Меню

Как называется танец в балете лебединое озеро



Как называется танец в балете лебединое озеро

Пётр Ильич Чайковский «Танец маленьких лебедей»

Пётр Ильич Чайковский «Танец маленьких лебедей»

«Лебединое озеро» — этот непревзойдённый шедевр великого русского композитора Петра Ильича Чайковского , сочинённый более века назад, хорошо знают не только в нашей стране, он покоряет человеческие сердца по всему миру. Произведение, именуемое символом красоты и величия российской культуры, в нынешнее время пользуется большой популярностью и входит в список самых исполняемых балетов. « Лебединое озеро » имеет множество редакций, но есть неоспоримо великолепные номера, которые кочуют из постановки в постановку. Такими яркими жемчужинами являются «Белое» адажио, «Чёрное» па-де-де и, вне всякого сомнения «Танец маленьких лебедей» — небольшая танцевальная миниатюра, заслужившая необычайную любовь и почитание зрителей.

Историю создания «Танца маленьких лебедей» П.И. Чайковского, а также множество интересных фактов и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

История создания

Поскольку «Танец маленьких лебедей» является фрагментом музыки балета «Лебединое озеро» , то история его сочинения тесно связана с созданием Чайковским его бессмертного шедевра, работа над которым началась в мае 1875 года. В тот период жизни, отличавшийся особой творческой активностью, композитор от руководства императорских театров получил заказ, который привёл его в недоумение: Петру Ильичу предложили написать балет . Стоить отметить, что в то время данный вид искусства не считался приоритетным: по значимости его приравнивали к второсортному жанру, как например водевиль. Несмотря на это маэстро частенько посещал балетные спектакли и даже интересовался техникой танца. Удивив коллег своим согласием на сочинение музыки к балету, Чайковский для себя преследовал две цели. Первая – финансовая, так как за данную работу Московская дирекция ему пообещала весомый гонорар в размере 800 рублей и вторая – творческая: композитору всё же очень хотелось испытать себя в данном жанре.

Петр Ильич Чайковский

Изначально балет назывался «Озеро лебедей», и по воспоминаниям современников Петра Ильича этот сюжет предложил сам Владимир Петрович Бегичев – управляющий императорскими московскими театрами, да к тому же талантливый драматург. Поскольку в то время были весьма популярны такие романтические фантазийные истории, как «Ундина» Фридриха де ля Мотт Фуке и «Украденная вуаль» Иоганна Музеуса, то Владимир Петрович тоже решил придумать свою волшебную историю про девушку, превращённую в лебедя.

Эта сказка впоследствии легла в основу нового балета. Подобные легенды о заколдованных принцессах встречались в фольклоре разных народов и даже в « Сказке о царе Салтане » Александра Сергеевича Пушкина князь Гвидон убивает злодея — чародея и берёт себе в жёны царевну, которая являлась к нему в образе лебедя. Вскоре к созданию либретто Владимир Петрович привлёк танцовщика Василия Гельцера, хореографа Венцеля Рейзенгер, а чуть позже и самого Петра Ильича Чайковского.

Композитор, заинтересовавшийся романтическим сюжетом балета, с большой ответственностью приступил к работе над новым произведением. Перед тем как начать сочинение музыки он изучил композицию и структуру нескольких хореографических спектаклей, общался с балетмейстерами, чтобы в деталях разобраться в новом для него жанре.

Лето Пётр Ильич обычно проводил в располагавшемся недалеко от Киева поместье Каменка, где со своим семейством жила сестра композитора Александра Ильинична Давыдова. Это местечко Чайковский очень любил, так как там он не только мог полноценно отдохнуть и расслабиться, но и вдохновиться на создание новых произведений. В тот год прибыв в усадьбу, Пётр Ильич до августа работал над Третьей симфонией и лишь затем возобновил работу над «Лебединым озером». В конце последнего летнего месяца композитор сочинил начальные два акта, в число номеров которых вошёл вышеупомянутый «Танец маленьких лебедей». Окончательно работу над партитурой балета Чайковский закончил в апреле следующего 1876 года.

Александра Ильинична Давыдова, сестра Чайковского Чайковский

Танец маленьких лебедей

Интересные факты

  • Первым балетом Чайковского принято считать «Лебединое озеро», однако за четыре года до того как дирекция императорских театров заказала Петру Ильичу написать музыку к этому спектаклю, он был уже автором подобного произведения. В 1871 году композитор, находясь в Каменке, в гостях у своей сестры, для племянниц, очень любивших танцевать, сочинил небольшой балет, который получил название «Озеро лебедей».
  • «Танец маленьких лебедей» — эта прелестная запоминающаяся танцевальная композиция длиться всего одну минуту и сорок шесть секунд.
  • После двух первых провальных постановок балета «Лебединое озеро» либретто спектакля было переделано, однако это случилось уже после кончины Петра Ильича. Автором нового сюжета стал брат композитора – Модест Ильич Чайковский. Постановкой танцев занимался сам Мариус Петипа, а помогал ему балетмейстер Лев Иванович Иванов, который и явился хореографом, сочинившим очаровательный «Танец маленьких лебедей».

Мариус Петипа

  • Впервые «Танец маленьких лебедей» был напечатан в 1877 году. Издательство П.И. Юргенсона опубликовало клавир балета «Лебединое озеро», в который разумеется и вошёл этот восхитительный номер.
  • Изначально в партитуре балета номер, который мы знаем как «Танец маленьких лебедей», именовался совсем по иному: па-де-катр (pas de quatre), что с французского переводится как движения четверых. Однако у Петра Ильича Чайковского всё же был танец с таким названием, но он совсем другой и звучит в спектакле в четвёртом, заключительном акте.
  • Для исполнения «Танца маленьких лебедей» в балете «Лебединое озеро» обычно выбираются неизвестные, но весьма перспективные балерины, так как техника исполнения этого номера довольно сложна и не все танцовщицы с ней справляются.
  • «Танец маленьких лебедей» стал настолько популярным, что его музыку можно услышать во многих кино и мультипликационных фильмах. Она также часто звучит в радио и телепередачах. Но самоё замечательное то, что весёлые пародии на этот танец любят исполнять на праздниках, капустниках и различных семейных торжествах.

Содержание «Танца маленьких лебедей»

Как было сказано выше, в основу сюжета балета «Лебединое озеро» была положена волшебная история о прекрасной девушке, превращённой злым колдуном в белого лебедя. Изначально действие спектакля происходит в парке возле замка Владетельной принцессы. Принц Зигфрид с друзьями празднует своё совершеннолетие. Когда наступили сумерки, гости разошлись. Юноше стало скучно одному и он, чтобы немного развлечься, взяв арбалет, отправился поохотиться. Увидев пролетающую мимо стаю белых лебедей, Зигфрид следом за ней направился в лес. Пробираясь сквозь заросли он набрёл на большое озеро, где по водной глади плавали лебеди. Принц натянул тетиву и собрался выпустить стрелу, чтобы поразить одну из птиц, но перед ним вдруг появилась прекрасная девушка в белоснежной одежде. Она с мольбой обратилась к юноше не стрелять в лебедей.

Одетта, так звали красавицу, рассказала Зигфриду, что все они заколдованы злым чародеем: утром превращаются в белых лебедей, а ночью обретают человеческий облик. Из развалин, располагавшегося на берегу озера старинного замка, выходят девушки – птицы и дети. Начинается номер, в балете представленный зрителю во втором акте, а в партитуре имеющий название «Танец лебедей». Это своего рода дивертисмент, состоящий из семи эпизодов, четвертым из которых является вариация, впоследствии получившая всемирную известность под названием «Танец маленьких лебедей». Начинается она так. На передний план сцены выходят четыре балерины. Они держатся между собой скрещёнными руками и, двигаясь по прямой линии из одной стороны в другую, синхронно исполняют весьма грациозные па. Весь танец построен на пружинистых прыжках, легкость и изящество которых создаёт впечатление, что балерины взлетают и парят в воздухе.

Танец маленьких лебедей

Несмотря на то, что Чайковский выбрал для композиции тональность фа-диез минор, её музыка по характеру игрива и даже юмористична. Эпизод, заключённый автором в простую трёхчастную форму, можно представить следующей схемой: А II:В:II А. Темповое указание автора — Allegro moderato. Музыку танца открывает фагот . Его забавное топчущее звучание, включающее всего два звука, затем как аккомпанемент будет звучать на протяжении всей первой, а затем и третьей части. После тактового фаготового вступления начинается тема маленьких лебедей, которая в начальном предложении первой части изысканно звучит в исполнении двух гобоев , а при втором проведении переходит к флейтам и кларнетам .

В среднем разделе композиции настроение танца немного меняется. Музыка становиться более мелодичной и даже приобретает лирический оттенок. Первоначально тему проводят скрипки , а затем во втором предложении к ним присоединяются флейты. Далее, после репризного повторения средней части, вновь возвращается тематический материал первой части. Завершается танец небольшой пятитактовой кодой.

«Танец маленьких лебедей» — этот небольшой эпизод из знаменитого балета «Лебединое озеро» завоевал такую популярность в народе, что если попросить любого человека напеть мотив данной композиции, он не только его пропоёт, но и покажет некоторые движения танца. Кроме того забавная музыка миниатюры постоянно привлекает многих исполнителей. Её переложения сделаны для разных инструментов и к ней даже были придуманы слова. В результате получилась весёлая детская песенка, в которой с воодушевлением рассказывается о балете.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

«Танец маленьких лебедей» Чайковского

Источник

Как называется танец в балете лебединое озеро

Балет на музыку Петра Чайковского в четырех актах. Либретто В. Бегичева и В. Гельцера.

Действующие лица:

  • Одетта, королева лебедей (добрая фея)
  • Одиллия, дочь злого гения, похожая на Одетту
  • Владетельная принцесса
  • Принц Зигфрид, ее сын
  • Бенно фон Зоммерштерн, друг принца
  • Вольфганг, наставник принца
  • Рыцарь Ротбарт, злой гений под видом гостя
  • Барон фон Штейн
  • Баронесса, его жена
  • Барон фон Шварцфельс
  • Баронесса, его жена
  • Церемониймейстер
  • Герольд
  • Скороход
  • Друзья принца, придворные кавалеры, дамы и пажи в свите принцессы, лакеи, поселяне, поселянки, слуги, лебеди и лебедята

Действие происходит в сказочной стране в сказочные времена.

История создания

В 1875 году дирекция императорских театров обратилась к Чайковскому с необычным заказом. Ему предлагалось написать балет «Озеро лебедей». Необычным этот заказ являлся потому, что ранее «серьезные» композиторы балетной музыки не писали. Исключение составляли лишь произведения в этом жанре Адана и Делиба. Против ожидания многих, Чайковский заказ принял. Предложенный ему сценарий В. Бегичева (1838—1891) и В. Гельцера (1840—1908) был основан на мотивах встречающихся у разных народов сказок о заколдованных девушках, превращенных в лебедей. Любопытно, что за четыре года до этого, в 1871 году, композитор написал для детей одноактный балет под названием «Озеро лебедей», так что, возможно, ему принадлежала идея использования именно этого сюжета в большом балете. Тема всепобеждающей любви, торжествующей даже над смертью, была ему близка: в его творческом портфеле к тому времени появилась уже симфоническая увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», а в следующем году, после обращения к «Лебединому озеру» (так стал называться балет в окончательном варианте), но еще до его окончания, была создана «Франческа да Римини».

Балет «Лебединое озеро» в Мариинском театре

Композитор подошел к заказу очень ответственно. По воспоминаниям современников, он «перед написанием балета долго добивался, к кому можно обратиться, чтобы получить точные данные о необходимой для танцев музыке. Он даже спрашивал. что ему делать с танцами, какова должна быть их длина, счет и т. д.». Чайковский внимательно изучал различные балетные партитуры, чтобы понять «этот род композиции в деталях». Только после этого он приступил к сочинению. В конце лета 1875 года были написаны первые два акта, в начале зимы — два последних. Весной следующего года композитор оркестровал написанное и закончил работу над партитурой. Осенью в театре уже шла работа над постановкой балета. Ее начал осуществлять приглашенный в Москву в 1873 году на должность балетмейстера московского Большого театра В. Рейзингер (1827—1892). К сожалению, он оказался неважным постановщиком. Его балеты на протяжении 1873—1875 годов неизменно проваливались, и когда в 1877 году на сцене Большого театра появился еще один его спектакль — премьера «Лебединого озера» состоялась 20 февраля (4 марта по новому стилю), — это событие осталось незамеченным. Собственно, с точки зрения балетоманов это и не было событием: спектакль оказался неудачным и через восемь лет сошел со сцены.

Подлинное рождение первого балета Чайковского состоялось более двадцати лет спустя, уже после смерти композитора. Дирекция императорских театров собиралась поставить «Лебединое озеро» в сезоне 1893—1894 годов. В распоряжении дирекции были два прекрасных балетмейстера — маститый Мариус Петипа (1818—1910), работавший в Петербурге с 1847 года (он дебютировал одновременно как танцовщик и балетмейстер и создал целую эпоху в русском балете), и Лев Иванов (1834—1901), помощник Петипа, ставивший, в основном, небольшие балеты и дивертисменты на сценах Мариинского, Каменноостровского и Красносельского театров. Иванов отличался удивительной музыкальностью и блестящей памятью. Он был настоящим самородком, некоторые исследователи называют его «душой русского балета». Ученик Петипа, Иванов придал творчеству своего учителя еще большую глубину и чисто русский характер. Однако создавать свои хореографические композиции он мог только на прекрасную музыку. К его лучшим достижениям относятся, кроме сцен «Лебединого озера», «Половецкие пляски» в «Князе Игоре» и «Венгерская рапсодия» на музыку Листа.

Балет «Лебединое озеро» в Мариинском театре

Сценарий новой постановки балета был разработан самим Петипа. Весной 1893 года началась его совместная работа с Чайковским, прервавшаяся безвременной кончиной композитора. Потрясенный как смертью Чайковского, так и своими личными потерями, Петипа заболел. На вечере, посвященном памяти Чайковского и состоявшемся 17 февраля 1894 года, в числе других номеров была исполнена 2-я картина «Лебединого озера» в постановке Иванова.

Этой постановкой Иванов открыл новую страницу в истории русской хореографии и приобрел славу великого художника. До сих пор некоторые труппы ставят ее как отдельное самостоятельное произведение. «. Открытия Льва Иванова в «Лебедином озере» являются гениальным «прорывом» в XX век», — пишет В. Красовская. Высоко оценив хореографические находки Иванова, Петипа поручил ему лебединые сцены. Кроме того, Иванов поставил Чардаш и Венецианский танец на музыку Неаполитанского (впоследствии выпускаемый). После выздоровления Петипа со свойственным ему мастерством закончил постановку. К сожалению, новый поворот сюжета, — счастливый конец вместо первоначально задуманного трагического, — предложенный Модестом Чайковским, братом и либреттистом некоторых опер композитора, обусловил относительную неудачу финала.

Читайте также:  Кто открыл озеро мичиган

15 января 1895 года в Мариинском театре, в Петербурге, состоялась, наконец, премьера, давшая долгую жизнь «Лебединому озеру». Балет на протяжении XX века шел на многих сценах в различных вариантах. Хореография его впитала идеи А. Горского (1871—1924), А. Вагановой (1879—1951), К. Сергеева (1910—1992), Ф. Лопухова (1886—1973).

Сюжет

В парке замка Владетельной принцессы друзья ожидают принца Зигфрида. Начинается праздник его совершеннолетия. Под звуки фанфар появляется принцесса и напоминает Зигфриду, что завтра на балу он должен будет выбрать невесту. Зигфрид опечален: он не хочет себя связывать, пока его сердце свободно. В сумерках видна пролетающая стая лебедей. Принц и его друзья решают закончить день охотой.

По озеру плывут лебеди. На берег к развалинам часовни приходят охотники с Зигфридом и Бенно. Они видят лебедей, у одного из которых на голове золотая корона. Охотники стреляют, но лебеди уплывают невредимыми и в волшебном свете обращаются в прекрасных девушек. Зигфрид, плененный красотой королевы лебедей Одетты, слушает ее печальный рассказ о том, как злой гений заколдовал их. Лишь ночью они принимают свой настоящий облик, а с восходом солнца снова становятся птицами. Колдовство потеряет силу, если ее полюбит юноша, никому еще не клявшийся в любви, и сохранит ей верность. При первых лучах зари девушки исчезают в развалинах, и вот уже по озеру плывут лебеди, а за ними летит огромный филин — их злой гений.

Балет «Лебединое озеро» в Мариинском театре

В замке бал. Принц и принцесса приветствуют гостей. Зигфрид полон мыслями о королеве лебедей, никто из присутствующих девушек не трогает его сердца. Дважды звучат трубы, возвещающие прибытие новых гостей. Но вот трубы прозвучали в третий раз; это приехал рыцарь Ротбарт с дочерью Одиллией, удивительно похожей на Одетту. Принц, уверенный, что Одиллия и есть таинственная королева лебедей, радостно устремляется к ней. Принцесса, видя увлечение принца прекрасной гостьей, объявляет ее невестой Зигфрида и соединяет их руки. В одном из окон бальной залы появляется лебедь-Одетта. Увидев ее, принц понимает страшный обман, но непоправимое свершилось. Охваченный ужасом принц бежит к озеру.

Берег озера. Девушки-лебеди ожидают королеву. Одетта вбегает в отчаянии от измены принца. Она пытается броситься в воды озера, подруги стараются ее утешить. Появляется принц. Он клянется, что в Одиллии видел Одетту и только поэтому произнес роковые слова. Он готов умереть вместе с ней. Это слышит злой гений в облике филина. Смерть юноши во имя любви к Одетте принесет ему гибель! Одетта бежит к озеру. Злой гений пытается превратить ее в лебедя, чтобы не дать утонуть, но Зигфрид борется с ним, а затем бросается вслед за любимой в воду. Филин падает мертвым.

Музыка

В «Лебедином озере» Чайковский еще остается в рамках жанров и форм балетной музыки, сложившейся к тому времени по определенным законам, хотя наполняет их новым содержанием. Его музыка трансформирует балет «изнутри»: традиционные вальсы становятся поэтическими поэмами огромного художественного значения; адажио являются моментом наибольшей концентрации чувства, насыщаются прекрасными мелодиями; вся музыкальная ткань «Лебединого озера» живет и развивается симфонически, а не становится, как в большинстве современных ему балетов, просто аккомпанементом тем или иным танцам. В центре — образ Одетты, охарактеризованной трепетной, взволнованной темой. Связанная с ней проникновенная лирика распространяется на все произведение, пронизывая его прекрасными мелодиями. Характерные танцы, как и картинно-изобразительные эпизоды, занимают в балете сравнительно небольшое место.

На фото: «Лебединое озеро» в Мариинском театре

«Лебединое озеро» сочинялось молодым Чайковским в один из его активнейших творческих периодов. Уже были созданы три симфонии и знаменитый ныне концерт для фортепиано с оркестром (1875), чуть позднее — четвертая симфония (1878) и опера «Евгений Онегин» (1881). Обращение композитора такого уровня к сочинению балетной музыки не было обычным для того времени. В императорских театрах для подобного вида творчества существовали штатные композиторы — Цезарь Пуни, Людвиг Минкус, позже Риккардо Дриго. Чайковский не ставил перед собой задачу «революции» в балете. Со свойственной ему скромностью он скрупулезно изучал балетные партитуры, стремясь, не порывая с установившимися формами и традициями балетных спектаклей, изнутри насытить их музыкальную основу высокой содержательностью.

Теперь общепризнанно, что именно «Лебединое озеро» открыло отечественному балету невиданные музыкальные горизонты, развитые впоследствии и самим Чайковским и его последователями в этой сфере. Однако прав и Борис Асафьев: «В сравнении с роскошным барокко „Спящей красавицы» и мастерским симфоническим действием „Щелкунчика», „Лебединое озеро» — альбом задушевных „песен без слов». Оно напевнее и простодушнее других балетов». Вряд ли можно требовать от «первенца» совершенства музыкальной драматургии. В постановках «Лебединого озера» и по сей день не найдено идеального соответствия между музыкальными замыслами композитора и сценическим действием.

Музыка сочинялась с мая 1875 по апрель 1876 года по заказу московского Большого театра. В основе балета — сказочный сюжет «из рыцарских времен». Существует немало мнений о его литературных источниках: называют Гейне, немецкого сказочника Музеуса, русские сказки о девушке-лебеди и даже Пушкина, но сама история вполне самостоятельна. Идея, вероятно, принадлежит композитору, но авторами либретто считаются инспектор московских театров Владимир Бегичев и артист балета Василий Гельцер. Премьера спектакля состоялась 20 февраля 1877 года. Его, увы, крайне неудачным хореографом был Вацлав Рейзингер. К сожалению, неуспех этой постановки надолго бросил тень на сам балет. Когда же, почти сразу после смерти Чайковского, в 1893 году встал вопрос о постановке «Лебединого озера» в Мариинском театре, то ответственнейшую доводку до полноценной сценической реализации пришлось делать уже без автора.

В видоизменениях сюжетной основы приняли участие брат композитора Модест Чайковский (либреттист «Пиковой дамы» и «Иоланты»), директор Императорских театров Иван Всеволожский и Мариус Петипа. По указаниям последнего, дирижер Дриго, благоговевший перед музыкой Чайковского, внес в партитуру балета значительные коррективы. Так первые два акта стали двумя картинами начального акта. Дуэт Принца и поселянки из первой картины стал ныне знаменитым па-де-де Одиллии и Принца, заменив на балу секстет с участием главных героев. Из финального акта изъята сцена бури, которая по замыслу композитора завершала балет. Мало того, Дриго оркестровал и вставил в балет три фортепианные пьесы Чайковского: «Шалунья» стала вариацией Одиллии в па-де-де, «Искорка» и «Немножко Шопена» вошли в третий акт.

Именно на эту видоизмененную партитуру и была создана знаменитая постановка 1895 года, давшая бессмертие балету. Петипа, помимо общего руководства постановкой, сочинил хореографию первой картины и ряд танцев на балу. Льву Иванову принадлежит честь сочинения лебединых картин и некоторых танцев на балу. Главную партию Одетты-Одиллии танцевала итальянская балерина Пьерина Леньяни, а роль Зигфрида исполнил Павел Гердт. Знаменитому артисту шел 51-й год, и балетмейстерам пришлось пойти на компромисс: в лиричном белом адажио Одетта танцевала не с Принцем, а с его другом Бенно, а Зигфрид лишь мимировал неподалеку. В па-де-де мужская вариация была купирована.

Тогдашние балетоманы не сразу оценили достоинства премьеры. Однако зритель, ранее полюбивший «Спящую красавицу», «Пиковую даму» и «Щелкунчика», горячо принял новый балет Чайковского, в котором искренний лиризм музыки удачно сочетался с проникновенной хореографией лебединых сцен Льва Иванова, а праздничные картины включали такие шедевры Мариуса Петипа, как па-де-труа и па-де-де. Именно эта постановка постепенно (и с неизбежными изменениями) завоевала весь мир.

В России первые изменения начались уже через 6 лет. Первым «редактором» стал Александр Горский — один из исполнителей роли Бенно в Петербурге. В первой картине появился Шут, зато во второй исчез Бенно. Сочиненный Горским испанский танец на балу ныне исполняется повсеместно. В Мариинском театре «Лебединое озеро» Иванова-Петипа с незначительными коррективами шло до 1933 года.

В балете в разные годы блистали Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина, Ольга Спесивцева. В 1927 году юная Марина Семенова поразила всех своей гордой Одеттой и демонически властной Одиллией.

Замысел решительного переосмысления классического балета принадлежал Агриппине Вагановой и ее соавторам: музыковеду Борису Асафьеву, режиссеру Сергею Радлову и художнику Владимиру Дмитриеву. Вместо «фантастического балета» перед зрителями возникла романтическая новелла. Действие перенесли в начало XIX века, Принц стал Графом, увлеченным старинными легендами, Ротбардт — его соседом-герцогом, желающим выдать замуж свою дочь. Лебедь лишь в мечтах графа представала в образе девушки. Подстреленная герцогом птица умирала на руках Графа, который в тоске закалывался кинжалом. В обновленном «Лебедином озере» двух героинь танцевала не одна, как ранее, а две балерины: Лебедя — Галина Уланова, Одиллию — Ольга Иордан. Любопытная перелицовка балета просуществовала менее десяти лет, но от нее осталась трепетная хореографическая сцена «Птица и охотник», заменившая в начале второй картины малопонятный рассказ Одетты о своей судьбе.

В 1937 году в московском Большом театре Асаф Мессеpep также обновил «Лебединое озеро». Именно тогда трагическая гибель героев, столь важная для замысла Чайковского, была заменена прямолинейным «хэппи-эндом». Думается, что не случайна и дата этой коррекции, ставшей обязательной для постановок советского периода. С 1945 года и в Ленинграде Принц стал в рукопашной схватке одолевать злодея Ротбардта. Справедливость требует отметить, что балетмейстеру Федору Лопухову принадлежит не только это новшество. Вся картина бала у него трактовалась как развернутое колдовство — танцующие и гости появлялись по приказам Ротбардта.

Более полувека на сцене Мариинского театра сохраняется «сценическая и хореографическая редакция» «Лебединого озера» Констатина Сергеева (1950). И хотя от хореографии 1895 года в ней осталось немного (вторая картина, дополненная танцем больших лебедей, мазурка, венгерский, а также частично па-де-де— в сцене бала), она сама за более чем полвека стала «классической», благодаря гастролям театра ею любовались зрители всех континентов. В ней аккумулировалось танцевальное и артистическое мастерство десятков превосходных исполнителей главных партий: от Натальи Дудинской до Ульяны Лопаткиной, от Константина Сергеева до Фаруха Рузиматова.

Две постановки, обогатившие сценическую историю «Лебединого озера», были реализованы в Москве во второй половине XX века. В почти диаметральных по стилю и замыслу спектаклях общим было одно — декларативный возврат к оригинальной партитуре Чайковского (правда, не в полном объеме) и соответственный отказ от постановки 1895 года: сохранялась лишь вторая картина Иванова, да и то с поправками Горского.

Владимир Бурмейстер осуществил свою версию на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (1953). На интродукцию к балету была сочинена сцена, объясняющая зрителям, как и почему Ротбардт превратил Одетту и ее подруг в лебедей. Во втором акте, развивая идею Лопухова, хореограф трактовал сюиту характерных танцев как ряд соблазнов Принца, в каждом из которых демонстрировался еще один лик коварной Одиллии и ее мира. В последнем акте впечатляла танцевально решенная сцена разбушевавшейся стихии, созвучная апогею чувств героев. В финале торжествовала любовь, и лебеди, почти на глазах зрителя, трансформировались в девушек.

«Лебединое озеро» Юрия Григоровича (Большой театр, 1969) — философская поэма о вечной борьбе добра с коварством и злом, причем эта борьба ведется, прежде всего, внутри человека. Главное в этом спектакле — судьба Принца, а не участь Одетты. Злой гений предстает черным двойником героя, обе партии хореографически обогащены. Такой дуализм личности сродни музыкальным темам безжалостного фатума, преследующего человека, в симфонических сочинениях Чайковского. По существу, спектакль Григоровича не связан с замыслом классического спектакля 1895 года, хотя, как уже говорилось, использует хореографию второй картины.

Новаторское и талантливое решение «Лебединого озера» вызвало немалые споры. В каждом из «национальных» танцев второго акта солирует участница танца невест. Стоило ли ради этого приема решать эти танцы средствами классического танца, а не традиционно, давая простор танцу характерному? Ведь наличие в спектакле характерного танца, оттеняющего танец классический, одна из примет балетов эпохи Петипа. Другой спорный вопрос — финал спектакля. Проблема личной ответственности героя за свои поступки неминуемо приводила к неизбежной гибели героев. Однако эта мизансцена была категорически запрещена после генеральной репетиции лично тогдашним министром культуры СССР Екатериной Фурцевой. В постсоветское время хореограф обновил свою постановку на сцене Большого театра, выстроив финал по-новому: гибнет лишь Одетта.

Впервые вне России балет был показан 30 октября 1911 года в Лондоне труппой «Русские сезоны Сергея Дягилева». По его указаниям балет был сокращен Михаилом Фокиным до двух актов. Сцена у озера стала первым актом, второй разворачивался во дворце. Использовались декорации и костюмы Константина Коровина и Александра Головина, одолженные Дягилеву московским Большим театром.

Наибольший интерес у зрителей вызвало выступление в главной женской партии знаменитой Матильды Кшесинской. Огромный успех имело поэтичное белое адажио с Вацлавом Нижинским и виртуозный блеск техники балерины в фуэте. Чуть позднее известный московский танцовщик Михаил Мордкин в рамках гастролей своей труппы «Все звезды России» впервые в США показал «Лебединое озеро» в Вашингтоне.

Первой иностранной труппой, решившейся на полную реализацию русского шедевра, стал лондонский Vic Wells Ballet (1934). Постановку, ставшую одним из эталонов для мирового балета, осуществил Николай Сергеев. Он попытался, по возможности дотошно, воспроизвести спектакль Петипа и Иванова 1895 года. Честь «внедрения» «Лебединого озера» во французский балет принадлежит другому знаменитому эмигранту Сержу Лифарю (1936, Гранд-Опера). Призвав на помощь бывших петербургских балерин, он дополнил балет своими композициями. В 1960 году этот театр пригласил Бурмейстера перенести его московский спектакль на парижскую сцену.

«Лебединое озеро» сегодня исполняется повсеместно в мире. Большинство постановок сохраняют в том или ином виде хореографию Иванова и Петипа. Однако существуют оригинальные спектакли Джона Ноймайера, Мэтью Борна, Матса Эка, использующие лишь партитуру Чайковского.

Читайте также:  Сочинение описание тайги в рассказе астафьева васюткино озеро

А. Деген, И. Ступников

Пётр Ильич Чайковский

Обращаясь к сказочным сюжетам, Чайковский вкладывал в них глубокое и значительное жизненное содержание. Простая и непритязательная немецкая сказочка о девушке-лебеде, положенная в основу «Лебединого озера» (Источником либретто, как устанавливает Ю. О. Слонимский, послужила сказка немецкого писателя XVIII века И. К. А. Музеуса «Пруд лебедей», входящая в состав восьмитомного собрания «Народные сказки немцев». Извлечение из собрания Музеуса издано в русском переводе под названием «Волшебные сказки». В составлении балетного сценария принимало участие, по-видимому, несколько лиц, причастных к московскому театру.), была им превращена в волнующую лирическую поэму верной любви, торжествующей над злом и коварством. Созданный в счастливую пору творческой молодости композитора, незадолго до «Евгения Онегина», «Франчески да Римини» и Четвертой симфонии, этот балет носит на себе печать той непосредственности лирического вдохновения, которой отмечены лучшие произведения данного периода. Мелодическое богатство и выразительность музыки «Лебединого озера» в соединении с широтой и напряженностью симфонического развития сглаживают недостатки сценарного плана, покоряя зрителя и слушателя неотразимой силой своего поэтического обаяния.

В балете показаны два мира — реальный и фантастический, между которыми, однако, нет непереходимой грани. Королева лебедей Одетта, заколдованная злым волшебником, томится в неволе и жаждет человеческого тепла и любви, но только по ночам ей дозволено принимать свой настоящий облик юной красавицы. Увидев ее однажды, принц Зигфрид влюбляется в нее, но невольно нарушает клятву верности, и Одетта должна погибнуть, а Зигфрид бросается в пучину разбушевавшихся вод, чтобы умереть вместе с ней.

Такова несложная и довольно банальная сказочная фабула, на основе которой Чайковскому удалось создать произведение с развернутым, напряженно развивающимся действием, целостное и законченное по своей драматургической композиции. Сквозь всю партитуру проходит нежная элегическая тема томления Одетты, большей частью сохраняя свою тембровую (гобой с его мягким теплым звучанием) и тональную (си минор) окраску.

Впервые она появляется в конце первого действия, картины веселого пиршества, танцев и забав в парке возле замка Зигфрида, празднующего с друзьями свое совершеннолетие. Тема Одетты, пролетающей вместе с подругами мимо веселящейся компании, приносит с собой дыхание иного, влекущего к себе поэтического мира.

Второе действие у озера, куда приходит Зигфрид, следуя за лебединой стаей, проникнуто глубоким трепетным лиризмом, контрастируя блеску и пышности предыдущего. Взволнованный рассказ Одетты о своей судьбе, а затем ее танцевальный дуэт (Pas d’action) с Зигфридом (В Adagio этого танцевального номера Чайковский использовал материал любовного дуэта из своей уничтоженной оперы «Ундина». Солирующие скрипка и виолончель передают звучание женского и мужского голосов.) окружены рядом изящных танцев кордебалета, создающих красивый поэтичный фон для этих драматургически центральных эпизодов. Все действие обрамляется двумя проведениями темы Одетты, которая получает здесь более широкое развитие и достигает патетического звучания в оркестровом tutti, предвещая трагический исход любви двух молодых существ.

В третьем действии перед зрителем возникает картина пышного бала в замке принцессы, матери Зигфрида, устраивающей смотр невест для своего сына. Но над этим блестящим торжеством словно нависла зловещая тень. Именно здесь злой волшебник Ротбарт осуществляет коварный замысел, приходя с своей дочерью, как две капли похожей на пленившую сердце юного принца царицу лебедей. Что-то отравленное, какой-то колдовской дурман ощущается в музыке этого действия начиная со сцены выхода гостей, построенной на чередовании трубных фанфар, возвещающих о прибытии знатных персон, с фрагментами вальса. Последними приходят Ротбарт с Одиллией, и завершается сцена большим общим вальсом. Но в отличие от плавных лирических вальсов двух предшествующих действий этот динамичный энергично ритмованный вальс проникнут жгучей страстностью выражения. За ним следует цикл групповых танцев (Pas de six), который Н. В. Туманина характеризует как «сцену обольщения». В отдельных частях этого цикла слышится то чувственное томление (вторая вариация с ее ориентальной окраской), то что-то повелительное и угрожающее (грозные «стучащие» ритмы четвертой вариации). Завершается цикл стремительной «вакхической» кодой с острыми синкопированными ритмами. Еще один цикл национальных танцев приводит к заключительной сцене, где Зигфрид, не подозревающий обмана, танцует с Одиллией все тот же вальс и Ротбарт, торжествуя, передает ему руку дочери, но в этот момент в окне появляется лебедь с короной и драматично звучащая тема Одетты передает ее ужас и отчаяние.

Последнее, четвертое действие переносит нас снова на берег озера. Слышится грустная мелодия танца маленьких лебедей, тоскующих без Одетты, затем стремительно вбегает она сама, рассказывая о своем несчастье в драматическом взволнованном танце. Появление Зигфрида и его гибель вместе с Одеттой составляют содержание финальной сцены балета, который завершается торжественным патетическим звучанием темы Одетты в ритмическом увеличении и мощном оркестровом tutti как апофеоз верной и стойкой любви.

Глубокая психологическая содержательность, богатство красок и симфонический размах музыки Чайковского оказались не по плечу балетному театру 70-х годов. Постановка «Лебединого озера» в московском Большом театре в 1877 году была серой, бесцветной и ни в какой степени не отвечала новизне и художественной значительности партитуры. «По музыке „Лебединое озеро“ — лучший балет, который я когда-нибудь слышал. По танцам „Лебединое озеро“ едва ли не самый казенный, скучный и бедный балет из тех, что даются в России», — писал Ларош после премьеры. Только немногие из современников сумели оценить значение того, что было сделано Чайковским, большинством же его новаторство осталось не понято. Удержавшись на сцене Большого театра в течение шести сезонов, «Лебединое озеро» было забыто и не возобновлялось при жизни композитора.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • аппликации (48)
  • аудиокниги (175)
  • батик (33)
  • батик (32)
  • библиотеки (22)
  • бисер (340)
  • браслеты (79)
  • брошь (5)
  • жгуты вязаные,плетеные (5)
  • журналы (54)
  • колье,кулоны (40)
  • кольца (5)
  • оплетение риволи,бусины,плетеные бусины (17)
  • серьги (30)
  • схемы (9)
  • ткачество (4)
  • цветы из бисера (7)
  • браслеты другие (37)
  • браслеты из кожи (22)
  • браслеты плетеные (35)
  • валяние (214)
  • валяние : красивости (32)
  • валяние одежды (101)
  • валяние сумок (54)
  • валяние цветов (41)
  • вышивка «ришелье» (21)
  • вышивка барджелло (11)
  • вышивка бисером (52)
  • вышивка гладью (174)
  • вышивка ковровая (26)
  • вышивка крейзи (5)
  • вышивка крестиком (39)
  • вышивка лентами (50)
  • вышивка объемная (41)
  • вышивка одежды (42)
  • вышивка по канве (32)
  • вышивка разное (209)
  • вязание : жаккард (35)
  • вязание крючком (218)
  • вязание крючком: узоры (17)
  • вязание пончо крючком (14)
  • вязание с бисером (59)
  • вязание с мехом (94)
  • вязание спицами (111)
  • вязание спицами: платья (15)
  • вязание спицами: пуловеры (104)
  • вязание спицами:узоры (22)
  • вязание топов крючком (74)
  • вязание филейное (45)
  • вязание шнуров (32)
  • вязание: береты (32)
  • вязание: шарфы,шали (95)
  • вязаные шапки (151)
  • гильоширование ткани (15)
  • гобелены,ткачество (225)
  • декор (59)
  • декор из шпатлевки (23)
  • декупаж (40)
  • дизайн интерьера (71)
  • жзл (18)
  • живопись (46)
  • заготовки на зиму (27)
  • здоровье,красота (99)
  • игрушки (31)
  • идеи для вдохновения (27)
  • идеи для интерьера (79)
  • из молнии и фетра (14)
  • из проволоки (38)
  • изделия из меха и кожи (109)
  • имитация поверхностей (20)
  • искусство (18)
  • картины (74)
  • книги (135)
  • коврики (13)
  • крейзи вул (66)
  • кулинария (171)
  • кулинария: выпечка (57)
  • кулинария: заготовки (23)
  • кулинария: салаты (4)
  • лепка (31)
  • лепка из полимерной глины (150)
  • лепка из соленого теста (50)
  • лепка из холодного фарфора (187)
  • лоскутное шитье БОРО (2)
  • макраме (177)
  • мастер-классы (145)
  • мода и стиль (79)
  • мозаика (28)
  • Музыка (21)
  • мультфильмы (1)
  • неделя моды (10)
  • неделя моды в Париже (49)
  • нужные сайты (36)
  • ожерелья (49)
  • органайзеры (11)
  • отливки из гипса (15)
  • пейп-арт (5)
  • переделки (18)
  • плетение (53)
  • ПОДУШКИ (25)
  • поздравления (3)
  • помпоны идеи (4)
  • поэзия (16)
  • психология (33)
  • пэчворк (111)
  • работа с компьютером (25)
  • реставрация мебели (21)
  • роспись (96)
  • рукоделие (21)
  • сад и огород (16)
  • СВОИМИ РУКАМИ (175)
  • синель (16)
  • СТАРОСТЬ (2)
  • страны (24)
  • сувениры (7)
  • сумки : идеи (67)
  • сумки вязаные (83)
  • сумки сшитые (157)
  • сумки: клатчи (10)
  • сумки: косметички (31)
  • ткань или кожа + вязание (76)
  • ТРАФАРЕТЫ (50)
  • украшения (143)
  • фильмы (287)
  • фотографии (23)
  • цветы вязаные (14)
  • цветы живые (12)
  • цветы из кожи (18)
  • цветы из лент (37)
  • цветы из разных материалов (46)
  • цветы из ткани (52)
  • цветы из фетра (15)
  • шедевры из пуговиц (9)
  • шитье и моделирование (107)
  • шкатулки (20)
  • шоу бизнес (15)
  • юмор (9)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Чайковский.Лебединое озеро (фрагменты,описание).

«Белый лебедь» Чайковского

«Белый лебедь» Чайковского

22 (700x197, 180Kb)

Знаменитый музыкант И. Стравинский почитал П.И. Чайковского, прежде всего, как балетного композитора.
Все три балета Чайковского («Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик») были созданы на сказочные сюжеты.

1111 (700x679, 151Kb)

Предположительно, литературной основой для либретто к балету «Лебединое озеро» могла послужить романтическая сказка немецкого писателя Музеуса «Лебединый пруд», а также «Ундина» Ламотт-Фуке — Жуковского. Оба эти произведения отражают темы и образы романтического искусства — стремление к идеалу и невозможность его обрести. Автор либретто «Лебединого озера» не известен (но предполагают, что им вполне мог оказаться и сам композитор).
Над этим балетом Чайковский с перерывами работал один год — начал в мае 1975 г., а закончил в апреле 1876 г. Премьера состоялась на сцене московского Большого театра 20 февраля 1877 г.
Для новой постановки 1894 г., уже после смерти композитора,
М.И. Чайковский написал новое либретто, которое и стало основным для постановок «Лебединого озера» в XX в. театрами всего мира.
«Белый лебедь» Чайковского до сих пор остается символом русского балета, символом его чистоты, величия, его благородной красоты.

12 (640x480, 119Kb)

В основу сюжета балета «Лебединое озеро» положена простая и
непритязательная немецкая сказка о девушке-лебеде. Эта сказка была
превращена композитором в волнующую поэму о верной любви. Написан
балет был по заказу дирекции Московского Большого театра. Создание
балета пришлось на те годы, когда композитор уже пользовался широкой
популярностью в музыкальных кругах. Богатый опыт сочинительства
наложил отпечаток на понимание композитором роли музыки в балетном
спектакле. Премьера балета состоялась в 1877 году на сцене Московского
Большого театра. Говоря о стиле балетной музыки Чайковского следует
подчеркнуть её мелодизм, лиризм, фантастические образы явились
отражением образов реального мира, они наделены живыми человеческими
чувствами.

Действие первое. Картина 1. Юный принц Зигфрид достиг
совершеннолетия. К нему собрались друзья. В светлой музыке этой картины особенно запоминается певучая, задушевная музыка «Вальса».
33 (600x400, 70Kb)
17 (700x524, 74Kb)

Картина 2. Белые лебеди — это прекрасные девушки, заколдованные
злым Гением — Ротбартом. Только по ночам превращаются они в людей.
Лебеди приводят Зигфрида в глухую лесную чащу, к берегу темного озера,
около которого высятся развалины мрачного замка.
Стая белых лебедей плывет по озеру. Впереди лебедь, увенчанный
короной. Выйдя на берег, лебеди кружатся в медленном хороводе. Зигфрид
видит, как королева лебедей внезапно превращается в девушку. Ее красота
очаровывает принца, и он клянется девушке-лебедю Одетте в вечной любви.
Только искреннее чувство может спасти Одетту и ее подруг от злых
чар Ротбарта. Возникает большая танцевальная сцена, состоящая как из
отдельных, так и групповых танцев.
2 (700x283, 142Kb)
11 (700x476, 95Kb)
0 (700x430, 222Kb)

7 (678x460, 99Kb)

Слышится лирического характера вальс, а затем легкий, грациозный «Танец маленьких лебедей».

Музыка танца маленьких лебедей очень проста и вместе с тем
привлекательна. Чайковский великолепно использовал здесь звучания
деревянных духовых инструментов. Отрывистые, легкие звуки двух гобоев и
аккомпанирующих им фаготов воспроизводят «топчущиеся» изящные и
слаженные движения танцующих маленьких лебедей.
«Танец Одетты» (так называемое «Адажио») — это искреннее
поэтическое признание в любви. Солирующие звуки скрипки и прозрачные
аккорды арфы передают лирическое чувство Одетты и Зигфрида.
4 (600x400, 208Kb)
13 (690x460, 104Kb)
5 (600x400, 191Kb)

Действие второе. Торжественный бал

9989 (700x463, 144Kb)

Торжественный бал в замке владетельной принцессы. На праздник собираются приглашенные гости. Они входят под музыку, написанную композитором в характере быстрого марша.
Появляются шесть девушек, из них Зигфрид должен выбрать себе невесту.
В этом действии особенно красочно представлены танцы различных
национальностей. «Польская мазурка» — трехдольная, с характерными
притопываниями в крайних частях имеет острый ритмический пунктирный
рисунок, в средней — напевного характера грациозную, мягкую,
женственную тему.

«Венгерский танец» написан в характере венгерского национального
чардаша. Начинается он со спокойной, сдержанной мелодии, которую
исполняют скрипки. Как и во всяком чардаше, следующая часть венгерского
танца — быстрая, стремительная, вихревая пляска.

«Испанский танец» выдержан в характерном национальном ритме
болеро. Композитор вводит в музыку этого танца испанский народный
ударный инструмент — кастаньеты.

В «Неаполитанском танце» (в первой части) Чайковский
использовал подлинную народную мелодию. Ее исполняет медный духовой
инструмент — труба. Вторая часть более танцевальная, праздничная, в духе
итальянской тарантеллы — быстрого, стремительного танца, ис-
полняющегося одной или несколькими парами.

«Русский танец» Начинается он со спокойной, сдержанной мелодии, которую
исполняют скрипки.

3232 (550x416, 42Kb)

Но где же сам Зигфрид? Гости смущены. Тогда шут начинает веселые
пляски. Все гости танцуют.

Наконец появляется Зигфрид. Он холодно отворачивается от девушек,
ждущих, чтобы он признал среди них избранницу, Зигфрид полон
воспоминаний о прекрасной Одетте.
Вдруг появляется незнакомый гость. Это Злой Гений.
Он привел на бал свою дочь Одиллию, поразительно похожую на
Одетту. Злой Гений приказывает ей очаровать Зигфрида и вырвать у него
признание в любви.

444 (429x500, 41Kb)
44 (648x500, 57Kb)

Принц, не узнав Злого Гения, принимает Одиллию за
свою возлюбленную — Одетту. Он объявляет матери о своем решении
жениться на ней.
20 (690x460, 69Kb)
21 (700x444, 66Kb)

Колдун торжествует. Клятва нарушена, теперь Одетта и ее
подруги погибнут. В это время в окне появляется Одетта. Зигфрид в
отчаянии. Но поздно. Со злобным смехом колдун исчезает вместе с
Одиллией.

55 (600x400, 118Kb)

Зигфрид понимает, что он обманут, и спешит к лебединому озеру.
Действие третье. Берег лебединого озера. Мрачная, тревожная ночь.

Читайте также:  Легенды марий эл про озеро

555 (700x525, 205Kb)
77 (693x460, 147Kb)

66 (600x400, 150Kb)

Подруги ждут Одетту, ее все нет. Девушки-лебеди волнуются. Появляется
потрясенная горем Одетта. Она рассказывает подругам об измене принца.
Последняя надежда на освобождение лебедей от злых чар потеряна.
Появляется Злой Гений. Лебеди просят освободить от злых чар хотя бы
одну Одетту, но все напрасно. Заметив приближение принца, Злой Гений в
бешенстве разгоняет лебедей.

Вбегает принц Зигфрид. Он ищет свою Одетту. Но вновь появившиеся
лебеди закрывают Одетту от принца, не пускают его к ней. Наконец, принцу
удается найти Одетту и уверить ее, что он не нарушил свою клятву и что в
замке его признание было обращено только к ней, ведь Одиллию он принял
за Одетту.

7777 (600x400, 145Kb)
777 (690x460, 78Kb)

Злой Гений, видя, что замысел его рушится, в ярости вызывает грозные
силы природы. Начинается буря, сверкает молния, но ничто не может
сломить юную чистую любовь и разъединить Одетту и Зигфрида.
Вступивший в единоборство с принцем Злой Гений погибает. Его чары
рушатся.
Третье действие начинается музыкальным вступлением, в котором
Чайковский изобразил картину яростно бушующей природы. Она
одновременно символизирует и силу чувств Одетты и Зигфрида. Затем эта
взволнованная картина природы сменяется темой лебедя, переходящей в
светлый, торжественный, победный финал.

Источник

Лебединое озеро

Балет в четырёх действиях

Композитор: П.И. Чайковский

Либретто: В.Бегичев, В.Гальцер, М. Чайковский

Первая постановка: Москва, Большой театр, 20 февраля 1877 года.

Действующие лица:

Одетта – королева девушек-лебедей
Принц Зигфрид – юноша ищущий девушку, которую он мог бы полюбить
Бенно – его друг
Королева – мать принца
Ротбард – злой волшебник, превративший девушек в лебедей.
Одиллия – его дочь, похожая на Одетту
Наставник
Церемониймейстер, герольд, друзья принца, придворные кавалеры, лакеи, придворные дамы и пажи в свите принцессы, невесты, поселяне, поселянки, лебеди.

Действие первое

Сад перед замком владетельной принцессы. На лужайке веселится молодежь. Забавные пляски шута сменяются танцами девушек и их кавалеров.
Владетельная принцесса сообщает своему сыну принцу Зигфриду, что завтра на балу ему предстоит выбрать невесту среди девушек, приглашенных на праздник. Слова ее не находят отклика в душе Зигфрида: он не знает девушки, которая была бы близка его сердцу.
Наступают сумерки. Молодежь расходится. Зигфрид грустит: ему жаль расстаться с привольной жизнью в кругу друзей и в то же время в мечтах ему представляется образ девушки, которую он мог бы полюбить. Но где она, эта девушка?
Разговоры друзей не занимают Зигфрида. Лишь стая плывущих по озеру лебедей привлекает его внимание. Зигфрид направляется вслед за ними.

Действие второе

Лебеди приводят Зигфрида в глухую лесную чащу, к берегу темного озера, около которого высятся развалины мрачного замка.
Выйдя на берег, лебеди кружатся в медленном хороводе. Внимание Зигфрида привлекает прекрасный белый лебедь, внезапно превращающийся в девушку. Девушка раскрывает Зигфриду тайну тяготеющих над ней и ее подругами чар: злой волшебник превратил их в лебедей, и лишь ночью, около этих развалин, могут они принимать свой человеческий облик. Тронутый скорбным рассказом девушки-лебеди Одетты, Зигфрид готов убить колдуна. Одетта отвечает, что этим он не рассеет чар. Только беззаветная любовь юноши, который еще никогда и никому не клялся в любви, может снять с нее злое заклятие. Зигфрид, охваченный чувством любви к Одетте, дает ей клятву вечной верности.
Беседу Одетты и Зигфрида подслушал обитающий в развалинах замка Злой гений.
Наступает рассвет. Девушки снова должны превратиться в лебедей. Зигфрид уверен в силе и неизменности своего чувства – он освободит Одетту от власти чародея.

Действие третье

Торжественный бал в замке владетельной принцессы. На праздник собираются приглашенные. Появляются шесть девушек – из них Зигфрид должен выбрать себе невесту. Но нет самого Зигфрида. Гости смущены. Тогда шут начинает веселые пляски.
Наконец появляется Зигфрид. Однако он холодно отворачивается от девушек, ждущих, чтобы он выбрал среди них избранницу, – Зигфрид полон воспоминаний о прекрасной Одетте.
Вдруг появляется незнакомый гость. Это Злой гений. Он привел на бал свою дочь Одиллию, поразительно похожую на Одетту. Злой гений приказывает ей очаровать Зигфрида и вырвать у него признание в любви.
Принц принимает Одиллию за Одетту и объявляет матери о своем решении жениться на ней. Колдун торжествует. Клятва нарушена, теперь Одетта и ее подруги погибнут. Со злобным смехом указав на появившуюся вдали Одетту, колдун исчезает вместе с Одиллией.
Зигфрид понимает, что он обманут и в отчаянии спешит к Лебединому озеру.

Действие четвертое

Берег Лебединого озера. Мрачная, тревожная ночь. Потрясенная горем Одетта рассказывает подругам об измене Зигфрида. Девушки-лебеди тоскуют: их надежда на освобождение потеряна.
Вбегает Зигфрид. Он не нарушил свою клятву: там, в замке, в Одиллии он видел свою Одетту – к ней было обращено его любовное признание.
Злой гений в ярости вызывает против влюбленных силы природы. Начинается буря, сверкают молнии. Но ничто не может сломить юную, чистую любовь и разъединить Одетту и Зигфрида. Тогда Злой гений сам вступает в единоборство с принцем – и погибает. Его чары рушатся.
Одетта и Зигфрид, окруженные подругами Одетты, радостно встречают первые лучи восходящего солнца.

Мы всегда рады пригласить Вас в наш офис и рассказать о наших предложениях.
Наш адрес: 107031, Москва, Большая Дмитровка 32, стр 1, офис 45 (в здании Российской национальной театральной премии «Золотая маска»)
Наш телефон: (495) 225-8334
Skype: tbpbin
Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку «отправить») Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.

Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

Источник

Лебединое озеро: все что вы всегда хотели узнать о знаменитом балете

Волшебная история о невозможной любви, исполняемая под невообразимо мелодичную музыку: «Лебединое озеро» Чайковского — обязательная составляющая любого классического репертуара.

Если и есть балет, название которого знает каждый — это, безусловно, Лебединое озеро . Но гораздо менее известно, что версий балета существует около пятнадцати, и что первая его постановка в 1877 году стала провалом, разочарованием для композитора Петра Ильича Чайковского , который вложил в партитуру весь свой талант мелодиста и оркестровщика.

Жил-был.

Когда-то давно жил-был Принц, и звали его Зигфрид. И пришло ему время жениться. Но вместо того, чтобы выбрать себе невесту из благородных претенденток, он безумно влюбился в принцессу-лебедя, Одетту . Злой колдун Ротбарт наложил на нее заклятье: днем она превращается в белого лебедя, и только ночь возвращает ей настоящий человеческий облик.

Леонор Болак (Одетта/Одиллия), Жермен Луве (Принц Зигфрид), сцена из балета

Источником сюжета Лебединого озера стала немецкая сказка Похищенная вуаль . Однако образ принцессы-лебедя довольно часто встречается как в славянской, так и в германской литературной и фольклорной традициях. Символ силы, элегантности и чистоты, белый лебедь идеально подходит как для волшебных сказок, так и для классического балета, в котором танцовщики и танцовщицы соревнуются в ловкости.

Франсуа Алю (Ротбарт), сцена из балета

Судьба достойная романа!

Судьба Лебединого озера, в сравнении с остальными произведениями Чайковского, похожа на судьбу гадкого утенка. Когда в марте 1877 года в Москве, в Большом театре состоялась премьера самой первой версии балета, успеха он не получил. Ни у критики, ни у публики. Спектакль стал разочарованием даже для самого Чайковского, потому что он не увидел в нем ничего общего с тем балетом, который он задумал и сочинил.

А причин для разочарования у Чайковского была масса : партитура Лебединого озера была перекомпанована и изменена тогдашним хореографом Большого театра, Венцелем Рейзингером. Балетмейстеру музыка показалась слишком амбициозной и совершенно не подходящей для танцевального искусства. Надо признать, что музыка к Лебединому действительно значительно отличалась от привычной балетной музыки того времени: она сложная, в ней много заимствований из симфонической музыки. Произведение строится на музыкальном континууме, и музыка развивается по ходу продвижения сюжета, время от времени повторяя определенные мелодические темы.

 Сцена из балета

Пришлось дожидаться 1895 года и нового балетмейстера, Мариуса Петипа , чтобы Лебединое озеро наконец покорило русскую публику. Петипа также привнес изменения в оригинальную партитуру, но вместе со своим ассистентом, Львом Ивановым , все же остался верен первоначальному замыслу Чайковского. К сожалению, композитор умер за два года до 1895 года, и не увидел ни огромного успеха своего Лебединого озера , ни великолепной хореографией Петипа.

Петипа, Па-де-де и Традиции

Хореография Петипа и Иванова превосходно вписывалась в традиции романтического балета: «белые акты», несущие в себе отпечаток волшебного мира, наполненные воздушными существами, разбиваются разными картинами: па-де-де, па де кятр, различные вариации или народные танцы — испанский, венгерский и т.д. Все поставлено с соблюдением строгих правил и традиций: па-де-де, например, начинается адажио, затем следуют вариации танцовщика и танцовщицы, и заканчивается виртуозной кодой. Даже более чем через сто лет эта традиция все еще соблюдается, что делает партию принцессы-лебедя одной из наиболее сложных и желанных в классическом балетном репертуаре.

 Сцена из балета

Реванш Принца

1911 : Париж открывает для себя Лебединое озеро благодаря Русским Сезонам . Еще через 50 лет балет войдет в репертуар Opéra de Paris в хореографической версии, во многом созданной с по мотивам и с использованием хореографии Петипа. Но версия, которая действительно станет вехой в истории Лебединого озера , это версия Рудольфа Нуреева . Он был танцовщиком Этуалью, хореографом и директором балета в Парижской опере в 1980е.

В качестве хореографа, Нуреев изменил значимость мужских ролей. Довольно часто в классическом или романтическом балете мужские партии были отодвинуты на второй план, и их задачей было как можно лучше подать танцовщицу. Но Лебединое озеро как никакой другой балет лучше всего подходит для развития в нем мужской партии. Ведь это же история Принца, разрывающегося между долгом и мечтами, находясь во власти невозможной любви?

Еще в то время, когда он исполнял партию Зигфрида в Королевском балете в Лондоне, Рудольф Нуреев в 1964 году добавляет новую вариацию в конце первого акта, соло, в ходе которого Принц может выразить все свои чувства, свою грусть.

Свое видение хореографии Рудольф Нуреев интегрирует в первой постановке Лебединого озера, которую он осуществил в 1964 году для Венской Оперы. Двадцать лет спустя, уже для Парижской оперы, он возобновляет и развивает свой первый эскиз, привнеся в репертуар истинный шедевр.

Его Лебединое озеро предлагает психологическую трактовку сюжета. Как рассказывал сам хореограф, речь идет о «долгом сне Принца Зигфрида [. ] Именно он, во избежание безрадостной и скучной судьбы, которую ему готовят, вызывает в свою жизнь видение Озера, некоего «другого места», к которому он стремится. Идеальная любовь рождается в его голове, наравне с запретом следовать ей.»

Посвящение в ранг Этуали, или Звезды

Для танцовщика балета исполнить роль Принца Зигфрида или Принцессы-Лебедя означает подтверждение своего звездного статуса. И дело тут не только и не столько в технической или физической сложности исполнения этих партий, но и в качественном актерском исполнении, способности к перевоплощению в персонажей, столь четко очерченных Нуреевым.

Задача эта ставится не только танцовщикам-Этуалям, но и кордебалету, ценившемуся Нуреевым не меньше солистов. Вспомним, к примеру, Полонез , исполняемый 16 танцовщиками-мужчинами в первом акте, или великолепные белые акты, в которых на сцене появляются тридцать две балерины, или Ч етверку Маленьких Лебедей — одни из самых сложных партий в этом балете.

 Сцена из балета

Тысача и одна версия

Чаще всего в последнее время в Парижской опере возобновляется Лебединое озеро в хореографической версии Нуреева. Но существуют и другие версии этого балета: Михаила Фокина (1910, Лондон), Сержа Лифаря (1936, Париж), Джоржа Баланчина (1951, Нью Йорк), Алисии Алонсо (1965, Гавана) Дада Мазило , южноафриканского танцовщика и хореографа (2013).

В 1995 году, в Лондоне, хореограф Мэттью Борн предложил совершенно новое прочтение этого произведения: в его версии Лебединого , партии лебедей исполняются танцовщиками-мужчинами, вызывая многочисленные психоаналитические гипотезы относительно сексуальной идентичности Принца Зигфрида (в своих снах проявляющего свою гомосексуальность).

Сцена из балета

И именно фрагменты Лебединого в хореографии Мэттью Борна исполняются в конце Билли Эллиота (2000), фильма, в котором рассказывается о том, как трудно маленькому мальчику следовать за своей мечтой и призванием танцевать в классическом балете, и в котором и в котором отсылка к Лебединому озеру используется как признание того, что сбылась мечта юного танцовщика.

В кино фрагменты Лебединого мы можем увидеть и в фильме Ч ерный лебедь (2011). Натали Портман, получившая за исполнение этой роли Оскара за лучшую женскую роль, перевоплощается в Нину, молодую танцовщицу, впервые готовящуюся выступить в двойной роли белого лебедя / черного лебедя, и которая сталкивается не только с высокими требованиями к этой роли, но и с давлением, шаг за шагом погружающими ее в шизофрению.

Как в театре,, так и на большом экране Лебединое озеро — это произведение не только классическое, несущее в себе элементы наследия, но и предмет для экспериментов и новых художественных решений. Это живое доказательство, что история музыки и балета не обязательно должны оставаться неприкосновенными, а что по-прежнему это живой спектакль.

Лебединое озеро в хореографической версии Рудольфа Нуреева и в исполнении Балета Парижской оперы еще можно успеть посмотреть в кинотеатрах, хотя до конца сезона осталось уже не так долго.
Центральные партии в спектакле исполняют звёзды Парижского балета Леонор Болак (Одетта/Одиллия), Жермен Луве (Принц Зигфрид) и Франсуа Алю (Ротбарт).

Источник