Меню

Был поднят со дна озера



В Новгородской области удалось поднять со дна озера Велье около 200 останков солдат времен Великой Отечественной

Имена тех, кто сражался за Ленинград и ценой своей жизни не допустил врага в город, устанавливают поисковики. В Новгородской области идет уникальная экспедиция: останки бойцов поднимают из-под воды. Работа сложнейшая, начать ее волонтеры смогли лишь после того, как получили поддержку Фонда президентских грантов.

Уже два года они тратят свои выходные и отпуска на эту экспедицию. Задача — обойти все берега. Но за лето удается поднять останки всего с одного залива. А таких на озере Велье — десятки. Где-то на дне лежит рота, а где-то целые полки.

Осенью 1941 года в этих местах шли ожесточенные бои. В историю вошедшие, как «начальный период битвы за Ленинград». В отличие от Лужской оборонительной операции или сражения за Невский пятачок, этот эпизод войны остался малоизвестным, но не менее героическим. Дальше этого озера немцы уже не прошли.

«В прошлом году мы работали на этой переправе. Там до сих пор стоят остатки моста, около моста до сих пор лежат наши защитники в касках, с винтовками, ну, в общем, как они и остались здесь навсегда. 27 героев, у которых имен не осталось, они до последнего момента немцев к переправе не подпустили. Часовые, которых оставили тогда, и они до сих пор стоят и ждут», — рассказывает председатель Новгородской областной общественной организации поисковый отряд «Находка» Александр Морзунов.

Отступив, наши войска смогли оборудовать мощную линию обороны. На восточном берегу озера Велье до сих пор остались ДОТы и ДЗОТы времен Великой Отечественной. Это перевернутое бетонное укрепление так и осталось стоять, как и остальные. В ста метра еще одно, еще через сотню — другое. И так десятки.

Три года — с 1941 по 1943 — Красная Армия пыталась отбить у немцев хотя бы крошечный плацдарм. Атаки были кровавые, случалось, за пару недель от дивизии оставалось чуть больше сотни бойцов. После войны прибрежные леса едва успели разминировать, а потом построили плотину, вода поднялась, и останки оказались на дне.

Погибших красноармейцев обнаружили еще пять лет назад. Но приступить к подъему смогли только в прошлом году, когда отряд Находка получил поддержку Фонда Президентских грантов. Удалось построить плавучую платформу с подъемным механизмом и установить мощный насос. Со дна поднимают ил и просеивают вручную.

«Главная задача — не пропустить медальон. Нам очень важно установить имя бойца. Очень легко спутать с веткой какой-нибудь. Потому что все черное. Т.е. это очень внимательная работа, нужно все перебирать пальцами руками. После такой работы обычно пальцы стерты до крови», — рассказывает член поискового отряда «Находка» Сергей Грицун.

Медальоны редко, но находят. Еще реже в них сохраняется бумага. Все-таки 79 лет под водой. Это одна из свежих находок — Василий Денисович Величко, 1919 года рождения, уроженец Ставропольского края. Поисковики разыскивают родных.

Источник

Выживший

В съемках фильма с рабочим названием «Летчик» принял участие самолет времен Великой Отечественной войны — знаменитый Ил-2, который 68 лет пролежал на дне озера Кривое в Мурманской области.

Лишь в 2012 году штурмовик, который авиаторы прозвали «летающим танком», удалось обнаружить и вытащить из воды. Самолет был полностью отреставрирован новосибирскими мастерами, вновь поднялся в небо, а в январе этого года «снялся» в кино.

Фильм с Петром Федоровым в главной роли снимается в Калуге и выйдет на экраны в 2020 году. Он расскажет историю пилота, сбитого немцами зимой 1941 года и оставшегося без ног, — сценаристов вдохновил подвиг летчика Алексея Маресьева. Работая над сюжетом, авторы выяснили, что во время войны было девять боевых пилотов, которые вернулись в строй после полученного увечья, — поэтому было решено создать собирательный образ героя, получившего имя Николай Комлев. Основой для сюжета послужила и одна из последних работ Леонардо ДиКаприо — фильм «Выживший». Будущая российская лента расскажет о тяжелейшем пути израненного пилота, который пробирался к своим.

Самолет же, согласно сюжетной завязке, должен рухнуть на землю. Однако в сцене крушения реальный Ил-2 заменит виртуальная модель. А вот для того, чтобы отснять полет легендарного штурмовика, потребовался самолет «на ходу», и продюсеры обратились за помощью к новосибирцам. В воздух Ил-2 поднял директор СибНИА имени Чаплыгина, летчик-испытатель Владимир Барсук.

— Никаких сбоев и сложностей во время полета не было, машина вела себя отлично. Кабина, как и вся система управления, воссозданы с максимальной точностью, никаких современных приборов нет. Но летать на самолетах той эпохи труда уже не составляет — опыт с 1996 года, — поделился с «РГ» Владимир Барсук. — Основная проблема была в том, чтобы получить видеоматериалы о реальных полетах настоящего Ил-2. С помощью мультипликации детально проработали все воздушные сцены фильма.

Как рассказал «РГ» директор по развитию фонда «Крылатая память Победы» Сергей Детенышев, в годы войны самолетом, поднятым со дна Кривого озера, управлял младший лейтенант Валентин Скопинцев, а место стрелка занимал Владимир Гуменный. Во время очередного вылета бойцы уничтожили два немецких самолета, не успевших подняться в воздух, подавили зенитную точку, а пулеметчик Гуменный сбил преследовавший Ил-2 Messerschmitt Bf.109. Однако советский самолет получил в бою серьезные повреждения. Пилот уводил машину на свой аэродром, но в пути двигатель заглох. Ил-2 пришлось сажать на лед озера. Под весом штурмовика лед проломился, и самолет оказался в воде. Однако и летчик, и стрелок сумели спастись. Валентин Скопинцев прошел всю войну и был уволен в запас в 1947 году.

Самолет нашли благодаря детям его пилота, запомнившим рассказы отца о том боевом вылете. Фото: Предоставлено фондом «Крылатая память Победы»

Поиски Ил-2 в 2010 году начали дети пилота, запомнившие рассказы отца об этом вылете. Восстанавливали машину мастера новосибирской фирмы «Авиареставрация» под руководством профессора кафедры прочности летательных аппаратов НГТУ Владимира Бернса. Поиск и реставрация выполнены на средства фонда «Крылатая память Победы» при поддержке Объединенной авиастроительной корпорации в лице ПАО «Ил», ОСК и «Новапорт».

Читайте также:  Где находиться белое озеро беларусь

Источник

Со дна озера Чебаркуль поднят один из самых крупных метеоритов в мире (4 фото + 1 видео)

Со дна озера Чебаркуль поднят один из самых крупных метеоритов в мире

Если внеземное происхождение найденного на дне фрагмента подтвердится, он войдет в десятку самых крупных метеоритов, найденных на Земле.

Со дна озера Чебаркуль поднят один из самых крупных метеоритов в мире

По оценкам специалистов, 15 февраля 10000-тонный железный метеороид вошел в плотные слои земной атмосферы со скоростью около 30 км/сек. Очевидцы рассказывали, что в течение 20-30 минут обстановка в Челябинске напоминала зону военных действий. Взрывной волной в домах были выбиты стекла, разрушены крыши зданий, пострадали более 1500 человек. Сумму ущерба от падения осколков метеорита ранее оценили в один миллиард рублей. По мнению ученых, такие метеориты падают Нажать несколько раз в сто лет.

Со дна озера Чебаркуль поднят один из самых крупных метеоритов в мире

Вчера многокилограммовую глыбу вытащили на берег с помощью тросов и попытались взвесить. В этот момент весы сломались, перевалив за отметку в 570 килограммов, а сам метеорит раскололся на три части. Самый крупный фрагмент метеорита планируют отвезти в областной краеведческий музей, заявил доцент кафедры Челябинского государственного университета Сергей Замоздра. А по небольшому кусочку метеорита будет проведен анализ на минеральный состав путем рентгенографии, сообщает Интерфакс. Потребуется время для изучения найденного материала, прежде чем ученые смогут с уверенностью заявить, что это осколок метеорита.

Со дна озера Чебаркуль поднят один из самых крупных метеоритов в мире

Однако, по мнению Замоздры, всё указывает на то, что из Чебаркуля в среду достали именно часть метеорита. «По первичному осмотру и характерным для каменных метеоритов признакам можно сказать, что этот осколок является фрагментом метеорита «Челябинск». У него имеется мощная кора оплавления, хорошо видна ржавчина, большое количество вмятин. Это самый крупный фрагмент метеорита, скорее всего он войдет в десятку самых крупных метеоритов, которые были найдены», — сказал ученый.

Источник

3 млн. рублей потрачено на подъём Чебаркульского метеорита со дна озера. Что с ним стало впоследствии

Астероид врезалось в земную атмосферу с бешеной скоростью. 32 секунды — и огромный метеорит разлетелся на куски на высоте более 20 км. Люди многих областей России, видели на небе яркие вспышки. Образовалась мощная ударная волна, обогнувшая Землю несколько раз. Сумму ущерба оценили в 1 млрд. руб. В Челябинской области произошло землетрясение мощностью три балла. В 7 тысяч зданий вылетели стёкла. Некоторые здания были повреждены.

15 февраля 2013 г. в 9-20 утра метеорит размером 15 метров в диаметре и массой более 10 тонн вошёл в атмосферу под острым углом. Более ста лет прошло с падения Тунгусского метеорита — и вот новый «подарочек» из космоса. Скорость падения была огромной — до 30 км/сек. Современные телескопы видят астероиды размером более 100 м в диаметре. А этого «малыша» не заметила ни одна наземная станция. Астероид оказался большой неожиданностью для землян.

Атмосфера — газовая среда — окутывает Землю поясом шириной 100 км. В ней сгорает большинство падающих тел. Часть обломков полностью исчезла в атмосфере, но 10 % долетели до Земли.

Место падения метеорита

Осколки разлетелись в радиусе более 100 км. Рыбаки Чебаркульского района Челябинской области были ошарашены. Они увидели, как с неба в Чебаркульское озеро падает каменный дождь. Один осколок метеорита проломил лёд и поднял столб воды на высоту 4 метра.

Февраль 2013 г. Первый осмотр дна водолазом

На следующий день экспедиция Уральского университета обнаружила на поверхности десяток осколков. Власти выделили 3 млн. рублей, чтобы достать метеорит со дна. Через 7 месяцев, в октябре 2013 г, начался подъём.

Метеорит, поднятый со дна озера. Фото U74.ru

Водолазы с трудом отыскали обломки на 11-метровой глубине, окутанные толстым слоем ила, Огромный камень зацепили лебёдкой и вытащили на поверхность. В процессе подъёма метеорит распался на 3 осколка — два маленьких и один крупный — общим весом 570 кг.

3 млн. рублей потрачено на подъём Чебаркульского метеорита со дна озера. Что с ним стало впоследствии

Ученые выяснили, что метеорит состоит из редкого типа хондрита обыкновенного и других соединений. В теле имеются трещины, заполненные стекловидным веществом. Сейчас «подарок небес» весом 503 кг выставляется в Государственном историческом музее Южного Урала в Челябинске.

Источник

Легендарный советский грузовик поднят со дна Ладожского озера и отбуксирован в Кобону

Со дна Ладожского озера была поднята легендарная полуторка. Спустя 75 лет орудие победы, именно так прозвали эту машину в послевоенное время, достигло своей цели – заветного берега.

Операцию по подъему техники организовали сенатор Совета Федерации Дмитрий Василенко, депутат Законодательного собрания ЛО Михаил Коломыцев, руководители Кировского района Андрей Гардашников и Алексей Кольцов, участник военно-патриотической постоянно действующей подводной экспедиции, заведующий музеем «Дорога жизни» Сергей Марков и команда единомышленников.

Экспедиция была проведена по поручению председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. Отрадно что такое событие произошло в Год памяти и славы, объявленный президентом Российской Федерации.

Полуторка была найдена в водах Ладожского озера близ острова Зеленцы на глубине 6 метров и отбуксирована в деревню Кобона. С ключом в замке зажигания она простояла на дне долгих 75 лет. Основные агрегаты относительно целы. Кузовные детали изъедены временем, что понятно – дно Ладожского озера неспокойно, да и время сыграло против.

– Поднять полуторку со дна было мечтой любого из нас! – рассказывает Дмитрий Василенко. – Ведь это свидетельство страшной войны, героизма, горя. Это наш долг и наше личное желание явить новым поколениям легендарную машину.

Полуторка для жителей Кировского района и Ленинграда является особым символом стойкости, бесстрашия и стремления к победе. У многих из нас отцы, деды, мамы, бабушки, трудились на Дороге жизни, кто водителями, кто санитарами на перевалочных пунктах, кто регулировщиками, работы хватало всем. А как эту дорогу строили! Каждый шаг на пути к победе был проявлением лучших человеческих качеств.

Поэтому сегодня для всех нас особенный день! Я счастлив, что наша экспедиция закончилась благополучно, машина на берегу, ее ждет вторая жизнь.

По нашим планам, полуторка ко Дню Победы займет почетное место на территории музея «Прорыв» в городе Кировске. Я уверен, это лучшее место! Мы пока еще не приняли решение, приедет ли она своим ходом, или ее привезут – все будет зависеть от ее состояния, для этого нужно будет провести более тщательный осмотр. Но в идеале хотелось бы сделать ее ходовой. Это будет еще одна небольшая победа непокоренного Ленинграда и нашего народа, – заключил сенатор.

Бесценность каждой единицы машины ГАЗ АА на Дороге жизни неоспорима. С 12 сентября 1941 по март 1943 года она связывала блокадный Ленинград со страной. Маршрут мыс Осиновец – Кобона стал легендарным. По Дороге жизни проходила эвакуация мирного населения города в тыловые районы СССР, снабжение Ленинграда продовольствием, топливом, вооружением, боеприпасами, через нее перебрасывали подкрепление.

Читайте также:  Сельдь обитает в озере

Всего по ледяной дороге из Ленинграда было эвакуировано 638 тысяч человек и 575 тысяч тонн грузов. Помимо этого для обороны города по Дороге жизни было доставлено 300 тысяч бойцов. Дорога жизни подвергалась постоянным жестоким обстрелам тяжелой вражеской артиллерией и авиацией. По грубым подсчетам, каждая третья полуторка, работавшая на Дороге жизни, утонула

– Машина была обнаружена в этом году, – рассказывает Андрей Гардашников, – приблизительное место вычислили, изучив исторические документы и воспоминания очевидцев. Помогла гидроакустическая техника. Находка не заставила себя долго ждать.

Для нас каждый такой подъем – это удача. Только представьте, мы подняли машину, которая в годы войны спасала сотни, тысячи жизней. Она живая… Организация работ была непростой. Оборудование, техника, люди, время. Но оно того стоило! У нас все получилось.

Депутат Законодательного собрания Михаил Коломыцев призвал всех больше интересоваться историй и обязательно посетить Кобону.

– У нас в Кировском районе, в деревне Кобона расположен интереснейший музей – «Дорога жизни». Именно тут вы узнаете все о трудных временах блокады, о подвигах водителей ледяной трассы, о жизни людей, их судьбах. Это уникальный музей, он потрясет ваше сознание, даю слово!

В небольшом здании по сей день живет и работает Дорога жизни, немец беспощадно бомбит колонны, блокадный Ленинград дышит из последних сил, люди пережившие ад, рассказывают о себе и своих родных, медсестры спасают жизни раненым, Александр Прокофьев читает стихи о Родине и любимой деревушке – Кобоне. Это живой музей. Можно перечитать множество книг и внимательно слушать историю на уроках, но почувствовать, понять все, что пережило поколение героев, помогают такие места как это.

Конечно я очень рад, что нам совместными усилиями удалось найти эту боевую единицу, поднять ее с вод Ладожского озера и доставить на берег. Самым же волнительным моментом станет день, когда полуторка пополнит ряды уже знаменитого музея «Прорыв». Вот когда мальчишки и девчонки прикоснуться к ней рукой, заберутся в кузов. Тогда я скажу – да! Мы это сделали! Мы достигли главной цели – передали важный экспонат в надежные руки нового поколения.

Команда Кировского района тематику Победы и памяти ставит во главу угла

На территории района не прекращаясь, ведутся работы по увековечению памяти героев Великой Отечественной войны, благоустройству территорий мемориалов, братских воинских захоронений, памятных мест, строительству новых объектов.

Вспомним самые масштабные…

2005 год – установка боевых орудий – музей под открытым небом (город Шлиссельбург). Инициатор и организатор Дмитрий Василенко, тогда еще мэр горда Шлиссельбурга. В экспозиции представлены орудия знаменитого крейсера «Киров». Экспонаты находятся в открытом доступе, расположены на территории городского парка и являются излюбленным местом детворы, не проходят мимо музея и многочисленные туристы.

2015 год – создание в Кировском районе попечительского совета, который взял на себя работы по модернизации мест воинской славы, поиску боевых машин. На тот момент большинство братских захоронений и мемориалов района находились в запустении. Так началась интересная и грандиозная работа, которая подарила новую жизнь многим объектам.

2015 год – новая жизнь дана мемориальному комплексу «Невский пятачок». В двухтысячных годах мемориал «Невский пятачок» явно требовал к себе внимания. Это большая территория, которая была знакомая скорее только местным жителям и тем кто интересуется историей времен Второй мировой войны. С дороги она была неприметной, и не всякий мимо проезжающий человек останавливался ознакомиться с ней. Тогда и возникла задумка у членов попечительского совета подарить мемориальному комплексу новый облик. Одной из идей, возможно главной, было осуществить художественную подсветку объектов комплекса. Долго ждать не пришлось – от идей сразу же перешли к реализации.

119 светильников разрабатывались для конкретных элементов музея под открытым небом. Большая часть прожекторов была стилизована под противотанковые надолбы. Во время войны такие бетонные пирамиды ставили как защиту от техники противника. Они органично вписались в композицию мемориала. Ну, а кроме того 200-килограммовые конструкции не оставляют ни одного шанса вандалам.

– Основную ассоциацию мы, конечно, хотели провести с пядью земли, с рубежом, чтобы каждый мог себе представить драматизм момента, где на каждом месте, на каждом метре лежит семнадцать человек .

В том, что эти цифры далеко не метафора, реставраторы проверили на собственном опыте. Даже через 70 с лишним лет после того, как здесь прозвучал последний выстрел, первыми все равно пришлось идти саперам и поисковикам. На Невском пятачке любые земляные работы превращаются в поисковые. Когда меняли покрытие вокруг рубежного камня, а это сравнительно небольшая площадка – метров 10 на 12 – нашли 26 погибших красноармейцев.

Для того что подсветить весь мемориал, было проложено более четырех километров кабеля. Система работает круглый год, причем автономно. Фотоэлементы самостоятельно распознают время включения и отключения светильников.

Реконструкция мемориала обошлась примерно в 12 миллионов рублей, но ни копейки из бюджетных средств потрачено не было, все без исключения работы были выполнены на счет меценатов.

Как отметил депутат ЗАКСа Ленобласти Михаил Коломыцев, обустройство Невского пятачка необходимо, прежде всего, для того, чтобы привлечь туда молодежь:

– Когда мы только обсуждали идею модернизации, в первую очередь мы хотели, чтобы это было интересно новому поколению. И сегодня я с полной уверенностью могу сказать, что у нас все получилось – с каждым годом в памятные дни число людей, пришедших почтить память героев, растет. Особенно приятно, что финансирование проекта взяли на себя меценаты, а это говорит о том, что многие из наших граждан являются патриотами и понимают, насколько важно сохранить историю для потомков.

Напомним, что еще до присвоения официального статуса мемориала на территории Невского пятачка в 1952 году был установлен десятиметровый обелиск, а в 1967 году – тот самый танк Т-34 и 76-миллиметровая дивизионная пушка. 12 сентября 1972 года был открыт Рубежный камень, а в 1985-м появился памятник «Призрачный дом» как символ 38 селений и деревень, полностью уничтоженных в годы войны на территории современного Кировского района.

Читайте также:  Ставим сети в озере

2016 год – из болот поднят самолет, установлено имя героя-пилота. В районе озера Барское Кировского района вместе с останками летчика был поднят подбитый в 1943 году при обороне Ленинграда наш самолет. ИЛ-2 находился на глубине более 8 метров в болоте. Сразу имя героя-летчика установить не удалось, документов и медальона рядом с ним обнаружено не было. Но, благодаря сохранившемуся номеру двигателя, был сделан запрос в архив, и спустя 73 года имя еще одного героя было возвращено из небытия.

Согласно данным Минобороны было установлено, что сбитым самолетом управлял летчик – младший лейтенант Леонид Павлович Усов, 1923 года рождения, уроженец села Старинка Никандровского района Тамбовской области. До мая 2016 года пилот числился пропавшим без вести.

По архивным документам установлено, что 25 июля 1943 года (на 3 день Мгинской операции) самолет ИЛ-2 14-ой воздушной армии 703 штурмового авиаполка под управлением Усова Л.П. отстал от группы и не вернулся с боевого задания. Летчик, почти полностью израсходовав боекомплект самолета при заходе на цель, был сбит зенитной артиллерией. В результате разрыва снаряда пилоту оторвало правую руку, после чего самолет с сильным правым креном боком упал в болото.

В ходе подъема самолета, у пилота была обнаружена медаль «За оборону Ленинграда», которой он был награжден за 5 дней до своего последнего боя – 20.07.1943 года.

2017 год – танки для «Прорыва». 28 апреля 2017 года танковая экспозиция музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда» пополнилась 4-мя современными моделями боевых машин – танками Т-62М, Т-55М, Т-80Б, Т-72, состоящими на вооружении ВС РФ, и это событие тоже произошло благодаря усердию и активности попечительского совета.

Инициатива состояла в том, чтобы существующая танковая коллекция музея-диорамы была представлена не только моделями периода Великой Отечественной войны, но и содержала современные танки послевоенного периода, чтобы жители и гости Кировского района могли познакомиться с историей развития отечественного военного машиностроения и вживую, прикоснувшись к боевым машинам современности, понять подвиг наших дедов воевавших в годы войны, оценить возможности боевых машин разных периодов, реально ощутить энергетику и мощь вооруженных сил.

Работы по подготовке экспонатов провел 61 бронетанковый ремонтный завод, работники которого в период боев на Невском пятачке на передовой ремонтировали «опаленные огнем» советские танки, а также принимали непосредственное участие в восстановлении боевых машин периода войны, представленных в музее.

Боевая техника стала настолько популярной, что приходится ее постоянно приводить в порядок! И это Здорово!

Коллекция военной техники под открытым небом музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» – стала такой популярной среди молодежи и ребятни, что без ежегодных косметических работ не обойтись! Но мы этому факту несказанно рады! – отметил директор музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» Денис Пылев. – Когда мальчишки забираются на танки, или ветераны прикасаются ладонями к боевым машинам – сердце замирает от счастья. Мы ведь и стремились к тому, чтобы каждый желающий мог прикоснуться к истории. Ежедневно к технике подходят сотни людей, а в выходные дни – тысячи.

Последние работы проводились в 2019 году – была произведена пескоструйная очистка танков в количестве 6 штук, грунтовка в два слоя и финишное окрашивание.

2020 год – операция по извлечению артиллерийской единицы со дна Ладожского озера. Силами энтузиастов-поисковиков были обследованы 42 точки акватории Невы в районе Невского пятачка. На глубине 10 метров была обнаружена советская 76-мм полковая пушка образца 1927 года. В архивах Вермахта есть несколько описаний, как немцы накрывали в этом районе форсировавшие Неву советские понтоны с пушками. Есть эпизоды из октября и ноября 1941 года, есть из зимы 1942.

Работы проводились по поручению Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентины Матвиенко и под руководством сенатора Дмитрия Василенко и депутата Закса Михаил Коломыцева. В операции по извлечению артиллерийской единицы со дна также участвовали два борта администрации Волго-Балтийского бассейна Росморречфлота — «Бриз-1» и «Виктор Шурпицкий», которые обеспечивали безопасность на месте работ. Подводную часть миссии выполнили водолазы МЧС. Организационные вопросы взяла на себя администрация Кировского района под руководством Андрея Гардашникова и Алексея Кольцова.

Интересные факты о полуторке. А вы знали?

…ЧТО году с конвейера завода в Нижнем Новгороде (который в этом же году станет Горьким) сошел первый автомобиль. На нем устанавливался четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 3285 см 3 , который развивал мощность в 42 л. и имел четырехступенчатую коробку передач. Основой была рама, а подвеской служили рессоры, обеспечивающие грузоподъемность в полторы тонны. Отсюда и происходит его прозвище «полуторка» или «полуторатонка». Несмотря на это, полуторки почти всегда эксплуатировались со значительным перегрузом и зачастую перевозили до трех тонн. До 1934 года автомобиль оснащался кабиной из дерева и прессованного картона, позже их заменил металл, а во время войны материалов не всегда хватало даже на двери из брезента.

…ЧТО за все время производства было выпущено 985 000 автомобилей ГАЗ-АА в различных модификациях. Для Нижегородского автомобильного завода (будущий ГАЗ) это был первый серийный автомобиль, но помимо него сборка осуществлялась на московском заводе КИМ (АЗЛК), на Ростовском автосборочном заводе и на УльЗиСе (УАЗ).

…ЧТО из-за постоянных проблем со стартером, которые не всегда работали более полугода, для того чтобы завести машину, водителям приходилось крутить ручку. Это действо часто становилось ключевым моментом в фильмах с участием полуторок.

…ЧТО с появлением полуторки – недорогого массового грузовика, стала возможна моторизация пожарной службы. На Миусском заводе пожарных машин, основанном в Москве в 1919 году, на шасси ГАЗ-АА собиралась пожарная машина. Для переделки грузовики с конвейера КИМ перегонялись своим ходом. От базовой «тушилы» отличались наличием коробки отбора мощности, благодаря которой работал насос, качавший воду. Название «линейка» пошло от специального деревянного кузова, со скамьями для бойцов пожарной команды и баком для воды.

Источник