Меню

Экологическая катастрофа нефть в реке



Самые крупные разливы нефти, похожие на катастрофу в Норильске

В конце мая 2020 года на ТЭЦ-3 в Норильске из-за просадки фундамента под резервуаром с дизельным топливом на сушу и в реки Амбарная и Далдыкан вытекло почти все его содержимое. 15 тысяч тонн нефтепродуктов попали в ближайшие реки и водоемы, а еще 5 тысяч тонн — в грунт. Дошло до того, что 3 июня в Красноярском крае объявили ЧС федерального масштаба. По мнению ученых, регион оказался под угрозой экологической катастрофы — большинство животных и обитателей водоемов, скорее всего, не переживут это бедствие. В то же время, к большому сожалению, разливы нефти и нефтепродуктов на суше или воде — не такая уж и редкость: за последние 100 лет таких инцидентов было довольно много, и есть ряд самых крупных, которые уже привели к экологической катастрофе.

Разлив нефти в Норильске стал крупнейшим в истории Арктики

Разлив нефти в Норильске

В результате аварии на норильской ТЭЦ-3 29 мая 2020 года произошла утечка 21 тысячи тонн нефтепродуктов. Если сравнить эту цифру с крупнейшими разливами, она не кажется такой большой, но тем не менее, не стоит относиться к этой аварии лишь как к небольшой проблеме. Она может нанести непоправимый ущерб не только обитателям ближайших водоемов, но и многим животным на суше.

Реки Амбарная и Далдыкан стали сильно загрязнены нефтепродуктами

Первыми приняли на себя удар обитатели ближайших водоемов. Взрослые особи еще способны покинуть зараженную территорию и уплыть подальше, а вот молодые рыбы спасти уже не получится. Суммарно пострадают почти 40 видов рыб, среди которых лососевые, сиговые, сибирский осетр и хариус. Из-за нефтяной пленки на поверхности воды у них случится кислородное голодание. Многие виды рыб просто перестанут существовать, не говоря о других водных обитателях. Изначально нефтепродукты попали только в реки Амбарная и Далдыкан, однако вскоре достигли озера Пясино и реки Пясина.

Нефть в реке Пясина

После попадания нефтепродуктов в реку Пясина ликвидаторам аварии стало гораздо сложнее извлечь их. Это река с очень быстрым течением и высоким уровнем воды. Поэтому часть токсичных веществ быстро растворилась и осела на дне, а другая — устремилась дальше по течению в Карское море. Теперь полностью отфильтровать топливо стало невозможно.

Ликвидаторы пытаются остановить распространение нефти по реке Пясина, однако течение слишком быстрое

Проблема также есть и в летучести нефтепродуктов. За счет ветра они могут достигнуть отдаленных районов, проникнуть в почву и попасть в грунтовые воды (родники). Поэтому в опасности не только водные обитатели, но и наземные — песцы, арктические зайцы, полярные волки, грызуны, северные олени. Под угрозой и птицы — утки, гуси, лебеди, кулики. Масштаб поражения — несколько десятков километров. Причем даже если птицы смогут улететь дальше, после контакта с нефтепродуктами они все равно будут подвержены болезням и окажутся слабее своих сородичей. Пострадают даже люди, особенно те, для кого главный источник пищи — рыба. Ловить ее в зараженных водоемах нельзя. Но все ли будут соблюдать эти рекомендации?

Рыбу, которая выживет после аварии в Норильске, нельзя будет есть. Она может содержать тяжелые металлы и следы нефтепродуктов. Причем речь идет не только о месте разлива, но и десятках километров около него.

Пока что, по разным оценкам, из разлитого топлива собрано пока лишь несколько сотен тонн, это тысячные доли от общего объема утечки. При этом наиболее эффективно водоем можно очистить именно в первые дни: топливо довольно быстро испаряется, и скоро на воде уже не будут видны следы нефтепродуктов. Но это вовсе не означает, что их там не будет.

Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на нас в Google Новостях!

Самые крупные случаи разлива нефти

Почему вообще происходят разливы нефти? Иногда всему виной погодные условия, из-за которых повреждаются емкости для хранения нефтепродуктов. А в прошлом веке несколько таких случаев имели место во время военных действий: одна сторона просто стреляла ракетами без разбора по кораблям соперника, и под удар неминуемо попадали нефтяные танкеры. Тем не менее в большинстве случаев причиной подобных бедствий является человеческий фактор: плохая инспекция резервуаров на наличие трещин и «усталости металла», ненадежное крепление и так далее.

Разберем самые крупные случаи разлива нефти в истории, которые имеют много общего с катастрофой в Норильске.

Разлив нефти в Персидском заливе — 1,2 миллиона тонн

Этот случай остается крупнейшим и самым ужасным разливом нефти в мировой истории. Он произошел 28 февраля 1991 года во время войны между многонациональными силами во главе с США и Ираком за восстановление независимости Кувейта. Аварию намеренно устроили иракские солдаты, когда отступали от Кувейта — они сочли ее мстительной военной операцией. Солдаты обстреляли множество нефтяных вышек и специально открыли клапаны нефтяных скважин и колодцы. Таким образом был организован сброс нефти в Персидский залив. В итоге в водоем попало около 1,2 миллиона тонн нефти и нефтепродуктов.

Разлив нефти в Персидском заливе привел к уничтожению тысяч видов рыб

Как будто этого было мало, армия Ирака при отступлении успела поджечь нефтяные скважины, которые удалось полностью потушить только через 9 месяцев! Экология Персидского залива сильно пострадала из-за этого инцидента — погибли десятки тысяч птиц и водных обитателей. Многие животные погибли из-за густого дыма от горящих скважин. Он даже привел к человеческим жертвам — пилоты транспортного самолета Саудовской Аравии из-за дыма не смогли посадить самолет, погибли 90 человек. Если бы это произошло среди лесов, жертв среди животных оказалось бы еще больше, но поскольку нефтебазы размещены в пустыне, там не так много обитателей.

Пожары на нефтебазах в Персидском заливе тушили почти 9 месяцев

На устранение катастрофы потребовалось больше 10 лет, за это время в Кувейте, Турции и ОАЭ наблюдались черные дожди из остатков нефтепродуктов. Это бедствие считается одним из самых тяжелых в истории.

Разлив нефти в Мексиканском заливе — 800 тысяч тонн

Это разлив уже произошел неумышленно, однако последствия для окружающей среды также оказались катастрофическими — в Мексиканский залив попало почти 800 тысяч тонн нефти. Авария произошла 20 апреля 2010 года из-за взрыва и последующего за ним пожара на нефтяной платформе Deepwater Horizon, принадлежащей BP, в 80 километрах от побережья штата Луизиана. В момент взрыва на платформе погибли 11 нефтяников, еще 17 сильно пострадали. Также несколько человек впоследствии погибли при ликвидации аварии.

Тушение платформы Deepwater Horizon

В результате взрыва повредились нефтяные скважины на глубине 1 500 метров, и вся нефть оттуда устремилась в открытые воды. В результате на Мексиканском заливе образовалось пятно, площадь которого достигла 75 тысяч квадратных километров (почти 5% площади всего залива). Многие рыбы и птицы погибли, другие виды животных до сих пор находятся на грани исчезновения. Благодаря тому, что множество жителей приняли участие в спасении животных и ликвидации аварии, природе был нанесен не такой сильный ущерб, какой мог бы быть при полном бездействии.

Последствия разлива нефти в Мексиканском заливе

Разлив нефти в Кампече (Мексика) — 500 тысяч тонн

Еще один крупный разлив нефти также произошел в Мексике, но уже гораздо раньше — 3 июня 1979 года. Компания Pemex, которая принадлежит мексиканскому правительству, пыталась пробурить нефтяную скважину в бухте Кампече на юге Мексиканского залива на глубине более 3 000 метров. В ходе бурения произошла авария, вызванная остановкой циркуляции бурового раствора, из-за чего нефтяники не могли поддерживать оптимальное давление в буровом валу. В итоге под образовавшимся бесконтрольным напором в воду прорвалась нефть, которая всплыла на поверхность и загорелась. Бурильная платформа Sedco 135, с которой осуществлялась операция, также загорелась и рухнула в море.

На устранение последствий этой аварии ушел почти год

В результате в Мексиканском заливе оказалось 500 тысяч тонн нефти (да уж, настрадался он знатно). Для устранения утечки использовались химические вещества, которые собирали нефть с поверхности и позволяли быстро ее извлечь. Тем не менее окончательно утечку удалось устранить почти через год — в марте 1980 года.

Столкновение нефтяных танкеров — 330 тысяч тонн

Через месяц после катастрофы в бухте Кампече произошла еще одна катастрофа — уже у берегов Тринидад и Тобаго, вызванная полностью человеческим фактором. 19 июля 1979 года там столкнулись два нефтяных танкера — Atlantic Empress и Aegean Captain («Атлантическая императрица» и «Эгейский капитан»). В результате аварии Atlantic Empress загорелся, его долгое время не могли потушить, после чего прогремело несколько взрывов и нефть из танкера стала выливаться со скоростью десятков тонн в час.

Читайте также:  Карта австрии с реками

Пожар на Atlantic Empress, вызванный столкновением двух танкеров

Второе судно тоже загорелось, однако его смогли отбуксировать в безопасное место и потушить. Первый танкер сгорел полностью и ушел под воду. Экипажи обоих танкеров погибли в катастрофе, большинство отравилось угарным газом.

Этот разлив нефти считается самым масштабным в истории судоходства — около 330 тысяч тонн. Хотя нефть не успела дойти до берега, водным обитателям был нанесен непоправимый ущерб. Целые виды рыб перестали существовать.

Разлив нефти в Узбекистане — 285 тысяч тонн

Не только в открытых водах происходили подобные катастрофы. Так, 2 марта 1992 года произошел выброс нефти на месторождении Мингбулак в Ферганской долине в Узбекистане. Одна из скважин взорвалась, ее не могли потушить в течение двух месяцев, и всего было разлито свыше 285 тысяч тонн нефти.

Дым, который зафиксировали со спутника во время аварии в Ферганской долине

О причинах взрыва никто так и не сообщил, место катастрофы быстро окружили дамбами и разлив удалось остановить. Однако он до сих пор является крупнейшим в истории на сухопутной территории Азии. Можно только догадываться, сколько животных погибло из-за этой катастрофы.

Один из способов минимизировать последствия таких аварий — использовать более экологически чистое дизельное топливо.

Как чистят разливы нефти

Если нефть разливается на водных поверхностях, для ее очистки ученые используют сжигание, химические и натуральные сорбенты, грибы и даже бактерии. Также распространено механическое выкачивание нефти: специальные насосы «сгребают» верхний слой воды и перекачивают ее в отдельные резервуары. Однако такой способ является не самым эффективным, поскольку позволяет собрать не больше 20% топлива.

Часто нефть на поверхности воды намеренно поджигают — так, например, делали при разливе нефти после аварии танкера Torrey Canyon в 1967 году и аварии Exxon Valdez у берегов Аляски в 1989 году. Тем не менее эта мера эффективна только в первые дни, когда нефтяная пленка на поверхности воды еще толстая. Потом поджигать нефтепродукты уже не получается — вода не позволяет это сделать из-за непосредственной близости.

Как только нефтяная пленка становится слишком тонкой, начинают применять химические реагенты — они связывают нефтепродукты между собой и под свой тяжестью опускаются в толщу воды. Такой метод очистки применяют при авариях в открытом море — это позволяет убрать пленку с поверхности воды и не дать ей добраться до побережья. Именно так ликвидировали последствия аварии в Мексиканском заливе в 2010, когда взорвалась нефтяная платформа Deepwater Horizon, и нефть непрерывно поступала в акваторию залива.

Рабочий убирает следы нефтепродуктов с береговой линии в Мексиканском заливе

Проблема этого метода в том, что химические реагенты очень токсичны, и применение их на мелководье очень опасно, поскольку может навредить экосистеме. Нефть все равно попадает в живые организмы и осаждается на дне. Да, глазу она уже не видна, но что происходит под водой, страшно даже представить.

В качестве альтернативы химическим реагентам применяют природные сорбенты — например, шелуху семян риса или подсолнечника, крошку древесного угля или опилки. Они действуют как гигантская губка. В этом случае ущерб природе от очистки будет минимальным, но проблема в том, что такие сорбенты собирают не так много нефтепродуктов, как химические. Ученые постоянно ведут разработку новых способов очистки водных поверхностей от нефти, одним из новейших является сорбент на базе терморасширенного графита, который собирает порядка 80 граммов нефти на грамм сорбента. Для сравнения — природные сорбенты могут впитывать не больше 5 граммов нефти на 1 грамм.

Пока лучше всего использовать сорбенты вместе с микробиологическими препаратами. Так сорбенты впитывают нефтепродукты, а микроорганизмы тут же начинают их перерабатывать. Полученную массу можно собрать, вывести и утилизировать где-то в другом месте.

Переработка нефти не сказать, чтобы полезна для окружающей среды. Огромное количество парниковых газов и других веществ с каждым днем все больше отравляют нашу планету. Однако же ученые нашли способ получения топлива из нефти. При этом совершенно без вреда для атмосферы.

Полная очистка места загрязнения от нефти возможна с использованием бактерий — их распыляют на поверхность загрязнения уже после того, как минимум 90% нефтяных продуктов уже отработаны. Для этого используются высушенные микроорганизмы: микробную биомассу высушивают с помощью сорбентов или другим способом, в итоге получается порошок со спорами микробов и живыми клетками. Впоследствии их можно легко доставить до места загрязнения и применить. Некоторые виды грибов также способны «переваривать» нефтепродукты, но вырастить их гораздо сложнее, чем бактерии.

Последствия разлива нефти

За последние 100 лет крупные разливы нефти привели к экологическим катастрофам

Даже если получится как можно быстрее ликвидировать нефтяное пятно на воде, большинство обитателей водоема неизбежно погибнут. Однако если вообще ничего не предпринимать или действовать слишком медленно, под угрозой может оказаться большее количество рыб и других водных жителей. Речь идет о десятках тысячах особей, которые умрут от отравления нефтяными продуктами.

Одна капля нефти делает непригодной ни для питья, ни для рыб, ни для чего бы то ни было живого 25 литров воды.

К чему приводят аварии с нефтью на суше? Здесь все гораздо хуже. Если с воды собрать нефтепродукты еще можно, то на суше загрязнения такого рода могут просачиваться очень глубоко. И достать их оттуда уже не так просто. Если нефть ушла не дальше 50 сантиметров под землю, ее еще можно собрать сорбентами. Однако иногда она проходит через верхние горизонты грунта и упирается в слой вечной мерзлоты. Это опасно тем, что нефтяное пятно скапливается над слоем, образуя линзу, и растекается — уже горизонтально. Копать грунт, чтобы убрать загрязнение — тоже идея не из лучших, можно повредить упорный слой мерзлотных пород или глины, которые удерживают нефтепродукты. И нефть таким образом окажется еще глубже.

Разливы нефти на суше могут быть еще опаснее

Многое также зависит от типа топлива, которое разлилось. Так, в случае с катастрофой в Норильске в среду попало дизельное топливо. В нем много ароматических углеводородов и канцерогенов. За счет того, что они плохо растворяются в воде, легко изымаются вместе с нефтепродуктами. Но это дополнительная работа.

Чтобы узнать, когда последствия разлива будут полностью ликвидированы, необходим экологический мониторинг. Он включает в себя регулярный отбор проб грунта и воды после зачистки места аварии. Проблема в том, что эта мера крайне затратная, поэтому мало кто этим занимается. А стоило бы. Ну, или более аккуратно обращаться с нефтепродуктами, чтобы подобных катастроф не случалось, раз уж научились как-то их добывать нефть.

Источник

«Разлив нефтепродуктов — очень страшная вещь». Чем грозит природе и человеку авария в Норильске

«Разлив нефтепродуктов — очень страшная вещь». Чем грозит природе и человеку авария в Норильске

Площадь загрязнения в Норильске после разлива дизельного топлива из резервуара на территории ТЭЦ-3 составила 180 тысяч квадратных метров, сообщили в прокуратуре Красноярского края. Туда вошел участок земли и водные объекты: ручей Безымянный, а также реки Далдыкан и Амбарная.

Сейчас стоит задача убрать весь разлитый дизель. Губернатору Красноярского края Александру Уссу дали две недели на то, чтобы сделать это, но накануне глава региона говорил, что это, скорее всего, не получится. По его словам, чтобы утилизировать все топливо, его придется сжигать. «Я полагаю, что опыта сжигания такого объема топлива на территории, во всяком случае Красноярского края, у нас нет, поэтому прогнозировать, что это пройдет успешно в рамках 14 дней, я, к сожалению, не могу», — говорил он. Глава МЧС России Евгений Зиничев заявил, что ведомство нашло способ ликвидировать последствия разлива топлива в Норильске. По его словам, это будет не сжигание.

Но, говорят экологи, даже когда весь дизель уберут, вред, нанесенный природе, останется. Предельно допустимые концентрации загрязнителей в водах, куда попало горючее, превышены в десятки тысяч раз. Росприроднадзор сообщил, что, по предварительным данным, ущерб может исчисляться десятками миллиардов рублей.

Директор Всероссийского института природы, заслуженный эколог РФ, Андрей Пешков рассказал «Правде.Ру», что в результате аварии пострадает вся экосистема в целом. В водоемах, куда попало дизельное топливо, погибнет вся рыба и кормовая база для нее. По словам эколога, на дне накопятся отложения вредных веществ, которые впоследствии вторично загрязнят источники.

Читайте также:  Куда впадает река миссисипи в какое море или океан

Руководитель красноярской региональной общественной экологической организации «Плотина» Александр Колотов тоже утверждает, что последствия аварии годами могут представлять серьезную опасность для речной рыбы, пишет «Интерфакс». «И если в Далдыкане обитает в основном гольян, то в Амбарной — чир, пелядь, хариус, щука. Сейчас, конечно, говорить о рыбе в этих реках можно только в прошедшем времени. Насколько можно судить по сообщениям с мест, реки отравлены полностью», — заявил Александр Колотов.

Он также подтвердил, что остатки нефтепродукта могут долгое время оставаться в донных отложениях и отравлять все новую и новую рыбу.

Старший научный сотрудник ВНИРО, член Национального комитета экологической безопасности, член экспертного совета Проектного офиса развития Арктики, кандидат биологических наук Анна Ридигер заявила «Вечерней Москве», что разлив нефтепродуктов — это очень страшная вещь. «Во-первых, это углеводородная пленка, которая закрывает всю поверхность воды. Ну вот представьте себе, если бы нам перекрыли дыхание. Во-вторых, это токсиканты, ядовитые вещества, которые частично растворимы, а частично осаждаемы. Ядовитые вещества опасны для всего гидробиоценоза (вся биологическая система водного объекта, — прим. ред.), — рассказала Анна Ридигер.

По ее словам, особую опасность ЧП придает то, что нефтепродукты разлились именно в реке, проточном водоеме, что значительно усложняет сбор опасных веществ. «Река постоянно находится в движении. От того, какое количество нефтепродуктов оказалось вылито, как быстро они начнут оседать и связываться с живыми организмами, будет зависеть масштаб бедствия», — объяснила она.

По ее словам, в будущем это может привести к генетическим или хромосомным мутациям водных обитателей, а также к тому, что эти водоемы вообще останутся без рыбы и водорослей.

Токсичная пленка, которая появилась после разлива, губительна также и для всех насекомых и их личинок, говорит главный эколог Природоохранного фонда «Верховье» Юлий Добрушин «Аргументам недели». По его словам, разлив вредит лягушкам, которые задыхаются под такой пленкой, и птицам, которые могут накапливать большое количество вредных веществ в перьевом покрове. При этом реки разносят их течением на много километров, объясняет Добрушин.

Есть риск, что вредные вещества дойдут и до Карского моря. Но пока специалисты не зафиксировали попадания туда нефтепродуктов, утверждает вице-премьер правительства Красноярского края Анатолий Цыкалов.

Директор Института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов заявил, что разлив может представлять опасность и для человека, если токсичные вещества попадут в пищевую цепочку. Если отравленная вода дойдет до людей, то может возрасти число онкологических заболеваний. Впрочем, это маловероятно, ведь население Норильска пользуются централизованной системой водоснабжения.

По информации «Гринписа», последствия экологической катастрофы на севере Красноярского края будут наблюдаться еще долго.

Детальный фотоснимок из космоса

После аварии в Норильске стоимость акций «Норильского никеля» снизилась до 7,5%, до 20 250 рублей за шутку (ТЭЦ принадлежит НТЭК — дочерней компании «Норникеля»). Падение ускорилось после того, как пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что глава государства обратил внимание на расхождение данных о моменте извещения властей о ЧП, которые ему предоставили органы власти и компания «Норникель». Президент попросил правоохранительные органы выяснить истину.

  • Разлив топлива случился днем 29 мая. На территории ТЭЦ-3 Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК, входит в группу «Норникель») произошла разгерметизация резервуара с дизельным топливом. Разлилось около 20 тысяч тонн нефтепродуктов, часть попала на технологическую дорогу. В разлитое топливо въехал автомобиль, произошло возгорание на площади 350 квадратных метров.
  • Президент России Владимир Путин провел совещание по ЧП с разливом топлива в Норильске. На нем глава государства согласился с предложением главы МЧС Евгения Зиничева объявить режим чрезвычайной ситуации федерального характера в городе. После совещания стало известно о возбуждении трех уголовных дел по материалам прокурорских проверок: по первой части статьи 254 УК РФ (порча земли), статье 246 УК РФ (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ) и статье 250 УК РФ (загрязнение вод).
  • 4 июня суд в Норильске арестовал до 31 июля начальника цеха ТЭЦ-3 Вячеслава Старостина до 31 июля. Сейчас идет расследование ЧП. Следователи изъяли образцы грунта, произвели выемку документов, регламентирующих порядок эксплуатации хранилища аварийного дизельного топлива. Также сотрудники СКР проводят допросы лиц, ответственных за информирование населения о ЧС, так как власти Красноярского края ранее заявили, что узнали о происшествии из соцсетей.

Источник

Крупнейшие разливы нефти в истории человечества

Трагедия в Мексиканском заливе показала, как человек своими руками может в течение нескольких недель уничтожить природу с помощью природы. Предлагаем вспомнить 10 крупнейших разливов черного золота на воде в истории человечества.

Трагедия в Мексиканском заливе показала, как человек своими руками может в течение нескольких недель уничтожить природу с помощью природы. Пока ВР экстренно ищет деньги на восстановление акватории Мексиканского залива, а власти США решают, что делать с бурением на шельфе, мы предлагаем вспомнить 10 крупнейших разливов черного золота на воде в истории человечества.

1.В 1978 году танкер Amoco Cadiz сель на мель неподалеку от побережья Бретани (Франция). Из-за штормовой погоды спасательную операцию провести было невозможно. На тот момент эта авария была крупнейшей экологической катастрофой в истории Европы. Подсчитано, что погибли 20 тыс. птиц. В спасательных работах принимали участие более 7 тыс. человек. В воду вылилось 223 тысячи тонны нефти, образовав пятно размером в две тысячи квадратных километров. Нефть распространилась также на 360 километров побережья Франции. По мнению некоторых ученых, экологическое равновесие в этом регионе не восстановилось до сих пор.

2. В 1979 году произошла крупнейшая в истории авария на мексиканской нефтяной платформе Ixtoc I. В результате, в Мексиканский залив вылилось до 460 тыс. тонн сырой нефти. Ликвидация последствий аварии заняла почти год. Любопытно, что впервые в истории были организованы специальные рейсы по эвакуации морских черепах из зоны бедствия. Утечку остановили лишь через девять месяцев, за это время в Мексиканский залив попало 460 тыс. тонн нефти. Общая сумма ущерба оценивается в $1,5 млрд.

3. Также в 1979 году произошел крупнейший в истории разлив нефти, вызванный столкновением танкеров. Тогда в Карибском море столкнулись два танкера: Atlantic Empress и Aegean Captain. В результате аварии в море попало почти 290 тыс. тонн нефти. Один из танкеров затонул. По счастливому стечению обстоятельств, катастрофа произошла в открытом море, и ни одно побережье (ближайшим был остров Тринидад) не пострадало.

4. В марте 1989 года нефтяной танкер «Экссон Валдез» американской компании Exxon сел на мель в заливе Принц Уильямс у побережья Аляски. Через образовавшуюся в судне пробоину в океан вылилось свыше 48 тысяч тонн нефти. В результате пострадало свыше 2,5 тысяч квадратных километров морской акватории, под угрозой исчезновения оказались 28 видов животных. Район аварии был труднодоступным (туда можно добраться только по морю или на вертолётах) что сделало невозможным быструю реакцию служб и спасателей. В результате катастрофы около 10,8 миллионов галлонов нефти (около 260 тыс. баррелей или 40,9 миллионов литров) вылилось в море образовав нефтяное пятно в 28 тысяч квадратных километров. Всего танкер перевозил 54,1 миллиона галлонов нефти. Было загрязнено нефтью около двух тысяч километров береговой линии.

5. В 1990 году Ирак захватил Кувейт. Войска антииракской коалиции, образованной 32 государствами, разбили иракскую армию и освободили Кувейт. Однако, готовясь к обороне, иракцы открыли задвижки на нефтяных терминалах и опорожнили несколько нагруженных нефтью танкеров. Этот шаг был предпринят для того, чтобы затруднить высадку десанта. До 1.5 млн. тонн нефти (различные источники приводят разные данные) вылилось в Персидский залив. Так как шли боевые действия, с последствиями катастрофы некоторое время никто не боролся. Нефть покрыла примерно 1 тыс. кв. км. поверхности залива и загрязнила около 600 км. побережий. Для того, чтобы предотвратить дальнейший разлив нефти, авиация США разбомбила несколько кувейтских нефтепроводов.

6 В январе 2000 года крупный разлив нефти произошел в Бразилии. В воды бухты Гуанабара, на берегу которой расположен Рио-де-Жанейро из трубопровода компании «Петробраз» попало свыше 1,3 миллиона литров нефти, что привело к крупнейшей за всю историю мегаполиса экологической катастрофе. По мнению биологов, природе потребуется почти четверть века, чтобы полностью восстановить экологический ущерб. Бразильские биологи сравнили масштабы экологического бедствия с последствиями войны в Персидском заливе. К счастью нефть удалось остановить. Она прошла по течению четыре срочно построенных заградительных барьера и «застряла» лишь на пятом. Часть сырья уже удалили с поверхности реки, часть разлилась по вырытым в экстренном порядке специальным отводным каналам. Оставшиеся же 80 тысяч галлонов из миллиона (4 млн. литров), попавших в водоем, рабочие вычерпывали вручную.

Читайте также:  Определи какими знаками обозначены реки

7. В ноябре 2002 года у побережья Испании разломился и затонул танкер Prestige. В море попали 64 тыс. тонн мазута. На ликвидацию последствий аварии затрачено €2,5 млн. После этого случая ЕС закрыл однокорпусным танкерам доступ в свои воды. Возраст затонувшего судна 26 лет. Оно было построено в Японии и принадлежит зарегистрированной в Либерии компании, которая, в свою очередь, управляется греческой фирмой, зарегистрированной на Багамах и получившей сертификат от американской организации. Корабль был зафрахтован функционирующей в Швейцарии российской компанией, которая занимается перевозками нефти из Латвии в Сингапур. Правительство Испании подало судебный иск на $5 миллиардов к американскому мореходному бюро за ту роль, которая его невнимательность сыграла в катастрофе танкера «Престиж» у берегов Галисии в ноябре прошлого года.

8. В августе 2006 года потерпел аварию танкер на Филиппинах. Тогда оказались загрязнены 300 км побережья в двух провинциях страны, 500 гектаров мангровых лесов и 60 га плантаций водорослей. Пострадал и морской резерват Таклонг, на территории которого обитали 29 видов кораллов и 144 вида рыб. В результате разлива мазута пострадали около 3 тысяч филиппинских семей. Танкер «Солар 1» (Solar 1) компании Sunshine Maritne Development Corporation, был нанят для перевозки 1800 т мазута филиппинской государственной компании «Петрон» (Petron). Местные рыбаки, которые раньше за день могли выловить до 40-50 кг рыбы, сейчас с трудом ловят до 10 кг. Для этого им приходится уходить далеко от мест распространения загрязнений. Но даже эту рыбу невозможно продать. Провинция, которая только что вышла из списка 20 беднейших регионов Филиппин, похоже, на долгие годы опять возвращается в нищету.

9. 11 ноября 2007 года шторм в Керченском проливе стал причиной беспрецедентного чрезвычайного происшествия в Азовском и Черном морях — за один день затонули четыре судна, еще шесть сели на мель, получили повреждения два танкера. Из разломившегося танкера «Волгонефть-139» в море вылилось более 2 тысяч тонн мазута, на затонувших сухогрузах находилось около 7 тысяч тонн серы. Росприроднадзор оценил экологический ущерб, причиненный в результате крушения нескольких судов в Керченском проливе, в 6,5 миллиарда рублей. Ущерб только от гибели птицы и рыбы в Керченском проливе оценивался приблизительно в 4 миллиарда рублей.

10. 20 апреля 2010 года в 22:00 по местному времени на платформе Deepwater Horizon произошел взрыв, вызвавший сильный пожар. В результате взрыва семь человек получили ранения, четверо из них находятся в критическом состоянии, без вести пропали 11 человек. Всего на момент ЧП на буровой платформе, которая по размерам больше, чем два футбольных поля, работали 126 человек, и хранилось около 2,6 миллиона литров дизельного топлива. Производительность платформы составляла 8 тысяч баррелей в сутки. По оценкам, в Мексиканском заливе в воду выливается до 5 тысяч баррелей (около 700 тонн) нефти в сутки. Однако специалисты не исключают, что в ближайшее время эта цифра может достигнуть 50 тысяч баррелей в день из-за появления в трубе скважины дополнительных мест протечки. В начале мая 2010 года Президент США Барак Обама назвал происходящее в Мексиканском заливе «потенциально беспрецедентной экологической катастрофой». В толще вод Мексиканского залива обнаружены пятна нефти (одно пятно длиной 16 км толщиной 90 метров на глубине до 1300 метров). Нефть,возможно,будет вытекать из скважины до августа.

Источник

Разлив нефти: 10 крупнейших катастроф в истории

Разливы танкеров и нефтепродуктов являются одной из причин загрязнения окружающей среды. Одним из последствий этого является то, что масляные пятна вызывают у животных заболевание и делают их не способными плавать и даже убивают их. Очистка и утилизация разлива нефти очень сложны и утомительны, а зачастую невозможны. Могут потребоваться годы, чтобы очистить океан или море. Десять крупнейших в мире танкерных и нефтяных катастроф, измеряемых количеством выпущенной нефти, представлены в этом топе.

10. Амоко Кадис

Американский нефтяной танкер «Amoco Cadiz» 16 марта 1978 года столкнулся со скалой на побережье Бретани (Франция), и разбился на три части. Приблизительно 223 000 тонн сырой нефти утекло в море.

9. Кастильо де Беллвер

6 августа 1983 года танкер испанской государственной компании «Elcano» был разбит на две части и загорелся примерно в 100 км от южноафриканского города Кейптаун. На борту находились 252 000 тонн сырой нефти. Единственной контрмерой было распространение диспергатора. Примечательно, что в течение 24 часов после инцидента черный дождь выпал неподалеку.

8. Новрузское нефтяное месторождение

10 февраля 1983 года танкер столкнулся с нефтяной платформой. Поскольку в то время произошла первая война в Персидском заливе между Ираком и Ираном, примерно через месяц иракские вертолеты обстреляли платформу, что привело к разливу нефти. Только в сентябре того же года техники смогли закрыть дыру из-за продолжающейся войны. Результат: разлито 260 000 тонн сырой нефти.

Разлив нефти: 10 крупнейших катастроф в истории

7. Атлантическая Императрица

Атлантическая императрица была греческим нефтяным танкером, который столкнулся 19 июля 1979 года с другим греческим полностью загруженным нефтяным танкером в 18 милях от острова Тобаго в Карибском море и затонул. Атлантическая Императрица отплыла из Саудовской Аравии в Техас, США. В результате чего в Карибском бассейне было разлито 287 000 тонн сырой нефти.

6. Ixtoc I

3 июня 1979 года буровая компания в южной части Мексиканского залива спровоцировала крупнейший разлив нефти за всю историю. В течение девяти месяцев отток сырой нефти и газа не прекращался до тех пор, пока скважина, наконец, не могла быть закрыта. В результате топливо загорелось и нефтяная платформа была разрушена. Подсчитано, что в общей сложности просочилось от 400 000 до 1 400 000 тонн.

Разлив нефти: 10 крупнейших катастроф в истории

5. Разлив нефти в Мексиканском заливе

Разлив нефти в Мексиканском заливе 20 апреля 2010 года был вызван утечкой природного газа, что в итоге привело к взрыву, в результате которого одиннадцать человек погибли. Платформа затонула через два дня. После того, как приблизительно 672 000 тонн достигли моря, разлив нефти был остановлен 16 июля 2010 года.

Разлив нефти: 10 крупнейших катастроф в истории

4. Lakeview Gusher

14 марта 1910 года в Калифорнии произошел крупнейший зарегистрированный выброс в истории разведки нефти в Соединенных Штатах. В начале 20-го века защитные устройства методов бурения еще не были известны — поэтому буровое оборудование не могло противостоять высокому давлению оттока нефти. Приблизительно 1 230 000 тонн нефти попали в этот район, прежде чем он смог остановиться после долгих 18 месяцев.

3. Разлив нефти в Персидском заливе

Разлив нефти произошел 21 января 1991 года в Кувейте в результате второй войны в Персидском заливе между Ираком и Кувейтом. В качестве стратегического акта иракские солдаты открыли клапаны на нефтяном терминале Си-Айленда и позволили нефти из нескольких танкеров течь в Персидский залив. Иракские новости сообщают, что причиной авиакатастрофы стали воздушные удары США. Пять дней спустя воздушные удары США разрушили трубопроводы, чтобы предотвратить дальнейшие разливы нефти. К тому времени уже было разлито от 800 000 до 1 700 000 тонн сырой нефти.

Разлив нефти: 10 крупнейших катастроф в истории

2. Разлив нефти в дельте реки Нигер

К сожалению, разливы нефти — обычное явление в дельте реки Нигер. Причины постоянного загрязнения нефтью связаны с авариями на танкерах и трубопроводах. Другие причины включают саботаж, воровство и добычу нефти, которые также способствуют разрушению экосистемы. Трубопроводы и танкеры часто уклоняются от проверки и технического обслуживания и являются одной из причин выброса приблизительно 2 000 000 тонн сырой нефти.

Разлив нефти: 10 крупнейших катастроф в истории

1. Нефтяная катастрофа в Западной Сибири

Эта катастрофа на сегодняшний день является самой большой загрязненной нефтью территорией суши и самым большим количеством нефти в мире. Несколько разливов нефти и аварий на трубопроводах и конвейерах являются причинами крупных разливов нефти. Всего в окружающую среду приходится поступление 15 300 000 тонн в год.

Источник