Меню

Берега озера байкал кто живет



Как в 17 веке Байкал стал русским

Байкал является Россией в миниатюре. На его берегах сейчас проживают потомки всех тех народов, которые на протяжении двух тысячелетий колонизировали прибайкальские земли.

У разных народов, знавших о существовании Байкала, имелись свои варианты названий этого озера. Например, одно из распространённых названий Байкала, бытовавших до XVIII века у народов Сибири — «Лама». В бурятском же языке есть слоко «байгал», заимствованное из якутского «байхал» – «большая глубокая вода; море». Но оба этих слова появились гораздо позднее, чем их монгольский и китайский аналоги. Первое упоминание озера Байкал под именем «Бэйхай» имеется в китайских письменных источниках от 110 г. до н. э. Под названием «Внутреннее Море» или «Тенгиз» озеро упоминается в «Золотой Тетради» — летописи всех монгольских ханов. Есть информация, что мать Чингиз Хана была родом с берегов этого озера. По легенде, могила самого Чингиз Хана так же находится на берегах Байкала.

До VIII века на берегах Байкала процветала курумчинская культура (баргуты и др.), вытесненная к XII веку монголоязычными племенами с запада, которые стали активно заселять сначала западное побережье озера, а затем Забайкалье. Первые русские поселения на берегу Байкала появились в конце XVII века.

После гибели Ермака в 1585 году атаман Мещеряк оставил город Сибирь (он же Искер) и вернулся со своим отрядом в Печору. Казалось, что плоды подвига Ермака погибли, но вслед за Ермаком и после него казаки и дальше стали отправляться в сибирские края «проведовать новые землицы» и ставить там «остроги», ставшие зародышами сибирских городов 17-го столетия.

В 1638 году из Якутска отправился на восток атаман Постник Иванов с тридцатью казаками опять поискать «новых землиц». Пройдя через горы и отбиваясь от нападавших кочевников ламутов, Иванов достиг реки Индигирки и, обследовав ее края, вернулся в Якутск с сообщением, что край тот богат пушным зверем и рыбой.

Для России Байкал открыли русские казаки. 2 июля 1643 года экспедиция из 74 тобольских казаков, во главе с атаманом Василием Колесниковым и пятидесятником Курбатом Ивановым, ведомые тунгуским проводником Можеулем, поднявший по Лене и Иликте и, преодолев Приморский хребет, по руслу реки Сармы вышли через Косую степь к Байкалу напротив острова Ольхон. Построив суда, казаки пересекли Малое море и высадились на острове.

Первоначально землепроходцы планировали добраться до восточного берега, но не смогли этого сделать, предположительно, из-за поднявшегося шторма. Посовещавшись, казаки вернулись на его западный берег и двинулись в обход, через Северный Байкал. Экспедиции удалось достичь Баргузинского хребта. Вернувшись в Верхоленский острог, Курбат Иванов составил карту озера — «Чертеж Байкалу и в Байкал падучим рекам и землицам. и на Байкале где можно быть острогу». Спустя 367 лет в деревне Чанчур открыли памятник первопроходцам.

Первым последователем после Иванова и Колесникова стал сибирский атаман Василий Поярков, который путешествовал по Прибайкалью в поисках серебряной руды. Благодаря Колесникову, Иванову и Пояркову географические чертежи региона были дополнены важными данными.

Изучать Байкал стало постоянным рутинным государственным делом. Ежегодно на озеро совершался новый поход. Волею судеб в эти места занесло даже протопопа Аввакума Петрова (лидера старообрядцев). Период ссылки с 1655 по 1678 раскольник даже описал в своих мемуарах («Житие протопопа Аввакума»). Это было первое упоминание об озере в русской литературе.

Одно из первых литературных описаний Байкала сделал Спафарий, посол русского царя в Китае в 1675 г.

На рубеже семнадцатого и восемнадцатого веков русский историк и географ С. Ремезов впервые максимально точно изобразил озеро на карте.

Восемнадцатый век ознаменовался созданием Российской академии наук, поэтому восемнадцатый век для Байкала — это время научных исследований. В 1723-1724 годах изучать «жемчужину Восточной Сибири» отправился Д. Г. Мессершмидт, между прочим, по личному поручению Петра Первого. Экспедиция принесла свои плоды: появилась новая карта Байкала, сведения об источниках и собственно научное описание.

После были метеорологические, ботанические и зоологические исследования. В 1772 году участник экспедиции Георги и Палласа А. Пушкарев впервые произвел инструментальную съемку озера.

В 1845 году появилось Русское географическое общество, вследствие чего исследования в регионе стали более детальными и точными. После походов Меглицкого, Стахеева, Чехановского, в 1882 году И. Д. Черскому удалось составить геологическую карту окрестностей Байкала.

1896-1899 гг. была проложена железная дорога Иркутск — порт Байкал (68 км). А за тем строительство ветки было продолжено как Кругобайкальская железная дорога.

В конце девятнадцатого века благодаря строительству Транссибирской железной дороги исследования в этой области приобрели системный характер. Уже к концу позапрошлого столетия размеры Байкала были определены достаточно точно.

После октябрьской революции 1917 года, до 1923 года происходили административно-территориальные преобразования Прибайкалья и бурятско-монгольских земель, входивших в состав Российской Империи.

Двадцатый век — время открытий по тектонике и лимнологии. Исследования стали особенно актуальны во время строительства БАМа — одной из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Основной путь БАМа Тайшет — Советская Гавань строился с большими перерывами с 1938 года по 1984 год. Строительство центральной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет, а один из самых сложных участков — Северомуйский тоннель — был введён в постоянную эксплуатацию только в 2003 году. БАМ является восточной частью Великого Северного железнодорожного пути — советского проекта 1928 года.

Источник

Народы Байкала

Самым старым найденным в Прибайкалье стоянкам людей около 25 тысяч лет. Были это предки живших здесь впоследствии племен или нет — неизвестно. Ученые до сих пор спорят: кто был коренным населением Восточной Сибири?

Тем не менее, мы можем рассмотреть особенности некоторых народностей, живущих или когда-то живших вблизи озера Байкал.

На VI-X вв пришелся расцвет культуры курыкан в Прибайкалье. Расселившись от Тункинской до Баргузинской долины, союз курыканских племен вел полуоседлый и кочевой образ жизни. Основным занятием было скотоводство: разводили коз, верблюдов и коней. Курыкане занимались также земледелием, распахивая пашни, и кузнечным делом, изготавливая оружие, предметы быта и орудия труда. Культурный уровень народа был весьма высок: развивались искусство, письменность, присутствовали сложные религиозные культы. Закат культуры пришелся на X век, когда в Прибайкалье пришли монгольские племена. Часть курыкан под давлением ушла на Север, а другая смешалась с монголами и стала прародителями бурят.

Фото

Буряты – одна из самых многочисленных народностей, населяющих Сибирь. Основой их хозяйства раньше было кочевое скотоводство, которое давало пищу, одежду и войлок для постройки жилищ. Буряты разводили овец, коз, верблюдов, лошадей. Земледелие было слабо развито, но с приходом русских они стали заниматься им гораздо больше, переняв у новых соседей плуг и другие орудия. Мужчины ходили на рыбалку и охоту: зимой охотились на белку, соболя, лисицу, выдру, а летом – на изюбра.

Читайте также:  Снять дом во пскове у озера

Кузнецы изготавливали разные предметы из металла. Профессия эта была наследственной, нередко кузнецы одновременно являлись шаманами.
Лошади занимали особое место в жизни бурят, потому что считались чистыми животными. В хозяйстве они использовались не только как транспорт. Продукты коневодства широко применяли в быту: конина считалась самым вкусным блюдом, волос шел на изготовление веревок и сетей, из кожи шили обувь.

Качество седла и украшения на скакуне служили отличительным признаком состоятельности человека.

Основу традиционного бурятского жилья, юрты, составляли легко перевозимые решетчатые стенки, которые покрывали войлоком и обвязывали веревками. Вход в юрту всегда был с юга. Внутри жилище делилось на две половины: западная – мужская, а восточная – женская. В центре располагался очаг.

В наши дни буряты живут в Бурятии, Иркутской области, Забайкальском крае и других регионах России, а также в Монголии и Китае. Их численность – около 690 тысяч человек.

При смешении аборигенов Восточной Сибири с тунгусскими племенами Забайкалья сложилась народность эвенков. Племена расселялись по берегам Байкала, Ангары и Лены, затем ушли дальше. Сегодня эвенки живут на территории от Енисея до Амура.

Этнографы прозвали эвенков таежными цыганами за кочевой образ жизни: они много перемещаются по тайге в поисках новых мест для охоты, перевозя на оленях легкие жилища (чумы) и все имущество.

Эвенки издревле занимались охотой, рыболовством и скотоводством. Три основных типа (по виду занятий): охотники “ламучены”, оленеводы “орочены” и коневоды “хамниганы”. Оленеводство, так или иначе, было развито во всех общинах. Олень для эвенка – не просто домашнее животное, а символ благополучия и достатка семьи, основное средство передвижения и источник пропитания. Старая эвенкийская пословица гласит: эвенки живы, пока живы олени.
Огромное значение имеют различные культы, к почитанию которых эвенков приучают с детства. К примеру, культ медведя, хозяина тайги, обязывает каждого охотника убивать лишь строго определенное число медведей – иначе охотник может вскоре погибнуть.
Сегодня насчитывается около 77 тысяч эвенков, живущих в Якутии, Иркутской области, Красноярском крае и других местах.

На территории от Нижнеудинского района до северо-восточного склона Восточных Саян живет небольшой полукочевой народ – тофалары. Их традиционными занятиями были и остаются охота и кочевое оленеводство. Это искусные охотники и следопыты, которые в разные сезоны охотятся на лося, марала, косулю, соболя, бобра, лисицу, росомаху и других таежных зверей.

Фото

Искусство лечить любые болезни травами отличает тофаларов от других народов Прибайкалья, как и их привычка круглый год пить подсоленный зеленый чай. Осенью обычно идет массовый сбор цветков сараны, которую сушат на зиму, а также съедобных корней, кедровых орехов, ягод, черемши, ревеня, дикого лука.

Вплоть до середины XX века у тофаларов сохранился родовой уклад. В общественной жизни большое значение имели ежегодные декабрьские собрания всех родов, сугланы, для избрания мужчин на должности и решения важных вопросов.

Тофалары – один из самых малочисленных народов России. Сейчас их всего около 800 человек.

Источник

Русские на Байкале

Какое население, что за люди живут на Байкале?

Попова Мария

На Байкале живут, в основном, русские и буряты.

Кто живет на байкале — такой вопрос задают себе люди, которые планируют поездку на озеро. Основные национальности Байкала — Буряты. Они являются одними из коренных народов Сибири. И на мой взгляд, это одна из самых гостеприимных и человеколюбивых народностей.

В общем и целом же, плотность населения не велика. На берегах Байкала проживает всего около 120 тысяч человек.

Деятельность

В основном у побережья занимаются рыбалкой и скотоводством. В крупных городах, безусловно, развита промышленность.

Буряты с древних времен были шаманистами. Большинство сохранило веру предков. Но многие из них приняли православие.

Места расселения

Наиболее заселено южное побережье Байкала. Здесь находятся самые крупные населенные пункты на озере:

  • Иркутск (в 70 километрах от Байкала)
  • Улан-Удэ (около 140 километров)
  • Слюдянка (на берегу Байкала)

Север Байкала почти не обжит. Единственное крупное поселение, в котором живут народности Байкала — это небольшой город Северобайкальск.

Единственный на озере населенный остров — остров Ольхон. Он находится в самом сердце Байкала.

Здесь проживает около 1500 человек, буряты и русские. Есть несколько поселков. Самый крупный из них — Хужир — центр с развитой инфраструктурой и туризмом. Живут здесь люди, в основном, не богатые и не зажиточные. Рыбачат, держат лавки и кафешки, водят туристов на экскурсии.

Здесь есть также одно предприятие — Маломорский рыбозавод, крупнейший на Байкале.

Верования

  • православное христианство
  • буддизм
  • языческие верования коренных народов

Русские на Байкале

Русские пришли на Байкал в 17 веке. По преданию, в 1643 году казак Курбат подошел к Малому Морю. Узнали русские о Байкале, вероятнее всего, от якутов.

Тогда и начали русские на Байкале осваивать неведомые, диковинные сибирские земли. Без сомнения, путь этот был долгий и непростой.

Сибиряки — это сплав культур и традиций.

Это смесь славянской культуры и культуры коренных жителей степи и тайги. Было на них и влияние татаров, украинцев, поляков. Таким образом получилась гремучая смесь. Думаю, все наслышаны о знаменитом сибирском характере — сильном и твердом.

Действительно, могу сказать, что народ здесь живет именно такой, а еще находчивый, предприимчивый, и в целом, всегда с оптимизмом смотрящий в прекрасное будущее.

Род занятий

  • рыбалка
  • животноводство
  • народные промыслы
  • туризм

На территории Прибайкалья существуют целые династии мастеров практически по всем исконно сибирским народным художественным промыслам:

  • плетение
  • берестяной промысел
  • гончарное ремесло
  • пушной промысел
  • ткачество

Источник

Этнографическое путешествие «Кто живет вокруг Байкала?». 3-й класс

Цель: познакомиться с ближайшими нашими соседями – народами, живущими в Восточной Сибири;

  • прочитать книги В.Стародумова;
  • познакомиться с легендами, приданиями, сказками народов Сибири.

Россия – одна на всех, кто в ней живёт: русские, чукчи, буряты, татары. Мы всегда будем её любить так, как любят свою мать дети. Но есть у нас ещё «малая родина». Это дом, в котором мы родились. Это улица, по которой мы ходим. Город или посёлок, в котором мы живём.

Живём мы с вами в Сибири, которая начинается от Уральских гор до Амура.

Слово «Сибирь» означает «лес», «тайга». Тунгусы так и говорят: «идём в сибирь» или «из сибири».

Это очень большая территория. И на ней живёт много народов. Наши соседи:

1. Полуостров Таймыр. И Красноярский Край. Здесь проживают:

  • Энцы – живут в устье Енисея; занимаются оленеводством и охотой. Жилище – чум. Слайд 5, презентация.
  • Эвенки – Устаревшее русское название эвенков – тунгусы. Основное их занятие – таёжное оленеводство. Охотились эвенки скрадом, гоном на лыжах, с собакой, верхом на оленях, загоном с ямами. Занимаются резьбой по кости и дереву, вышивкой бисером, аппликацией мехом, тиснением бересты, обработкой металла. Слайд 6, презентация.
  • Долганы – Долганский род, по преданию, основали когда-то выходцы из Якутии, Эвенкии, а также потомки русских землепроходцев. Культуру долган впитали чудесные старинные сказы долган о живой Природе. Долганы живут в основном на Таймырском полуострове. Мало найдётся им равных в оленеводстве, рыболовстве, охоте. Они искусные резчики по дереву и кости. Живут в чумах. Слайд 7, презентация.
  • Нганасаны – Удивительный народ – нганасаны. Они умеют… пешими охотиться на оленей. Так у них повелось с древности. Они убеждены: нужно жить и работать, не нарушая законов Природы. Природу, Землю-созидательницу нганасаны считают Матерью всего живого. Природа и её дети – животные, птицы, люди, духи являются героями светлых нганасанских сказок и преданий. Живут нганасаны на Таймырском полуострове. Они отличные рыболовы и охотники. Занимаются также разведением лошадей, народными промыслами. Живут в чумах. Слайд 8, презентация.
Читайте также:  Когда возникло ладожское озеро

Кеты – (остяки) – живут в Эвенкии, Туруханском крае по течению Енисея. В кетской старинной песне поётся: «Без крыльев птица не летает, без песен не живёт народ». Неповторимо хороша природа тех мест, где живут кеты. Тундра и тайга, величавый Енисей, стремящийся к Океану… нелегко здесь трудиться и петь. Но тем богаче народное творчество северян. Занятия – главным образом рыболовство, освоили транспортное оленеводство. Жилище – зима — полуземлянки, летом – чум.

Селькупы – Ямало – Ненецкий округ, Тюменская область; занятия – охота и рыболовство, охотятся на пушного зверя – белку, добывают песца с помощью капканов, в тайге охотятся на лося, в тундре – на оленя. Жилище – юрта, полуземлянка, летом–чум.

Хакасы. «Как в одном орешке заключается судьба кедрового леса, так и в сказке кроется начало начал Жизни», — говорят хакасы. Это один из древнейших народов на сибирской земле, имеющий интересные культурные традиции, богатый фольклор. В 7- 8 веках процветало сильное «Древнехакасское государство». Однако войны Чингисхана уничтожили его. Русские увидели в Хакасии лишь скотоводов. Древняя письменность была навсегда утрачена.

Хакасы – искусные охотники, рыболовы, овцеводы, наездники. Женщины в улусах традиционно большие мастерицы рукоделия.

Тувинцы. Историческое название Тувы – Урянхайский край. «Послушать хорошую сказку – всё равно что выкупаться в горном роднике», — говорят тувинцы.

Основное занятие тувинцев – кочевое скотоводство: овцы, лошади, верблюды, крупный рогатый скот; в качестве подсобного хозяйства – рыболовство, земледелие. Высоко ценится их искусство в шитье традиционной одежды, создании женских украшений.

Юкагиры – Нижнеколымский , Верхнеколымский, Анадырьский край Якутии; занятия – рыболовство, пушная охота, оленеводство; очень красивые танцы (один из них – «Лебедь» парный подражательный). Жилище – цилиндро-конический чум, сейчас, в — основном, живут в срубных домах.

Эвены – старое русское название эвенов – ламуты. Занимаются кочевым оленеводством. Охотятся на северного оленя, лося, горного барана, пушная охота – особенно на белку. Хорошие рыбаки.

Якуты — Народ, который дал название краю, появился на его территории сравнительно недавно. В процессе обживания тундры и тайги якуты смешивались с тунгусами, юкагирами, эвенками и учились использовать богатства природы. Слайд 15, презентация.

Вместе с тем якуты сохраняли культуру скотоводов, вышедших из южносибирских степей: почитание коня, разведение крупнорогатого скота. Якутская лошадь – крепкая, с густой шерстью, способная в суровые малоснежные зимы «копытить», т.е. добывать себе корм, разгребая копытами снег. Основным жилищем якутов была деревянная юрта, которую утепляли земляной завалинкой. В отличие от степных скотоводов якуты не кочевали, а с наступлением тепла лишь переезжали из зимней юрты в летнюю. Дома стояли в ряд или напротив друг друга, вход к входу. Малину якуты не ели, не ели они и грибов, зато клюкву и бруснику запасали впрок. Излюбленное лакомство – молодая конина. Ценную рыбу подают в виде строганины (замороженную и порезанную ломтиками) остальную жарят и отваривают. Слайд 16, презентация.

Давайте все вместе прочитаем стихотворение о нашей «малой Родине»:

Я люблю свою Сибирь,
Где вокруг простор и ширь,
Где тайга стоит стеной,
Снег лежит сплошной волной,
Гряды гор и рек прозрачных.
А в лесу зверья полно:
Соболь, белка и куница,
И лисица, и олень.
Летом белые ромашки
Распустили свои шляпки.
Солнце яркое над ними
Освещает лес густой.
Это всё моя Сибирь –
Моя родина, мой мир!

Наша Иркутская область расположена в южной части Восточной Сибири, почти в центре Азиатского материка.

В 16 веке предприимчивые люди искали новых земель и богатств. Трудности ледового плавания не позволили европейским мореплавателям проникнуть в Сибирь. Слава открытия и покорения Сибири досталась русским. Походы Ермака стали самыми знаменитыми и были началом присоединения Сибири к России. Казаки закрепляли своё продвижение строительством зимовий и острогов. Наказы первым сибирским воеводам содержали призывы в отношении коренных народов «ласку и привет держати, от обид и насильства оберегати, не жесточить».

6 июля 1661 года казаки во главе с Яковом Похабовым заложили Иркутский острог.

С 1669 года Иркутск стал городом, ему был пожалован герб.

На гербе изображён бабр. Слайд 18, презентация.

Бабр – самый диковинный и сильный зверь для европейской России. Сильный и лютый. В силе своей превосходит льва или тигра. Полосатый зверь ростом с хорошего волка. Живёт в Амурской тайге, заходит на территорию Сибири. Может быть, учёные назвали бабром крупного барса. Все звери ужасались его и не переходили его след, сколь он был жесток и сердит.

Но казаки, осваивая Сибирь, приходили не на пустое место. Здесь жили люди – «баргуты» — лесные народы, а в последствие это слово превратилось в «буряты». В завоевательных походах Чингисхана и его последователей жители этих мест и поэтому сохранили свой древний уклад родовой жизни и свою шаманскую религию. Коренными обитателями Восточного Прибайкалья являются эвенки, на склонах Восточного Саяна с древнейших времён жили тофалары.

Эвенки – „кругом тайга, одна тайга и мы — посередине”. Слайд 19, презентация.

Эти слова из песни как нельзя кстати подходят к Центральной Сибири. Середина огромного Российского государства раскинулась между двумя реками, впадающими в Енисей – Нижней Тунгуской и Подкаменной Тунгуски.

Эвенки (тунгусы) не имели письменности. У них широко бытовали лишь различные жанры фольклора.

Читайте также:  Озеро в абхазии бзыбь

Основное занятие эвенков – охота, рыболовство, заготовка ягод, грибов, орехов.

На многие стороны жизни и на характер эвенков оказало их лёгкость передвижения. Жили эвенки в чумах, сделанных из жердей, обтягивали оленьими шкурами и берестой. Наверху оставляли отверстие для дыма и света. Эвенки отличались выносливостью. Они очень наблюдательны, могут ориентироваться на необжитой местности. Этот народ храбрый, весёлый, добрый. Эвенки – большие хлебосолы. Но и сами любили подолгу находиться в гостях. Эвенки почитают шаманов. И именно шаманы сохраняют в памяти народные сказания и предания.

Тофы — прежнее название карагасы — „чёрный гусь”- сейчас они дали себе другое имя – тофалар, что означает „человек”. Тофалары живут «в краю возле самого неба», в красивейших районах Восточного Саяна. Слайд 20, презентация.

Малочисленная народность, живущая в Нижнеудинском районе Иркутской области.

Первое упоминание о племени дубо – далёких предках нынешних тофалар – встречаются в китайских летописях 5 века.

Жилище – конической формы юрта. Летняя и зимняя.

Основное занятие – кочевое оленеводство и охота. Олень для тофа – богатство. Они считали, что тайга, реки, горы, болота имеют своего хозяина. Но главным является старик Кудай, ничто не может противиться его воле. Он добрый старик, но распустил злых духов, вот они и мучают людей. С Кудаем дружат шаманы.

Самые близкие наши соседи буряты. Слайд 21, презентация.

Цыден – Жап Жимбиев

Перевод с бурятского Г.Граубина.

Как гласит преданье,
Триста лет назад
Встретились в Сибири
Русский и бурят.
Русский земледелец
Возле Ангары
Ковырял лопатой
Кочки да бугры.
Пас бурят отару
Где – то в стороне.
И к нему подъехал
Русский на коне.
«Санбайну-у!» — гортанно
Прокричал бурят.
Это означало:
«Здравствуй, русский брат!»
Русский улыбнулся
И сказал: «Привет!»
С незнакомым другом
Разделил обед.
С той поры частенько
Виделись они:
Ближе у обоих
Не было родни.

Живут в Южной Сибири на землях, прилегающих к озеру Байкал, и далее на Восток «братские люди», как называли пришедшие русские местных жителей.

Буряты сложились как единый народ к середине 17 века из племён, обитавших вокруг Байкала уже более тысячи лет назад. Вплоть до 20 века буряты занимались кочевым скотоводством.

С особой торжественностью отмечают буряты праздники:

САГААЛГАН (Белый месяц) – праздник Нового года, который наступает в первое весеннее новолуние. Слайд 23, презентация.

Когда приходит Сагаалган полагается есть много белой, т.е. молочной пищи – творога, масла, сыра, пить кумыс. Именно поэтому праздник называется «Белый месяц».

Всё белое в культуре бурят считается священным.

В разгар лета буряты отмечают СУРХАРБАН. Слайд 24, презентация.

В этот день лучшие спортсмены соревнуются в меткости, стреляя их лука по войлочным шарам – мишеням (сур – шар, харбан – стрелять, устраиваются конные скачки, богатыри соревнуются в национальной борьбе.) ); Слайд 25, презентация.

Важный момент праздника – жертвоприношение духам земли, воды и гор. Если духов задобрить, верили буряты, они пошлют хорошую погоду, обильные пастбища, а это значит, что скот будет жирным и упитанным, люди – сытыми и довольными жизнью. Слайд 26, презентация.

Буряты чрезвычайно уважительно и даже нежно относятся к лошади. Герой богатырского сказания Гэсэр имел любимого коня. Он был не просто верховым животным, но другом и товарищем в беде, в радости, в военном походе. Конь-друг в сказаниях спасал хозяина в трудную минуту, уносил его, раненого, с поля боя, добывал «живую воду», чтобы вернуть к жизни. Слайд 27, презентация.

Улегеры – героические сказания и сказки переходят из поколения в поколение, из уст в уста, живут веками. Их рассказывают детям. Вечерами в юрте сказочники рассказывают легенды и сказки всем.

Мы с вами тоже читали сказку Василия Стародумова «Ангарские бусы». Чтобы поговорить о ней, мы с вами построим юрту. Слайд 28, презентация.

Здесь буряты поют песни, танцуют, Слайд 30, презентация.

рассказывают сказки Слайд 31, презентация.

Бурятские сказки пересказал для вас иркутский писатель Василий Стародумов. Все сказки о добрых и злых людях, о сибирской природе, животных, о быте и обычаях бурятского народа. Слайд 32, презентация.

А сейчас мы с вами поговорим о прочитанных книжках В.Стародумова.

Вопросы к сказке «Ангарские бусы»: Слайд 34, презентация.

  1. что такое ясак— ( дань);
  2. сколько было богатырей? ( 300);
  3. верный слуга — ….? ( Ольхон);
  4. чем огорчала Байкал его дочь? ( необузданная расточительность);
  5. где хранила Ангара свои сокровища? ( голубая хрустальная шкатулка);
  6. что за сокровища? ( волшебные бусы из многогранных драгоценных камней-самоцветов);
  7. почему Ангара женихам отказывала? ( этот лицом недалёк, тот умом не вышел,третий – статью….);
  8. на чём приплыл Иркут? ( струг);
  9. большой летний праздник — …… ( Сурхарбан);
  10. кому Енисей приходится роднёй? ( Саяну);
  11. от кого узнала Ангара о стране, в которой живёт Енисей? ( 2 чайки);
  12. куда заточили Ангару? ( скалистый дворец);
  13. кто помог Ангаре убежать? ( ручьи);
  14. во что превратятся слёзы радости и горя? ( в воды, богатырь Ольхон – в камень);
  15. какие пожелания Ангары? ( чтобы выросли города, окрепло людское счастье).

[С этого момента урок может пойти в двух вариантах:

1. Если класс читающий – продолжим работать с рекомендательным списком;

2. Если класс малочитающий, можно предложить кроссворд (Приложение 1) и не давать рекомендательный список.]

Вечной мечтой народа является победа добра над злом. В сказках всегда торжествует добро.

Герой сказки обязательно выходит победителем, его борьба всегда вызывает восхищение. Так бывает в сказках всех народов. В сказках народов, которые живут бок о бок с нами, в тех, которые живут на всей территории Сибири, всей России.

В поэтических сказаниях раскрываются думы, чаяния, устремления народов, их прошлое и настоящее. В них можно найти многое из того, что безвозвратно кануло в Лету.

В фольклоре всех народов даётся попытка объяснить происхождение человека, племён, земли, мироздания.

Фольклор является летописью бесписьменных народов.

Надо быть благодарным тому, что память наших предков сохранила и передала из поколения в поколение события вековой давности и донесла до нас.

Здесь, в этом рекомендательном списке «Ожерелье сказок народов Сибири» собраны сказки, легенды, предания, богатырские сказания народов Сибири.

Если вы захотите прочитать некоторые, можно этот список посмотреть.

Сегодня мы познакомились с нашими ближайшими соседями – народами, которые живут в Восточной Сибири – в Красноярском Крае, Тыве, Хакасии, Бурятии, в Якутии. Посмотрели – какие у них красивые национальные костюмы, как они живут – в чумах или юртах; сами строили юрту.

Узнали – как много книг с народными песнями, легендами, сказками. Они очень красивые: мудрые, героические, напевные.

Источник