Меню

Хуго симберг река жизни



Хуго Симберг. Раненый ангел

Алина Алексеева-Маркезин Хуго Симберг.Раненый ангел. 1903г.Холст, масло. 127 ; 154 см
Атенеум, Хельсинки.

Самая известная картина финского художника Хуго Симберга. Она сыграла существенную роль в признании его творчества в Финляндии и послужила росту его популярности. На его картинах жизнь ходит бок о бок со смертью, добро противостоит злу, а ангелы ведут извечную борьбу с демонами, напоминая зрителю, что всё в этом мире уравновешено и скоротечно…

Осенью 1902 года у художника случился серьёзный нервный срыв, и до весны 1903 года он лечился в больнице Каллио в Хельсинки. Известно также, что во время работы над картиной художник был болен менингитом, и работа над этой картиной была для него источником силы и стимулом к выздоровлению. Эту картину он написал сразу после выхода из больницы.

Глядя на эту картину, складывается впечатление, будто автор намеренно пытался ввести зрителя в заблуждение, акцентируя внимание на детской невинности, в то время, как он тут же отчётливо показывал ту самую тонкую грань между жизнью и смертью, обрекая неземное создание на верную погибель.

На картине изображены два мальчика, несущие на носилках женоподобного ангела с завязанными глазами и кровоточащим крылом. Один из мальчиков пристально и хмуро глядит прямо на зрителя, его взгляд выражает то ли сочувствие к раненому ангелу, то ли презрение. Фоновый пейзаж намеренно суров и скуп, однако производит впечатление спокойствия. Нетривиальный сюжет открывает пространство для широкого спектра интерпретаций.

Грубая одежда и обувь мальчиков, их нахмуренные серьёзные лица противопоставляются хрупкой, одетой в светлое платье фигуре ангела, что наводит на мысль о противостоянии жизни и смерти, кровь на крыле ангела и повязка на глазах — знак уязвимости и эфемерности существования, однако в руке ангел держит букет подснежников — символ возрождения и выздоровления.

Жизнь здесь как будто вплотную приближается к смерти. Один из мальчиков повернулся к зрителям, разрывая герметичное пространство картины, тем самым давая понять, что вопросы жизни и смерти имеют к ним прямое отношение. Сам Симберг отказывался давать какую-либо интерпретацию «Раненого ангела», предоставляя зрителю самому делать выводы.
Действие картины разворачивается в реально существующем городском пространстве: парке Эляйнтарха (букв. «зоопарк») и бухте Тёёлё в Хельсинки. Эляйнтарха находился относительно недалеко от района Каллио, где в клинике проходил лечение Симберг.

В начале 20 века парк был местом отдыха среди представителей рабочих профессий. Также в Эляйнтарха располагались благотворительные учреждения. Дорога, по которой движутся персонажи, сохранилась и сегодня: процессия следует в сторону существовавшей тогда школы для слепых девочек и приюта для инвалидов.
Картина Симберга «Раненый ангел» имела большой успех сразу же после ее завершения. Презентация состоялась на осенней выставке Художественного общества Финляндии в 1903 году. Первоначально полотно было выставлено без названия (точнее, вместо названия стоял прочерк), что намекало на невозможность какой-либо одной интерпретации.
За эту глубоко индивидуальную и эмоциональную работу художник в 1904 году был награжден государственной премией.Согласно проведенному в Финляндии в 2006 году опросу, «Раненый ангел» был признан самым популярным произведением в коллекции Атенеума, самой любимой «национальной картиной» Финляндии, художественным символом страны.
Картина оказала огромное влияние на европейскую художественную традицию. Ситуация смысловой неопределенности, созданная в картине, предвосхитила изобразительный метод таких художественных течений как метафизическая живопись и сюрреализм. Созданный в рамках символистской традиции,Раненый ангел стал своеобразным символом уязвимости и сомнения.

Источник

Заговор педофилов — самый опасный и реальный из всех

Был такой гениальный режиссёр — Стэнли Кубрик. Именно так — гениальный, без преувеличения. Почти всего его ленты шедевральны: и «Цельнометаллическая оболочка», и «Сияние», и «Доктор Стрейнджлав», и «Заводной апельсин», конечно.

Впрочем, есть миф, будто самое важное кино Стэнли снял не в художественном стиле, нет. Главной для него, по одной из версий, стала съёмка, имитирующая высадку американских космонавтов на Луне. За что Кубрик позднее и был наказан.

Есть, правда, и другая версия. Она гласит, что Кубрика уничтожили — да, именно так, уничтожили — за изображение заговора педофилов в блестящей ленте «С широко закрытыми глазами». Это один из моих любимых фильмов в принципе — он точно близок к гениальности. Пусть и играет в нём довольно скучный сайентолог Том Круз.

Так или иначе, зафиксируем: по одной из версий, Стэнли Кубрик снял великолепное кино, намекающее на заговор педофилов. За что позднее его ликвидировали. Верить или нет в это — каждый пусть решает сам. Дополню, что 37 годами ранее в «С широко закрытыми глазами» Кубрик экранизировал « Лолиту».

Теперь загвоздка: в мире есть шизофрения насчёт заговоров. Их одновременно обожают и ищут во всём, а с другой стороны, всячески отрицают; мол, верить в них — моветон. Отлично эта дихотомия добра и зла, выражусь так, показана в книге Умберто Эко «Маятник Фуко». Только это не отрицает того факта, что заговоры, действительно, существуют, работают. Даже если их изначально не существовало. Потому что навязывание и утверждение трендов — это в определённом роде тоже вполне себе конспирологическая история.

И вот вам сюжет — почему я вспомнил Кубрика и его великолепный фильм — в Германии раскрыли тайную сеть педофилов с участием 400 тысяч человек. Вдумайтесь: 400 тысяч человек — население крупного города — сидели в Даркнете, присосавшись к детской порнографии. Распространяя, покупая, продавая её. Тут я вспоминаю ещё одну книгу — «Покорность» Уэльбека и эпизод с педофилом-орнитологом в ней.

В Германии задержали — пока что — четверо человек. Но ясно, что это самые злостные, активные — те, кто, выражаясь грубо, толкал педофилический товар. Важнее — и напоминаю ещё раз — 400 тысяч человек вовлечённых.

Тезис о слезинке ребёнка помните? Тезис Достоевского. Так вот, в современном мире слёзы детей мало кого останавливают — на них делают большие деньги. И если прорваться сквозь камуфляж, то будет понятна одна простая и неприятная вещь: все эти сексуальные явления, которые ещё недавно считались извращениями и девиациями, продвигаются не потому, что кто-то вдруг вздумал позаботиться о гомосексуалистах.

Нет, для того есть две причины. Первая — ЛГБТ-лобби сильно, и причастность к нему обеспечивает вполне симпатичные и выгодные блага. Вторая — окно Овертона должно открываться постепенно, сантиметр за сантиметром. И конечная цель воцарения сексуальных девиаций/излишеств (называйте как хотите) — это легализация педофилии. К тому всё двигают, и к тому всё идёт.

И проблема даже не в том, что секс молодеет (во всех смыслах). Понаблюдайте за современной модой (модой в самом широком смысле). Она во многом педофилична. От лазерных эпиляций соответствующих мест до детских конкурсов красоты, на которых девочки ведут себя совсем не по-детски. Я уж молчу о видеоконтенте для детей, косметике и моде в одежде. А далее медиа, транслирующие молодых распутниц. Лолита в таком контексте стоит в сторонке — слишком скромна.

Современных людей — и я настаиваю на этом — в сложившейся матрице учат воспринимать детей, прежде всего, как секс-объекты. И бесконечные истории о педофилах, терроризирующих детей и в России, и в мире, — это лишь мельчайшая часть творящегося безумия. Сколько скрыто? И сколько детей угнано в рабство? А сколько детей подвергаются сексуальному насилию дома?

Читайте также:  Можно ли в линзах купаться в речке

Вы скажете, что это уже было — в Древней Элладе — и не стоит сгущать краски. Было, но грех тогда не был столь визуализирован и не насаждался столь рьяно. Видеодром — привет Кроненбергу — ещё не транслировался в каждом доме.

Вы скажете, что я сгущаю в принципе. Ваше право, но подумайте о 400 тысячах потребителей детской порнографии. А эти люди имели близких, семьи. У них были дети. И это только одна сеть, существующая с лета 2019 года. А сколько их таких в принципе?

Заговор педофилов или не заговор — называйте как хотите. Но суть в том, что матрица выстроена для потребления детей во всех смыслах — и на то эта матрица и её рабы трудятся круглосуточно. Страшные времена. Последние, я бы сказал.

Это была диагностика проблемы. А что делать? Отвечайте сами. Как по мне, для начала можно ужесточить уголовное наказание для педофилов (вплоть до смертной казни), подумать о химической кастрации и, да, ключевое — менять позиционирование, менять моду. Впрочем, мы помним судьбу Стэнли Кубрика, пусть и лишь согласно одной из версий.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Цитатник (1903)
  • Картинки (1268)
  • Художники (1034)
  • Фото (886)
  • Живопись (607)
  • Дневник (407)
  • Поэзия (401)
  • Праздники (325)
  • Мифология (292)
  • Кошки (277)
  • Музыка (225)
  • Природа (211)
  • Фантастическое (199)
  • Книжная иллюстрация (194)
  • Видео (186)
  • Сказки (169)
  • Животные (160)
  • Мода (149)
  • Декоративное искусство (139)
  • Фотографы (138)
  • Смешное (135)
  • Куклы (122)
  • Ангелы (120)
  • Города и страны (116)
  • Литература (100)
  • Графика (94)
  • История искусства (88)
  • Информация (81)
  • Актеры (71)
  • Тесты (70)
  • История костюма (65)
  • История (64)
  • Архитектура (62)
  • Цветы (61)
  • Кино (53)
  • Фотошоп (53)
  • Оформление (49)
  • Гифки (49)
  • Размышления (46)
  • Гороскопы (43)
  • Ювелирное искусство (43)
  • Птицы (41)
  • Интернет (38)
  • Театр (28)
  • Скульптура (26)
  • Оружие (23)
  • Открытки (19)
  • Танец (17)

Музыка

Я — фотограф

Югославские примитивисты

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Хуго Симберг.

Хуго Симберг

Этого художника-символиста многие знают по его картине «Раненый ангел». Мне некоторые его работы напоминают картины великого Уильяма Блейка, а иные работы, на мой взгляд, перекликаются с произведениями более близкого ему по времени польского художника Яцека Мальчевского.

Уж не знаю, согласитесь вы со мной или нет, но по-моему, Симберг — гениальный художник.

Раненый ангел (1903)
Это самая известная картина Симберга. Художник создал ее после выхода из больницы. На ней изображены два мальчика, несущие ангела на носилках. Пейзаж намеренно сделан суровым и печальным, но умиротворённым. Картина может символизировать, в зависимости от интерпретации, как земное начало, помогающее духу, так и дух, утопающий в земном начале. На самом простом уровне понимания картина символизирует детскую невинность. Второй план состоит из чувств художника, возвращающегося к жизни после тяжёлой болезни. Здесь жизнь и идеалы смешаны с близостью смерти и эфемерности живого. Тёмные костюмы мальчиков могут быть также поняты как символ смерти. Один из мальчиков повернулся к зрителям, давая им понять, что темы жизни и смерти имеют к ним прямое отношение.

Хуго Симберг родился 24 июня 1873 года в Хамине (город в Южной Финляндии на берегу Финского залива) в большой семье военного. В возрасте 8 лет вместе с семьей переехал в Выборг, бывший тогда одним из культурных центров Финляндии. Семья летом выезжала на побережье Финского залива. Уже став известным художником, Хуго Симберг построил на берегу залива мастерскую и писал береговые пейзажи.

Побережье (1907)


В 1891 году поступил в Выборгскую художественную школу, позже учился (1893-95) в Художественной школе Финского художественного общества в Хельсинки. Не закончил ни одну из них, т. к. ему не понравилось преподавание.

Эволюция Дракона

Решив получить образование самостоятельно, Хуго обратился к Аксели Галлен-Каллела, крупнейшему финскому художнику-символисту, жившему в сельской местности в Руовеси, около Тампере. Между 1895 и 1897 годами Симберг трижды брал уроки у Галлен-Каллела. Ещё в 1895 году он испытал сильнейшее влияние Арнольда Бёклина, написав, что тот «является художником от Бога, и перед ним все должны склониться».

Чёрт у котла (1897)

В 1896 году Симберг путешествовал по Европе, посетив Лондон и Париж и познакомившись с современным европейским искусством. Наибольшее влияние на него оказали Эдвард Бёрн-Джонс и прерафаэлиты. Впоследствии он ещё дважды работал в Париже длительные периоды времени, в 1903-04 и 1910 гг.

Смерть заслушалась (1897)
Известная сказка о том, как Смерть пришла к старой крестьянке. И тогда ее сын взял скрипку и заиграл. И пока Смерть слушала музыку, мать была жива.

В 1896 году он впервые принял участие в Осенней выставке финских художников и представил несколько картин, получивших доброжелательные отзывы критики. Эти картины были выполнены в стиле, характерном для всего творчества Симберга, объединявшем символизм с фольклорными мотивами. В 1897 году он посетил Италию, где на него сильнейшее впечатление произвели работы мастеров Возрождения 16 в.

Стирка (1895)

В 1898 году его работы, представленные на Осеннюю выставку, снова получили благожелательные рецензии, после чего Симберг был принят в Союз художников Финляндии и получил должность преподавателя живописи в Выборгской художественной школе.

Крестьянин и Смерть перед вратами Рая и Ада (1897)

В 1899 году он путешествовал по Кавказу из Тифлиса в Дагестан. Результатом стали горные атмосферные пейзажи с нарочито усиленными цветами.

Зимний пейзаж (1890-93)

На Всемирной выставке 1900 года в Париже он получил почётный диплом за картину «Осень» (1895).

Осень I (1895)

Осень II (1895)

Осенью 1902 года у художника случился серьёзный нервный срыв, и до весны 1903 года он лечился в больнице Каллио в Хельсинки. После выхода из больницы он создал самую известную свою картину, «Раненый ангел» (см. выше). Ещё в 1902 году художник получил стипендию для путешествия по Европе, на средства которой в 1903-04 годах он посетил Италию, Испанию, Северную Африку, а также работал во Франции. В 1904 году он выиграл первую премию на национальном конкурсе портретной живописи. В том же году он получил заказ на росписи церкви (позже собора) Иоанна Богослова в Тампере.

Круговая пляска

Сад Смерти
Одним из излюбленных сюжетов Симберга был «Сад Смерти». Художник выполнил это произведение в нескольких вариантах, из которых наиболее известны акварель 1896 года в галерее Атенеум и фреска в кафедральном соборе Тампере (1904-06). Фигуры Смерти (три скелета в чёрных одеяниях), намеренно плоские, заняты сортировкой человеческих душ в чистилище, изображённых как растения. Произведение стилизовано почти до примитивизма. Сюжет акварели восходит к средневековой традиции, а примитивный стиль должен напоминать о работах мастеров готики. Сухой жёлтый песок окружает сад и создаёт фон для акварели (в варианте фрески жёлтый цвет существенно разбавлен зелёным). Человеческие души изображены в виде растений, нуждающихся в постоянном уходе, и сад представлен как место, где Смерть может выразить свои чувства. По одной из интерпретаций, Смерть является другим лицом любви, а цветы столь хрупки, что не могут выдержать воздействия этого чувства.

Читайте также:  Оценить значение составления чертежа реки амура с точки зрения экономики

В 1907 году Симберг через Лондон совершил путешествие в Нью-Йорк. Вернувшись в Финляндию, он занял место преподавателя в Художественной школе Финского художественного общества в Хельсинки, и занимал его до своей смерти в 1917 году.

В 1908 году двадцать работ Симберга были отобраны для участия в выставке финского искусства в Париже, первой большой выставке за пределами Финляндии. Из 23 принявших участие в выставке художников лишь два (Галлен-Каллела и Энкель) представили больше своих работ. Последнее своё зарубежное путешествие Симберг предпринял в 1910 году, посетив Нидерланды, Бельгию и Францию, где он снова смог остаться на продолжительное время, благодаря полученной им стипендии.

Большой пожар в лесу

После 1910 года Симберг стал всё больше уставать от художественных кругов Хельсинки и постепенно отходил от живописи. Известно очень мало работ художника этих лет; в основном это малые графические произведения. В 1910 году женился на Анне Бремер, у них было двое детей. Умер Симберг 12 июля 1917 года в городке Эхтяри (Северо-Западная Финляндия) в возрасте 44 лет.

Играющая девочка (1909)

Сам Симберг не любил разъяснять символику своих произведений, они остаются открытыми для интерпретаций.

Важное место в творчестве Симберга занимают пейзажи. Как правило, эти пейзажи не передают реальные черты местности и в этом смысле являются абстрактными. Так, полотно «Весенний вечер в ледоход» изображает озеро вблизи Руовеси, но в то же время оно выражает и настроения самого художника. Картина была написана весной 1897 года, сразу после смерти матери Симберга, и цвета намеренно выбраны резко контрастными, сочетание жёлтого и чёрного — это цвета солнца и ночи, в данном случае символизирующие жизнь и смерть. Все детали пейзажа сосредоточены на переднем плане. Возможно, островок с деревьями символизирует переправу на другую, тёмную сторону — в другой мир.

Весенний вечер в ледоход (1897)

Зимний пейзаж

Летние волны (1898)

Большая часть сохранившихся произведений Симберга — графические работы. Подавляющее большинство его произведений находится в Финляндии, многие в музеях Хельсинки и Тампере. Самое большое собрание его работ принадлежит Национальной галерее Финляндии (галерея Атенеум).

Экслибрис

Цирковой лев (1887)

Задумавшаяся женщина

Post Festum (1898)

В конце 19 века в финской живописи начался процесс отхода от академической традиции. Одна из ветвей, повторяя эволюцию Поля Гогена и понт-авенской школы, следовала по пути символизма и модернизма, ориентируясь на искусство раннего («примитивного») Возрождения и готики, а также на традиционные культуры. Главным представителем этого течения в Финляндии был Аксели Галлен-Каллела, у которого учился Симберг.

Восход луны

Уже в ранних работах художника видны черты примитивизма, которые позже развиваются и становятся важной частью его творчества. Ранние малоформатные работы Симберга напоминают иллюстрации к средневековым рукописям. Они появились как раз в то время, когда он учился у Галлен-Каллела. Последний работал в конце 1890-х годов в основном над большими композициями, посвящёнными эпическим мотивам. Эти темы совершенно не интересовали Симберга, и он взял у учителя в первую очередь простоту произведений. Первыми его произведениями, созданными в Руовеси, были гуаши, изображающие мороз и осень. По настоянию Галлен-Каллела Симберг позже создал варианты этих же произведений в темпере, так как темпера придавала картинам архаический характер, напоминавший о старых мастерах.

Адам и Ева (1895)

Ощущение весны (1895)

Река жизни (1896)

Несмотря на существенное влияние, которое на Симберга оказали различные мастера, в первую очередь Галлен-Каллела, Бёклин и Магнус Энкель, он никогда не пытался им подражать или копировать их стиль. Более того, творчество художника сугубо индивидуально и не похоже ни на одного из них. Так, например, в произведениях Галлен-Каллела смерть однозначно является трагедией, и картины, изображающие её, полны драматизма. В картинах Симберга же смерть является просто одним из персонажей и воспринимается гораздо легче, скорее как попутчик и утешитель.

Компания путешественников

Его два излюбленных персонажа — Чёрт и Смерть. Когда в работах Симберга появляются люди, это часто дети, так как они ещё не утратили связи с природой.

Друзья детства

Смерть на коньках (1899)

Танец на мосту (1899)

Цветы для нее (1901)

Портрет Мари фон Гейрот (1904)
Портреты занимают относительно небольшое место в творчестве Симберга. Моделями, как правило, были его друзья и близкие. Чаще всего это погрудное изображение, модель обычно смотрит прямо на зрителя.

Портрет мужчины с рыжими усами (1903)

Автопортрет

Автопортрет (1914)

Портрет тети художника (1898)

Тетя художника (1901)

Росписи собора Иоанна Богослова в Тампере

Одной из основных работ Симберга являются фрески, выполненные (1904-06) им в кафедральном соборе святого Иоанна в Тампере (архитектор Ларс Сонк). Фрески были заказаны двум художникам-символистам, Симбергу и более старшему Магнусу Энкелю, по рекомендации самого известного на тот момент финского художника, Альберта Эдельфельта. Симбергу и Энкелю была предоставлена полная свобода творчества. Они договорились, что Энкель выполнит росписи алтарной части, а Симберг — всей остальной церкви.

В главном куполе собора Симберг на красном фоне изобразил змею с яблоком во рту, окружённую оперёнными крыльями. В обычной интерпретации считается, что крылья изображают ангелов, а фреска в целом символизирует победу добра над злом.

На галерее собора изображены 12 обнажённых мальчиков, держащих гирлянду. Гирлянда символизирует жизнь (традиционное название росписи — «Гирлянда жизни»), а двенадцать мальчиков, напоминающие фигурные композиции Фердинанда Ходлера — двенадцать апостолов. Мальчики идут в сторону леса, написанного на обоих концах подковообразной композиции.

В лесу стоит дерево, на котором изображены одиннадцать языков огня и змея; также в лесу написана сорока. Языки огня часто интерпретируются как символ Святого духа, змея — символ Иуды и дана ему вместо пламени. В финской мифологии сорока является символом стыда.

На восточной стене Симберг изобразил два самых известных сюжета своего творчества — композиции «Сад смерти» и «Раненый ангел». Фреска «Раненый ангел» является повторением холста 1903 года с некоторыми вариациями. Так, Симберг добавил фабричные трубы на задний план пейзажа (отсылка к тому факту, что Тампере был крупнейшим индустриальным центром Финляндии) и сделал берег озера неровным, что придаёт сюжету больше драматизма.

Фрески вызвали неприятие у части церковного руководства, так как часть не имела отношения к библейским сюжетам, и их судьба решалась в последний момент перед открытием собора. Ни Симберг, ни Энкель не пришли на церемонию открытия фресок. Уже после открытия собора была создана специальная комиссия для определения, является ли изображение змеи подходящим для церкви. Согласно решению комиссии в мае 1907 года змея была оставлена. Вопрос снова поднимался в 1946 году, много позже смерти Симберга, во время визита епископа.

Кроме фресок, Хуго Симберг также выполнил дизайн шести из семи витражей собора, три в южной галерее (голубь — олицетворение святого духа, бело-синий цвет; Неопалимая Купина, оранжевый цвет; Солнце) и три в северной (Пеликан, кормящий птенца своей кровью — символ причастия; а также два окна, изображающих всадников Апокалипсиса — в одном конь белый и конь рыжий, в другом — конь бледный и конь вороной).

Читайте также:  Речка поперечка алтайский край

Симберг был не только живописцем, графиком и скульптором, но и фотографом.

Хуго Симберг с сестрой Блендой (1896), фотография сделана самим художником

Он начал делать фотографии малого формата в 1895 году, и быстро понял, что они подчёркивают важность света и тени и дополняют его художественное творчество.

Хуго Симберг в своей студии

Художник не только использовал их для подготовки этюдов, большинство его фотографий рассматриваются как независимые работы, равноправные с живописными и графическими произведениями.

Хуго Симберг в своем саду (1907)

Источник

Хуго симберг река жизни

Фотографии, сделанные финским художником Симбергом (1873-1917), это захватывающее повествование о практике работы художника и возможность заглянуть в его повседневную жизнь с семьей и друзьями. Их более тысячи и хранятся они в финской национальной галерее.
Симберг – художник, у которого вы не встретите дани салонному вкусу, ни за что, ни за какие печеньки он не работал в этом направлении. Он художник с острым, и далеко не поверхностным взглядом на мир и его творчество царапает душу.

Ключевая фигура символистского движения, Симберг был известен уникальными композициями, в которых он смешивал реалистичный портрет, пейзаж, и фантазии, с драматическими моментами бытия. В его картинах живут бесы и тролли, часто он изображал и смерть — скелет, одетый в черную мантию. Переход из одного состояния в другое, страшный призрак, преследующий нас изо дня в день.

Смерти принято бояться, но некоторые смотрят ей в лицо и улыбаются. Несмотря на то, что черти и ангелы оказываются частыми героями его сюжетов, в картинах присутствует легкость и умиротворение.

На картинах Хуго смерть не выглядит пугающей или агрессивной, совсем наоборот: она дружелюбна, вежлива, терпелива и даже, как будто, извиняется за то, что ей приходится выполнять свою работу. Так, на одной из картин смерть ждет, пока юноша доиграет на скрипке умирающей женщине. А на другой весело танцует с девушками на пирсе.

Потом Галлен-Каллела скажет о нем: “Он рисует с такой огромной честностью и силой эмоций, что заключенное в его картинах послание поражает смотрящего подобно проповеди”.

Источник

Хуго симберг река жизни

Каждый раз, как умирает доброе, хорошее дитя, с неба спускается божий ангел, берет дитя на руки и облетает с ним на своих больших крыльях все его любимые места. По пути они набирают целый букет разных цветов и берут их с собою на небо, где они расцветают еще пышнее, чем на земле. Бог прижимает все цветы к своему сердцу, а один цветок, который покажется ему милее всех, целует; цветок получает тогда голос и может присоединиться к хору блаженных духов.

Все это рассказывал божий ангел умершему ребенку, унося его в своих объятиях на небо; дитя слушало ангела, как сквозь сон. Они пролетали над теми местами, где так часто играло дитя при жизни, пролетали над зелеными садами, где росло множество чудесных цветов.

— Какие же взять нам с собою на небо? — спросил ангел.

В саду стоял прекрасный, стройный розовый куст, но чья-то злая рука надломила его, так что ветви, усыпанные крупными полураспустившимися бутонами, почти совсем завяли и печально повисли.

— Бедный куст! — сказало дитя.- Возьмем его, чтобы он опять расцвел там, на небе.

Ангел взял куст и так крепко поцеловал дитя, что оно слегка приоткрыло глазки. Потом они нарвали еще много пышных цветов, но, кроме них, взяли и скромный златоцвет и простенькие анютины глазки.

— Ну вот, теперь и довольно! — сказал ребенок, но ангел покачал головой и они полетели дальше.

Ночь была тихая, светлая; весь город спал, они пролетали над одной из самых узких улиц. На мостовой валялись солома, зола и всякий хлам: черепки, обломки алебастра, тряпки, старые донышки от шляп, словом, все, что уже отслужило свой век или потеряло всякий вид; накануне как раз был день переезда.

И ангел указал на валявшийся среди этого хлама разбитый цветочный горшок, из которого вывалился ком земли, весь оплетенный корнями большого полевого цветка: цветок завял и никуда больше не годился, его и выбросили.

— Возьмем его с собой! — сказал ангел.- Я расскажу тебе про этот цветок, пока мы летим!

И ангел стал рассказывать.

— В этой узкой улице, в низком подвале, жил бедный больной мальчик. С самых ранних лет он вечно лежал в постели; когда же чувствовал себя хорошо, то проходил на костылях по своей каморке раза два взад и вперед, вот и все. Иногда летом солнышко заглядывало на полчаса и в подвал; тогда мальчик садился на солнышке и, держа руки против света, любовался, как просвечивает в его тонких пальцах алая кровь; такое сидение на солнышке заменяло ему прогулку. О богатом весеннем уборе лесов он знал только потому, что сын соседа приносил ему весною первую распустившуюся буковую веточку; мальчик держал ее над головой и переносился мыслью под зеленые буки, где сияло солнышко и распевали птички. Раз сын соседа принес мальчику и полевых цветов, между ними был один с корнем; мальчик посадил его в цветочный горшок и поставил на окно близ своей кроватки. Видно, легкая рука посадила цветок: он принялся, стал расти, пускать новые отростки, каждый год цвел и был для мальчика целым садом, его маленьким земным сокровищем. Мальчик поливал его, ухаживал за ним и заботился о том, чтобы его не миновал ни один луч, который только пробирался в каморку. Ребенок жил и дышал своим любимцем, ведь тот цвел, благоухал и хорошел для него одного. К цветку повернулся мальчик даже в ту последнюю минуту, когда его отзывал к себе господь бог… Вот уже целый год, как мальчик у бога; целый год стоял цветок, всеми забытый, на окне, завял, засох и был выброшен на улицу вместе с прочим хламом. Этот-то бедный, увядший цветок мы и взяли с собой: он доставил куда больше радости, чем самый пышный цветок в саду королевы.

— Откуда ты знаешь все это? — спросило дитя.

— Знаю! — отвечал ангел.- Ведь я сам был тем бедным калекою мальчиком, что ходил на костылях! Я узнал свой цветок!

И дитя широко-широко открыло глазки, вглядываясь в прелестное, радостное лицо ангела. В ту же самую минуту они очутились на небе у бога, где царят вечные радость и блаженство. Бог прижал к своему сердцу умершее дитя — и у него выросли крылья, как у других ангелов, и он полетел рука об руку с ними. Бог прижал к сердцу и все цветы, поцеловал же только бедный, увядший полевой цветок, и тот присоединил свой голос к хору ангелов, которые окружали бога; одни летали возле него, другие подальше, третьи еще дальше, и так до бесконечности, но все были равно блаженны. Все они пели — и малые, и большие, и доброе, только что умершее дитя, и бедный полевой цветочек, выброшенный на мостовую вместе с сором и хламом.(1843)

Источник