Меню

Франки жили в нижнем течении реки



ФРА́НКИ

ФРА́НКИ (лат. Franci, франц. Francs, нем. Franken), со­юз зап.-герм. пле­мён. Вклю­чал пле­ме­на ха­ма­вов, брук­те­ров, уси­пе­тов, тенк­те­ров, си­гам­бров, хат­тов и др. Ф. впер­вые упо­ми­на­ют­ся в рим. тек­стах в 242; они за­ни­ма­ли тер­ри­то­рии Де­ся­тин­ных по­лей, се­вер­нее ал­ле­ма­нов, и вме­сте с ни­ми пы­та­лись вторг­нуть­ся в Гал­лию. Позд­нее Ф. рас­се­ли­лись вдоль Сред­не­го (к се­ве­ру от Майн­ца) и Ниж­не­го Рей­на. В 358 раз­би­ты Юлиа­ном От­ступ­ни­ком и по­се­ле­ны в ка­че­ст­ве фе­де­ра­тов на Рей­не и на край­нем се­ве­ре Гал­лии, в Ток­сан­д­рии. С это­го вре­ме­ни под­раз­де­ля­лись на са­ли­че­ских (при­мор­ских) Ф., жив­ших в ни­зовь­ях Рей­на и Шель­ды и во Флан­д­рии, и ри­пу­ар­ских Ф. (от лат. ripa – бе­рег ре­ки), на­се­ляв­ших Сред­ний Рейн и Майн. Не­ко­то­рые пле­ме­на, вхо­див­шие в со­юз, напр. ха­ма­вы, об­ла­дали ав­то­но­ми­ей, име­ли свои за­ко­ны, от­лич­ные от за­ко­нов са­ли­че­ских и ри­пу­ар­ских Ф. По­сле 406, ко­гда вой­ска го­тов и не­ко­то­рых др. герм. пле­мён под на­ча­лом Ра­да­гай­са про­рва­ли рим. ли­мес (ук­реп­ле­ние) в Аль­пах, са­ли­че­ские Ф. на­ча­ли про­дви­гать­ся к Сом­ме. Их сто­ли­цей стал рим. г. Тор­на­кум (ны­не Тур­не). Ри­пу­ар­ские Ф., пе­рей­дя Рейн, за­хва­ти­ли Ко­ло­ниа-Аг­рип­пи­на (Кёльн), сде­лав го­род сво­ей сто­ли­цей. Вла­де­ния двух сою­зов раз­де­лял Уголь­ный лес (рим. назв. час­ти Ар­денн­ско­го ле­са). При этом Ф., хо­тя ино­гда и вое­ва­ли с Ри­мом, в це­лом при­зна­ва­ли его власть и сра­жа­лись под на­ча­лом Аэция с гун­нами в бит­ве на Ка­та­ла­ун­ских по­лях (451). По­сле па­де­ния Ри­ма в 476 са­ли­че­ские Ф. во гла­ве с Хло­дви­гом I за­хва­ти­ли в 486 ос­тат­ки рим. вла­де­ний в Гал­лии – т. н. гос-во Си­аг­рия, рас­про­стра­нив своё гос­под­ство вплоть до Луа­ры. В 496 (по др. дан­ным, в 499) Хло­двиг I, а за ним и зна­чит. часть ос­таль­ных Ф. при­ня­ли ор­то­док­саль­ное хри­сти­ан­ст­во. В 506–507 Хло­двиг I от­вое­вал у вест­го­тов все их зем­ли в Гал­лии, кро­ме Сеп­ти­ма­нии, в 509 ко­вар­ст­вом по­гу­бил пра­вя­щую ди­на­стию ри­пу­ар­ских Ф., по­сле че­го был про­воз­гла­шён их ко­нун­гом. К кон­цу его прав­ле­ния в це­лом за­вер­ши­лось ста­нов­ле­ние Франк­ско­го го­су­дар­ст­ва. Ри­пу­ар­ские Ф. со­хра­ня­ли не­ко­то­рую ав­то­но­мию (в т. ч. свои за­ко­ны) до сер. 7 в. и со­став­ля­ли б. ч. на­се­ле­ния франк­ской об­лас­ти (за­тем ко­ро­лев­ст­ва) Ав­ст­ра­зия. Ф. се­ли­лись в осн. на край­нем се­ве­ре Гал­лии; их пря­мы­ми по­том­ка­ми яв­ля­ют­ся гол­ланд­цы и фла­манд­цы, го­во­ря­щие на ни­дерл. язы­ке. При­сут­ствие Ф. бы­ло так­же за­мет­но к се­ве­ру от Се­ны, где они по­влия­ли на ста­нов­ле­ние франц. язы­ка. На тер­ри­то­ри­ях юж­нее Се­ны по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние прак­ти­ка ис­по­ме­ще­ния не­ко­то­рых знат­ных франк­ских се­мей с че­ля­дью для кон­тро­ля над за­воё­ван­ны­ми зем­ля­ми. Здесь Ф. бы­ст­ро сме­ша­лись с ме­ст­ным ром. на­селе­ни­ем, при­ня­ли его язык и обы­чаи и ока­за­ли ми­ним. влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние ок­си­тан­ской куль­ту­ры (см. Ок­си­та­ния). Часть ри­пу­ар­ских (или рейн­ских) Ф. со­ста­ви­ли ос­но­ву осо­бой груп­пы нем­цев – фран­кон­цев.

Источник

Франки

Франки (лат. Franci , фр. Francs , нем. Franken ) — союз западногерманских племён, впервые упоминающийся в хрониках в 242 году. По свидетельству современника, в этот год один из отрядов вторгся в Галлию у нижнего Рейна и был разбит трибуном VI легиона Аврелианом, будущим императором.

В современном немецком языке «Franken» означает как древних франков, так и современных жителей Франконии.

Содержание

Этимология

Термин «франки» до сих пор вызывает дискуссии среди историков и филологов. Корень слова «франк» одни производят от слов: «бродячий», «блуждающий», другие — «храбрый», «отважный», «неустрашимый», третьи трактуют как «гордый», «благородный», четвёртые как «дикий», «свирепый». [источник не указан 826 дней]

Подразделяются на две большие группы. Первая — салические франки (от лат. salis — «морское побережье»), называемые также северными, или верхними, расселились в IV веке в низовьях Рейна и Шельды. Вторая группа — так называемые «береговые», или нижние, или рипуарские франки (от лат. ripa — «берег реки»), жили в среднем течении Рейна и Майны.

Термин «франки» в III — начале IV веках прилагался к германским племенам: хаттам, хамавам, тенктерам, бруктерам, сигамбрам и др. В этот период у германцев происходит распад старых родовых отношений, идет быстрое имущественное расслоение. Старые племена консолидируются в большие объединения — племенные союзы. Ещё раньше образовался готский союз, возникли свевский, маркоманнский и аламаннский союзы.

История

Франки в то время, когда у них вождями были Генобавд, Маркомер и Суннон, устремились в Германию (здесь имеется в виду римская провинция Германия на левом берегу Рейна) и, перейдя границу, перебили многих жителей, опустошили плодороднейшие области, а также навели страх на жителей Кёльна. Когда об этом стало известно в городе Трире, военачальники Наннин и Квинтин, которым Максим поручил малолетнего сына и защиту Галлии, набрав войско, пришли в Кёльн [1] .

Многие историки передают, что те же самые франки пришли из Паннонии и прежде всего заселили берега Рейна. Затем отсюда они перешли Рейн, прошли Тюрингию и там по округам и областям избрали себе длинноволосых королей из своих первых, так сказать, более знатных родов (там же). В 242 году один из отрядов франков вторгся на территорию Римской империи (в Галлию у нижнего Рейна) и был разбит трибуном VI легиона Аврелианом, будущим императором. В 261 году франки вновь перешли Рейн. Правитель сепаратного государства Галлия (259—274) Постум отбросил их обратно за Рейн.

К середине V века франки делились на две группы: «рейнские» (или рипуарские франки) объединились в рамках единого королевства с центром в Кёльне, с резиденцией в преторском дворце имперских легатов. И северные франки, которые с IV века получили название «салические франки» (возможно, потому, что среди них господствовала семейная группа выходцев из местности Салланд), в V веке были раздроблены по многочисленным мелким княжествам.

Читайте также:  Природа россии карта реки

Франки были привержены язычеству; делали изображения лесов и вод, птиц и животных, и других стихий природы и поклонялись им как богу и приносили жертву.

Салические франки в IV веке были разбиты римлянами, но в V веке под руководством своего вождя Хлодвига франки завоевали основную часть Галлии и образовали королевство франков. Законы и принципы общественного строя франков зафиксированы в Салической правде. Салические франки стали основой для голландской, но в первую очередь для фламандской наций, в то время как ассимилированная галлами и римлянами и потерявшая свой язык их часть вошла в состав французской и особенно валлонской наций. Рипуарские франки, сохранившие свой язык, составили основу населения Франконии и других немецких земель, в меньшей степени Нидерландов.

Государство у франков

Возникновение Франкского государства отсчитывают с правления князя или короля Хлодвига (481—511). Среди его предшественников первым князем салических франков источники упоминают Хлойо (или Клодион), разбитого в 431 году римским полководцем Аэцием. Оправившись от поражения, Хлойо захватил город Камбре и всё побережье до реки Соммы, после чего сделал своей столицей Турне.

Его преемником стал легендарный Меровей, бывший, согласно легенде, плодом противоестественного союза женщины и морского чудовища. Возможно, это была попытка объяснить его имя «Меровей», что значит «рождённый морем».

Сын Меровея Хильдерик I был князем Турне и отцом Хлодвига I — личность реальная. В XVII веке обнаружено его богатое погребение.

В 496 году Хлодвиг I принимает христианство. Переход в христианское вероисповедание позволил Хлодвигу получить влияние и власть над галло-римским населением. Тем более, что теперь у него была могущественная поддержка — духовенство.

Хозяйство

Основную роль в хозяйстве франков, согласно данным «Салической правды», играло земледелие. Помимо зерновых культур, франки сеяли лён и разводили огороды, сажая бобы, горох, чечевицу и репу.

Религия

Преимущественно исповедовали христианство, но также встречались языческие общины. Они не приветствовались королём и были немногочисленны.

Источник

Франки

В школе я недоумевал, почему мы на истории проходим историю Франции. Однако со временем понял, что это правильно. Франки это те, кто создал Европу в современном её понимании. И многое можно понять, если изучить их историю (но она конечно намного шире истории Франции).

(Сразу скажу, что моё изучение поверхностое. В основном википедия на разных языках)

Начало истории франков, как и начальная история всех народов, довольно мутная. Больше даже подразумевается, чем утверждается, что они как и все германские народы, сначала взломали границу Римской Империи, а потом стали распространяться внутри неё и стали таким образом великими. Вроде бы даже есть упоминания о том, как они во время кризиса III века пересекали границу империи на Рейне.

Есть карта франконских диалектов немецкого языка. Где всё выглядит логично и явно видно движение с востока на запад. (граница Римской империи проходила здесь с севера на юг примерно от Кёльна до Карлсруэ)

А вот и ничего подобного на самом деле. Вся восточная половина здесь более поздняя, чем западная. Она образовалась примерно во время завоеваний Карла Великого. До этого времени все упоминания франков — на левом берегу Рейна, т.е. в пределах Римской империи, (или потом в бывших уже её пределах).

А упоминания вторжений франков в III веке не имеют жёсткой привязки к историческим франкам. Т.е. непонятно, что это слово «франк» означало изначально. Но точно оно не было этническим обозначением. Когда же уже в 5 веке начинаются уже более менее внятные описания франков, то это уже был этнос. Проживавший на левом берегу Рейна.

Т.е. получается очень важный вывод. Франки, как народ, сложились в поздней Римской Империи. При этом несколько важных сторон:
— уже сказал, что складывались, они на территории империи
— процесс этот начинался, когда империя была ещё сильна (4 век)
— во времена, когда в империи принималось христианство
— происходило это не на захолустных окраинах, а в одном из центров империи. Трир был столицей одной из четвертей Римской империи при Диоклетиане. А отделявшаяся перед этим от Рима Галльская империя имела столицу в Кёльне. А это всё будущие земли ядра франков.
— франки с очень раннего времени были включены в римскую систему управления. Есть упоминания, что отец Хлодвига офицально возглавлял римскую провинцию Белгика.

Таким образом, я бы назвал ранних франков германоязычными римлянами. Но конечно не в смысле классических римлян, а римлян позднего уже христианского времени.

И в этом свете понятно, почему франки приняли именно офицальное римское христианство, а не арианство как другие германцы. И почему потом жители римской Галлии так легко принимали власть франков.

У французов считается, что отец-основатель франков Хлодвиг поселился в Париже и чуть ли не с тех пор Париж стал столицей. На самом деле в течение ещё нескольких веков Париж был ОДНИМ ИЗ франкских городов, но не более того. Даже неформально он точно был не №1. И у меня сложилось такое впечатление, что значение было раздуто именно потому, что жил и был похоронен в Париже. Иначе бы он был в ряду других франкских корольков, летавших как бильярдные шары по Галлии и Германии.

Читайте также:  Какая рыба водиться в реке илеть

Первые века их истории (V-VIII) у франков шли междуусобные войны, было множество королей, которые воевали между собой и с соседями. Всё было очень похоже на обстановку на Руси времен раздробленности. Куча королей-родственников, делящих между собой «города» и постоянно перемещающиеся между ними. Единственно я обратил внимание на такие особенности:
— нет главного города, каким на Руси как бы был Киев. Верховные короли вроде были, но они жили в разных местах.
— роль женщины. В русских феодальных разборках женщины вообще мало даже упоминаются. У франков же они имеют значение. Вдова короля — это вполне себе фигура. Не помню про ранние века, но в более поздние, приобретение наследства по женской линии вполне распространено было. Придание любовной связи какого-то юридического значения. Т.е. какая-то графиня могла быть женой одного графа, любовницей другого, потом выйти замуж за третьего. В русской традиции такого не было. Любовницей князя могла быть только кто-то нижнего статуса, которая могла попасть на страницы летописи только случайно. А в основной политической игре у нас женщина принимала значение только, как дочь одного владетеля, выдаваемая замуж за другого. У франков же как-то довольно рано становится заметно, что её политическое значение намного больше. И эта сторона на удивление совпадает с привычками французских аристократов вплоть до XIX века. А от них и многих других европейских аристократов.

И третье на что обращается внимание в первые века франкской истории, это то что подчинение римских земель в Галлии ими проводится довольно легко. А вот война с другими германцами идёт намного тяжелей. И самыми опасными врагами были племена жившие на противоположной стороне Рейна (т.е. на самом деле это прямое продолжение истории римляне/варвары за Рейном). Сначала в таком качестве упоминаются тюринги, но потом они куда-то пропадают и заклятым врагом №1 становятся саксы.

Один из правивших в конце VIII — начале IX века королей франков Карл стал Великим, именно потому что смог этих саксов победить (так на всякий случай — столица Карла располагалась конечно не в Париже). Однако все равно, если вернуться к карте диалектов, то видно что распространение франков на восток пошло на юге вдоль реки Майн. На севере же основное ядро саксов франки сокрушить не смогли. И так франко-саксонская граница там же примерно и осталась до сих пор. Подробного описания, как и когда это распространение франков на восток на Майн проходило, я не смог нигде толком найти. Но ключевой точкой там первоначально было аббатство Фульда, основанное в 744.

Объединивший всех франков и покоривший соседей Карл Великий как бы неожиданно замахнулся на римский императорский титул. Но, мне кажется, что это было совершенно не неожиданно. А совершенно логично, также как принятие франками когда-то католичества. Французские короли видимо с самого начала основывали законность своей власти среди бывших римлян на том, что они и являются теми же римскими властями, что были и раньше.

И французские короли может даже и переселились бы властвовать в Рим. Но столкнулись с препятствием. Если население бывшей Галлии признавало власть франков за что-то вроде власти римлян, то население Италии с подобным было в корне не согласно. Что привело к войнам франков в Италии в последующие много веков.

Галковский создал концепцию, что первыми хорошо известными нам развитыми государствами были города Северной Италии. Потом им на смену пришла Испания, потом уже Франция. Но при этом эти города Северной Италии окрепли именно в постоянной борьбе с франками. Которые всегда выглядели превосходящей военной силой. Но сломить итальянцев они не смогли. Вернее, франки почти всегда побеждали итальянцев в военном отношении, но никак не могли подчинить политически. Но как объединяющая сила франки всё таки были раньше этих городов поучается.

Но при этом, что любопытно, ещё с тех самых времён франки стали не просто католиками, а одним из основных двигателей распространения и насаждения католичества. И эта традиция продолжилась чуть ли не до XIX века, когда её продолжателем была уже Австро-Венгрия и Французская республика.(Вторым католическим двигателем была, конечно, Испания).

В IX веке с франками произошла одна мутная история. Похожая на ту, что считается тогда же произошла и с Русью. Мол, на франков стали нападать скандинавские пираты, франки ничего не могли с ними сделать. И франки дали этим скандинавам землю «володеть». Так появилась Нормандия и нормандцы. Мутно же в этой истории то, что также как и на Руси, эти скандинавы за одно-два поколения превратилсь в чистокровных франков. Они стали говорить на франкском языке (в то время как громадные массы населения в той же Франции перешли к нему только в XIX веке). Они же сразу приобрели франкские имена и вообще менталитет, как у франков. (Кстати Нормандия была где-то на северо-западном краю распространения собственно франков, как народа. хотя, наверное, скорей на западном, чем северном. Но все равно теоретически название области могло возникнуть и не от названия людей «норманы», а наоборот).

Так вот. В XI веке эти франки-норманы завоевали Англию и Южную Италию. А в Северной Италии, напомню, франки тусовались ещё со времён Карла Великого, т.е. с IX века.

Читайте также:  Да давно в реки ушли

А в конце XI века франки начали Крестовые походы на Восток. Вообще как-то на этом не ставится ударения, и если даже в исторических источниках про те события упоминаются «франки», то подразумевается, что это анахронизмом и неграмотностью источников. Но на самом деле Крестовые походы начала никакая не «вся Европа» (как у нас писали), а именно франки. Которые, конечно, не были тогда политически едины, но это был «франкский мир». Теперешние Франция, Германия, мелкие страны между ними, Англия, в основном Италия — были под ними. Ну хотя это и есть уже Европа в современном понимании, политическо-культурном, а не географическом. И эту Европу создали именно франки.
И сердце его было примерно там же, где и сердце современной Европы — на берегах нижнего Рейна, тогда преимущественно на левом берегу, конечно.

В XII веке франки заняли большУю часть Балкан, Малой Азии и Сирии. И делались эти захваты, опять поставлю ударение, под знамёнами католичества. Ну а потом начался кризис и откат. С Востока пришлось уйти. Кризис этот был, думаю, связан не столько с нашествиями каких-то турок, а с внутренними сложностями. Например, так и не удалось разобраться окончательно с итальянцами.

Однако самое главное, думаю, было разделение на французов и немцев. Саксы, как я уже писал, с самого начала были личными врагами франков. Потом их удалось подчинить и обратить в католичество. Но потом они быстро вышли из подчинения, хотя оставшись в католическом и франкском мире. То, что потом стало называться «Священной Римской Империей Германского Народа» образовали, как ни странно саксонские герцоги. Но при этом они назвали себя императорами франков и остались католиками. Т.е. франкский культурный и политический код у них остался.

Вообще, считается что западные франки, которые стали потом стали французами, никогда в эту империю не входили. Но по мне так это странно, тем более что когда появилась эта империя (конец X века), Франция ещё не сложилась и французские типа короли во всю воевали с соседними графами, не всегда удачно. А император же он выше даже и короля. Т.е, я думаю, не признание протофранцузами «германских» императоров было прописано позднее уже задним числом как-то, когда Франция окончательно сложилась отдельно от «германской» империи. При том, что любопытно, уже даже много поздней, когда это разделение стало жёстким, когда уже появилось множество новых религиозных «протестантских» течений. Все равно и французские короли и германские императоры всегда одинаково яростно стояли на католических позициях.

. Ладно, получилось и так уже слишком много. А хотел просто чиркнуть просто несколько строчек в духе впечатлений чайника, прочитавшего чего-то на интересную тему.

. Единственно упомяну ещё одну сторону. Есть известная теория, что европейская аристократическая культура происходила от двора бургундского герцога Карла Смелого. А вы посмотрите на карту владений этого герцога. Они лежали во многом на землях расселения этнических франков. Т.е. я думаю, у него царили именно франкские нравы (если так ещё можно было говорить в его времена). И более поздняя европейская аристократическая культура (в которой французская была центровой) происходила именно от франкских обычаев.

Источник

ФРАНКИ

ФРАНКИ, группа германских племен (хамавы, бруктеры, усибеты, тенктеры, сугамбры и др.), основавших в эпоху раннего Средневековья Францию и Германию. Первоначально населяли низовья Рейна. Подразделялись на две группы: салические, которые обитали вблизи моря, и рипуарские, жившие выше по берегам Рейна. В середине 4 в. франки стали федератами римлян: салическим франкам была отведена территория в междуречье Мааса и Шельды, а рипуарским – между Маасом и Рейном.

В отличие от прочих германских племен, франки не покидали насиженных мест, а стали расширять свои владения – как на запад, на территорию Галлии, так и на восток, в глубь Германии. Начало их завоевательным походам положил король салических франков Хлодвиг I (правил в 481–511), который сплотил франков в единое королевство и распространил границы своей державы до Пиренеев, уничтожив остатки римской империи в Галлии и оттеснив бургундов и вестготов. Около 498 Хлодвиг вместе с 3 тысячами своих дружинников принял правоверное христианство, что обеспечило ему поддержку духовенства и галло-римского населения в борьбе против других германских племен, которые в своем большинстве исповедовали арианство. Постепенно власть франков распространилась на долину Роны и центральную Германию.

Хлодвиг принадлежал к династии Меровингов, восходящей к легендарному королю Меровеху. К середине 8 в. эта династия выродилась и уступила трон Каролингам, ранее наследственным майордомам. Самый известный представитель династии Каролингов Карл Великий (правил в 768–814) превратил франкское государство в обширную империю. Он завоевал Лангобардское королевство и многие другие территории Италии, в Испании оттеснил мавров от Пиренеев на юг до реки Эбро, присоединил к своим владениям Баварию, в длительных и ожесточенных войнах разгромил саксов и аваров. При внуках Карла его империя распалась на три королевства: Западнофранкское, Восточнофранкское и недолго просуществовавшее Среднефранкское. В Западнофранкском франки полностью растворились в галло-римском населении, однако название страны – Франция – сохранилось. Восточнофранкское королевство со временем стало называться Германией, где о франках напоминает распространенное имя Франц.

Корсунский А. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. М., 1963
История Франции, т. 1. М., 1972

Источник