Меню

Что такое трасса реки



речная трасса

Тематики

  • нефтегазовая промышленность

Синонимы

Справочник технического переводчика. – Интент . 2009-2013 .

Смотреть что такое «речная трасса» в других словарях:

Речная улица (Салават) — У этого термина существуют и другие значения, см. Речная улица. Речная улица Салават … Википедия

Улица Речная (Салават) — У этого термина существуют и другие значения, см. Речная. Речная улица Общая информацияРоссия Район старый Прежние названия … Википедия

Общественный транспорт Липецка — представлен четырьмя видами транспорта: трамваями, троллейбусами, автобусами и маршрутными такси. Содержание 1 ПЕРСПЕКТИВЫ 1.1 Действующие маршруты … Википедия

Олимпийские и Паралимпийские сооружения 2012 — 2012 Летние Олимпийские игры Заявки Детали заявки … Википедия

Брэндс-Хэтч — Brands Hatch … Википедия

Эльзас — Координаты: 48°30′00″ с. ш. 7°30′00″ в. д. / 48.5° с. ш. 7.5° в. д. … Википедия

Ельзас — Координаты: 48°30′00″ с. ш. 7°30′00″ в. д. / 48.5° с. ш. 7.5° в. д. … Википедия

Эльзасец — Координаты: 48°30′00″ с. ш. 7°30′00″ в. д. / 48.5° с. ш. 7.5° в. д. … Википедия

Кемеровская область — Координаты: 54°56′ с. ш. 87°14′ в. д. / 54.933333° с. ш. 87.233333° в. д. … Википедия

Транспорт Санкт-Петербурга — Санкт Петербург крупнейший транспортный узел северо запада России и второй в стране после Москвы. В городе сходится ряд важных железнодорожных и автомобильных магистралей, имеются крупные морской (в Финском заливе Балтийского моря) и речной … Википедия

Источник

Водные пути России.

Единая глубоководная система Европейской России, которая обеспечивает проводку крупнотоннажных судов с осадкой до 3,5 м, своим единством в старину была обязана трудным волокам, сегодня — рукотворным водным путям. Назову основные:

Беломоро-Балтийский канал. Он «приблизил» Белое море к Балтийскому в 4 раза.

Канал имени Москвы дал столице выход непосредственно на Волгу и на 1000 км сократил водный путь к городам Северо-Запада. Кроме того, избавил москвичей и промышленность города от жажды.

Волго-Донской канал связал Волгу с Черным и Азовским морями.

Волго-Балтийский канал — глубоководный путь из Белого и Балтийского морей в Волжский бассейн. Благодаря ему, речные суда, следуя из Волги к Санкт-Петербургу, затрачивают не 18, а 2,5 суток, как бывало при наших дедах.

Уверен, «среднестатический россиянин» способен без мысленного усилия назвать первый и третий. Чтобы вспомнить и правильно назвать второй и четвёртый, необходимо морщить лоб и время на обдумывания. И мало кто знает, что действующих рукотворных отечественных рек, рассчитанных на судоходство, много больше, считая каналы местного значения. Внушителен и список бывших. Наиболее значительные из последних Вышневолоцкая, Мариинская и Тихвинская водные системы. Это в Европейской части России. Русская Азия может представить любознательному уму Обь-Енисейский судоходный канал, с 1942 года заброшенный.

Интересно, с чего началось у нас «водное рукотворчество». Разумеется, и в древности наши предки «подправляли природу», вторгаясь во владения речных нимф. Как могли, ручным инструментом углублялись в донные наносы, срезали местами берега, спрямляли каналами излучины рек, тянули русла как можно дальше в сторону волока с двух сторон.

Нужда в каналах была всегда, но не всегда технические возможности могли её удовлетворить. Такое по плечу оказалось Петру I. Подтолкнула острая необходимость наладить доставку хлеба и других грузов в отвоёванную у шведов Ингерманландию, строящемуся Петербургу. Соединить Волгу с Балтийским морем царь решил там, где издревле наши предки волокли посуху гружёные суда из одного речного бассейна в другой. Там возник Вышний Волочек, город обслуги трудного дела. В 1703 году было велено сверху приступить к работам, через 6 лет исполнено мужицкими руками и умом голландских мастеров под присмотром царского стольника князя Гагарина. Почти трёхвёрстный канал, шириной 7 сажен, с водохранилищами, связал волжский приток Тверцу с речкой Цной, впадающей в Мсту на «балтийском склоне». Дальше речные суда двигались обычным путём: из Мсты в Ильмень-озеро, оттуда Волховом в бурную, опасную Ладогу, потом Невой до пристаней немецкого города русского царя, ставшего в 1712 году столицей империи. На первый отечественный канал легла вся тяжесть пассажирских и грузовых перевозок в одну сторону, пока не вступил в строй сухопутный тракт между столицами (о нём в своём месте). Не удивительно, что первый блин пошёл комом из-за нехватки воды для свободного хода судов. Доводку канала осуществил М.И. Сердюков, инженер-конструктор, самородок из бурятов. В 1719 году Пётр Алексеевич передал ему на содержание весь Вышневолоцкий путь. Через 55 лет государство его выкупило и перестроило с целью повышения уровня воды. Реконструкции производились и позднее на разных участках пути. Был проложен обходной Ладожский канал, другой — для обода бурного Ильменя. Хотя появились новые водные дороги из Москвы в Санкт-Петербург, первый путь использовался для массового транзитного судоходства до конца XIX века. И сейчас два участка системы используются для местного судоходства.

Главные недостатки Вышневолоцкой водной системы, проявившиеся сразу (односторонность движения и мелководье), побудили энергичного царя Петра искать дополнительные пути. Возникла мысль соединить впадающую в Белое озеро реку Ковжу на «волжском склоне» с рекой «балтийского склона» Вытегрой. Последняя изливалась в Онежское озеро, соединённое с Ладогой легендарной Свирью. А там до новой столицы — обычным путём. Строительство канала и оборудование системы, названной Мариинской , началось только в 1799 году. Были возведены сложные гидротехнические сооружения для питания мелководных участков, построены шлюзы на Вытегре и Ковже. 21 июня 1810 г. по Мариинской системе открылось сквозное движение судов. Первые годы эксплуатации водного пути показали многие его неудобства: частая перегрузка с судов на суда разной осадки и типов, что замедляло и удорожало доставку грузов. Не случайно в то время сложилась поговорка: «За морем телушка — полушка, рубль перевоз». Чтобы обеспечить безопасность движения, пришлось рыть каналы в обход Белого и Онежского озер. На это ушло более 40 лет. Дополнительные работы продолжались по 1883 год, после чего система приняла свой окончательный вид. В нее вошли: река Шексна от устья Белозерского канала до впадения в Волгу у Рыбинска, Белозерский обводной канал, река Ковжа, Новомариинский канал, река Свирь, Новосясьский канал, Новоладожский канал и Нева. Впоследствии Мариинская система еще несколько раз перестраивалась и совершенствовалась. Бурлаков сменила конная тяга, цепь, проложенная по дну, позволяла двигаться против течения. Система стала главным «хлебным путем» в столицу. Несмотря на недостатки, по тому времени она считалась первоклассным гидротехническим сооружением и на Всемирной выставке в Париже в 1913 году была удостоена Большой золотой медали.

С древности из бассейна Волги в Прибалтику использовался «болотный» путь через Тихвин И на него «положил» глаз» зоркий царь. Однако работы здесь были начаты в 1802 году, продолжались 9 лет. Тихвинский канал связал Мологу, приток Волги, с Невой (через речки Чагодища и Сясь, Староладожский канал). Этот путь оказался самым коротким от Рыбинска до Петербурга — 924 км, тогда как по Мариинской системе — 1143 км, а по Вышневолоцкой — 1440 км. Недостатком Тихвинской системы (на фото — выше). была маловодность. Кроме того, она не была достроена. Однако, несмотря на все трудности, по ней проходило до 6 тысяч судов в год. Обслуживали ее 40 тысяч лошадей, десятки тысяч погонщиков и бурлаков. После постройки Николаевской железной дороги и с усовершенствованием Мариинской системы значение Тихвинского пути стало падать. В дальнейшем он использовался только для местных перевозок на отдельных участках и в высокую воду.

Чтобы даже вкратце описать старинные водные пути, какое-то время действовавшие на всём задуманном протяжении или отдельными местами, частично, после реконструкции вошедшие в ныне используемые системы, необходима книга, а у меня — статья. Поэтому ограничусь скороговоркой и простым перечислением славных реликтов, свидетельствующих о грандиозности замыслов наших предков и их исполнения.

Пётр Великий соединил-таки Дон с Волгой со второй попытки, избрав на этот раз Ивановское озеро, из которого вытекали тогда Дон и рукой было подать до реки Шать, притока Упы, что впадала в Оку. Этим путём в 1707- 08 годах прошло 300 судов. Затем инженерные работы прекратились.

В 1828 г. в окрестностях г. Кириллов был прорыт Топорнинский канал, соединивший Шексну с Сиверским озером, далее системой рек, озёр, в том числе Кубенским, и каналов с Сухоной, которая впадает в Северную двину. Начала действовать Северо-Двинская система. Она неоднократно переделывалась и совершенствовалась. Однако роль её после сооружения Беломорско — Балтийского канала сошла на нет. Теперь она обслуживает главным образом местную линию Вологда — Кириллов.

Читайте также:  Река в алжире шелифф

Еще в начале XVIII в. был задуман В. Н. Татищевым проект канала, соединяющего близко сходящиеся притоки Камы, Вычегды и Печоры на водораздельном болоте Гуменец. Сооружение его, начатое при Екатерине II, закончилось при её внуке. При этом русла рек не только не шлюзовали, но и не чистили, решив использовать канал для малого судоходства по вёснам. Так и использовали. В 1847 г. путь был закрыт «за ненадобностью», его использовали местные жители, проходя на лодках с Камы на Вычегду.

Ещё в старой России, до Петровской модернизации, возникла мысль о соединении бассейнов Оби и Енисея искусственным водным путем. На это наводило удобное расположение притоков двух великих сибирских рек, близко подходивших друг к другу. В 1875 — 1878 гг. была установлена возможность устройства канала между реками Кеть (правый приток Оби) и Кас (левый приток Енисея). Сооружение канала создало бы непрерывный чайный и иных восточных товаров путь от Иркутска до Тюмени, суливший большие экономические перспективы, но Государственный совет выделил лишь двадцатую часть необходимой для строительства суммы. Прокопан был только один участок протяженностью 7,8 км. В том виде путь оказался непригодным для транспортного использования и не оправдал возлагавшихся на него надежд. Сооружения приходили в ветхость, и, после того как вошла в строй Транссибирская железная дорога, водная система была окончательно заброшена.

При слове «Беломор» людям старших поколений вспоминается непритязательная пачка папирос. На ней была изображена розовым цветом европейская часть Советской России и полосками — основные каналы эпохи социализма. Сине-белая радуга-дуга над простором родины содержала гордое слово: Беломорканал. Этот рукотворный водный путь, протяжённостью 227 километров между Онежским озером и Белым морем, построенный между 1931-33 годами «ударными темпами», действительно стал гордостью первой пятилетки.

В выборе трассы большевики не были оригинальны. Её подсказали паломники, ходившие к святыням Соловецкого монастыря. Этот путь посуху, по рекам и озёрам, отмечен в «Книге Большому Чертежу» 1627 года. Во время Северной войны царь Пётр очень нуждался перевозках из Архангельска к причалам Невы.

2 августа 1933 года Беломорско-Балтийский канал имени Сталина был открыт. В Великую Отечественную войну первенец пятилеток претерпел значительные разрушения, южная его часть была полностью уничтожена. Сильно пострадали инфраструктура канала, ряд посёлков вдоль него. Объекты были восстановлены и канал был вновь введён в строй в июле 1946 года. Начались работы по электрификации сооружений и механизмов. Перепад уровней на северной части канала стали использовать для выработки электроэнергии гидроэлектростанциями. Здесь к месту сказать, что питание канала водой происходит естественным образом.

Значение ББК возросло после ввода в эксплуатацию современного Волго-Балтийского водного пути к середине 60-х годов, через который открылся выход в его систему. Пропускная способность канала и фактический объём грузоперевозок возросли в несколько раз. В ходе реконструкции 70-х годов гарантированная глубина судового хода была доведена до четырёх метров, и канал стал частью Единой глубоководной системы европейской части РСФСР. ББК дал жизнь населённым пунктам от Белого моря до Онежского озера. Глухой Повенец стал большим портом. Здесь развилась промышленность, главным образом деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная.

В «смутные» 90-е годы интенсивность судоходства по каналу значительно снизилась, но с XXI века объёмы грузоперевозок по каналу начали постепенно расти: в навигационный период 2007 года (165 суток) по каналу было перевезено 400 тысяч тонн, 2500 пассажиров. Не падает и стратегическое значение ББК для арктического побережья. Предел росту перевозок, наряду с другими техническими причинами, составляют минимальные габариты судового хода: глубина 4 м, ширина 36 м, радиус закругления 500 м. Размеры камер всех шлюзов — 135×14,3 м. Скорость движения судов оставляет желать лучшего.

Развитие туризма, его перспективы, делают водный путь в «Стране белых ночей» вечным.

Державное самолюбие Москвы изначально было уязвлено вторичностью столичной реки по отношению к царственной Волге. Летописцы зафиксировали желание государя Алексея Михайловича соединить Москву-реку напрямую с водным путём в сказочные восточные страны. Его энергичный сын пошёл дальше — заказал проект канала, но, ознакомившись со сметой, произнёс озадаченно: «Однако. » и спрятал бумагу под сукно. При Николае, правнуке Петра, канал с грехом пополам прорыли в 1850 году, да тут вступила в строй железная дорога Москва-Петербург — более дешёвый и быстрый путь. И мелководный, несовершенный канал вскоре приказал долго жить. Не думалось тогда москвичам, что скоро их дети и внуки выпьют из Москвы-реки всю воду, растащат по предприятиям.

Спохватились лишь при советской власти, когда река под стенами Кремля, по сути, превратилась в мелкий, мутный ручей. Столица пролетарского государства изнывала от жажды, речные судёнышки умирали по илистым берегам. С большевистской решимостью в 1931 году было принято политическое решение, утверждён Дмитровский проект. Инженеры решили перегородить Волгу плотиной у деревни Иваньково, близ устья реки Дубны. В весеннее половодье река упрется в плотину и разольется, образует новое рукотворное озеро — Иваньковское водохранилище, первое «московское море». Часть его воды продолжит путь по старому волжскому руслу, другая часть круто повернет на юг, в искусственное русло, и по высокой водяной лестнице начнет взбираться на высоту девятиэтажного дома, чтобы далее пройти по ровному и широкому водяному мосту и снова спуститься по крутой южной лестнице в Москву-реку. Расстояние от старинного села Тушина до устья реки Дубны, впадающей в Волгу, было 130 км.

Очередное, без преувеличения, чудо света было открыто 15 июля 1937 как Канал Москва — Волга. Через 10 лет, к 800-летию столицы он получил современное название Канал имени Москвы.

Сейчас трасса канала имеет 240 сооружений, из них 11 шлюзов, 40 плотин, 8 водохранилищ, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, три главные пристани (Большая Волга, Дмитровская и в Химках — Северный речной порт Москвы), а также многочисленные пристани местных линий. По каналу транспортируются строительные материалы, лес, зерно, нефть, уголь и др. Перевозки осуществляются судами грузоподъёмностью до 5000 т.

Архитектура производственных зданий гидросооружений канала у многих вызывает восхищение. Архитекторы исходили из того, что сооружения должны радовать, отражать внешний стиль социалистической эпохи — все для человека, все для вдохновенного его труда на благо Родины. Тех творцов давно нет, красота обрела иные стандарты, но она, согласимся, всегда спасает мир.

Читатель, подозреваю, привык, что, о каком бы канале на наших просторах ни зашла речь, у его истоков окажется фигура вездесущего Петра Алексеевича. Однако в первой попытке соединить Волгу и Дон, в месте их наибольшего сближения, русского царя опередил султан османов Селим II, пытавшийся проложить водный путь для своей армии, чтобы захватить Астрахань. Когда попытка не удалась, султан оправдывался перед историей: «Даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать». Спустя 128 лет Пётр повторил попытку и тоже отступил. Все проекты впоследствии не были реализованы по той главной причине, что движение по каналу Волго-Дон не могло осуществиться (кроме как в весеннее половодье) без всеобщей реконструкции рек. Такая работа оказалась по плечу большевикам. Проектные работы начались сразу по завершении Сталинградской битвы. Через 5 лет приступили к земляным работам. В работах было задействовано 8000 машин и механизмов. Водотранспортный канал протяженностью 101 км (из них около половины по трём водохранилищам), глубиной не менее 3,5 м, был построен за 4,5 года, что является уникальным сроком в мировой истории гидростроительства. Например, Панамский канал длиной 81 км, при таком же объёме работ строился 34 года, а 164-километровый Суэцкий — 11 лет. В исторический день 31 мая 1952 года (подарок к 35-летию Октября) между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. Москва реально превратилась в порт пяти морей. На следующий день по каналу, между Сталинградом и Калачом-на-Дону, началось движение судов. Именины канала состоялись в конце первого летнего месяца. Новый водный путь стал называться Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина.

Сегодня для прохождения полного пути из Волги в Дон суда должны пройти 13 шлюзов, разделённых на Волжскую шлюзовую лестницу (высота 88 м, состоит из 9 однокамерных однониточных шлюзов) и Донскую шлюзовую лестницу (высота 44 м, состоит из 4 шлюзов такой же конструкции). На весь путь затрачивается около 10-12 часов. Канал питается донской водой из Цимлянского водохранилища, так как Дон лежит выше Волги на 44 м. Системой насосных станций вода подаётся на водораздел, откуда самотёком поступает на волжский и донской склоны. Часть воды расходуется на орошение полей. Средняя продолжительность навигации на Волго-Донском канале составляет 211 суток. За это время может пройти до 5000 судов грузоподъёмностью до 5 тыс. т. Пропускная способность канала оценивается в 16,5 млн т грузов в год. В 2009 году по каналу перевезено 13,2 млн т грузов и пропущено 11 692 судна.

Читайте также:  Древние греки называли эту реку борисфен славяне славутич как называется эта река сейчас

Сложное слово Волгобалт (иначе Волго-Балт) тоже на слуху у многих наших соотечественников. Можно сказать, что Волго-Балтийский водный путь — это Мариинская система сегодня после её коренной реконструкции в 1960-64 годах или наследник трёх старых водных дорог, что ближе к истине, — Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской. Главное преимущество нового (обновлённого) пути длиной в 1100 км, при глубине судоходного фарватера 4,0 м, в том, что из него появился выход в Беломорско-Балтийский канал.

Основным участком нового пути является собственно Волго-Балтийский канал. Он соединяет Онежское озеро с Рыбинским водохранилищем у г.Череповец; длина канала от устья реки Вытегра до селения Торово 368 км. Канал пересекает Балтийско-Каспийский водораздел и имеет два склона: Балтийский и Каспийский. Северный склон крутой, южный — пологий. Верхний подходной канал шлюза №1 соединяется с Вытегорским водохранилищем. Затем следует гидроузлы со шлюзами №№ 2-6. Последний является границей между склонами канала. Водораздел преодолевается каналом длиной 39 км. Далее трасса канала проходит по реке Ковжа, Белому озеру и реке Шексна до Рыбинского водохранилища. На р. Шексна, в 121 км от её истока, расположен Шекснинский гидроузел с параллельными шлюзами №7 и №8. На северном склоне трасса пути совпадает с руслом р. Вытегра и проходит по водохранилищам, образованным гидроузлами.

Описываемый водный путь доступен для судов грузоподъёмностью около 5000 т, грузы перевозятся без перевалки. Суда идут прямо по озёрам (вместо движения по обходным каналам). Преобладают перевозки в самоходных грузовых судах; ведётся сквозная буксировка плотов. Впечатляюще возросла скорость перевозок (Череповец -Петербург 2,5-3 суток против 10-15 до реконструкции). То же грузооборот. Увеличился удельный вес смешанных железнодорожно-водных перевозок. Преобладающие грузы: железорудный концентрат на Череповецкий металлургический комбинат с Кольского полуострова; хибинский апатит, апатитовый концентрат, карельские гранит и диабаз в разные районы страны; лес и пиломатериалы из Архангельской и Вологодской областей на Юг, в Прибалтику, Санкт-Петербург и на экспорт; чёрный металл из Череповца, донецкий и кузнецкий уголь, уральский серный колчедан, соликамские калийные соли; зерно. В танкерах с Волги идут нефтегрузы для Северо-запада, Прибалтики, на экспорт. Через Санкт-Петербург каналом транспортируются импортные грузы для разных районов страны. В пассажирском движении отмечается значительно число туристских теплоходов.

Источник

Речная трасса, 5 букв?

Речная трасса, 5 букв?

Ну кто имеет хоть малейшее представление о том где находится quot; трасса quot; реки сразу поймет что здесь речь идет о р у с л е. Только в русле может течь река может быть еще рукотворный к а н а л но тогда бы вопрос звучал по другому.

Под речной трассой подразумевается путь реки , по которому течет река . А так как нам нужен ответ , который состоит из пяти букв , то для такого ответа идеально подходит такое слово , как РУСЛО . Слова на пересечении этого слова в кроссворде подтверждают правильность данного ответа .

Не знаю правильно это или нет, но мне кажется это слово — поток

На роль правильного ответа претендуют два равноправных кандидата: РУСЛО и КАНАЛ. Оба слова состоят из 5 букв. Вся разница между ними заключается в том, что РУСЛО — это естественная трасса реки, а КАНАЛ — искусственно проложенная людьми.

Суэцкий канал существовал уже в глубокой древности, но поддерживать его было очень тяжело, а затем в этих краях появились арабы со своими quot;кораблями пустыниquot; и решили, что Великий шлковый путь лишь пострадает от такого конкурента и начали планомерно его уничтожать. Время и пески завершили дело, чтобы много столетий спустя люди вновь проложили водную магистраль на фактически на том же месте.

На данный вопрос кроссворда правильный ответ мне удалось дать без особого труда.По моему мнению каждый, кто учился в школе знает то, что quot;речной трассойquot; можно назвать русло.Слово состоит из необходимых нам пяти букв, а следовательно это абсолютно верный ответ.

Такой речной трассой вполне можно назвать углубление в почве, по которому течет поток какой-либо реки. РУСЛО — правильный ответ на вопрос кроссворда. Этим же словом называют направление или путь, по которому идет что-либо: процесс, явление. Русло, в вопросе кроссворда, олицетворяет собой такую импровизированную дорогу или путь. Если учесть, что многие реки судоходны, то по ним действительно, как по трассам, перевозят грузы для разных хозяйственных нужд.

Там где ходят речные караваны, делают судоходные каналы, чтобы суда могли разойтись при встречи. Их прокладывают в русле реки, углубляя его.Каждый капитан знает это русло как свои пять пальцев. Иначе можно посадить корабль на мель или вообще перевернуться. А если не знает, то ему на помощь приходит лоцман, это его прямая обязанность. Ответ: Канал.

Обычно в кроссвордах речной трассой называется РУСЛО. Оно выполняет роль дороги, магистрали, по которой движутся самые различные суда — транспортные, пассажирские, торговые, военные.

Поэтому, вероятнее всего, это и будет ответ на заданный вопрос.

Сложновато отвечать на вопросы кроссворда, не видя слов на пересечении и не имея ни одной открытой буквы в качестве подсказки, поэтому попробуем мыслить логически: quot;трассаquot; — это линия, определяющая направление. Можно было бы остановиться на слове quot;линияquot;, если бы речь шла, скажем, о трассе морской или океанской, по которой движутся огромные круизные лайнеры, но тут упоминается река, поэтому предположим, что ответом будет слово quot;руслоquot;. Также можно попробовать ответ quot;каналquot; (в нм тоже пять букв) — русло, созданное искусственным путм в целях организации движения по нему, т.е. специально построенная трасса.

А может быть речная трасса — это русло? Канал тоже трасса, но канал искусственного происхождения, а русло, оно природой установленная трасса. Река любая течет по своему руслу, правда со временем потихоньку меняется, а иногда и довольно резко меняет направление. Но в целом русло остается неизменной трассой для потока воды в реке. Русло также из 5 букв, как и канал. Думаю, что правильный ответ — это quot;руслоquot;.

Думаю, что верным ответом будет слово- Русло. В вопросе верно его назвали трассой реки, если река широкая и глюбокая, то по руслу могут ходить различные суда. Верный ответ- Русло, слово состоит из пять букв и скорей всего подходит в кроссворд.

Источник

Что такое трасса реки

Река — это естественный водный поток больших размеров с природным течением по руслу от истока до устья. Рек на Земле так много, что если бы нанести на глобус все реки земного шара, то материки были бы покрыты словно голубой паутиной.

Реки — продукт климата и природных условий территории, по которой протека­ют. Когда говорят о величине рек, имеют в виду прежде всего длину и водность ре­ки (объём воды, который она несёт). Крупные реки собирают воду своих притоков и «выливают» её в Мировой океан. Речной сток с поверхности суши — важнейшее звено в круговороте воды в природе. Вместе с водой выносится и большое количе­ство илистых частиц и растворённых веществ — это твёрдый и химический сток.

Рис. 87. Части речной долины

Основные части реки

Исток

Всякая река имеет исток, т. е. место, где она берёт своё начало. Истоком реки может быть бьющий из-под земли родник, болото, озеро. Горные реки, как правило, берут своё начало с ледников. Причудливо извиваясь, несёт свои воды река, принимая притоки, и от этого становится полноводнее и шире.

Берега

Если плыть по течению реки, то справа от вас будет правый бе­рег, а слева — левый. На судоходных реках устанавливают бакены, окрашенные в красный и белый цвета. Бакены настораживают капитана: красные показывают мели и подводные препятствия у правого берега, а белые — у левого.

Устье

Место впадения реки в другую реку, озеро или море называют устьем реки. Различают устья в виде дельт и эстуариев.

Дельта

(см. Дельта реки). В устьях течение большинства рек замедляется, отложения накапливаются и час­то образуются дельты. Дельты, разбитые на многочисленные рукава и протоки, име­ют, например, Лена, Амазонка, Хуанхэ, Ганг, Волга, Дунай.

Дельта по форме похожа на треугольник и на греческую букву «дельта». От­сюда и ее название.

Читайте также:  Бассейны рек северной америки схема

Эстуарий

Иногда в результате опус­кания участка побережья в устьях образуются эстуарии, по форме напоминающие во­ронку. Устья в виде эстуария имеют реки Парана, Енисей, Обь, некоторые европейские реки, впадающие в Атлантический океан.

Долина

Всякая река течёт в понижении — вытянутом в длину извилистом углублении земной по­верхности, которое тянется от истока реки до её устья, — это речная до­лина.

Русло

Углубление в речной долине, по которому воды реки текут постоянно, называют руслом реки (рис. 87).

Пойма

Весной, когда тают сне­га, при половодьях и паводках, река выходит из берегов и затопляет часть речной долины — пойму реки.

Притоки

Всякая река имеет притоки. Они обычно короче главной реки. Притоки, ко­торые впадают в главную реку справа, называют правыми притоками, слева — левыми. Так, у величайшей реки Европы Волги правый приток — Ока, левый — Кама.

Бассейн

На поверхности земного шара каждая река имеет территорию, откуда она собирает поверхностные и подземные воды, называемую бас­сейном реки.

Водораздел

Граница между бассейнами двух рек называется водоразделом (рис. 92). Две капли воды, упавшие рядом на водоразделе двух бассейнов, например Волги и Днепра, могут попасть одна в Каспийское море, другая — в Чёрное.

Речная система

Река со всеми своими притоками (включая и реки, впадаю­щие в притоки) называется речной системой.

Направление течения реки

Низовье реки там, куда течет вода, верховье реки — откуда она течет. Как опреде­лить, где у реки правый берег, где левый? Надо встать лицом вниз по течению реки, тогда по правую руку будет правый берег, по левую — левый.

Классификация рек

Реки по рельефу

  • Горные ре­ки.
  • Равнинные реки.

Горные реки

Горные реки, как правило, текут в узких, скалистых долинах, с крутыми склонами, относительная высота которых достигает местами 2000 м. Десятки и даже сотни тысяч лет уходят на то, чтобы река прорыла в горах такую долину. Недаром говорят в народе: «Вода камень точит». Такие узкие долины называют ущельями.

Равнинные реки

Реки, текущие по рав­нинной местности, имеют медленное течение (рис. 88). Объясняется это тем, что истоки равнинных рек находятся на небольшой высоте, а местность по которой они текут, имеет малый наклон. К равнинным рекам относятся Волга, Днепр, Дон, Нева. Истоки горных рек расположены высоко в горах. Так, на Памире берёт начало река Амударья. Воды её несутся по крутым склонам гор с огромной быстротой, бурлят, пенятся (рис. 89). Выйдя на равнину, река становится спокойной.

Долины равнинных рек, в противоположность гор­ным, широкие. Склоны их пока­ты, и относительная высота не превышает несколько десятков метров.

Реки по размеру

  • Большие реки — это равнинные реки, у которых бассейн имеет площадь более 50000 км 2 .
  • Средние равнинные реки имеют площадь от 2000 до 50000 км 2 .
  • Малые реки — реки с площадью бассейна менее 2000 км 2 .

Реки по типу питания

  • Дождевые реки.
  • Снеговые реки.
  • Ледниковые реки.
  • Реки подземного (грунтового) питания.
  • Реки смешанного питания.

Реки по водному режиму (по М. И. Львовичу)

  • Реки полярного типа.
  • Реки субарктического типа.
  • Реки умеренного типа.
    • на западных побережьях с морским климатом.
    • с переходным климатом от морского к континентальному.
    • с континентальным климатом.
    • на восточных побережьях с муссонным климатом.
  • Реки субтропического типа.
    • на западных побережьях материков с средиземноморским климатом.
    • на восточных побережьях в муссонном климате.
  • Реки тропического типа.
  • Реки экваториального типа.

Питание рек

Обычно тысячи рек, речек, ручейков несут свои воды в одну большую реку, или, как говорят, питают её. В эти реки и ручейки стекают дождевые, талые и подземные воды с огромной территории. Местность, с которой река со своими притоками собирает поверхностные и подземные воды, называется бассейном реки (рис. 91).

Половодье (разлив реки)

Количество воды в реках не бывает одинаковым в течение всего года. Оно зависит, прежде всего, от того, много ли осадков выпадает в её бассейне, а время разлива реки от того, в какое время года выпадают осадки.

Весеннее половодье

Волга, например, полноводна весной, когда в её бассейне тает снег. Русло её не может вместить такую массу воды, и река разливается на несколько километров, затопляя пойму. Но вот весеннее половодье прошло и река снова вошла в свои берега. Летом Волга питается дождевой и подземной водой. Если лето засушливое, она значительно мелеет. Осенью, так же как и летом, Волга питается дождевой водой и подземными водами, а зимой, когда река покрыта льдом, она получает только подземную воду. Так питается много рек: Дон, Днепр, Урал, Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой и др.

Летнее половодье

Есть и та­кие реки, которые разлива­ются не весной, а летом. Так, в бассейне реки Амур зимы обычно малоснежные, и весной эта река почти не разливается. Зато в конце лета, когда там идут сильные дожди, Амур не может «уместиться» в своих бе­регах и затопляет пониженные участки речной долины — пойму.

Летом также разливаются реки, берущие начало в горных ледниках. Это и понятно: ведь под палящими лучами летнего солнца ледники начинают быстро таять.

Круглогодичное половодье

Есть на земном шаре реки, которые бывают полноводными в течение всего года. К ним относятся Амазонка и Конго. В бассейнах этих рек круглый год выпадают обильные дожди.

Зависимость рек от рельефа и климата

Зависимость рек от климата

Водность рек зависит в первую очередь от климата (во влажном климате текут более полноводные реки), а режим рек — не только от количества осадков и тем­ператур, но и от распределения их по сезонам. Крупные реки, пересекающие не­сколько природных зон, имеют сложный режим.

Зависимость рек от рельефа

От рельефа территории зависит площадь бассейна, с которого река собирает воду, а также характер те­чения (скорость, порожистость и др.). От состава горных пород зависит объем твёр­дого стока. Например, такие реки, как Хуанхэ и Ганг, выносят огромное количест­во материала, потому что протекают по территориям, сложенным легко размывае­мыми породами.

Объекты на реках

Пороги

Водопады

Водопад — это падение воды реки с уступа, образовавшегося в её русле.

Если река на своём пути встречает крутой уступ, то вода, низвергаясь с него, образует водопад (рис. 97). Самый высокий в мире водопад — Анхель (1054 м) находится на реке Чурун в Южной Америке. Один из высоких водопадов Африки — Виктория — на реке Замбези. Вода этой реки падает со 120-метровой высоты. В районе водопада всё окутано водяной пылью. Другой большой водопад — Ниагарский — находится в Северной Америке на реке Ниагаре.

Использование рек

Охрана рек

Хозяйственная деятельность человека оказывает влияние на речные системы. Резкое увеличение водопотребления в промышленности, в сельском хозяйстве (для орошения), для бытовых нужд приводит к истощению, загрязнению, ухудшению ка­чества воды в реках. Во многих странах правительство и население проводят меры по охране рек, снижению водопотребления.

Загрязнение рек

Загрязнение рек приносит большой вред природе и народному хозяйству. Грязные сточные воды заводов и фабрик губят икринки и мальков рыб, а подчас и взрослую рыбу. В таких реках опасно купаться, их вода становится не­пригодной для питья.

В цивилизованных странах запрещено сливать в реки неочищенную во­ду с заводов и фабрик. Специальные мониторинговые службы следят за состоянием воды в реках и озёрах.

Браконьерство

Необходимо бороться с теми, кто глушит, травит рыбу и ловит её острогой — это запрещённые способы ловли.

Исследование и описание реки

В описании реки следует указывать следующую информацию.

  • Название реки.
  • Притоком какой реки является.
  • Ширину реки, её глубину (приблизительно).
  • Сколько метров проплывёт брошенный в реку поплавок за одну минуту?
  • Температуру воды в реке (на поверхности и на глубине). Температуру на глубине определяют с помощью батометра. Батометр, привязанный за бечёвку, опускается на нужную глубину. Затем резко дёргают за бечёвку, чтобы выскочила пробка, и в бутылку набирается вода. После этого батометр вынимают и измеряют температуру воды в бутылке.
  • Прозрачность воды. Она определяется белым диском, подвешенным на размеченной бечёвке. Глубина, на которой диск становится невидимым и является показателем прозрачности веды.
  • Характер правого и левого берегов реки. Есть ли озерки и заболоч­енные участки?
  • Широко ли разливается река весной? Эту информацию можно узнать у местных жителей и по отложениям реки.
  • Состояние поймы (распахана, заболочена, покрыта лесом).
  • Как используется река? Как используется пойма?
  • Предложения по улучшению использования реки.

Источник