Меню

Как установить переправу через реку



Глава 3. Допризывная инженерная подготовка

Раздел 5. Техническое обеспечение переправ

§ 3.5.1. Навесная переправа

Из носимых с собой средств для организации переправы группы необходимо и достаточно иметь основную веревку толщиной от 8 до 12 мм и материалы, необходимые для обеспечения положительной плавучести одного из участников группы (разведчика).

Прежде всего, необходимо выбрать удобное место для наведения переправы. В том случае, если скорость течения реки не превышает 1 м/с, переправа организуется в любом месте реки, где есть возможность натянуть веревку с берега на берег с точкой ухода, превышающей точку прихода на противоположном берегу на 2-3 м. Это позволит переправляющимся сэкономить время и силы, а при наличии у каждого переправляющегося ролика сократить общее время переправы в несколько раз.

Если же скорость течения реки превышает 1 м/с, то переправа разведчика организуется на повороте реки, где течение поможет разведчику, закрепленному веревкой на исходном берегу маятником приблизиться к противоположному берегу (рис.5.1).

Рис. 5.1 Схема организации переправы через реку с быстрым течением

Рис. 5.1 Схема организации переправы через реку с быстрым течением

Затем необходимо подготовить к плаву или переходу (если река мелкая) разведчика, обеспечив ему положительную плавучесть (спасательный жилет или дополнительные поплавки, закрепленные на нем) и надежно закрепив на нем страховочный конец основной веревки. При этом второй конец основной веревки, пропущенный через карабин, закрепляется на точке фиксации маятника. Далее, под контролем страхующего, разведчик входит в воду, переправляется на противоположный берег реки и закрепляет конец основной веревки, находящийся у него на заранее оговоренную точку крепления — дерево, камень и т.п. После этого на исходном берегу оборудуется точка ухода группы, к которой натягивается переправочная веревка, закрепленная разведчиком на противоположном берегу, и крепится способом, обеспечивающим ее сброс с берега, на который переправляется группа.

Оборудование точки ухода группы включает в себя два этапа:

1. Натягивание веревки и закрепление ее на сброс . Простым натягиванием выбирается слабина веревки. Затем, с помощью полиспаста, всеми силами группы производится натяжение основной веревки (п олиспаст — грузоподъемное устройство, состоящее из системы подвижных и неподвижных блоков, огибаемых канатом или цепью; позволяет получить выигрыш в силе; простейший способ устройства полиспаста с помощью карабинов и основной веревки иллюстрируется фоторядом 5.2 ).

Фоторяд 5.2

Фоторяд 5.2 Способ устройства полиспаста

Затем руководитель группы (инструктор) закрепляет натягиваемую веревку способом, обеспечивающим ее сброс (сдергивание) за собой. Порядок крепления веревки «на сдергивание» иллюстрирует фоторяд 5.3.

Фоторяд 5.3

Фоторяд 5.3 Порядок крепления веревки «на сдергивание»

2. Собственно переправа . Второй переправляющийся подготавливается к переправке аналогично разведчику. К нему закрепляется веревка, длина которой вдвое превышает ширину переправы. Далее, он, перебирая руками по натянутой через реку веревке, переправляется на другой берег, отвязывает вторую веревку от себя и удерживает ее вместе с разведчиком на своей стороне. На исходном берегу руководитель группы на середине второй веревки вяжет петлю узлом проводника, которая обеспечит надежное крепление очередного переправляющегося и скольжение его по первой натянутой веревке или крепление одежды и снаряжение группы для переправы по натянутой веревке без контакта с водой. По команде руководителя группы очередной переправляющийся входит в воду, а первые двое переправившихся выбиранием свободной веревки помогают ему переправиться на свой берег. Таким образом переправляется вся группа. Последним переправляется руководитель группы, привязав конец второй веревки к колышку или петле самосброса. Затем группа рывком второй веревки сбрасывает и собирает за собой переправу.

§ 3.5.2. Переправа валкой дерева

Переправа валкой дерева (рис. 5.4) применяется при необходимости преодолеть реку от 13 до 18 метров шириной группой до 50 человек.

Для этого выбирается дерево, растущее не далее 5-ти метров от уреза воды, и валится в сторону реки так, чтобы обеспечить переход группы по стволу дерева на другой берег (порода дерева значения не имеет).

Порядок работы подгруппы наведения переправы:

  • со стороны направления валки у намеченного дерева выбирается клин (рис.5.4-1), длина которого немного (на 5-10%) превышает радиус выбранного дерева; место выборки клина должно находиться как можно ближе к земле;
  • со стороны обратной направлению валки намеченного дерева делается косой пропил сверху вниз (рис.5.4-2);
  • при необходимости дерево подталкивается в нужном направлении шестом (рис.5.4-3). Важно! Необходимо помнить, что именно правильно выбранный клин и правильно выполненный косой пропил обеспечивают нужное направление валки дерева.

Рис. 5.4

Рис. 5.4

При валке дерева предпочтительнее пользоваться пилой, поскольку в этом случае выборка и рез получаются более точными и минимизируется демаскирующий фактор.

§ 3.5.3. Изготовление легкой каркасной лодки для скрытного преодоления водной преграды

Переправа с помощью легкой каркасной лодки или рамного поплавкового плота применяется при температуре воды ниже 16°С, и ширине водной преграды более 200 метров.

Каркасная лодка обтягивается либо двумя общевойсковыми защитными комплектами, либо любым другим водонепроницаемым материалом (тент-палатка прямоугольной формы, полиэтиленовая пленка, брезент и т.д.). Следует отметить, что это плавсредство обладает рядом неоспоримых преимуществ, а именно:

  • возможностью изготовления на значительном удалении от водной преграды и переноски даже одним человеком на значительные расстояния;
  • требует наличие минимального набора инструментов и материалов;
  • высокую относительно других плавсредств, скорость движения на воде.

Понятно, что указанные факторы имеют особое значение для разведчиков, действующих в тылу противника.

Ниже приведен алгоритм изготовления легкой каркасной лодки.

Рис. 5.5 Элементы набора каркаса лодки

Рис. 5.5 Элементы набора каркаса лодки

1. форштевень (деревянная или стальная балка в носу корабля, на которой закреплена наружная обшивка носовой оконечности корпуса и которая в нижней части переходит в киль);
2. ахтерштевень (задняя оконечность корабля в виде жёсткой балки или рамы сложной формы, на которой замыкаются вертикально киль, борт, обшивка и набор; к нему подвешивается судовой руль);
3. килевой брус;
4. мидель-шпангоут (поперечное ребро корпуса судна, расположенное на половине длины);
5. носовой шпангоут;
6. кормовой шпангоут;
7. первая пара стрингеров (стрингер — продольный элемент конструкции каркаса судна);
8. вторая пара стрингеров;
9. промежуточные пары стрингеров;
10. пары стрингеров дна;
11. набор дна;
12. пара планшерных стрингеров

Рис. 5.6 Материалы, необходимые для изготовления легкой каркасной лодки

Рис. 5.6 Материалы, необходимые для изготовления легкой каркасной лодки

Для изготовления легкой каркасной лодки необходимы следующие материалы:

  1. одна тент-палатка размером 3х3 метра или два ОЗК (отметим, что правильно изготовленная лодка, обтянутая двумя ОЗК 2-го и 3-го номеров, поднимает 2-х бойцов с оружием и снаряжением; 4-го и 5-го номеров, — 3-х бойцов с оружием и снаряжением);
  2. нож;
  3. капроновая нить толщиной 0,8-1,0 мм общей длиной около 180 м (вариант: четыре 9-ти метровых парашютных стропы из шнура ШТКП-150, распущенные на сердцевину и оплетки);
  4. 20 относительно ровных прутьев любых пород деревьев длиной от 2-х до 3,5 метров, из которых четыре имеют толщину в основании 2,5-3,5 см, остальные – 1,5-2,0 см.

Рис. 5.7 Размерение килевого бруса для лодки из ОЗК

Рис. 5.7 Размерение килевого бруса для лодки из ОЗК

Два ОЗК складываются нижними полами друг к другу с перехлестом 25-30 см. Длина килевого бруса должна быть при этом на ширину ладони больше, чем расстояние от вершины одного капюшона до другого.

Рис. 5.8 Размерение килевого бруса для лодки из тента-палатки или другого покрытия

Рис. 5.8 Размерение килевого бруса для лодки из тента-палатки или другого покрытия

Длина килевого бруса должна быть на ширину ладони больше, чем длина тента-палатки, либо куска пленки и т.п.

Рис. 5.9 Размерение мидель-шпангоута

Рис. 5.9 Размерение мидель-шпангоута

Длина мидель-шпангоута должна быть равной длине нижней кромке ОЗК.

Рис. 5.10 Приспособление для выгибания килевого бруса и шпангоутов

Рис. 5.10 Приспособление для выгибания килевого бруса и шпангоутов

Верхнее бревно конструкции должно иметь диаметр около 30-35 см, диаметр нижнего бревна значения не имеет. Расстояние между бревнами – 4-5 см.

Фоторяд 5.4

Фоторяд 5.4 Выемка на конце килевого бруса и временная петля для удерживания изгиба форштевня

Фоторяд 5.5

Фоторяд 5.5 Процесс выгибания и фиксации изгиба форштевня (ахтерштевня) килевого бруса или шпангоута

Рис. 5.11 Распределение шпангоутов по килевому брусу

Рис. 5.11 Распределение шпангоутов по килевому брусу

Расстояние между миделем и крайними (носовым и кормовым) шпангоутами должно составлять ¼ длины килевого бруса. Для ОЗК: ширина носового и кормового шпангоутов одинакова и должна быть уже мидель-шпангоута примерно на ширину двух ладоней. Для тента-палатки: ширина носового и кормового шпангоутов одинакова и должна быть уже мидель-шпангоута примерно на ширину одной ладони (по три пальца с каждой стороны).

Рис. 5.12 Привязывание шпангоута к килевому брусу узлом для крепления конструкций

Рис. 5.12 Привязывание шпангоута к килевому брусу узлом для крепления конструкций

Рис. 5.13 Общий вид килевого бруса с закрепленными на нем шпангоутами

Рис. 5.13 Общий вид килевого бруса с закрепленными на нем шпангоутами

Фоторяд 5.6

Фоторяд 5.6 Крепление первой пары стрингеров, определяющих положение шпангоутов по отношению к килевому брусу (под 90° в горизонтальной плоскости)

При креплении стрингеров необходимо добиваться максимально симметричного их изгиба относительно килевого бруса.

Рис. 5.14 Выборка выемок на толстых концах пары стрингеров, определяющих вертикальное положение шпангоутов по отношению к килевому брусу для крепления к форштевню (ахтерштевню)

Рис. 5.14 Выборка выемок на толстых концах пары стрингеров, определяющих вертикальное положение шпангоутов по отношению к килевому брусу для крепления к форштевню (ахтерштевню)

Выемки выбираются для обеспечения прочного удержания изгиба штевней от разгибания после снятия временных стягивающих петель.

Рис. 5.15 Общий вид каркаса лодки с двумя первыми парами стрингеров

Рис. 5.15 Общий вид каркаса лодки с двумя первыми парами стрингеров

Рис. 5.16 Выборка выемок на толстых концах пары планшерных (верхних) стрингеров, определяющих общий обвод верхней части корпуса лодки

Рис. 5.16 Выборка выемок на толстых концах пары планшерных (верхних) стрингеров, определяющих общий обвод верхней части корпуса лодки

Расстояние между парой планшерных и второй парой стрингеров составляет примерно ширину двух ладоней.

Рис. 5.17 Общий вид готового каркаса лодки

Рис. 5.17 Общий вид готового каркаса лодки

Промежутки между первой, второй и третьей парами стрингеров заполняются промежуточными стрингерами, которые крепятся толстыми концами с выбранными выемками к ахтерштевню. Затем от первой пары стрингеров по направлению к килевому брусу крепится 3-4 пары стрингеров на расстоянии 3-4 пальцев друг от друга, также, в свою очередь, крепящиеся толстыми концами поочередно к разноименным штевням.

Завершающим этапом сборки каркаса лодки является перекрытие дна прямыми прутьями, расположенными параллельно килевому брусу на расстоянии 3-х пальцев друг от друга (прутья привязываются только к шпангоутам), опирающиеся своими концами на последнюю пару стрингеров изнутри. Необходимо помнить, что снаружи штевней крепится только пара планшерных стрингеров и находящаяся под ними пара промежуточных стрингеров. Остальные стрингера вяжутся к штевням изнутри.

Временные петли фиксации изгибов шпангоутов и штевней снимаются. Все выступающие сучки и неровности сглаживаются острым ножом. Необходимо помнить, что узлы, фиксирующие все соединения делаются изнутри каркаса лодки, чтобы на них не протиралось используемое обтягивающее покрытие.

Рис. 5.18 Общий вид готового каркаса лодки и приспособлений для герметизации соединения двух ОЗК

Рис. 5.18 Общий вид готового каркаса лодки и приспособлений для герметизации соединения двух ОЗК

1. прутья длиной на 2-3 ладони меньше длины миделя (прутья должны подбираться так, чтобы разница диаметров концов была минимальной); 2. шнур; 3. воротки со шнуром фиксации.

Фоторяд 5.7

Фоторяд 5.7 Накрытие каркаса лодки ОЗК

Каркас лодки со стороны форштевня накрывается ОЗК, нижняя кромка которого подгибается по линии, параллельной мидель-шпангоуту, не доходящей до него 2-3 см. Далее, каркас лодки со стороны ахтерштевня накрывается вторым ОЗК, нижняя кромка которого накрывает подогнутую кромку первого ОЗК. Затем кромки ОЗК выравниваются.

Рис. 5.19 Подготовка приспособлений для герметизации соединения ОЗК

Рис. 5.19 Подготовка приспособлений для герметизации соединения ОЗК

Фоторяд 5.8

Фоторяд 5.8 Герметизации соединения ОЗК

Первый прут укладывается на сдвоенную кромку ОЗК примерно в 6 см от края и накрывается кромкой по всей длине. Второй прут укладывается на этот перегиб кромки примерно в 1-2-х сантиметрах от края. Расстояние между прутьями должно быть таково, чтобы между ними помещались пальцы рук.

Рис. 5.20 Герметизации соединения ОЗК (продолжение)

Рис. 5.20 Герметизации соединения ОЗК (продолжение)

Делается подворот сдвоенной кромки ОЗК с прутьями в сторону ахтерштевня, сохраняя расстояние между прутьями в толщину пальцев. Таким образом кромки подворачиваются до полного распрямления подгиба кромки первого ОЗК.

Рис. 5.21 Герметизации соединения ОЗК (продолжение)

Рис. 5.21 Герметизации соединения ОЗК (продолжение)

Затем привязанный к обоим концам мидель-шпангоута шнур вкладывается в углубления между прутьями. Далее воротки вставляются на одну треть своей длины под шнур на расстояниях 10 см от мест привязки его к концам мидель-шпангоута. По общей команде выполняются несколько синхронных поворотов воротков для вдавливания шнура между прутьями по всей длине герметизируемого соединения. При этом необходимо, чтобы соединение проходило над мидель-шпангоутом. Вращать воротки необходимо, слегка оттянув их на себя, не допуская «зажевывания» ткани скруткой. Добившись плотного вдавливания шнура между прутьями, длинные концы воротков крепятся шнурами фиксации к концам мидель-шпангоутов в районе соединения мидель-шпангоута с планшерной парой стрингеров.

Рис. 5.22 Фиксация кромки ОЗК по планширной паре стрингеров

Рис. 5.22 Фиксация кромки ОЗК по планширной паре стрингеров

Капюшоны обоих ОЗК одновременно натягиваются на штевни и фиксируются на них либо одним оборотом шлевки регулировки капюшона с использованием двукольчатой пряжки, либо отдельным куском шнура. Затем верхние углы полочек ОЗК подтягиваются к планшерной паре стрингеров с помощью шнура, который не режет их резиновые петли (обычно — это оплетка парашютной стропы).

Рукава ОЗК как можно ровнее натягиваются в сторону центра лодки и фиксируются перегибом через планшерную пару за промежуточную пару стрингеров. Далее кромки полочек обоих ОЗК фиксируются за промежуточную пару перегибом через планшерную пару стрингеров. Обтяжка каркаса лодки завершена.

Рис. 5.23 Изготовление и крепление весел

Рис. 5.23 Изготовление и крепление весел

Для изготовления весел используются двухметровые рогатки, максимально равномерно расходящиеся от оси весла. Пространство между рогатками закрывается чехлом саперной лопатки или другими доступными материалами (например, обрезанной с двух сторон 2-х литровой пластиковой бутылкой). Крепятся весла куском шнура длиной 60-80 см, сложенным вдвое и захлестнутым давящей петлей вокруг соединения планшерного стрингера и мидель-шпангоута.

Рис. 5.24 Подготовка к обтягиванию каркаса лодки тентом-палаткой (либо другим подобным материалом)

Рис. 5.24 Подготовка к обтягиванию каркаса лодки тентом-палаткой (либо другим подобным материалом)

Обтягивание лодки желательно проводить в четыре руки. Для этого необходимо взять углы тента, свести их вместе, затем, переложив углы в одну руку, второй рукой подтянуть середину к концу штевней. Далее, сделав аккуратную складку нахлестом углов друг на друга, завести углы тента внутрь лодки вокруг штевня и зафиксировать их к стрингерам; равномерно подтянуть край тента к планшерной паре стрингеров.

Следует отметить, что при обтягивании каркаса различными материалами возможны импровизации.

Фоторяд 5.9

Фоторяд 5.9 Лодка, обтянутая тентом-палаткой с веслами и вложенным кариматом

Рис. 5.25 Общий вид легких каркасных лодок

Рис. 5.25 Общий вид легких каркасных лодок

Фоторяд 5.10

Фоторяд 5.10 Форсирование водной преграды с помощью легких каркасных лодок

Источник

Что делать чтобы правильно преодолеть реку

Страховка при переправе через горные реки вброд.

Переправы через горные реки вброд, по бревну, подвесная переправа, способы наведения переправы и организация страховки.

Переправляться вброд нужно только в ботинках на босу ногу. В этом случае меньше шансов повредить ноги о камни на дне реки. Верхнюю одежду лучше снять, чтобы уменьшить сопротивление набегающему потоку. Если вода теплая, а переход мал, глубокийброд лучше пройти без одежды. Снятую одежду поместите под верхний клапан рюкзака или, связав в узел, держите над головой.

Читайте также:  Ока это крупная река

Идти надо мелкими шажками, не торопясь, ощупывая дно ногами. В одиночку можно переправляться через реку навстречу течению, упираясь в дно крепким деревянным шестом. Если поток бурный, с мутной водой, не позволяет просмотреть характер дна, для опоры удобно использовать шест, подстраховав еговеревкой или репшнуром. Если одному переправляться трудно, можно войти в воду вдвоем—втроем.

Система страховки при переправе через горные реки вброд.

Переправы через горные реки вброд, по бревну, подвесная переправа, способы наведения переправы и организация страховки.

Если переправа через горные реки осложнена, лучше переправляться вброд по перилам. На рисунке ниже показана организация такой переправы и страховки ее участников.

Переправы через горные реки вброд, по бревну, подвесная переправа, способы наведения переправы и организация страховки.

Как переправиться через реку?

В условиях дикой природы человек может столкнуться с необходимостью переправиться через реку или ручей по воде вброд. Рассмотрим основные моменты при разрешении данной задачи. На что обратить внимание? Как обеспечить безопасность?

Разведка

Прежде начинать переправу через реку, следует осмотреть подступы к ней, разведать местность района переправы, обследовать водную преграду, чтобы решить, каким способом передвигаться вброд или вплавь — и какие подручные средства использовать, если есть необходимость. Обследуют реку или отыскивают брод двое хороших пловцов. Один из них переходит реку по воде с охранением веревкой и исследует дно палкой.

Он устанавливает глубину и характер дна (твердое, вязкое, каменистое), определяет, имеются ли ямы, препятствия (проволока, коряге и т. п.). Второй держит конец верёвки и оказывает передвигающемуся помощь. Обследовать переправу можно и без страховки. Место переправы через реку, брод и выход на противоположном берегу, в случае надобности, обозначаются ясно видимыми знаками. Лучше всего переправляться там, где река расширяется и образует рукава и протоки.

При отыскивании брода через реку и определении возможности переправиться вброд пользоваться следующими признаками: конец дороги у одного берега реки и продолжение ее на другом указывают начало и конец брода: небольшая рябь на поверхности медленно текущей реки и выступающие из воды камни являются признаками мелкого места: на порожистых реках брод обычно бывает на перепадах, указывающих на переход от мелких мест к глубоким, в местах, где много осоки, камыша, тины, кустов, всегда бывает топкое дно, мало пригодное для передвижения вброд. При отсутствии внешних признаков брода рекомендуется искать его на участках с пологими спусками к воде.

Переправа вброд

Использование бродов является основным способом переправы через мелководные реки и ручьи. Переправу вброд производить в обуви, надетой на босые ноги, чтобы не поранить их о камин и сохранить сухими носки или портянки. При переходе вброд смотреть вперед, на место выхода, а не на воду, передвигаться медленно, ощупывая дно реки ногами. При скрытном и бесшумном переходе вброд передвигаться по камышам, густому кустарнику медленно, раздвигая руками камыш, кусты; ноги из воды не вынимать, а передвигать их в воде.

Переход через горные реки и ручьи

Через горные реки и ручьи переходить — в первой половине дня или под утро, так как во второй половине дня они становятся более полноводными. При переходе через ручей (если нет возможности перепрыгнуть через него) переправляться по выступающим на воды камням, выбирая наиболее узкие и скрытые места. Реки с быстрым течением переходить вброд, наискось по течению, парами или группами из 3-5 человек, крепко взявшись за руки. Бурные реки переходить вдоль веревки, перекинутой через реку наискось по течению и закрепленной на другом берегу.

Передвижение в воде

Способ передвижения зависит от задачи, обстановки, глубины водного рубежа и растительности, находящейся в воде или около воды. Передвижение в полный рост или пригнувшись производить небольшими шагами; при глубине воды по грудь и выше делать руками под водой плавательные движения одноименные или разноименные (левой, затем правой рукой). Иногда можно передвигаться и под водой с помощью трубки из камыша пластика или любого металла.

Переправа вплавь без подручных средств

Переправу через реку вплавь в одежде без применения подручных средств производить при условии полного отсутствия предметов, которые могли бы облегчить переправу. Перед переправой снять сапоги, развязать тесьму брюк , вывернуть карманы брюк, расстегнуть пуговицы на рукавах и воротнике. Сапоги заложить за пояс, закатать голенища, чтобы в них не проникла вода. Вещевой мешок, закрутив горловину, уплотнить до предела. Оружие надеть за спину. Плавание и переправа вплавь без подсобных средств производятся стилем на боку без выноса рук или брасс.

Переправа вплавь с подручными средствами

Для переправы через реку вплавь с подручными средствами можно пользоваться вещевым и обычным мешками, плащ-палаткой, рубашками и т. п., которые набиваются сеном, соломой, хворостом, камышом, пустыми пластиковыми бутылками и другими плавучими материалами. Также успешно могут быть использованы для переправы бревно, доска, автомобильная камера, вязанки хвороста, соломы и другие подручные материалы.

Для переправы плохо плавающих можно использовать веревку, перекинутую через реку и закрепленную за колья, вбитые в землю, или за дерево . Переправлять плохо плавающих можно при помощи веревки, которую тянет один человек или группа.

Для переправы тяжёлого груза, боеприпасов,правианта раненых подготавливаются самодельные плотики из подручных материалов или из плащ-палаток, связанных веревками. Наиболее распространенная форма плотиков — трёхугольная, требующая меньше скреплений. Для достижения большей грузоподъемности под углы плота подвязывают бревна или плащ-палатки, набитые сеном, хворостом или другим плавучим материалом.

Переброска бревна через реку.

Переправы через горные реки вброд, по бревну, подвесная переправа, способы наведения переправы и организация страховки.

При сплаве бревна нужно заранее определить точку на противоположном берегу (большой камень, дерево и др.), в которую бревно упрется своей вершиной. После укладки бревна первый участник переправы безрюкзака (с прикрепленной к грудной обвязке страховкой с берега и вспомогательной страховочной веревкой) проходит по бревну на другой берег и выше от бревна по течению воды натягивает перила. Таким образом организуется переправа и необходимая страховка переправляющихся.

Способы переправы через реку

Переправа вброд через реку является наиболее распространенным вариантом пересечения водных объектов, но для ее выполнения также, как и для других способов, понадобится небольшая подготовка в целях безопасности. Конечно же такой вариант возможен только если глубина не будет превышать полу метра для горных рек или немного более этого для рек с меньшим течением. Для осуществления переправы вброд нужно подобрать место, где река разливается наиболее широко. Для перехода нужно оснаститься прочной опорой (палкой), длиной около 2,5-х метров (выше вашего роста с вытянутой рукой), которая способна выдержать ваш вес. Опора выполняет несколько ролей:

  • помогает удержать равновесие;
  • позволяет прощупать дно на шаг вперед.

Найти идеальные условия для переправы через реку удается редко, так как идти долгое время вдоль русла – утомительное занятие. Переходить вброд в опасных участках желательно группами, где первым в качестве разведки реку пересекает наиболее опытный участник. Шест, используемый как опора ставится против течения. Если же шест будет упираться в дно по течение, его может в любой момент смыть, что вероятнее всего приведет к потере равновесия. Во время групповой переправы используется несколько методов для обеспечения дополнительной безопасности. Наиболее простой вариант, когда за первого участника, имеющего опору, держится второй. Роль второго участника удерживать первого за бедра с упором, создавая дополнительное давление на дно. При переходе реки по одному, используется трос, которым закрепляться первый участник. Надежно закрепив трос на человека, веревка под углом обхватывается за дерево, что позволяет получить большее сопротивление. По мере преодоления реки, участники, находящиеся на берегу, понемногу добавляют длину троса.

Внимание! Старайтесь держать трос в натянутом состоянии, это предотвратит его попадание в воду. В реке плохо натянутый трос может зацепится за камни или другие преграды.

Страховка человека для перехода реки вброд

Переход реки вброд со страховочными тросами

Участник, дошедший до противоположного берега первым, сможет зацепить трос за дерево или другую опору. Сделав таким образом канатный поручень, придерживаясь за него, остальные путешественники смогут безопасно перебраться на другой берег. Для еще большей безопасности с поручнем могут использоваться карабины.

Навесная переправа через реку

Также после того, как группе удастся переправить одного из участников на противоположный берег можно будет организовать навесную переправу через реку. Существует два вида навесных переправ, которые можно разделить по признаку перехода:

  • вертикальный (участники держаться за верхнюю веревку, стоя при этом на нижней);
  • горизонтальный (здесь также присутствует две веревки, но в качестве опоры используется лишь одна, вторая может служить для переправки грузов или в критических ситуациях – пострадавших).

Навесная переправа по двум канатам

Пример навесной переправы для вертикального перемещения

При переходе по навесным переправам часто используются карабины. Организация вертикальной переправы без карабина не возможна, так как нижняя веревка при помощи него крепится к верхней. Если с переправой в вертикальном положение все очевидно и для ее организации достаточно надежно закрепить концы веревок на деверьях при помощи любого узла, к примеру восьмерки, и натянуть конструкцию, то в случае с горизонтальным, где присутствует транспортировочный трос, все будет немного сложнее. Нижняя веревка здесь не испытывает какого-либо натяжения, а используется для передвижения грузов. Верхний канат должен быть максимально натянут, за него и цепляется карабин, прикрепленный к проводнику (узел) на подвижном тросе.

Сооружение навесной переправа над рекой

Схема построения навесной переправы

Подвесная переправа через горные реки.

Если вышеперечисленные способы переправ невозможны из-за чрезмерно бурного потока реки, ее ширины, используется подвесная переправа. При длинных навесных переправах, во избежание чрезмерного натяжения веревки и обрыва, используют двойную веревку. В момент скожения по наклонной веревочной переправе нельзя хвататься за веревку, возможен ожог. Во избежание удара о берег запрещается спускаться головой вперед.

Переправы через горные реки вброд, по бревну, подвесная переправа, способы наведения переправы и организация страховки.

Прикрепление грудной обвязки переправляющегося карабином к несущей веревке обязательно. Поскольку в любом случае посреди реки веревка провиснет, к переправляющемуся пристегивают вспомогательную веревку — ею его подтягивают к берегу. На подвесной переправе рюкзаки, ледорубы, другое снаряжение транспортируют отдельно.

Основные правила переправы через горные реки.

1. Перед осуществлением переправы необходимо тщательно разведать берега. Дать оценку обстановке с учетом силы и скорости потока, глубины и рельефа русла, возможности использования опор, отобрать материалы и снаряжение для организации переправы. 2. Определить способ переправы. 3. Выбрать место и время переправы. 4. Установить место для наблюдения, откуда просматривается вся переправа и можно руководить ею. 5. При особо сложной ситуации пользоваться только двойной страховкой. 6. Прежде чем начать переправу, следует проверить надежность точек закрепления, состояние веревок. 7. Выпускать на переправу первым наиболее опытного.

8. Припереправе с опорой на шест упираться им следует выше по течению. 9. При передвижении с организацией страховки перилами двигаться надо сбоку перил, ниже по течению. 10. Не употреблять при переправе схватывающего узла. 11. Не допускать к переправе одновременно двух и более человек. 12. На подвесной переправе рюкзаки, ледорубы, другое снаряжение транспортируют отдельно. 13. Обязательна надежная страховка и самостраховка. 14. При групповой переправе нужна строжайшая дисциплина и порядок.

По материалам книги SURVIVAL (Выживание). Коледа С.И., Драчев П.Н.

Переход реки и прохождение сложных участков

Первым должен идти опытный турист, физически и эмоционально крепкий, выносливый. Следующий за ним человек должен уметь плавать, чтобы при необходимости мог оказать помощь. Только после того, как «первопроходец» выйдет на другой берег, акваторию пересекает вся группа. Неуверенных в своих силах лучше отправлять вслед за сильными участниками похода.

При переходе ручья вброд на сложном участке потребуется шест, 2 веревки. Каждую из них будут удерживать 2 человека. Первый турист должен пристегнуться к основному и вспомогательному тросу. Люди, которые держат снаряжение, должны разойтись так, чтобы главная веревка проходила выше по течению, а дополнительная – ниже. При таком подходе, если «первопроходец» упадет, то один канат удержит его и не даст скатиться, а другой поможет подтянуть к берегу.

Остальные участники похода переходят водоем лицом к водобегу. Последний человек отвязывает трос по мере завершения перехода.

Источник

Организация переправы забросом веревки на целевой берег

Иногда в походе возникает необходимость (или просто большое желание ) переправиться через неширокую реку, ни вброд, ни вплавь не преодолимую. Многие относятся к этому скептически . «Я столько раз ходил и ни разу не понадобилось» — часто такое слышал от людей действительно опытных.
Тем не менее опыт таких переправ существует и я считаю, что группе, идущей маршрут по мало освоенному району с проблемными переправами, полезно о нем знать.

ТЕОРИЯ
В.Ф.Шимановский «Переправы вброд через водные преграды». Методические указания. М., 1984 г.
«Прицельная дальность заброса веревки с «кошками» не превышает 40—45 м, с ледорубом — 30—35 м. Максимальная ширина реки в месте предполагаемой переправы составит для заброса веревки с «кошками» около 30, а с ледорубом — до 20 м.
К другому концу привязывают «кошки», ледоруб или обломок толстой и крепкой ветки в форме рогатки, а при забросе в зону деревьев — небольшой камень в расчете на то, что веревка захлестнется за одну из ветвей дерева.
При забросе веревки с «кошками» рекомендуется использовать только задние 6-зубые части. Их складывают друг на друга кольцами вовнутрь, зубьями наружу. Фитили наматывают между зубьями обеих «кошек». Затем «кошки» обвязывают концом вспомогательной веревки так, чтобы фитили не разматывались.
После закрепления свободного конца веревки на исходном берегу рядом с площадкой, остальную ее часть большими кольцами укладывают вблизи воды перед бросающим так, чтобы конец веревки с привязанным предметом оказался наверху. Бросающий становится на площадке боком к реке, лицом к сложенной веревке на одной с ней линии удаления от воды, берет в руку конец веревки с привязанным предметом так, чтобы предмет свисал примерно на 0,5 м. Не меняя положения ступней, разворачивает корпус спиной к реке и заносит руку с веревкой назад до упора. Затем турист делает резкий поворот корпусом в обратном направлении с одновременным бросанием снизу —сбоку веревки под углом 45° к горизонту в направлении противоположного берега. Движения бросающего напоминают последнюю фазу движений метателя диска (т. е. без кругового вращения). Подобный способ бросания обеспечивает максимальную дальность, но точность его весьма незначительна.
Если прежде всего требуется высокая точность при средней (порядка 15 м) дальности броска, то рекомендуется следующий способ. Бросающий становится лицом к противоположному берегу. Рука с концом веревки опущена вниз. Затем турист делает два-три раскачивания веревки с предметом с постепенным увеличением амплитуды в плоскости, совпадающей с выбранным участком приземления, и бросает веревку снизу под углом 45° к горизонту. После того, как предмет с веревкой приземлился на противоположном берегу, веревку плавно, без резких рывков вытягивают в направлении исходного берега.»

Читайте также:  Салоники краснодарский край у реки

Обращает внимание, что камень как инструмент практически игнорируется, хотя любой турист с гораздо большим удовольствием бросит камень, чем ледоруб или кошки (особенно если они свои 🙂 ).
Тут у классика явное упущение.
Очень впечатляет максимальная прицельная дальность. Неужели когда-то действительно так кидали, на 40-45 метров, да еще прицельно?

1. ЗАБРОС ВЕРЕВКИ С ПОМОЩЬЮ ЛЕДОРУБА (ЛЕДОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ).

1.1. 1988г., Памир, горный 6 к.с., Латвия,рук. — Полевскис Ю.,tlib.ru/doc.aspx?id=36156&page=1
Переправа через Сауксай:
«Ширина реки 15-25 метров, глубина 1.5-2м,скор.6-8 м.сек. Пробуем переправить первого участника маятником. После двух неудачных попыток отказываемся. Привязываем к веревке два связанных крестом ледоруба и со второй попытки забрасываем..Двое участников переправляются с сопровождением. переносим переправу на более удобное место.»
1.2. 1988г.,Памир,5 к.с., Калуга, рук. — Довженко С.
Переправа через Сауксай:». чуть ниже по течению Сауксая, после впадения в него правого притока с ледника Вали. Здесь с высокой скалы правого берега, за три заброса нам удалось надежно заклинить меж камней левого берега Al-айсбаль, привязанный к основной верёвке за дырку в его штычке. Значительно труднее было возвращение на правый берег уже ниже по течению (до притока р.Кузгун), где берега плоские, без такого благодатного рельефа. «

Довольно долго не встречал никаких упоминаний о современном применении. Казалось, секрет мастерства утерян еще в прошлом тысячелетии. Но оказалось, это только казалось.

1.3. 2009 г.,Памир, пеший 5 к.с., Казань,рук. — Мансуров Д.,tourism.intat.ru/reports/89/
Переправа через Танымас Сев.:
«Идем обратно вверх по террасам в сторону ледника. Через 40 минут доходим до утеса, значительно суживающего реку. В этом месте перекидываем на другой берег кошку из ледорубов, заклинивая ее в камнях.

1.4. В июне 2010 года московско-питерская группа отправилась штурмовать высочайшую вершину Краснодарского края — гору Цахвоа. И — уперлась в реку Безымянка. Летом она ходится вброд по колено, но в начале июня — совсем не так.
Полдня пытались переправиться «обычными» способами — не получилось. Еще полдня ребята, оставив девушек в лагере, пытались найти место получше — не нашли. Тогда вечером кто-то предложил:»Давайте попробуем закинуть веревку на ледорубе».

Тем же летом опять блеснули мастерством казанские «Чингачгуки».
1.5. 2010г., Тянь-Шань, пеший 6 к.с.,Казань,рук. — Мансуров Д.,tourism.intat.ru/reports/94/

1.5.1.Переправа через р. Куюкап :
«С утра воды меньше сантиметров на 30, но глубина реки все равно больше чем по пояс. Принимаем решение наводить навесную переправу.
На другом берегу в самом узком месте есть 2 огромных камня — плоский и стоячий. Перебрасываем сначала веревку с ледорубом на плоский камень (около 15 м) и с какой-то (далеко не с первой 🙂 попытки ледоруб цепляется .

1.5.2.Переправа через р. Куюкап-2:
«За 1ч 06 мин добираемся до начала каньона в устье р. Булунтор. Здесь, возле левого притока наводим навесную переправу на правый берег р. Куюкап. На целевой берег закидываем связку из 2-х ледорубов (расстояние до камня около 20 м).

1.6. 2011г., Алтай, пеший 5 к.с.,Украина, рук. — Моренко С., risk.ru/users/morenko/17588/
При переправе через Карагем «пошли ниже по течению, по одному перебрели 2 рукава к острову. Самая маленькая ширина 3-го рукава – в верхней оконечности острова, ширина потока метров 12, несколько притопленных стволов у одного и другого берега, но их использование бесперспективно. На противоположном берегу лежит крупное ветвистое дерево. Решили перебросить ледоруб на веревке.

Примечание: в походах Мансурова на самом деле бросались не ледорубы, а ледовые инструменты.

2.ЗАБРОС ВЕРЕВКИ С ПОМОЩЬЮ КОШЕК.
Не раз слышал. что такой прием применялся, но конкретных случаев на маршруте не знаю. Мой друг делал такую переправу в Гвандре на тренировке в ПКТ, но сейчас в ПКТ такому не обучают — видимо, это была инициатива отдельного энтузиаста. Женщина, когда-то принимавшая у нас КСС, рассказывала, что так переправлялась, но тогда подробно не расспросил, а больше уже не пересекались. Двое моих знакомых тренировали заброс кошки к таежным походам, но на маршруте применять не понадобилось.
Может, кто-нибудь поможет дополнить этот раздел.

1984г., Сванетия, туриада ПКТ, переправа через р. Твибер, рук. — Попов В.
Перед походом решили потренировать навесную переправу забросом веревки с кошкой, руководитель где-то прочитал или услышал про такой прием, захотел попробовать.
Нашелся человек, который в детстве много ловил рыбу забросом лески без удочки. Кроме того, много тренировался во дворе, бросая свинцовый груз в цель на нитке или леске — было такое развлечение. Он и вызвался кидать.
Первый раз получилось не очень — не сразу приспособился. Потом приладился и со второго раза попал точно. Кидал, раскручивая веревку по вертикали, как и леску. Целился в щель между камнями. Расстояние было 15-20 метров. По его оценке, метров на 20 тренированный человек спокойно будет попадать.

3. ЗАБРОС ВЕРЕВКИ С ПОМОЩЬЮ КАМНЯ.
Тут информации побольше. Посетители Риска успешно применяли как минимум 3 разных способа.

3.1.ЗАБРОС ВЕРЕВКИ ЗА КАМЕНЬ С ПОМОЩЬЮ ДВУХ КАМНЕЙ.

3.1.1. 1984г.,Памир,пеший 5 к.с., Ленинград, рук. — Тармак Ю.
Одна из задач — попытка пройти каньон Гандо, про который в нескольких отчетах было написано «В настоящее время непроходим». Спустились к реке Гандо через перевал Пеший и попытались пройти на ледник по правому берегу — ничего не получилось. Спустились обратно, выбрали здоровый камень на другом берегу, на середине веревки на расстоянии примерно диаметр камня сделали две петли, вложили по камню и два человека стали бросать — один целясь за камень чуть правее, другой чуть левее. На 7-й или 8-й раз забросили. Расстояние было метров 10. Главная трудность — кидать синхронно, не сразу получилось. Раньше так никогда не переправлялись, импровизировали по месту.

3.1.2. 1985, Памир, пеший 5 к.с., Ленинград, рук. — Иванов А.
Переправа в 1984-м получилась классная, поход — так себе. Много было накладок, из-за которых маршрут практически не прошли. На следующий год один из участников решил сводить по тому же маршруту еще раз, я тоже присоединился ко второй попытке. И вот год спустя мы опять были на берегу Гандо перед каньоном. Снова попытка прорваться правым берегом на ледник , вкушая прелести «овражинга» — и опять неудача! Но в этот раз прошли дальше и увидели, что вполне проходимым становится левый берег. Осторожно сползли к реке по узкому конгломератному кулуару, нашпигованному еле держащимися в стенках камнями, боясь лишний раз чихнуть, чтобы все это не посыпалось. Там из воды, уже за основной струей, торчал подходящий камень. Тем же способом набросили на него веревку (на этот раз попали сразу же — знай наших! 🙂 ), первый пролез, перешел через протоку, перевесил веревку поудобнее. Вечером мы уже встали на ночлег на леднике.

3.2.ЗАБРОС ВЕРЕВКИ ЗА ВЫСТУП С ПОМОЩЬЮ КАМНЯ,
2003 г.,Памир,горный 4 к.с.,Челябинск, рук. — Телицин С. tiranpage.narod.ru/
При переправе через Сауксай ввязали камень в середину веревки и бросали , пытаясь зацепить за небольшой выступ. Расстояние, по оценке участника antsol, 20 метров, попали с третьего раза. Далее переправа первого и перетяг веревки для остальных.

3.3.ЗАБРОС ВЕРЕВКИ В РАСЩЕЛИНУ С ПОМОЩЬЮ КАМНЯ,
Так переправлялся альпинист Алишер Хурсандов из Узбекистана (Alisher ). Камень обматывается веревкой, раскручивается и забрасывается в расщелину между большими камнями. Там он работает как закладка. После переправы первого веревка, естественно, перезакрепляется.

3.3.1. 2008г., Матча, район Каравшина.
Река шириной 6-8 метров, 6-7 попыток.

3.3.2. 2010 г., Памир
Переправа через Сев.Танымас, ширина 10-12 метров, бросали полчаса.

Интересно отметить, что для узбекских альпинистов такой способ является «штатным» — на альпсборах проводятся тренировки по организации такой переправы.

Вот такая пока имеется информация по достаточно редким и сложным, но, как видим, вполне реальным переправам.
Может, кто-то из читателей темы еще дополнит.
Также интересно было бы узнать, тренируются ли в каких-то турклубах или альпсекциях подобные переправы, или в этом вопросе только узбекские альпинисты «впереди планеты всей»? 🙂

Источник

Способы переправы через реку. Что делать чтобы правильно преодолеть реку

Переправы через горные реки вброд, по бревну, подвесная переправа, способы наведения переправы и организация страховки.

Сложность и опасностьпереправы через горные реки связаны с силой их течения, низкой температурой воды, неровностями дна и катящимися по нему камнями. Меньше всего воды в 4-8 часов утра, больше в 13-17 часов. Уровень воды может быстро подняться во время и после дождя, в случае прорыва запруды, а при холодной облачной погоде значительно упасть.

Переправы через горные реки вброд, по бревну, подвесная переправа, способы наведения переправы и организация страховки.

Изучив особенности реки, можно выбрать место и время переправы так, чтобы брод оказался сравнительно легким. Ручьи и небольшие горные реки в это время удается преодолеть даже не замочив ноги, прыгая с камня на камень. Для этого надо отыскать место, где выступающие над поверхностью воды камни наиболее многочисленны, близко расположены друг к другу, не покрыты водорослями, мхом и имеют сухую поверхность.

Мелководные горные реки со слабосвязанным дном лучше переходить на четвереньках, лицом к набегающему потоку, упираясь носками ботинок в неровности на дне. Недопустимо переправляться через реку с ходу. Необходимо провести тщательную разведку берегов реки в обе стороны. Лучше задержаться на несколько часов или на сутки, чем подвергать свою жизнь риску.

Самые мелкие места находятся в самых широких местах реки, и наоборот — наибольшие глубины и скорости течения встречаются в сужениях русла. Признаками мелководья могут служить:

Широкие плесы с повышенной скоростью течения по всей ширине реки.
Места, где река разделяется островками на несколько рукавов.
Выступающие над водой камни.
Островки по всей ширине.
Водная растительность.

Днем, в тихую погоду, поверхность воды над мелкими местами — косами, перекатами бывает более ровная и светлая, чем над глубокими, где она имеет волнистый вид и темный цвет. Мелкая рябь на поверхности воды указывает на мелководье.

Переправа через горные реки вброд.

Переправа через горные реки вброд возможна, если глубина не выше середины бедра. В этом случае следует переправляться ниже поворота реки. Для удержания от сноса по реке организуется страховка с берега. Веревка крепится на спине переходящего реку человека и фиксируется еще на нескольких точках.

Страховка при переправе через горные реки вброд.

Переправляться вброд нужно только в ботинках на босу ногу. В этом случае меньше шансов повредить ноги о камни на дне реки. Верхнюю одежду лучше снять, чтобы уменьшить сопротивление набегающему потоку. Если вода теплая, а переход мал, глубокийброд лучше пройти без одежды. Снятую одежду поместите под верхний клапан рюкзака или, связав в узел, держите над головой.

Идти надо мелкими шажками, не торопясь, ощупывая дно ногами. В одиночку можно переправляться через реку навстречу течению, упираясь в дно крепким деревянным шестом. Если поток бурный, с мутной водой, не позволяет просмотреть характер дна, для опоры удобно использовать шест, подстраховав еговеревкой или репшнуром. Если одному переправляться трудно, можно войти в воду вдвоем—втроем.

Система страховки при переправе через горные реки вброд.

Если переправа через горные реки осложнена, лучше переправляться вброд по перилам. На рисунке ниже показана организация такой переправы и страховки ее участников.

Переправа через горные реки по бревну.

При массовых переправах организуют переправу через реку по переброшенному или сплавленному бревну. Перебрасывая или сплавляя бревно, комлевую часть надо закрепить. Серединой основной веревки на тонком конце бревна вяжется схватывающий узел. При перебрасывании бревно сначала поднимают вертикально, а затем страховочнымиверевками (веревки разводятся в стороны под острым углом — первоначально 90 градусов), осторожно опускают через поток.

Переправа через горные реки по бревну с перилами из жерди.

Переброска бревна через реку.

При сплаве бревна нужно заранее определить точку на противоположном берегу (большой камень, дерево и др.), в которую бревно упрется своей вершиной. После укладки бревна первый участник переправы безрюкзака (с прикрепленной к грудной обвязке страховкой с берега и вспомогательной страховочной веревкой) проходит по бревну на другой берег и выше от бревна по течению воды натягивает перила. Таким образом организуется переправа и необходимая страховка переправляющихся.

Страховка переправляющихся по бревну.

Подвесная переправа через горные реки.

Если вышеперечисленные способы переправ невозможны из-за чрезмерно бурного потока реки, ее ширины, используется подвесная переправа. При длинных навесных переправах, во избежание чрезмерного натяжения веревки и обрыва, используют двойную веревку. В момент скожения по наклонной веревочной переправе нельзя хвататься за веревку, возможен ожог. Во избежание удара о берег запрещается спускаться головой вперед.

Прикрепление грудной обвязки переправляющегося карабином к несущей веревке обязательно. Поскольку в любом случае посреди реки веревка провиснет, к переправляющемуся пристегивают вспомогательную веревку — ею его подтягивают к берегу. На подвесной переправе рюкзаки, ледорубы, другое снаряжение транспортируют отдельно.

Переправа через горные реки верхом на лошади, верблюде, ишаке.

Возможны переправы через горные реки с помощью животных. Предельная глубина брода для переправы верхом на лошади — 1,25 метра при скорости течения до 2 м/с. Верблюды преодолевают более глубокие броды. Ишаков переправляют без груза, страхуя веревкой с берега, противоположного началу переправы. Лошадей и ишаков обвязывают страховочной веревкой позади передних ног. При переправе верхом во избежание головокружения надо глядеть на противоположный берег или голову лошади.

Основные правила переправы через горные реки.

1. Перед осуществлением переправы необходимо тщательно разведать берега. Дать оценку обстановке с учетом силы и скорости потока, глубины и рельефа русла, возможности использования опор, отобрать материалы и снаряжение для организации переправы.
2. Определить способ переправы.
3. Выбрать место и время переправы.
4. Установить место для наблюдения, откуда просматривается вся переправа и можно руководить ею.
5. При особо сложной ситуации пользоваться только двойной страховкой.
6. Прежде чем начать переправу, следует проверить надежность точек закрепления, состояние веревок.
7. Выпускать на переправу первым наиболее опытного.

Читайте также:  Где течет река черная

8. Припереправе с опорой на шест упираться им следует выше по течению.
9. При передвижении с организацией страховки перилами двигаться надо сбоку перил, ниже по течению.
10. Не употреблять при переправе схватывающего узла.
11. Не допускать к переправе одновременно двух и более человек.
12. На подвесной переправе рюкзаки, ледорубы, другое снаряжение транспортируют отдельно.
13. Обязательна надежная страховка и самостраховка.
14. При групповой переправе нужна строжайшая дисциплина и порядок.

По материалам книги SURVIVAL (Выживание).
Коледа С.И., Драчев П.Н.

А.А.Колесников. Вступая на тропу туризма. Переправы через реки

Реки – серьезные препятствия на пути любого человека, туриста, охотника, рыбака, геолога. Сложность тем более возрастает, когда надо пройти по маршруту, а брода нет и мост на карте не обозначен. Хорошо, когда туристская группа экипирована специальным снаряжением для наведения переправ и умеет грамотно и безопасно им пользоваться. Любые реки имеют глубину, которую никто не знает, течение, низкую температуру воды, что представляет собой совокупность серьезных препятствий на любом маршруте.

Место переправы определяется в соответствии с шириной, глубиной, скоростью течения, геометрией дна, рельефом береговой линии, расположением реки на открытом месте, либо в лесной зоне. Большую роль при определении места переправы играет крутизна береговой линии, расположение основного русла реки, радиус поворота основного потока. Нельзя пренебрегать метеорологическими условиями: естественно, во время дождя переправу устраивать ни в коем случае нельзя. Необходимо обратить внимание на наличие мест для организации страховки, для наблюдения за безопасностью переправы.

Вид переправы через реки: вброд, над водой, или по воде – выбирается в соответствии с характером реки и опытом группы. Место для организации переправы выбирается в соответствии с количеством опытных туристов в группе.

Если определен способ переправы, то необходимо обследовать место возможной переправы. Руководитель перед маршрутом должен четко представить себе, где проходит маршрут, по какой местности, и заранее определяет возможные переправы. Все это должно быть четко отмечено на карте маршрута. Придя на место или находясь в ближайшем населенном пункте, необходимо проконсультироваться, есть ли на вашем маршруте брод, переправа или мост. Местные жители знают характер реки (особенно это важно в весенний период или в сильное половодье и паводки), и могут указать точные места бродов, которыми они пользуются. Однако надо каждый раз надо уточнять место расположения брода, так как под влиянием паводков и разливов весной русло рек может сильно измениться.

Наиболее безопасным местом переправы является участок реки, где сила действия потока минимальна: русло самое широкое, а глубина потока наименьшая. Наличие отдельных островов позволяет организовать не эффективную разведку дальнейшего движения через реку. Не следует искать переправу в местах поворота русла реки, потому что быстрое течение размывает внешний от центра поворота берег, делает его крутым и трудно доступным, а главное – поток углубляет дно реки вблизи крутого берега, скорость его при этом резко увеличивается за счет концентрации здесь значительной массы воды.

Любая переправа вброд должна начинаться с разведки, которая складывается из следующих этапов:

-осмотр местности с целью определения типа возможной переправы;

-определение участка русла и берега реки, удовлетворяющих требованиям безопасности при организации выбранного типа переправы;

-определение конкретного способа движения первых участников вброд (с шестом, стенкой, кругом, парами, шеренгой, на усах и другие виды переправ);

-характер подготовительных работ: заброс веревки, укладка промежуточных камней, закрепление бревна, подготовка опор для натяжения перил при переправе над водой;

-выбор типа страховки, соответствующей избранному виду переправы.

После этого предварительного этапа начинается переправа. В простых случаях, когда снос человека течением воды угрожает лишь купанием, может быть осуществлена переправа вброд без страховки. Наиболее распространенными способами переправ являются:

— переход реки поодиночке с опорой на шест, которым упираются в дно против течения;

-шеренгой – лицом вперед по направлению переправы, обнявшись, за плечи или за талии, причем первым идет самый сильный участник, либо руководитель. Слабых участников и девушек ставят либо в конце шеренги, либо между крепкими ребятами для удержания строя и поддержки слабых членов группы;

-по двое — лицом друг к другу, положив руки на плечи и передвигаясь приставным шагом, боком к течению;

-кругом, взявшись за плечи друг друга и вращаясь по кругу, входят в речку и, удерживая напарника, перемещаются к противоположному берегу. Вращение круга желательно делать по ходу течения реки, а не против течения.

Здесь нелишне сказать о воздействии силы потока на переправляющегося. Какую величину должна иметь сила потока, чтобы сбить человека с ног? Она должна превышать силу трения ног переправляющегося о дно реки, которая зависит от силы сцепления подошв его обуви с дном реки и от рельефа дна реки. К уменьшению силы трения, начиная с глубины воды порядка 0,8-1 метра, приводит уменьшение веса тела человека, определяемое действием закона Архимеда. Так, при погружении человека средней плотности до пояса его вес уменьшается примерно на 4 кг.

Когда брод без страховки представляет определенную опасность, переправа осуществляется с помощью двух веревочных перил или растяжек с соблюдением всех необходимых мер предосторожности. При этом первым переходит реку наиболее опытный и физически сильный участник на страховке из основной веревки, закрепленной к карабину и к его грудной обвязке в районе спины в свободном скольжении. Под углом около 90 градусов к основной веревке ниже по течению идет к берегу вспомогательная веревка, которой можно при необходимости быстро подтянуть переправляющего к берегу. Страховку лучше всего организовать через выступ дерева, надежный камень или просто держать руками (2-3 человека). Основная веревка выдается идущему на переправу так, чтобы петля не задевала водную поверхность, не стягивала участника вниз и не затрудняла движения вперед.

Особое внимание необходимо уделить длине веревки, к которой будет, пристегнут участник: длина веревки должна быть больше, чем ширина реки.

На случай, если вода собьет переправляющегося с ног, основная веревка должна быть свободна. В противном случае она жестко удерживает сорвавшегося и не позволяет ему ни встать, ни плыть. Страховать нужно так, чтобы в любой момент веревку можно было ослабить и дать переправляющемуся возможность самому плыть вниз по течению, одновременно подтягивая его к берегу дополнительной или вспомогательной веревкой как маятник.

При переправе вброд с шестом необходима достаточно прочная палка длиной не ниже роста человека, прикрепленная коротким концом веревки к страховочным веревкам или к грудной обвязке. Двигаться нужно несколько против течения, сильно упираясь в дно шестом выше по течению, палку держать широко расставленными руками. При движении необходимо постоянно находиться на двух точках опоры, ноги и шест нельзя поднимать в воде высоко. Ступая ногами на дно, предварительно нужно ощупать дно в поисках прочной опоры. Надо стараться избегать попадания в подводные ямы или крутые спуски на дне реки.

После переправы на другой берег первый участник закрепляет основную веревку за дерево или за крепкий куст. Организуются перила для переправы остальных участников. Высота перил должна быть не ниже уровня груди человека, стоящего в реке. Движение по перилам также желательно осуществлять против течения. Сам переправляющий держится руками с двух сторон от карабина, которым он пристегнут к перильной веревке. Размер петли с карабином для самостраховки должен быть таким, чтобы во время движения можно было идти, откинувшись на прямых руках. Переправляться нужно ниже по течению относительно перил. К карабину на грудной обвязке также закрепляются страховочные концы. По возможности страховочную веревку делят пополам, но с условием, что ее хватит на переправу, и в середине вяжут узел проводника. Середину веревки при помощи карабина соединяют к беседке или к грудной обвязке. Таким образом, получаются два конца, две страховочные веревки, чтобы можно было помочь при падении участника в воду или обеспечить перетаскивание рюкзаков с одного берега на другой.

Когда группа при помощи веревочных перил переправится на противоположный берег, последний участник пристегивает к себе страховочный конец веревки и снимает все перила. На основной веревке, которая пристегнута к грудной обвязке, его страхуют другие участники, стоя на противоположном берегу реки. Последний участник переходит так же, как и первый участник с шестом, соблюдая все правила страховки.

Переходить по натянутым перилам следует только по одному человеку, чтобы не создавать аварийной ситуации на переправе.

Нельзя применять вместо карабина схватывающий узел, так как последний может сильно затянуться и в этом случае освободиться, стоя по пояс в холодной воде, будет проблематично. Кроме того, сильным потоком может сорвать участника и затянуть схватывающий узел и тогда освободить попавшего в воду будет очень сложно.

Переправляться босиком категорически не рекомендуется, чтобы не сбить ноги, особенно, если переправа идет по каменистому дну реки.

В летний период возможен переход вброд через небольшие речки с песчаным дном, но только после предварительной разведки дна.

Чем сложнее переправа, тем больше времени необходимо затратить на ее организацию. В ряде случаев в поисках участка с безопасной переправой группа вынуждена пройти 10-15 км вдоль реки.

В горных районах часто приходится обходить сложные скальные прижимы, уступы и выбрать место переправы очень сложно. Тогда применяют все возможные меры безопасности при преодолении водных преград. При планировании любого маршрута, нужно избегать ненужных переправ, если ниже по течению есть мост или брод. Но когда приходится идти по сложному маршруту и путь пролегает через горную реку, где невозможно найти хорошее и удобное место для переправы, то необходимо использовать все свои навыки, опыт, знания для организации переправы. Переправа над водой – это технически одно из самых сложных препятствий на маршрутах. В сложных категорийных походах встречается большое количество трудно проходимых вброд водных преград.

Преодоление боковых ручьев в скальных ущельях, в верховьях рек обычно не представляют большой сложности. Часто такие преграды можно преодолевать одним прыжком, или прыгая через поток по камням, выступающим высоко из воды. Однако перед тем как начать прыгать по камням, следует внимательно просмотреть путь движения, наметить каждый очередной прыжок, стараясь не пользоваться неустойчивыми, скользкими камнями.

Особенно внимательным нужно быть при переходе таким способом в том случае, если надо резко менять направление движения от одного камня к другому. Это требует хорошей физической подготовки каждого участника, так как прыгать приходится с тяжелым рюкзаком за плечами почти всем членам группы. При переправах по камням требуется хорошая сноровка и четкая ориентация в пространстве.

При переправе по выступающим из воды камням или бревнам часто требуется страховка, так как поток воды очень сильный и при попадании человека с рюкзаком в поток он может сильно травмироваться.

Самой надежной является страховка с помощью натянутой над водой перильной веревкой, к которой пристегиваются карабином или блоком со страховочными концами, которые в свою очередь привязаны к беседке или обвязке. Таким образом, переправа проходит уже по навесной переправе, натянутой от одного берега к другому сдвоенной основной веревкой. Надо внимательно смотреть, чтобы страховочный конец не был слишком малым или чересчур длинным, чтобы можно было свободно перемещаться вдоль натянутой веревки. Надо иметь в виду, что при этом переправа по камням не идет прямо по натянутой веревке, но приходится перемещаться в разные стороны.

В лесной зоне при наличии высоких берегов возможна переправа по поваленному дереву или приготовленному бревну. Не всегда готовые бревна лежат, так как нужно группе при переходе на другую сторону реки. Но воспользоваться этим «мостом» стоит, необходимо только, осмотрев поваленное дерево, убедиться в его хорошем состоянии, целостности ствола, в его полной надежности при прохождении по нему группы. Если мешают сучья, надо срубить их, чтобы ветки не цеплялись за одежду или рюкзаки.

Руководитель должен убедиться в надежности и безопасности при преодолении данной переправы. Если возникают сомнения, необходимо натянуть веревку вдоль поваленного дерева, соблюдая правила страховки.

Укладка любого бревна через поток требует точного расчета и опыта. Чем длиннее и толще бревно, тем сложней его устанавливать. Сам процесс установки или укладки бревна очень трудоемок, и прежде чем браться за это мероприятие, надо хорошо подумать и взвесить все за и против: сможет ли группа правильно уложить большое дерево, не травмируя участников операции подъема. Если это мероприятие представляется затруднительным, то лучше будет отказаться от этого и найти другую возможность для переправы.

Сначала выбирают не слишком длинное дерево (желательно чуть больше ширины реки), обрубают все сучья, чтобы они не мешали во время транспортировки к месту его укладки. Необходимо подготовить место для крепления комля, то есть выкопать ямку или вбить колья для упора, чтобы оно не отошло в сторону во время подъема. Верхнюю часть обвязывают тремя веревками, образуя три конца длиной в 2-2,5 раза больше длины дерева, тем самым получается три растяжки. Когда все готово, самый опытный участник или руководитель берет все командование на укладку переправы на себя, а все участники выполняют все его указания. Команды выполняются четко, без лишней суеты и проволочек.

Самый сложный этап — это подъем бревна в вертикальное положение, удержание его в течение некоторого времени в вертикальном положении, а затем плавная без рывков и срывов укладка его на противоположный берег. Работа всех должна быть четко согласованной как при подъеме, так и при укладке. Во время…

Источник