Меню

Крупные судоходные реки японии не судоходны



Реки Японии

Реки Японии

    Абукума
    Вторая по длине река в регионе Тохоку, Япония. Исток реки расположен на горе Асахи. Эту долина Нагадёри известна как часть префектуры Фукусима. На реке расположены города Какуда, Иванума, Сиракава, Сукагава, Корияма, Нихоммацу и Фукусима.

Агано
Река в Японии. Протекает по территории префектур Фукусима и Ниигата. Сначала течёт на север, затем принимает приток Ниппаси, текущий из озера Инавасиро, а потом поворачивает на запад и впадает в Японское море. В 1964 в реку попала ртуть.

Аса
Приток реки Тама в Токио, Япония. Вытекает с горы Дзинба в Хатиодзи к реке Тама в городе Хино.

Го
Река в Японии, протекающая по территории префектур Хиросима и Симанэ. Самая крупная река региона Тюгоку. Иногда её называют «Тюгоку таро».

Ёдо
Главная река префектуры Осака на острове Хонсю, Япония. Единственная река, вытекающая из южной части озера Бива в городе Оцу, административном центре префектуры Сига. Начинаясь как река Сэта, последовательно меняет наименования на Удзи и затем на собственно Ёдо: так она именуется после слияния Удзи с реками Кацура и Кидзу в районе границы префектур Киото и Осака. Впадает в Осакский залив в границах города Осака.

Исикари
Река в Японии на острове Хоккайдо, самая длинная на острове и вторая по площади бассейна в Японии. В настоящее время длина реки – 268 км. Площадь бассейна составляет более 14 тыс. кв.км. Паводок обычно два раза в году – после весенего таяния снегов и после летних дождей. Протекает через города Асахикава и Саппоро. После второй мировой войны, в связи с расширением города Саппоро, необходимостью бороться с паводками и для осушения болот под сельхохозяйственные земли, русло реки было значительно спрямлено каналами. Это привело к значительному укорочению реки, до постройки каналов длина реки достигала 365 км, на протяжении 200 км из них река была судоходна.

Камо
Река в Японии, протекает через город Киото, приток реки Ёдо. Берега реки является излюбленным местом прогулок для местных жителей и туристов. Исток реки лежит в горах на севере Киото. Вдоль берега проложены дорожки для бега.

Китаками
Река в Японии на острове Хонсю, является крупнейшей по площади бассейна в регионе Тохоку. В период Эдо являлась важной частью водного пути для доставки риса, выращенного в долине Китаками, в столицу Эдо. Протекает через города Мориока, Ханамаки, Китаками, Осю, Итиносеки, Исиномаки и Томе.

Кумано
Река в Японии на полуострове Кии, берущая начало в префектуре Нара и впадающая в Тихий океан у города Сингу, в нижнем течении проходит через префектуры Вакаяма и Миэ, длина реки 183 км, площадь бассейна реки 2 360 км². В верхнем течении называется Тоцукава.

Мисава
Приток реки Тама, расположенный на японском острове Хонсю. Исток реки находится в районе Онохи, принадлежащего к префектуре Токио города Матида. Затем она течёт через округ Курокава, район Асао (город Кавасаки, префектура Канагава) и город Инаги, принадлежащий префектуре Токио. Затем она впадает в реку Тама в районе Тама города Кавасаки.

Нака
Река в Восточной Японии, на территории равнины Канто. Протекает на востоке префектур Сайтама и Токио, и впадает в Токийский залив. Длина – 83,7 км. Площадь бассейна – 286,2 км². В районе города Ханю определено разделение течения на нижнее и верхнее.

Синано
Самая длинная река Японии, по площади бассейна занимающая третье место после Тоне и Исикари. Образуется при слиянии двух истоков Сай и Дзикумы на границе префектур Сайтама, Яманаси и Нагано. Река течёт к северо-северо-востоку на протяжении 367 км и впадает в Японское море близ города Ниигата. Судоходна для небольших судов на 75 км. Среднее количество воды 624 куб. м в секунду, в межень до 340, в половодье до 5000 куб. м. В низовье Синано самая большая равнина Японии, очень плодородная, с обширными рисовыми полями.

Сякудзии
Река в Японии, которая течёт через северо-западный сектор центрального Токио, Япония. Её источник находится в районе Хана-коганэй-минами-тё, в городе Кодайра. У Хорифунэ, в районе Кита, впадает в реку Сумида. Протяжённость реки 25.2 км. Правительством Японии категоризирована как река I класса.

Тама
Река в Японии на острове Хонсю. Неоднократно наблюдались наводнения, последнее в 1974 году. Судоходна только в устье, там же находится международный аэропорт Токио.

Тоне
Река в Японии, протекает по территории региона Канто. Длина реки невелика – 322 километра, однако она является второй по длине японской рекой и первой по площади бассейна. У реки есть прозвище Бандо Таро, где Бандо – это старый вариант названия региона Канто, а Таро – распространённое имя для старшего сына.

Фудзи
Река в Японии. Вместе с реками Могами и Кума входит в тройку рек с самым быстрым течением в Японии. Около города Фудзи впадает в залив Суруга Тихого океана. Река является границей энергетической сети Японии с частотой 50 Гц на востоке и 60 Гц на западе.

Цуруми
Река в префектурах Канагава и Токио, на острове Хонсю, Япония. Впадает в Токийский залив.

Эдо
Река, протекающая в Японии на острове Хонсю в регионе Канто. Река Эдо отделяется от реки Тон и впадает в Токийский залив. Длина реки – 59,5 километров. Ранее русло реки Эдо совпадало с основным руслом реки Тоне, однако в XVII столетии оно ответвилось от него.

Абэ
Река в Японии в префектуре Сидзуока. Длина реки составляет 53,3 км, площадь водосборного бассейна – 567 км. Берёт начало в провинции Суруга на горном хребте Акаиси. Устье находится около города Сидзуока. Вблизи устья реки находятся горячие источники. На реке расположен водопад Абэ, входящий в список 100 лучших водопадов Японии, составленный Министерством окружающей среды в 1990 году. Река известна чистотой воды и является важным источником воды для города Сидзуока.

Аракава
Река на острове Хонсю, Япония. Протекает по территории префектур Токио и Сайтама. Длина – 173 км, площадь бассейна – 2940 кв. км. Река берёт своё начало на склонах горы Кобуси в префектуре Сайтама, после чего, протекая в южном направлении через японскую столицу Токио, впадает в Токийский залив в районе аэропорта Ханэда. У моста Онари в префектуре Сайтама река расширяется до 2537 м, считаясь самой широкой в Японии.

Асида
Река в Японии, протекающая по территории префектуры Хиросима. Символ бывшей провинции Бинго. Длина реки Асида составляет 86 км. Её исток находится на плато Сера в городе Михара. Общая площадь бассейна – 870 км².

Дзиндзу
Река в Японии в префектурах Тояма и Гифу. Берёт начало на горе Каоэрэ в префектуре Гифу. В результате добычи кадмия вода ниже по течению была загрязнена вредными веществами. Интересно, что крейсер японской армии имел название «Дзиндзу».

Ёсино
Река в Японии на острове Сикоку. Длина – 194 км. Площадь бассейна – 3 750 км². На этой реке расположены города Тоса, Миёси, Мима, Йосиногава, Ава, Токусима.

Канда
Река в префектуре Токио, Япония, протекающая от Парка Инокасира на территории города Митака к реке Сумида под мостом Рёгоку на границе Токио, Тюо и Сумиды. Река полностью протекает через Токио, площадь бассейна реки истощена до 105 км². Правительство Японии классифицирует её как реку класса I.

Кисо
Река в Японии, протекающая на территории префектур Нагано, Гифу, Айти и Миэ (остров Хонсю), и впадающая в залив Исэ недалеко от города Нагоя. Длина реки 227 км. Долина в верхней части реки носит название долины Кисо. Иногда реку Кисо называют «японским Рейном».

Кума
Река в Японии на острове Кюсю. Длина – 115 км. Средний расход воды – 103.98 м³/с. Вместе с реками Могами и Фудзи входит в тройку рек с самым быстрым течением в Японии. Является популярным объектом у туристов (в год её посещают 70 000 человек).

Куробэ
Река, протекающая в префектуре Тояма в Японии. Её длина превышает 85 км, а перепад высот – более чем 2 900 метров, при относительно малой площади бассейна в 682 км². Русло реки извилистое, и скорость потока очень высока. Она проистекает из гор Идо и течёт на север, через глубокое ущелье Куробэ, формируя у города Унадзуки конус выноса и впадая в Японское море. Через неё был перекинут мост Аимото, который, до его уничтожения, входил в число самых интересных мостов Японии. Впоследствии он был восстановлен в качестве висячего моста. Река была безымянной вплоть до 1954 года, когда был основан близлежащий город.

Могами
Река в Японии в префектуре Ямагата. Вместе с реками Кума и Фудзи входит в тройку рек с самым быстрым течением в Японии. Река начинается на юге префектуры и течёт далее в северном направлении, поворачивает на запад около Синдзё и впадает в Японское море около Сакаты.

Нагара
Река в Японии на острове Хонсю. Протекает через города Гудзё, Мино, Секи, Гифу, Хасима, Мидзухо, Огаки, Кайдзу, Айсай и Кувана.

Читайте также:  Гидрографические характеристики реки вилюй таблица впр

Оирасэ
Река в Японии в префектуре Аомори на острове Хонсю. Единственная река, вытекающая из озера Товада. Протекает в восточном направлении. В верхнем течении реки расположены живописные водопады и ущелья. В низовьях активно используется для орошения. Является одной из достопримечательностей национального парка Товада-Хатимантай.

Ота
Одна из наиболее известных и красивых рек в Японии, протекает по западной территории префектуры Хиросима.

Сагами
Река в Японии на острове Хонсю. Берёт начало из озера Яманака, одного из пяти озёр Фудзи. Протекает по территории префектур Канагава и Яманаси. Вдоль восточного берега реки проходит железная дорога Сагамисэн. На главном притоки реки, Нагатсу, расположена гидроэлектростанция.

  • Симанто
    Река в Японии, самая длинная река на острове Сикоку. Берёт начало в префектуре Коти. Впадает в бухту Тоси Тихого океана. Одна из немногих рек Японии, которая не имеет на своём русле никаких сооружений, так как течёт по индустриально неразвитой местности. В Японии эту реку называют последней энергией Японии.
  • Источник

    Самые красивые реки Японии

    Островная страна богата прекрасными, необычными пейзажами. Особенно интересны реки Японии. Они отличаются от материковых, так как по большей части стремительно спускаются с высоких гор к побережью и растворяются в океане. Продолжительность водных потоков ограничена небольшой площадью островов. Тем не менее крупные реки здесь тоже имеются. Вода, набирающая мощь из-за разницы высот истока и устья, используется для обеспечения населения электроэнергией. Но это не главное достоинство потоков. Их красота привлекает японцев и иностранных туристов. Люди стремятся увидеть чистейшие водные струи, рожденные горами и питающие живительной силой прибрежные долины.

    • Куробэ – стремительная сила

    Этот водный поток находится на востоке префектуры Тояма. Он устремляется к Японскому морю с высоты 2900 метров. На пути его множество каменных преград, образующих пороги. Куроба беспокойная река и в весенний период вода часто выходит из берегов, затопляя берега

    Длина Куробэ всего 85 км. Но вода успевает набрать такую скорость, что позволяет турбине, построенной в ее бассейне вырабатывать электроэнергию. Вдоль ее потока расположено десять электростанций. В Японии считают, что в этой реке самая лучшая по качеству вода.

    Река прорезает одноименное ущелье, ставшее одним из трех самых посещаемых в стране. По нему проложено железнодорожное полотно. Перед путниками – пассажирами поездов открываются великолепные виды дикой, необузданной природы.

    реки Японии

    • Атерагава (Ateragawa) – голубой поток

    Это коротка речушка вьется в префектуре Нагано. Ее длина всего 15 км. Она является притоком более значительной Кисо. Но японцы именно Атерагаву ставят второй в рейтинге самых интересных потоков. Дело в том, что эта речушка несет воды необычайного изумрудно-зеленого цвета. Связано такое явление с тем, что она омывает гранитные, первозданные валуны. Камни напитывают воды минералами, создавая зеленоватый оттенок. Кроме того, река неглубокая, прозрачная, чистейшая. Сквозь нее виден каждый камушек, любая мелочь на дне.

    atera

    • Нагара – миротворец

    Есть в Японии и судоходные потоки. Так, река Нагара (115,4 км) издревле соединяла меж собой десять городов. По ее руслу возили множество товаров. Люди всегда знали, кому и что необходимо. Из-за этого местное население старалось не враждовать, сохранять нормальные отношения. Ныне Нагара является одной из трех рек с самой чистой водой. Еще она известна тем, что на её берегах проходит фестиваль фейерверков. 30 тысяч туристов приезжает сюда, чтобы запустить столько же ракет и любоваться невероятным зрелищем.

    • Синано-гава

    Эта река в Японии самая длинная. У нее два истока: Сай и Дзикумы. Они соединяются на границе префектур Сайтама, Нагано и Яманаси. По этой красавице японцы катаются на небольших судах. Еще река известна тем, что несет с гор влагу в самую большую долину страны. Благодаря ее обильным водам здесь издавна выращивают рис. По берегам реки расположились деревья сакуры, понаблюдать за цветением которых любят и местные жители, и туристы.

    • Азуса

    По европейским меркам, Азуса – практически ручей. Он принадлежит водной системе Синано. Однако японцы поспорят с туристами. Для них – Азуса такая же река, как и остальные. Она окружена живописными горами, меняющими окраску вместе с сезоном. Над этим потоком сооружен живописный подвесной мост. Японцы приезжают к ее берегам обычно осенью, чтобы насладиться видами желтеющей листвы, мирно текущей прозрачной воды. Азуса не судоходна, так как имеет небольшую глубину.

    azusa

    • Какита-гава (Kakita)

    Эта красавица протекает в восточной части префектуры Сидзуока, впадает в Кано. Какита, одна из редких рек Японии, которая возникла из родниковых вод. Известна, как одна из самых коротких рек – всего 1,2 км. Образуют этот поток чистейшие родники и талые воды. Круглогодичная температура воды — 15°. По ее берегам селится множество птиц. Туристы приезжают понаблюдать за суетливой жизнью зимородков, трясогузок и чаек. Здесь водятся редкие виды японских рыб, являющиеся, одновременно, кормом для пернатых. Туристов привлекает редкая флора и фауна этой реки.

    реки Японии

    • Ниёдогава

    Эта река пересекает три префектуры и впадает в Тихий океан. Она славится прозрачностью вод, проложивших себе путь сквозь твердые скалы. Этот водоем является излюбленным местом рыбалки для японцев. Здесь, вдали от городского шума, можно нырнуть в горячий источник, прокатиться на катере (глубина позволяет). Спортсмены сплавляются по ней на каноэ, занимаются рафтингом. Поток не очень бурный, позволяет спокойно наслаждаться окружающей природой, суетой рыбы, пением птиц. Ниёдагава считается самой красивой рекой Японии и по чистоте воды занимает первые места.

    • Сёкоцу – северный поток

    Любителям горных вершин и шума воды, ниспадающего с высоты, очень понравится эта речушка. Длина ее 84 км. Она протекает по острову Хоккайдо и впадает в Охотское море. Исток этой водной жилы располагается на высоте 1558 км. Практически на всем ее протяжении русло прорезает скалы, иногда разделяется каким-нибудь особенно упрямым валуном. Даже название у нее говорящее. С языка айнов оно переводится, как «впадина, которую вырыл водопад». Кстати, в верховьях реки множество небольших водопадов, которыми любуются туристы, не боящиеся холодов. Хоккайдо – самая холодная территория архипелага.

    река Сёкоцу

    фото с сайта takinoue. com

    • Оирасэ – дорога водопадов

    Истоком этой реки является озеро Товада (префектура Аомори). Она входит в состав национального парка «Товада Кохан-ко». Считается национальным памятником Японии. Здесь красиво в любое время года. Известна река двадцатью семью водопадами, льющими искрящиеся воды с небольшой высоты. В низовьях ее водится рыба, которой пройти выше по течению мешает Тёси Отаки.

    Название этого водопада так и переводится: «выше которого рыбы не могут подняться». По ее берегам растут густые леса, даря прохладу летом, спасая от ветров зимой. Любителей гор привлекают местные живописнейшие ущелья. Красота пейзажей – не единственное достоинство этой реки. Она питает влагой поля низины, помогая собирать фермерам богатый урожай.

    река оирасе

    • Тадами – зимняя сказка

    На острове Хонсю протекает полноводный поток. Это река Тадами. Вокруг располагаются, покрытые густым лесом, холмы. Известна река одноименным мостом. Это сооружение так причудливо выстроено, что идеально вписывается в пейзаж. Особенно прекрасны его виды зимой, когда все вокруг покрыто снегом. Через реку ведет железнодорожное полотно. Путешественники специально берут билеты на поезд, чтобы из его окон полюбоваться сказочными картинами зимнего леса, окружающего извилистый, полноводный поток.

    река Тадами

    На островах все водоемы великолепны. От самой большой реки Японии, до мельчайшего ручейка. Истоки их находятся высоко в горах, отчего воды отличаются особенной чистотой и прозрачностью. К сожалению, некоторые реки пострадали в период промышленного бума от сточных вод предприятий. Но ныне в Японии внимательно следят за сохранностью первозданной природы. Заводы и фабрики переоборудуют с тем, чтобы их стоки не вредили окружающей среде.

    Источник

    Реки Японии

    Реки Японии

    Многие туристы, приезжая в Японию, ограничиваются посещением основных экскурсионных городов – Токио, Киото и Хиросимы, в результате возвращаясь домой с ошибочным мнением, что вся Страна восходящего солнца – это один большой, густонаселенный мегаполис. На самом же деле природа этого региона невероятно богата: Японский архипелаг простирается почти на 3000 км с севера на юг, открывая широкий спектр природных достопримечательностей от дрейфующих льдин у берегов острова Хоккайдо до мангровых джунглей в Окинаве. Особая роль в создании удивительных пейзажей, что часто изображают на фотографиях и открытках из Японии, отводится извилистым рекам, коих на территории страны более 200. О некоторых из них расскажем подробнее.

    Самые крупные реки Японии

    Из школьных уроков географии наверняка каждый помнит, что Япония является островным государством, из-за чего многие реки не отличаются большими размерами. Их длина составляет менее 20 км, а площадь бассейна едва ли доходит до отметки в 150 кв. км, однако именно такие места чаще всего используются горожанами и приезжими туристами для организации пикников и отдыха на свежем воздухе. Если же вы хотите почувствовать истинную мощь и силу, отправляйтесь к берегам одной из главных водных артерий страны. Предлагаем вашему вниманию список самых больших рек Японии:

    1. Река Синано (367 км) – главная и самая длинная река Японии. Она расположена на острове Хонсю и течет на север, впадая неподалеку от г. Ниигата в Японское море. Значительные размеры делают Синано-гава важными водными путями, а Окозу, один из каналов реки, и вовсе предотвращает наводнения в Ниигате и заполняет рисовые поля около него. Река Синано - самая длинная река Японии
    2. Река Тоне (322 км) – вторая по длине река Японии, расположенная, как и Синано, на о. Хонсю. Свое начало она берет в горах Этиго, на вершине Оминаками, впадая затем в Тихий океан. С точки зрения туризма, Тонегава имеет также большое значение: у ее истоков находится довольно популярный курорт с горячими источниками Минаками-онсэн. Кроме того, река Тоне отлично подходит для любителей водных видов спорта – каякинга, рафтинга и т.д. Река Тоне
    3. Река Исикари (268 км) – главная водная артерия острова Хоккайдо. Она берет свое начало у подножия одноименной горы и впадает в Восточно-Китайское море. Название Ishikari дословно переводится как «сильно извивающаяся река», что вполне соответствует ее внешнему виду. Если вы находитесь в Хоккайдо и у вас есть немного свободного времени, обязательно устройте пикник около воды, любуясь чарующими вишневыми деревьями и величественными горами, расположенными неподалеку от реки. Река Исикари
    4. Река Тадами в Японии (260 км), главной особенностью которой является завораживающий панорамный вид на горы и леса, вдоль которых она протекает. Доехать сюда можно практически из любого города страны на поезде, проезжающем по проложенному над рекой мосту. Река Тадами
    5. Река Токати (196 км) – не самая большая, но однозначно одна из красивейших рек Страны восходящего солнца. Ее истоки лежат на восточных склонах одноименной горы на о. Хоккайдо. Особой популярностью у туристов со всего мира пользуется пляж у устья реки Токати в Японии, который славится необычными кристально-чистыми льдинками, разбросанными вдоль всего берега. За невероятную прозрачность и удивительные переливы на солнце местные жители нередко называют их драгоценными камнями или сокровищами.
    Читайте также:  Прогулке по москве реке с северного речного вокзала

    Берег реки Токати

    Источник

    Реки и озёра Японии

    Реки в Японии — очень бурные. Они являются сплавными, потому их облюбовали туристы со всего мира. Речная вода на сегодня очень активно эксплуатируется для систем полива на полях, а также для производства гидроэнергии. При максимально развитой мощности реки страны могут давать аж до 20 млн. кет, и это при мощности ок. 10 млн. кет. Самые крупные и заметные на карте реки подходят для мелких судов в их небольших приустьевых частях.

    Режим рек, как известно, тесно связан не только с рельефом страны, но и окружающим климатом. Летне-муссонные, зимне-муссонные и даже тайфунные существенные максимумы выпадающих осадков — причина соответствующих максимальных количеств расхода воды. На данном фоне накладываются повышения уровня от весеннего и летнего таяния снегов в горах. В Японии часто случаются наводнения, последствия которых могут быть очень масштабными.

    Озера здесь — разнообразны по происхождению и также многочисленны, как и реки. Крупнейшее из них находятся в кратерах, кальдерах или перед лавовыми запрудами.

    Крупные реки Японии

    Синано

    Речка Синано (Синано-гава), которая протекает в районе Нагано Тикума, является наиболее длинной японской рекой. Площадь ее бассейна занимает, впрочем, только третье место среди аналогичных в стране. Речка образовалась в результате соединения двух речек с названиями Сай и Дзикумы на пограничье префектурных территорий Сайтама с Нагано и Яманаси. Протекает она к северо-востоку страны на протяжении целых 367 км, неся свои воды в Японское море, в которое впадает недалеко от городка Ниигата. Речка Синано является частично судоходной на 75 км, правда, подходит только для небольших туристических суденышек. В низовье расположилась самая большая из японских равнин — невероятно плодородная, с богатыми и урожайными рисовыми полями.

    Тоне — красивая и богатая ресурсами река, которая тянется сквозь весь регион с названием Канто. Она довольно небольшая — всего 322 километра, но вместе с тем она является в рейтинге самых длинных рек второй в стране и первой среди других рек Японии по площади бассейна. У нее есть интересное прозвище — Бандо Таро (Бандо — устаревший вариант названия данного региона Канто, а Таро — распространенное на территории Японии имя, которое выбирают обычно для самого старшего сына в семье).

    Исток Тоне находится на горе Оминаками на границе Гумма и Ниигата. Она собирает притоки и впадает главным руслом в Тихий океан близ города Теси. Рукав Эдо, принадлежащий реке Тоне, впадает в Токийский залив.

    Исикари

    Исикари — река, протекающая на острове Хоккайдо. Она является самой длинной на острове. Исикари — вторая по площади бассейна речка в Японии. Название возводится к айнскому ishikaribetsu — «сильно извивающаяся река», что соответствует “характеру” реки в нижнем течении. Длина — 268 км. Площадь бассейна — более 14 200 Км².

    Паводок, как правило, наступает дважды в год — после весеннего таяния снегов и после летних дождей.

    Источник

    Водные пути России.

    Единая глубоководная система Европейской России, которая обеспечивает проводку крупнотоннажных судов с осадкой до 3,5 м, своим единством в старину была обязана трудным волокам, сегодня — рукотворным водным путям. Назову основные:

    Беломоро-Балтийский канал. Он «приблизил» Белое море к Балтийскому в 4 раза.

    Канал имени Москвы дал столице выход непосредственно на Волгу и на 1000 км сократил водный путь к городам Северо-Запада. Кроме того, избавил москвичей и промышленность города от жажды.

    Волго-Донской канал связал Волгу с Черным и Азовским морями.

    Волго-Балтийский канал — глубоководный путь из Белого и Балтийского морей в Волжский бассейн. Благодаря ему, речные суда, следуя из Волги к Санкт-Петербургу, затрачивают не 18, а 2,5 суток, как бывало при наших дедах.

    Уверен, «среднестатический россиянин» способен без мысленного усилия назвать первый и третий. Чтобы вспомнить и правильно назвать второй и четвёртый, необходимо морщить лоб и время на обдумывания. И мало кто знает, что действующих рукотворных отечественных рек, рассчитанных на судоходство, много больше, считая каналы местного значения. Внушителен и список бывших. Наиболее значительные из последних Вышневолоцкая, Мариинская и Тихвинская водные системы. Это в Европейской части России. Русская Азия может представить любознательному уму Обь-Енисейский судоходный канал, с 1942 года заброшенный.

    Интересно, с чего началось у нас «водное рукотворчество». Разумеется, и в древности наши предки «подправляли природу», вторгаясь во владения речных нимф. Как могли, ручным инструментом углублялись в донные наносы, срезали местами берега, спрямляли каналами излучины рек, тянули русла как можно дальше в сторону волока с двух сторон.

    Нужда в каналах была всегда, но не всегда технические возможности могли её удовлетворить. Такое по плечу оказалось Петру I. Подтолкнула острая необходимость наладить доставку хлеба и других грузов в отвоёванную у шведов Ингерманландию, строящемуся Петербургу. Соединить Волгу с Балтийским морем царь решил там, где издревле наши предки волокли посуху гружёные суда из одного речного бассейна в другой. Там возник Вышний Волочек, город обслуги трудного дела. В 1703 году было велено сверху приступить к работам, через 6 лет исполнено мужицкими руками и умом голландских мастеров под присмотром царского стольника князя Гагарина. Почти трёхвёрстный канал, шириной 7 сажен, с водохранилищами, связал волжский приток Тверцу с речкой Цной, впадающей в Мсту на «балтийском склоне». Дальше речные суда двигались обычным путём: из Мсты в Ильмень-озеро, оттуда Волховом в бурную, опасную Ладогу, потом Невой до пристаней немецкого города русского царя, ставшего в 1712 году столицей империи. На первый отечественный канал легла вся тяжесть пассажирских и грузовых перевозок в одну сторону, пока не вступил в строй сухопутный тракт между столицами (о нём в своём месте). Не удивительно, что первый блин пошёл комом из-за нехватки воды для свободного хода судов. Доводку канала осуществил М.И. Сердюков, инженер-конструктор, самородок из бурятов. В 1719 году Пётр Алексеевич передал ему на содержание весь Вышневолоцкий путь. Через 55 лет государство его выкупило и перестроило с целью повышения уровня воды. Реконструкции производились и позднее на разных участках пути. Был проложен обходной Ладожский канал, другой — для обода бурного Ильменя. Хотя появились новые водные дороги из Москвы в Санкт-Петербург, первый путь использовался для массового транзитного судоходства до конца XIX века. И сейчас два участка системы используются для местного судоходства.

    Главные недостатки Вышневолоцкой водной системы, проявившиеся сразу (односторонность движения и мелководье), побудили энергичного царя Петра искать дополнительные пути. Возникла мысль соединить впадающую в Белое озеро реку Ковжу на «волжском склоне» с рекой «балтийского склона» Вытегрой. Последняя изливалась в Онежское озеро, соединённое с Ладогой легендарной Свирью. А там до новой столицы — обычным путём. Строительство канала и оборудование системы, названной Мариинской , началось только в 1799 году. Были возведены сложные гидротехнические сооружения для питания мелководных участков, построены шлюзы на Вытегре и Ковже. 21 июня 1810 г. по Мариинской системе открылось сквозное движение судов. Первые годы эксплуатации водного пути показали многие его неудобства: частая перегрузка с судов на суда разной осадки и типов, что замедляло и удорожало доставку грузов. Не случайно в то время сложилась поговорка: «За морем телушка — полушка, рубль перевоз». Чтобы обеспечить безопасность движения, пришлось рыть каналы в обход Белого и Онежского озер. На это ушло более 40 лет. Дополнительные работы продолжались по 1883 год, после чего система приняла свой окончательный вид. В нее вошли: река Шексна от устья Белозерского канала до впадения в Волгу у Рыбинска, Белозерский обводной канал, река Ковжа, Новомариинский канал, река Свирь, Новосясьский канал, Новоладожский канал и Нева. Впоследствии Мариинская система еще несколько раз перестраивалась и совершенствовалась. Бурлаков сменила конная тяга, цепь, проложенная по дну, позволяла двигаться против течения. Система стала главным «хлебным путем» в столицу. Несмотря на недостатки, по тому времени она считалась первоклассным гидротехническим сооружением и на Всемирной выставке в Париже в 1913 году была удостоена Большой золотой медали.

    Читайте также:  Битва при реке граник дата результат

    С древности из бассейна Волги в Прибалтику использовался «болотный» путь через Тихвин И на него «положил» глаз» зоркий царь. Однако работы здесь были начаты в 1802 году, продолжались 9 лет. Тихвинский канал связал Мологу, приток Волги, с Невой (через речки Чагодища и Сясь, Староладожский канал). Этот путь оказался самым коротким от Рыбинска до Петербурга — 924 км, тогда как по Мариинской системе — 1143 км, а по Вышневолоцкой — 1440 км. Недостатком Тихвинской системы (на фото — выше). была маловодность. Кроме того, она не была достроена. Однако, несмотря на все трудности, по ней проходило до 6 тысяч судов в год. Обслуживали ее 40 тысяч лошадей, десятки тысяч погонщиков и бурлаков. После постройки Николаевской железной дороги и с усовершенствованием Мариинской системы значение Тихвинского пути стало падать. В дальнейшем он использовался только для местных перевозок на отдельных участках и в высокую воду.

    Чтобы даже вкратце описать старинные водные пути, какое-то время действовавшие на всём задуманном протяжении или отдельными местами, частично, после реконструкции вошедшие в ныне используемые системы, необходима книга, а у меня — статья. Поэтому ограничусь скороговоркой и простым перечислением славных реликтов, свидетельствующих о грандиозности замыслов наших предков и их исполнения.

    Пётр Великий соединил-таки Дон с Волгой со второй попытки, избрав на этот раз Ивановское озеро, из которого вытекали тогда Дон и рукой было подать до реки Шать, притока Упы, что впадала в Оку. Этим путём в 1707- 08 годах прошло 300 судов. Затем инженерные работы прекратились.

    В 1828 г. в окрестностях г. Кириллов был прорыт Топорнинский канал, соединивший Шексну с Сиверским озером, далее системой рек, озёр, в том числе Кубенским, и каналов с Сухоной, которая впадает в Северную двину. Начала действовать Северо-Двинская система. Она неоднократно переделывалась и совершенствовалась. Однако роль её после сооружения Беломорско — Балтийского канала сошла на нет. Теперь она обслуживает главным образом местную линию Вологда — Кириллов.

    Еще в начале XVIII в. был задуман В. Н. Татищевым проект канала, соединяющего близко сходящиеся притоки Камы, Вычегды и Печоры на водораздельном болоте Гуменец. Сооружение его, начатое при Екатерине II, закончилось при её внуке. При этом русла рек не только не шлюзовали, но и не чистили, решив использовать канал для малого судоходства по вёснам. Так и использовали. В 1847 г. путь был закрыт «за ненадобностью», его использовали местные жители, проходя на лодках с Камы на Вычегду.

    Ещё в старой России, до Петровской модернизации, возникла мысль о соединении бассейнов Оби и Енисея искусственным водным путем. На это наводило удобное расположение притоков двух великих сибирских рек, близко подходивших друг к другу. В 1875 — 1878 гг. была установлена возможность устройства канала между реками Кеть (правый приток Оби) и Кас (левый приток Енисея). Сооружение канала создало бы непрерывный чайный и иных восточных товаров путь от Иркутска до Тюмени, суливший большие экономические перспективы, но Государственный совет выделил лишь двадцатую часть необходимой для строительства суммы. Прокопан был только один участок протяженностью 7,8 км. В том виде путь оказался непригодным для транспортного использования и не оправдал возлагавшихся на него надежд. Сооружения приходили в ветхость, и, после того как вошла в строй Транссибирская железная дорога, водная система была окончательно заброшена.

    При слове «Беломор» людям старших поколений вспоминается непритязательная пачка папирос. На ней была изображена розовым цветом европейская часть Советской России и полосками — основные каналы эпохи социализма. Сине-белая радуга-дуга над простором родины содержала гордое слово: Беломорканал. Этот рукотворный водный путь, протяжённостью 227 километров между Онежским озером и Белым морем, построенный между 1931-33 годами «ударными темпами», действительно стал гордостью первой пятилетки.

    В выборе трассы большевики не были оригинальны. Её подсказали паломники, ходившие к святыням Соловецкого монастыря. Этот путь посуху, по рекам и озёрам, отмечен в «Книге Большому Чертежу» 1627 года. Во время Северной войны царь Пётр очень нуждался перевозках из Архангельска к причалам Невы.

    2 августа 1933 года Беломорско-Балтийский канал имени Сталина был открыт. В Великую Отечественную войну первенец пятилеток претерпел значительные разрушения, южная его часть была полностью уничтожена. Сильно пострадали инфраструктура канала, ряд посёлков вдоль него. Объекты были восстановлены и канал был вновь введён в строй в июле 1946 года. Начались работы по электрификации сооружений и механизмов. Перепад уровней на северной части канала стали использовать для выработки электроэнергии гидроэлектростанциями. Здесь к месту сказать, что питание канала водой происходит естественным образом.

    Значение ББК возросло после ввода в эксплуатацию современного Волго-Балтийского водного пути к середине 60-х годов, через который открылся выход в его систему. Пропускная способность канала и фактический объём грузоперевозок возросли в несколько раз. В ходе реконструкции 70-х годов гарантированная глубина судового хода была доведена до четырёх метров, и канал стал частью Единой глубоководной системы европейской части РСФСР. ББК дал жизнь населённым пунктам от Белого моря до Онежского озера. Глухой Повенец стал большим портом. Здесь развилась промышленность, главным образом деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная.

    В «смутные» 90-е годы интенсивность судоходства по каналу значительно снизилась, но с XXI века объёмы грузоперевозок по каналу начали постепенно расти: в навигационный период 2007 года (165 суток) по каналу было перевезено 400 тысяч тонн, 2500 пассажиров. Не падает и стратегическое значение ББК для арктического побережья. Предел росту перевозок, наряду с другими техническими причинами, составляют минимальные габариты судового хода: глубина 4 м, ширина 36 м, радиус закругления 500 м. Размеры камер всех шлюзов — 135×14,3 м. Скорость движения судов оставляет желать лучшего.

    Развитие туризма, его перспективы, делают водный путь в «Стране белых ночей» вечным.

    Державное самолюбие Москвы изначально было уязвлено вторичностью столичной реки по отношению к царственной Волге. Летописцы зафиксировали желание государя Алексея Михайловича соединить Москву-реку напрямую с водным путём в сказочные восточные страны. Его энергичный сын пошёл дальше — заказал проект канала, но, ознакомившись со сметой, произнёс озадаченно: «Однако. » и спрятал бумагу под сукно. При Николае, правнуке Петра, канал с грехом пополам прорыли в 1850 году, да тут вступила в строй железная дорога Москва-Петербург — более дешёвый и быстрый путь. И мелководный, несовершенный канал вскоре приказал долго жить. Не думалось тогда москвичам, что скоро их дети и внуки выпьют из Москвы-реки всю воду, растащат по предприятиям.

    Спохватились лишь при советской власти, когда река под стенами Кремля, по сути, превратилась в мелкий, мутный ручей. Столица пролетарского государства изнывала от жажды, речные судёнышки умирали по илистым берегам. С большевистской решимостью в 1931 году было принято политическое решение, утверждён Дмитровский проект. Инженеры решили перегородить Волгу плотиной у деревни Иваньково, близ устья реки Дубны. В весеннее половодье река упрется в плотину и разольется, образует новое рукотворное озеро — Иваньковское водохранилище, первое «московское море». Часть его воды продолжит путь по старому волжскому руслу, другая часть круто повернет на юг, в искусственное русло, и по высокой водяной лестнице начнет взбираться на высоту девятиэтажного дома, чтобы далее пройти по ровному и широкому водяному мосту и снова спуститься по крутой южной лестнице в Москву-реку. Расстояние от старинного села Тушина до устья реки Дубны, впадающей в Волгу, было 130 км.

    Очередное, без преувеличения, чудо света было открыто 15 июля 1937 как Канал Москва — Волга. Через 10 лет, к 800-летию столицы он получил современное название Канал имени Москвы.

    Сейчас трасса канала имеет 240 сооружений, из них 11 шлюзов, 40 плотин, 8 водохранилищ, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, три главные пристани (Большая Волга, Дмитровская и в Химках — Северный речной порт Москвы), а также многочисленные пристани местных линий. По каналу транспортируются строительные материалы, лес, зерно, нефть, уголь и др. Перевозки осуществляются судами грузоподъёмностью до 5000 т.

    Архитектура производственных зданий гидросооружений канала у многих вызывает восхищение. Архитекторы исходили из того, что сооружения должны радовать, отражать внешний стиль социалистической эпохи — все для человека, все для вдохновенного его труда на благо Родины. Тех творцов давно нет, красота обрела иные стандарты, но она, согласимся, всегда спасает мир.

    Источник