Меню

Где находиться севастийское озеро



Подвиг сорока мучеников

Этот праздник в Церковном календаре непреходящий, то есть отмечается он всегда в один и тот же день, а именно — 22 марта. Однако переносы в некоторых случаях Уставом допустимы. К примеру, в этом году праздник из-за совпадения с четвергом Великого покаянного канона переносится на 20 марта.

Событие, которое легло в основу праздника, случилось в 320 году. Святой Константин Великий в 313 году издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания. Однако его соправитель Ликиний оставался ярым язычником и ненавидел христиан. Он готовился к войне с Константином и, боясь измены, решил избавится от всех христиан в своем войске.

В это время в армянском городе Севастия одним из военачальников был Агриколай — тоже ревностный язычник. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев-христиан. Агриколай приказал им принести жертву языческим богам, но воины отказались, исповедовав Христа — живого истинного Бога.

То наказанием, то лестью воинов принуждали совершить языческий обряд и отречься от Христа. Но они, укрепляемые Самим Господом, смело отказывали мучителям. Тогда их отвели к озеру вблизи города, заставили раздеться и войти в ледяную воду — а дело происходило зимой, был сильный мороз. На берегу для обольщения развели жаркую баню. Один из страдальцев, не выдержав мучений, побежал к бане, но, переступив порог, тут же упал замертво.

Охраняли мучеников стражники. Ночью один из них не спал и увидел над головами воинов сияющие венцы. Аглай — так его звали, насчитал 39 венцов и понял, что тот воин, который вышел из озера, не удостоился венца. Стражник немедленно сбросил с себя одежду, разбудил других охранников и на их глазах побежал в ледяное озеро, крича: «И я христианин!». Стоя в воде Аглай молился Господу, чтобы Тот его тоже сопричислил к страдальцам, терпящим муки за веру и имя Христово.

Утром мучеников вывели из озера и перебили им голени молотами. Мать одного из воинов была там, и укрепляла сына — чтобы тот вытерпел все до конца. Звали его Мелитон. Он был самым юным из дружины. Тела мучеников положили в колесницы и повезли на сожжение, а Мелитона, еще дышавшего, оставили на земле. Тогда мать взвалила тело сына на свои плечи и пошла вслед за колесницей. А когда Мелитон сделал последний вздох, она положила его рядом с телами других воинов.

Мучители развели большой костер, но огонь не тронул останки святых мучеников. Тогда в бессилии язычники сбросили кости страдальцев в реку. Однако и вода не повредила им. По прошествии же трех дней святые мученики явились во сне епископу Севастии Петру и сказали: «Приди ночью и вынеси нас». Ночью, придя на реку, он и другие мужи увидели дивное сияние. В воде светилась каждая косточка святых. Тогда епископ с помощниками собрали все останки мучеников и достойно их погребли.

Как батюшка стоял под холодным душем

Вот имена тех 40 мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.

Где сегодня та самая Севастия?

Город, называемый Севастия или Себастия, основан в I веке до нашей эры. В конце III века он становится столицей Малой Армении. Город множество раз подвергался набегам то арабов, то персов, пока в конечном итоге, не перешел под власть турков. Они переименовывают его в Сивас. И ныне город под этим же названием существует в Турции. Это живописный туристический городок, привлекающий иностранцев древними архитектурными постройками, термальными источниками и шопингом.

Город Сивас в Турции

Сейчас здесь мало что напоминает о подвиге мучеников, от христианских святынь тоже остались лишь руины. Нет уже и того озера, в котором пострадали святые. Из древних рукописей известно, что это было большое озеро — его длина составляла 24 километра. Когда же оно еще существовало, христиане весной, в день памяти 40 севастийских мучеников, освящали в озере воду. Она считалась святой.

Одна из популярных достопримечательностей Сиваса — горячие источники Балыклы Каплыджа. Если верить преданию, эти источники располагаются в том самом месте, где когда-то было озеро, в котором пострадали 40 мучеников. Считается, что озеро пропало из-за сдвига тектонических плит.

Народные традиции

Издавна день сорока мучеников Севастийских — любимый и почитаемый в нашем народе. В этот день всей семьей пекли «жаворонков» — булочки в виде птичек. Почему именно жаворонков — есть несколько версий. Во-первых, жаворонки символизируют души мучеников, возносящихся к Богу. Во-вторых, летящая птица — что молитва святого к Господу о даровании сил в перенесении подвига. Крестьяне замечали, что жаворонки летают, то взмывая ввысь, то камнем падая к земле, словно пораженные величием Господа. Так и души мучеников — как с дерзновением, так и с великим смирением и благоговением возносятся к Богу.

Рецепт жаворонков довольно прост. Готовится он, естественно, из постного теста. Необходимо: 2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, 1 стакан сахара, 0,5 л воды, щепотка соли. Для смазки — сладкий крепкий чай.

Жаворонки делаются из упругого теста. Из куска хорошо выбродившего теста раскатывается валик, нарезается на куски массой примерно 100 г. Затем раскатываются жгуты, так, чтобы один конец был тонким и гибким — головка, а все тело потолще, удлиненное, его надо слегка примять пальцами. Завязываются узлом, головке придается соответствующая форма. Затем нужно слегка примять пальцами хвостик, веерообразно надрезать ножиком «перышки». Для крылышек тесто тонко раскатать, вырезать крылышко, надрезать перышки, смазать чаем, последняя деталь — изюминки-глазки. Смазать поверхность настоем крепкого чая с сахаром, испечь.

Молитва 40 мученикам Севастийским

О, святии, славнии страстотерпцы Христовы, четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте и, яко друзи Христовы, в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко пресвятей Троице ходатайствовать о роде христианском, наипаче же о почитающих святую память вашу и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да, в покаянии и нелицемерной любви друг, ко другу поживше, со дерзновением предстанем Страшному Судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг, видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея и тако прославим великое и достопоклоняемое Имя Вседетельныя Троицы, Отца, Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник

СЕВАСТИЯ АРМЯНСКАЯ

Севастия Армянская, Каппадокийская (греч. Σεβάστεια, лат. Sebastia/Sebastea/Sebasteia, арм. Սեբաստիա), город в Малой Армении, ныне — Сивас (Sivas), административный центр ила Сивас, Турция. Расположен на возывшении 1275 м., в широкой долине близ истоков Галиса (Кызылырмака) — высочайший и самый гористый город Центральной Анатолии. Узел железных дорог и шоссе, аэропорт.

Горные кряжи сделали эту местность прибежищем различных племен с древности, раскопки кургана Топрактепе показали существования здесь хеттского поселений.

Впервые поселение упомянуто в связи с возведением в степень города с названием Мегалополь при Помпее, в период образования Римской империи. Другие исторические названия — Кабира и Диоснолис [1]. Август поименовал город Севастией и расширил его [2]. Город входил в провинцию Каппадокию, но в правление Диоклетиана стал столицей провинции Армении Первой. Правоверный Юстиниан перестроил и укрепил городские стены и определил Севастию столицей Армении Второй. Императоры превратили город в крупный процветающий центр на перекрестке караванных путей из Персии и Ирака.

В 1021 году армянский царь Васпуракана Сеннахериб-Иоанн присоединил своё царство к Восточной Римской империи и стал наместником Севастии. Эта должность оставалась за наследниками Васпураканского царского дома вплоть до конца XI века. Трон васпураканских царей был установлен в монастыре Святого Креста близ города.

Туркмены-Данишмениды завоевали город около 1080-1090 года и сделали его столицей своего эмирата. Здесь была построена их Великая мечеть.

В 1172 году город был захвачен турками-сельджуками. Город Сивас стал образовательным центром, велось новое строительство. В 1217-1218 годах по приказу султана здесь была воздвигнута больница, в 1224 году предпринята общая перестройка города, а в 1271 году сооружено два медрессе.

С XIV века — в составе Османской империи. Город значительно разросся, став одним из значительнейших городов всей Анатолии к 1400 году. В том году подвергся страшному разорению Тамерланом. В последующие века не смог вернуть былого величия, но оставался столицей вилайета.

В сентябре 1919 года в городе под началом Ататюрка состоялся второй национальный конгресс который сплотил лидеров движения за образование республиканской Турции. В то время тут был избран Представительный комитет — фактически (до апреля 1920 года) временное правительство революционной Турции.

К концу XX века имелась машиностроительная, металлообрабатывающая, цементная, деревообрабатывающая, пищевая и текстильная промышленность; город был торговым центром сельскохозяйственного района; здесь находились некоторые из лучших образцов сохранившейся сельджукской архитектуры.

Статистика

  • 1400 — более 150,000 человек [3]
  • ок. 1912 — 45,000 человек (из них 10,000 армян; 2,000 православныхгреков; 200 католиков; остальные турки) [4]
  • 1970 — 133,000 человек [1]
  • 1990 — 221,512 человек [5]

Религия

Благовестие Христово пришло в город в апостольские времена — здесь побывал, во ходе своего третьего путешествия, апостол Андрей Первозванный вместе с апостолом Матфием. Город издревле стал кафедрой православной епархии, с III века — митрополии. Особенно в IV веке город просиял многими святыми мучениками и епископами. Наиболее чтимы среди них 40 воинов-мучеников замороженных в озере в 320 году. Ввиду угасания церковной жизни при турках местная православная епархия с конца XV века стала титулярной. При этом, город служил кафедральным для Аланской митрополии с 1461 года вплоть до ее пресечения в XVI веке.

Читайте также:  Озеро байкал славится своими чистейшими водами

К началу XX века в городе имелась кафедра армян-униатов.

Источник

40 севастийских мучеников: воины Христовы

23.03.2012 10:13 (Обновлено: 06.06.2019 04:56)

Почти три века в Римской империи продолжались гонения на христиан. Наконец в 313 году император Константин Великий издал указ о свободном вероисповедании христианства. Однако Ликиний, его соправитель, убежденный язычник, в своей части империи игнорировал этот указ. Задумав войну против Константина, он стремился очистить свое войско от христиан, опасаясь неповиновения.

Около 320 года в армянском городе Севастии находился римский легион. По приказу Ликиния, легион должен был принести присягу на верность императору. По древнему обычаю, это сопровождалось воскурением фимиама и возлиянием вина перед статуей императора, что значило поклонение ему как богу.

В легионе был отряд из сорока воинов из Каппадокии. Все они были мужественны, обычно их направляли в те места сражений, где была особенно трудная обстановка. Все они исповедовали христианство. Зная об этом, Агриколай, командующий войском, решил убедить их принести присягу по римскому обычаю.

Сначала он вызвал к себе троих воинов — Кириона, Кандида и Домна, которые были особенно ревностными христианами. Агриколай логично рассудил, что если убедить самых стойких, то остальные легко сдадутся. Сначала он пустил в ход угрозы. Странно уже то, что он пытался напугать мучениями военных, перенесших многие сражения, а уж тем более христиан. «Если мы, мужественно сражаясь за царя земного, всегда были ему верными, тем более будем верными Царю Небесному», — так отвечали каппадокийцы.

Ангиколай приказал заключить всех воинов в тюрьму. Помолившись, мученики запели псалом «Живый в помощи Вышняго». Один псалом заканчивался — они начинали другой. Руководили пением Кирион, Кандид и Домн, хорошо знавшие Священное Писание. В полночь, по преданию, они услышали голос: «Претерпевший до конца спасется» (Мф. 10:22). Значит, намерение их было хорошо, но для спасения предстояло быть верными, несмотря ни на какие испытания.

На утро Агриколай приказал привести воинов. На этот раз он использовал лесть. Начальник расхваливал мужественность и военные заслуги каппадокийцев, а также их молодость, силу и красоту. Он уговаривал принести жертву богам и этим получить расположение императора и его собственное. В противном случае он обратит на них всю свою ненависть. Воины отказались: «Ты жестокий льстец, Агриколай. Твой характер вполне соответствует твоему имени», — отвечал один из них («Агриос» значит дикий, свирепый; «колакс» — льстец). Разозлившийся Агриколай отослал их обратно в тюрьму. Не имея юридической власти вынести им смертный приговор, он ожидал приезда патриция Лисия.

Семь дней легионеры были в заключении. Они проводили время в молитвах и пении псалмов. Думали ли они о военных походах и радостных возвращениях домой? Вспоминали ли они своих родителей, жен, детей, друзей? Страдали ли от того, что больше в этой жизни их не увидят? Думали ли о возможных пытках, боялись ли смерти? Мы не знаем, но знаем то, что Бог помогает перенести и физические, и душевные страдания тем, кто верен Ему. Ведь не только древние римские мученики, но и современные российские новомученики были такими же людьми, как и мы, и смогли быть верными до конца.

Один из воинов, по преданию, примерно так ободрял остальных: «Не будем бояться! Разве не Бог помогал нам в сражениях, когда мы молились Ему? — и напомнил о случаях, где ситуация была безнадежна, но они вышли победителями. — Надо и сейчас поступить так же: обратимся с молитвой к Богу, и Он поможет нам».

Через неделю прибыл Лисий. Посмотреть на суд собрался народ со всего города. «Возьми не только наше воинское звание, но и тела наши, потому что для нас нет ничего дороже Христа», — так отвечали воины на уговоры. Лисий приказал закидать их камнями. Но Бог хранил своих святых — камни летели мимо. Сам Лисий метнул камень, но промахнулся и попал в лицо Агриколаю. Тогда легионеров вновь заперли в тюрьму. Они всю ночь провели в молитвах и опять услышали голос: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25), и призыв не бояться кратковременных мук — потерпеть и принять нетленные венцы.

На следующий день суд и допрос повторился. Так как воины остались при своем решении, Лисий вынес смертный приговор, а Агриколай привел его в исполнение очень жестоким образом. Была зима, стояли морозы, дул пронизывающий северный ветер. Около гарнизона было обледенелое озеро. Воинов заставили раздеться и войти в воду. Для того, чтобы сломить волю мучеников, на берегу озера затопили баню. В любой момент можно было согреться в теплом уютном помещении. Для этого надо было «всего лишь» согласиться принести жертву богам.

Наступила ночь. В час ночи, когда холод был особенно сильный, и тела мучеников совсем окоченели, один из легионеров не выдержал. Он отделился от остальных и побежал к берегу. Но, как только он ступил на порог бани, не выдержал перемены температуры и мгновенно умер. При виде такого позорного бегства воины стали еще сильнее молиться словами из Священного Писания, особенно из псалмов.

«Жестока зима, но сладок рай; мучительно замерзнуть, но приятно упокоение. Не долго потерпим, и нас согреет Авраамово лоно. … Сколько наших воинов пало в строю, сохраняя верность царю тленному? Неужели мы не пожертвуем своею жизнью из верности Царю истинному? Сколько человек, уличенных в преступлении, подверглись смерти злодеев? Неужели мы не вынесем смерти за правду?… Есть у нас плоть, не пощадим ее. Поскольку непременно должно умереть, то умрем, чтоб жить», — так говорил позже свт. Василий Великий, тоже каппадокиец, в своей проповеди в честь севастийских воинов.

Один из солдат, стороживших мучеников, в эту ночь не спал. Он не мог понять, почему эти люди, стоящие в ледяной воде, все еще живы и поют псалмы, а выбежавший на берег — умер? В третьем часу ночи он увидел необычное зрелище: лед растаял, воинов окружает свет, а на голову каждого из них сходит сверкающий венец. Всего венцов было 39. Тогда он понял, что 40-й венец потерял сбежавший воин. Аглаий принял мгновенное решение. Он разбудил остальных стражников, сказал: «И я — христианин!», снял с себя одежду и бросился в воду. Там он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами». Мучеников опять оказалось сорок.

Настало утро. Лисий со слугами с удивлением обнаружили в озере не окоченевшие тела, а живых и бодрых людей. Нужно было что-то предпринять. Лисий приказал отвести святых в тюрьму и там раздробить им голени молотками. Это была чрезвычайно жестокая казнь: при этом умирали от страшной боли и потери крови. Святые с молитвой перетерпели и это.

К тюрьме подошла мать самого молодого из них, Мелитона. Обычная мать пыталась бы упросить военное начальство пощадить ее сына. Но она была христианкой. Мать подбадривала Мелитона и уговаривала потерпеть еще немного, чтобы быть со Христом.

После казни тела святых отправили на сожжение, чтобы даже памяти от них не осталось. Только этот самый молодой легионер еще дышал. Его оставили, думая, что он будет жить. Тогда мать взяла его на плечи и понесла вслед за колесницами. Когда юноша умер на руках у матери, она сама положила его к остальным.

«Вас приняло Небо; вам отверзлись врата рая. Зрелище достойное Ангельского воинства, достойное патриархов, пророков, праведников; мужи в самом цвете юности презревшие жизнь, сильнее родителей, сильнее детей возлюбившие Господа! Находясь в возрасте наиболее полном жизни, вменили они ни во что временную жизнь, чтобы прославить Бога», — так писал о севастийцах святой Василий Великий.

Через три дня епископу города Севастии было видение святых мучеников. По его указанию христиане нашли выброшенные кости святых и с честью похоронили их. Сейчас мощи их есть в нескольких храмах мира, в том числе и в Москве, в храме Воскресения Христова в Сокольниках. Имена святых мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

Церковь переносила гонения и в IV, и в XX веке, и, судя по Писанию, они еще предстоят ей. Но даже в относительно спокойные времена каждому из тех, кто считает себя христианином, предстоит выбор: комфортно жить без Христа или пожертвовать своим комфортом, физическим или душевным, ради Христа. Не всегда этот выбор предполагает такие страдания, как у сорока севастийцев, но христиане верят, что каждое внутреннее усилие и верность Богу не остаются без награды.

Источник

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Где находится Севастийское озеро в котором пострадали 40 Севастийских мучеников?

Сорок Севастийских мучеников пострадали на территории современной Турции.

Познакомимся с городом в котором пострадали Севастийские мученики.

Сивас – район и город в Турции, центр одноименной провинции. Он располагается в центральной Анатолии. Население города превышает 290.000 человек.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/16/Sivas_Sokak.jpg/640px-Sivas_Sokak.jpg

Город основали еще в первом веке до н.э. Он был включен в Понтийское царство и царство Малой Армении. После поражения Митрида, понтийского царя, город превратился в римский форпост. Издавна город называли Кабира, после Диоснолисом. В римский период он назывался Мегаполис, а затем Себастеа. Последнее путем искажений и дало современное название города.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c2/Ulu-Camii-Mosque-Sivas.jpg/360px-Ulu-Camii-Mosque-Sivas.jpg

Турция славится своими мечетями. В Сивасе их неимоверно много. Большинство медресе и мечетей сосредоточено в городском парке, что находится в южной стороне от площади Конак. Начать осмотр достопримечательностей в Сивасе стоит с медресе Бюрюджие, которое основал монгольский эмир.

Строительство этого медресе велось в соответствии со строгим планом. Все комнаты одинаковые по площади, квадратной формы. Они окружают внутренний двор. По левой стороне от входа расположилась гробница эмира и его потомков. Также на территории есть кафе, небольшой книжный киоск и целая вереница палаток торговцев коврами, которые зачастую вывешивают свой товар прямо на стены медресе.

Читайте также:  Материк южная америка озеро титикака

На юге парка сохранились руины медресе с двумя минаретами – медресе Чифте Минаре. Построено оно было в 1271 году. От него сохранились два минарета из кирпича с голубыми плитками и фасад, украшенный причудливыми рельефами. Также тут можно увидеть фундаменты, оставшиеся от лекционной аудитории и комнат студентов.Неподалеку стоит мечеть Кале, сооруженная в 1580 году по приказу главного визиря Мурата III Махмут Паши.

Чуть южнее парка стоит наистарейшая мечеть Сиваса – мечеть Улу, построенная в 1197 году.

Медресе Шифайе было построено в 1217 году по приказу Кейкавуса I, сельджукского султана, который тут же и похоронен. В былые времена здесь располагалась медицинская школа и психиатрический госпиталь. Сегодня тут на полную работает базар, где продаются местные килимы и ковры.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/cc/Gok_Medresesi1.jpg/360px-Gok_Medresesi1.jpg

Голубое медресе, или Гёк медресе, соорудили в 1271 году по приказу великого сельджукского визиря Сахип Ата Фахреттин Али. Минареты медресе украшены голубой плиткой. По велению этого визиря была сооружена не одна мечеть в Конье и Кайсери.

Отправившись в Сивас, вы не только посмотрите множество прекрасных исторических достопримечательностей, но и отдохнете на знаменитых горячих источниках Балыклы капыджа. По преданиям очень давно тут было озеро в котором и пострадали 40 севастийских мучеников, но потом из-за сдвига плит озеро пропало, а из-под земли по сей день начала пробиваться горячая вода. Воды источников содержат огромное количество магния, соды и кальция .

История о 40 святых Севастийских мучеников рассказывает, что 40 мучеников за веру Христовы приняли смерть в ледяном озере около 230 года от Рождества Христова. При этом, любой отрёушийся от веры во Христа мог спастись в тёплой бани на берегу. Не выдержал только один человек из 40 и тут же как переступил порог бани, упал замертво. Видя это чудо и золотые венцы над головами мучеников в озеро вместо вышедшего из него вошёл один из стражей сторожащий мучеников и объявил себя христианином. Он разделил участь христиан замёрзнув в озере и озеро стало ему купелью крещения.

Известны имена всех 40 мучеников: Исихий, Мелитон, Ираклий, Смарагд, Домн, Евник, Уал, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Кирий, Аггий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илья, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гай, Георгон, Евтихий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктим, Севериан и Худий .

Вот еще одно свидетельство о месте мучения Сорока мучеников Севастийских. ПАВЕЛ АЛЕППСКИЙ, «ПУТЕШЕСТВИЕ АНТИОХИЙСКОГО ПАТРИАРХА МАКАРИЯ В РОССИЮ» в половине ХVІІ века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. КНИГА XV. ЧЕРНОЕ МОРЕ, МАЛАЯ АЗИЯ, СИРИЯ» ГЛАВА 6 .
» . В пятницу, приближаясь к Сивасу, мы страдали от холода, пронзительного ветра и мороза, превосходящего всякое описание; ибо это место известно своим холодным климатом и летом и зимою. Как холоден воздух здесь, так же холодны земля и вода, и во всей стране не видно ни зеленой травы, ни какой-либо другой зелени, за исключением вечнозеленых высокоствольных деревьев. Здесь не растет виноград, нет плодовых деревьев; а дынь, огурцов и других овощей не бывает до самого Троицына дня.
Прибыв в город, мы сложили нашу кладь в хане, а сами поместились в одном из домов, принадлежащих христианам, которых было сорок – пятьдесят. У этих христиан есть каменная церковь с высоким куполом, во имя св. Георгия, которую они выстроили совсем заново, в царствование покойного султана Мурада. Площадка ее и просторный двор окружены обширной кирпичной стеной, и вокруг нее находятся их могилы вместе с могилами армян. Нас принудили отслужить для них обедню в этой церкви, в пятое воскресенье поста; и наш владыка патриарх рукоположил им диакона. Они истинно набожные христиане. Этот город — тот самый, который по-гречески называется Севастия; а от этого имени назвали его по-арабски Сивас. В этом именно городе пострадали сорок мучеников. Место, где было озеро, ныне представляет высохшее дно. Причина та, что место это, как мы заметили на пути к нему, расположено в низкой впадине, значительно ниже города, который расположен на высоком возвышении, и воды последнего и его отбросы обыкновенно стекали в нее и, не имея оттуда выхода, образовали обширное озеро; ибо эта местность обилует водами. По-видимому, впоследствии, когда Тамерлан разрушил этот город и его стены, оставив ему теперь только следы былого величия, вода из озера вытекла, и оно превратилось в высохшее дно, каковым является ныне. Что касается места, где были помещены мученики, то это полукруглый свод, заметный издали, наполненный внутри водою, так как вблизи него находятся несколько источников воды, вытекающих из двух различных мест. Эту воду до сих пор называют агиасмой, и мы пили ее, дивясь своему счастию, что удостоились такой благодати. Нам рассказывали, что ежегодно, утром в день праздника мучеников, из нее появляются две рыбы, как чудесное знамение. Потом провели нас к месту, где были сожжены их святые кости: оно находится за стенами, и на этом месте была большая церковь, от которой еще видны обломки колонн и краеугольных камней ».

Архидиакон Павел не дает нам четкого указания на расположение места казни 40 мучеников, но указывает, что это полукруглый свод, видный издалека. Вероятно каменная арочная купальня с полукруглым сводом над прудиком, наполняемым водой из двух родников. Так же Павел говорит об исчезновении большого озера около Сиваса и делает предположение, что это связано с разрушениями вследствие нашествия Тамерлана. Это альтернативная версия исчезновения большого озера. Первая версия — сдвиг тектонических плит

По древним рукописям известно, что озеро в этом месте было очень большое, его длина составляла 24 км. Ежегодно, пока озеро существовало, христиане в день памяти святых мучеников в марте месяце освещали воду этого озера и вода считалась святая.

Сивас — это бывшая Армения. А потому не удивительно, что в этом городе кроме 40 мучеников ещё родилось, жило, пострадало много христианских святых.

Список христианских святых г.Сиваса:

Мчч. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий, Орест (+ ок. 284-305) — пострадали в городе
Мч. Антиох врач (+ нач. IV в.) — жил в городе
Мч. Иринарх и семь мучениц (+ 303) — пострадали в городе
Сщмч. Афиноген и десять его учеников (+ ок. 311) — пострадали в городе
Сщмч. Власий (+ ок. 316) — еп. Севастийский
40 воинов-мучеников (+ ок. 320) — пострадали в городе
Мчч. Аттик, Агапий, Евдоксий, Катерий (Картерий), Истукарий (Стиракс), Пактовий (Товия), Никтополион и дружина (+ ок. 320) — пострадали в городе
Мч. Севериан (+ ок. 320) — пострадал в городе
Свт. Мелетий, архиеп. Антиохийский (+ 381) — одно время еп. Севастийский
Свт. Петр (+ IV в.) — еп. Севастийский
Свт. Аттик, патриарх Константинопольский (+ 425) — уроженец города
Свт. Модест, патриарх Иерусалимский (+ 634) — уроженец города
Прмч. Михаил Зовийский (+ VIII в.) — игумен пригородной обители, там же пострадавший .

Сегодня от христианского величия Севастии остались в основном руины.

Последние христианские святыни, Армянский монастырь был разрушен совсем сравнительно недавно в 1980 году. На его месте сейчас расположена Турецкая военная база.

Турки уничтожили даже огромное кладбище на котором были погребены армяне, жертвы геноцида.

Источник

Сорок святых мучеников 2021: что это за праздник и когда отмечается

Когда отмечается праздник Сороки

Память 40 севастийских мучеников является одним из главных и очень почитаемых праздников, проводится Литургия и немного облегчается Великий пост. Можно употреблять пищу с подсолнечным маслом, а также выпить кагора.

40 святых является непереходящим праздником. Это означает, что каждый год он выпадает на один и тот же день — 22 марта.

В этот день православной церковью чтится память Сорока Севастийских мучеников, принявших жестокую смерть во имя христианской веры. В 2021 году эта дата выпадает на выходной день, воскресенье. В этот день ослабляется Великий пост.

Когда будет 40 святых в 2021 году — 22 марта

40 святых является непереходящим праздником. Это означает, что каждый год он выпадает на один и тот же день — 22 марта.

Память 40 севастийских мучеников является одним из главных и очень почитаемых праздников, проводится Литургия и немного облегчается Великий пост. Можно употреблять пищу с подсолнечным маслом, а также выпить кагора.

История праздника связана с 320 годом и городом Севастия, где правил древнеримский император Лициний — ярый противник христианства, приверженец язычества и языческих обрядов. Отметим, что Константин Великий еще в 313 году выдал указ, который давал свободу вероисповедания православным и уравнивал их права с язычниками.

Так вот, воинов, входящих в состав римской армии заставили жертвовать языческим идолам. Однако они уверовали в Иисуса Христа и не стали нести пожертвования. Тогда был дан приказ вечером раздеть этих воинов и поместить в ледяное озеро. Рядом же была размещена баня, чтобы любой, кто захочет отречься от своей веры в Иисуса Христа смог туда зайти и согреться. Утром один из воинов так и сделал, но только зайдя в помещение тут же умер.

Римлянин Аглай, увидев силу воли воинов, также разделся и окунулся в ледяную воду. Другие римские воины, заметив, что мученики не сдаются, решили переломать им ноги и сжечь их. По преданию, кости были выброшены в озеро, чтобы верующие не смогли их собрать.

Как известно, спустя несколько дней сорок мучеников пришли во сне к епископу Петру Севастийскому и велели предать их останки земле. Следующей ночью епископ собрал все останки и с почестями их похоронил. Таким образом, 40 мучеников не отреклись от своей веры, остались преданы Иисусу Христу. Поэтому в православном мире этот день считается праздником, с которым связано множество традиций и обрядов. Многие из этих традиций, впрочем, связаны и с язычеством.

Читайте также:  Грязь для лица с озерами

История дня 40 святых

Легенда гласит, что в 320 году в древнем городе Севастии, современной Турции, произошли печальные события. Во времена правления римского императора Флавия Лициния 40 бесстрашных воинов родом из Каппадокии приняли жестокую смерть во имя веры во Христа.

Юноши отказались приносить жертву языческим богам, за что римляне предали их страшным пыткам: раздели и заставили стоять в ледяной воде Севастийского озера. Затем измученным воинам переломали ноги и сожгли на костре, а останки бросили в воду.

История праздника

У императора Лициния из Каппадокии была непобедимая армия, которая смело вступала в различные сражения. В ней было 40 воинов, которые проповедовали христианскую веру. Когда пришло время приносить жертву богам, относящимся к язычеству, они отказались от действа. Император Лициний, который решил избавиться от всех христиан в своей армии, предал этих людей жестоким пыткам. Они длились несколько дней подряд, что приносило воинам невероятные мучения.

Воинов избивали огромными камнями, заточали их в темницы, заковывали в цепи. После этого их разделили, отправив на Севастийское озеро, вода которого была ледяной. Даже такие мучения не заставили воинов отречься от своей веры. Один из воинов не выдержал, бросившись в баню, однако моментально упал мертвым. Римский воин Аглай, вдохновленный стойкостью христиан, решил тоже принять веру, войдя в холодную воду. Когда воины совершенно выбились из сил, им перебили ноги и сожгли их на костре. Останки жестокие слуги императора предали воде озера.

Через три дня сорок мучеников явились к епископу Петру в его сновидении. Они велели, чтобы их останки были похоронены по христианским обычаям. Петр не смог проигнорировать сон, поэтому выполнил последнюю волю сорока святых. Теперь в день кончины в церкви почитают память мучеников.

Приметы праздника

Сегодня Сороку называли именинницей. Считалось, что в этот день она кладет на свое гнездо сорок прутиков. Также по народным приметам с юга прилетает сорок жаворонков и другие птицы.

В народе этот день считали предвестником весны, но еще могут быть 40 заморозков и 40 святых еще могут 40 лопат снега бросить.

  • Птицы прилетели — скоро будет тепло.
  • Если птица поет в день Сороки, то тепло скоро придет
  • Пасха будет холодной, если 22 марта выпал снег
  • Облачно и мороз — скоро будет тепло и можно сеять.
  • Хорошая погода пророчит богатый урожай гречки.
  • Дружно тает снег — к активному наводнению и буйным травам.
  • Какая погода на Сорок святых — такая и в Петровку.
  • Осадки и мало солнца — не будет наводнения, летом не ожидается продолжительных ливней, а осень будет сухой.
  • В деревне на сороки считали полысевших мужчин: сколько найдут лысых, столько дней еще будут морозы

Праздник Сороки — приметы, обычаи, традиции

  • В этот день обязательно идут в церковь, молятся, благодарят Бога за все, просят защиты от невзгод, болезней.
  • В народе 22 марта связан с началом весны и концом зимы, именно поэтому с этой датой связано много народных примет и поверий.
  • Так, например, смотрели на погоду: какой она будет 22 марта, такими будут и следующие 40 дней.
  • А вот если на сороки прилетают птицы, то значит скоро совсем будет тепло.
  • В этот день важно понять когда высаживать рассаду: рано, чтобы она прижилась, но и так, чтобы ее не погубили морозы.
  • Если прилетевшие птицы начинают вить на солнечной стороне гнезда, то это означало, что лето будет холодное и дождливое.
  • Если на сороки выпал снег, то ждите холодную пасхальную пору.
  • Если хорошая погода на праздник сорока святых, то будет хороший урожай гречки.

Была еще одна забавная примета: в деревне на сороки считали полысевших мужчин: сколько найдут лысых, столько дней еще будут морозы. Вот так-то! Кто бы мог подумать! Этимология такой приметы неизвестна, поэтому будем воспринимать ее как народную шутку.

Есть еще одна очень известная традиция: на сороки в домах обязательно пекут булочки в виде птичек или как их еще называют «жаворонки». Птичек пекут как бы в полете — это символизирует приход весны. Птичкам делают из изюма глазки, а в само тесто добавляют разные орешки.

С такими булочками также связано гадание. Например, одну из булочек нарочно пересаливают, во вторую кладут монетку, в третью — кольцо. Кому какая булка достанется, у того такая жизнь и будет: у кого-то печаль и досада, если достанется соленая птичка, у кого-то достаток, если вытянет монетку, у кого-то будет свадьба, если достанется кольцо.

Самый простой рецепт таких птичек: нужно взять пару килограммов муки, упаковочку дрожжей, стакан масла растительного, стакан сахара, 0,5 л воды, щепотку соли. Замешивают хорошее и тугое тесто. Из него нужно сформировать птичек, это несложно и можно приноровиться. Затем птичек покрывают крепким сладким чаем и выпекают. В тесто также можно бросить орешки или изюм.

У девушек было свое гадание. Они брали «жаворонка» и бросали через плечо, куда хвостом покажет птичка, оттуда жених и придет.

А еще девушки собирались все вместе готовить таких птичек из теста и разные куличи. Затем они выкладывали у порога свои творения и звали собаку. Чье первое блюдо облюбует пес и съест, та первой и выйдет замуж.

Языческие обряды породили еще одну традицию: девушка на сороки должна разорвать сорок нитей, и сломать 40 деревянных плашек. Считалось, что это очень быстро прогонит зиму.

Жители некоторых деревень считали своим обязательством в этот день кататься на качелях. Чем выше взлетишь, тем лучше будет урожай. Было и такое! А, может быть, где-то еще и осталось?

А еще на сороки выкапывали дерево, пересаживали его в огромный ящик, наряжали яркими лентами и бантами и носили по деревне, а затем ставили в том месте, куда хотели привлечь теплую весну. Считалось, что весна непременно увидит такой яркое и красивое дерево и очень быстро прилетит.

А еще считается, что сороки — это детский праздник, в том смысле, что детям уделяется много внимания. Например, хозяйки делают из соломы 40 небольших гнезд и кладут туда булочки в виде яйца. Такие гнезда выставляются во двор, чтобы порадовать ребятню. По другим приметам, это делает для того, чтобы куры не заходили в чужие дворы и несли яйца только дома. Кроме того, считалось, что такие обереги уберегут птицу от разных болезней. Детей угощали также печеными птичками, устраивали для них разные игры и конкурсы, потому что в этот день в доме должен быть слышен детский смех, жилище должно быть наполнено радостью и надеждой на лучшее.

А еще смотрели на хозяйство: свое или соседей. Если находили гнездоа птиц, то это считалось высшим благословением природы. Значит в доме всегда будет достаток, мир и здоровье.

На сороки принято приглашать в дом близких людей и чем их больше будет, тем лучше. В доме должно быть шумно и весело.

У многих народов принято на сороки убирать в доме, вычищать грязь, выносить мусор. Вместе с тем, праздник 40 мучеников связан и с некоторыми запретами.

Традиции праздника

В этот день обязательно идут в церковь, молятся, благодарят Бога за все, просят защиты от невзгод, болезней.

В народе на 40 святых верующие шли в храм и произносили мученикам молитвы, при этом ставили сорок свечей. Также в этот День хозяйки издавна пекли 40 булочек, похожих на жаворонков, и раздавали детям.

Сороки — это более детский праздник,так детям уделяется много внимания в этот день. С давних пор хозяйки в этот праздник делают из соломы 40 небольших гнезд и кладут туда булочки в виде яйца. Такие гнезда выставляются во двор, чтобы порадовать ребятню.

По другим примета, это делает для того, чтобы куры не заходили в чужие дворы и несли яйца только дома. Кроме того, считалось, что такие обереги уберегут птицу от разных болезней. Детей угощали также печеными птичками, устраивали для них разные игры и конкурсы, потому что в этот день в доме должен быть слышен детский смех. Жилище должно быть наполнено радостью и надеждой на лучшее.

Почему праздник 40 мучеников Севастийских называют Жаворонки

На Руси в день памяти 40 мучеников Севастийских по традиции лепили и выпекали булочки в форме жаворонков. Праздник так и назвали – Жаворонки, или Сороки. Дело в том, что накануне его отмечается день весеннего равноденствия, когда заканчивается зима, наступает полноценная весна. Возвращаются птицы, и люди говорят: «весну жаворонок благословил».

Пекли сдобу в форме птичек, угощали детей. ребята веселились и зазывали весну.

Обычаи и традиции в праздник сорок святых

Православный календарь 2021 в народных традициях часто переплетается с языческими ритуалами, ввиду длительного существования в культуре древних славян. Праздник 40 Святых в этом плане не исключение. Так, 22 марта девушкам нужно сломать сорок деревянных плашек, разорвать сорок веревочек – это прогонит злых духов, которые сковали морозом. Таким образом, избавлялись от зимы, прокладывая весне дорогу. Также есть традиция 22 марта качаться на качелях – чем сильнее раскачаться и выше взлететь, тем урожайнее будет год, а люди станут счастливее. 22 марта — праздник Сороки или 40 Святых, а поэтому другая традиция также будет очень уместной. В честь весны в этот день наряжают деревья бумажными, или тряпочными цветами, яркими ленточками, колокольчиками, чтобы весна побыстрее вступила в свои права.

Хорошие хозяйки в этот день пекут сорок булочек с медом в форме жаворонков. Традиция велит раздать их детям, чтобы в хозяйстве домашняя птица была здорова. Девушки тоже должны показать умение к хозяйственным делам: сварить сорок вареников и угостить ребят.

Источник