Меню

Балет лебединое озеро мнение



Балет лебединое озеро мнение

Лебединое озеро. Как в нём не утонуть

Свой театральный сезон 2014 года я завершила в декабре просмотром балета «Жизель», а открыла сезон 2015 года в январе балетом «Лебединое озеро». Если при просмотре балета «Жизель» пришлось таки всплакнуть: поклонник Жизели. лесничий Ганс, погибает в озере ни за что, ни про что, а обманщик граф Альберт сухим выходит из этого озера, навсегда оставив Жизель в загробном мире.

Т о на балете «Лебединое озеро» сидела с сухими глазами.
Этот балет вживую смотрела давно, а по телевизору много — много раз и то, когда нас «постигала очередная утрата». Поэтому сюжет знала поверхностно. И вот, наконец, я решила просто обновить память, сходила на этот балет.
Поделюсь впечатлением.

Впечатление первое.
Сюжет поразил. Принц Зигфрид нахлестался спиртного на бале-маскараде до чертиков и в ночи попёрся на озеро стрелять лебедей. Но, по пьяной лавочке, знакомится с красивой белой птичкой, начинает за ней волочиться и, даже, влюбляется. О чем сообщает своей матери. Однако, та женщина разумная, и пытается вразумить сынка, организовав бал, на который приглашает красавиц-невест из плоти и крови. Но принц уже того, крыша съехала. Не ведётся даже на красавицу-брюнетку, которую ему подсунули вместо блондинки-птички. (Мой сосед сказал, что, видимо, принц считает, что на фоне блондинки он сам себе кажется не таким уж дебилом). Короче, заканчивается всё действо тем, что Зигфрид таки сбегает на озеро, где, после схватки с черным колдуном, воссоединяется со своей возлюбленной.
Хеппи-энд. Зоофилия в красивом обрамлении в сопровождении шикарной музыки.
Впечатление второе.
Танцевали красиво. Я не балетная, мне все, кто умеет двигаться под музыку красиво, нравятся. Костюмы тоже шикарные. Правда принц был маленько замороженный. Совсем без эмоций. Видимо, сказалось количество выпитого. Вошел в роль.
Впечатление третье.
Оркестр замечательный. Музыка вне критики. Чайковский — гений. Жалко мужика. Напоили холодной водой с палочкой холеры. Сгубили. А мог бы много ещё чего сочинить. А мы бы наслаждались.

. Искусство — это целое лукошко впечатлений. Не сидите дома. Много теряете.

Перед тем как пойти в Мариинку, я в инете посмотрела краткое содержание балета «Лебединое озеро». Нужно же быть в курсе!
Вот коротко.

Большой балет в 4-х действиях «Лебединое озеро». Либретто предположительно составлено самим П.И.Чайковским, возможно при участии В.П.Бегичева и В.Ф.Гельцера.
Сюжет: В четырех актах балета чередуются реальные и фантастические картины. Празднуя свое совершеннолетие в дворцовом парке, принц Зигфрид веселится среди друзей, однако пролетевшая над парком стая лебедей манит его за собой. В лесу, на берегу озера среди девушек-лебедей принц находит Одетту, добрую фею с короной на голове. Покоренный ее красотой и потрясенный ее рассказом о преследованиях Мачехи-Совы, Зигфрид клянется Одетте в вечной любви. На балу в замке, по велению матери Зигфрида, он должен выбрать себе невесту. Однако принц безучастен, пока не появляется Одиллия, в которой Зигфриду видится Одетта, ей он и оказывает предпочтение. Поняв, что совершил роковую ошибку, Зигфрид бежит к озеру и молит Одетту о прощении, но не получает его. Срывая с головы Одетты корону, Зигфрид бросает вызов Мачехе-Сове, олицетворяющей в балете образ фатума (корона спасала Одетту от ее преследований). Принц надеется, что девушка-Лебедь уйдет с ним в мир людей. Но бурные волны разбушевавшейся на озере стихии поглощают Одетту и Зигфрида.
Классический балет выстроен по этому сценарию.

Так, так. Смотрела одно (1), а читала сценарий о другом (2).
Это в в балете Одетта оживает, они с прЫнцем обнимаютса и целуются))) (1)
Ужас ужасный! Как представлю мужика, который с птицей любовь крутит..)))))))

А в классике Злой Волшебник превратил свою дочь (Черного Лебедя) в Одетту и прЫнц с «плохой» девочкой чуть было не остался, попавшись на эту удочку. Потом всё же прЫнц одумался и они вместе с Одеттой утонули в озере.(2)

Вообще я и раньше слышала.что много разных концовок есть у этого балета, но уже подзабыла.

Пришлось разбираться с этими сценариями уже дома.
Оказывается я смотрела п ереработанный сюжет .
Первоначальный сценарий балета «Лебединое озеро» — это №2 — был очень мрачным! Публике он не понравился.
Настоящей сенсацией «Лебединое озеро» станет лишь после смерти Петра Чайковского. В 1894 г. Мариус Петипа и Лев Иванов сделали новую редакцию балета. Именно в посмертной петербургской постановке впервые появились находки, которые позднее приведут в восторг весь мир: «танец маленьких лебедей», трепетные белоснежные пачки второго «белого акта» на берегу заколдованного озера, дьявольские 32 фуэте Черного лебедя в сцене помолвки принца…

Новая постановка увидела свет спустя несколько лет в Петербурге (первая проходила в Москве).
Изменение балетного либретто было во многом обусловлено литературными и музыкальными тенденциями эпохи: романтические литературные мотивы в повествовании передаются зрителю посредством симфонических балетных форм. Балет «Лебединое озеро» положил начало новой эпохе балетного искусства и отразил в себе литературные течения своего времени. Многие музыковеды видят в «Лебедином озере» отражение последовавшего за ним развития всего русского балета, говорят о поразительном творческом пути произведения. Удивительно, как традиционно оперный композитор обратился к балету и создал едва ли не лучшие произведения в этом жанре.
В наши дни театры сами выбирают себе редакцию и постановку, которую хотят осуществить у себя. В подавляющем большинстве случаев их выбор падает на вторую версию либретто. Но даже, желая поставить именно первый вариант хореограф и дирижёр не могут быть уверены в точности реконструкции, ведь полного первоисточника не сохранилось. Поэтому каждое новое прочтение балета можно считать оригинальным и первоначальным.
У балета » Лебединое озер» много постановок, с разным концовкой. Первоначальная постановка, где все умирают, вообще не имела успеха у зрителей, классикой жанра стала постановка Петипа-Иванова, где как раз тот вариант (2)
. В 50-х годах была ещё одна постановка, Владимира Бурмейстера, который немного изменил либретто, с одной стороны, вернув что-то из первоначально задуманного, и переделав концовку. Вот как раз эту постановку мы и смотрели. (1)
Хотя в анонсе спектакля написано, что постановка Петипа-Иванова))
Настоящая детективная история.

А вот как-то в прошлом веке еще, моя сестра чуть не развелась с мужем из-за этого «Лебединого озера». На открытие сезона достали они билеты, а тут их 3-летняя доча заболела. Сестра осталась дома (мать она или не мать?), а муженёк пошел с «престарелой» сотрудницей на балет. Поздно вечером дома рассказывает кратко — в конце действия любовь победила!
А сестра знает точно, что Одетта погибает — летом в Сочи смотрела балет какого-то гастролирующего театра оперы и балета.
Почти до утра выясняли вопросы государственной важности — где был мужик? Если в театре, то чем/кем его внимание было отвлечено, если он такую концовку балета сочинил для жены? Гляньте, люди добрые, любовь побеждает.

Я тоже видела балет только с такой концовкой. С большим трудом вразумила сестру в том, что она что-то не то смотрела. Оказывается несколько вариантов балета имеют право за жизнь! Не знала.
В итоге победило благоразумие.

Во ещё вспомнила — как молодая была, не образованная.
. В студенческие годы пошли с группой на «Лебединое озеро» в Кировский. театр оперы и балета.
Посмотрели, прослезились, а потом я, желая показать «иногородним» подружкам свою столичную образованность, стала громко, пока стояли в очереди за плащами, возмущаться — выкинули, мол, паразиты, из балета «танец умирающего лебедя»!
Типа, деньги уплОчены, а программу сократили! И, что интересно, никто из окружающей меня публики не пресёк поток моих возмущений и не объяснил куда делась эта партия из нашего балета. ))))))))))))))))))

Уже дома мне сказали что этот умирающий лебедь вообще не имеет отношение к балету. Типа Сен-Санс, а мы смотрели и слушали великого ЧАЙКОВСКОГО .


Сюжеты, сценарии и то, как каждый человек прочитывает эти сценарии — интересная тема. Вот простой пример —

Источник

Сюжет балета «Лебединое озеро». П. И. Чайковский, «Лебединое озеро»: краткое содержание и отзывы

«Лебединое озеро», балет на музыку Петра Ильича Чайковского, является самой известной в мире театральной постановкой. Шедевр хореографии был создан более 130 лет назад и до сих пор считается непревзойденным достижением русской культуры. «Лебединое озеро» — балет на все времена, эталон высокого искусства. Величайшие балерины мира почитали за честь выступить в роли Одетты. Белый Лебедь, символ величия и красоты русского балета, находится на недосягаемой высоте и является одной из самых крупных «жемчужин» в «короне» мировой культуры.

Спектакль в Большом театре

Сюжет балета «Лебединое озеро» раскрывает сказочную историю о Царевне (лебеде) по имени Одетта и принце Зигфриде.

Каждое представление «Лебединого озера» в Большом театре — это праздник, сопровождаемый бессмертной музыкой Чайковского и великолепной оригинальной хореографией. Красочные костюмы и декорации, безупречность танца солистов и кордебалета создают общую картину высокого искусства. Зал Большого театра в Москве всегда полон, когда на сцене идет балет «Лебединое озеро» — лучшее, что было в мире балетного искусства за последние 150 лет. Спектакль проходит с двумя антрактами и продолжается два с половиной часа. Симфонический оркестр и во время антракта еще некоторое время продолжает тихо наигрывать музыкальную тему. Сюжет балета «Лебединое озеро» никого не оставляет равнодушным, зрители с самого начала сопереживают персонажам, а к концу спектакля драматичность достигает своей кульминации. После окончания балета публика еще долго не расходится. Образно выразил свое восхищение один из зрителей, приехавший в Москву и посетивший Большой театр: «Сожалею, что невозможно принести такое количество цветов на спектакль, чтобы одарить всех артистов, понадобилось бы несколько грузовиков». Это лучшие слова благодарности, которые когда-либо слышали стены Большого театра.

Читайте также:  Нац парк плитвицкие озера

«Лебединое озеро»: история

Начало легендарной балетной постановке было положено в 1875 году, когда дирекция Большого театра заказала молодому композитору Петру Ильичу Чайковскому музыку к новому спектаклю под названием «Лебединое озеро». Творческий проект предполагал обновление репертуара. Для этого и решили создать постановку «Лебединое озеро». Чайковский в то время еще не был широко известным композитором, хотя им были написаны четыре симфонии и опера «Евгений Онегин». Он увлеченно принялся за работу. Для спектакля «Лебединое озеро» музыка была написана в течение одного года. Ноты композитор представил дирекции Большого театра в апреле 1876 года.

Либретто

Либретто спектакля написал известный театральный деятель того времени, Владимир Бегичев, в соавторстве с артистом балета Василием Гельцером. До сих пор неясно, какой литературный источник послужил основой для постановки. Одни считают, что фабула произведения заимствована у Генриха Гейне, другие полагают, что прототипом послужила «Белая лебедь» Александра Сергеевича Пушкина, но тогда не ясно, как быть с главным действующим лицом сказки, князем Гвидоном, поскольку он как персонаж тесно связан с образом благородной птицы. Как бы то ни было, либретто получилось удачным, и началась работа над спектаклем «Лебединое озеро». Чайковский присутствовал на репетициях и принимал живое участие в постановке.

Неудача

Труппа Большого театра вдохновенно работала над спектаклем. Сюжет балета «Лебединое озеро» всем казался оригинальным, с элементами чего-то нового. Репетиции продолжались до поздней ночи, никто не спешил уходить. Никому и в голову не могло прийти, что скоро может наступить разочарование. Спектакль «Лебединое озеро», история которого была достаточно непростой, готовился к премьерному показу. Театральная публика с нетерпением ждала этого события.

Премьера «Лебединого озера» состоялась в феврале 1877 года и, к сожалению, оказалась неудачной. По сути, это был провал. Первым делом виновником фиаско был объявлен хореограф спектакля, Венцель Рейзингер, затем досталось и балерине, исполнявшей роль Одетты, Полине Карпаковой. От «Лебединого озера» отказались, и все партитуры были временно «положены на полку».

Возвращение спектакля

В 1893 году умер Чайковский. И вдруг в театральной среде было принято решение вернуться к спектаклю «Лебединое озеро», музыка для которого была просто замечательной. Оставалось только восстановить спектакль в новой редакции, обновить хореографию. Это было решено сделать в память о безвременно ушедшем композиторе. Новое либретто вызвались создать Модест Чайковский, брат Петра Ильича, и Иван Всеволожский, директор Императорского театра. Музыкальной частью занялся известный капельмейстер Рикардо Дриго, которому за короткое время удалось заново проаранжировать всю композицию и скомпоновать обновленное произведение. Хореографическая часть была переработана прославленным балетмейстером, Мариусом Петипа, и его учеником — Львом Ивановым.

Новое прочтение

Считается, что Петипа воссоздал хореографию балета «Лебединое озеро», однако истинно русский колорит спектаклю придал Лев Иванов, который сумел совместить раздольную напевность и неповторимое очарование российских просторов. Все это присутствует на сцене во время спектакля. Иванов сочинил заколдованных девушек со скрещенными руками и особым наклоном головы, танцующих вчетвером. Трогательное и неуловимо притягательное очарование озера лебедей — также заслуга талантливого ассистента Мариуса Петипа. Спектакль «Лебединое озеро», содержание и художественный колорит которого в новом прочтении значительно улучшились, был готов к выходу на сцену в новой редакции, но перед этим балетмейстер Петипа решил планку эстетического уровня постановки сделать еще выше и заново разыграл все сцены балов во дворце Владетельной принцессы, а также придворных празднеств с польскими, испанскими и венгерскими плясками. Белой королеве лебедей, придуманной Ивановым, Мариус Петипа противопоставил Одиллию, черного лебедя, создав изумительное «черное» па-де-де во втором акте. Эффект был потрясающий.

Сюжет балета «Лебединое озеро» в новой постановке обогатился, стал интереснее. Маэстро со своими помощниками продолжал совершенствовать сольные партии и взаимодействие их с кордебалетом. Таким образом, спектакль «Лебединое озеро», содержание и художественный колорит которого в новом прочтении значительно улучшились, вскоре уже был окончательно готов к выходу на сцену.

Новое решение

В 1950 году хореограф Мариинского театра в Санкт-Петербурге предложил новую версию «Лебединого озера». По его замыслу трагический финал спектакля упразднялся, белый лебедь не погибал, все заканчивалось «хэппи-эндом». Подобные изменения в театральной сфере случались нередко, в советское время считалось хорошим тоном приукрасить события. Однако от такой перемены спектакль не выиграл, наоборот, стал не столь интересным, хотя часть публики приветствовала новую редакцию постановки.

Уважающие себя коллективы придерживались прежней редакции. В пользу классического варианта говорит и то, что трагичность финала была изначально задумана как углубленная трактовка всего произведения, и замена его счастливым концом выглядела несколько неожиданно.

Краткое содержание балета

Акт первый. Картина первая

На сцене огромный парк, зеленеют вековые деревья. Вдали виден замок, в котором живет Владетельная принцесса. На лужайке между деревьями принц Зигфрид в кругу своих друзей празднует совершеннолетие. Молодые люди поднимают кубки с вином, пьют за здравие своего приятеля, веселье бьет через край, всем хочется танцевать. Тон задает шут, пустившись в пляс. Вдруг в парке появляется мать Зигфрида, Владетельная принцесса. Все присутствующие стараются скрыть следы пирушки, но шут нечаянно опрокидывает кубки. Принцесса недовольно хмурится, она готова выплеснуть свое возмущение. Тут ей преподносят букет роз, и строгость смягчается. Принцесса поворачивается и уходит, а веселье разгорается с новой силой. Затем наступает темнота, гости расходятся. Зигфрид остается в одиночестве, однако ему не хочется идти домой. Высоко в небе пролетает стая лебедей. Принц берет арбалет и отправляется охотиться.

Дремучий лес. Среди зарослей раскинулось большое озеро. По водной глади плывут белые лебеди. Движения их хоть и плавные, но чувствуется какое-то неуловимое беспокойство. Птицы мечутся, словно что-то нарушает их покой. Это заколдованные девушки, только после полуночи они смогут принять человеческий облик. Злой волшебник Ротбарт, хозяин озера, властвует над беззащитными красавицами. И вот на берегу появляется Зигфрид с арбалетом в руках, решивший поохотиться. Он собирается выпустить стрелу в белую лебедь. Еще мгновение, и стрела насмерть пронзит благородную птицу. Но внезапно лебедь превращается в девушку несказанной красоты и грациозности. Это лебединая королева, Одетта. Зигфрид очарован, он никогда не видел столь прекрасного лица. Принц пытается познакомиться с красавицей, однако она ускользает. После нескольких безуспешных попыток Зигфрид находит Одетту в хороводе подружек и признается ей в любви. Слова принца трогают сердце девушки, она надеется обрести в нем спасителя от власти Ротбарта. Скоро должен наступить рассвет, и все красавицы с первыми лучами солнца вновь превратятся в птиц. Одетта нежно прощается с Зигфридом, по водной глади медленно уплывают лебеди. Между молодыми людьми остается недосказанность, но они вынуждены расстаться, поскольку злой колдун Ротбарт внимательно следит за происходящим, и он не допустит, чтобы кто-то избежал его колдовства. Все без исключения девушки должны стать птицами и оставаться заколдованными до самой ночи. Зигфриду остается удалиться, чтобы не подвергать белых лебедей опасности.

Акт второй. Картина третья

В замке Владетельной принцессы бал. Среди присутствующих много девушек знатного происхождения, одна из них должна стать избранницей Зигфрида. Однако принц никого не удостаивает своим вниманием. В мыслях его Одетта. Между тем мать Зигфрида всячески старается навязать ему одну из своих фавориток, но безуспешно. Тем не менее, в соответствии с этикетом, принц обязан сделать выбор и подарить избраннице красивый букет цветов. Звучат фанфары, возвещающие приезд новых гостей. Появляется злой волшебник Ротбарт. Рядом с колдуном его дочь, Одиллия. Она, как две капли воды, похожа на Одетту. Ротбарт рассчитывает, что принц будет очарован его дочерью, забудет Одетту, и та навсегда останется во власти недоброго волшебника.

Одиллии удается обольстить Зигфрида, он увлечен ею. Принц объявляет матери, что его выбор — Одиллия, и тут же признается в любви коварной девушке. Вдруг Зигфрид видит в окне прекрасную белую лебедь, он сбрасывает с себя колдовские чары и бежит к озеру, но поздно — Одетта потеряна навсегда, она обессилена, вокруг верные подруги-лебеди, но они уже не в силах помочь.

Акт третий. Картина четвертая

Глубокая тихая ночь. На берегу стоят поникшие девушки. Они знают о горе, постигшем Одетту. Однако не все потеряно — прибегает Зигфрид и на коленях умоляет любимую простить его. И тут прилетает стая черных лебедей во главе с колдуном Ротбартом. Зигфрид борется с ним и побеждает, переломив злому волшебнику крыло. Черный лебедь умирает, и вместе с ним исчезает колдовство. Восходящее солнце освещает Одетту, Зигфрида и танцующих девушек, которым уже не придется превращаться в лебедей.

Отзывы о балете «Лебединое озеро»

За более чем 130-летнюю историю легендарного спектакля устроители, театральные администраторы, представители дирекции Большого театра в Москве не припомнят ни одного отрицательного отзыва. Благодарные зрители с редким единодушием отмечают великолепную танцевальную технику солистов и кордебалета, музыку. Спектакль «Лебединое озеро», отзывы о котором восхитительные, постоянно обновляется. Поколение артистов не раз сменилось, многих уже нет с нами, а балет живет, приходят новые молодые дарования и продолжают традиции Большого театра. Зрительно отлично отзываются о каждом составе. Непревзойденный шедевр балетного искусства, «Лебединое озеро», отзывы о котором являются стимулом для дальнейшего развития, живет и будет жить.

Читайте также:  Озеро маленькое в деревне

Рудольф Нуриев

В главных ролях в спектакле «Лебединое озеро» выступали многие талантливые танцоры. Однако настоящий фурор произвели в 1964 году на сцене Венской оперы английская балерина Марго Фонтейн (Одетта) и Рудольф Нуриев (Зигфрид). После того как опустился занавес, артистов вызывали на «бис» восемьдесят девять раз.

Источник

Мифы и реальность «Лебединого озера»: почему балерины отказывались танцевать

4 марта 1877 года в Москве на сцене Большого театра публике впервые был показан балет «Лебединое озеро». Казалось бы, об этом балете написаны тонны диссертаций, научных статей и книг и известно всё. Однако многое было открыто только в последнее время. Мы приводим 10 наиболее интересных фактов, а также сопутствующих им мифов из истории самой первой постановки самого известного в мире балетного спектакля, показанной в этот день 144 года назад.

Факт №1 и сопутствующий ему миф: Многие уверены, что существует некая немецкая сказка о зачарованной злым волшебником девушке Одетте, превращенной колдуном в лебедя, о ее черном двойнике Одиллии, о влюбившемся в нее без памяти принце Зигфриде. На самом же деле такой сказки никогда не существовало. Ее просто придумали для балета. И споры о том, какие именно произведения мировой литературы являются источником сюжета «Лебединого озера», идут до сих пор. Большинство относят его к сказкам И.К.Музеуса «Похищенное оперенье» (или «Украденное покрывало») и «Бабушкина свадьба». Вполне справедлива и версия Юрия Слонимского о том, что образ злой колдуньи, оборачивающейся совой (колдун в облике коршуна или филина) и преследующей Одетту-Лебедя, связан с пушкинской «Сказкой о царе Салтане». Мотивы «Лебединого озера» можно обнаружить в сказках братьев Гримм, у Андерсена и даже в «Метаморфозах» Овидия, где один из персонажей бросается в образованное из слез матери озеро — оно фигурирует и в либретто балета Чайковского. А трагическая концовка «Лебединого озера» почти дословно цитирует «последнюю песню лебедя перед кончиной» из «Поэтических воззрений славян на природу» А.Н.Афанасьева.

Факт №2 и сопутствующий ему миф: Либреттистами балета «Лебединое озеро» считаются В.П.Бегичев и В.Ф.Гельцер — именно им приписывается сочинение популярного сюжета. И это тоже является мифом. Интересно, что авторы либретто не были обозначены в афише премьерного спектакля от 20 февраля (4 марта) 1877 года. Отсюда у исследователей и возник спор, кто же на самом деле придумал этот популярный сюжет? К единому мнению до сих пор не пришли. Одни отстаивают авторство все-таки Бегичева (причастность к либретто Гельцера почти всеми исследователями оспаривается), который был инспектором репертуара московских императорских театров и по долгу службы не мог указывать свое имя на афише. Но, как показывает самый авторитетный биограф Чайковского Александр Познанский, либретто скорее всего было сочинено хореографом первого спектакля Вацлавом Рейзингером. Но почти никто не оспаривает, что в сочинении сценария активно участвовал и сам композитор.

Факт №3: Связан с датой премьеры «Лебединого озера». По сообщениям газет того времени, она намечалась на ноябрь 1876 года, но состоялась только в марте следующего. Причем от чести станцевать в первом балете Чайковского артисты, как, впрочем, это нередко бывает в Большом театре и в наши дни, массово побежали отказываться, считая балет малоперспективным и невразумительным. Его даже называли сбором «невероятных диссонансов, бесцветных невозможных мотивов» — словом, «музыкальной какофонией»!

За написание музыки композитору заплатили огромную по тем временам сумму — 800 рублей. Столь большая сумма объяснялась тем, что музыку к балету в те времена писали только штатные композиторы, работавшие при труппе, и их работа оценивалась в два раза ниже. Чайковский же стал первым серьезным русским композитором, заинтересовавшимся балетом. «Я взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этого рода музыке», — писал Чайковский Римскому-Корсакову.

Любопытно, что траты дирекция Большого театра решила частично возложить на артистов, за счет проведения бенефисов, билеты на которые стоили дороже, чем на обычные спектакли. Из исследования Сергея Конаева и Бориса Мукосея, основанного на анализе недавно найденных документов, скрипичного репетитора балета, а также журналов приходно-расходных сумм московской конторы императорских театров, деньги были «вычтены с первых четырех представлений «Лебединого» (по 100 рублей с вечера) с бенефициантов». Перекладывание выплаты в 400 рублей на артистов и бенефициантов казалось дирекции единственным способом заплатить композитору, не выходя из сметы. Таким образом первая исполнительница партии Одетты-Одиллии Полина Карпакова при сборе 1918 р. 30 коп. получила на руки только 677 р. 68 коп. В основном этим современные исследователи объясняют массовые отказы артистов от премьеры и бенефисов и постоянные перенесения даты первого спектакля. «Первый балет свой П.И.Чайковский написал для меня, но я отказалась танцевать в нем, до того Петр Ильич не знал технической стороны балета и до того неинтересно сделал его», — вспоминала много лет спустя балерина Лидия Гейтен. Именно ей, судя по опубликованным Сергеем Конаевым документам, и прочили танцевать премьеру. Такой отказ стал для композитора болезненной неожиданностью.

Факт №4 и сопутствующий ему миф: Долгое время считалось, что премьеру балета «Лебединое озеро» должна была танцевать не Гейтен, а Анна Собещанская, 35-летняя балерина и негласная хозяйка Большого театра того времени. Существует миф, будто 25-летний муж всесильной Собещанской, также танцовщик Большого, Виктор-Станислав Гиллерт распродавал бриллианты супруги, подаренные ей любовником, генерал-губернатором Москвы Долгоруковым. Продажа бриллиантов открылась, и по этой причине артистка, впавшая в немилость, была допущена лишь к четвертому представлению. Но скандал с балериной и ее молодым мужем случился, как выясняется, позже. На основе же анализа новых документов стало доподлинно известно, что в сезоне 76–77 года от своего бенефиса в «Лебедином» Собещанская отказалась по собственному желанию, получив взамен 1500 рублей серебром — обмен бенефиса на деньги в те времена считался особой привилегией. Бенефис ПРИШЛОСЬ танцевать Полине Карпаковой, которая также пыталась от него отказаться. Но принцем Зигфридом на премьере все-таки вышел муж Собещанской Виктор-Станислав Гиллерт. И после скандала с продажей бриллиантов его не уволили, а перевели в Петербург в связи с реформой, проводимой в 80-е годы в Большом. Много лет спустя он поможет Вацлаву Нижинскому с поступлением в театральное училище.

Факт №5 и сопутствующий ему миф: Знаменитое «черное па-де-де», без которого сейчас не обходится ни один балетный гала-концерт и называемое так от черной пачки Одиллии, на премьере 1877 года принц Зигфрид танцевал совсем не с Одиллией, как мы привыкли, а. (еще одна интрига, имевшая место в первом варианте балета) с поселянкой, которой сильно увлечен! У него, как и у Ромео до Джульетты, имелась пассия! А с Одиллией уже в третьем акте вместо привычного «черного» он танцует совсем другое па-де-де, известное сейчас как «па-де-де Собещанской» — да-да, все той же поистине вездесущей мадам Собещанской…

Факт №6: Несоответствие нынешнего либретто балета первоначальному. В первом варианте было множество совершенно неизвестных современному зрителю героев: помимо нынешнего злого гения фон Ротбарта (был проходным персонажем) на балу появляется барон фон Штейн, его жена-баронесса и их дочь, а затем некий Фрейгер фон Швальцфельс, тоже с женой. Одной из главных ролей была роль рыцаря Бенно фон Зомерштерна, друга принца. А Одетта в первой версии оказывается совсем не обычной девушкой, превращенной злым волшебником в птицу, а довольно могущественной феей, которая днем превращается в лебедя по своей воле, чтобы с подругами, «весело рассекая грудью воздух, летать высоко-высоко».

«Злые чары в версии Чайковского-Рейзингера олицетворял не Ротбарт, как теперь, а злая мачеха-колдунья, новая жена отца Одетты, которая обращается в сову и хочет извести свою падчерицу. В перечне действующих лиц этой самой мачехи-совы нет и в помине, поскольку её роль в спектакле выполняла кукла-муляж летающая над сценой сверкая зажженными глазами и размахивая крыльями»

Факт №7 и сопутствующий ему миф: Принц Зигфрид в первоначальном либретто является отнюдь не меланхоликом из современных версий, а весьма ветреным молодым человеком. Он охотно выпивает с друзьями (до сих пор в «Лебедином» сохранился «танец с кубками»), после выпивки идет в лес пострелять дичь. Ну и за барышнями он не прочь поволочиться: в первом действии увлекается местной поселянкой, с которой и танцует на музыку «черного па-де-де», а на балу, уже после клятвы верности Одетте, попадает под чары Одиллии. Интересно, что и Одиллия не является в версии 1877 года двойником Одетты, с которой принц ее путает на балу. Она только похожа на нее, да и то не слишком. Одно время считалось, что партию Одетты и Одиллии на премьере исполняли две разные балерины. Карты путала афиша, где на месте имени исполнительницы роли Одиллии стояли три звездочки. Сегодня же с помощью рецензий, появившихся в прессе, вопрос решен окончательно и бесповоротно: на премьере, как и сегодня, партию Одетты и Одиллии исполняла одна и та же танцовщица. «Принц влюбляется в дочь злого волшебника, похожую на Одетту (играет та же артистка), и просит ее руки», свидетельствовал журнал «Суфлер», описывая вторую редакцию этого балета, поставленную в Большом театре датским балетмейстером Гансеном.

Читайте также:  Дома рядом с озером сенеж

Факт №8. Для своего первого балета Чайковский задумал трагический финал, что было не совсем обычным явлением для балетов того времени: его герои — и принц, и Одетта — погибают в волнах разбушевавшегося Лебединого озера. Из либретто 1877 года: «Он (Принц) быстро срывает с ее головы венец и бросает в бурное озеро. Над головой с криком пролетает сова, неся в когтях брошенный венец Одетты. «Что ты сделал?! Ты погубил и себя, и меня, я умираю», — говорит Одетта, падая на руки принца. Волны одна за другой набегают на принца и Одетту, и скоро они скрываются под водой». Непривычная концовка шокировала современников. Так что вопреки распространенному мнению «благополучный» финал возник еще при жизни Чайковского, но уже в следующей, второй по счету, московской версии балета балетмейстера Гансена (1880 г.). По сообщению тогдашнего обозревателя «Суфлера», в его редакции «Принц и Одетта более не погибают, но спасаются, и Одетта, превратившись в обыкновенную девушку, прощается со своими родичами-лебедями и уходит с принцем».

Факт №9 и сопутствующий ему миф: Во всех учебниках по истории хореографии написано, что балет, впервые явленный на свет в Большом театре в 1877-м, провалился. Тем не менее простая статистика докажет, что это не соответствует действительности: «Лебединое» шло 6 лет (с перерывом в 1 год), его показали 41 раз, в то время как другие спектакли не выдерживали и 18 показов. Вполне успешной оказалась постановка и в финансовом плане: затрачено на нее было всего 6 тысяч 792 рубля 37 копеек, а сбор только на премьере 4 марта 1877 года дал 1 тысячу 918 рублей 30 копеек. Правда, в дальнейшем сборы падали. Второй спектакль дал 877 рублей 10 копеек, третий — 324 рубля. Когда роль перешла к популярной Собещанской, сбор поднялся до 987 рублей, но постепенно опустился до 281 рубля, давая в дальнейшем 200–300 рублей (самый низкий сбор был 7 ноября 1878 года — 209 рублей 40 копеек). Тем не менее все затраты на спектакль были отбиты.

Факт №10 и сопутствующий ему миф: И это, наверное, самый удивительный факт в этой истории: озеро под таким названием в действительности существовало во времена Чайковского в Баварии.

Существует оно и до сих пор, а невдалеке от него расположился построенный по приказу баварского короля Людвига II замок Нойшванштайн, то есть новый Лебединый замок (есть во владениях короля и старый). Сообщение о кончине баварского короля произвело на Чайковского чрезвычайно сильное впечатление. Композитор назвал ее ужасной, а обстоятельства, приведшие к ней, злодейством. Как мы уже знаем, принц у Чайковского, подобно «лебединому королю», тоже гибнет в водах разбушевавшегося Лебединого озера, хотя происходит это почти за 10 лет до реальных событий: король Людвиг Баварский утонул в 1886 году.

Быть может, тайну Лебединого озера сумел разгадать хореограф из Гамбурга Джон Ноймайер, поставивший к столетию балета в 1976 году свою версию. Ее главным героем стал несчастный «лебединый король», которого преследует в спектакле некий черный человек-тень, его мистический возлюбленный.

Источник

Самый скучный и казённый балет. Почему провалилось «Лебединое озеро»

» src=»https://static.life.ru/posts/2017/02/975235/e33d1649a60b16b803f6c5ab3d74cb63.jpg» loading=»lazy» style=»width:100%;height:100%;object-fit:cover»/>

20 февраля 1877 года в Большом театре прошла премьера «Лебединого озера» — первого балета известного композитора Петра Чайковского. Однако спектакль оказался неудачным и в итоге был снят с репертуара. Лайф рассказывает, в чём была причина провала балета, со временем ставшего одним из самых популярных в мире.

Днём 20 февраля 1877 года 36-летний композитор Чайковский особенно волновался. Вечером в Большом театре ожидалась премьера первого в его творчестве балета. На следующий день критики в пух и прах разнесли постановку, назвав спектакль казённым и скучным. Но Чайковский был уверен, что через какое-то время балет оценят и он обретёт новую жизнь. Так и случилось.

Заработать на лебедях

Весной 1875 года дирекция Большого театра обратилась к Чайковскому с просьбой написать музыку к балету «Лебединое озеро» — истории о заколдованной принцессе Одетте и влюблённом в неё молодом принце Зигфриде. Композитор, материальное положение которого трудно было назвать благополучным, согласился на эту работу в том числе и ради заработка.

Я взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этого рода музыке

Из письма Чайковского Римскому-Корсакову, 10 сентября 1875 г.

Либретто создал инспектор репертуара театра, литератор и драматург Владимир Бегичев вместе с известным артистом балета Василием Гельцером. Также считается, что в создании либретто мог принимать участие и Юлиус Рейзингер — хореограф-постановщик балета.

Чайковский работал довольно быстро. К осени 1875 года были готовы первые два действия, а весной следующего года композитор завершил балет и полностью инструментовал его. С осени 1876 года в театре начались репетиции.

Работа затянулась — показать постановку в традиционный сезон премьер (ноябрь — декабрь) не удалось. Премьеру первого балета Чайковского ждали с большим интересом. Как пишет балетовед Елизавета Суриц, задолго до премьеры в печати появился сценарий балета, что прежде не делалось никогда, а в начале февраля 1877 года можно было приобрести даже клавир, содержавший всю музыку Чайковского.

Фото: © РИА Новости

Фото: © РИА Новости

Премьера состоялась в день бенефиса балерины Пелагеи Карпаковой. Она и танцевала главную роль. После премьеры критики были безжалостны. Больше всего досталось балетмейстеру Юлиусу Рейзингеру.

Странное скопление на сцене дам разного возраста и разной комплекции в тяжеловесных костюмах с перьями, тщетно старавшихся изобразить горделиво плывущих лебедей. К радости публики, в конце спектакля вся эта разномастная птичья стая утонула в озере вместе с немецким принцем Зигфридом, бросившимся вслед за ними в воду

Рецензия на премьеру в «Санкт-Петербургских ведомостях»

Другие критики сравнивали балерин, размахивающих руками, с ветряными мельницами. Рецензент газеты «Русские ведомости» под псевдонимом Скромный Наблюдатель заявил, что «в постановке танцев г. Рейзингер проявил замечательное умение вместо танцев устраивать какие-то гимнастические упражнения».

В знаменитом советском фильме «Чайковский» с Иннокентием Смоктуновским в главной роли есть эпизод, показывающий день Чайковского после премьеры «Лебединого озера». Там студенты консерватории вслух зачитывают разгромную рецензию критика Лароша на постановку, где достаётся и композитору.

Ларош на самом деле писал рецензию на «Лебединое озеро». Но он, как и остальные критики, в большей степени ругал постановщика балета, а не музыку Чайковского. Композитору он лишь поставил в упрёк «излишнюю любовь к медным и особенно ударным инструментам» и «свойственную слабость к громкой звучности».

По музыке «Лебединое озеро» — лучший балет, который я когда-нибудь слышал. По танцам «Лебединое озеро» едва ли не самый скучный, казённый и бедный балет из тех, что даются в России

Критик Герман Ларош

Ещё одной из причин провала называли выбор исполнительницы главной роли. Первые спектакли танцевала Пелагея Карпакова, и лишь затем в партии Одетты вышла любимица публики и звезда Большого театра Анна Собещанская. Впрочем, и это не спасло постановку. Балет прошёл за 1877–1879 годы 27 раз, после чего был снят с репертуара.

Сцена из II акта в постановке 1877 года. Фото: © wikipedia.org

Сцена из II акта в постановке 1877 года. Фото: © wikipedia.org

Балетовед Елизавета Суриц в своих публикациях о «Лебедином озере» приводит бухгалтерию постановки Рейзингера. Смета на балет, по её словам, необыкновенно скромна — около 6,8 тысячи рублей, тогда как балет «Кащей», несколькими годами раньше созданный Рейзингером, обошёлся в 16,9 тысячи рублей. Впрочем, даже эти скромные затраты не окупились.

Сохранилась и сводка сборов. Больше всего средств удалось выручить за премьерный показ — 1918 рублей 30 копеек. Но уже второй спектакль показал сборы в два раза меньше — 877 рублей 10 копеек, а третий не собрал и 330 рублей. Сбор поднялся, когда 23 апреля роль перешла к Собещанской (987 рублей), но далее зрителей приходило всё меньше, и он постепенно опустился до 281 рубля. В дальнейшем сборы колебались, порой давая всего 300–200 рублей (самый низкий 7 ноября 1878 года: 209 рублей 40 копеек).

В январе 1879 года «Лебединое озеро» было показано последние три раза, после чего выпало из репертуара. Год спустя балет был возобновлён Иосифом Гансеном и прошёл за три года (последнее представление 2 января 1883 года) 12 раз при всё убывающих сборах

Балетовед Елизавета Суриц

«Лебединое озеро» вновь появилось на театральной сцене уже после смерти Чайковского. Композитор умер в 1893 году, а двумя годами позже состоялась петербургская премьера балета, поставленного Мариусом Петипа и Львом Ивановым. На московской премьере балет имел иной сюжет: принцу Зигфриду не удавалось спасти девушку-лебедя и влюблённые погибали в волнах озера. Также главной злодейкой была колдунья-сова, а не злой гений Ротбарт.

Постановка оказалась очень успешной, и версия Петипа — Иванова стала классической. Этот спектакль до сих пор входит в репертуар ведущих театров. А знаменитые хореографы регулярно создают свои оригинальные версии «Лебединого озера».

Источник