Меню

Диктант зимний лед реки



Контрольный диктант (с грамматическим заданием) — Урок 2

ЦЕЛИ УРОКА: проверить умение писать слова на изученные орфограммы, умение выполнять грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам.

• Учащиеся напишут текст под диктовку, выполнят грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам.

— Сегодня на уроке вам предстоит написать проверочный диктант и выполнить грамматическое задание. Чтобы правильно и грамотно написать текст и выполнить задания, вам необходимо помнить изученные ранее правила и пользоваться ими в работе.

2. Работа по теме урока

Зима. Мороз. На деревьях иней. Лед сковал речку. Снег укрыл дорожки в лесу. Вдруг подул ветер. Хлопья снега упали с берёз. Пролетела синичка. Каркнул ворон. По тропе пробежал заяц. Лисий след ведёт в чащу. Под елью сугроб. Там спит медведь. (41 слово.)

1. Выписать слово, в котором есть парный согласный в корне, рядом записать проверочное слово.

2. Подчеркнуть главные члены предложения в 10-м предложении.

3. В пятом предложении подчеркнуть изученные орфограммы.

1. Выписать слово, в котором есть безударный гласный в корне, рядом записать проверочное слово.

2. Подчеркнуть главные члены предложения в последнем предложении.

3. В 11-м предложении подчеркнуть изученные орфограммы.

Декабрь наступил. Скоро Новый год. Ночью была вьюга. Ударил мороз. На реке появился лёд.

В комнату внесли большую ёлку. Ребята сами делают игрушки. Вот на лесной красавице хлопушки, бусы, бумажные цепи, кольца. Мальчики вешают звёздочки. Нарядная ёлка! (38 слов.)

Слова для справок: на красавице, делают, вешают.

1. Выписать из текста два слова с мягким знаком. Первое слово с разделительным мягким знаком, во втором слове мягкий знак — показатель мягкости.

2. Выписать два слова с безударной гласной в корне слова. Записать проверочные слова.

3. Выписать из текста предложение, которое подходит к схеме.

1. Выписать из текста два слова с мягким знаком. Первое слово с разделительным мягким знаком, во втором слове мягкий знак — показатель мягкости.

2. Выписать два слова с парной согласной на конце слова. Записать проверочные слова.

3. Выписать из текста предложение, которое подходит к схеме.

3. Домашнее задание

Повторить словарные слова.

4. Подведение итогов урока

— Какую работу вы выполняли?

Какие правила грамотного письма вы соблюдали?

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Источник

Диктанты на тему «Зима» для 2 класса

Я собрала диктанты на тему «Зима» для 2 класса. Перепроверила их, рассортировала по количеству слов. К каждому диктанту есть небольшое грамматическое задание. Все диктанты есть в открытом доступе. Но так ими удобнее пользоваться.

Диктанты можно использовать для повторения материала, для контроля знаний дома, для подготовки к полугодовому диктанту в школе.

Можно писать не все диктанты, а только часть, а остальные разбирать устно, чётко проговаривая слова — от этого тоже толк будет.

Диктанты на тему «Зима» для 2 класса

Диктант № 1 «Зима в лесу» (29 слов)

Зима. Мороз. С неба летят пушистые снежинки. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал ручей. Настали ясные деньки. Детвора идёт бегать на лыжах и на коньках. Хорошо зимой!

  1. В шестом предложении подчеркните мягкие согласные.
  2. Сделайте фонетический разбор слова «мороз».

Диктант № 2 «Зимой в лесу» (31 слово)

Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В ветвях дерева было дупло зверька. В дупле шишки и грибы. Тепло и сытно белочке в дупле.

  1. Сделайте фонетический разбор слова «зверька».
  2. Подчеркните все существительные.

Диктант № 3 «Зимой» (32 слова)

Ясный день. Малыши играют у крыльца. Девочки катят снежный ком. Они лепят зайца. Ольга и Игорь взяли лыжи. Они идут на горку. А Яша сидит дома. Он заболел. Мальчик смотрит в окно.

  1. Поставьте ударение над словами второго предложения.
  2. Обведите имена собственные.

Диктант № 4 «Зимний денёк» (33 слова)

Сильные морозы сковали озёра и реки. Снега засыпали землю. Тихо в лесах и полях. Природа уснула до весны. Холодный ветер гуляет кругом. Зимой птицам трудно добывать еду. Они летят к людям. Покормите птиц!

  1. Подчеркните подлежащее и сказуемое в первом предложении.
  2. Найдите в тексте побудительное предложение.

Диктант № 5 «Зимний денёк» (33 слова)

Сильные морозы сковали озёра и реки. Снега засыпали землю. Тихо в лесах и полях. Природа уснула до весны. Холодный ветер гуляет кругом. Зимой птицам трудно добывать еду. Они летят к людям. Покормите птиц!

  1. Выпишите три слова, в которых есть безударный гласный звук в корне, рядом запишите проверочные слова.
  2. Подчеркните главные члены предложения в пятом предложении, укажите связь слов в предложении.

Диктант № 6 «Зима» (34 слова)

Зима. В лесу лежит пушистый снег. На снегу точки и строчки. Следы ведут в чащу. По ночам хищные зверьки ищут пищу. Вот лесная речка. На льду сидят рыбаки. Мой товарищ Коля поймал большую щуку.

  1. Подчеркните буквосочетания (если такие есть): ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН.
  2. Подчеркните основу второго предложения.

Диктант № 7 «Скоро Новый год» (36 слов)

Новый год у ворот. Сторожка лесника. Дядя Ваня и ребята идут в лес. Они несут подарки. Для зайца морковку и листья капусты. Для лосей соль. Для птиц зерно и ягоды рябины. Лесные жители будут рады гостям.

  1. Подчеркните главные члены в третьем предложении.
  2. Сделайте фонетический разбор слова «листья».

Диктант № 8 «Зимние игры» (37 слов)

Выпал снег. Все вокруг стало белым. Дети вышли во двор. Мальчики построили снежную крепость. Они играют в снежки. Таня и Света лепят снежную бабу. Петя и Леня принесли санки. Они катаются с ледяной горки.

Весело детям зимой!

  1. Сделайте фонетический разбор слов: снежки, вокруг.
  2. В 3 предложении подчеркните грамматическую основу.
  3. Разберите по составу слова: снежную, санки.

Диктант № 9 «Зима» (38 слов)

Зима. Всю ночь сыплет снег. Ветер срывает с крыш белые хлопья и несёт их над землёй. Снег, как пух, вихрем кружится в воздухе. К утру ветер стих. У двора намело большие сугробы. Детвора выбежала на улицу строить горку.

  1. Подчеркните основу второго предложения.
  2. Обведите слово, в котором букв больше, чем звуков.

Диктант № 10 «Снежок» (38 слов)

С неба падал мокрый снежок. Ребята побежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика с метлой в руке. Женя выстроил домик с окошками изо льда. У Толи получился хороший Дед Мороз. Всем было весело.

  1. Подчеркните главные члены в предпоследнем предложении.
  2. Подчеркните твёрдые согласные в первом предложении.

Диктант № 11 «Следы на снегу» (38 слов)

В зимнем лесу много следов на снегу. Тут ямки в снегу. Это ночевали рябчики. Выдра вырыла своим брюшком канавку. А след соболя ведёт к высокой рябине. Зверёк любит её ягоды. Сколько интересного можно узнать по следам на снегу!

  1. Обозначьте подлежащее и сказуемое в третьем предложении.
  2. Сделайте фонетический разбор слова «ягоды».

Диктант № 12 «Лесные богатыри» (38 слов)

Заглянула зима в лес. Нарядила она сосны и ели в снеговые шубы. До самых бровей надела им белоснежные шапки. Пуховые варежки дала веткам. Стоят лесные богатыри спокойно. Кустики и молоденькие деревца тоже оделись в белые шубки. Так хорошо!

  1. Разделите слова второго предложения на слоги.
  2. В пятом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.

Диктант № 13 «Зима» (38 слов)

Наступила зима. Пушистым ковром лежит снег на полях и холмах. Деревья стоят тихо. В лесу замело все тропинки. По лесу можно ходить только на лыжах. Ударили сильные морозы. Река замёрзла. Ребята сделали большой каток. На катке всегда весело.

  1. Выпишите из текста три слова с безударной проверяемой гласной в корне слова. Рядом запишите проверочные слова.
  2. Во втором предложении подчеркните главные члены.

Диктант № 14 «Корм для птиц» (39 слов)

Ночью была вьюга. Егор и Олег идут в лес. Они несут корм для птиц. В лицо бьёт сердитый ветер. Мальчики положили на старые пни семена. На ветках деревьев они развесили сухую рябину.
Подлетела стайка синиц. А вот и пища!

  1. Из четвёртого предложения выпишите слово, которое нельзя переносить.
  2. Подчеркните в тексте слова с разделительным мягким знаком.
  3. Обведите буквосочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА.

Диктант № 15 «Случай зимой» (40 слов)

За ночь мороз сковал на речке лед. Сережа и Толя пошли на речку. Они взяли с собой коньки. Мальчики надели коньки и стали кататься. Вдруг послышался треск. Это сломался лед. Сережа и Толя быстро пошли домой. Опасно на льду зимой!

  1. Разделите слово «коньки» на слоги.
  2. Подберите однокоренные слова к слову «лед».

Диктант № 16 «Декабрь» (40 слов)

Декабрь — начало долгой холодной зимы. Дни стали короче. В морозный денёк небо светлеет от солнышка. Реки скованы прочной ледяной бронёй. В норе в куче листвы спит ёж. В берлоге сосёт лапу медведь. Над елями летают клесты. Они лакомятся еловыми шишками.

  1. Подчеркните главные члены в четвёртом предложении.
  2. Разделите для переноса слова предпоследнего предложения.

Диктант № 17 «Зимой в лесу» (42 слова)

Пришла зима в лесную чащу. Одела она деревья в пушистый наряд. Хлопья снега падают на деревья. Под елью лежат шишки. Это работа белки. На снегу лисьи и волчьи следы. Вот мелькнула белая шубка зайца. Стучат по стволу дятлы. Хорошо в лесу зимой!

  1. Из четвертого предложения выпишите слово, которое нельзя переносить.
  2. Подчеркните в тексте слова с разделительным мягким знаком.

Диктант № 18 «Лес зимой» (43 слова)

На дворе мороз и вьюга. Ветер кружит хлопья снега. Смолкли птичьи голоса. Только дятлы стучат по коре деревьев. Холодно зверям зимой. Медведь залёг в берлогу. Лисица залезла в нору. Белка в дупле орешки грызёт. Заяц дрожит под кустом. На макушку ёлки села ворона.

  1. Разделите слова вьюга, птичьи для переноса.
  2. Подчеркните в тексте слова с разделительным мягким знаком.

Диктант № 19 «Снег» (44 слова)

С неба падали снежинки на крыши домов. Наступала зима. Вода в лужах замёрзла. Лёд хрустел под ногами. Веточки берёз звенели от ветра. Кончики их были покрыты льдом. Вышло солнышко. Снег стал чистыми капельками воды. Капельки скатывались на землю, как бисер. Красив вид у земли!

  1. Подчеркните главные члены первого предложения.
  2. Сделайте фонетический разбор слова «лёд».

Диктант № 20 «Случай на катке» (45 слов)

Стоял морозный солнечный денёк. У речки мальчики играли в снежки. Девочки лепили снеговика.
Витя выбежал на лёд на коньках. Тонкий лёд затрещал. Витя провалился в воду и закричал.
На крик прибежал дядя Фёдор. Он бросил мальчику верёвку. Витя ухватился за неё и вылез из воды.

  1. Подчеркните главные члены шестого предложения.
  2. Обведите имена собственные.

Диктант № 21 «Сторож Остап» (45 слов)

Наш сад охранял сторож Остап. С ним жил большой пёс Марат. Однажды зимой ударил крепкий мороз. Остап надел тулуп, шапку, варежки, тёплую обувь. Но ему было зябко. Он продрог и дул в ладоши. Вокруг мрак и тишь. Ветхую изгородь занёс снег. Низкое деревце накрыл снег.

  1. Обведите имена собственные.
  2. Подчеркните главные члены в первом предложении.

Диктант № 22 «Воробьи» (46 слов)

Наступила суровая зима. Все покрылось белым пушистым снегом. Маша вышла во двор и увидела стайку воробьев. Птички прыгали по снегу и жалобно чирикали. Трудно воробьям в снегу найти корм. Маша достала из кармана кусочек хлеба. Она накрошила хлебных крошек на крылечко. Воробьи быстро склевали все крошки.

  1. Подчеркните в тексте слова с разделительным мягким знаком.
  2. Подчеркните главные члены второго предложения.

Диктант № 23 «Новый год» (46 слов)

Новый год – самый любимый праздник. В нашей школе нарядили красивую ёлку. На пушистых ветках висят разноцветные шары. Наш класс готовится к празднику. Таня и Катя нарядились снежинками. Они будут танцевать. Миша надел маску волка. А Степа решил стать медведем. Он ходит по классу и грозно рычит.

  1. Обведите в тексте имена собственные.
  2. Выделите в первом предложении подлежащее и сказуемое.

Диктант № 24 «Зимой» (46 слов)

Завыл ветер. Вечером небо затянуло тяжёлыми, низкими тучами. Ночью началось ненастье. Летели снежные хлопья. Метелью занесло дорожки. В десять часов мы выглянули из окна. На снегу видны вороньи и заячьи следы. На крыльце намело гигантский сугроб. По скользким ступенькам надо ходить аккуратно. Карниз увешан опасными сосульками.

  1. Во втором предложении подчеркните главные члены.
  2. Разберите по составу слова: ночью, дорожки.

Диктант № 25 «Славный мороз» (47 слов)

Солнце село. На голубом небе показалась луна, полная, большая, яркая. Хрипло залаял цепной пёс. Он три раза обернулся вокруг себя самого и улёгся в своей конуре. Был славный мороз. Здорово кусался ветер.
К утру все оконные стёкла покрылись чудесным узором из ледяных листьев. Погода стояла настоящая зимняя.

  1. Обведите слово с непроизносимой согласной.
  2. Подчеркните главные члены четвёртого предложения.

Диктант № 26 «Зимний лес» (48 слов)

Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов. Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостом. Полетела лёгкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

  1. В третьем предложении подчеркните главные члены предложения.
  2. Выпишите два слова, которые в своём составе имеют только корень и нулевое окончание.

Диктант № 27 «Снеговик» (48 слов)

Выпал снег. Мы пошли гулять в парк. Саша и Сережа решили слепить снеговика. Трудное это дело! Сначала они скатали три огромных снежных шара. Снежные шары поставили друг на друга. Вместо глаз снеговику прилепили кусочки угля. Нос сделали из большой морковки. А на голову надели ведро. Хороший получился снеговик!

  1. Каким является последнее предложение по интонации?
  2. Подчеркните в тексте родственные слова к слову «снег».
  3. Разберите слово «снеговик» по составу.

Диктант № 28 «Кто где зимует?» (56 слов)

Всю осень животные готовятся к холодам. Многие птицы улетают на юг. Медведи зимой спят в теплой берлоге. Спят ежи и барсуки. Белочки запасли орехов и ягод. Им зима не страшна. Волки и лисы выходят по ночам на охоту. Зайцы вырыли норки и прячутся в них от морозов. Зайцы не делают запасов. Зимой они грызут кору деревьев.

  1. Подчеркните основу третьего предложения.
  2. Сделайте фонетический разбор слова «ежи».

Диктант № 29 «Кормушка» (57 слов)

Зима. Стоит чудесный денек. Ребята сделали для птиц кормушку и повесили ее на березу. Дети насыпали в кормушку хлебных крошек. Для синиц они привязали на дерево кусочки сала. К кормушке подлетели снегири, воробьи, голуби. На ветку березы сели прелестные птички. На голове черная шапочка. Спина, крылья, хвостик и головка синие. Это синицы. Радостно им иметь хороших друзей.

  1. В седьмом предложении подчеркните главные члены.
  2. Разберите по составу слова: кормушка, хлебные.
Читайте также:  Экология рек красноярского края

Диктант № 30 «Зимний лес» (60 слов)

Ночью выпал снег. Наступило утро. Леса не узнать. Деревья укутались в снежные перины. Кусты превратились в огромные сугробы. Все тропинки занесло пушистым снегом. На поляну выскочил заяц. Он давно сменил серый наряд на новую белую шубу. Заяц оглянулся вокруг. Он вытянул свои длинные ушки и прислушался. Послышался тихий шелест. Это ком снега упал с высокой ветки. Заяц испугался и убежал.

  1. Подчеркните подлежащее и сказуемое в первом предложении.
  2. Сделайте фонетический разбор сова «заяц».

Источник

Диктант зимний лед реки

Выпиши из текста 8-е предложение.

1) Подчеркни главные члены.

2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Текст диктанта

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки, маленькие речушки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По сосновому бору отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Весёлые клесты вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена.

Вот прилетела большая сова, подала зычный голос. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнём в сугробе. (89 слов)

(По И. Соколобу-Микитову)

Запишите текст под диктовку.

Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.

Хо­ро­ши снеж­ные зимы в Рос­сии! Не­по­го­ду сме­ня­ют ясные дни. Бле­стят на солн­це глу­бо­кие су­гро­бы, скры­лись подо льдом боль­шие реки, ма­лень­кие ре­чуш­ки. При­по­ро­ши­ла зима землю снеж­ной шуб­кой. От­ды­ха­ет земля, на­би­ра­ет силу.

На­пол­ня­ет­ся жиз­нью зим­ний лес. Вот про­сту­чал по су­хо­му де­ре­ву дятел. По сос­но­во­му бору от­би­ва­ет дробь лес­ной ба­ра­бан­щик. С шумом про­ле­тит ряб­чик, под­ни­мет­ся из снеж­ной пыли глу­харь. Весёлые кле­сты вон­за­ют свои клю­ви­ки в шишки, вы­би­ра­ют из них се­ме­на.

Вот при­ле­те­ла боль­шая сова, по­да­ла зыч­ный голос. Писк­ну­ла ти­хонь­ко лес­ная мышь, про­бе­жа­ла по снегу и скры­лась под пнём в су­гро­бе. (89 слов)

Оценивается только полностью записанный текст диктанта. Возможен ненамеренный пропуск двух-трёх слов.

Каждое пропущенное в тексте диктанта слово, содержащее орфограмму, квалифицируется как орфографическая ошибка.

Если в тексте диктанта присутствует пять и более исправлений неверного написания на верное, то за выполнение задания снимается 1 балл.

Источник

контрольнеые диктанты для 2 класса
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Аделева Аниса Анасовна

предложеннные диктанты облегчать поиск и подбордиктантов. а также можно испльзовать как дополнительный материал для списывания.

Скачать:

Вложение Размер
2klass_diktanty.docx 47.27 КБ

Предварительный просмотр:

Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли.

На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые берёзки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Он уходил через поля и леса на юг. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как всё кругом стало радостно!

Слово для справки: осветились.

1. В предложении «Он уходил через поля и леса на юг» подчеркнуть все слова, начинающиеся с гласного звука.

2. Во втором предложении подчеркнуть буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.

Было тёплое утро. На деревьях уже лопнули почки. Из земли показалась молодая травка. Цвели ивы. Дружно жужжали пчёлы. Петя двигался по узкой тропе. Она вывела мальчика к ручью. Он напился холодной воды и побежал к палатке. На земле лежали круглые часы с острой стрелкой. Это был компас.

Слова для справок: компас, к палатке.

1. Найти и выписать из текста три слова с безударной гласной в корне, приписать к ним проверочные слова.

2. Подобрать имена прилагательные, противоположные по смыслу:

Вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в листве деревьев. Проснулись малиновки. Перья на их грудках окрасились в цвет зари. Над цветами стали кружить пчёлки. Они пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и лёгкие крылья.

Прочитай текст. Опираясь на план, раздели текст устно на части. Спиши только первую часть.

Калина – невысокий ветвистый кустарник. Густые кусты калины покрыты красивыми широкими листьями. Весной чудесные белые цветы украшают этот кустарник. А осенью на нём горят гроздья красных плодов. Калина растёт по берегам рек, озёр, в хвойных лесах. Она предпочитает сыроватые места. Калину очень любили в старину. Народ сложил о ней песни и сказки.

1. Как калина выглядит?

2. Где растёт калина?

3. Как к калине относятся люди?

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Обучающее изложение

Стоял тёплый день. Пушистый кот Васька грелся на крыльце. Воробей клевал крошки хлеба. Чует кот добычу. Глазки у Васьки заблестели. Кот бросился на птицу.

Это заметил Алёша. Мальчик стал гнать Ваську. Кот злился. Алёша спас птицу. Воробей скрылся в кустах.

Вопросы по тексту

Кто грелся на крыльце?

Кто клевал крошки хлеба?

Что сделал Васька?

Кто стал гнать Ваську?

Где скрылся воробей?

2. Работа с текстом

Прочитать текст. Выбрать из него предложения, которые будут ответами на вопросы. Записать эти предложения.

Стоит на лесной опушке берёза. Дятел пробил в коре дырочку. Он напился берёзового сока и улетел. Побежал ручеёк по стволу дерева. Чистые крупные капли сока упали на землю.

Прилетели синицы. Закружились вокруг берёзы бабочки. Пришли и рыжие муравьи.

Всех угостила вкусным соком добрая берёза.

Вопросы по тексту

Как дятлу удалось напиться берёзового сока?

Кого ещё угощала вкусным соком добрая берёза?

3. Составить небольшой рассказ, используя данные слова:

Апрель; наступил, настал, идёт, пришёл; весёлый, тёплый, солнечный.

Капель; падает, звенит, стучит; частая, весенняя; с крыш, на землю.

Сугробы; осели, почернели, растаяли; пушистые, большие; у дома, крыльца.

Ручей; бежит, звенит, журчит; быстрый, проворный; весело, шумно.

Ребята, дети; пускают; кораблики, лодочки.

проверочные работы для 1—4-х классов

Цель работы – проверить формирование навыка правописания по изученным темам:

«Мягкий знак в конце и в середине слова»;

«Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу»;

«Звонкие и глухие согласные, обозначение их буквами»;

«Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах».

Ударил сильный мороз. В лесу холодно. Трещат сучья и стволы деревьев. Ветер тихо кружит снег. Он скрипит под ногами. Птицы прячутся в дуплах и гнездах. В лесу стоит тишина.

1. В выделенных словах подчеркните буквы, обозначающие мягкий согласный звук.

2. Запишите предложение.

На снегу видны следы зверей.

В каждом слове поставьте ударение.

Какая орфограмма встретилась вам почти в каждом слове данного предложения? Выделите ее графически.

На следующей строке запишите слова, с помощью которых вы сможете проверить данную орфограмму.

3. Прочитайте еще раз текст «Зима» и подумайте, после какого предложения можно было бы вставить предложение «На снегу видны следы зверей». В нужном месте поставь вот такую галочку ().

Зимой на нашей реке лежит крепкий лед. Часто приходят сюда рыбаки в теплых меховых шапках и валенках. Они буравят прорубь под мостом. В наших местах ловят рыбку большую и маленькую. Можно поймать щуку и леща.

1. В выделенных словах подчеркните буквы, обозначающие глухой согласный звук.

2. В первом предложении подчеркните все знакомые орфограммы. Слова с безударной гласной в корне запишите с проверочными словами.

Примечание. Подчеркнутые буквы следует продиктовать детям четко и ясно.

Закружились в воздухе первые снежинки. Они тихо ложились на лесную полянку. Маленький зайчишка в теплой шубке сидел на пеньке. Лапкой он ловил крупный пушистый снег. Лиса за деревьями искала добычу. Враг близко! Беги, заяц!

В выделенных словах подчеркните буквы, которые обозначают два звука.

Выпишите из текста пять слов с орфограммой «безударная гласная, стоящая в корне слова» и подберите к ним проверочные слова.

На одной строке запишите слова с буквой ь – показателем мягкости.

На второй строке выпишите слова с разделительным мягким знаком.

Грамматические задания по выбору учителя

Выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв. (Предложение по выбору учителя.)

Выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков. (Предложение по выбору учителя.)

В третьем предложении подчеркните буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.

В четвертом предложении подчеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки.

Отметьте галочкой буквы, обозначающие всегда твердые согласные звуки.

Отметьте галочкой буквы, обозначающие всегда мягкие согласные звуки.

Выпишите из текста три слова с орфограммой «безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».

Выпишите из текста три слова с орфограммой «звонкая и глухая согласная на конце и в середине слова».

Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.

Подчеркните слова с буквой ь – показателем мягкости.

Цель работы – проверить формирование умения списывать текст и проверять написанное.

Сказка про храброго зайца

Родился зайчик в лесу и всего боялся. Треснет сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега – у зайчика душа в пятки.

Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, а потом вырос он большой. Надоело ему бояться!

– Никого я не боюсь! – закричал он на весь лес.

(По Д.Н. Мамину-Сибиряку)

Проверьте написанное. Поставьте ударение в каждом слове.

Примечание. Следует напомнить детям, что в стихотворениях каждая строка начинается с заглавной буквы.

Принес на лапах

У ребят над головой.

Расстелить на мостовой.

Прикорнув на фонаре.

Значит, скоро, очень скоро

Полетят салазки с горок,

Значит, можно будет снова

Строить крепость во дворе!

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ И ТЕКСТОМ

Прочитайте предложения. Составьте из них связный текст.

Вот играли дети около сарая и услышали, что кто-то мяучит.

Вдруг кошка пропала.

У Васи и Кати была кошка.

Это была кошка, а у нее чудесные котята.

Дети искали кошку, но не могли найти.

Подчеркните все двусложные слова.

Найдите в тексте два слова на орфограмму «проверяемая безударная гласная в корне слова». Одно слово должно быть проверочным для другого.

Составьте из них связный текст.

И там были стена и башни с зубчиками.

Мама сказала, что это самые главные часы в России.

Стрелки и цифры на них были золотые.

Мы с мамой пришли на Красную площадь.

На одной башне были чудесные часы.

И часы вдруг зазвонили: бом, бом!

Подчеркните все трехсложные слова.

Найдите в тексте слова на орфограмму «правописание шипящих с гласными буквами». Запишите их. 1. Запиши слово, в котором правильно выделен корень.

2. Спиши пары слов. Отметь в словах правого столбика ту часть, при помощи которой они образовались.

3. От данных глаголов образуй глаголы со значением приближения и удаления. Отметь приставки.

4. Выбери и запиши слова с приставкой за-.

запад, зашуметь, забава, забег

5. Запиши номер слова, которое правильно разобрано по составу.

6 (дополнительное). Напиши одним словом название предмета, который «сам летает», «сам катит», сам варит». Отметь в словах корни, подчеркни соединительную гласную.

1. Запиши слово, в котором правильно выделена приставка.

2. Спиши пары слов. Отметь в словах правого столбика ту часть, при помощи которой они образовались.

3. От данных глаголов образуй глаголы, которые обозначают, что действие закончено. Отметь приставки.

4. Выбери и запиши слова с приставкой по-.

посадка, помощь, полка, покрасить, полный

5. Запиши номер слова, которое правильно разобрано по составу.

6 (дополнительное). Образуй слова сложением. Используй нужные корни: -рыб-, -сам-, -вод-. Подчеркни соединительную гласную. Отметь корни.

1. Запиши слово, в котором правильно выделен суффикс.

2. Спиши пары слов. Отметь в словах правого столбика ту часть, при помощи которой они образовались.

3. От данных глаголов образуй глаголы, которые обозначают, что действие закончено. Отметь приставки.

4. Выбери и запиши слова с приставкой о-.

остров, окружность, огуречный, овёс, обежать

5. Запиши только то слово, которое правильно разобрано по составу.

6 (дополнительное). Образуй слова сложением. Используй нужные корни: -пул-, -лес-, -земл-, -вод-. Подчеркни соединительные гласные. Отметь корни.

2. Итоговая контрольная работа

1. Разбери слова по составу.

кустики, жёлтые, травинка

2. Подбери слова с приставками, которые придают слову противоположное значение. Запиши пары слов.

3. Объясни, что означают слова лесок, школьник. При объяснении используй их однокоренные слова.

4. Запиши слово по его толкованию.

Посуда, в которой хранят масло, –

Самое тёплое время года –

5. Подбери и запиши подходящие по смыслу слова, которые называют признаки предметов.

6 (дополнительное). Подбери подходящие по смыслу слова. Запиши сочетания слов.

название (собаки, города, ребёнка) –

игрушка (еловая, елочная) –

выстрел (пушечный, пушистый, пушной) –

1. Разбери слова по составу.

небольшой, грустные, хитрец

2. Подбери слова с приставками, которые придают слову противоположное значение. Запиши пары слов.

3. Объясни, что означают слова барабанщик, цветник. При объяснении используй их однокоренные слова.

4. Запиши слово по его толкованию.

Большое водное пространство с солёной водой –

Здание, где хранят и показывают посетителям редкие картины и вещи, –

5. Подбери и запиши подходящие по смыслу слова, которые называют признаки предметов.

6 (дополнительное). Подбери подходящие по смыслу слова. Запиши сочетания слов.

роща (осиная, осиновая) –

человек (душный, душистый, душевный) –

животноводческая (ферма, форма, фирма) –

1. Разбери слова по составу.

2. Подбери слова с приставками, которые придают слову противоположное значение. Запиши пары слов.

3. Объясни значения слов загородный, подорожник. При объяснении используй их однокоренные слова.

4. Запиши слово по его толкованию.

Верхний слой, который покрывает ствол дерева, –

Плод дерева или кустарника со съедобным ядром и твёрдой скорлупой –

5. Подбери и запиши подходящие по смыслу слова, которые называют признаки предметов.

6 (дополнительное). Подбери нужные слова. Запиши сочетания слов.

человек (обидный, обидчивый) –

секретный (шофёр, шифр, шифер) –

разжечь (свет, костёр, свечку) –

3. Тест (вариант итоговой контрольной работы)*

1. Отметь «х», при помощи каких частей слова образовалось слово заморский.

2. Отметь «х» слова, у которых корень совпадает с основой.

3. Отметь «х» часть слова, которая изменяет форму слова.

4. Отметь «х» слова, в которых о- является частью корня.

5. Отметь «х» слова, которые соответствуют схеме: .

6. Отметь «х» однокоренные слова.

7. Отметь «х» слово, образованное приставочным способом.

8. Отметь «х» синонимы к слову друг.

9. Отметь «х» антоним к слову огромный.

10. Отметь «х» подходящие по смыслу слова-признаки к слову врач.

11. Отметь «х» слово, которое соответствует толкованию: «дерево с плодами в виде пучка жёлто-красных ягод, а также сами эти ягоды».

12. Отметь «х», как называют слова типа новый – старый.

13. Отметь «х» слово, близкое по значению выделенному: свежая рубашка.

14. Отметь «х» приставку, которая придаст слову налить противоположное значение.

1. Отметь «х», при помощи каких частей слова образовалось слово беспомощный.

2. Отметь «х» слова, у которых корень совпадает с основой.

3. Отметь «х» часть слова, без которой слово не может существовать.

4. Отметь «х» слова, в которых до является частью корня.

5. Отметь «х» слова, которые соответствуют схеме: .

6. Отметь «х» однокоренные слова.

7. Отметь «х» слово, образованное приставочным способом.

8. Отметь «х» синонимы к слову дом.

9. Отметь «х» антоним к слову сладкий.

10. Отметь «х» подходящие по смыслу слова-признаки к слову воин.

11. Отметь «х» слово, которое соответствует толкованию: «насекомое с четырьмя крыльями разнообразной окраски, которые покрыты пыльцой».

12. Отметь «х», как называются слова типа сильный – слабый.

13. Отметь «х» слово, близкое по значению выделенному: свежий ветер.

14. Отметь «х» приставку, которая придаст слову открыть противоположное значение.

* Тест составлен на материале разделов «Состав слова» и «Лексика». Вы сами можете выбрать, в какой форме провести итоговый контроль по материалу блока «Как устроен наш язык» в III четверти: в форме контрольной работы, состоящей из пяти заданий и одного дополнительного, или в форме теста, состоящего из 14 заданий.

Контрольные работы к урокам блока «Правописание»

1. Диктант (текущий)

Пошли друзья на речку. Захотели они построить кораблик. Сорвал цыплёнок листочек. Муравей поднял соломинку. Жучок достал верёвочку. Мышонок нашёл скорлупку ореха. И закипела работа. В скорлупку соломинку воткнули. Мышонок листок верёвкой завязал. Славный получился кораблик! (36 слов)

Слова для справок: кораблик, цыплёнок, скорлупку.

1. Выпиши слова с приставками. Отметь приставки.

(от)крывать, (по)земле, (от)мороза, (на)колоть, (по)читать, (на)столе, (в)бежать

2. Выпиши слова с разделительным ь. Подчеркни орфограмму.

от. езд, л. ёт, брат. я, об. ехать, об. яснение, в. юга

1. Выпиши слова с предлогами. Подчеркни предлоги.

(на)берегу, (у)летать, (на)певать, (в)театр, (за)окном, (по)дороге, (за)ходить

2. Выпиши слова с разделительным ъ. Подчеркни орфограмму.

об. явление, плат. е, с. едобный, мурав. и, в. езд, крыл. я

Спиши текст. Подчеркни слова с разделительным ь и непроизносимыми согласными.

Последний снег сходит с полей. Звенят по оврагам ручейки. Ломают зимний лёд реки. Весной оживает земля. На деревьях набухли клейкие почки. Появились первые цветы. Ходят по полям и дорожкам грачи. Весело чирикают шустрые воробьи. Птицы рады солнцу. (38 слов)

Прочитай текст. Найди три орфографические ошибки. Спиши текст правильно.

В воскресенье мы поехали в зоопарк. Папа любовался бальшим попугаем с яркими перьями. Мне больше всего понравилась семья обезьян. Я угостил лофкую обезьянку яблоком. Она быстро села яблоко и еще попросила угощенья. Братья дали зверькам вкусного печенья. (38 слов)

3. Итоговый диктант

Хорошо весной в горах. Склоны запестрели цветами. Они тянут головки к солнцу и жадно пьют его лучи. Выпрямились сухие травы.

Из серых скал выползла туча. Небо потемнело. Посыпал колючий снег и град. Ветер прогнал тучу. Солнце растопило снег. Раскрылись цветы. Весело кружат заботливые пчёлы. (46 слов)

Выпиши из диктанта 3 слова с безударными гласными е, о и подбери к ним проверочные слова.

Выпиши из диктанта 3 слова с проверяемой согласной в корне и подбери к ним проверочные слова.

4. Словарные диктанты

1) автомобиль, адрес, Красная площадь, автобус, праздник, Кремль, Москва, столица (9 слов)

2) ягода, что, отец, картина, русский, вдруг, однажды, ребята, дежурный (9 слов)

3) мечта, герой, завтра, быстро, скоро, вокзал, космос, квартира, платок, народ (10 слов)

4) праздник, адрес, Красная площадь, русский, герой, Кремль, столица, мечта, Москва (10 слов)

* В контрольные работы по русскому языку для IV четверти входит материал блоков «Как устроен наш язык» и «Правописание».

Контрольные работы к урокам блока «Как устроен наш язык»

1. Текущая контрольная работа

1. Выпиши сочетания слов, в которых слова норка и лисичка обозначают зверька.

Уютная норка. Шустрая норка.

Вкусные лисички. Озорные лисички.

2. Закончи предложения заимствованными словами. Запиши только номера предложений и эти слова.

1) Краска, которая разводится водой, – это .

2) Стеклянный ящик с водой для рыб и растений – это .

3) Кусочек хлеба с маслом, сыром, колбасой – это .

Слова для справок: бутерброд, акварель, аквариум.

3. К устаревшим словам первой группы подбери современные слова из второй группы. Запиши пары слов.

1) издалеча, воротился, град

2) город, издалека, вернулся

4. Прочитай. Запиши значение фразеологического сочетания бить баклуши и составь с ним предложение.

Раньше баклушами называли заготовки для деревянных ложек. Сделать их было легко и просто. Такую работу поручали самому неумелому или лентяю.

5. Составь предложение с фразеологизмом знать назубок, который обозначает «очень хорошо знать».

1. Выпиши сочетания слов, в которых слова кашка и лисичка обозначают еду.

Красная кашка. Горячая кашка.

Вкусные лисички. Озорные лисички.

2. Закончи предложения заимствованными словами. Запиши только номера предложений и эти слова.

1) Прямоугольник с равными сторонами – это .

2) Музыкальный звук – это .

3) Разноцветная масса для лепки – это .

Слова для справок: пластили’н, но’та, квадра’т.

3. Прочитай предложения. Найди устаревшие слова, которые совпадают по значению со словами издалека, вернулся, город. Запиши пары слов.

Издалеча наконец воротился царь-отец.

Мать и сын идут ко граду.

4. Исправь ошибки в значениях фразеологизмов .

Водить за нос – запомнить.

Намотать на ус – бездельничать.

Бить баклуши – обманывать.

5. Составь предложение с фразеологизмом зарубить на носу, который означает «запомнить крепко-накрепко».

1. Выпиши сочетания слов, в которых слова кашка, лук обозначают растение.

Горячая кашка. Красная кашка.

Сладкий лук. Тугой лук.

2. Закончи предложения заимствованными словами. Запиши только номера предложений и эти слова.

1) Судно для перевозки грузов – это .

2) Коллекция засушенных растений – это .

3) Площадка в саду, парке, засеянная травой, – это .

Слова для справок: газон, баржа, гербарий.

3. Прочитай текст. Выпиши устаревшее слово, которое имеет значение «сумка для стрел».

Взял Иванушка отцовский колчан, положил в него острые стрелы, отыскал тугой лук и отправился в путь.

4. Исправь ошибки в значениях фразеологизмов.

Плевать в потолок – бездельничать.

Язык без костей – очень похожи.

На одно лицо – болтливый.

5. Составь предложение с фразеологизмом втирать очки, который означает «обманывать».

2. Итоговая контрольная работа за II полугодие

1. Выбери и запиши однокоренные слова:

рисунок, рисовать, Борис, рис, нарисованный

2 . Выбери и запиши слова, которые соответствуют схеме :

котёнок, дорога, барабанщик, мышка

3. Выбери и запиши слово, значение которого приведено .

Предмет мебели со спинкой для сидения одного человека – это . (скамейка, стул, табуретка, диван).

4. Из слов в скобках подбери синонимы к выделенному слову.

маленькая машина (новая, небольшая, красивая, крошечная) – .

5. К словам первого столбика подбери антонимы из второго. Запиши пары слов.

6 (дополнительное). Запиши номера тех фразеологических оборотов, которые можно заменить словом бездельничать.

1) сидеть сложа руки.

2) ходить на голове.

3) считать ворон.

4) палец о палец не ударить.

1. Запиши слова с приставками. Отметь приставки.

поболтать, повеселиться, повидло, подвинуть, порог

2. Выбери и запиши слова (только имена прилагательные), которые соответствуют схеме:

лисёнок, лесной, снежные, больной, горожанин, предобрый

3. Выбери и запиши слово, значение которого приведено.

Белый порошок с острым вкусом, который добавляют в пищу – это. (сахар, соль, мука, мел).

4. Из слов в скобках подбери синонимы к выделенным словам.

Умный ребёнок (ловкий, послушный, смышлёный, сообразительный, воспитанный).

5. К словам первого столбика подбери антонимы из второго. Запиши пары слов.

6 (дополнительное). Запиши фразеологические обороты и их значения, используя слова правого столбика.

душа ушла в пятки

1. Выбери и запиши слова с окончаниями. Отметь окончания.

озеро, пальто, зеркало, пианино, корыто

2. Выбери и запиши (только имена существительные), которые соответствуют схеме:

ножка, перегрузка, придорожный, дошкольник, перекрёсток

3. Выбери и запиши слово, значение которого приведено.

Двухколёсная или трёхколёсная машина для езды, которая приводится в движение ногами ездока, – это . (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самокат).

4. Из слов в скобках подбери синонимы к выделенному слову.

дремучий лес (еловый, частый, темный, густой, страшный, глухой)

5. К словам первого столбика подбери антонимы из второго. Запиши пары слов.

6 (дополнительное). Подбери к фразеологическим оборотам антонимы. Запиши их парами.

жить душа в душу

на всех парусах

ходить по струнке

держать язык за зубами

язык без костей

жить как кошка с собакой

ходить на голове

в час по чайной ложке

Контрольные работы к урокам блока «Правописание «

1. Отметь знаком «х» слова, в которых после ш пишется и.

2. Отметь «х» слова с проверяемой безударной гласной е в корне.

3. Отметь «х» слово с ошибкой.

4. Отметь «х» слова, в которых после ч пишется а.

5. Отметь «х» слова, в корне которых пишется буква д.

6. Отметь «х» слова, в корне которых пропущена буква о.

7. Отметь «х» слова, в корне которых пишется буква ж.

8. Отметь «х» слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне».

9. Отметь «х» все слова с ошибками.

10. Отметь «х» слова, где в приставках пишется о.

11. Отметь «х» слова с ошибочным написанием суффиксов.

12. Отметь «х» раздельное написание.

13. Отметь «х», в каких словах надо писать ь.

14. Отметь «х», какие слова нельзя разделить на слоги для переноса.

1. Отметь «х» слова, в которых после ж пишется и.

2. Отметь «х» слова с проверяемой безударной гласной и в корне.

3. Отметь «х» слово с ошибкой.

4. Отметь «х» слова, в которых после щ пишется а.

5. Отметь «х» слова, в корне которых пишется буква г.

6. Отметь «х» слова, в корне которых пропущена буква о.

7. Отметь «х» слова, в корне которых пишется буква б.

8. Отметь «х» слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне».

9. Отметь «х» слова с ошибками.

10. Отметь «х» слова, где в приставках пропущена буква а.

11. Отметь «х» слова с ошибочным написанием суффиксов.

12. Отметь «х» раздельное написание.

13. Отметь «х», в каких словах надо писать ь.

14. Отметь «х», какие слова нельзя разделить на слоги для переноса.

Спиши текст, определяя границы предложений.

Солнышко сильно прогрело воду в речке играют в ней солнечные зайчики лежат на воде листья кувшинок под этими листьями неподвижно стоят рыбки они спрятались от жары вот красивая стрекоза присела на цветок ромашки прозрачные крылышки блестят в лучах солнца. (41 слово)

Прочитай текст. Найди три орфографические ошибки. Спиши текст правильно.

Вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в густой листве деревев. Проснулись малиновки. Перья на их грутках окрасились в цвет зари. Заблестели на листьях капли расы. Над цветами стали кружить золотистые пчёлки. Они жадно пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и лёгкие крылья. (46 слов)

3. Итоговый диктант за II полугодие

Вот и весна пришла в город. Стало тепло на дворе. Зажурчали ручьи. Из-под земли вылезла зелёная травка. Молодые липки на улицах покрылись мягкими маленькими листочками. Как радостно смотреть на них!

Скоро поедем на дачу. Возьму с собой лопатку. Вскопаю грядку для вкусной репки и сладкой морковки. (48 слов)

Слова для справок: из-под, поедем, пришла.

Варианты I и II

Выпиши из диктанта 7 слов с разными орфограммами (по одному слову на каждую орфограмму). Запиши проверочные слова (где возможно). Обозначь графически орфограммы.

4. Словарные диктанты

1) корова, молоко, деревня, капуста, щавель, овощи, чувствовать, лопата, облако, ужин, завтрак (11 слов)

2) одежда, мороз, вчера, сегодня, спасибо, до свидания, Россия, Родина, рисунок, месяц, суббота (12 слов)

3) телевизор, кинофильм, посуда, пенал, сорока, соловей, четверг, среда, пятница, космонавт, компьютер (11 слов)

4) чувствовать, облака, Россия, Родина, месяц, космонавт, овощи, вчера, сегодня, до свидания (11 слов)

5) язык, мороженое, работа, иней, вдруг, завтра, Красная площадь, Кремль, Россия, Москва, наряд (12 слов)

Ночью была вьюга. Егор и Олег идут в лес. Они несут корм для птиц. В лицо бьёт сердитый ветер. Мальчики положили на старые пни семена. На ветках деревьев они развесили сухую рябину.

Подлетела стайка синиц. А вот и пища!

1. Из четвёртого предложения выписать слово, которое нельзя переносить.

2. Подчеркнуть в тексте слова с разделительным мягким знаком.

Наступила зима. Пушистым ковром лежит снег на полях и холмах. Деревья стоят тихо. В лесу замело все тропинки. По лесу можно ходить только на лыжах. Ударили сильные морозы. Река замёрзла. Ребята сделали большой каток. На катке всегда весело.

1. Выписать из текста три слова с безударной проверяемой гласной в корне слова. Рядом записать проверочные слова.

Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

Солнце село. На голубом небе показалась луна, полная, большая, яркая. Хрипло залаял цепной пёс. Он три раза обернулся вокруг себя самого и улёгся в своей конуре. Был славный мороз. Здорово кусался ветер.

К утру все оконные стёкла покрылись чудесным узором из ледяных листьев. Погода стояла настоящая зимняя.

С неба падали снежинки на крыши домов. Наступала зима. Вода в лужах замёрзла. Лёд хрустел под ногами. Веточки берёз звенели от ветра. Кончики их были покрыты льдом. Вышло солнышко. Снег стал чистыми капельками воды. Капельки скатывались на землю, как бисер. Красив вид у земли.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

I. Обучающее изложение по вопросам

Случай на катке

Стоял морозный солнечный денёк. У речки мальчики играли в снежки. Девочки лепили снеговика.

Витя выбежал на лёд на коньках. Тонкий лёд затрещал. Витя провалился в воду и закричал.

На крик прибежал дядя Фёдор. Он бросил мальчику верёвку. Витя ухватился за неё и вылез из воды.

Прочитай текст. Найди в тексте слова, которыми можно ответить на вопросы.

1. Какой стоял денёк?

2. Что делали мальчики?

3. Что делали девочки?

4. Куда выбежал Витя на коньках?

5. Что произошло с тонким льдом?

6. Что случилось с Витей?

7. Кто прибежал на крик?

8. Что он бросил мальчику?

9. Как Витя вылез из воды?

1. Какая была погода?

2. Где играли дети?

3. Чем они были заняты?

4. Что случилось с Витей?

5. Кто спас Витю?

II. Закончить текст

По двору важно ходил петух. Тёплое солнышко согрело двор. С листочков скатывались капельки росы. Цветы подняли головки. На крыльцо вышел кот Васька. Вдруг петух за-ку-ка-ре-кал.

III. Составить и записать небольшой рассказ на заданную тему

зима, снег, деревья, земля, дятел, следы

Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил.

Завыл ветер. Вечером небо затянуло тяжёлыми, низкими тучами. Ночью началось ненастье. Летели снежные хлопья. Метелью занесло дорожки. В десять часов мы выглянули из окна. На снегу видны вороньи и заячьи следы. На крыльце намело гигантский сугроб. По скользким ступенькам надо ходить аккуратно. Карниз увешан опасными сосульками.

1. Во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Выделенные слова разобрать по составу.

Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.

Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостом. Полетела лёгкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

1. В третьем предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Найти и записать два слова, которые в своём составе имеют только корень и нулевое окончание.

Списать текст. Найти в тексте слова, где пишется буква, обозначающая непроизносимый согласный. Подчеркнуть эту букву.

Поздней осенью в нашей местности погода часто бывает ненастной. Словно осень тяжело переживает свой проигрыш зиме. По небесному своду клочьями летят облака. Льёт дождь. Солнце похоже на пожелтевший от дождя футбольный мяч. Деревья качаются и скрипят от резких порывов яростного ветра.

Стояли последние дни поздней осени. Всю ночь шёл дождь, гудел и свистел ветер. К утру резко похолодало. Я выглянул в окно. Облака летели низко над землёй. Вскоре из них посыпалась колючая крупа. Она была твёрдая, как песок. Резко била по стёклам. На крыше нашей бани быстро образовался толстый снежный бугор. Мы хотели выйти на балкон, но дверь открыть не смогли. Снег завалил её. По узкой тропке мы прошли к тёте Зое и взяли у неё лопату.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

I. Работа над текстом

Изменить текст – записать рассказ не о маленьком котёнке, а о большом жирном коте. Определить, какие суффиксы в словах помогут в этом.

У крыльца сидит маленький котёнок. Мы назвали его Мурзик. Котёнок серенький, хвостик пушистый, на груди белый галстук. Котик глазки зажмурил, спинку выгнул, усиками шевелит. Он острые коготки в лапки спрятал и сладко мурлыкал, малышей забавляя. Мы любим с ним играть.

II. Изложение текста по коллективно составленному плану

Под старой елью устроила своё жильё лиса. В норе находились малыши. Лиса была осторожна. Вблизи норы она долго петляла, запутывала следы.

Лисята были очень смешные и очень податливые. Они всё время старались выбраться из норы. Малыши любили играть на зелёной полянке. Возвращалась мать. Лисята затихали. Лиса брала каждого лисёнка и тащила в нору.

Вскоре все лисята были снова в норе. Мать успокаивалась.

1. Нора под елью.

2. Беспокойные малыши.

Опорные слова: устроила, вблизи, запутывала, выбраться, притихали, за шиворот, вскоре, снова, успокаивалась.

Выбрать заголовок, к которому можно составить и записать текст.

Птицы зимой в лесу.

Интересно зимой в лесу.

Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил, ставить запятую при однородных членах предложения.

Они родились коротким осенним днём. На земле было пасмурно и скучно. Медленно плыла туча. Закружились в воздухе снежинки. В вихре танца они вспыхивали удивительными огоньками. Снежинки пролетали над рощей, полем, деревней. Где остановиться на ночлег? На крыше одинокой избушки было пусто. Снежные красавицы решили здесь сделать остановку. Они украсили дорожку к речке, верхушку старой ели. Пушистым ковром легли на луг. Утром на снежной поверхности появились первые следы зверей и птиц.

Слова для справок: медленно, остановиться, здесь.

1. В последнем предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Указать падежи всех имен существительных в десятом предложении. (Они украсили дорожку. )

В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось всё живое.

Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена.

Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей.

Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далёком Севере.

1. В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Указать падежи всех имен существительных в пятом предложении. (Птицы облепили. )

Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

Мишка очень любил ходить в лес с дедушкой. Мишка чувствовал в лесу себя так, словно бы его обнимал кто-то большой и ласковый. Дубы добродушно улыбались. Осины радостно хлопали ладошками, приветствуя старых знакомых. Ближе к осени на узкую лесную дорогу высовывались тонкие и цепкие руки ежевики с пригоршнями спелых ягод: нате, добрые люди, угощайтесь! Мальчик давно заметил, что при дедушке лес делался светлее, радостнее. А дед шёл и мурлыкал песенку.

Задание. Прочитать. Выделить предложения. Разделить текст на законченные части. Новую часть писать с красной строки.

Хороша ель зимой тяжёлые шапки чистого снега висят на её раскидистых ветках-лапах высокие вершины украшены гирляндами еловых шишек на опушке елового леса растёт зелёный молодняк у людей ель пользуется особенной любовью в новогодние зимние дни они устраивают для детей праздничные ёлки особенно хороша ель в лесу, на свободе в зимние звёздные и лунные ночи блестит на её ветвях снег сказочным кажется дерево при лунном свете.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

I. Обучающее изложение

Ранним утром Марина проснулась, посмотрела в окно и ахнула. Утро было солнечное, морозное. Ветвистые деревья были покрыты мохнатым инеем. Такие узоры рисует мороз на окнах. Дворовый каток был похож на зеркальное блюдце.

После завтрака Марина накинула пуховый платок, надела свою белую шубку и выбежала во двор.

Братья принесли ей новенькие коньки. Через пять минут Марина скользила по блестящему гладкому льду. Ноги подвёртывались. Но братья взяли Марину под руки.

Колкий ветер бил в лицо. Захватывало дух, но было весело.

Дописать недостающие пункты плана.

2. Марина бежит во двор.

4. Марине весело.

Рассказать по плану. Подготовиться к записи изложения.

Слова для справок: мохнатым инеем, по блестящему (льду), подвёртывались, захватывало дух.

Записать изложение по плану.

Будут ли разные сочинения по теме: «Красиво зимой в лесу», «Интересно зимой в лесу»?

Написать сочинение на одну из тем. Подумать, о чём надо писать по первой теме, о чём – по второй.

III. Свободный диктант

1. Бегал ночью зайчик по полю от голодного волка да от хитрой лисы. Попал в яму и вывихнул себе лапку. Пополз он к лесу, чтобы укрыться в нём.

2. Увидел зайчика филин ушастый и полетел на бедного зверька. Некуда спрятаться зайке, дрожит от страха. Вдруг увидел он ёлочку и забился в снег под её колючие иголки.

3. Кружился филин под ёлкой, но ничего не мог сделать зайке. Вскоре хромой зайка выздоровел.

прописная буква в именах собственных

№ 1. Слуховой диктант.

Оля и Кира идут на каток. Блестит лед. Девочки надели коньки. Хорошо на льду!

№ 2. Зрительный диктант.

Северный полюс, Черное море, Кишинёв, Бельцы, Сорока, Тирасполь, Кагул, Комрат, Тигина, Единцы, Дондюшень, Оргеев, Яссы, Одесса, Москва, Киев, Бухарест, Украина, Молдова, Россия, Румыния, Болгария, Турция, Прут, Днестр.

№ 3. Слуховой диктант.

Я знаю клички кошек: Барсик, Тишка, Васька, Чара, Тимка.

Я знаю клички собак: Жучка, Лайка, Бобик, Тузик, Полкан, Шарик.

Я знаю клички лошадей: Вороной, Горбунок.

Я знаю клички коров: Белянка, Пеструшка, Зорька.

№ 4. Зрительный диктант.

Дежурные Костя Усачев и Люба Малинина поливают цветы. Ребята с учительницей Валентиной Ивановной смотрят толковый словарь. Настя Смирнова и Полина Егорова разносят тетради.

№ 5. Зрительный диктант.

1. Ирина Николаевна — моя тетя. Она живет в Кишинёве на буюканах. 2. Моя бабушка Анастасия Павловна живет в Оргееве 3. Наша соседка Клавдия Васильевна Андреева работает почтальоном. 4. Виктор Александрович Ковалев — лесничий. У него есть конь Кочубей, собака Дина и кот Ромка.

Обозначение мягкости согласных буквами

№ 6. Слуховой диктант.

Клетка, мяч, котенок, яма, ежик, ясли, пламя, брюки, перо, цапля, тюбик, жеребенок, сюда, растет.

№ 7. Слуховой диктант.

Костя и Филя играют. Они крутят юлу. Малыш Леня внимательно смотрит. Ему дали юлу. Мальчик был рад.

№. 8. Зрительный диктант.

Галка клюет крошки хлеба. Зяблик ест ягоды рябины. Снегирь сидит на ели и достает из шишек семена.

№ 9. Слуховой диктант.

1. Кипит вода. Идет пар. — Репу парь. 2. У Юли есть ирис. — Коля ест ириску. 3. От печки жар. — Грибы жарь.

№ 10. Зрительный диктант.

Загадки. 1. Телята гладки привязаны к грядкам. (Огурцы). 2. Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь.) 3. Сто одежек и все без застежек. (Кочан капусты.)

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, щн

№ 11. Зрительный диктант.

Груши, ландыши, хижина, камыши, жемчужина, кружить, положить, живой, свежий, ошибка, бежит, хороший, пригожий.

№ 12. Слуховой диктант.

1. Держи тетрадь в чистоте. 2. Пиши без ошибок. 3. Положи вилки и ножи на стол. 4. В лесу цветут ландыши. 5. Сумка из кожи. 6. Лисий мех пушистый. 7. Живет без тела, говорит без языка. (Эхо.)

№ 13. Зрительный диктант1.

Шерстяной — шерсть, жемчужина — жемчуг, тяжесть — тяжелый, шелестеть — шелест, желтизна — желтый, шипучий, ужин, уши, рыжики.

№ 14. Зрительный диктант.

Обещать, встречать, качать, начало, подача, свеча, тащат, пищать, часики, щавель, трещать, овчарка, прощать, мол

№ 15. Слуховой диктант.

1. Часы идут точно. 2. Сороки трещат. 3. Петухи кричат. 4. Чайник на столе. 5. У облепихи шипы. 6. Гуппи живут в аквариуме.

№ 16. Зрительный диктант.

1. Щука — хищная рыба. 2. Олег решил трудную задачу. 3. Я тоже решил задачку и учу стихотворение. 4. Я молчу — оно молчит. Я кричу — оно кричит. (Эхо.) 5. Дятлы ищут себе пищу под корой дерева. 6. Лесник пошел в чащу леса на стук дятла.

№ 17. Слуховой диктант.

У речки дубовая роща. Федя и Митя часто играют в роще. С ними гуляет пес Рыжик. Бежит Рыжик в чащу и лает. Он чует ежика.

Парные согласные в конце слова

№ 18. Слуховой диктант.

Снег, смех, флаг, пух, шаг, воздух, зуб, сугроб, сноп, лоб, столб, степь, гриб.

№ 19. Зрительный диктант.

Мороз, колос, голос, алмаз, овес, прорубь, потоп, ястреб, озноб, огород, холод, пилот, гвоздь, груздь, клест, невод, берег, пастух.

№ 20. Зрительно-слуховой диктант.

Высокий дуб, горячий хлеб, зеленый укроп, вишневый сад, майский жук, длинный клюв, книжный шкаф, шерстяной шарф, двигаться вперед, идти назад, белая лошадь, прилетел голубь, новый утюг, готовить квас, наливать суп, пойти в клуб.

№ 21. Слуховой диктант.

Груз, глаз, мед, ряд, крот, морж, уж, пляж, душ, дрозд, дождь, куст, лед.

№ 22. Зрительный диктант.

1. По реке плывет плот. Спелый плод упал с дерева. 2. У Маши в руках прут. Она гонит гусей на пруд. 3. На грядке вырос лук. Луг запестрел от цветов.

№ 23. Зрительно-слуховой диктант.

1. Труслив как заяц. 2. Каков корень, таков и плод. 3. Кто любит труд, того люди чтут. 4. Какой мороз! Дерет до слез

№ 24. Зрительно-слуховой диктант.

1. На лугу стоит стог сена. 2. Много ягод, много сочных трав, много ярких цветов. 3. В огороде выросла вкусная морковь. 4. Наш край красив.

№ 25. Слуховой диктант . 1. По двору ходит большой индюк. 2. Мама испекла пирог. 3. Крот разоряет огород. 4. Дед сделал внуку свисток и починил обувь.

№ 26. Зрительно-слуховой диктант.

Зимний наряд леса, пушистый снег, снежный пух, дуб в снегу, на пруду крепкий лед, медведь в берлоге.

№ 27. Зрительно-слуховой диктант.

Зима. На лапах елей лежит снег. Снежный шарф и на ветках сосен. Толстый лед сковал речку. В лесу сугробы. Один сугроб — берлога. Там уснул медведь.

№ 28. Слуховой диктант.

1. Я твой друг, и ты мой друг. 2. Дети встали в круг. 3. Обед через час. 4. На обед был суп и пирог с капустой.

№ 29. Зрительно-слуховой диктант.

1. Рыбаки тащат невод на берег. 2. Для ухи выбрали крупных рыб. 3. Сеть с мелкой рыбешкой отправили в речку.

№ 30. Слуховой диктант. 1. Вырастить виноград — большой труд. 2. В кузов машины погрузили овощи. 3. Морковь и лук собрали в большие корзины. 4. Количество овощной продукции записали в учетную тетрадь.

№ 31. Зрительно-слуховой диктант .

1. Лыжники обошли глубокий ров слева. 2. Поезд прибыл в пять часов. 3. На пальце след от чернил. 4. Север, юг, восток и запад — стороны горизонта.

№ 32. Слуховой диктант.

У лисы нора в лесу. Из норы вылезли лисята. Они стали бегать около пеньков. А лиса побежала за добычей.

Безударные гласные в корне слова

№ 33. Слуховой диктант (учитель диктует по паре слов).

Шаги — шаг, ночь — ночной, пила — пилы, запах — пахнет, старик — старый, река — реки, катит — каток, степь — степной.

№ 34. Слуховой диктант (учитель диктует по одному существительному в единственном числе, ученики пишут это же существительное во множественном числе).

Бревно, шаг, место, поле, стадо, дело 2-е задание: учитель диктует существительные во множественном числе, ученики пишут эти слова в единственном числе.

Пилы, козы, страны, реки, пчелы, плиты, окна, плечи, гнезда, письма, пятна.

№ 35. Слуховой диктант.

Моряк, боец, силач, ночевка, цветок, соловей.

№ 36. Слуховой диктант.

Запах, повар, каток, глотать, шагать, блестеть, вредить, клевать, реветь, хрипеть, скрипеть.

№ 37. Слуховой диктант.

Настали холода. Снег на полях. На дворе большая гора. У горы стоит снежная баба.

№ 38. Слуховой диктант.

Мы жили в деревне. Наш дом стоял у реки. Мы ходили ловить рыбу. Пололи грядки. Утром папа колол дрова. Мама топила печь. Маша носила воду.

№ 39. Зрительный диктант.

Козел, борода, кора, щипать, дерутся, хозяин, порядок.

№ 40. Слуховой диктант. Ползут по небу тучи. Перед дождем умолкли птицы. После дождя хорошо в саду. Стало светло. Свистят скворцы. Сеня и Толя мокрые бегут с огорода домой.

№ 41. Слуховой диктант .

В лесу жил охотник. Он сторожил лес. У него была внучка Катя. Она готовила обед. Кругом была тишина. Только журчал ручей. В траве трещали кузнечики.

№ 42. Слуховой диктант.

Был сильный мороз. Реки замерзли. Мальчики надели коньки, взяли санки. Долго катались дети. Петя заморозил пальцы. Больно ему. За ним бежит его сестра Настя.

№ 43. Слуховой диктант.

1. В селе за рекою горит огонек. 2. Дети шли на прогулку. 3. Потянул ветерок. 4. Я пойду пилить дрова. 5. Спиши эти стихи. 6. Рыбак наловил рыбы. 7. На дереве большое гнездо.

№ 44. Слуховой диктант.

Школьники делают игрушки на елку. Вот медведь, лиса и баран. Дед Мороз несет большую корзину. Там подарки детям на Новый год.

Изменение имен прилагательных по родам

№ 45. Слуховой выборочный диктант (учитель сначала читает все предложение, потом диктует слово для письма).

1. Молодой клен вырос на опушке леса. 2. Пришла суровая зима. 3. Перед дачей было глубокое озеро. 4. Пестрый ковер из листьев покрыл землю. 5. Свежая струя воздуха пробежала по моему лицу. 6. Шумит дремучий бор. 7. Наступила ранняя весна. 8. Над головой было синее небо.

№ 46. Зрительный выборочный диктант.

1. Поздний листопад бывает теплой осенью. 2. Пушистый иней украсил деревья. 3. Ранняя птичка носик прочищает, поздняя глазки продирает. 4. Утро выдалось тихое, ясное. 5. Свежее сено приятно пахнет. 6. Выше пояса рожь зернистая.

№ 47. Слуховой диктант.

Летнее утро, чистое небо, ближнее поле, душистое свежее сено, большое стадо, хорошее дело, теплое парное молоко.

Изменение прилагательных по числам

№ 48. Выборочный диктант (с подчеркиванием окончаний прилагательных; слова для письма выделены).

  1. Две большие белые лохматые собаки бросились на меня. 2. Дикие утки и крикливые журавли летят на болото. 3. Осенью появляются лесные гости — синички, снегири
  2. Разделительный ь
  3. № 49. Слуховой диктант.

Теплый летний день. Солнце сильно печет. В лесу тишина. Под сосной ползают муравьи. Коля и Шура бросают в яму сухие сучья.

№ 50. Словарный диктант .

Деревья, колосья, бельчата, веселье, жилье, семья, воронье.

Будущее (сложное) время глагола

№ 51. Спешить, бегать, глядеть, говорить, сорить, шелестеть, вертеть, тереть.

Устное задание: образовать от каждого глагола настоящее, прошедшее и будущее время

Источник