Меню

Как в рассказе драгунского главные реки зовут учительницу



Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

09.09.2018

Драгунский В. «Главные реки»

Драгунский В. рассказ «Главные реки»

Жанр: юмористический рассказ

Главные герои рассказа «Главные реки» и их характеристика

  1. Денис Кораблев. Веселый и находчивый мальчик 9 лет. Озорник и фантазер, балагур. Оптимист.
  2. Мишка Слонов. Его друг. такой же озорник и заводила всех проказ.
  3. Раиса Ивановна. Классный руководитель Дениски. Умная и веселая.

План пересказа рассказа «Главные реки»

  1. Змей в космосе
  2. Чуть не опоздал
  3. Зима. Крестьянин торжествуя.
  4. Мишка подсказывает
  5. Мужичок с ноготком
  6. Обещание Дениски
  7. Подсказка Горбушкина
  8. Миси-писи
  9. Клятва.

Кратчайшее содержание рассказа «Главные реки» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Дениска не успел приготовить уроки, потому что запускал в космос змея.
  2. Он едва не опоздал на урок, но успел опередить учительницу
  3. Учительница вызвала Дениску к доске и мальчик стал читать стихотворение Пушкина
  4. Оказалось, что надо читать Некрасова, но Дениска неверно понял подсказку
  5. Учительница попросила Дениску назвать главную реку Америки
  6. Дениска неправильно прочитал подсказку и насмешил весь класс

Главная мысль рассказа «Главные реки»
Прежде чем играть, надо сделать уроки.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение 4 класс 2 часть» Климанова, Горецкий смотрите по ссылке.

Чему учит рассказ «Главные реки»
Рассказ учит не заниматься личными делами, пока не сделаны уроки. Учит быть дисциплинированным и ответственным. Не пользоваться подсказками на уроках. Честно признаваться в своих ошибках.

Отзыв на рассказ «Главные реки»
Мне очень понравился это смешной рассказ. Мальчик Дениска в нем снова попадает в забавную ситуацию. На этот раз он не учит стихотворение и не знает название рек. Вот ему и приходится краснеть перед всем классом. Отсюда вывод, что если не готов к уроку, лучше сразу честно признаться. От двойки это не спасет, а вот от позора поможет. А вообще, лучше всегда делать уроки.

Пословицы к рассказу «Главные реки»
Делу время, потехе час
Глухой не дослышит, сам приврет.
Ученье свет, неученье тьма.
Легко забыть то, чего не знаешь.
Боится школьник лозы, пуще грозы.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Главные реки»
Дениска понял, что уроки нужно учить, иначе можно вляпаться в очень плохую историю. Ему были заданы главные реки Америки и стихотворение Некрасова, но мальчик занимался запуском змея в космос. А змей в космос так и не улетел, потому что ниток хватило только до чердака.
В общем, забыл Дениска про уроки и случился с ним позор.
Утром мальчик чуть не проспал и ему пришлось сильно торопиться, чтобы успеть попасть в класс за пять шагов до появления учительницы Раисы Ивановны. Но Дениска успел и хотя громче всех поздоровался с учительницей, она первым его к доске и вызвала.
Денис неохотно вылез из-за парты и вышел к доске. Он должен был прочитать наизусть стихотворение Некрасова, но начал читать стихотворение Пушкина «Зима».
Однако Раиса Ивановна остановила Дениску и спросила, помнит ли он что было занято. Хорошо, что Мишка Слонов наивно подсказал другу. Но этого было мало. Дениска все равно не знал стихотворение и рассчитывал только на друзей.
Он по губам Мишки прочитал первое слово — Мужичонка. Но дальше вышла загвоздка. Мишка показывал ноготь и Дениска бодро отрапортовал: «С ноготком»
Все засмеялись и Раиса Ивановна, морщась, остановила Дениску. Она спросила, помнит ли он названия всех рек Америки, которые обещал выучить. И снова Дениска бодро ответил, что конечно он помнит, он выучил.
Тогда учительница попросила просто назвать самую большую реку Америки.
Дениске стало плохо, у него даже живот заболел и он с надеждой смотрел, как на задней парте Петька Горбушкин показывает ему длинную ленту с надписью.
Денис прочитал только начало, но уверенно заявил: Миси-писи.
Раиса Ивановна смеялась больше всех, но двойку все-таки поставила. А Дениска решил, что уроки будет учить всегда, до самой старости.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Главные реки»

Источник

Драгунский Виктор рассказ «Главные реки»

Читательский дневник по рассказу «Главные реки» Виктора Драгунского

Автор: Драгунский, Виктор Юзефович

Число страниц: 10

Название: «Главные реки»

Главные герои: Денис Кораблёв.

Второстепенные герои: Раиса Ивановна, Мишка.

Характеристика главных героев:

Денис Кораблёв — безответственный.

Так заигрался, что не выучил уроки.

Не нашёл смелости в этом признаться.

Автор высмеивает поведение мальчика.

Характеристика второстепенных героев:

Раиса Ивановна — мудрая, справедливая и терпеливая учительница.

Не сдержала смех при ответе Кораблёва.

Мишка — верный друг Дениски. Старается выручить друга, подсказывает.

Краткое содержание рассказа «Главные реки»

Девятилетний Денис Кораблев накануне заигрался с летающим змеем, которого он пытался отправить в космос, и забыл выучить уроки.

Он едва не опоздал в школу, чуть не сбил возле класса учительницу, и она сразу вызвала его к доске.

Денис не знал, какое стихотворение читать, и начал рассказывать Пушкина.

Мишка пытался ему подсказать, по Дениска не понял друга.

Он насмешил весь класс своим мужичком с ноготком.

Раиса Ивановна спросила мальчика про реки Америки, но Дениска и тут ничего не помнил.

По подсказке с задней парты он назвал реку Мисиписи. Класс опять смеялся.

План рассказа:

1. Невыученные уроки.

2. Чуть не опоздал.

3. Стихотворение Пушкина.

4. Мужичок с ноготком.

6. Смешной ответ.

7. Решение Дениса.

Детский рисунок-иллюстрация:

Простой детский рисунок - иллюстрация к рассказу

Основная мысль «Главные реки»

Главная мысль рассказа в том, что сперва нужно учить уроки, а потом заниматься своими делами.

Основной идеей рассказа является то, что человек всегда оказывается смешным и нелепым, если чего-то не знает.

Дениска понял, что уроки важнее игр, и обещал никогда не забывать про домашнее задание.

Чему учит рассказ

Рассказ учит нас быть собранными и ответственно относится к своей учёбе.

Он показывает нам, что если пренебрегать уроками, то ситуация может возникнуть нелепая, неприятная и даже смешная.

Краткий отзыв о рассказе «Главные реки» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я сильно смеялась над Дениской.

Мальчик попал в очень смешную ситуацию и вряд ли она ему понравилась.

Он не выучил уроки, говорил нелепости, и над ним все смеялись.

Рассказ получился очень весёлым и интересным.

Но в то же время поучительным, наполненным глубоким смыслом.

Автору удалось написать забавную историю, главной мыслью которой стал вывод о необходимости учить уроки.

Уверена, этот вывод является важным для многих других ребят, предпочитающих больше играть и меньше учиться.

Несмотря на неудачу, мне очень понравился главный герой.

Он не пытался оправдать своё поведение.

Мальчик понял свои ошибки.

И он дал обещание всегда учить уроки, чтобы не попадать в подобные ситуации.

Дениска умеет делать выводы из своих ошибок и это очень хорошо.

Я всем рекомендую прочитать этот рассказ и помнить о приключениях его героя.

Ведь учиться надо на чужих ошибках.

Пословицы к рассказу:

Глухой недослышит, так сам приврёт.

Слышит звон, да не знает где он.

Читайте также:  В чем перевозят нефть по реке

Молодому ошибка — улыбка, старому — горькая слеза.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

– А я что задала? – сказала она.

– Да! – сказал я.

– Что «да»? Что я задала, я тебя спрашиваю? Кораблёв!

– Что? – сказал я.

– Что «что»? Я тебя спрашиваю: что я задала?

Тут Мишка сделал наивное лицо и сказал:

– Да что он, не знает, что ли, что вы Некрасова задали? Это он не понял вопроса.

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Драгунский В.Ю. “Главные реки” Читательский дневник, краткое содержание

Драгунский В.Ю. “Главные реки” Читательский дневник, краткое содержание

Автор Драгунский Виктор Юзефович

Название: “Главные реки”

Жанр: рассказ

Тема произведения: о детях

Число страниц: 4

Главные герои и их характеристика

Дениска Кораблев. Мальчик умный, добрый и старательный. Но иногда сильно увлекающийся — играми, забывающий о том, что нужно сделать уроки.

Мишка Слонов. Лучший друг Дениски, верный и преданный. Озорник и выдумщик. Очень любопытный и иногда безответственный.

Раиса Ивановна. Учительница. Умная, доброжелательная, веселая.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Рассказ “Главные реки” говорит о том, как однажды Дениска не подготовился к урокам и, когда его вызвали к доске, все перепутал. Над мальчиком смеялся весь класс, а ему было очень стыдно.

Сюжет — краткое содержание

Весь вечер Дениска запускает в космос змея и ложится спать, забыв выучить заданные в школе уроки.

Утром Дениска просыпается поздно и едва не опаздывает на урок.

Дениску вызывают к доске, и он не может вспомнить стихотворение Некрасова.

Дениска называет мужичка с ноготком и весь класс дружно смеется.

Учительница спрашивает Дениску, выучил ли тот названия главных рек Америки, как обещал.

Дениска снова ждет подсказку, но опять ошибается и весь класс смеется, а мальчик решает всегда готовить уроки вовремя.

Понравившийся эпизод

Больше всего мне понравился эпизод, когда Дениска называл реки Америки. С задней парты ему попытались подсказать и даже написали название этой реки. Но Дениска неверно прочел надпись и сказал, что главная река Америки называется Миси-писи. Это было очень смешно.

План произведения для пересказа

  • Запуск змея.
  • Проспал в школу.
  • Вызов к доске.
  • Стихотворение Пушкина.
  • Мужичок с ноготком.
  • Главные реки Америки.
  • Подсказка с задней парты.
  • Нелепое слово.

Главная мысль

Уроки нужно учить, чтобы не оказаться смешным.

Чему учит эта книга

Рассказ учит ответственности, учит правильно составлять распорядок дня, учит тому, что сперва нужно сделать все уроки и только потом играть. Учит не пользоваться подсказками и честно признаваться в своих ошибках. Учит уметь исправлять свои ошибки.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравился это смешной рассказ, а некоторые эпизоды и вовсе вызвали неудержимый смех. Мне давно знаком мальчик Дениска по другим рассказам писателя и я знаю, что это хороший и добрый мальчик. Но в этом рассказе он оказался в смешной ситуации по собственной вине. Зато это стало ему уроком на будущее.

Источник

Драгунский «Главные реки»: кто главные герои, какая главная мысль?

Рассказ В. Драгунского «Главные реки».

Главные герои рассказа:

1 Денис Кораблёв (Мальчик 9 лет. Весёлый и находчивый).

2 Миша Слонов (Друг Дениса. Такой же весёлый и находчивый, в общем, два фантазёра. Своего рода озорники).

3 Раиса Ивановна (Классный руководитель Дениса. Умная и весёлая).

Главным героем, как всегда, является Дениска Кораблев. Но в этом рассказе компанию ему составят учительница Раиса Ивановна и друзья Михаил Слонов и Петр Горбушкин.

рассказ смешной, потому что Денис не выучил урок и не смог произнести правильно название реки Миссисипи. Он, конечно, слышал подсказки друзей, но назвать реку так и не смог.

Поэтому главный вывод, который сделал Денис Кораблев из этой ситуации — сначала нужно выучить уроки, чтобы не смешить весь класс, а потом заниматься любимыми делами. И еще Дениска понял, что подсказки друзей не всегда выручают, особенно если впервые слышишь название далекой американской реки.

Рассказ «Главные реки» очень смешной и забавный.

Дениска Кораблев — мальчик не выучил уроки, сначала он не смог рассказать стихотворение, а потом не смог ответить про реки, вместо Миссисипи он назвал реку Миссиписи.

Раиса Ивановна — учительница Дениса, решила показать мальчишке, как плохо, когда не выучишь урок.

Мишка Слонов — закадычный друг Дениски, пытался выручить своего друга, но ничего из этой затеи не вышло.

Главная мысль: чтобы не получать двойки нужно всегда учить уроки, а не надеться, на то, что учитель не вызовет тебя к доске. Сначала нужно сделать уроки, а уж потом развлекаться.

В рассказе Драгунского «Главные реки» я могу выделить трех главных героев.

Первый герой это Дениса, тот самый мальчик, который не выучил уроки и получил двойку.

Второй герой это его друг Мишка, который всячески, но безуспешно пытался помочь другу Дениске.

Третья героиня это учительница Раиса Ивановна.

Главная мысль заключается в том, что школьники должны учиться. Учиться полезно для жизни. Каждый должен пройти этот путь, чтобы стать полноценным человеком. Автор учит читателя ответственности и показывает на одном примере, как плохо не знать даже школьную прграмму. Как по сути можно выглядеть дураком не зная основ.

Главный герой рассказа Виктора Драгунского «Главные реки» Денис Кораблёв. Он не очень прилежный ученик и вместо того, чтобы учить уроки он запускал воздушного змея.

Учительница Раиса Ивановна вызвала Дениса к доске, чтобы он прочитал наизусть стихотворение Некрасова, но он даже не знал какое задали.

Всеми силами пытался лучший друг Мишка Слонов подсказать другу, но ничего не получилось, стихотворение Дениска не смог рассказать.

Тогда учительница решила проверить ещё одно задание -надо было назвать главные реки Америки. Дениска не смог правильно прочитать подсказку, которую друзья написали на бумаге и вместо Миссисипи он сказал что главная река Америки Миси-Писи. Очень долго весь класс смеялся и Дениска решил, что он всегда будет учить уроки до самой старости.

Главная мысль рассказа — надо учить уроки, чтобы не попасть в смешную и нелепую ситуацию.

Главные герои рассказа Драгунского «Главные реки»:

Денис — фамилия мальчика Кораблев, автор показывает его хорошим и добрым. Играя со змеем забыл выучить стихотворение и не знал, как называется река в Америке.

Учительница — ее зовут Раиса Ивановна. Вызвала мальчика к доске, задала вопрос про реку в Америке.

Петька Горбушкин — является одноклассником Дениса, пытался помочь ему ответить.

Главная мысль произведения в том, что надо делать уроки во время, а еще в том, что не следует обманывать старших и придумывать, иначе это может закончится не очень хорошо. Так Дениска получил двойку, да еще и весь класс насмешил.

Читайте также:  Водный режим реки маккензи

Смешной рассказ Драгунского «Главные реки» говорит о мальчике Дениске, который не выучил уроков, а потому оказался в очень неприятной для него ситуации. Зато его ответы вызвали громкий смех в классе.

Главные герои рассказа «Главные реки»:

  1. Денис Кораблев. Мальчик в целом очень хороший, добрый, понятливый, совестливый, но увлекающийся и не умеющий четко планировать свои дела. Забыл про пословицу «Сделал дело, запускай змея смело» и потому не выучил стихотворение и не узнал название главных рек.
  2. Учительница Раиса Ивановна. Добрая и веселая. Видела, что Дениска не готов к уроку и все равно его вызвала к доске, чтобы посмеяться и проучить мальчика.
  3. Мишка Слонов, друг Дениса.
  4. Петька Горбушкин, одноклассник Дениски.

Главная мысль рассказа «Главные реки» в том, что нужно разделять развлечения и дела. И выполнять в первую очередь именно дела, например уроки, а уж потом, в свободное время смело развлекаться.

А сам Дениска пришел к выводу о том, что уроки нужно учить всю жизнь.

В сборнике Драгунского «Денискины рассказы» главным героем везде является Дениска. С ним происходят разные смешные и нелепые ситуации, над ним без злобы смеется читатель, узнавая подчас себя в слегка наивном мальчике. История, рассказанная в произведении «Главные реки», также не лишена юмора и имеет определенную смысловую значимость. Главный герой после того, как получил двойку, понимает, что лучше знать урок наверняка, а не ловить подсказки одноклассников, которые при незнании сути предмета, ничем помочь не смогут. Если ты не знаешь названия реки, то никогда не выговоришь его правильно, и будет звучать над классом «вечное» Мисиписи вместо правильного Миссисипи.

Остальные участники рассказа — это второстепенные персонажи. Среди них: учительница Раиса Ивановна, друг Дениски — Мишка, и одноклассник Петя Горбушкин.

Вывод: подсказки хороши, когда ты знаешь урок, но слегка запутался в ответе или чуток подзабыл материал. Когда же ты не выучил урок, подсказка — плохой помощник, можно плюхнуться «в лужу» со своим ответом. Лучше усердно позаниматься, чтобы не давать поводов для насмешек над собой.

У Драгунского великолепные рассказы, которые можно перечитывать и будет интересно даже взрослым. В произведении «Главные реки» Дениска не выучил урок, а подсказки ему сыграли злую шутку и он очень смешно ответил про реку Миссисипи в США. Главная мысль тут в том, что уроки надо учить, а не надеяться на помощь одноклассников, которые могут оказать «медвежью услугу».

Герои:

  • Дениска Кораблев. Именно он не выучил урок из-за того что играл со змеем.
  • Петя Горбушкин и Миша Слонов — одноклассники главного героя.
  • Раиса Ивановна — учительница.

Дениска тоже пришел в конце концов к хорошему выводу, что сначала уроки, а потом досуг.

Я очень люблю этого детского писателя, особенно его книгу «Расскажите мне про Сингапур». Но в данном вопросе речь идет совсем о другой книге этого писателя: «Главные реки».

Это книга о школьниках, беззаботных мальчишках, которые не всегда готовят уроки, поэтому попадают в забавные истории. А главными героями являются:

С главным героем вечно происходят смешные истории, даже на уроках. Он пришел неподготовленным в школу, поэтому мальчику не помогли никакие подсказки, он запутался еще больше, весь класс и учительница посмеялись над ним. Мораль такова, что если не хочешь быть посмешищем всего класса, то готовься к урокам регулярно, так именно и решил поступать Денис Кораблев в будущем.

Главным героем рассказа «Первый день» является мальчик Денис.

Автор на примере мальчика показывает, как нужно ответственно относиться к выполнению любого дела, учит терпению и усидчивости.

У Дениса в жизни важный день, он идёт первый раз в школу, поэтому он просыпается пораньше. В школе мальчик узнаёт много новых слов, а прийдя домой с большим старанием выполняет первое домашнее задание.

Денис очень рад и гордится, что пошёл в школу он хочет узнать много нового, поэтому с нетерпением ждёт наступления нового дня и ложится спать пораньше.

Главной мыслью рассказа является то, что к выполнению любого дела нужно подходить старательно. Если желаешь чего-то достичь, тогда нужно не лениться, стараться и идти к цели. Начинать же стоит со школы, ведь именно в ней мы начинаем познавать мир.

Рассказ Драгунского «Старый мореход» преподает очень важный урок. Из рассказа мы узнаем о женщине, которая часто бывала в доме главного героя Дениса. Однажды она дала обещание Денису, что они поедут на дачу и весело проведут там время. На даче есть лодка и собака, мальчику очень хотелось побывать там. Но Марья Петровна так и не сдержала свое обещание.

В следующий раз она пообещала мальчику саблю. Но снова ничего не подарила.

Когда Денис читал с папой книгу, папа сравнил их гостью с героем книги — Старым мореходом, который тоже обманывал людей. Но Денис понял, что они не похожи, ведь Мореход обманывал людей, чтобы выжить, а Марья Петровна просто не сдерживала свои обещания.

Главные герои рассказа:

Денис — хороший и доверчивый мальчик. Он искренне верит людям и ждет, что они сдержат свои обещания.

Марья Петровна — гостья семьи. Она обещает, но свои обещания не выполняет.

Папа — готов утешить сына.

Мишка — друг главного героя. Он тоже хочет поехать на дачу, поэтому ждет женщину вместе с товарищем.

Главная мысль: нужно сдерживать свои обещания, чтобы не разочаровывать и не огорчать людей. Не стоит что-то обещать, если нет намерения выполнить свое обещание. Это обман, а обманывать других очень плохо. Также из рассказа можно сделать вывод, что взрослые должны серьезно относиться к детям и не обманывать их. Обман приводит к разочарованию. Не стоит говорить пустые слова, если нет желания им следовать. Когда человек что-то ожидает, но не получает, это сильно огорчает. Поэтому не стоит вселять в других напрасные надежды, обещая то, что выполнять вовсе не хочется.

Как заполнить читательский дневник полностью, можно посмотреть здесь.

Источник

Рассказ «Главные реки»

Смешной и поучительный рассказ «Главные реки» В.Ю. Драгунского показывает детям, почему важно и нужно учить уроки. Главный герой этой истории Дениска Кораблёв не успел сделать домашнее задание, потому что полдня играл с воздушным змеем. И как назло в школе его сразу вызвали к доске. Вместо заданного стихотворения Некрасова он начал читать Пушкина. А когда Мишка подсказал ему начало нужного, то он рассмешил класс, повторив: «Мужичок с ноготком». Тогда учительница решила проверить, как Денис справился со вторым заданием, и попросила перечислить американские реки. Он не сумел ответить правильно и вместо Миссисипи самую большую реку назвал Миси-Писи. В общем, снова одноклассники посмеялись над ним, а Раиса Ивановна поставила ему двойку. После этого случая Дениска поклялся «до глубокой старости» учить уроки.

Главные реки

Главные реки | Изображение - 1

Хотя мне уже идет девятый год, я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться, что своих не узнаешь. Я, например, вчера не успел уроки сделать. У нас было задано выучить кусочек из одного стихотворения Некрасова и главные реки Америки. А я, вместо того чтобы учиться, запускал во дворе змея в космос. Ну, он в космос все-таки не залетел, потому что у него был чересчур легкий хвост, и он из-за этого крутился, как волчок. Это раз. А во-вторых, у меня было мало ниток, и я весь дом обыскал и собрал все нитки, какие только были; у мамы со швейной машины снял, и то оказалось мало. Змей долетел до чердака и там завис, а до космоса еще было далеко.

Читайте также:  Какие рыба водится в реке клязьма

И я так завозился с этим змеем и космосом, что совершенно позабыл обо всем на свете. Мне было так интересно играть, что я и думать перестал про какие-то там уроки. Совершенно вылетело из головы. А оказалось, никак нельзя было забывать про свои дела, потому что получился позор.

Я утром немножко заспался, и, когда вскочил, времени оставалось чуть-чуть… Но я читал, как ловко одеваются пожарные – у них нет ни одного лишнего движения, и мне до того это понравилось, что я пол-лета тренировался быстро одеваться. И сегодня я как вскочил и глянул на часы, то сразу понял, что одеваться надо, как на пожар. И я оделся за одну минуту сорок восемь секунд весь, как следует, только шнурки зашнуровал через две дырочки. В общем, в школу я поспел вовремя и в класс тоже успел примчаться за секунду до Раисы Ивановны. То есть она шла себе потихоньку по коридору, а я бежал из раздевалки (ребят уже не было никого). Когда я увидел Раису Ивановну издалека, я припустился во всю прыть и, не доходя до класса каких-нибудь пять шагов, обошел Раису Ивановну и вскочил в класс. В общем, я выиграл у нее секунды полторы, и, когда она вошла, книги мои были уже в парте, а сам я сидел с Мишкой как ни в чем не бывало. Раиса Ивановна вошла, мы встали и поздоровались с ней, и громче всех поздоровался я, чтобы она видела, какой я вежливый. Но она на это не обратила никакого внимания и еще на ходу сказала:

– Кораблев, к доске!

Главные реки | Изображение - 2

У меня сразу испортилось настроение, потому что я вспомнил, что забыл приготовить уроки. И мне ужасно не хотелось вылезать из-за своей родимой парты. Я прямо к ней как будто приклеился. Но Раиса Ивановна стала меня торопить;

– Кораблев! Что же ты? Я тебя зову или нет?

И я пошел к доске. Раиса Ивановна сказала:

Чтобы я читал стихи, какие заданы. А я их не знал. Я даже плохо знал, какие заданы-то. Поэтому я моментально подумал, что Раиса Ивановна тоже, может быть, забыла, что задано, и не заметит, что я читаю. И я бодро завел:

Зима. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь:

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь…

– Это Пушкин, – сказала Раиса Ивановна.

– Да, – сказал я, – это Пушкин. Александр Сергеевич.

– А я что задала? – сказала она.

Главные реки | Изображение - 3

– Что «да»? Что я задала, я тебя спрашиваю? Кораблев!

– Что «что»? Я тебя спрашиваю: что я задала?

Тут Мишка сделал наивное лицо и сказал:

– Да что он, не знает, что ли, что вы Некрасова задали? Это он не понял вопроса, Раиса Ивановна.

Вот что значит верный друг. Это Мишка таким хитрым способом ухитрился мне подсказать. А Раиса Ивановна уже рассердилась:

– Слонов! Не смей подсказывать!

– Да! – сказал я. – Ты чего, Мишка, лезешь? Без тебя, что ли, не знаю, что Раиса Ивановна задала Некрасова! Это я задумался, а ты тут лезешь, сбиваешь только.

Мишка стал красный и отвернулся от меня. А я опять остался один на один с Раисой Ивановной.

– Ну? – сказала она.

– Перестань ежеминутно чтокать!

Я уже видел, что она сейчас рассердится как следует.

– Стихи, конечно! – сказала она.

– Ага, понял. Стихи, значит, читать? – сказал я. – Это можно. – И громко начал: – Стихи Некрасова. Поэта. Великого поэта.

– Ну! – сказала Раиса Ивановна.

– Читай сейчас же! – закричала бедная Раиса Ивановна. – Сейчас же читай, тебе говорят! Заглавие!

Пока она кричала, Мишка успел мне подсказать первое слово. Он шепнул, не разжимая рта, но я его прекрасно понял. Поэтому я смело выдвинул ногу вперед и продекламировал:

Главные реки | Изображение - 4

Все замолчали, и Раиса Ивановна тоже. Она внимательно смотрела на меня, а я смотрел на Мишку еще внимательнее. Мишка показывал на свой большой палец и зачем-то щелкал его по ногтю.

И я как-то сразу вспомнил заглавие и сказал:

И повторил все вместе:

– Мужичонка с ноготком!

Все засмеялись. Раиса Ивановна сказала:

– Довольно, Кораблев. Не старайся, не выйдет. Уж если не знаешь, не срамись. – Потом она добавила: – Ну, а как насчет кругозора? Помнишь, мы вчера сговорились всем классом, что будем читать и сверх программы интересные книжки? Вчера вы решили выучить названия всех рек Америки. Ты выучил?

Конечно, я не выучил. Этот змей, будь он неладен, совсем мне всю жизнь испортил. И я хотел во всем признаться Раисе Ивановне, но вместо этого вдруг неожиданно даже для самого себя сказал:

– Конечно, выучил. А как же!

– Ну вот, исправь это ужасное впечатление, которое ты произвел чтением стихов Некрасова. Назови мне самую большую реку Америки, и я тебя отпущу.

Вот когда мне стало худо. Даже живот заболел, честное слово. В классе была удивительная тишина. Все смотрели на меня. А я смотрел в потолок. И думал, что сейчас уже наверняка я умру. До свидания, все! И в эту секунду я увидел, что в левом последнем ряду Петька Горбушкин показывает мне какую-то длинную газетную ленту, и на ней что-то намалевано чернилами, толсто намалевано, наверное, он пальцем писал. И я стал вглядываться в эти буквы и наконец прочел первую половину.

А тут Раиса Ивановна снова:

– Ну, Кораблев? Какая же главная река в Америке?

У меня сразу же появилась уверенность, и я сказал:

Дальше я не буду рассказывать. Хватит. И хотя Раиса Ивановна смеялась до слез, но двойку она мне влепила будь здоров. И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости.

Источник