Меню

Какая бывает река весной



Интегрированный урок по окружающему миру в 3-м классе «Река. Обитатели рек»

  • Познакомить учащихся с реками Калужской области и их обитателями на основе краеведческого материала.
  • Учить ребёнка ориентироваться в окружающем мире, наблюдать и описывать природные явления по их непосредственным проявлениям на территории проживания.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: Компьютерное обеспечение, проектор, экран, атлас Калужской области, учебник “Мир вокруг нас” (живая природа) под редакцией А.Ф.Малышевского, мультимедийные диски “Природа России”, “Человек, природа, общество”,слайды и фотографии с изображением рек в разное время года, отрывки из стихотворений русских поэтов. Презентация.

1. Организация класса.

(Звучит музыка из мультфильма “Паровозик из Ромашкова”).

У: Продолжаем путешествовать вместе с Паровозиком. Куда же он нас сегодня привезёт?

В дверь стучат. Входит почтальон и вручает письмо.

2. Объявление темы урока.

У: Какое то письмо нашему классу. Откроем и прочитаем его.

Пишет вам Водяной. Поселился я на вашей прекрасной реке: вода в ней чистая, много разных растений, животных. Да вот беда, никого из них я не знаю. Всё для меня здесь новое, неизвестное. А вдруг они не захотят со мной водиться и останутся со мной одни пиявки и лягушки. Помогите! Познакомьте меня с обитателями вашей реки!

Жду вас с нетерпением! ”

У: Ну что, ребята, поможем Водяному? Тогда в путь.

3. Знакомство с реками Калужской области. Слайд 3.

У: Откройте атлас на странице 15 и рассмотрите карту Калужской области. Назовите крупные реки, протекающие в нашей области.

Д: В Калужской области протекают Ока, Угра, Жиздра, Болва. Общая длина каждой — около 200км.

У: На какой реке поселился Водяной?

Д: Водяной поселился на нашей реке, Болве (показывают на карте).

У: Какие реки впадают в Болву?

Д: В Болву впадают Ужать, Неручь, Неполоть.

У: Посмотрите на экран. Рассмотрим реки в разные времена года и прочитаем строки из произведений русских поэтов, которые описывали в своих стихах реки. Слайды 4,5,6,7.

Шумят ручьи! Бегут ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!
Е.Баратынский.

У: Какой бывает река весной?

Д: Река весной ревущая, торжествующая, бушующая, весёлая, радостная…

Бежит тропинка с бугорка,
Как бы под детскими ногами
Всё так же сонными лугами
Лениво движется Ока.
М.Цветаева.

У: Какая река летом?

Д: Ленивая, сонная, потому что очень жарко, спокойная, тихая…

Крот уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
А.Майков.

У: Какая река осенью?

Д: Осенью река тихая, нарядная, зеркальная…

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница – зима.
А.Пушкин.

У: Какая река зимой?

Д: Замёрзшая, скованная льдом, заснеженная, белая…

У: Чем отличается летняя река от зимней? Какую реку вы любите больше?

Д: Я люблю летнюю реку, потому что в ней можно купаться , можно плавать на лодке и катамаране.

Д: Я люблю зимнюю реку. Зимой по реке можно кататься на коньках, на лыжах, на санках.

У: Представьте, что вы оказались на берегу реки летом. Очень жарко, парит солнце. Что вам хочется сделать?

Д: Очень хочется искупаться, освежиться.

У: Встаньте свободно и повторяйте за мной.

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз — два-три-четыре —
Вот так славно освежились!
А теперь поплыли дружно!
Делать так руками нужно-
Вместе — раз – это брас,
Одной – другой — это кроль.
Все как один плывём.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

4. Животный мир рек.

У: Посмотрите на карту, найдите нашу реку Болву и по условным обозначениям определите, какая рыба водится в ней.

На доске висит картина с изображением реки, но она без обитателей. Дети будут эту картину “заполнять” — оживлять.

Д: В Болве водится рыба- судак. Слайд 8

Ученик рассказывает про эту рыбу и её изображение прикрепляет на картину. Такая работа ведётся по остальным обитателям.

Д: В Болве водятся лещ, усач, щука.

Дети делают сообщения.

У: А, может, не будем щуку в нашу реку запускать, она же злая, поедает мелких рыбок?

Д: Будем, потому что щуку называют речным санитаром. Она поедает больную и слабую рыбу, таким образом, очищая реку.

У: Повсеместно распространены: плотва, окунь, елец, голавль, язь, линь, пескарь, карась, ёрш, щиповка и много другой рыбы. (Эти рыбы демонстрируются на экране.)

5. Работа в парах на компьютерах.

У: Проверим, как хорошо вы знаете рыб. На экранах компьютеров изображены обитателей водоёмов: море- река. Расселите обитателей по месту их обитания.(Используется диск “Природа, человек, общество.”)

1 вариант – из раздела “Природа”, “Что такое природа”, учебное упражнение 6.

2 вариант- из раздела “Природа”, “Живой мир России”, учебное упражнение 2.

У: Молодцы! Все справились с заданием.

Посмотрите по карте , какие животные распространены на реке.

Д: На берегах реки Болвы можно встретить ондатру.

Ученик делает сообщение об этом животном и его изображение прикрепляет на картину.

У: Отгадайте загадку:

Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину.

Прослушивается сообщения о бобрах . Слайд 9.

У: На реках можно увидеть множество птиц. Расскажем о некоторых из них.

Дети делают сообщения об оляпке, поганке, зимородке.

Изображения этих птиц размещаются на картине.

6. Растительный мир рек.

У: Водные растения разнообразны по своему положению в воде. О свободно плавающих на поверхности воды растениях мы сейчас узнаем из рассказов ребят.

Дети рассказывают о кувшинке жёлтой и белой (лилии). Слайд 10.

У: Среди растений рек есть и такие, которые погружены в воду частично. Их стебли возвышаются над водой. Какие это растения, сейчас узнаем.

Дети рассказывают о рогозе и камыше.

У: Почему мы все должны бережно относиться к растениям рек?

Д: Растения выделяют кислород, необходимый для дыхания животных, обитающих в реках; растения служат пищей для животных; подводные заросли – убежище для животных; растения очищают воду от вредных примесей и загрязнений; растения являются украшением рек.

У: Водяной очень рад, что у него стало много друзей. Он пригласил нас в гости.

Дети встают и идут на берег импровизированной реки и видят , что в зарослях рогоза лежат чьи то удочки. Рисунок 2.

У: Ребята, смотрите, кто-то оставил удочки. Посмотрим, что на них попалось.

Дети вытаскивают одну, а на крючок попался старый башмак. На другую попалась консервная банка, на третью — старая кастрюля, на четвёртую – какая то железка.

У: Что же это за улов?

Д: Наши реки загрязнены разным мусором.

У: Что же делать?

Д: Нельзя бросать мусор в реку.

У: А как ещё люди загрязняют реки?

Д: Моют машины, велосипеды.

У: Это можно делать?

Д: Нельзя мыть транспорт на берегу рек.

У: Наши заводы сбрасывают неочищенную воду в реку. С полей химические удобрения попадают во время обильных дождей.

Читайте также:  Восход солнца над рекой осенью

Ребята, я вам даю вот таких рыбок, на которых написаны правила охраны рек. Прочитаем и запомним их.

  1. Не бросать мусор в реку.
  2. Не мыть на берегу рек транспортные средства.
  3. Не допускать слива загрязнённой воды с заводов.
  4. Не допускать попадания химических удобрений с полей и ферм во время обильных дождей.

У: Почему мы должны охранять реки?

Д: Реки — это природа, а природу надо охранять.

У: К чему может привести загрязнение рек?

Д: Погибнут животные и растения рек. Река превратиться в болото.

У: Помните, о чём мы говорили сегодня на уроке. Не загрязняйте рек. Любите природу, которая нас окружает.

На уроке дети получали жетоны за правильные и интересные ответы. В конце урока они подсчитываются и выставляются отметки за работу на уроке.

Подготовить и написать рассказ о реке от имени его обитателей.

Источник

Разливы рек весной: описание, особенности и интересные факты

Разливы рек (половодье) – это естественный и повторяющийся из года в год процесс подъёма уровня воды, вызванный обильным таянием снега весной (весеннее половодье) или выпадением дождевых осадков во влажный сезон. «Жизнь» реки представляет собой серию годовых циклов, и разлив является их неотъемлемой частью. Во время разлива реки величина речного стока достигает максимальных значений в период наиболее активного таяния снега в речном бассейне или на пике выпадения дождевых осадков. Весеннее половодье приводит к большому сбросу воды, который составляет обычно большую часть всего годового стока реки. В нашей стране разлив реки из-за таяния снегов причиняет больший ущерб, чем разлив, который вызван обильными дождями во влажный сезон.

В чём отличие половодья от других процессов, происходящих на реках?

Одной из основных особенностей половодья является сезонная зарегулированность. Хотя сроки этого процесса могут меняться, в зависимости от погодных условий, половодье всегда связано с массовым таянием снега весной. Оно наблюдается каждый год, а его масштабы зависят от количества накопленного снега, скорости повышения температуры и особенностей реки. На востоке России разлив реки весной выражен слабо, а основной подъём воды наблюдается в тёплое время года, что связано с особенностями распределения осадков.

Резкое повышение уровня воды и разливы рек возможны и при паводках, но возникают они из-за сильных дождей, выпадение которых не так чётко зависит от периода года. Длительность паводка гораздо меньше длительности половодья.

В противоположность половодью, период обмеления рек на ЕТР типичен для второй половины лета и первой половины осени. В это время уровень воды в реках устойчиво снижен на протяжении длительного времени. Такие периоды в «жизни» реки называются маловодьем или меженью.

Как происходят разливы рек

При половодье подъём воды может оказаться значительным, что является причиной разлива реки по пойме и затоплению низинных территорий. Уровень воды довольно неустойчивый, и это приводит к частому изменению ширины зоны затопления. Несмотря на попытки строить дома подальше от реки, всё равно нередки случаи подтопления жилых строений. При образовании ледяных заторов площадь разлива резко увеличивается. Это связано с тем, что лёд при заторе является препятствием свободному течению воды, что вынуждает её обтекать затор стороной. В среднем частота сильных половодий составляет один раз в несколько лет. Наибольшее значение для их возникновения имеет высокая снежность прошедшей зимы.

При половодьях под водой оказываются приблизительно 0,3 % территории России. Разлившаяся вода может заливать дороги, ЛЭП, газопроводы и другие коммуникации. Самое сильное из известных половодий случилось в 2001 году на реке Лена. Во время разлива ширина реки увеличилась на много километров. При этом был практически полностью затоплен город Ленск.

Защита от половодья

Чтобы весенний разлив рек оказывал как можно меньший урон хозяйству, крупные водотоки перегораживают дамбами и другими видами технических сооружений. Если имеется риск образования заторов, лёд приводят в движение подрывными мероприятиями. При наличии высокой угрозы затопления населённых пунктов осуществляют своевременную эвакуацию местного населения. В качестве обязательных атрибутов жители посёлков, расположенных в рискованных зонах, обязаны иметь при себе надувные лодки, запас продовольствия, средства связи.

Как прогнозируются разливы рек

Ещё до наступления половодья в бассейне реки производятся замеры мощности снежного покрова, рассчитываются прогнозы температурного режима и так далее. Вся эта информация обрабатывается и анализируется метеослужбами, которые и выпускают прогноз по половодью.

Особенности рыбалки при весеннем разливе рек

Многие рыболовы предпочитают пересиживать период разлива рек дома и не выходить на рыбную ловлю. Однако возможности получить хороший улов есть и в это время года. Но условия рыбалки при весеннем разливе рек существенно отличаются от таковых в остальную часть года. И не следует сразу разочаровываться: возможно, вам просто не повезло с первого раза. А для тех, кто желает получить необычные впечатления, самое время отправляться на рыбалку.

Общая масса рыбы в период высокой воды такая же, как и при нормальном состоянии рек. Правда, ведёт она себя в это время иначе, чем в другие периоды года. Это требует применения нестандартных методов ловли. Даже в мутной воде, типичной для половодий, рыба продолжает искать пищу, хотя и с меньшей эффективностью, чем в прозрачной.

В какой период разлива рек лучше ловить

Повышение уровня воды и разливы рек приводят к попаданию в воду большего количества органики, которая является кормом для рыб. Увеличивается и количество растворённого в воде кислорода. Значительно ухудшить условия рыбалки могут только сильные разливы, когда рыбу будет найти очень трудно. Небольшие же разливы дают рыбакам отличный шанс на улов. Период подъёма воды следует переждать, дождавшись фазы её снижения. Это связано с тем, что повышение уровня воды сопровождается снижением её температуры, что делает рыбу менее активной. Дополнительно этому способствует большое количество взвешенных в воде твёрдых и коллоидных частиц. По мере ослабления таяния снега температура воды несколько повышается, что делает рыбу более активной. Параллельно с этим происходит оседание взвешенных частиц, и вода немного очищается. Условия для жизни рыбы резко улучшается: она начинает активно искать корм.

Плюсами для рыболова на фазе спада воды является возможность подобраться к рыбе поближе, а также упрощение самого процесса ловли. Менее пугливая рыба позволяет не церемониться с выбором снастей и вытаскиванием себя из воды.

Если течение довольно сильное, то необходимо использовать более тяжёлую оснастку. Если же выходить на ловлю в период подъёма воды, то следует придерживаться мест с минимальным течением и мутностью. Оптимальным вариантом для ловли будут мелководные участки, где течение очень слабое, а вода лучше прогревается.

Какие снасти использовать в период разлива рек

Выбор подходящей снасти зависит от размеров водоёма, наличия или отсутствия растительности, доступности береговой зоны, погодных условий и других причин. При ходовой ловле стоит использовать поводочное или болонское удилище с длиной 5-7 метров. Катушку брать безынерционную, небольшую по размеру. Диаметр лески будет 0,14–0,18 мм. При выборе поводка стоит ориентироваться на диаметр 0,10–0,12 мм при длине 25–30 см.

Читайте также:  Над рекой лениво наклонилась ива

Особенности прикормки

Основная часть рыбы в период половодья прижимается ко дну водоёма. Поэтому именно туда и следует доставлять прикормку. Что бы прикормка опустилась ко дну, следует делать из неё плотные шарики. При быстром течении прикормка должна проводиться систематически. Её цвет должен быть таким, чтобы контрастировать с цветом воды на глубине.

В качестве насадки в период весеннего половодья отлично подойдёт порубленный червь, насекомые, личинки, мотыли и опарыш. При половодье лучше использовать крупные насадки, поскольку рыба в этот период обращает внимание прежде всего на объекты большого размера, которые легко разглядеть в мутной воде и которые дадут ей много энергии при минимуме собственных затрат. Допускается и использование насадок растительного происхождения.

Источник

Реки в разные времена года

Годовой цикл вращения нашей планеты и наклон оси ее вращения влияет на реки. Они являются составляющей гидросферы Земли и подчиняются смене времен года.

На территории России, в каждое время года, реки приобретают свой удивительный и непохожий вид, характерный определенному сезону.

Названия состояния сезонных изменений речных экосистем особенные:

  • Ледостав — период, когда река покрывается льдом и спит под неподвижным ледовым покрывалом;
  • Весенний ледоход — пробуждение реки, взламывание льда и движение льдин, увлекаемых силой течения;
  • Половодье — весенний разлив, вызванный таянием снега и резким увеличением объема воды и скорости ее течения.

Как изменяются реки в разное время года

У каждой реки свой характер, который она проявляет во время смены времен года. Прежде всего, он зависит от ландшафтно — климатических условий.

  • Лена
  • Иртыш
  • Обь
  • Волга
  • Енисей
  • Амур
  • Урал
  • Оленёк
  • Днепр
  • Витим
  • Печора
  • Кама
  • Тобол
  • Ока
  • Омь
  • Томь
  • Иркут
  • р.Москва
  • Пьяна
  • Кострома
  • Нейва
  • Осуга
  • Пшеха
  • Нева

Река Лена в разное время года

Протяженность Лены составляет 4400 км. Самая большая река в Восточной Сибири целиком расположена в зоне вечной мерзлоты.

На ледостав влияет суровая и длинная зима. Лед Лены отличает прочность и толщина больше одного метра.

Весенний ледоход начинается с верхней Лены в конце апреля. До низовий весенний разлив доходит к середине июня. В это время вода в реке значительно поднимается над уровнем межени, в низовьях – до 18 м. Особенностью реки являются высокие паводки летом и низкий уровень межени осенью и зимой.

Река Иртыш в разные времена года

Левый приток Оби длиной 4248 км является самым длинным из притоков в мире, что определило отличия в питании истока (ледниковое) и устья (грунтовое), а также в сроках ледостава и половодья.

Верховья в Монгольском Алтае замерзают в конце ноября за 20 дней, а в низовьях (у Оби) раньше – в начале ноября. Толщина льда достигает 65-100 см. Половодье в верховьях стартует в апреле, а в низовьях – в конце мая.

Река Обь в разные времена года

Великая сибирская река Обь по своей длине соперничает с Волгой — ее длина составляет около 3650 км. Ледостав на Оби в низовьях приходится на начало ноября, а в верхнем течении – на его середину. Лед покрывает реку примерно за 15 дней и держится до 220 дней.

Характерная особенность Оби – весенний подъем уровня воды еще при ледоставе. Медленный процесс взламывания льда приводит к сильным ледяным заторам. В свою очередь, заторы вызывают паводок, угрожающий затоплением населенным пунктам на берегах Оби. Для ликвидации заторов льда используют взрывные работы, поскольку для начала движения льдин необходимо мощное механическое воздействие.

Половодье начинается с верховий, постепенно спускаясь к низовьям. У Барнаула оно начинается в двадцатых числах апреля. Лишь через 30-40 дней весенние перемены добираются до Салехарда, где мощное ледяное покрытие приходит в движение с конца мая. В Ханты-Мансийском округе половодье достигает максимальной отметки в период декады мая до июля.

Летняя межень неустойчивая. Для сентября – октября характерны дождевые паводки.

Времена года на реке Волга

Волга знаменита тем, что считается самой полноводной и протяженной в Европе. Ее длина – больше 3500 км, но максимальная глубина колеблется между 8 и 11 метрами. Поэтому реку не относят к глубоководным.

Зимой, начиная с ноября, она практически вся скована ледяным покрытием. Ледостав занимает почти полгода. Лишь у Астрахани река покрывается льдом не полностью.

Зимнюю жизнь реки поддерживают только грунтовые воды. В цифровом выражении это составляет 30 %.

Во время таяния льда и снега Волга получает большую часть своего питания – 60%.

Лед вскрывается в марте.

Весеннее половодье начинается в апреле, а его завершение приходится на июнь. В месте расположения Ахтубинской поймы Волга разливается почти на 30 км, в других местах – до 10 км. Летом Волга несет свои воды размеренно и неторопливо, со средней скоростью от 2 до 6 км в час. Осенью, во второй половине октября и начале ноября, случаются дождевые паводки.

Река Енисей по временам года

Сибирская река длиной 3487 км – вторая по величине в РФ.

Низовья замерзают в начале октября, а верховья – в конце ноября или начале декабря. Типичная картина – образование больших объемов внутриводного льда, поэтому октябрь – время осеннего ледохода. Весенний – начинается с мая и длится до июня, сопровождаясь массовыми заторами. Амплитуда колебаний уровня воды достигает 28 м.

Источник

Консультация «Река весной опасна!»

Потапова Вера
Консультация «Река весной опасна!»

«Река весной опасна

Воспитатель:Потапова В. И

Цели. Сформировать у детей представление о правилах безопасного поведения на воде и льду зимой, об опасностях, которые подстерегают человека у водоемов; познакомить детей с причинами несчастных случаев; воспитывать бережное отношение к жизни и здоровью.

Оборудование. Презентация «Осторожно! Тонкий лёд»

Ход занятия:

Вос-ль. Здравствуйте ребята! Попробуйте отгадать о чем сегодня мы с вами будем говорить.

1. Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим.

2. Без рук, без топорища

Выстроен мостище. (Лёд)

И легло под стекло.

(Река подо льдом)

4. Льётся речка — мы лежим,

Лёд на речке — мы бежим.

Вос-ль. О чем идет речь? (ответы детей) Сегодня мы будем говорить о Весенней реке и о правилах безопасности в этот период/Азбука безопасности.

Слайд 3. Весенняя река и правила безопасности

Вос-ль. Вы уже поняли, что речь пойдет о реке весной,а вот что такое азбука безопасности, вы узнаете по ходу занятия.

Сегодня мы с вами оказались у реки. Закройте глаза и представьте, как выглядит река поздней осенью,зимой или весной.

(Она замерзла, покрыта льдом, на ее берегах нет никаких растений).

Вос-ль. Какая опасность может подстерегать нас весной на реке?

Читайте также:  Любэ ты неми меня река караоке

(Можно провалиться под лед).

Вос-ль. А как вы думаете — Почему можно провалиться под лед?

(Лед хрупкий, неокрепший).

Слайд 4. (прочный лед имеет синеватый или зеленоватый оттенок, лед с желтоватым оттенком – ненадежен).

Вос-ль. Нужно это помнить (читает слайд 4). Для того чтобы не попасть в беду, нужно соблюдать правила поведения на льду. Узнать эти правила нам с вами помогут льдинки.

Слайд 5. Льдинка 1

Человек! Ты не пингвин.

Не гуляй средь льдин один!

Вос-ль. Почему нельзя гулять одному по льду?

(Если случится беда, то некому будет прийти на помощь).

Вос-ль. Какое правило мы отсюда выводим?

Слайд 6. (Не выходите на лед в одиночку)

(Нельзя ходить по льду одному, без сопровождения взрослых.)

Вос-ль. Молодцы! Вы, наверное, видели, что и зимой люди продолжают ловить рыбу. Что остается на льду, после того как они порыбачили? (Лунки).

Слайд 7. Льдинка 2

Не ходи зимой по льду:

Можешь ты попасть в беду –

В лунку или в полынью –

И загубишь жизнь свою.

Вос-ль. Каким будет второе правило?

Слайд 8. (Под снегом могут быть полынь, лунки)

(Надо избегать мест, где тонкий лед, обходить лунки).

Слайд 9. Льдинка 3

В тех местах, где бьют ключи

И бегут к реке ручьи

Или где стоит завод, –

Знай, что там непрочен лед.

Вос-ль. Слайд 10. На одном рисунке показана труба, по которой течет вода. Наверное, она теплая и лед вокруг трубы растаял. На втором рисунке – мелкие кустики и камыши.

Вос-ль. Подведем небольшой итог нашему разговору. В каких местах бывает тонкий лед?

(Правило первое: нельзя ходить по льду одному, без взрослых.

Правило второе: избегать мест, где лед тонкий. Это места под сугробами, около кустов, около стока вод, около ключей и ручьев, впадающих в реку, около берега, лунок).

Утром бабочка проснулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Вос-ль. На тонком льду очень часто происходят неприятности. Об одной из них вы сейчас узнаете.

Однажды в холодную зимнюю пору

Я из лесу вышел. Был сильный мороз.

Гляжу, опускается медленно в прорубь

Какой-то детина. торчит только нос!

Сначала я принял его за моржа.

«Спасите!» – вдруг крикнул детина, дрожа.

Бедняга, наверное, шел на рыбалку

И вдруг угодил в полынью с головой.

Вос-ль. Что нужно делать в такой ситуации?

(Спасать человека).

Вос-ль. Как вы поняли из этого рассказа, оказывать помощь надо очень быстро.

А как же поступил герой стихотворения, послушайте дальше.

И я протянул ему лыжную палку,

И вскоре он выбрался полуживой.

Ну что вам еще рассказать про детину?

В реке распугал он всех раков и рыб,

Зато воспаленье поймал и ангину,

Простуду и насморк, кашель и грипп.

Вос-ль. Что сделал герой стихотворения? (ответы детей)

Слайд 13, 14. Правила «Что делать, если вы провалились под лед»

Вос-ль. Мы с вами видим, что полынья на водоеме может быть полезной (для рыбной ловли, стирки белья в деревне) и опасной (можно провалиться) для человека. А как для животных? Нужны ли кому-то зимой такие отверстия на водоемах?

(Нужны рыбам. Если весь водоем будет покрыт льдом, то рыбы погибнут).

Вос-ль. Правильно. Поэтому люди специально делают лунки, чтобы спасти рыб, если видят, что водоем замерз полностью.

Я не случайно заговорила о животных. Вспомните рассказ-сказку Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Какую роль для птицы играла полынья?

(Она спасала Серую Шейку от Лисы).

Вос-ль. Вспомним, как это было.

«. Бурлившая днем, горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял гордую, непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом. Серая Шейка была в отчаянии, потому что не замерзла только самая середина реки, где образовалась широкая полынья. Пришла Лиса,села на берегу и опять заговорила:– Соскучилась я по тебе, уточка. Выходи сюда, а не хочешь, так я и сама к тебе приду. Я не спесива. И Лиса принялась ползти осторожно по льду к самой полынье».

– Почему лиса поползла по льду, а не подбежала к уточке?

(Животные тоже чувствуют опасность. Лиса понимала, что лед около полыньи тонкий, и она может попасть в воду).

Вос-ль. Действительно, даже животные понимают, в каком месте их подстерегает опасность. Человек – существо разумное, поэтому должен не чувствовать опасность, а понимать, где она его подстерегает.

Вос-ль. Сегодня на занятие вы узнали много нового. Давайте посмотрим на картинки и назовем правила поведения на замерзшем водоеме.

Слайд 16. (дети объясняют правила по картинкам)

Вос-ль. Молодцы! Всё правильно. Теперь посмотрите еще на одну картинку.

Слайд 17. Выберите самый безопасный маршрут для лыжника.

(Налево, через мост).

Вос-ль. Почему именно там?

(Мост строили специально для перехода через реку, значит, он рассчитан на то, чтобы выдержать вес человека. Идти по льду опаснее, хотя и ближе).

Вос-ль. С чем вы познакомились на занятие?

(С тем, как надо вести себя на замерзшем весеннем водоеме, как оказывать помощь тонущему человеку).

Консультация для родителей «Как интересно провести весной прогулку с ребёнком?» «Как интересно провести весной прогулку с ребёнком?» Пришла весна! За окном зазвучала капель, зажурчали ручьи, вся природа проснулась от.

Игра по предметно-наглядному комплексу «Река Лена» Река Буотама впадает в реку Лена на расстоянии примерно 100 километров то города Якутск. В её долине расположены живописные природные образования.

Фоторепортаж «Красавица река-Лух»Фоторепортаж «Красавица река-Лух» Фоторепортаж «Красавица река – Лух» Славится Россия своими реками: красавицей Обью, могучим Амуром, полноводной Леной, Волгой, Камой,.

Город Саратов и Волга-река — прекрасные для путешествия места Цель: Дать детям знания об истории, культуре родного города и природно-территориальных достопримечательностях саратовского района Задачи:.

Конспект игры-занятия «Чистая река» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Конспект игры — занятия по ознакомлению детей с миром.

Конспект НОД «Алтайский край — Река Обь» НОД «Алтайский край- река Обь» Задачи : Образовательные: Продолжать знакомить детей с природными богатствами Алтайского края- рекой Обь,.

Консультация для родителей «Как одеть ребенка весной на прогулку»Консультация для родителей «Как одеть ребенка весной на прогулку» Консультация для родителей «КАК ОДЕТЬ РЕБЕНКА ВЕСНОЙ НА ПРОГУЛКУ» Весна всегда радует нас первым теплым солнышком, но еще дают о себе знать.

Консультация по безопасности Весной Консультация для родителей «Безопасность детей весной» Весенние прогулки чрезвычайно полезны. Весной природа оживает. И даже если листочки.

Образовательный маршрут «Течёт река Волга» Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет ”Течёт река Волга — конца и края нет!” Автор: Чуркина.

Экскурсия выходного дня «Волга — матушка река» Экскурсия выходного дня «ВОЛГА — МАТУШКА РЕКА» Участники: воспитатели группы, родители и ребята группы. Цель: развивать любознательность,.

Источник