Меню

Дикое пустынное впечатление производит растянуться вдоль бурной реки глубокая горная ложбина



Дикое пустынное впечатление производит растянуться вдоль бурной реки глубокая горная ложбина

— Ну, а брат Карлы убежал? — допытывался Лебедкин. — Душа-то, видно, коротка оказалась…

— И часы и фуражку тогда потерял, — уже другим тоном добавил Левонтич, улыбаясь. — Ну, другие охотники после и смеялись, что в его фуражке и часах медведь целый год по лесу щеголял… Известно, господа, им все хи-хи. Карла наш смелее, а и на того тоску навел.

Общий смех охотников разбудил Павла Степаныча. Он сел, протер глаза и сам засмеялся, невольно поддаваясь общему настроению, и только потом спросил:

— Да о чем вы тут брешете, пранни вашему батьку?

— А мы про медведя, Пал Степаныч, который в часах и фуражке по лесу целый год щеголял, — объяснил за всех Лебедкин.

— А… Що ж, було и так!

Павел Степаныч опять засмеялся и упал на прежнее место. Этот смех подзадорил медвежатников.

— Помнишь, Пал Степаныч, как медведя из берлоги поднимали? — спросил Левонтич. — Тогда еще чуть ты не наступил на него, на медведя… Карлу с Ефимом чуть не подстрелили.

— И то близко было дело, — подтвердил Ефим со своей невозмутимой солидностью. — Я, значит, стою с Карлой в цепи. Он с ружьем, а я с палочкой… Ну, рассчитал так, что ежели зверь из берлоги пойдет, не миновать ему нас. Ну, слышим — треск, собаки взвыли… Валит зверь прямо на нас. Я посторонился, чтобы дать ему дорогу, а Карла с ружьем ждет. Только вдруг пых-пых, пули мимо нас засвистели. Это Пал Степаныч…

— Да чего же я? — чистосердечно удивлялся Павел Степаныч. — Мы с Левонтичем шли… Ну, по снегу убродно, я на лыжах едва ползу и ружье ему отдал. Только поперек колода, я через нее, а из-под нее как он вылетити- всего меня снегом засыпал. Помню только, что медведь как будто летел в воздухе, а потом оглянулся на меня да как рявкнул… Я схватил у Левонтича ружье, вдогонку и стрелил, а он так и улепетывает.

— Что же, убили зверя? — спросил я.

— Собаки остановили… Ефим собак направил. Ну, я бегу на лай, вижу, медведь на задних лапах около сосны вертится и от собак отбивается. Ну, тут я его и пристрелил…

— Страшно было, Павел Степаныч?

— После-то действительно страшновато, а тут некогда было испугаться. Вдруг все…

Когда жар свалил, мы еще раз напились чаю, а потом я с Ефимом отправился на Дикую Каменку за утками. Он шел за мной без ружья и даже без шапки, как свой человек в лесу. Высокая и жесткая горная трава путала ноги, так что идти было тяжеленько. Перекосивши луг, мы попали прямо в болото, на какую-то тропинку, неизвестно кем проложенную. Меня всегда удивляют такие тропы: кажется, нога человеческая не бывала, а тут вдруг выпадает тропка, да еще такая чистенькая и утоптанная и точно нарочно для удобства пешехода посыпанная прошлогодней хвоей.

— Теперь утка к солнзакату на корм выплывает, — объяснял Ефим, разжевывая осиновый мягкий листик. — В жар она прячется по осокам.

— А ты уток не стреляешь?

— Нет, когда на варево пришибешь, а так чтобы нарочно — не доводится.

Болото шло параллельно реке. Пушистый зеленый мох выстилал почву, как дорогой ковер. Только кой-где он точно горохом усыпан был недозревшей, еще белой клюквой. Попадались низкие кустики болотной морошки, княженики, а на бугорках каплями крови алела совсем спелая земляника. Забравшиеся в болота сосны и ели покачнулись в разные стороны, точно они завязли в этой трясине и напрасно старались из нее выбраться. Что их безобразило, так это бородатый лишайник, который въедался в живое дерево, сушил сучья и умирал тут же. Особенно жалкий вид имели болотные ели, одетые серыми лохмотьями этого лишайника. Как-то жутко в таком болотном лесу; ни один птичий голос не оживляет его мертвого молчания, — птица выбирает веселые места и любит больше всего ютиться по лесным опушкам. В болоте до поры до времени прячутся молодые выводки да косачи, когда после весенних шумных раутов они начинают терять свое брачное оперение.

Река была густо опушена вербой, ольхой и кустами смородины. Повороты она делала изумительные, точно раздавленная змея. Здесь было уже прохладно, и опускавшееся солнце золотило только верхушки леса. После недавнего зноя, от которого струился воздух, как бывает только в самые сильные жары, идти по берегу Дикой Каменки было одно удовольствие. Раздвинешь куст смородины, и точно обдаст застоявшимся ароматом. Как все горные речонки, Дикая Каменка состояла из небольших плес, где вода стояла как зеркало, и мелких переборов, где она бежала с тихим ропотом. В одном месте из сухарника (сухой лес) образовалась целая плотина. Мы высматривали каждое плесо, каждую заводь, не покажутся ли утки.

Источник

Тесты на обособление обстоятельств

Тесты на обособление определений

Отметьте номера предложений, в которых слова, набранные курсивом, выделяются запятыми

1) В осколке зеркала повешенного перед шофёром Римский видел его радостные глаза.

2) На сцену вышла юная красавица в бальном платье держащая в руках золотой подносик.

3) На подносе лежала перевязанная конфетной лентой толстая пачка.

4) Канавкин никак не ожидавший такого оборота дела дрогнул.

5) Вспомнившиеся ему тут же собственные стихи его показались почему-то неприятными.

1) Толстая женщина ухаживавшая за Иваном благоговейно посмотрела на профессора.

2) Сидящий за столом Римский с самого утра находился в дурном расположении духа.

3) Утомленный длинной речью я закрыл глаза и уснул.

4) Они решили обосноваться на окруженной лиственным лесом поляне.

5) Подбадриваемая ударами плети лошадь, храпя и фыркая, неровными, напряженными прыжками рвалась вперед.

1) Точно вырезанные из черного дерева силуэты двигались вокруг костра.

2) Вдруг вся степь всколыхнулась и охваченная ослепительным голубым светом расширилась.

3) В момент особенно яркой вспышки Алеша увидел бежавших домой рыбаков.

4) Весь взъерошенный и выпачканный красками он (Берсенев) стоял перед затянутым холстом.

5) Передо мной тянулось взволнованное ночною бурею море.

1) Возобновилась тишина морозная и светлая .

2) Покрытые инеем скалы уходили в неясную озаренную даль.

3) Волнуемый воспоминаниями я забылся.

4) Наполненные грузом и людьми тяжелые машины взбираются на высокие перевалы.

5) Ребёнок объятый неведомым ужасом жался к ней со слезами на глазах.

1) Лесной край загадочный и огромный простирался вокруг в сумраке ночи.

2) Я погрузился в размышления большей частию печальные .

3) Подгоняемая волнами и ветром лодка быстро неслась по волнам.

4) Распускаются листья на кустах. Выходят из-под земли крепко спавшие всю зиму животные.

5) Он лежал неподвижный, безучастный ко всему .

1) Окружавший нашу поляну лес при месячном освещении казался гигантскими водорослями.

2) Под каблуком иногда ломалось оконное стекло льда затянувшего пустую лужу.

3) Нас встретил молодой парень лет двадцати высокий и красивый .

4) Свиридов тепло одетый для полета казался толстым и неуклюжим.

5) Погруженный в это занятие он вдруг заметил, что кто-то следит за ним.

1) Ваня покусывал губы сизые после купания .

2) Доносившийся снизу шум моря говорил о покое.

3) Струйки дыма вились в полном влаги и свежести моря ночном воздухе.

4) Мягкое и серебристое оно (море) сливалось там с синим южным небом и крепко спало.

5) Звенящие по ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь.

1) Погруженный в свои мысли Чечевицын ничего не ответил на этот вопрос, а только сильно надул щеки.

2) Она питала к нему доверчивую нежность ровную и глубокую .

3) Овеянные первой оттепелью вишневые сады хорошо пахнут.

4) Зачарованная Марфуша развязала платок и все махала и махала вслед улетающим птицам.

Читайте также:  Как поймать судака в речке

5) Дикое пустынное впечатление производит растянувшаяся вдоль бурной реки глубокая горная ложбина.

1) Это, должно быть, высыхает мох наполненный растаявшим снегом.

2) Белокурые, вьющиеся от природы волосы живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб.

3) Бледный он лежал на полу, держа в правой руке пистолет.

4) Штабс-капитан указал мне пальцем на поднимавшуюся прямо против нас гору.

5) Впереди нас темно-синие вершины гор изрытые морщинами рисовались на бледном небосклоне.

1) Уже мы различали почтовую станцию и кровли окружающих её саклей.

2) В глазах Веры выражались недоверчивость и что-то похожее на упрек .

3) Он шел по извивавшейся между деревьями тропинке.

4) Угрюм и одинок, грозой оторванный листок я вырос в сумрачных стенах, душой − дитя, судьбой − монах.

5) Высившиеся там и сям могильные курганы глядели сурово и мертво.

Тесты на обособление обстоятельств

Отметьте номера предложений, в которых слова, набранные курсивом, выделяются запятыми

1) Снежинки падали на землю нехотя, медленно

2) Заметив ловушку выпь забилась в тару и вытянула шею.

3) Благодаря этим наводящим вопросам она рассказала по порядку все происшедшее.

4) Он приближался к берегам светлого ручья, который журча и сверкая бежал по золотому песку.

5) Сев на стул я невольно залюбовался его пальцами.

1) Ипполит Матвеевич лучезарно улыбаясь вошел в коридор.

2) Они шли не торопясь, не смея оглянуться.

3) Так решили поступить исходя из имевшихся данных за прошлые годы .

4) Он женился и вопреки пословице не переменился.

5) Он шагал по грязи закинув бешмет за спину .

1) Подъехав к концу снасти старик осторожно начал выбирать её в лодку.

2) Всё это рассыпавшись по зеленому сукну загромоздило канцелярский стол.

3) Охотник не спеша перепоясался патронташем.

4) Пока не перевелись на Руси олухи, что подписывают бумаги не читая , нашему брату можно жить.

5) Соперники несколько раз встречались и победоносно поглядывая друг на руга следовали дальше.

1) Он работал не покладая рук.

2) Желая проверить свои предположения Левинсон пошел на собрание заблаговременно.

3) Извозчикис криком и бранью колотили лошадей,которые фыр­кали, упирались и не хотели низа что в свете тронуться с места несмотря на красноречие кнутов.

4) Взглянув кверху можно было заметить, что выяснившееся небо начинало светлеть на востоке.

5) Там, в темноте, чьи-то глаза смотрели не мигая .

1) Остап Бендер наступая на шнурки от своих ботинок направился к Вострикову.

2) Проходя мимо двери отца Федора мстительный сын турецкого поданного пнул её ногой.

3) Мастер стоял задумавшись.

4) Вопреки предсказанию моего спутника погода прояснилась и обещала нам тихое утро.

5) Прогрессируя наша историческая наука дала множество новых разветвлений.

Тесты на обособление (все правила)

Отметьте номера предложений, в которых слова, набранные курсивом, выделяются запятыми

1) Пушкин сразу окунулся в жизнь старой рос­сийской столицы став популярной личностью в московском обществе.

2) Детские впечатления яркие, сильные, навсег­да остаются в памяти.

3) С одному лишь ему присущим даром Пуш­кин передал неповторимый аромат московско­го бытия.

4) На земле усыпанной пожелтевшими листь­ями белеет могила Пушкина.

5) Хмурое осеннее небо наводило тоску на Ев­гения.

1) Через четыре месяца Александра Пушкина увезли из имения деда по матери О.А. Ганнибала Muхайловское

2) Старинную часть Москвы окрестности Чистых прудов они облюбовали для жительства.

3) Ивана по прозвищу «коломенская верста» они пригласили пожить на даче.

4) Она первая моя учительница была всегда мне дорога.

5) Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин давно стал классиком.

1) В траве на обочине дороги что-то белело.

2) Старушка рассказала мне посмеиваясь над собой что вот прижилась в этих пушкинских местах.

3) Он шел не спеша.

4) Она работала не покладая рук.

5) Судя по всему весна будет ранняя.

1) Часовой черноморский казак закричал спро­сонья диким голосом.

2) Урядник услышав звон колокольчика вышел к воротам.

3) На дворе обведенном оградой стояла другая лачужка.

4) Я с трудом спускаясь пробирался по крутизне.

5) Спустя несколько минут с противополож­ной стороны показалась белая фигура.

1) Побудившая его плыть причина была на бе­регу.

2) Человек среднего роста в татарской бараньей шапке вышел из лодки.

3) Перед огнем на опрокинутой кадке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником.

4) Там за седыми горами темный хмурился лес.

5) Отец по специальности химик-практик не получил ни среднего, ни высшего образования.

1) Судьбы людские! Счастливые и несчастные, простые и сложные они не только прошли пе­ред глазами Михаила Шолохова, но радостью и горем прожгли его душу.

2) В книге рассказывается о судьбе простого русского солдата.

3) Это одна из страшных человеческих судеб искалеченных войной.

4) Отразивший сотни танковых атак командир никогда не трусил.

5) Самого Шолохова видим мы в конце взволновавшего душу рассказа.

1) Только испытав всю боль утрат и радость noбед можно так написать.

2) Разве не оттуда из самых глубин народного горя появился потрясающий рассказ «Судьба человека»?

3) Но встретив после воины на дороге мальчишку-сироту он сердечно откликнулся на чу­жое горе.

4) Он шел поникнув головой.

5) О неудачах он говорил нехотя.

1) Убежденный гуманист Достоевский призывал: «Смирись, гордый человек!»

2) Инженер Иван Николаевич Петров был новатором.

3) Мне как человеку солидному не стоило пред­лагать играть в горелки.

4) Мы космонавты всегда штурмуем неизведанное.

5) Артисты по призванию они неизменно да­вали концерты на фронтах.

1) В тесноте колыхавшейся кареты Наташа в первый раз представила себе то, что ожидает ее на бале.

2) А вопрос не решенный дипломатами еще меньше решается порохом и кровью.

3) Ослепленная красотой зала Наташа вдруг остановилась.

4) Очарованная красотой ночи она долго не могла уснуть.

5) Тяжело раненный князь Андрей, покидая го­рящую Москву, встретился с семьей Ростовых.

1) В бревенчатом доме в квартире отца пахло угольным дымом.

2) Наташа стоя на коленях испуганно глядела на него.

3) Братья работали спустя рукава.

4) Несмотря на назначение служить при штабе князь Андрей непосредственно участвовал в сражениях.

5) В туманной дали над рекой был виден мост.

1) Старый артиллерист он не боялся и морс­ких бурь.

2) Я знаю Бунина как тончайшего лирика.

3) Огромная собака по кличке Трезор вбежала в комнату.

4) Иван как замечательный борец был при­глашен в сборную.

5) Комната как закрытое пространство.

1) Несчастью верная сестра надежда в мрач­ном подземелье разбудит гордость и веселье.

2) Современник Чехова Гиляровский по харак­теру своему был человеком не тогдашнего, че­ховского времени.

3) Хозяин мой доктор был вечно занятый молчаливый человек.

4) Caм человек работящий он не выносил лени.

5) Через час слева показались полузатопленные водой кусты и редкие прошлогодние камыши.

1) О, Родина святая, какое сердце не дрожит тебя благословляя.

2) И шумя и кружась колебала река отражен­ные в ней облака.

3) В домах несмотря на ранний час горели лам­пы.

4) Не смолкая бушует метель за окном.

5) Чьи-то глаза смотрели не мигая.

1) Сумерки тихие, ясные спустились на землю.

2) Племена населявшие Индию и Кавказ, Ки­тай и Африку знали зерна дикой пшеницы и ячменя.

3) Раздался звук замирающей вдали трубы.

4) Мне взрослому было немного стыдно.

5) Две девочки на вид лет восьми и десяти сидели рядом.

1) Стоят и те трое, хмурые все.

2) Утром и днем в холодноватой синеве неба видны были темные точки улетавших на юг гусиных стай.

3) Вода синяя, холодная освежила нас.

4) В осенние сумерки на лесных полянах соби­раются стаи птиц готовящихся лететь на юг.

5) Сопровождаемый офицером комендант во­шел в дом.

Читайте также:  В тишине над рекой тихо светит луна

1) Добродушный старичок больничный сторож тотчас же впустил его.

2) А враги дурни думают победить такую силу.

3) Она красавица по мнению юнкера, была глупа.

4) Мне как директору приходится за всё отве­чать здесь.

5)Даже сюда через озеро доносились звуки песен.

1) Часто моросит мелкий дождь закрывая тон­кой кисеей лесные дали.

2) Опускаясь только для ночлега эти сильные птицы целый день проводят в воздухе.

3) Лес оставаясь самим собой каждый день радовал нас обновами.

4) Он шел напевая и приплясывая.

5) Бульба по случаю приезда сыновей велел со­звать всех сотников.

1) Этот частокол — западня для деревенских котов любителей рыбы.

2) Известный русский лингвист В.В. Виногра­дов был самобытным мыслителем, выдвигав­шим новые теории.

3) Она машинистка со стажем признавала сво­им начальником только Лазарева.

4) Молчаливый гость он неподвижно сидел с закрытыми глазами.

5) Там вдали метрах в семистах от шоссе чернели верхушки ивняка.

1) Боясь упасть при спуске мы решили пройти дальше вдоль ручья.

2) Волнуясь он заговорил о случившемся с ним в горах.

3) Улицы прихотливо изгибались взбегая на холм петляли.

4) И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.

5) Спустя три недели начались у нас дожди.

1) На шкафах, на книжных полках стояли бю­сты античных героев с годами сделавшихся как бы членами семьи − так все они были знако­мы и привычны.

2) Осенние желтые листья сыплются с березы под моим окном.

3) Серьезный, с истомленным лицом он зорко всматривался в темноту.

4) Усыпанные березовым листом поляны были полны солнца.

Источник

Контрольная работа по русскому языку (10 класс) вводный контроль

Контрольная работа (вводный контроль)

1. Путешественника, впервые отправляющегося в центральные районы высокого Тянь-Шаня, изумляют прекрасные дороги, проложенные в горах. 2. Множество машин движется по горным дорогам. 3. Наполненные грузом и людьми, тяжелые машины взбираются на высокие перевалы, спускаются в глубокие горные долины, поросшие высокой травою. 4. Чем выше поднимаемся в горы – чище, прохладнее воздух. 5. Ближе к нам вершины горных хребтов, покрытые снегом. 6. Дорога, огибающая голые скалы, вьется по глубокой ложбине. 7. Горный поток, стремительный и бурный, то подмывает дорогу, то теряется в глубоком каменном русле.

8. Дикое, пустынное впечатление производит раскинувшаяся вдоль бурной реки глубокая ложбина. 9. Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь. 10. Редкое дерево виднеется на берегу реки. 11. Маленькие степные зайцы прячутся в траве, прижав уши, сидят возле врытых в землю телеграфных столбов. 12. Стадо джейранов перебегает дорогу. 13. Далеко видно этих мчащихся по степи легконогих животных. 14. Остановившись на берегу шумной реки, размывавшей край горной дороги, на склонах горы можно рассмотреть в бинокль стадо горных серн. 15. Чуткие животные поднимают головы, вглядываясь в пробегающую дорогу.

Задания к тексту:

Выписать несколько слов (2-3) с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, подобрать к ним проверочные слова.

Выписать несколько (2-3) словарных слов.

Выписать глагол на –тся/ться, объяснить его правописание.

Выписать полное прилагательное или причастие с безударным окончанием, объяснить его правописание.

Выписать несколько сложных слов.

Выписать два предлога, одно деепричастие.

Указать номер предложения, осложненного обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Указать номер предложения, осложненного обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Указать номер предложения, осложненного однородными членами предложения.

Выписать слово в переносном значении (в составе словосочетания).

Источник

ПОВТОРЕНИЕ СТИЛИСТИКИ. 348. Перепишите предложения, исправляя в них ошиб- ки в словоупотреблении

348. Перепишите предложения, исправляя в них ошиб- ки в словоупотреблении. Укажите характер каждой ошибки (непонимание значения слова, употребление вместо нуж- ного слова другого, близкого по звучанию или по значе- нию, употребление слова с неподходящей стилистической окраской, нагромождение лишних слов, неоправданное повторение одних и тех же или однокоренных слов, логи- ческие ошибки в соотнесении понятий и т. д.).

1. Студенты успешно выполнили заданное на преды- дущем занятии задание. 2. Вначале молодым спортсме- нам было трудно заниматься, но, преодолевая силу во- ли, они на примерах показали, как надо заниматься. 3. Вопрос о непечатании этих очерков усугубляется тем, что большинство из них уже были напечатаны. 4. Раз- вёрнутая в данный период времени работа по решитель- ной перестройке всей работы дала положительные ре-зультаты. 5. На пространстве нескольких километров от станции земельное полотно дороги уже усеяно ровным слоем гравия и утрамбовано. 6. Следует отметить в рабо- те следующий недостаток: тема получила недостаточно полное раскрытие. 7. В спорте большое значение играет упорная тренировка, выдержка, упорство. 8. Комиссия отметила, что большинство времени уходило на пред- ставление излишних отчётов. 9. Щенок лопал с такой жадностью, что скоро блюдце кончилось, и он влез в него обеими лапами. 10. Невозможность заниматься постоян- но и прерывистое чтение мешали хорошей усвояемости материала. 11. Ясный ум и руководящие способности по- могли молодому руководителю организовать такую боль- шую организацию. 12. Строители дома придавали на всем протяжении строительства первоочередное внима- ние своевременному окончанию работы. 13. Редкие кни- ги хранятся в хорошо оборудованных хранилищах, обес- печивающих их полную сохранность. 14. Не желая ро- нять авторитет молодого врача, профессор поддержал его точку зрения на научной конференции. 15. Вряд ли ге- рои этих рассказов надолго сохранят свою жизнь в памя- ти читателя.

349. Выберите один из заключенных в скобки вариан- тов. Мотивируйте свой выбор.

1. На ближайший поезд билеты с (плацкартам — плацкартой) уже проданы. 2. В официальном приказе указано, что А. М. Сергеев в течение апреля был в (от- пуске — отпуску). 3. В продажу поступила первая пар- тия (мандарин — мандаринов). 4. Препараты хранятся в (спирте — спирту). 5. Автор внёс ряд (корректив — коррективов) в рукопись своей работы. 6. Нужно до- полнительно купить дюжину (простынь — простыней). 7. В ближайшее время в нашем районе будет построено ещё несколько (яслей — яселъ). 8. Словно бабочки, перед глазами мелькали живописно разрисованные (вееры — веера). 9. Стихи были (удачные — удачны) и по содер- жанию и по форме. 10. Полярники пробыли на льдине(283 — в течение 283) суток. 11. Успеваемость в классе составляет 94,7 (процента — процентов), 12. Семена подсолнуха (дробятся, разминаются и отмываются — дробят, разминают и отмывают) холодной водой от примесей. 13. Лицо мальчика стало (красное — крас- ным) от мороза. 14. Ряд докладов на эту тему уже (было сделано — был сделан). 15. Местная пресса, в частности ежедневные газеты, (уделяет — уделяют) много вни- мания вопросам культуры. 16. (Щупальцы — щупаль- ца) осьминога крепко держали свою жертву. 17. Боль- ной не терял ни (бодрость — бодрости), ни (надежду — надежды). 18. (Что — чего), кроме осуждения, заслу- живает подобное бюрократическое отношение? 19. Мы не успели спрятаться от дождя и (промокнули — про- мокли) до нитки. 20. Если бы не бдительность стрелоч- ника, поезд неизбежно сошёл бы с (рельс — рельсов). 21. На портретах А. П. Чехов изображен в пенсне, (которое — которые) тогда часто носили вместо очков.

350. Перепишите текст, устраняя речевые недочеты. Исправляя ошибки, помните, что необходимо полностью сохранить смысл фразы.

Путешественника, впервой отправляющегося в цент- ральные районы высокогорного Тянь-Шаня, изумляют и восхищают отличные, прекрасные горные дороги. Ог- ромное множество машин и транспорта двигается по горным дорогам. Тяжелые машины, нагруженные тя- жёлым грузом и людьми, то всползают на высокие гор- ные перевалы, то опускаются в глубинные горные доли- ны. Чем выше горы, тем чище и прохладнее воздух. Стремящийся и бурливый горный поток то перебивает горную дорогу, то теряется в глубоком каменном русле. По бокам виднеются обломки скал, напоминающие ру- ины и развалины. Дикое, пустынное впечатление пред- ставляет раскинувшаяся вдоль горной реки глубокая горная ложбина. Дикую степь покрывают стебли высох- ших трав. Редкое дерево виднеется на берегу горной ре- ки. Маленькие степные зайцы прячутся в траве, прижав уши. Стадо джейранов перебегает дорогу. На склонах гор можно приметить стадо горных серн. Чуткие живот- ные, вглядываясь в пробегающую внизу горную дорогу, возвышают головы, ибо боятся нападения хищников. Кто хоть раз побывал в этих местах, никогда этих мест не забудет.

Читайте также:  От куда начинается река урал

351. Перепишите текст, устраняя речевые недочеты. Помните, что необходимо сохранить смысл фразы.

В книгах полярных экспериментаторов, подробно из- лагавших охоту в холодных странах, почти нет указа- ния, чтобы белый медведь по собственной инициативе нападал на человека. Обычно во всех случаях агрессив- ной стороной являлся человек. Опытные полярники зна- ют, что при встрече с человеком сытный зверь не даёт сигналов враждебности. Он как бы с большим удивлени- ем разглядывает невиданное двуногое существо, стара- ясь детальнее узнать его и обнюхать. Для хорошо воору- жённого путешественника такая встреча опасности не составляет. Иначе чувствует себя в таких случаях нево- оружённый человек, в руках которого не находится ни- чего, кроме простых лыжных палок. Не всегда, однако, встреча с белым медведем приво- дит к мирному финалу. Однажды белый медведь долго гонялся за группой высадившихся на берег Новой Земли учёных. По всем признакам голодный зверь имел жела- ние воспользоваться неожиданно подвернувшейся добы- чей. Трудно сказать, чем окончилась бы погоня за улепё- тывавшими от него безоружными людьми. От опасности путешественников спасла предприимчивость студен- та-геолога. Убегая, он стал сбрасывать с себя части кос- тюма. Медведь внимательно занимался то бросаемой ме- ховой шапкой, то рукавицами, то студенческим пиджа- ком. Это помогло людям вовремя прибежать и спустить на воду шлюпку. Отъехав от берега, долго наблюдали они, как шарахается по берегу упустивший лакомую до- бычу голодавший зверь.

Источник

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ И УТОЧНЯЮЩИМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

414.Прочитайте и укажите обособленные члены предложе­ния. Объясните пунктуацию.

1) Тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, по­крытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохранившем последний отблеск зари. 2) Волнуемый воспоминаниями, я забылся. 3) Мы с Печориным сидели на почётном месте, и вот к нему подошла меньшая дочь хо­зяина, девушка лет шестнадцати, и пропела ему. 4) Из уг­ла комнаты на неё смотрели другие два глаза, неподвиж­ные, огненные. 5) Изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. 6) Возвратясь, я нашёл у себя доктора. 7) Вопреки пред­сказанию моего спутника, погода прояснилась.

§ 75. ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ

1. Обособляются и отделяются на письме запятыми оди­
ночные и распространённые согласованные определения,
если они относятся к личному местоимению, например:

1) Утомлённый долгой речью, я закрыл глаза и за­
снул. (Л.); 2) А он, мятежный,просит бури, как будто в
бурях есть покой. (Л.); 3) Но ты взыграл, неодолимый,и стая тонет кораблей. (П.)

Примечание. От обособленных согласованных определений, выраженных прилагательными и причастиями, необходимо отли­чать прилагательные и причастия, входящие в составное именное сказуемое, например: 1) Он пришёл особенно возбуждённыйи весёлый. (Л. Т.); 2) Он пошёлдомой грустныйи усталый.(М. Г.) В этих случаях прилагательные и причастия могут быть поставлены в творительном падеже, например: Он пришёл осо­бенно возбуждёнными весёлым.

2. Обособляются и отделяются на письме запятыми
распространённые согласованные определения, если они
стоят после определяемого существительного: 1) Офи­
цер, ехавший верхом,,натянул поводья, остановился на
секунду и обернулся вправо. (Купр.); 2) Струйки дыма ви­
лись в ночном воздухе, полном влаги и свежести моря. (М. Г.) (Ср.: 1) Ехавший верхом офицер натянул пово­
дья, остановился на секунду и обернулся вправо.

2) Струйки дыма вились в полном влаги и свежестиморя ночном воздухе — обособления нет, так как опреде­
ления стоят перед определяемыми существительными.)

3. Обособляются одиночные согласованные определе­
ния, если их два или больше и они стоят после опреде­
ляемого существительного, в особенности если перед ним
уже есть определение: 1) Кругом было поле, безжизнен­
ное, унылое.(Бун.); 2) Солнце, великолепное и яркое,поднималось над морем. (М. Г.)

Иногда определения так тесно связаны с существитель­ным, что последнее без них не выражает нужного значе­ния, например: В лесу Ефрема ждала атмосфера удуш­ливая, густая, насыщенная запахами хвои, мха и гниющих листьев. (Ч.)Слово атмосфера приобрета­ет необходимое значение лишь в сочетании с определения­ми, и потому они не могут быть от него обособлены: важно

не то, что Ефрема «ждала атмосфера», а то, что эта атмо­сфера была «удушливая», «густая» и т. п. Ср. ещё один пример: Лицо его [вожатого] имело выражение довольноприятное, но плутовское(П.), где определения тоже тесно связаны с определяемым словом и поэтому не обособ­ляются.

4. Согласованные определения, стоящие впереди определяемого существительного, обособляются, если име­ют добавочное обстоятельственное значение (причинное, уступительное или временное). Эти определения часто от­носятся к собственным именам: 1) Привлечённые све­том, бабочки прилетели и кружились около фонаря. (Акс); 2) Утомлённый дневным переходом, Семёнов заснул скоро. (Кор.); 3) Ещё прозрачные, леса как будто пухом зеленеют. (П.); 4) Не остывшая от зною, ночь июльская блистала. (Тютч.)

5. Несогласованные определения, выраженные косвен­ными падежами существительных с предлогами, обособля­ются в том случае, если им придаётся большая самостоя­тельность, т. е. когда они дополняют, уточняют представ­ление об известном уже лице или предмете; это обычно бывает, если они относятся к собственному имени или лич­ному местоимению: 1) Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади,стоял за толпой и смотрел на Ал-патыча. (Л. Т.); 2) Сегодня она, в новом голубом капо­те,была особенно молода и внушительно красива. (М. Г.); 3) Элегантный офицер, в фуражке с золоты­ми дубовыми листьями,кричал в рупор что-то капи­тану. (А. Н. Т.) Ср.: Больше всех был недоволен задерж­кой инженер с громовым голосом, в черепаховых оч­ках.(Пауст.)

Несогласованные определения, выраженные косвенны­ми падежами существительных, кроме того, обычно обо­собляются: а) когда следуют за обособленными определе­ниями, выраженными прилагательными и причастиями: Мальчик, стриженый, в серой блузе,подал Лаптеву чаю без блюдечка. (Ч.); б) когда стоят впереди этих опреде­лений и связаны с ними сочинительными союзами: Бедный гость, с оборванной полото и до крови оцарапанный,скоро отыскал безопасный угол. (П.)

415. Спишите, расставляя знаки препинания и объясняя их употребление. Обособленные согласованные и несогласованные определения подчеркните.

I. 1) Только люди способные сильно любить могут ис­пытывать и сильные огорчения; но та же потребность лю­бить служит для них противодействием горести и исцеляет их. (Л. Т.) 2) Улица ведущая в город была свободна. (Н. О.) 3) Они вступили в коридор узкий и тёмный. (Г.) 4) Ленивый от природы он [Захар] был ленив ещё и по сво­ему лакейскому воспитанию. (Гонч.) 5) Страстно предан­ный барину он, однако ж, редкий день в чём-нибудь не солжёт ему. (Гонч.) 6) Мужчина лет тридцати здоровый красивый и сильный лежал на телеге. (Кор.) 7) Земля и не­бо и белое облачко плывущее в лазури и тёмный бор не­внятно шепчущий внизу и плеск невидной во мраке речки всё это знакомо всё это ему родное. (Кор.) 8) Рассказы ма­тери более живые и яркие производили на мальчика боль­шое впечатление. (Кор.) 9) Покрытые инеем они [скалы] уходили в неясную озарённую даль искрящиеся почти про­зрачные. (Кор.) 10) Ударил мороз в 30, 35 и 40 градусов. Потом на одной из станций мы уже видели замёрзшую в термометре ртуть. (Кор.) 11) Ржавая осока всё ещё зелёная и сочная склонялась к земле. (Ч.) 12) Песня тихая тягучая и заунывная похожая на плач и едва уловимая слухом слы­шалась то справа то слева то сверху то из-под земли. (Ч.)

Источник