Меню

Богунай река в красноярском крае



Недооцененные места рядом с Красноярском

Увязая в будничной суете, мы день за днем пробегаем из дома на работу и обратно. Часто у нас нет времени даже поднять голову и посмотреть: какого цвета сегодня небо, какой формы облака, как ярко светит солнце. Так, мы упускаем из виду необычные и таинственные места в своем таком знакомом городе, которые могли бы разбавить рутину мотивами сказки. В окрестностях Красноярска также есть несколько таких локаций, которые будут интересны как гостям города, так и его жителям.

Богунайский водопад

Координаты: 56.158333 94.540833

Трехступенчатый каскадный водопад на горной реке Богунай в Рыбинском районе края овеян духом множества легенд. Здесь и рассказы про Камень Шамана — метеорит, принесший воде реки целебные свойства, который в дни солнцестояния излучает мистическое розовое свечение; лесного человека огромного роста, помогающего охотникам; про заброшенный монашеский скит времен Гражданской войны; о призраках со старого золотого рудника.

Местные верят, что у реки обитают добрые духи, которые помогают людям, если их об этом правильно попросить. Закоренелые скептики просто получат удовольствие вдоволь наплескавшись в теплой прозрачной воде, а экстремалы придут в восторг от возможности попрыгать с окружающих скал в природный бассейн.

Водопад Богунай

Как добраться: водопад находится в тайге на правом берегу реки Кан за территорией ЗАТО Зеленогорск в 180 километрах от Красноярска. Так как город закрытый, то придется либо оформлять пропуск через администрацию, образец смотрите на сайте zeladmin.ru, либо присоединяться к организованным экскурсиям, которые оформляют групповые пропуски. Еще вариант сплавиться до устья Богуная по реке Кан.

На правом берегу от моста ГРЭС поверните направо, добирайтесь до форелевого хозяйства 56.139431 94.525599 и тут есть два пути: более легкий с широкой тропой проходит по левому берегу реки. Выход на него найдете, обойдя справа форелевое хозяйство и свернув налево по неприметной тропке на просеке после бетонного блока.

Богунай водопад Красноярск

Тропа по правому берегу, на которую выйдете, обойдя форелевой хозяйство слева и перейдя вброд речку она там неглубокая — позволит почувствовать себя настоящим отшельником, настолько она тиха и безлюдна. Но здесь придется попотеть, перебираясь сквозь валежник, кое-где проходя в распорку по каменистым краям берега и в самом конце пути преодолеть небольшой отрезок курумника. Наградой будет купание на самой нижней площадке водопада, которая труднодоступна с левобережной тропы. Обязательна плотно прилегающая одежда и спрей от клещей!

Лайфхак: на обратном пути напейтесь свежей прохладной воды из родника 56.161667 94.466111

  • Богунай
  • Богунайский водопад

Заброшенный химкомбинат Сибволокно

Координаты: 56.112778 94.446167

Настоящая Мекка для сталкеров и любителей постапокалиптической культуры. Предприятие искусственного волокна, прекратившее функционировать со времен перестройки, ввиду труднодоступности для массового посещения (находится в ЗАТО Зеленогорск) сохранилось практически в законсервированном состоянии.

Сибволокно

К сожалению, и эту заброшенную территорию понемногу разбирают. Однако, по-прежнему впечатляюще выглядят массивные конструкции цехов, лаборатории с еще оставшимися в колбах растворами, поросшие травой коридоры с засохшими цветами в кадках, огромный актовый зал со старым роялем и библиотека с сотнями советских книг на полу!

Как добраться: после проникновения в город инструкцию смотрите чуть выше ориентироваться по координатам. До самого завода идет асфальтированная дорога, минут 10 на машине, 30-40 пешком.

  • Сибволокно Красноярск
  • Химкомбинат Сибволокно

Каменный мост старого Транссиба

Координаты: 56.099444 92.165556

Мост Транссиба

Фото из ЖЖ feelek.livejournal.com/83262.html

Арка моста находится на пересечении с рекой Гладкая Кача неподалеку от платформы станции Лесная. Каменная кладка является частью конструкции железнодорожного полотна, возведенного еще в дореволюционное время. Летом представляет собой живописную площадку для тематических фотосессий на рыцарский мотив. Вам сюда, если вдохновляетесь романами Вальтера Скотта и мечтаете вытащить из камня меч Короля Артура!

Как добраться: расписание пригородных электричек смотреть на сайте kraspg.ru, время в пути чуть больше часа.

Каменный мост старого Транссиба

Фото из ЖЖ feelek.livejournal.com/83262.html

Ледяной водопад

Координаты: 55.949444 92.810000

При посещении Красноярских Столбов обязательно загляните на гранитный карьер, где расположено это рукотворное чудо! На протяжение последних нескольких лет скалу искусственно заливают, закачивая воду наверх насосом из близлежащей речки. Ледяной водопад, будто сошедший со страниц книги о Снежной королеве, приглянулся не только альпинистам, для тренировок которых он изначально создавался, но и любителям прокатиться с ледяных горок, а также сделать пару красивых фото для своего инстаграм.

Ледяной водопад Красноярск

Как добраться: по улице Свердловская от остановки Базаиха (автобусы 19, 37, 50, 78) сворачиваете налево в сторону Бобрового лога. Затем уходите еще левее и направляетесь по главной дороге до конечной остановки. Далее от пятачка с ларьками держитесь правее. На подъезде к базе отдыха Гренада поверните направо в неприметный лесной проезд, здесь можно оставить машину и прогуляться до места пешком.

Ледяной водопад у Столбов

Место взлета и посадки самолетов

Координаты: 56.163078 92.534403

На самом краю взлетно-посадочной полосы красноярского аэропорта Емельяново романтики облюбовали небольшую площадку. Сюда приезжают для красивых признаний, уединенного созерцания, необычных пикников под гул самолетных двигателей. Особенно впечатляюще выглядят приземляющиеся грузовые гиганты. Чтобы получить максимум впечатлений, сверяйте планируемое время поездки с онлайн табло на kja.aero и flightradar24.com.

Место взлета и посадки самолетов в Красноярске

Чудеса рядом с нами, стоит только взглянуть на обыденность слегка под другим углом. Не бойтесь открывать для себя новые места на картах знакомых городов!

Источник

Легенды о чудесах реки Богунай

Легенды о чудесах реки Богунай

Небольшая речка Богунай находится в Красноярском крае и ныне является популярным туристическим местом, которое посещают достаточно часто. Прославилась река чудодейственными свойствами и легендами, которые местные жители передают из поколения в поколение. Легенды и рассказы о Богунае действительно интересны, поэтому достойны внимания.

Волшебный шаманский камень

Легенды о чудесах реки Богунай

Самое примечательное и приятное, что легенды, связанные с Богунаем, всегда имеют положительный характер. Местные верят, что возле реки живут сильные добродушные сущности, которые помогают людям, если их об этом правильно попросить. Возле реки находится щедрый лес, в котором люди собирают всевозможные грибы и ягоды. Зверья, привлекательного для охотников, в данной местности тоже хватает. Сама река богата рыбой, причем ценных вкусных пород.

Одна из легенд гласит, что в древности в воды Богуная упал загадочный черный камень. Вероятнее всего, это был метеорит, который положительно сказался на свойствах воды. Он принес с собой «волшебную» силу, зарядил воду божественной энергетикой. С тех пор шаманы часто приходят к реке, чтобы совершить различные обряды, попросить покровительства богов и счастья для близких. Они считают, что река служит порталом между мирами: нашим и божественным, поэтому только возле нее можно установить связь с божествами и духами. Считается, что самым выгодным временем для посещения Богуная являются дни летнего и зимнего солнцестояний. В эти дни священный космический камень начинает светиться, излучая волшебную энергетику, которая заряжает воду позитивными, целебными свойствами. Светится метеорит розовым цветом. Некоторые туристы, посетившие Богунай в вышесказанные дни, говорят, что видели мистическое свечение.

Постепенно космический камень стали называть «Камнем шамана». Считается, что истинную его силу может увидеть и понять только посвященный человек с чистым сердцем. Если к камню обратится злодей или бессовестный, тот его непременно накажет — может заразить болезнью или напугать.

Местные старожилы рассказывают, что найти камень сложно, но можно. Он находится на мелководье реки и заметно выделяется из окружающих валунов, которые торчат из воды. Шаманы уверяют, что показывается камень не каждому, а только действительно нуждающемуся в помощи.

Волшебник-друид

Легенды о чудесах реки Богунай

Возле Богуная располагается густой лес. Местные рассказывают, что в нем обитает «чаровник» — волшебник или друид, как его еще называют. Он якобы поселился в лесу несколько веков назад, имеет большой нечеловеческий рост, густую волосяную растительность по всему телу (чем поход на йети), а его глаза светятся красным огненным цветом. Он обладает внушительной магической силой — может управлять волей людей и животных, передает свои мысли, молча, на расстояние, лечит при необходимости и видит будущее. Иногда он заставляет людей, бродящих в лесу, совершать те или иные действия, но никогда эти действия не являлись злодеянием. Он может «помочь» заблудиться, а также, наоборот, вывести из леса. Несмотря на внушительные физические параметры (рост, телосложение), его считают безобидным и добродушным. Иногда он проказничает: подкрадывается к грибнику или охотнику, резко выскакивает из-за кустов и пугает его громким криком.

Читайте также:  Охотниково сакский район петькина речка

Еще рассказывают, что в прошлом таких чародеев возле Богуная жило очень много. Они сотрудничали и дружили с охотниками, помогали им заманить добычу. Те, в свою очередь, приносили лесным жителям угощения: хлеб, вареную картошку, овощи. Мясо лесные чародеи не ели.

Охотник встречался с местным лесным чудом в особом месте. Там он оставлял ему гостинец, после чего уходил. Через несколько часов охотник возвращался на то место. Если гостинца не было, он мог быть уверенным в том, что сегодня ему улыбнется удача — попадется большой зверь.

Лесные чародеи Богуная наказывали браконьеров, которых они сильно недолюбливали. Браконьерские ловушки часто находили сломанными, причем настолько сильно, что так не сломает ни одно животное или человек.

Ходят слухи, что в советское время за лешими Богуная охотились специально созданные отряды НКВД. Они истребили практически всех лесных чуд, а те, которые остались, больше не хотели дружить с человеком. Это и понятно, так как люди по своей природе не могут мирно уживаться с другими существами, которые, возможно, древнее и мудрее их.

Призраки заброшенного рудника

Легенды о чудесах реки Богунай

В далеком прошлом Богунай являлся золотоносной речкой. Поэтому туда съезжались старатели со всего мира. На реке по сей день имеется заброшенный рудник, который обладает жуткой славой. Его неожиданно закрыли в 1950 году.

Ходили слухи, что причиной закрытия рудника являлось строительство в той местности секретной базы, на которой планировали испытывать ракеты. Спустя много лет заброшенный рудник превратился в призрачное место — жуткое и пугающее. В нем туристы не могут находиться больше пары часов, так как начинают ощущать присутствие призраков. Местные жители говорят, что иногда по ночам со стороны рудника доносятся звуки инструмента, которым добывали золото старатели. Некоторые даже видят не успокоившихся усопших, пытающихся по сей день добыть в реке золото. Кроме этого, возле реки часто возникают фантомы повозок с лошадьми, на которых перевозили инструмент, людей и добытые сокровища.

«Монашеский скит» Богуная

Легенды о чудесах реки Богунай

Имеется на берегах вышеописанной реки святое место, которое называют «Монашеским скитом». От него ныне практически ничего не осталось, а то, что сохранилось, уже заросло различной растительностью. Обитель среди дремучей тайги соорудили в первые годы Гражданской войны местные монахи, скрывающиеся от большевистского террора.

В составе скита находились небольшие монашеские избушки, построенные из подручных средств, преимущественно сруба. Их жители целыми днями молились, пытаясь выпросить помощи у Бога. Люди, жившие неподалеку, постепенно узнали о существовании скита и стали приходить в него за советом, а также просто помолиться.

О монахах, которые образовали скит, ходили легенды. Поговаривали, что они могут исцелять моментально любых больных. Также существует легенда, что настоятель скита мог ударом посоха растопить лет на реке, что он делал регулярно на Крещение. Когда монахам, которые якобы «внушали людям дурные мысли и несуществующую веру», по мнению правительства, угрожала опасность, они внезапно исчезли из скита. С тех пор пристанище пустует, но иногда над ним появляется столб света. Местные верят, что это сам Господь спрятал своих послушников от расправы, забрав к себе в Царствие Небесное.

Источник

Богунай река в красноярском крае

Борисенко А. Золотая эпоха Богуная. [Богунайский золотодобывающий прииск] / А.Борисенко // Панорама.-1996.-июнь.-№43-45.-С.3

Золотая эпоха Богуная

Сегодня мы поведаем о Богунайском золотодобывающем прииске.

Более двух десятилетий в тридцатых-пятидесятых годах нашего века на реке Богунай адскими усилиями добы­вали золото. На месторождении был построен большой посёлок, в котором проживало более 5000 человек. Люди селились здесь навечно и даже не за­думывались о том, что золото может иссякнуть, что рядом начнут строить секретный город и посёлок умрёт. В 1956 году жители покинули Богунайские берега и разъехались по всему све­ту. Заросли травой тропки, обруши­лись шахты, сгнили оставшиеся дома. Только призраки минувшего бродят по старой реке, и в ночном завывании вет­ра иногда можно уловить плач, крики и смех. Это Богунай с грустью вспоминает прежние времена.

О том, что на Богунае есть золото, узнали местные жители. Уже с конца прошлого века старатели-одиночки, об­следуя русло реки и ближайших ручь­ёв, приносили золотой песок. Несмот­ря на строжайшее молчание, молва о золотоносной реке разнеслась далеко.

Приезжали богатые дельцы, изуча­ли местность, но до революции никто так и не решился взяться за широкую добычу в бездорожной глухомани. До­льше всех не терял надежду состоя­тельный немец. Приехав с инженером, он тщательно осмотрел реку, разрабо­тал план отвода Богунайского водопа­да, посчитав, что в его чаше должно скопиться много золота. Но грянула революция, и немец куда-то сгинул, не реализовав свой проект.

Сумасшествие гражданской войны отодвинуло в сторону все планы и про­екты. О Богунае вспомнили только в двадцатых годах. В 1922, 1928, 1930 годах поисковые геологические партии тщательно обследовали окрестности реки. Составили отчёты о запасах зо­лота и сопутствующих металлах и ми­нералах. В результате в начале трид­цатых было принято решение органи­зовать на Богунае золотодобывающий прииск, вошедший в Верхне-Енисейское приисковое управление треста «Енисейзолото».

Подготовительные работы по орга­низации прииска, возведению жилья, набору специалистов и рабочих, стро­ительству 45-километровой дороги до ближайшей железнодорожной станции Заозёрная длились до середины трид­цатых. В 1935 году основной объём работ был сделан. С 1936 года нача­лась добыча флюсовых (золотонос­ных) руд и отправка их для переработ­ки на уральские заводы цветных метал­лов. В этом же году были получены первые 28,7 килограммов золота. Поэ­тому 1936 год можно считать годом рождения Богунайского прииска.

Район Богунайского золоторудного месторождения относится к приканской полосе Южно-Енисейского кряжа и за­нимает площадь более 800 квадратных километров. Окрестности имеют резко расчленённый рельеф. В устье реки Богунай, где она впадает в Кан, высо­та относительно уровня моря состав­ляет 144 метра, а самая высокая точка местности — гора Казахстанская -дости­гает 777 метров. Такой рельеф во мно­гом повлиял на быт местных жителей. Заниматься сельским хозяйством было непросто, поэтому основные продукты питания богунайцы выращивали на приусадебных участках, а хлеб долгое время был привозной.

Геологические изыскания показа­ли, что простирание золотоносных жил на Богунае достигает 2000 метров. В некоторых местах кварцевые (золото­носные) сплавы выходили на повер­хность. Содержание золота в них до­ходило до 8-9 граммов на тонну поро­ды. А в глубинных жилах размерами 0,3-1,0 метра на 50-60 метров содержание золота доходило до 50 граммов на тонну породы. Для непосвящённых отмечу, что это достаточно богатая руда. Но добывать её приходилось в основном трудным шахтным способом. При консервации рудника геолог Вик­тор Александрович Ефимов в отчёте писал: «Анализируя взгляды исследо­вателей Богунайского месторождения, следует отметить, что все они отзыва­ются о нём как о месторождении, име­ющем перспективы на глубоких гори­зонтах».

Только в сороковом году на приис­ке была построена фабрика закончен­ного цикла обработки (ФЗЦО), получав­шая чистое золото. Её директором в течение десяти лет был Николай Сте­панович Шкулепо. До этого, повторюсь, всю добытую золотоносную руду от­правляли на уральские заводы цвет­ных металлов. Всего с 1936 по 1940 год на Урал ушло более 43 тысяч тонн флюсовой руды, из которой получили 760 килограммов золота.

Первое время, когда отсутствова­ла электростанция, не было отбойных молотков и другой современной техни­ки, всё приходилось делать вручную. В ужасных условиях, на большой глу­бине, без надёжной страховки забой­щики в полусогнутом состоянии по шесть часов в сутки врубались в поро­ду, на вагонетках оттаскивали её к вос­ходящей шахте и поднимали на повер­хность. Люди часто болели.

Читайте также:  Турция перекрыла реку евфрат

Добытую руду в основном на лоша­дях — конный двор постоянно содержал до сотни лошадей, хотя было и не­сколько «полуторок» — возили в Заозёр­ный по Богунайскому тракту. Через Кан переплавлялись на пароме, который ходил возле деревени Ильинка. А зи­мой, когда глубокие снега заметали тракт, руду доставляли по двум зимни­кам, шедшим по руслам рек Черушкан и Богунай.

Первая примитивная электростан­ция появилась на прииске в 1938 году. Она работала на дровах и давала все­го 250 кВт. Но и этого было достаточ­но, чтобы обслуживать шахты, посёлок, а впоследствии и ФЗЦО. Дрова для электростанции заготавливали в вер­ховьях Богуная и сплавляли по боль­шой воде. В полутора километрах от станции вылавливали, распиливали на циркулярке на огромные чур­ки, кололи, складировали, за­тем на вагонетках подвозили к топке, нагревающей котёл.

В лучшие времена сороковых-пятидесятых годов на руднике работали три шахты (№№ 13,15,23). Самой круп­ной была шахта №23. Она простиралась примерно на 2,5 километра, а вместе со штреками на все 5 километ­ров.

Со временем в шахтах проложили узкоколейки, по которым, лошади возили ваго­нетки, сделали компрессор­ную станцию, подающую сжа­тый воздух для отбойных мо­лотков, установили более удобные подъёмники. Но все эти нововведения ненамного облегчили труд.

Несмотря на сопутствую­щие добыче проблемы золо­то делало своё дело — посё­лок рос, богател, привлекая всё новых и новых рабочих. В нём появились школа, клуб, магазины и даже детский сад, заработали телефоны и ра­дио. В клубе был создан не­большой драмкружок, ставив­ший спектакли. Привозили кино, приезжали артисты. Модники в праздники красо­вались в американских пла­щах, а «рокеры» гоняли на мотоциклах.

Всматриваясь в старые фотогра­фии, вслушиваясь в магнитофон­ные записи воспоминаний оче­видцев былых событий на реке Богу­най, листая блокноты, я путешествую во времени, погружаюсь в оживающий таёжный мир сороковых-пятидесятых годов. Слышу приглушённую молодец­кую песню о несчастной любви, лай собак, шум ветра, грохот машин, раз­малывающих золотоносную руду, и все поглощающий пульсирующий рокот Бо­гуная.

Мы продолжаем начатое в про­шлом номере повествование о ликви­дированном 40 лет назад Богунайском посёлке. Благодарим А.Д.Балаганско-го, П.Ф.Шкулепо, А.В.Ларкину, Е.Е.Лобковскую за помощь в подготовке мате­риала.

БУМ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ

С утра до вечера 22 июня 1941 года тревожный гудок на фабри­ке ФЗЦО возвещал богунайцам, что пришла война. С этого дня начал­ся новый этап в жизни посёлка. Уже к вечеру воскресного дня многих мужчин увезли на войну. С каждой неделей их становилось в посёлке всё меньше и меньше, оставались несчастные дети, старики и женщины.

Дольше всех не забирали забойщи­ков, имеющих бронь, но наступило вре­мя, когда и они исчезли. Их место под землей заняли подростки и женщины. Многие не вернулись из фронтового пекла. Сколько слёз было пролито в холодную воду Богуная.

Как ни парадоксально, расцвет по­сёлка пришелся именно на период вой­ны. В это время велась самая интен­сивная добыча золота за всю историю прииска. С 1941 по 1945 годы было до­быто и обработано 1547,00 тонн флю­совых руд, из которых получено 1875 кг чистого золота. Всплеск во многом обуславливается применением новых способов обогащения. Центрифуговое дробление, метод гравитации, кучное выщелачивание, мальгамация (ртут­ное улавливание), флотационное цианирование (плавление цианистым рас­твором) позволяли извлекать из руд до 90 процентов золота.

Стране, как воздух, нужен был «жёлтый металл», на который за грани­цей закупалось самое необходимое. В развитие прииска вкладывали большие средства, присылали туда лучших спе­циалистов, дешёвую рабочую силу -осуждённых, оборудование. Магазин золотоскупки был забит такими това­рами, что жители окрестных деревень, бывавшие в посёлке, заходили в него просто поглазеть. На боны можно было приобрести муку, мед, масло, модные шевиот и коверкот, коньяк и (даже!) американские кожаные пальто, велоси­педы и мотоциклы. Но боны водились только у тех, кто сдавал чистое золо­то, добытое в артелях.

Особенно трудно было с хлебом. Возле посёлка местность гористая, полей нет. Поэтому подсобные сель­скохозяйственные угодья рудника на­ходились возле Ильинки. Большую часть пшеницы отдавали на войну, бо­гунайцам оставались крохи. И те при­ходилось прежде отвозить в Заозёрный и уже оттуда получать через Золотопромснаб. Рабочие прииска за 12-ча­совой рабочий день получали по 800 граммов хлеба в сутки, а забойщикам (точнее забойщицам), сутками не вы­лазившим из-под земли, давали целых (!) 1200 граммов. Перебои с хлебом иногда лишали людей и этих граммов. Поэтому зачастую женщины пешком ходили в Заозёрный, что-нибудь продав, покупали несколько буханок.

Но всё равно, как отмечали приез­жие с голодного Запада, жизнь в посёл­ке казалась раем.

Перед самой войной здесь зарабо­тало радио, сводки Информбюро по «тарелкам» слушали во многих домах. Создана была телефонная сеть на 50 абонентов, работали больница, поли­клиника, детский сад, появились хоро­ший клуб, пекарня, столовая, два ма­газина, школа-десятилетка. На берегу стояла общественная баня, где за 10 копеек в любой день недели можно было помыться. Билетёром в ней ра­ботала молоденькая девушка Аннуш­ка. Чтобы волосы были шелковистые и кучерявые, их мыли в родниковой воде, которую девушка специально приносила для любителей.

Сидит, бывало, грустная Аннушка на бережку возле речки, поджидает клиентов и, чтобы не терять зря вре­мени, промывает песочек в лотке (на прииске с детства приучались золото искать), мимо проходили всегда добро­желательные директор рудника Тимо­фей Яковлевич Телешев и инженер Николай Николаевич Курочкин, спра­шивали с усмешкой: «Что, Аня, много золота намыла?» Рассмеются все, и грусти как ни бывало.

Через Богунай было перекинуто несколько мостиков. Самый большой мост, находившийся немного выше электростанции, являлся излюбленным местом пацанов, ныряющих, сло­мя голову, с его верхнего пояса в пол­новодную реку. Глубина Богуная в то время достигала трех метров, он был гораздо шире и отличался бурным, пен­ным норовом. Сейчас после варварс­кой вырубки лесов в верховьях реки она сильно обмелела, глубина в боль­шинстве мест не превышает полметра. А с возобновлением в последние годы разработок золотоносного месторож­дения исчезает и кристальная чистота реки.

Продолжая воображаемое путе­шествие по посёлку военной поры, я брожу по Старательской улице, прохо­жу по Шахтёрской, Речной, Красноярс­кой, заглядываю в Малый и Большой переулки, отдыхаю на завалинке у кладбища и выхожу на центральную дорогу посёлка перед управлением рудника – Стан, как её называли мест­ные жители. Именно на ней проходили демонстрации на 1 Мая и 7 Ноября, отмечались все праздники.

Связь с Заозёрным поддерживали при помощи радиостанции, которая находилась на метеостанции, обслужи­вающей авиалинию. В ту пору через наши места проходила авиационная трасса, по которой беспрерывно пере­гонялись с Дальнего Востока на Запад купленные у союзников самолёты. Па­цаны подолгу, запрокинув голову, с от­крытыми ртами следили за «небесны­ми поездами». Кстати, один из самолётов из-за неполадок упал возле Лебедевки.

По одному из вариантов Богунай переводится как «мертвая вода». В период весеннего паводка мес­тные жители старались не брать воду из реки, не позволяли скоту прибли­жаться к ней. Где золото, там и сопут­ствующие вредные вещества. Большая вода смывала их в Богунай. Но прохо­дили мутные потоки, и река вновь ста­новилась кристально чистой. Она пои­ла, кормила, успокаивала душу, зали­зывала обиды. А обиженных на Богунае было предостаточно.

Население поселка представляло пёструю картину. Здесь были русские, украинцы, белорусы, ссыльные немцы, эстонцы, латыши и литовцы, одно время занесло сюда пленных японцев, перебежчиков с китайской границы и из Турции. Несколько лет в стороне от посёлка в бараках жили калмыки, ремонтирующие Богунайский тракт. Полина Фи­липповна Шкулепо рассказывала, что среди ссыльных прибалтов оказалась даже жена президента Ульманиса, освоив­шая в Сибири ремес­ло швеи. Известная ссыльная актриса Барсова тоже пожила на Богунае. Она помо­гала школьному драм­кружку, многим запом­нилась её постановка по пьесе Островского «Без вины виноватые». Вместе с Полиной Фи­липповной, обучав­шей с 1942 года в Богунайской средней школе № 60 русскому языку и литературе, преподавала немец­кий язык ссыльная не­мка Берта Алексан­дровна. Большинство ссыльных работало на фабрике и постоянно отмечалось в спецот­деле.

Читайте также:  Правый приток реки уссури

Местные жители доброжелательно от­носились к ссыльным, потому особо тяжкой их жизнь не была. Си­бирь, как ни странно, залечила их раны, смыла обиды. К концу войны ссыльных на Богунае почти не осталось.

Чужаками тащимся мы по земле до тех пор, пока не пройдем на заре по траве босиком и не прикоснемся рука­ми к шершавым стволам деревьев, пока не лизнет нас тёплым языком бро­дячая собака, пока в пустыне тишай­шей не воззовем к небесной гармонии, пока не оживут окружающие реки, горы, дома и поселки, пока не соединятся прошлое, настоящее и будущее.

Этим материалом мы завершаем рассказ о золотой эпохе посёлка Богунай. Благодарим А.Д.Балаганского, П.Ф.Шкулепо, А.В.Ларкину, Е.Е.Лобков-скую за помощь в подготовке очерка.

У РЕКИ ЖИВЕМ, В ТАЙГЕ, ГДЕ ДО НЕБА СОСНЫ

То ли плакать, то ли смеяться, то ли петь песни радости, то ли выть от невыносимой боли. Противо­речивые эмоции разрывали сердца богунайцев весной 1943 года. Понимание того, что самое страшное позади, жизнь продолжается, надо работать, поднимать детей, возвращало силы. Около двухсот богунайцев погибли на войне. Но вернувшиеся фронтовики, уставшие, но сильные, встали на их места; рудник продолжал жить. Женс­кие посиделочные завывания украси­ли мужские голоса. По вечерам и в вы­ходные всё чаще стал слышен смех, заливалась гармонь, устраивались тан­цы под граммофон возле конторы, сто­ловой или клуба. Свадьбы всколыхну­ли Богунай. В новом клубе каждую не­делю показывали кино, на его сцене выступали артисты из Красноярска и даже из Ленинграда. Да и сама богу-найская молодежь организовывала спектакли. Руководила культурной жизнью посёлка местная интеллиген­ция — учителя школы. Добрым словом вспоминают, например, Марину Пет­ровну Матиканистову.

На Богунае, как и повсюду в стра­не, «обязательными к празднованию» были 1 мая, 7 ноября, 9 мая, но не за­бывались и Пасха, Рождество, Троица. Эти дни даже объявлялись выходны­ми. Готовились вкусные яства, одева­лись лучшие одежды. Богунайцы хоть на время оставляли каторжный труд, забывались в крутом кутеже.

Любили в посёлке спорт. Зимой — лыжи, санки, коньки. Летом парни ре­зались в волейбол. Баталии проходи­ли на клубной площадке на излучине Богуная, напротив электростанции. В ту пору лучшим волейболистом посёл­ка считался Иван Филиппович Иванченко.

Конечно же, общей страстью были охота, рыбалка. Учиться ходить, искать золото, стрелять и ловить рыбу на Бо­гунае начинали одновременно. Край был богатый. В реке выше водопада водились только гальяны, но зато ниже заходили хариус, ленок, таймень. Эти рыбы упорно пытались прорваться че­рез водопад, выходили на струю, и там их можно было взять голыми руками — только сетки подставляй. Много было медведей, лосей, зайцев, белок, лис. Их шкуры сдавали в Заозёрном. Сотни косачей обсиживали деревья, как сей­час вороны. А какие здесь были бога­тые глухариные тока, собирающие до 200 играющих петухов! Знающие люди продавали такие места за огромные деньги. Старожилы вспоминают, что на току, находившемся на грани темно-хвойной и зелён

Источник

Тайные силы Богуная

В Красноярском крае есть небольшая, но уже снискавшая славу, речка под названием Богунай. К ней стекаются туристы со всей России и из других стран. Приток Енисея пользуется заслуженным вниманием у тех, кто хочет окунуться в романтику палаток и ночевок в тайге у костра. Рыбалка на реке тоже приносит немало удовольствия–не во всех реках можно ловить форель.

Но стала известной она не столько из-за жареной на костре рыбы, под игру на гитаре, сколько из-за чудес, которые испокон веков были известны в этих местах.

Самым известным на реке Богунай, пожалуй, является шаманский камень, который, согласно легендам, когда-то очень и очень давно, упал в прибрежные воды с неба. По преданиям, которые коренные жители, называющие себя зырянами, хранят на протяжении веков, вместе с камнем к ним пришли и особые силы. Или же духи.

О духах, особенно добрых, здесь может рассказать любой старожил. А вот показать при этом чудесный камень, увы, не так просто. Считается, что черный камень, который в особые дни летнего и зимнего солнцестояния начинает излучать розовый свет, может одарить энергией, и даже пророчество. Как именно это происходит, к сожалению, неизвестно – шаманы тщательно хранят свои тайны от непосвященных. Но существует легенда, что найти камень шаманов может тот, кто отчаянно нуждается в сверхъестественной помощи. Другим же, случайно оказавшимся рядом, он может даже навредить. Поэтому стоит хорошенько подумать, прежде чем отправляться на его поиски – действительно ли это так нужно?

Духи, что попали к реке Богунай вместе облюбованным шаманами камнем, разбрелись по окрестностям, поселившись в местных лесах. Оказавшись довольно многочисленным племенем, они получили от зырян прозвище «чаровник». По описаниям, эти существа походили не то на привычных по сказкам и былинам лешего, то и вовсе на диких людей или же снежного человека. Они были очень большого роста, с телом, густо поросшим волосами, как дикий зверь. А глаза полыхали алым огнем. Чаровник, помимо выдающегося роста и внешности, еще обладал способностью наводить чары – воздействовать на разум на расстоянии. За что их так и прозвали.

Местные охотники, идя в лес, непременно старались взять с собой гостинец для лесного человека. Брали то, чем сами были богаты – свежий ароматный хлеб и отварной картофель. Что примечательно, деревенские были твердо уверены, что чаровники не едят мяса. Подарки оставляли в специальном месте, где их забирал «леший», показывавшийся при этом охотнику, а после этого, порадовавший угощением возвращался домой с богатой добычей. Правда, если какой охотник забывался, и начинал стрелять дичь в огромных количествах, лесовик вмешивался, и морочил браконьеру голову, путая дорожки к дому.

К сожалению, старожилы рассказывают, что когда началось большое строительство секретных военных объектов в сибирских лесах, специальные отряды НКВД практически уничтожили всех чаровников. Оставшиеся в живых, и их потомки, теперь очень редко попадаются на глаза грибнику или же забредшему в эти места туристу.

Есть в богунайских лесах два места, диаметрально отличающихся по ощущениям, которые человек там испытывает. Это заброшенный рудник, в котором раньше добывали золото, начиная еще с девятнадцатого века. И который вдруг спешно был закрыт, будучи далек от своей полной выработки, что бы там ни гласили официальные источники. Любители острых ощущений и просто сталкеры, забредшие в эти края, все как один утверждают, что даже днем там можно находиться только с трудом, из-за ощущения постоянного недоброго взгляда в спину, от которого становится очень жутко. А ночью и вовсе, как говорят, можно не только увидеть, но и услышать бредущих по дороге угрюмых призраков, которые сопровождают груженые телеги.

Второе же место совсем другого свойства – это монашеский скит, который также был заброшен весьма загадочным образом. Жили там простые монахи и старцы, которые творили чудеса исцеления. Но в один не самый прекрасный день, во времена советской коллективизации, скит оказался под угрозой уничтожения.

Когда отряд карателей прибыл, то ничего не нашел, только брошенные пустые кельи. А дети-пастушки, которые пасли в ту ночь скот неподалеку, взахлеб рассказывали о столбе света, как раз над обителью. Старики поговаривали, что не иначе, как взяли святых людей живыми на небо, за заслуги. Впрочем, какая бы причина исчезновения монахов ни была, она до сих пор остается неизвестной.

Источник