, могут оказаться богами. А могут показаться тарелками. Это зависит от предрассудков, которые владеют человеком. Один видит Богородицу или обретает икону, другой наблюдает НЛО и фиксирует повышенное содержание свинца в воде. И тот и другой, может быть, воспринимают одно и то же – некое нечто, – но интерпретируют его по-разному, в меру, как говорится, своей испорченности.

Слева развалины Блгословского собора, справа восстановленная церковь, где хранится икона Иоанна Богослова

В 1478 году мужик Мокий из деревни Русыня нашел на острове в Череменецком озере икону. На ней – лысый бородатый человек с книгой. К левому его уху пристроился ангел. Человека зовут Иоанн. Ангел диктует: «В начале было Слово». Впрочем, нет, хоть Евангелие от Иоанна – книга тоже вполне вдохновенная, но в данном случае дело, скорей, происходит на острове Патмос. И, соответственно, ангел диктует совсем другой текст: Апокалипсис, а по-русски – Откровение. И не столько даже диктует, сколько показывает: открывает Иоанну, пребывающему «в духе» (измененном состоянии сознания), некое будущее, представленное в книге, которую Иоанн держит в руках. В ней рассказано о конце света.

Читайте также:  Озеро беле отдых в этом году

Череменецкий Иоанн Богослов

Это важно: мужик обнаружил икону в 1478 году, когда до конца света оставалось, как я в прошлый раз говорил, не более пятнадцати лет. Многие уже готовились к долгожданному дню, когда еврейский бог начнет их судить. Даже пасахалия в русской церкви была составлена только до 1492 года. Так что явление Иоанновой иконы в преддверии апокалипсических событий – абсолютно понятно и оправдано. Но это не все. Как раз в момент явления иконы неподалеку от Череменецкого озера разворачивался локальный апокалипсис. Войска Иоанна III готовились бесповоротно покончить с Новгородской республикой, о чем, впрочем, давно уже предупреждал новгородцев прозорливый Михаил Клопский. Ужасная пора. Если бы Василий Розанов жил тогда в Новгородской земле, у него был бы отличный материал для книги «Апокалипсис нашего времени». Но ему пришлось жить в другие последние времена.

Так выглядел Иоанно-Богословский монастырь перед революцией

Итак, Иоанну Васильевичу, пришедшему судить (решать судьбу) Господина Великого Новгорода сообщают, что тут, совсем рядом, явилась икона его небесного тезки. Реакция князя: постройте-ка мне монастырь на том месте.

В первый раз мы приехали туда ранним сентябрьским утром 2004 года. Тишь, безлюдье, кричи, стучи во все двери – никто не отзывается, хотя монастырь действующий. Странное сочетание: руины и нарочитая вылизанность. Деревья монастырских аллей – в три обхвата. Повсюду лавочки, наследие закрытой недавно турбазы. Долго бродили. Я начал чувствовать головокружение, отчасти похожее на то, что я испытал на Чертовом городище. Окунуться в озеро, что ли? Пошли.

В монастыре попадаются деревья просто каких-то чудовишных размеров

На берегу благоденствовал пьяный мужик. Он принял нас за уфологов, которые – веришь ли, заебали! Тем не менее, рассказал много чего о летающих объектах. В частности, историю про женщину, которая однажды ночью проснулась обеспокоенная. Выглянула в окно и увидала парящую возле дома круглую светящуюся дуру. При этом почувствовала: надо выйти на улицу и подойти к ней. В душе-то женщина знала, что там ее уже ждут. И ничего хорошего это ей не сулило. Но она была как бы загипнотизирована. Когда начала вставать, толкнула нечаянно мужа… «Да еб твою мать», – проворчал он со сна. И тарелка мгновенно исчезла. Женщина была спасена. Отсюда пьяный мужик умозаключал, что инопланетяне боятся матерщины. Он прав: матерные заклинания для того и придуманы, чтобы отпугивать нечисть.

Колокольня, Череменецкое озеро

Вернулись в монастырь. Хотелось все же увидеть икону, которая явилась при Иване. Мы знали, что она сейчас где-то здесь, но опять не могли найти никого, кто бы мог ее показать. Наконец, когда мы уже перестали ждать и просто следили с холма за облаками, плывущими над озером, внизу показался кудластый парень в джинсах и куцей курточке. Он явно никуда не спешил, просто прогуливался. Мы спустились… Вблизи – ну, совсем Курт Кобейн из русской глубинки. «Уфологи?» – спросил он, когда мы с ним поздоровались. «Ладно, вижу, что нет. Это у входа там ваша собака?» У входа дрых наш верный биолокатор Осман, которого мы не взяли с собой в монастырь из уважения к православному убеждению, что в собаках есть что-то нечистое. «Не люблю собак, – продолжал молодой человек, – иногда они непредсказуемы. Раз шел я по улице (да не в штатском, как сейчас, а в рясе, на службу), и на меня напали собаки. Рясу порвали. Как я матерился! Пришлось сразу идти исповедоваться».

Это монастырь посещает митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир

В общем, этот мнимый Курт оказался попом Константином. Он взял ключи и повел нас показывать толком еще не восстановленную церковь и икону Иоанна Богослова в ней. Когда я ее увидал, первая мысль была: да ведь это портрет Ивана III. Нет, конечно, я сразу отбросил нелепую мысль о физиономическом сходстве. Но в том, что на иконе изображен именно Иван, я и сейчас не сомневаюсь. Начать хотя бы с того, что обычно Иоанна изображают жгучим евреем (см., например, икону из Богословского монастыря в Пощупово). А тут – обычный русский мужик, задумавшийся о своих конкретных проблемах. Типа: что делать с Марфой Борецкой и прочими бунтовщиками, как подавить разгул вечевой демократии, где изыскать средства на содержание армии, не отнять ли земли у попов. Животрепещущие, требующие немедленного решения проблемы. А смотреть и записывать видения о том, как еврейский бог будет решать проблемы со своим неудавшимся творением – это, знаете ли, совершенно праздное занятие для человека, изображенного на Череменецкой иконе. Ибо он сам творит мир из себя. И мы теперь в этом мире живем.

Дорога в Череменцкий монастырь. Там вдали виднеются и ворота

Отец Константин не без гордости назвал себя самым грешным попом в России. Преувеличение! Он просто очень словоохотлив и приветлив. Мы долго беседовали о качествах зеленого чая. Батюшка разбирается в изысканных китайских сортах. Он не женат, и, пользуясь этим, церковное начальство перебрасывает его с места на место по митрополии: и на Коневец, и в Тихвин, и вот теперь сюда, в Череменец. «Монахи ленивы и нелюбопытны, – сказал отец Константин, – вот агитирую их поехать в Городец. Так – ни в какую. Хоть вы поезжайте туда, это рядом. Там, кстати, источник». Мы поехали и не пожалели. Место прекрасное: холм прямо у дороги, деревянная церковь на нем, энергетика – самая благотворная. Головная боль, которую я заработал на Череменецком озере, моментально прошла.

Городец. На холме Успенская церковь. Прекрасное место

Село Городец стоит на речке Рыбинке, впадающей в озеро Врево. До 1764 года там был монастырь Гремячая пустынь. Когда он был основан – неизвестно. Известно только, что 1592 году его настоятель Трифон погиб при очередном наезде литвы. Есть две версии его гибели. Первая: Трифон завел врагов в болото. Подвиг Ивана Сусанина (совершенный Трифоном за двадцать лет до Ивана) – довольно обычный русский сюжет. Вторая версия: когда литовцы вошли в Городец, монахи разбежались, но Трифон, служивший как раз литургию, не нашел нужным отвлекаться на пришельцев. И был изрублен ими в куски прямо в церкви. Монахи собрали части тела своего игумена, омыли водой из источника, положили в гроб. И там они сразу срослись. На местах рассечений остались лишь красные шрамы.

Источник в Городецком месте силы. Он через дорогу от Успенской церкви и часовни Трифона Городецкого

Трифона похоронили в монастырской Георгиевской церкви, и вскоре он начал творить чудеса, которые стали особенно интенсивны в начале 20-го века. В это время его собирались официально причислить к лику святых, была изготовлена богатая гробница из итальянского мрамора, которая сейчас стоит в часовне возле Успенской церкви на Городецком холме. Но канонизировать старца тогда не успели, помешала революция. Даже его икона не была написана. Ее написали уже в наше время по иконе Никандра Пустынножителя. Дело в том, что в народе откуда-то вдруг взялось убеждение, что Никандр и Трифон – родные братья. Откуда? Да сороки на хвосте принесли, бабы какие-то говорили… Неважно. Появление таких убеждений – это как раз то самое действие тонких энергий, которые актуализируют потенциальное, проявляют невидимое.

Слева Никандр Пустынножитель, справа Трифон Городецкий. Похожи

И вот уже с благословения знаменитого псковского старца Николая Гурьянова пишется икона Трифона по образу Никандра. И люди, которым Трифон являлся и помогал выживать, увидев впервые икону Трифона (на которой, по сути, изображен Никандр), узнают его: это же он являлся тогда в Городце, вот только шапочка немного не так нарисована, нет-нет, он в другой шапке был. Просты чудеса твои, Господи, энергия ци циркулирует всюду, дух дышит, где хочет. И, как дирижер, извлекает образы из бессознательного: иконы, летающие тарелки. Последние Юнг определил как мандалы, символы целостности, образы божества, созерцаемые нетренированным взглядом современного невежды.

Местность силы в районе озер Череменецкого и Врево. Вид из космоса

Между прочим, сам термин «неопознанный летающий объект» сконструирован ровно так же, как термин «бессознательное» – от противного: нечто, находящееся за пределами знаемого. Эта неопознанность или неосознанность полностью аналогична неуловимости снежного человека, о которой я как-то уже говорил. Конечно, неопознанность НЛО и бессознательность бессознательного куда радикальней неуловимости снежного человека. Но гораздо слабей, например, неизбежности неизбежного. Собственно, о структуре и содержаниях бессознательного теперь уже много известно. Его даже можно увидеть. Например, на Иконе Иоанна, явившейся на Череменецком озере. Ангел, который шепчет Иоанну, это и есть фигура бессознательного, содержание которого осознается по мере написания текста Откровения. Или открывается в момент какого либо импульсивного решения: постройте-ка мне. И вот уже Иоанн видит свое бессознательное перед собой. Но это уже не бессознательное. А что? Даос скажет: «Дэ».

Череменецкий монастырь. За горой виднеется озеро

Дэ – это проявление Дао, то есть – бессознательного, которое не может быть выражено словом. И вообще – ни чем. Аминь рассыпься!

КАРТА МЕСТ СИЛЫ ОЛЕГА ДАВЫДОВА – ЗДЕСЬ. АРХИВ МЕСТ СИЛЫ – ЗДЕСЬ.

Источник

Череменецкие чудеса. Чем интересен монастырь в Луге?

Алла Чередниченко Страна и мир 15 Июля 2020

Лужский район заслуженно называют самым солнечным и романтичным в Ленинградской области. В этих живописных местах на полуострове Череменецкого озера находится Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь. Остатки роскошных дворянских поместий, разбросанных в его окрестностях, хранят тайны своих высокопоставленных владельцев. А само озеро с давних времен считают аномальной зоной и местом силы.

Пешком на остров

Раньше Череменецкий мужской монастырь стоял на острове, и к нему можно было добраться только на водном транспорте. Во второй половине XIX века остров соединили с материком насыпной плотиной, и он превратился в полуостров. Появилась возможность пройти к воротам монастыря пешком.

Сегодня вход на его территорию перегораживает шлагбаум и старый железнодорожный вагончик с нарисованными церковными куполами. В качестве охранника здесь – лохматый пес, мирно спящий в будке. Пока я пыталась рассмотреть хвостатого охранника, из вагончика показался старец с седой бородой, одетый в черное одеяние. Узнав, что я хочу посетить монастырь, он достал из кармана старенький кнопочный телефон и жестом пригласил пройти: «Сейчас позвоню, предупрежу о вас».

Дорожка ведет к холму, на котором стоят два белоснежных храма: небольшая церковь Преображения Господня, которой более трехсот лет, и пятиглавый Иоанно-Богословский собор (он был восстановлен на месте храма, возведенного на рубеже XV – XVI веков и взорванного в 1958-м: требовались кирпичи для строительства местного совхоза). Новую историю монастырь ведет с 1998 года. Именно тогда начались первые работы по расчистке территории острова и восстановлению храмового комплекса.

В 2018-м в возрожденном из руин монастыре праздновали его 540-летие. По воспоминаниям монахов, реставрационные работы шли необычайно легко. А водружение куполов на главный собор и вовсе было ознаменовано чудом. Эти сложные работы проводили в феврале. Дул сильный ветер, и все переживали, получится ли в таких условиях поднять и установить купола. Однако в самый ответственный момент ветер неожиданно стих. Установка куполов заняла не два – три дня, как это обычно бывает, а всего десять часов. Как только работы были окончены, ветер вернулся. А через пару дней над новыми куполами появилась февральская радуга. Недавно в храме Иоанна Богослова установили долгожданный иконостас.

Читайте также:  Что посмотреть в красном озере

Приключения апостола любви

Сам полуостров небольшой, обойти его можно меньше чем за полчаса, вдыхая аромат свежевыпеченного хлеба, идущий из монастырской пекарни. А еще монахи делают вкусный козий сыр и макароны (обустроить небольшую макаронную фабрику помогли предприниматели из Петербурга). Приобрести эти яства можно в трапезной. А в монастырской лавке представлены местные сувениры – открытки, магниты, иконы.

Сегодня в монастырь приезжают много гостей, среди которых и любо пытные путешественники, и паломники. Все стремятся увидеть одну из самых древних и чтимых святынь Ленинградской области – чудотворную икону святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, которого называют Апостолом любви. Икона впечатляет не только красотой и достаточно большим размером, но и своей историей. Согласно монастырскому преданию, в далеком 1478 году крестьянский мужик Мокий из деревни Русыня Новгородской губернии нашел эту икону на острове во время рыбалки. В то время войско великого князя Московского Ивана III готовилось вступить в бой со строптивыми новгородцами. Услышав, что неподалеку явилась чудесная икона, князь воспринял это как знак свыше и велел основать на этом месте монашескую обитель в честь своего небесного покровителя – святого Иоанна.

Впрочем, есть мнение, что кроме религиозной миссии монастырская обитель на приграничной территории должна была выполнять и оборонительную функцию. Неспроста главный собор монастыря так похож на средневековый замок, а первыми насельниками там стали воины.

Вечный склеп и масонские ритуалы

Среди достопримечательностей монастырского острова – кладбище, где похоронены представители таких знаменитых родов, как Глинки-Маврины, Ушаковы, Елагины, Нащокины, Апраксины, Пушкины. В советский период кладбище пришло в запустение, склепы были разрушены. Однако один готический склеп конца XIX века сохранился. Согласно легенде, все, кто хотел его уничтожить, умирали от сердечного приступа или получали серьезные переломы конечностей. В результате мрачное сооружение обрело дурную славу среди вандалов и постепенно от него отстали.

Под этим склепом-часовней находится могила матушки Александра Половцова – известного промышленника, крупного государственного и общественного деятеля, статс-секретаря Александра III, на тот момент одного из богатейших людей России. Его поместье в поселке Рапти (ныне – им. Дзержинского) находилось на другом берегу Череменецкого озера. Именно для поездок на монастырское кладбище на могилу ма Стоянка для НЛО

Кроме религиозных паломников и любителей истории окрестности Череменецкого озера привлекают уфологов и приверженцев сверхъестественного, поскольку эта местность входит в список аномальных зон России. А местные жители передают из уст в уста удивительные истории о необычных явлениях, которые здесь происходят уже много столетий. Это рассказы о сиянии пурпурного цвета, которое якобы исходит от озера летом, о красных огненных шарах, летающих над водоемом, и о целительных свойствах воды озера и его родников.

Кроме того, уфологи, опираясь на информацию о том, что озеро много тысяч лет назад образовалось в результате разлома земной коры, считают: это место обладает мощной подземной энергетикой, которую «гости из внеземных цивилизаций используют в качестве топлива для своих летательных аппаратов». Об этом в конце 1990-х – начале 2000-х гг. неоднократно рассказывали местные районные газеты, публикуя статьи под названиями «Под Лугой обнаружен пункт заправки НЛО» или «НЛО ныряет в Череменецкое озеро».

Лично я, отдыхая на берегу этого озера, обрамленного пляжами с белоснежным кварцевым песком, ни одной летающей тарелки не увидела. Однако заряд бодрости и хорошего настроения действительно получила мощный.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 121 (6719) от 15.07.2020 под заголовком «Череменецкие чудеса».

Источник

Череменецкое озеро

Fanli» > Череменецкое озеро

Череменецкое озеро — одно из красивейших мест в Ленинградской области. Чистая вода, песчаный пляж и живописная природа водоема привлекает большое количество отдыхающих в летний сезон. Вокруг озера расположены населенные пункты, монастырь и базы отдыха.

Череменецкое озеро находится в Лужском районе Ленинградской области. Вокруг водоема расположены небольшие населенные пункты: Югостицы, Петровская Горка, Репьи, Госткино, Наволок, Череменец, Солнцев Берег, Дзержинского. С западной стороны находится озеро Врево. С востока протекает река Луга, которая является границе двух областей — Ленинградской и Новгородской. Недалеко от озера проходит Ленинградское шоссе.

Максимальная глубина Череменецкого озера — 27 метров. Средняя глубина водоема — 8 метров. Длина озера 14,7 километров. Средняя ширина — 1 километр. Площадь — 15 кв. километров. Длина береговой линии — 37 километров.

Название водоема исходит от древнеславянского слова «чорма», что означает возвышенность. Озеро является проточным. В водоем впадают реки Кукса, Быстрица и еще 9 ручьев. Из озера вытекает река Ропотка.

Берега Череменецкого озера высокие и крутые, попадаются участки с обрывистыми склонами. Прибрежная зона вокруг водоема в основном песчаная. Здесь распространен белый кварцевый песок, который используют в производстве стекла. Водоем дает начало небольшим родникам вблизи населенных пунктов.

Дорога к Череменецкому озеру на панорамах Google maps

Вода в озере прозрачная и чистая. Дно можно разглядеть на глубине 4–6 метров. В прибрежной части водоема растет тростник и камыш. Чуть дальше от берега идет лесополоса из сосновых и лиственных деревьев. В окрестностях Череменецкого водоема можно встретить норку, белку, бобра, енота, уток, лебедя.

В летний период вода в озере может прогреваться до +24…+25 °C. Замерзать водоем начинает в декабре. Лед сходит в середине апреля.

Череменецкое озеро

Рыбалка на Череменецком озере

Водоем является самым большим в Лужском районе. Озеро ледникового происхождения и относится к территории государственного природного ландшафтного заказника.

В водах Череменецкого озера водится щука, окунь, плотва, налим, лещ, язь, корюшка, ряпушка, сиг. Этот водоем любят ценители рыбалки. Хороший улов щук можно получить летом на участках, где в озеро впадают и вытекают реки. Местные жители уверяют, что здесь хорошо клюет «на живца».

Для ловли рыбы нужно выбирать тихие места с чистой береговой линией, без лишней растительности. С марта по май в районе устья реки Ропотки хорошо клюет язь и налим. Леща лучше всего искать в местах с резкими перепадами глубины. Хороший улов будет ранним утром и вечером.

Череменецкое озеро

Базы отдыха на Череменецком озере

Возле водоема находятся несколько известных в Ленинградской области баз отдыха — «Боровое» и «Красный Вал». Санаторий «Боровое» расположен на западе озера. Сегодня это место именуется как центр восстановительной медицины и реабилитации «Боровое». Санаторий открыли на базе бывшей усадьбы известного предпринимателя и дворянина Г. А. Львова.

Усадьба «Боровое» является уникальным памятником архитектуры XIX века. В 2006 году на месте бывшей резиденции Г. А. Львова был открыт санаторий. Здесь осуществляется лечение хронических заболеваний на стадии ремиссии, проходит реабилитация и восстановление после болезни, проводят первичное обследование и терапию сердечно-сосудистых заболеваний.

Попасть в санаторий «Боровое» можно по путевке. Для сотрудников МВД и ОВД России, а также членов их семей путевка предоставляется по льготной стоимости. Для граждан, на служащих в МВД и ОВД, стоимость суток в этом пансионате обойдется примерно в 2300 рублей с человека.

Другой не менее известный санаторий в районе Череменецкого озера — «Красный Вал». Он находится на западном берегу водоема, недалеко от санатория «Боровое».

В 1927 году на месте усадьбы «Красный Вал» создан дом отдыха для 600 рабочих. В 1949 году дом отдыха был перепрофилирован в санаторий для лечения больных с туберкулезом легких. С 1972 года здесь проходит реабилитация и лечение пациентов с туберкулезом глаз.

Череменецкое озеро

Отдых на озере

К водоему в Лужском районе приезжают со всей Ленинградской области. Сюда едут порыбачить, поправить здоровье в местном санатории или посетить монастырь, который находится на небольшом полуострове.

В летний сезон к Череменецкому озеру приезжают отдохнуть с палатками. Их разбивают недалеко от берега в лесополосе. Возле водоема создан кемпинг-парк на базе Череменецкого мужского монастыря. Кемпинг называется «Северный Патмос». В кемпинг-парке, в отличие от отдыха в палатках «дикарями», есть все необходимые условия.

На территории кемпинга можно арендовать летний домик или снять дом комфорт-класса. Стоит аренда домика на территории кемпинга от 2500 до 1500 рублей. Также здесь можно разбить палатку. Аренда места под палатку стоит 300 рублей в сутки.

На территории кемпинга можно разнообразить свой досуг, взяв напрокат лодку, велосипед, сыграть в подвижные игры. В кемпинге предоставляют в аренду снасти для рыбалки. Здесь же можно взять в аренду доски для SUP серфинга.

Череменецкое озеро

Монастырь на Череменецком озере

Монастырь находится на одном из полуостровов озера возле населенного пункта Череменец. Полное название храма — Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь. Основано святилище примерно в конце XV века. Главной достопримечательностью храма является чудотворная икона Иоанна Богослова.

После революции в 1930 году здание монастыря было передано картели «Красный октябрь», а все иконы арестованы. В начале 90-х годов начался период реставрационных работ Череменецкого храма. Уцелевшие здания монастыря отнесены к историческим памятникам архитектуры.

В самом центре монастыря стоит реставрированный собор Иоанна Богослова. Его отстроили в 2012 году. Недалеко расположена церковь Преображения Господня. За границами монастыря находится старинный парк.

Череменецкое озеро

Как доехать до Череменецкого озера

Добираться до водоема лучше всего из города Луга — административного центра Лужского района. Доехать к городу из Санкт-Петербурга можно на общественном транспорте или автомобиле.

Из Санкт-Петербурга в Лугу автобусы отправляются ежедневно. Время в пути 1,5–2,5 часа.

Также в Лугу из Санкт-Петербурга можно доехать на электричке. Добираться придется 2,5–3 часа.

Из Луги к озеру можно добраться пешком или на автомобиле. На автомобиле будет быстрее. Ехать примерно 20–25 минут.

Схема маршрута из Луги к Череменецкому озеру на картах Google maps

Из Луги доехать к озеру можно на местном такси. По отзывам приезжих, поездка на такси в сторону водоема будет стоить недорого. В Луге работают такси: Вираж, Алло, Имидж, Престиж.

Видео: монастырь на Череменецком озере

Источник