Меню

Геологи заметили незначительные изменения в течении реки



Упражнение 451 — Русский язык 8 класс. Тростенцова, Ладыженская. Учебник

Вопрос

Спишите, раскрывая скобки. Выполните взаимопроверку. Что вам понадобилось определить, чтобы отличить производные предлоги от других частей речи? Сформулируйте вывод о связи орфографии и синтаксиса.

1. (В)течени.. нашего короткого путешествия лоцман не раз заглядывал в карту, чтобы внести небольшие изменения, появившиеся (в)течени.. реки.

2. (В)виду надвигающегося шторма кораблю пришлось постоянно находиться (в)виду берега.

3. Мой знакомый смотрел документальный сериал о разведчиках (в)продолжени.. целого года, а о дальнейшей судьбе героев узнал (в)продолжени.. книги.

4. (В)следстви.. болезни майор не мог участвовать (в)следстви.. по этому делу.

5. (В)последстви.. он вспоминал эту шкатулочку, (на)подоби.. растения, что-то (в)род.. листика.

6. Они говорили (на)счёт того, чтобы положить деньги (на)счёт в банке.

Подсказка

Объясним правописание слов:

Производные предлоги: В течение чего? путешествия; ввиду (=из-за) (чего?) шторма; в продолженние (чего?) года; вследствие (чего?) болезни; наподобие (чего?) растения; вроде (чего?) листика; насчёт (чего?) того.

Существительные: появившиеся в (чём?) течени и (сущ. на -ие); в (чём?) виду берега; в (чём?) продолжени и (сущ. на -ие) книги; в (чём?) следстви и по делу; на (что?) счёт в банке.

Наречие: впоследствии

Источник

Урок русского языка «Слитное и раздельное написание производных предлогов». 7-й класс

Цель урока: познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов в течение, в продолжение, в следствие и с наречием впоследствии.

  • Обучающие:
    – научиться разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи;
    – научить правильно писать производные предлоги;
    – устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора слитного и раздельного написания предлогов, образованных от существительных;
    – обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.

Репродуктивный (для формирования ЗУН. Знать правила слитного и раздельного написания предлогов, образованных от существительных.
Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи.
Формировать навык правильного употребления производных предлогов в речи).

Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.

Практический – для развития практических умений и навыков.

Основной метод работы – анализ языкового материала по теме “Слитное и раздельное написание производных предлогов”.

Организационный момент: “Минутка приятных воспоминаний”. (Предлагаю вам, ребята, закрыть глаза, вспомнить о чем-то очень хорошем и улыбнуться.)

Вступительное слово учителя.

Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.

Откройте тетрадки, запишите число, кл/работа.

Прочтите предложения, вставьте буквы и объясните, почему одни и те же существительные имеют разные окончания?

В течении некоторых рек бывают опасные места: камни, мели, водовороты. Чтобы благополучно провести через них лодку, рулевой должен внимательно вглядываться в течение.

(Существительные стоят в предложном и в винительном падеже.)

Предлагаю вам превратиться на время в ученых и попробовать, внимательно рассмотрев выделенные слова, сопоставив их, сказать, что общего между ними и в чем разница.

В течение реки попало бревно.

В течение часа мы с интересом слушали лекцию профессора.

В течение, в продолжение, в следствие любят превращаться в предлоги.

Поэтому внимание! Перед нами существительные-перебежчики! Когда эти существительные переходят в предлоги, то такие предлоги как мы называем? (Производными.)

Как бы вы сформулировали тему нашего урока?

Запишите тему урока: “Слитное и раздельное написание производных предлогов”.

Как вы думаете, что нам необходимо сегодня сделать, чтобы изучить эту тему?

Вспомните, что такое предлог?

Какие бывают предлоги?

Какие предлоги мы называем производными?

А как нам отличить существительные в течение, в продолжение от производных предлогов?

Прежде всего, по смыслу. Предлоги в течение и в продолжение обозначают отрезок времени и никакого отношения к течению реки и продолжению книги не имеют.

Попал (куда? во что?) в течение реки.

Читайте также:  Высыхающая река в америке

Изменения произошли (где? в чем?) в течени и реки. (Обозначают место.)

Ввести новых героев (куда? во что?) в продолжение романа.

Мы узнаем о судьбе героя (где? в чем?) в продолжени и романа. (Обозначают место.)

Предлог обязательно включается в падежный вопрос.

Между существительным и предлогом можно поставить вопрос или вставить прилагательное.

Существительные могут менять свое окончание, предлоги, как служебные части речи, неизменяемы, они всегда оканчиваются на е. Предлоги в течение, в продолжение – синонимы, их можно заменять друг другом, они имеют временное значение.

– Перепишите предложения, раскрывая скобки и дописывая пропущенные окончания.

  1. А там, (в)течени… реки,
    Где воды были глубоки,
    (В)течени… недели
    Образовались мели.
  2. А (в)продолжени… романа
    Пройдет рассказ о дальних странах,
    Где (в)продолжени… трех лет
    Скитался сосланный поэт.

А предлог вследствие – синоним предлога из-за и не имеет никакого отношения к судебному следствию.

Не пришел (почему? по какой причине?)
вследствие болезни.

Допущена ошибка (в чем? где?) в следстви и.

(Во что? куда?) В следствие включились
самые опытные специалисты.

Предлог обязательно включается в падежный вопрос.

Между существительным и предлогом можно поставить вопрос или вставить прилагательное.

Существительные могут менять свое окончание, предлоги, как служебные части речи, неизменяемы. Предлог вследствие оканчивается на е, пишется слитно.

– Перепишите предложения, раскрывая скобки и дописывая пропущенные окончания.

(В)следстви… вкралась ошибка, (в)следстви… которой (в)последстви… под подозрение оказался невиновный человек.

Итак, запомните правописание этих предлогов: в течение, в продолжение, вследствие.

“А я к этому не имею никакого отношения, – заявило наречие впоследствии,– пишите меня только так: впоследствии”.

Запомни: наречие впоследствии обозначает время. Познакомились (когда?) впоследствии.

Помогите наборщику! Он рассыпал слова в предложении. Собирая рассыпанные слова в предложения, раскрывайте скобки и вставляйте пропущенные буквы.

Работа в парах. (1 предложение выполняем все вместе.)

2) Поколений, легенда, нескольких, о, (в)продолжени… , страшной, Баскервилей, в, собаке, роду, сохранялась.

3) Баскервилей, долгого, страшное, наводило, замка, (в)течени…, на, ужас, чудовище, времени, обитателей.

4) Ним, сэр, с, Генри Баскервиль, встречи, (в)следстви …, умер.

5) Не, неизвестно, Шерлок Холмс, чем, вмешался, бы (в)следстви…, все, бы, если, кончилось.

6) Облегчением, (в)последстви…, с, обитатели, вздохнули, замка.

  1. Вот о чем рассказал английский писатель Артур Конан Дойл.
  2. Легенда о страшной собаке сохранялась в роду Баскервилей в продолжение нескольких поколений.
  3. В течение долгого времени страшное чудовище наводило ужас на обитателей замка Баскервилей.
  4. Вследствие встречи с ним умер сэр Генри Баскервиль.
  5. Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы в следствие не вмешался Шерлок Холмс.
  6. Впоследствии обитатели замка вздохнули с облегчением.

I. Я вижу, что вы немного устали, сядьте поудобнее, закройте глазки, откройте, посмотрите вверх, вправо, влево, закройте, откройте, посмотрите на экран. Что вы видите на экране?

II. Отдохнули немного, а теперь поиграем в корректора.

Помните, есть такая профессия – корректор. Корректор работает там, где создается печатный текст, газеты, журналы, книги. Его задача – всюду вылавливать ошибки. Такая работа требует грамотности и внимания. Попробуйте поработать корректорами.

1) В течени и нескольких дней шли проливные дожди. (в течение.)

2) В следствие частых и непродолжительных дождей в лесу появилось много грибов. (Вследствие.)

3) В продолжени и ночи гроза несколько раз уходила в море и снова возвращалась. (В продолжение.)

4) В течени е сибирских рек встречаются пороги. (В течении – сущ., предлож. пад.)

Итоговое задание тест “Проверь себя”.

Затем взаимопроверка по предлагаемому ответу к тесту.

  1. На месте точек пишется и:
    А. идти в течени… дня
    Б. вследстви… невнимания
    В. в течени… реки пороги
    Г. занимался в продолжени… года
  2. На месте точек пишется е:
    А. эти герои действуют в продолжени… романа
    Б. трудно отыскать ошибку в следстви…
    В. вспомнили об этом впоследстви…
    Г. смотрел на него в течени… минуты
  3. Пишется слитно:
    А. (в) течение получаса
    Б. (в) продолжение дня
    В. (в)следствие засухи
    Г. (в)следствии допущена ошибка
  4. Пишется слитно:
    А. обнаружить (в)последствии недочет
    Б. включить (в)следствие
    В. (в)течение многих лет
    Г. (в)продолжении романа
Читайте также:  Расстояние от дудинки до диксона по реке

Поставьте оценку: 0 ошибок – “5”, 1 ошибка – “4”, 2 ошибки – “3”.

Поднимите руки, у кого – 5, 4, 3?

  1. О чем мы сегодня говорили?
  2. Что нового узнали?
  3. Какие предлоги обозначают время? Как они пишутся?
  4. Как пишется предлог вследствие? Как его отличить от существительного с предлогом в следстви(е) и от наречия впоследствии?

Домашнее задание на выбор:

1-й вариант – списать предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы:

1. (В) течени… многих тысячелетий меняется форма земной поверхности, и там, где раньше шумело море, (в)последстви… могла образоваться суша. 2. (В)продолжени… книги мы встречаемся со знакомыми героями. 3. Повторять изученное надо (в)продолжени… всего учебного года. 4. (В)следстви… малого падения Волга имеет медленное течение. 5. (В)следстви… по делу о расхищении обнаружены ошибки. 6. В своем течени… река Тьмака делает значительные изгибы.

2-й вариант – составить предложения, употребив слова в течение – в течении, вследствие – в следствии, в продолжение – в продолжении, впоследствии.

3-й вариант – творческое задание: написать эссе:

Вставьте пропущенные буквы в предложения и определите слитное или раздельное написание, объяснив свой выбор.

(В)течени… целого месяца они не разговаривали друг с другом. – (В)течени… реки много поворотов.

В первом предложении в течение – производный предлог с временным значением, поэтому на конце я пишу е.

Во втором предложении слово течение является существительным, которое употреблено в форме предложного падежа. Поэтому на конце я пишу и.

Напишите эссе по образцу на темы, данные ниже. Какие буквы надо вставить в данные блоки предложений? Аргументируйте свой ответ.

  1. В продолжени… лета шли дожди. – (В)продолжени.. романа появились новые герои. Есть необходимость (в)продолжени… этой повести.
  2. (В)следстви… по делу о краже появились новые свидетели. – (В)следстви… по делу об ограблении внесены новые факты. – (В)следстви… проливных дождей дорогу размыло.
  1. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба. Учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений, Москва “Просвещение”.

Источник

Как пишется В течение – слитно или раздельно и с какой буквой на конце – как легко запомнить и больше никогда не путаться

Всегда раздельно. Если речь о «течении» (воды, болезни, какого-то процесса) – пишем с «и», если можно заменить на «во время» – пишем с «е».

Слово «В течение» всегда пишется раздельно. Но иногда на конце надо писать «и», а иногда – «е». «И» надо писать тогда, когда речь о реальном «течении». Если же вы хотите сказать «во время чего-либо», то надо писать «е».

Содержание

  1. Пишем «И», если речь о реальном течении
  2. В остальных случаях пишем «е»
  3. Как еще можно себя проверить, чтобы не ошибиться
  4. Полезные материалы по теме

Пишем «И», если речь о реальном течении

Поясняю сразу на трех примерах:

  1. В течении воды в реке геологи увидели изменения.
  2. Я заметил странности в течении ее заболевания.
  3. В течении этого процесса есть что-то необычное.

В школе эту орфограмму надо объяснять так. «И» пишется потому, что «течение» – существительное на -ие (подробнее об этом – в статье про склонение существительных) и стоит оно в предложном падеже. А у существительных на -ие в предложном падеже всегда окончание «и».

Если путаете последовательность падежей и не знаете, какие вопросы к какому падежу надо задавать – читайте мою статью о косвенных падежах. Я там даю простые запоминалочки, которые помогают быстро все запомнить. Или смотрите мое видео по этой теме.

В остальных случаях пишем «е»

Если вы НЕ хотите сказать про реальное течение, то «в течение» надо писать с буквой «е». В этом случае оно будет иметь значение «во время». Поясняю на примерах:

  1. В течение семестра я набрал много баллов = Во время семестра я набрал много баллов. То есть пока семестр длился, я учился хорошо.
  2. Я вам перезвоню в течение дня = Я вам перезвоню во время дня. То есть до конца дня я точно сделаю звонок.
  3. Ответ придет в течение недели = «В недельное время» ответ придет. То есть до конца недели мы точно получим ответ.
Читайте также:  Когда вскрываются реки башкирии

В школе про это слово надо говорить следующее. «В течение» – это предлог. Чтобы доказать, что это предлог, надо употребить его в вопросе к существительному:

  1. Я набрал много баллов (в течение чего?) в течение семестра.
  2. Я позвоню (в течение чего?) в течение дня.
  3. Ответ придет (в течение чего?) в течение недели.

Поскольку это предлог, мы его не склоняем как существительное. Мы с ним вообще ничего не делаем. Он «застыл» в одной форме – «в течение». И надо запомнить, что у него на конце всегда «е».

Как еще можно себя проверить, чтобы не ошибиться

Еще один вариант проверки. Если между «в» и «течение» можно поставить другое слово, значит «течение» – существительное и у него на конце надо писать «и»:

  1. В быстром течении реки.
  2. В странном течении болезни.
  3. В необычном течении этого процесса.

А вот если слово никакое поставить нельзя, значит «в течение» – предлог. Он пишется с «е» на конце. «Я отправлю письмо в течение недели» – никакое слово вы после «в» не поставите. Нельзя сказать «Я отправлю письмо в быстром течении недели». Да и незачем это делать.

Полезные материалы по теме

Обязательно посмотрите мое видео о том, как работать с орфограммами – оно поможет вам правильно объяснять орфограмму и в слове «в течение» и во многих других словах с пропущенными буквами.

Подпишитесь на мою рассылку. Раз в неделю я буду присылать вам самые лучшие статьи по русскому языку.

Посмотрите статьи с подборками курсов по русскому. Большая часть материалов там продается за деньги, но есть и бесплатные справочники и пособия для скачивания. Они очень классные, я сам подбирал:

Под статьей есть форма для комментариев. Она создана для того, чтобы вы:

  1. Задали мне вопросы.
  2. Покритиковали статью, если она плохая.

Пожалуйста, сделайте это, чтобы я знал, над чем мне работать.

Надеюсь, я объяснил вам, как надо писать слово «в течение» и вы больше не будете в нем путаться.

Источник

Поиск ответа

Всего найдено: 9

Вопрос № 282953

Ответ справочной службы русского языка

В течение – предлог (то же, что ‘во время, в ходе’), например: в течение жизни. В течении – сочетание предлога в и существительного течение , например: в течении реки .

Ответ справочной службы русского языка

Вероятно, Вы перепутали в течение и вследствие. В течение(и) всегда пишется раздельно (предлог: в течение года; предлог + существительное: в течении реки ), слитное написание невозможно. В школе обычно предлагают запомнить написание 4 предлогов так: в течение, в продолжение (раздельно, на конце е ), вследствие (слитно, на конце е ), впоследствии (слитно, на конце и ).

Поскольку я не наситель языка у меня возник такой вопрос:

Скажите пожалуйста, как правильно пишется в русском языке выражение времени с помощью предлога В ТЕЧЕНИЕ?
Какая разница между сочетаниями В ТЕЧЕНИЕ и В ТЕЧЕНИИ?

Благодарю за Ваш ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Единственно верное написание предлога со значением «во время, в ходе»: в течениЕ . Ср.: в течение всей жизни — в течении реки (во втором случае течение — это существительное).

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Источник