Меню

Экологическая система озера 3 класс



Урок окружающего мира «Экосистема озера» для 3-го класса (ОС «Школа–2100»)

  • создать условия для формирования первичного представления об озере как экосистеме;
  • познакомить учащихся с типичными представителями растительного и животного мира озера, их ролью в экосистеме;
  • закрепить степень усвоения учащимися нового материала и ранее изученной информации об экосистеме;
  • развивать логическое мышление учащихся через установление причинно — следственных связей, сравнение;
  • развивать речь, память, представление, воображение, фантазию, интерес к предмету окружающего мира и другим наукам;
  • формировать навык в сфере самостоятельной деятельности и работы в команде;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.
Цели урока Минимум и максимум
Объяснять мир Отношение к миру
Познакомиться с животными и растениями озёр, их «профессиями» в экосистеме Объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам Минимум: Экосистема озера.
Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе Повторяем: круговорот веществ; потребители, производители, разрушители
Приводить примеры живых организмов разных профессий Максимум: Проточные, бессточные озёра; планктон
Называть, из чего состоит экосистема
  • А. А. Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С. Раутиан Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли»). Учебник в 2-х частях. Часть 1.-М.: Баласс, 2009. (Образовательная система «Школа 2100»);
  • А. А. Вахрушев, О.В.Бурский, А.С. Раутиан Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 3 класс. (Обитатели Земли). — М.: Баласс, 2008. (Образовательная система «Школа 2100»);
  • карточки с опорными словами;
  • иллюстративные карточки с изображениями представителей экосистемы озера разных «профессий»;
  • мультимедийная установка;
  • Экосистема озера. Ink (для интерактивного устройства Mimio)
  • Интерактивный тест (программа Hot Potatoes)
  • Передвижной компьютерный класс

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ — начальный.

ФОРМА УЧЕБНОЙ РАБОТЫ — классно-урочная, фронтальная, групповая

  • Дети приобретают навыки в сфере самостоятельной деятельности и работы в команде;
  • У детей формируется навык приобретения знаний путём выполнения опытов и анализа их результатов,
  • Роль учителя в создании проблемной ситуации на уроке и путём подводящего диалога вывести детей к решению проблемы.
  • Урок проводится в классе с использованием мультимедийной установки, интерактивной доски, персональных МАCбуков.

I. Организационный момент. Настрой на урок.

II. Актуализация знаний.

Прочитайте слова на доске. — Слайд 1

  • единство
  • живая и неживая природа
  • сообщество
  • живые организмы
  • разные профессии
  • способно
  • совместные усилия
  • поддержка
  • круговорот веществ

— Для какого определения они являются опорными?

(Это опорные слова для определения экосистемы)

— Что такое экосистема?

(Экосистема — это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ)

— Назовите составные части экосистемы.

(Экосистема включает в себя воздух, воду, почву, горные породы и кормильцев, едоков и мусорщиков)

Доска: кластер — Слайд 2

— Какой процесс происходит внутри экосистемы? ( круговорот веществ).

— Как вы понимаете сочетание слов «круговорот веществ»? (учебник с.29- цепочка превращений, которая начинается одним и тем же веществом).

Источник

Интернет урок по окружающему миру «Экосистема озера»

Интернет урок по окружающему миру «Экосистема озера»

Продолжаем изучать экосистемы. И сегодня на Интернет-урок по окружающему миру мы отправляемся на озеро… Прежде всего, давайте повторим: что такое экосистема, из чего она состоит?

Экосистема — это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

Экосистема включает в себя воздух, воду, почву, горные породы и кормильцев, едоков и мусорщиков. Внутри экосистемы проходит круговорот веществ.

А будет ли экосистемой — озеро? Попробуем найти на этот вопрос на нашем Интернет-уроке.

Что мы знаем об озере?

  • Озеро — это скопление воды в природном углублении на суше.
  • Озёра бывают пресные и солёные.
  • Озёра бывают сточные (из них вытекают реки) и бессточные ( из них реки не вытекают).
  • Самое большое пресное озеро — Байкал. Найдите на карте России

Самое большое озеро в мире — Каспийское озеро — море. Найдите на карте России

А вы знаете, что ….

В Алжире находится природное озеро, наполненное чернилами. В озере нет ни рыб, ни растений, поскольку ядовитые темно-синие чернила пригодны только для того, чтобы ими писать! Ученые пришли к выводу, что все дело в составе воды двух маленьких речек, впадающих в это загадочное озеро. В одной из них содержится просто громадное количество растворенных солей железа, в другой — всевозможные органические соединения. Сливаясь вместе, они образуют… чернила. Местные жители относятся к этому чуду по-разному: одни считают его дьявольским наваждением; другие, наоборот, извлекают из него пользу.

Читайте также:  Детский рисунок зимнего озера

А самым мёртвым является озеро Смерти на острове Сицилии.
Оно также является самым опасным озером на планете. Все берега и воды его лишены какой бы то ни было растительности и живности, а купаться в нем смертельно опасно. Любое живое существо, попавшее в это страшное озеро, моментально погибает. Химики, сделавшие анализ содержимого озера, были немало удивлены- вода Озера Смерти в довольно большой концентрации содержит серную кислоту. Оказалось, в Озеро Смерти выбрасывают концентрированную серную кислоту два источника, находящиеся на его дне.
Недалеко от города Челябинск (Россия) среди живописных берёзовых лесов лежит озеро Сладкое. Оно небольшое, зато слава о его чудотворной воде большая. Весь берег озера Сладкое белый от минеральных солей. Вода в нём щелочная, а потом очень мягкая. В ней даже бельё можно стирать без мыла. Говорят, масляные пятна отстирываются. А на вкус вода в озере и правда кажется сладковатой.

Кто обитает в озере?

Жизнь животных и растительности в озере во многом зависит от наличия в нем пищи. Жители озера живут в два этажа. «Верхний этаж» составляют мелкие организм, которые плавают в толще воды и переносятся течениями. Их называют планктон. К нему относят мелкие одноклеточные растения (водоросли) и животные.

На дне растут более крупные растения, например, элодея.

Вблизи берегов видны кувшинка, рогоз и камыш. Они растут в воде, но листья и стебли их расположены над водой. Посмотрите внимательно на рогоз. Это растение ошибочно называют «камыш».

кувшинка

Самые мелкие «едоки» — мелкие рачки — дафнии и циклопы, хорошо знакомые любителям аквариума. Их используют в качестве корма для рыб.

Дафнии и циклопы фильтруют (пропускают через себя) воду в поисках мелких водорослей. Один такой рачок, которого видно только через лупу, «обрабатывает» за сутки почти литр воды.

Рачками питаются многие рыбы, например, карась и плотва.

Этими рыбами, в свою очередь, лакомятся хищные рыбы — щука

На дне водоёмов живут различные разрушители, которые кормятся остатками умерших организмов. К ним относятся многочисленные микробы, а также известные раки и мотыль.

Мотыль — это личинка комара.

Да. А вы знаете, что комары рождаются в воде?…

Возле озера много стрекоз…

Иногда озеро зарастает и превращается в болото. Почему это случается?

Озёра располагаются в углублениях суши. Вода стекает в котловины и остаётся там. Ручьи и реки, впадающие в озёра, несут множество песчинок, мелких частиц почвы с остатками организмов, погибших на суши. В озёрах течения нет, поэтому все твёрдые частицы, попадающие туда оседают на дно и заполняют озёрную котловину. Частицы смешиваются, образуют ил.

В результате разрушители должны выполнять двойную работу. Они должны перерабатывать не только отходы озёрной экосистемы, но и всё, что туда попадает из суши. С этой сложной работой они обычно не справляются. Тогда отходы накапливаются в виде ила. Озеро зарастает и со временем превращается в болото.

Источник

Презентация по окружающему миру на тему «Экосистема озера» (3класс)

Экосистема озера Окружающий мир 3 класс Урок подготовила Суворова Наталья Ана.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Экосистема озера Окружающий мир 3 класс Урок подготовила Суворова Наталья Анатольевна учитель начальных классов МОУ СОШ с.Козлово

Для определения какого понятия эти слова являются опорными? единство сообщество живые организмы живая и неживая природа разные профессии способно совместные усилия поддержка круговорот веществ Вспоминаем то, что знаем. Это опорные слова для определения экосистемы

Назовите составные части экосистемы. воздух вода почва горные породы производители потребители разрушители Вспоминаем то, что знаем.

На какие две части можно разделить составные экосистемы? Разделите их на части. Живая природа производители потребители разрушители Неживая природа вода воздух почва горные породы Вспоминаем то, что знаем.

Определяем проблему урока Пузырьками из воды Газ выходит с глубины! Круглое и голубое, До краёв полно водою, Над водою камыши, Что такое? Подскажи! Озеро

Определяем проблему урока Озеро Селигер

Определяем проблему урока Тверская область

Определяем проблему урока Всероссийский молодёжный форум «Селигер – 2014»

Читайте также:  Пещера в озере франция

Определяем проблему урока Как жаль, что наше озеро заносится илом! В нём уже неприятно купаться. Похоже, разрушители в озере не справляются со своей работой. Вот оно постепенно и зарастает. Если так пойдёт и дальше, наше озеро превратится в болото. Какой возникает вопрос? Почему озеро зарастает и превращается в болото? Тема урока: «Экосистема озера».

Вспоминаем то, что знаем. Озеро — это скопление воды в природном углублении на суше

Озера бывают проточные и бессточные? Вспоминаем то, что знаем. проточное бессточное

Вспоминаем то, что знаем. Озёра бывают пресные и солёные соль

Вспоминаем то, что знаем. Озеро Байкал — самое большое пресное озеро

Вспоминаем то, что знаем. Каспийское озеро — море самое большое озеро в мире

Тема урока: Экосистема озера 1.Можно ли озеро считать экосистемой? 2. Какие организмы живут в экосистеме озера? 3. Какова их роль? 4. Почему озеро может начать зарастать? Цели урока:

Озёрные производители Планктон мелкие одноклеточные водные животные и растения, «подвешенные» в толще воды и переносимые течением Совместное открытие знаний одноклеточные

Озёрные производители элодея хара кувшинка камыш рогоз Совместное открытие знаний

дафния уклейка ёрш ротан щука Совместное открытие знаний Озёрные потребители циклоп карась плотва

мотыль – личинки комаров речной рак прудовик беззубка Совместное открытие знаний Озёрные разрушители

мёртвые организмы Что означает чёрная стрелка? Совместное открытие знаний Круговорот веществ в озере

Физкультминутка Утром встал гусак на лапки Утром встал гусак на лапки, (Потянулись, руки вверх — вдох-выдох.) Приготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью.) Повернулся влево, вправо, (Повороты влево-вправо.) Приседанье сделал справно, (Приседания.) Клювиком почистил пух, (Наклоны головы влево-вправо.) Поскорей за парту — плюх! (Присели.)

Применяем знания Выполните в рабочей тетради задание 1 (Н) стр.23. Проверьте себя. водоросли рачки уклейка окунь Мёртвые организмы бактерии пищевые цепи – передача органических веществ передача минеральных веществ

Применяем знания Выполните в рабочей тетради задание 1 (Н) стр.23. Проверьте себя. Разрушители не справляются со своей работой. А это значит, что круговорот веществ в озере не полностью замкнут.

Применяем знания Выполните в рабочей тетради задание 2 (П) стр.23. Проверьте себя. Щука, хара, окунь, кувшинка, рогоз, мотыль, циклоп, камыш, дафния, рак, карась, элодея, плотва, окунь, беззубка.

Применяем знания Выполните в рабочей тетради задание 5 (М) стр.24. Проверьте себя. дафния рогоз рак карась зарастание озера

Применяем знания Что больше страдает от загрязнения: озеро или река? Почему?

Применяем знания камыш плотва окунь щука мотыль водоросли дафнии уклейка окунь бактерии водоросли рачки уклейка щука речной рак

Если круговорот в экосистеме замкнут не полностью, то Экосистема — это единство живой и неживой природы, в котором поддерживают круговорот организмы разных профессий Озеро – это условия в экосистеме постоянно меняются Скопление воды в природном углублении

Выводы: В экосистеме озера есть живые организмы всех «профессий». Но разрушители не справляются со своей работой и остатки мертвых организмов накапливаются на дне в виде ила. Значит, круговорот веществ в озере не полностью замкнут. Поэтому озеро со временем превращается в болото. Совместное открытие знаний

Домашнее задание Чтение текста темы 12, с. 46 – 49 Рабочая тетрадь с. 23 – 24 № 3, № 4, № 5 Составить памятку об охране озёр (по желанию) Нарисовать плакат, призывающий бережно относится к озёрам (по желанию)

Спасибо за внимание Молодцы !

Источники информации: 1. Тексты, задания и иллюстрации из учебника и рабочей тетради для 3-го класса Окружающий мир «Обитатели Земли» А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. 2. Задания из Методических рекомендаций для учителя по курсу окружающего мира для 3-го класса А.А. Вахрушев, Е.А. Самойлова, О.В. Чиханова. 3. Изображения с http://images.yandex.ru 4. Авторские задания.

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Номер материала: ДA-045833

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Читайте также:  Ширина длина глубина площадь озера байкал

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация по окружающему миру по теме «Экосистема озера» (3 класс)

Экосистема озера Учитель начальных классов МБОУ «Гимназии №1» г. Липецк Варва.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Экосистема озера Учитель начальных классов МБОУ «Гимназии №1» г. Липецк Варварина Оксана Николаевна

Что такое озеро? Озеро – это замкнутый водоем на поверхности суши, который образуется в природном углублении.

Растительный мир озера

Ряска встречается только в пресной воде; очищает водоемы.

Кувшинка белая Она растет на глубине до 5 метров. Занесена в Красную книгу.

Кубышка Растет в основном на мелководье. Занесена в Красную книгу.

Элодея «Водяная чума»: выживает в любых условиях, вытесняет другие растения.

Рогоз Растет по берегам озер. Его часто называют камышом.

Животный мир озера

Беззубка очищает воду, пропуская ее через себя в поисках пищи. Максимальная скорость беззубки – 20 см в час.

Прудовик очищает воду; способен переносить высыхание водоемов;

Рак водятся в чистых водоемах; раки – ночные охотники; при линьке раки меняют свой панцирь, обновляют жабры и пищеварительные органы.

Водомерка прудовая Ходит по воде за счет волосков на лапках, которые не смачиваются водой; Водомерка — хищник.

Плотва Плотва – стайная рыба. Питается разнообразной пищей: моллюсками, водорослями, ракообразными, червями, личинками насекомых.

Щука питается больными и ослабленными рыбами и является биологическим санитаром водоема.

Окунь Окунь — стайная хищная рыба.

Лягушка озерная Лягушка озерная достигает 10-12 см. Лягушки всю жизнь живут в своем родном водоеме. Зимой они дышат не легкими, а кожей.

Элементы экосистемы озера Производители: планктон, ряска, камыш, кувшинка, элодея, рдест, горец, рогоз. Потребители: рачки, водомерка, плотва, налим, щука, окунь, лягушка. Разрушители: микробы, прудовик, мотыль, беззубка, рак.

Экосистема озера двухъярусная Камыш Кубышка Рогоз Водоросли Элодея Планктон Дафнии Ротан Рак Беззубка Мотыль Окунь Прудовик Голавль Горчак Лягушка Бактерии К верхнему ярусу относятся одноклеточные растения и животные К нижнему ярусу — различные разрушители и потребители.

Круговорот веществ в озере планктон рачки плотва щука мёртвые организмы рак беззубка мотыль прудовик микробы бактерии свет Озеро может начать зарастать

Почему зарастает озеро? Твердые частицы соседних экосистем заносятся в озеро Оседают на дно, так как нет течения Разрушители озера не справляются с двойной нагрузкой Непереработанные остатки накапливаются в виде ила

Если круговорот веществ замкнут не полностью, условия в экосистеме постоянно меняются. Именно поэтому на месте озера рано или поздно появляется БОЛОТО

Превращение озер в болота – процесс естественный. Нельзя сбрасывать в водоемы загрязняющие вещества. Нужно иногда очищать озера и углублять дно, чтобы продлить жизнь озера.

Спасибо за внимание!

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Номер материала: ДБ-957914

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник