«Исследовательская работа по географии «Самые необычные озера мира»
Исследовательская работа
«Самые необычные озера мира»
Выполнила:
ученица 6 класса
Ставицкая Вероника
Руководитель проекта:
Кононова Г.Г
Новокурск 2017г
Цель работы : 1.На основе научной литературы сформировать представление почему озера бывают не только разной формы и происхождения, но и их состав.
Выяснить, почему в разных озерах бывает разный цвет воды, каким образом используются данные озера.
2.Составить путеводитель по удивительным озерам России.
Гипотеза: в этом повинна природа или еще, какие-то другие причины.
Задача:
-совершенствование навыков работы с компьютером.
-развитие навыков творческого использования литературных источников.
-углубление знаний по интересующей меня теме.
-овладение умением анализировать специальную литературу для изучения рек России.
-использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора.
-научится самостоятельно работать с географическими картами и другими источниками информации.
Методы работы над данной темой:
1.Работа с различными источниками.
Содержание
1.Введение
2.Цветные озера с неорганическим происхождением окраски
3.Живые организмы и органические соединения — как причина окрашивания озерной воды
4.Цветные озера России
5.Заключение
6.Список использованной литературы
1.Введение
Данная работа посвящена теме: «Самые необычные озера мира».
Актуальность выбора темы определяется тем, что в России 2017 год объявлен «Годом Экологии», да и в последние десятилетия в мире и России было отмечено динамичное развитие туризма. Люди из разных стран мира отправляются в путешествия, чтобы прежде всего открыть для себя удивительные природные объекты.
Ознакомление с редкими природными явлениями на сегодняшний день способно возродить у человечества утраченный интерес к природе.
Большинство озёр, как и вообще водоёмов издревле почитались людьми, как святые места, воспринимались как объекты сакральные, особенно ценные для человека. В своей работе я рассматриваю природные особенности, историю возникновения и современного освоения именно тех озёр, которые не только по названию, но и по своим свойствам, можно отнести к разряду удивительных природных явлений планеты Земля.
2.Цветные озера с неорганическим происхождением окраски
В мире существует большое число названий озер, которые содержат в себе упоминание того или иного цвета, например, Черное море, Красное море, Желтое море, Белая река, Голубое озеро и т.д. В мире существует около 5 млн. озерных водоёмов. В зависимости от характера их образования выделяют тектонические, ледниковые, речные, моренные, кратерные и пр. озера. По своему водному режиму они могут быть сточными и бессточными; по химическому составу пресными и минеральными.
Так в Индонезии в кратерах вулкана Кели Муту расположены озера Тивое Ноэа Моери Коо Фай (на языке местных народов — «Озеро юношей и девушек»), Тивое Ата Мбоепое («Узоре утонувших надежд») — ярко-зеленых цветов и озеро Тивое Ата Поло («Озеро заколдованных людей»), воды которого обладают необычным красным цветом. Озера образовались в результате вулканической деятельности рядом друг с другом, но, несмотря на это, вода в них приобрела различную окраску.
В Новой Зеландии также находятся два вулканических озера — соседа, одно из которых Тикитапу (на языке маори означает «Священное озеро») имеет синий цвет, а другое — Ротокакаи («Зелёное озеро») — зелёный цвет. При этом озера отделены друг от друга лишь небольшим участком суши.
Боливия знаменита озером Верде светло-зелёного цвета. Им оно обязано высокому содержанию меди в его бассейне.
В национальном парке Китая Цзючжайгоу раскинулась цепь взаимосвязанных бирюзовых озер с особо прозрачной водой.
Важной достопримечательностью США является ледниковое озеро Бланка, воды которого обладают интенсивным зеленым цветом.
В Канаде расположено уникальное пятнистое озеро Клилук, в его водах растворено очень много минеральных веществ. Периодически озеро мелеет, и на земле остаются лужи разных цветов (синего, зеленого, голубого), напоминающие сказочную мозаику или инопланетный пейзаж.
Но и на этом природа не прекращает удивлять человеческое воображение, например на острове Кюсю в Японии есть двухцветное озеро, одна часть которого благодаря содержанию серы в воде обрела жёлтый цвет, а другая розовый — из-за наличия оксидов железа.
Красные озера всегда привлекали внимание людей. Причиной появления столь экзотической окраски вод может становиться большое содержание железа. Так в Японии поражает своей красотой Кровавое озеро, название которого красноречиво свидетельствует о его цвете.
Загадкой для учёных остается озеро Хиллер розового цвета, находящееся в Австралии. Это соленое озеро служит не только источником соли, но и объектом пристального внимания исследователей.
Весьма интересное явление представляют собой белые озера, которых особенно много в Японии и Индонезии. Ежегодно тысячи туристов приезжают в национальный парк Уджунг Кулон на острое Ява, чтобы посмотреть на вулканическое озеро Кава Пути, воды которого отличаются белой окраской. Данная окраска формируется путем сочетания серных соединений и газов, постоянных выходящих из недр вулкана, а также большого количества алюминия. Другое белое озеро находится в Доминике в парке Морн Труа Питон.
Сицилия озеро Смерти.
Но все же самым «мертвым» озером на планете Земля считается злополучное озеро Смерти – большой водоем, расположенный на Сицилии. Его берега и воды лишены всякой растительности и живности, даже птицы не пролетают над свинцово-серой водой. Любое живое существо, попавшее в воду этого жуткого озера, мгновенно погибает. Неудивительно, что свои жертвы сицилийская мафия испокон веков прятала в этих смертоносных водах: час – и от человека даже зубов не остается.
В Украине неподалёку от города Свалява расположено известное озеро Синяк, водя которого имеют насыщенный синий цвет благодаря соединениям серы. Воды озера Синяк также довольно минерализованы.
Насыщенным синим цветом характеризуются также знаменитое Голубое озеро (Чирик-Кёль) в Кабардино-Балкарии и знаменитое озеро Гек-Гель в Асгунском ущелье обязано своим прекрасным синим цветом тем же соединениям серы, которые попадают в него из ручьев
3.Живые организмы и органические соединения — как причина окрашивания озерной воды
Итак, я убедилась в том, что многие озера синего, голубого, зеленого, жёлтого, белого, красного цветов приобретают такую необычную окраску благодаря наличию в них значительной концентрации неорганических химических элементов и их соединений. Однако, цветные озера — это также результат деятельности микроорганизмов, наличия в озерах водорослей, живых организмов и органических соединений.
Наиболее часто благодаря живым организмам и органическим соединениям озера приобретает красные, розовые и малиновые оттенки. Мы уже упоминало о том, что озеро Хиллер в Австралии могло окраситься из-за наличия в нем микроорганизмов. А на другом континенте — в Африке в Сенегале расположено розовое озеро Ретба.
В Испании находится известная многим туристам розовая лагуна Салинас де Торревьеха.
Водоросли влияют на цвет воды в Австралии в розовой лагуне Лагуна Хатт. Данные водоросли выделяют пигмент бета-каротин. Также имеются два аналогичных озера в Швейцарии и Канаде.
А на острове Тринидад, принадлежащем Венесуэле, находится так называемое битумное озеро Пич-Лейк. Местные жители добывают из него… асфальт. При этом асфальт ил Пич-Лейк является лучшим в мире и экспортируется во многие развитые государства.
Но, пожалуй, самым интересным из цветных озер является глубокое горячее озеро Утренней славы в Национальном парке Йеллоустоун в США. Озеро уникально тем, что оно постоянно меняет свою окраску: цвет его вод изменяется от голубого и фиолетового — до жёлтого и зелёного. Светящиеся озера Австралии.
Это свечение- результат химической реакции называемой биолюминесценция, которая возникает, когда потревожены микроорганизмы в воде
4.Цветные озера России
Наша страна благодаря своему природному разнообразию очень богата озёрами с повышенной цветностью, выражаясь языком нашей работы цветными озерами.
В первую очередь природа России щедра таким необычным видом озёр, как белые озера. Самыми знаменитыми из них стали озера острова Кунашир — Кипящее и Горячее, что на Курильских островах. Эти озера имеют белый, почти молочный цвет и непрерывно кипят. Именно кипят, а не бурлят. Безусловно, о купании в озерах речь не идет, даже нахождение рядом с ними опасно для людей и животных.
Другими уникальными озерами России является соленые малиновые озера близ Астрахани. В результате жизнедеятельности микроорганизмов вода в озерах приобрела красивый розовые цвет, а также запах малины и фиалки. Благодаря таким свойствам вода и соль из малиновых озер всегда очень высоко ценились, и раньше даже поставлялись ко двору российских императоров.
В Челябинской области находится жёлтое озеро Сарыкуль, хотя его воды скорее имеют желто-коричневый оттенок. Такое окрашивание объясняется довольно просто — большим наличием глины в воде.
Челябинская область, богатая озерами, также является местом нахождения Сладкого озера. В воде озера много природной соды и поваренной соли, что придаёт ей приятный сладковатый вкус.
Самое глубокое озеро нашей страны и мира Байкал обладает прозрачной водой голубого цвета. Это один из самых чистых и прозрачных источников пресной воды в мире.
5.Заключение
Работая над данной работой, я смогла убедиться в том, что в мире существует большое число так называемых цветных озёр, то есть водоёмов, в которых вода имеет различные цвета от голубого до зеленого, жёлтого, красного, розового, чёрного и белого
Каждое цветное озеро формируется под влиянием набора неповторимых условий, некоторые из них меняют свои цвета, другие подвергаются воздействию человека. Полезные свойства цветных озер очень разнообразны, он могут служить человеку как в качестве источника полезных ископаемых. и продуктов питания, санитарно-курортных ресурсов, туристических объектов. Многие из цветных озер пока недостаточно изучены, в т.ч. и в нашей стране, но неоспоримым является тот факт, что все озера нуждаются в бережном отношении со стороны человека.
6.Список использованной литературы
1.Агеева Р.А. Как появились названия рек и озёр. — М.: АСТ-Пресс Книга, 2012. — 312 с.
2.Будыкина Т.А., Емельянов С.Г. Процессы и аппараты защиты гидросферы. — М.: Академия, 2010. — 288 с.
3.Вагнер Б.Б. Реки и озера Подмосковья. — М.: Вече, 2007. — 480 с.
4.Витер В.Н. Разноцветные озера // Химия и химики, №4, 2009. С. 3 — 14.
5.Добрынин В. Загадка свечения Байкальских вод // Наука в России. 2013. № 2 (194). С. 11-16.
6.Моисеенко Т.И., Гашкина Н.А. Формирование химического состава вод озёр в условиях изменения окружающей среды. — М.: Наука, 2010. — 288 с.
7.Рассел Дж. Озера России. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 70 с.
8.Яртиев А.Ф. Природные битумы — уникальное энергетическое сырье // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 12. С. 293-297.
Источник
Исследовательская работа по теме “Озеро светлое”
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТАГАНАЕВСКАЯ СОШ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО ТЕМЕ “ОЗЕРО СВЕТЛОЕ”
Авторы: Тэнне Светлана, 10 класс
Руководитель: , учитель географии
с. Таганай
2. Цели и задачи исследования с. 3
3. Историческое прошлое с. 4
4. Результаты исследования с. 6
4.1. Географическое положение с. 6
4.2. Результаты промера глубин. Питание озера. Абрис озера. с. 6
4.3. Ландшафт вблизи водоема, почвы, животные, растения водоема и береговой зоны с. 8
5. Современное использование водоема с. 12
6. Практическая работа с. 13
7. План реализации проекта с. 18
8. Заключение с. 19
Связь человека с природой существует на протяжении всей его жизни. Человеку нужно непременно общаться с природой, задавать ей вопросы и искать в ней ответы. Чтобы научиться охранять природу, заботиться о ней, нам необходимо внимательно к ней прислушаться и присмотреться. Когда знания получают с помощью собственного опыта, наблюдений, измерений и описаний, тогда они становятся действительно полезными, и человек может ими пользоваться на протяжении всей дальнейшей жизни. Психологами установлено, что в памяти у человека остается приблизительно десять процентов из того, что он слышит, пятьдесят процентов из того, что он видит, и девяносто процентов из того, что он делает. Великий китайский мыслитель Конфуций писал: услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал – понял. Результатами своих наблюдений, своего «делания», мы и хотим поделиться в этой работе.
Объектом нашего исследования является озеро «Светлое». Это уникальное чистое озеро с прозрачной водой.
Для школьников, детей и взрослых нашей деревни это единственное место для купания летом, а также это просто красивое место для отдыха.
2. Цели и задачи исследования
· Изучить особенности природы родного края на примере озера Светлое;
· Выявить экологические проблемы озера;
· Наметить пути по становлению озера как зоны отдыха.
3. Историческое прошлое
Из слов старожилов нашего села, работников краеведческого музея г. Болотное, из документов районного архива и управления сельского хозяйства мы выяснили, что на берегах озера с одной и с другой стороны находился поселок Светлое озеро, который входил в состав колхоза «Червонный партизан». На основе похозяйственных книг из районного архива выяснилось, что в поселке с 1941 по 1951 год проживало 44 семьи. В каждой семье было от 4-х до 9-ти детей. В настоящее время в деревне Новая Чебула живут потомки семей, проживавших в поселке Светлое озеро: , , , Иванов поселка занимались сельским хозяйством: полеводством и животноводством
. В 60-е годы прошлого столетия произошло укрупнение мелких крестьянских хозяйств в совхозы. Это привело к разрушению малых деревень, жители были вынуждены переехать в более крупные села — Гудок, Старую Чебулу (впоследствии исчезнувшие деревни), Новую Чебулу (железнодорожная станция и образовавшийся совхоз «Чебулинский»). Отдельные жители пожилого возраста не пожелали переезжать и предпочли остаться в родном доме. В 1969 году в деревне оставалось еще 11 домов. Постепенно деревня вымерла. Последний дом, расположенный на западной стороне озера, опустел приблизительно в 1975 году. В нем проживала пожилая женщина
По словам работников краеведческого музея в начале 70-х годов на озере были проведены гидрохимические исследования. Анализ проб воды показал повышенное содержание серебра. Было запланировано построить санаторий, завезли бетонные блоки, но строительство не состоялось.
Примерно в это же время на северо – восточной стороне озера в сосновом бору был заложен пионерский лагерь «Алые паруса». До конца 80-х годов каждое лето в лагере отдыхали дети со всего района. В 1990 году лагерь закрыли.
4. Результаты исследования
4.1. Географическое положение
Озеро «Светлое» находится в 3 км от д. Новая Чебула Болотнинского района Новосибирской области, в направлении на Запад – Северо – Запад в лесной зоне. На расстоянии 4 км от озера в направлении Запад – Восток проходит автотрасса федерального значения «Байкал». В южном направлении от озера через д. Новая Чебула проходит транссибирская железнодорожная магистраль.
4.2. Результаты промера глубин. Питание озера. Абрис озера
Мы провели исследование глубины в различных частях озера. Наибольшая глубина оказалась ближе к середине озера и составила 16 метров. Источник воды в озере – родники, расположенные на дне. А также питание озера происходит за счет талых и дождевых вод.
4.3. Ландшафт вблизи водоема, почвы, животные, растения водоема и береговой зоны
С северо-западной стороны находится луг. С западной стороны располагается заросшее сорняками поле. Почвы лесостепей – серые лесные и черноземы выщелоченные. Вид почвы определяет растительность. Это, в основном, травянистые растения – герань луговая, князек сибирский (огонек), кровохлебка лекарственная, клевер луговой, лютик ползучий, пырей, люцерна, девясил, зверобой, ромашка, тысячелистник, подорожник, полынь горькая.
Луговая растительность в зоне водоема
С восточной стороны расположен сосновый бор, в котором, помимо основного вида – сосны, растут береза, осина, черемуха, шиповник, смородина, рябина, калина. Почвы серые лесные.
С южной стороны озера находится болотистая местность, болотные почвы. В небольшом отдалении — березовый лес.
Озерная растительность: камыш, тростник обыкновенный, рогоз широколиственный, ряска, роголистник погруженный, кувшинка белоснежная, кубышка желтая, осока и др.
Вдоль берегов – ивы, камыш, рогоз, березы, сосны.
Растительность вдоль берегов озера
Животный мир: в сосновом бору белки, бурундуки. В березовом лесу также бурундуки, мыши, кроты. Птицы: дятел, сорока, ворона, дрозд, синица, воробей, жаворонок, трясогузка, перепел обыкновенный, кукушка, пустельга, бекас, чибис, кулик. Кроме того, хищные птицы: кобчик, ястреб, коршун, сова. Водоплавающие: утки, гуси.
В биологическом разнообразии преобладают беспозвоночные: простейшие (амебы, инфузории, эвглены, губки), моллюски (улитки, слизень), ракообразные (дафнии, мормыш), паукообразные (клещ энцефалитный, паук – крестовик, сенокосцы). Самую многочисленную группу составляют насекомые: саранчовые, стрекозы, бабочки, жуки (майский, короед, усач, долгоносик, плавунец), двукрылые (мухи, комары, мошки, оводы, слепни), перепончатокрылые (пчелы, шмели, муравьи и др.). Из земноводных преобладают тритон, лягушка, жаба. Рептилии: ящерица, уж обыкновенный, встречается гадюка. В озере встречаются такие виды рыб: чебак, щука, гольян, карась, окунь, плотва.
Конечно, все многообразие животного и растительного мира озера «Светлое» этим не исчерпывается.
Результаты исследования водоема показали: озеро зарастает тиной, водорослями, ряской, берега зарастают кустарниками, но озеро по-прежнему красиво и привлекательно для отдыхающих и купальщиков.
5. Современное использование водоема
В хозяйстве озеро никак не используется, кроме водопоя местного скота из деревни Новая Чебула. Для выпаса и водопоя скота можно организовать и другие маршруты, ведь на озере постоянно купаются дети из окрестных деревень, а по выходным дням из г. Болотное и г. Новосибирска. Поэтому мы считаем целесообразным обратиться к местной администрации о запрете водопоя скота на озере «Светлое», иначе возможно заражение воды различными микроорганизмами, наносящими вред здоровью.
В озере достаточно рыбы. Отдыхающие и местные жители занимаются рыбалкой. Осенью и весной охотники промышляют водоплавающей птицей. Зимой рыбаки приходят на озеро для подледного лова рыбы.
Некоторые местные жители считают воду целебной и набирают ее в различные емкости для питья в лечебных целях. Житель села утверждает, что именно водой из озера вылечил гайморит. Известны случаи, когда люди вылечивали кожные заболевания. На озеро приезжают и из других населенных пунктов специально за водой.
6. Практическая работа
Будучи в составе областной экологической смены летом 2005 года школьники Таганаевская школы совместно с ребятами из Балтинской школы Мошковского района проводили «Экологический десант» на берегу Светлого озера. В 2006, 2007 г. Таганаевской школой эта работа была продолжена. «Экологический десант» поводился под руководством Новосибирского института почвоведения с представителями из США штат Калифорния и из Федеративной республики Германия. Мы провели очистку берегов озера от мусора, который собрали в мешки и вывезли. Впоследствии эту акцию мы проводим каждый год.
Мы собираем мусор
В 2007 году наши учащиеся были приглашены в институт почвоведения на презентацию книги «Наша Сибирь», изданной под редакцией заместителя директора института , а также при поддержке и помощи Федерального ведомства по защите окружающей среды (Германия), при участии межрегиональной общественной организации «Сибирский институт экологических инициатив».
Среди отдыхающих мы проводим разъяснительную работу, чтобы люди не загрязняли берега мусором и не бросали его в озеро.
На пляже и в местах разбивки палаток мы помещаем листовки с призывами к отдыхающим.
Пожалуйста, убирайте за собой мусор в пакеты и увозите с собой!
Не загрязняйте берега озера!
Граждане туристы и купающиеся!
Не бросайте пустые банки и бутылки в озеро!
Не оставляйте мусор на берегу!
Складируйте его в одном месте или увозите с собой!
Не мойте свои машины на берегу озера!
Не допускайте стока горючесмазочных материалов в наше чистое и светлое озеро! Вода в нем чистая и целебная.
На берегу Светлого озера
Проблема озера Светлое: зарастание озера растительностью. Если не будут предприняты необходимые меры, то, мы считаем, в перспективе (лет примерно через 50) наше уникальное озеро станет болотом.
Мы считаем, что для естественной очистки озера от водорослей необходимо запустить побольше толстолобика.
Если озеро очистить от водорослей и тины, то здесь можно организовать летом, например, палаточный городок или строительство рекреационной зоны отдыха. По берегам озера располагается сосновый бор, который обеспечивает возле озера чистый, целебный воздух. Мы надеемся найти заинтересованных людей, которые помогут нам сохранить это живописное место.
Источник
Исследовательская работа на тему: «Озёра Подмосковья». Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная. — презентация
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемАндрей Белосельский
Похожие презентации
Презентация 9 класса по предмету «География» на тему: «Исследовательская работа на тему: «Озёра Подмосковья». Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Исследовательская работа на тему: «Озёра Подмосковья». Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 6 с углубленным изучением отдельных предметов» города Реутова Московской области Авторы: Аксёнова Ксения и Пипкина Ольга ученицы 9 «А» класса. Руководитель: Боброва Татьяна Анатольевна, учитель географии, Болотских Елена Владимировна педагог-организатор 2012 год
2 Цел и работы: Познакомиться и узнать больше информации об озёрах Подмосковья Познакомиться и узнать больше информации об озёрах Подмосковья Изучить особенности природы озёр Изучить особенности природы озёр Узнать проблемы и использование озёр Узнать проблемы и использование озёр
3 Задача работы: Создать учебный материал, используемый на уроках географии Создать учебный материал, используемый на уроках географии
4 Актуальность работы: Актуальность нашей темы с годами не уменьшается, ведь озёра – это неотъемлемая часть природы и жизни человека, без которой не может существовать жизнь на земле.
5 Гипотеза Озёра существуют совсем недолго, но нельзя недооценивать их значение, да и воды, в общем, в жизни человека. С незапамятных времен вода обеспечивала нашу жизнь.
6 Использованные источники и литература Источники и литература: Колосова Н.Н. Атлас. Московская область Раковская Э.М. Учебник географии: природа России. 8 класс. Смирнов С.Г. Атлас озёр и водохранилищ Подмосковья Шеповалов Т. Озёра Подмосковья
7 Методы исследования: Социологический опрос Работа с многочисленными материалами, картами, книгами
8 Социологический опрос: Что такое озеро? Что такое озеро? Что вы знаете об озёрах Подмосковья? Что вы знаете об озёрах Подмосковья? Какие озёра Подмосковья вы знаете? Какие озёра Подмосковья вы знаете? Были ли вы на одном из них? Были ли вы на одном из них?
9 Что такое озеро?
10 Что вы знаете об озёрах Подмосковья
11 Какие озёра Подмосковья вы знаете?
12 Были ли вы на одном из них?
13 Карта озёр Московской области
14 Три составляющие части озера: котловина — форма рельефа земной коры вода и растворенные в ней вещества растительное и животное население водоема
15 ТИПЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОЗЁР МОРЕННЫЕ ПОЙМЕННЫЕ КАРСТОВЫЕ ВОДНО- ЛЕДНИКОВЫЕ Типы происхождения озёр
17 Площадь 5,28 кв.км
18 Максимальная глубина 3,5 м
19 Средняя глубина 1,1 м
22 Максимальная глубина 6 м Средняя глубина 2-3 м
23 Святое озеро Площадь 13 кв.км
24 Максимальная глубина 8 м
25 Средняя глубина 2-3 м
26 Глубокое озеро Площадь 55 кв.км
27 Максимальная глубина 38 м
29 Использование озёр: Рыбный промысел
31 Загрязнение озёр: Свалки
33 Вывод: По окончании исследовательской работы по географии мы убедились в том, что наша гипотеза подтвердилась: значение озер в природе и жизни человека велико. Мы познакомились с некоторыми озёрами Подмосковья, узнали о них много интересных фактов: происхождение озёр, условия их образования, их типы, природу и многое другое. Для нас явилось новым то, что в Подмосковье такое количество озёр. Однако люди, вместо того чтобы оберегать флору и фауну озёр, ежедневно стирают их с лица земли, загрязняя их!
Источник
Исследовательская работа по экологии «Озеро Краснооктябрьское»
Татьяна Кириченко
Исследовательская работа по экологии «Озеро Краснооктябрьское»
МБОУ СОШ№2 Майкопского района.
Учитель биологии и экологии-Кириченко Т. В.
Исследовательская работа и проектная деятельность школьников-первый шаг к научному познанию окружающего мира.
Работа по этой актуальной, современной теме ведется под девизом «Исследования и практика-путь к новым знаниям»
В современной школе, работающей по ФГОС каждый учащийся должен научиться творчески работать, учиться самому добывать знания, применять их на практике, анализировать ситуацию и т. д. Первостепенная задача каждого учителя научить это делать, создавая проблемную ситуацию на уроке, отходя от репродуктивного преподавания предмета.
Исследовать-это значит искать что-то неизвестное, часто исследователь не знает, что принесет ему сделанное открытие и как на практике использовать добытые им сведения. Слово «проект» означает «брошенный вперед». А человек,реализующий проект, решает реальную, не выдуманную практическую проблему и задачу. Отсюда, на современном этапе развития образования очень актуально научить находить проблему, исследовать ее, предлагать свое решение. Метапредметные результаты по ФГОС отражают умение самостоятельно определять цели, ставить для себя новые задачи,развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.Личностные результаты: патриотизм российского гражданина,любовь и чувство долга к Родине. А для этого ученик должен сам практически познавать окружающий мир, выбрать тему, которая действительно ему интересна! Продумать цель и задачи, которыми хочется заниматься.
Любое исследование начинается с гипотезы,которую надо либо подтвердить, либо опровергнуть. Потом подбираются методы исследования данной темы.
После небольшой теоретической части обязательна практическая часть, где учащийся описывает,что конкретно он делал, анализирует свою работу, что получилось, что нет. Подтвердил гипотезу он или нет, делает выводы, вносит свои личные предложения по выбранной им теме.
1. Практико-ориентировочный (учебные пособия, макеты) 2. Творческий. 3. Ролевой (роли персонажей).
4. Монопроекты –в рамках одного. 5. Межпредметные.
Ученик должен четко понимать цель своего исследования,то есть зачем он его проводит.Задачи начинаются со слов:выявить. разработать…определить…выполнить…Гипотеза-догадка,не подтвержденная.Начинается со слов:если…возможно…допустим…предположим…
Методов исследования много:
-можно подумать самому.
-книги, фильмы по данной теме.
-консультация у компетентных людей.
Правильное оформление своей работы не менее важно, чем сама работа.
-Введение (актуальность-почему именно эта тема волнует? ,объект,например, озеро. Предмет, например,его растения и животные.
-Основная часть (теоретический короткий обзор научной литературы за последние годы, известные исследования по теме.)
-Практическая часть (что конкретно делал)
-Заключение (результаты работы,качественный и количественный анализ их с таблицами,графиками,диаграммами и т. д. Где практически может быть внедрен результат? Выводы и возможность дальнейшего исследования)
-Список информационных источников.
-Приложение (если оно нужно).
Как представить, презентовать и защитить свою работу?
То есть,продукты проектной деятельности:
1. Видео. 2. Выставка. 3. Игра. 4. Коллекция. 5. Макет. 6. Модель. 7. Презентация.
8. Публикация. 9. Учебное пособие. 10. Стенгазеты,фото, рисунки.
Результаты в виде графиков, диаграммы.
Предлагаю вашему вниманию исследовательскую работу шестиклассниц и проект по биологии и экологии, наиболее понравившиеся и учащимся, и взрослым.
Исследовательская работа
«Комплексное исследование озера Краснооктябрьское»
Работу выполнили:
Корнилова Анастасия, Доценко
Виктория, Погорелова Татьяна
ученицы 6 «А» класса МБОУ СОШ №2
п. Краснооктябрьского
Руководитель: учитель биологии и
экологии Кириченко Т. В.
Республика Адыгея 2018 год
2. Комплексное исследование озера Краснооктябрьское
2.1 Географическое положение.
2.2 Происхождение 2.3 Размеры. 2.4 Питание.
2.5 Характер берегов, почвы. 2.6. Растительный мир.
2.7. Животный мир.
3. Результаты опытов и исследований.
3.5 Общие выводы по проведенным опытам.
5. Список использованной литературы.
Актуальность исследования.
Данная работа является актуальной в связи с тем, что вода является источником всего живого на Земле и от качества воды, используемой человеком, зависит очень многое. Мы считаем, что загрязнение водоёмов и прилежащих к ним территорий является одной из важнейших проблем современности.
Гипотеза: чем больше мы узнаем о родном уголке природы, тем больше сможем ей помочь…
Цели и задачи исследования:
Цели проекта: выявить и оценить современное экологическое состояние озера Краснооктябрьского, провести биологические и этнологические исследования на озере и прилегающих к нему территориях.
Задачи: определить экологическое состояние озёра, используя полевые и лабораторные методы исследования.
Методы исследования:
— Беседа, (проводился опрос местных жителей).
— Метод наблюдения (использовался при изучении растительного и животного мира озёра).
— Метод глазомерной съёмки
— Органолептический метод, (для исследования воды: определялся её вкус, цвет и запах, данные заносились в таблицу).
— Место проведения исследований: Республика Адыгея, Майкопский район, центральная часть п. Краснооктябрьского.
Человечество во все времена воздавало должное воде. Об этом говорят многочисленные культуры, связанные с водными источниками. Древние верования и обожествление рек, ручьев, родников, озер сочетались с заботой об их сохранности. Некоторые из этих ритуалов живы и до наших дней.
Для поддержания нормальной жизнедеятельности человеческому телу воды требуется приблизительно в два раза больше по весу, чем пищи. Обезвоживание организма на 10% уже опасно, а на 25% — смертельно для человека; неудивительно, что без пищи человек может жить несколько недель, тогда как без воды погибает через 2-3 дня, и т. д.
От воды зависит климат планеты? Геофизики утверждают, что Земля давно бы остыла и превратилась в безжизненный кусок камня, если бы не вода. У неё очень большая теплоёмкость. Нагреваясь, она поглощает тепло; остывая, отдаёт его. Земная вода и поглощает, и возвращает очень много тепла и тем самым «выравнивает» климат. А от космического холода предохраняет Землю те молекулы воды, которые рассеяны в атмосфере — в облаках и в виде паров, без воды обойтись нельзя — это самое важное вещество на Земле.
В настоящее время проблема загрязнения водных объектов (рек, озер, морей, грунтовых вод и т. д.) является наиболее актуальной, т. к. всем известно — выражение «вода — это жизнь». Но, даже понимая всю важность роли воды в жизни, человек все равно продолжает жестко эксплуатировать водные объекты, безвозвратно изменяя их естественный режим.
Без воды невозможно представить жизнь человека, который потребляет ее для самых разных бытовых нужд.
Озёра представляют собой уникальные природные объекты. Они отличаются замедленным водообменом, свободным термическим режимом, химическим составом, значительными изменениями уровня воды. Для них характерен свой микроклимат, который оказывает заметное влияние на приозёрные ландшафты. Озёра представляют собой зону аккумуляции минерального и органического вещества, где образуются типично озёрные полезные ископаемые (сапропель).
Состояние большинства водных объектов Майкопского района, по результатам мониторинга экологического состояния водных ресурсов Республики Адыгея, относится к первой группе, что соответствует удовлетворительному экологическому состоянию.
Наш проект ориентирован на исследование, оздоровление, восстановление и охрану водных ресурсов.
В своём развитии озёра приходят несколько стадий:
— Озера бывают молодые (олиготрофные, среднего возраста (мезотрофные) и старые (эвтрофные). По чисто внешним признакам молодые озера глубокие и чистые, более старые — мелкие и темные.
— В эвтрофной стадии оно становится мельче. В некоторых местах озера песок превращается в ил или глину. В прилегающих к озеру местах возникают отдельные пятна заболоченных площадей. Вода в озере становится более теплой. Заросли водных растений становятся плотными, а площади, занимаемые песком, уменьшаются. Цвет воды приобретает более темный оттенок, водоросли растут до меньших глубин.
В процессе старения кардинально меняется животный и растительный мир озера. Наше зеро переживает стадию старения.
1. Комплексное исследование озера Краснооктябрьское.
2.1 Географическое положение
Исследуемое озеро Краснооктябрьское расположено в центре п. Краснооктябрьского Майкопского района, между улицами Восточная, Шоссейная, Рабочая1
Озеро расположено на правом берегу реки Курджипс, примерно на расстоянии 250 — 300 метров.
Восточные и южные берега очень пологие, низкие, а вдоль западного берега проходит шоссе, высота насыпи около двух метров.
Вода имеет желтовато — зелёный оттенок, без запаха, есть небольшой осадок. Озеро пресное, проточное. В озеро впадает ручей Восточный.
Вытекает ручей Убегающий, впадающий в р. Курджипс.
2.2. Происхождение озера.
Более века назад, на месте посёлка был ещё хутор Драгунский. Наиболее низкие участки поймы реки Курджипс были заболочены. В некоторых углублениях образовались небольшие озёра. В этом районе было много родников, питавших озёра и болота. В шестидесятые годы двадцатого века через посёлок началось строительство дороги из Майкопа на Апшеронск. Было завезено много грунта, и большая часть болотистой местности вместе с озёрами была засыпана и застроена жилыми домами. Небольшой участок с озером сохранился. Ручей, вытекающий из этого водоёма, был засыпан при строительстве и в результате накопления родниковых вод площадь озера немного увеличилась. А в западной части из озера начал вытекать новый ручей. По происхождению озеро можно отнести к пойменным.
Озеро расположено на высоте 205 м над уровнем моря.
Имеет овальную форму. Ширина составляет 28 метров, а длина — 44 метра. Площадь водного зеркала озера около 800 м2.
Озеро мелководное, средняя глубина 0,8 м, а максимальная глубина достигает 1,6м. Объём воды в озере 260 м.
2.4. Питание и режим
Водное питание происходит за счет поступления атмосферных осадков, родников, выбивающихся со дна. В озеро впадает ручей Восточный.
Уровень воды в озере в течение года фактически постоянный, но в период сильных дождей периодически наблюдается незначительное, кратковременное увеличение площади зеркала озера.
Краснооктябрьское озеро — проточное. Из него вытекает ручей Убегающий. Устье ручья Восточный и исток ручья Убегающий находятся в восточной части озера, на расстоянии не более 10 метров, что сказывается на очень слабом водообмене озера.
Режим озера зависит от сезонных климатических особенностей. Если зима холодная, то озеро фактически замерзает полностью. Толщина льда может достигать 3-5 см. Незамерзающей остаётся только западная часть, где впадает ручей Восточный. В летний период, из-за мелководности, вода в озере прогревается до 25-27 градусов.
2.5 Характер береговой линии
Берега озера низкие, пологие. Западный берег более крутой, потому что рядом с озером проходит трасса «Майкоп — Апшеронск», при строительстве которой была сделана насыпь. Почвы супесчаные. Дно илистое, ил чёрного цвета
2.6. Растительный мир.
Несмотря на небольшие размеры нашего озера растительный мир довольно разнообразный. В южной, наиболее мелководной части озера, берега заросли камышом озёрным. За последние 10-15 лет площади этих зарослей увеличились на 20%. Рядом с камышом растут рогоз узколистный и стрелолист обыкновенный, встречается осока трёхгранная и скумпия. Западные берега густо поросли мятой перечной и ежевикой. Хорошо себя чувствует здесь и хвощ полевой и лютик едкий.
Из водных растений широко распространена элодея канадская. Зимой у элодеи наступает период покоя. Большая часть растения отмирает, в грунте остаются зимующие почки, которые весной дадут новые ростки.
На водной поверхности в отдельные годы, если жители прилегающих домов не выгоняют на озеро водоплавающих птиц (гусей, уток, поверхность озера затягивает ряска.
По берегам растут одиночные деревья: ива плакучая, тополь серебристый.
2.7. Животный мир.
В озере водится рыба: краснопёрка, горбыли и плотвичка. Это объекты внимания любителей рыболовов, которых на берегу озера можно встретить фактически в любое время года. Количество рыбы, по словам рыбаков, становится меньше после появления в озере щук.
Много черепах, которые в летний период часто греются на корягах
Из насекомых мы наблюдали:
стрекоз: стрелка голубая, коромысло, водомерок, в большом количестве комаров, жуков плавунцов.
Из моллюсков здесь встречаются брюхоногие: большой и малый прудовик.
Из земноводных: прудовая лягушка,
Из пресмыкающихся мы встречали водяного ужа,
Из птиц мы видели диких уток крякв, которые последние годы сюда стали чаще залетать и даже в зарослях камыша пытаются вить гнёзда. Иногда на озеро приземляются серые цапли и даже несколько раз видели лебедей.
Из млекопитающих здесь водятся ондатры, но они очень часто уходят вверх по течению ручья Восточный и снова возвращаются.
3. Результаты опытов и исследований.
Мы провели несколько лабораторных опытов.
Для изучения качества воды в озере мы взяли пробу воды. Исследование проводили в феврале 2018г. Воду для изучения отбирали в чистую посуду, предварительно 2-3 раза ополоснув исследуемой водой.
Определение запаха воды озера Краснооктябрьское:
Оборудование: колба с водой
1. Налили в колбу исследуемую воду, закрыли пробкой колбу.
2. Через час открыли пробку, и определили запах воды с помощью взмаха руки.
При определении запаха руководствовались предложенными таблицами:
Интенсивность запаха Характер проявления запаха Балл
Отсутствует Запах не ощущается 0
Очень слабая Запах слегка обнаруживаемый 1
Слабая Запах замечается, если обратить на это внимание 2
Заметная Запах легко замечается, вызывает неодобрительный отзыв о воде 3
Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья 4
Очень сильная Запах настолько сильный, что делает воду непригодной для питья 5
Символ Характер запаха Примерный род запаха
А Ароматный Огуречный, цветочный
Б Болотный Илистый, тинистый
Г Гнилостный Фекальный, сточный
Д Древесный Запах мокрой щепы, древесины
З Землистый Прелый, свежевспаханной земли
Р Рыбный Рыбьего жира, рыбы
С Сероводорода Тухлых яиц
Т Травянистый Сена, свежескошенной травы
Н Неопределенный Запах естественного происхождения, не подходящий под предыдущие определения
Вывод: по результатам наблюдений заполнили таблицу, используя приведенные выше таблицы.
№ колбы Оценка в баллах Запах
1 2 Вода взятая из озёра имеет легкий болотный запах, род запаха илистый, тинистый.
Определение мутности (прозрачности)воды:
Для определения мутности использовали метод качественного определения мутности.
Оборудование: пробирка стеклянная высотой 10–12 см, лист тёмной бумаги (в качестве фона).
Для определения прозрачности мы одну пробирку заполнили исследуемой водой до высоты 10–12 см.
Мутность воды определили, рассматривая пробирку на тёмном фоне при достаточном боковом освещении (дневном, искусственном). Мы увидели, что в озёрной воде заметны мелкие частицы песка, которые не оседают, но при этом сохраняется прозрачность воды. Используя таблицу, определили что, вода слабо мутная.
Вывод: вода слабо мутная, так как содержит мелкие частички песка.
Изучение осадка путем отстаивания воды:
Для определения осадка мы налили исследуемую воды в цилиндр и
отстаивали в покое 1 час. Осадок оценивали количественно (нет, незначительный, заметный, большой) и качественно (песчаный, глинистый,
илистый, кристаллический, хлопьевидный).
Вывод: в результате отстаивания воды образовался незначительный песчаный, осадок.
Условия исследования: комнатная температура.
Для определения цветности воды взяли стеклянный сосуд и лист белой бумаги. В сосуд набрали воду и на белом фоне бумаги определили цвет воды
Вывод: Цвет воды – слегка жёлтый.
3.5 Общие выводы по проведенным опытам:
1. В водоёме присутствуют животные, которые защищают его от загрязнения, поедая сгнившую растительность.
2. В результате наблюдения выявлено, что набережную водоёма засоряют мусором отдыхающие и рыбаки, часть мусора попадает в воду.
3. При определении качества воды озера «Краснооктябрьское»выяснили:
а) вода, взятая из озёра, имеет незначительный болотный запах, род запаха илистый, тинистый.
б) вода слабо мутная, так как содержит мелкие частички песка.
в) в результате отстаивания воды образовался незначительный песчаный, осадок.
г) цвет воды – слегка жёлтый.
Вода озера Краснооктябрьского умеренно загрязнена, в целом его состояние можно оценить как умеренно-загрязненное.
В течение всей исследовательской работы, мы поняли, что озеру необходимо помочь. Исследуя воду, мы пришли к выводу, что оно пригодно
для существования в нём живых организмов, а значит, озеро живое и в нём обитают богатая флора и фауна, которую надо сберечь.
В результате проведенных исследований основная цель и задачи выполнены.
Мы остались удовлетворены результатами своих исследований и всеми видами проведенных работ, потому что узнали много интересного о нашем озере.
Территория озера — место живописное. Но вызывает огорчение, что очень часто на этой территории скапливается много мусора. Мы считаем, что это проявление низкой экологической и общечеловеческой культуры некоторых жителей посёлка.
Мы очень хотим, чтобы наше озеро всегда было полноводным, красивым, чтобы в нём было много рыбы.
Чтобы люди берегли и приумножали богатства данного водоёма.
Лично мы тоже можем многое сделать для нашего озера, например, вместе с друзьями пойти вдоль озера, и расчистить загрязненные места.
1. Т. А. Ашихмина «Школьный экологический мониторинг» — «Ангар»,
«Рандеву – АМ» 2010
2. А. Г. Муравьёв «Руководство по определению показателей количества
воды полевыми методами». Издание третье – «Крисмас+» Санкт-
3. Новиков Ю. В., Сайфутдинов М. М. Вода и жизнь на Земле. / Ю. В. Новиков, М. М. Сайфутдинов.-М: Наука.
4. СанПиН 2.1.4.1074-01 Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды.
5. Д. В. Новенко. География. Практические работы на местности 6-9 кл. / Д. В.Новенко-М:. Дрофа, .2010.
6. Экология.6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся/сост. И. П. Чередниченко.
Исследовательская работа «Березовая кора» автор Закурдаев Кирилл, 5 лет Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Дульдургинский детский сад «Ромашка» Научно-практическая.
Исследовательская работа «Что за чудо эти сказки» Я очень люблю слушать сказки. Мне их рассказывают и читают родители перед сном, бабушка с дедушкой, а теперь я и сама умею их читать. Однажды.
Исследовательская работа «Профессия смелых» Введение В детском саду воспитатель нас знакомит с разными профессиями, я узнала, что каждая профессия по-своему является нужной и важной.
Исследовательская работа «Особенности демотиваторов» Содержание Введение. … 3 Глава 1. Основные понятия о демотиваторах 1.1. Что такое демотиваторы 4 1.2. Происхождение.
Исследовательская работа по ПДД «Профессия — регулировщик» Перед сном мама мне всегда читает разнообразные книги и журналы. И вот однажды, она мне прочла стих С. Михалкова «Дядя Степа». В стихотворении.
Исследовательская работа «Удивительный продукт — мед» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики.
Исследовательская работа «Мой родной язык» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Таптанайский детский сад «Солнышко» Исследовательская работа.
Опытно — исследовательская деятельность по экологии в подготовительной группе «Враг природе — мусор» Цель: Закрепить и расширить знания о правилах поведения на природе; Задачи: Формировать навыки практического взаимодействия с мусором:.
Исследовательская работа «Пенное извержение» Исследовательская работа по теме «Пенное извержение» Руководитель: Керн Алла Викторовна Оглавление 1. Введение…. 3.
Учебно — исследовательская работа по экологии и здоровью человека «Шоколад. Вред или польза?» Учебно — исследовательская работа Секция: Экология и здоровье человека «Шоколад: вред или польза?» Автор работы: Бессольнова Олеся 5 лет.
Источник