Меню

Анализ рассказа крутой берег реки быков



«По принципу гуманности» (по рассказу В.Быкова «Крутой берег реки»)

Цель: формирование эмоциональной отзывчивости подростков на сложные жизненные ситуации; выработка навыков анализа художественного текста; подготовка учащихся к восприятию философской тематики произведения; развитие умения монологического высказывания.

Методы: эвристическая беседа, работа с книгой, работа в группах.

Знания на уроке: внимание к художественному слову, символическое значение элементов пейзажа в рассказе.

Словарная работа: уязвимость, гуманность, милосердие, сострадание.

Предварительная подготовка: учащиеся читают рассказ В.Быкова «Крутой берег реки». Работа в группах: подготовить сообщение о творчестве писателя, инсценировку ток-шоу; проанализировать роль пейзажа, образа Петровича, символов в рассказе.

Ход урока

Умей чувствовать рядом с собой человека,
умей читать его душу,
увидеть в его глазах духовный мир –
радость, беду, несчастье, горе.
(В.А.Сухомлинский).

1. Эмоциональный настрой урока.

Звучит стихотворение Л.М. Мартынова «След» в исполнении ученика.

А ты?
Входя в дома любые –
И в серые, и в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи,
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или незримый, прочный след
В чужой душе на много лет?

Учитель. Как вы понимаете это стихотворение?

Ученик. След – это наши поступки и слова, которые всегда, так или иначе, отражаются на жизни людей. И каждому необходимо стараться оставлять только чистый след в сердцах людей, в их памяти, в жизни.

Учитель. Действительно, от того, как и что мы говорим и делаем, зависит душевное состояние многих людей, связанных с нами. Иногда наши слова и поступки наносят вред окружающим. О таких говорят: бессердечный, бесчеловечный. В наше время приходится очень часто слышать слова: «гуманизм, гуманный, гуманность». Как вы понимаете их лексическое значение?

Звучат ответы учащихся.

Гуманизм – гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношениях к людям.

Гуманный – направленный на благо других; человеколюбивый и отзывчивый.

Учитель. На уроке нам предстоит не только понять смысл определений, но и сделать вывод, какого человека можно назвать гуманным; что лежит в основе поступков гуманного человека.

Тема нашего урока (открывается) – «По принципу гуманности». Для ответа на эти вопросы обратимся к рассказу В.Быкова «Крутой берег реки». С творчеством этого писателя мы уже знакомились на предыдущих уроках внеклассного чтения. Вспомните, какие произведения Быкова мы читали. Ученик. Мы читали повести «Обелиск», «Сотников».

Учитель. В чем необычность его таланта?

Сообщения учащихся о творчестве Василя Быкова. (Этот материал можно найти во вступительных статьях к сборнику повестей В.Быкова).

  1. Биография писателя.
  2. Творчество. Главное в творчестве Быкова – это не изображение человека в бою, не показ подвига, героического поступка. Основное, на что обращает внимание автор, – насколько нравственно силен человека, может ли он понять другого.

Учитель. Именно об этом один из рассказов В.Быкова «Крутой берег реки».

Итак, будем внимательны к художественному слову и попробуем понять авторскую позицию.

2. Беседа с классом.

Учитель. Назовите героев рассказ «Крутой берег реки»

Ученик. Коломиец, Юра, Петрович.

Учитель. Попробуйте в нескольких предложениях передать сюжет рассказа.

Ученик. Герою произведения Петровичу, который 25 лет ждет возвращения домой сыновей, открывают страшную правду: его дети никогда не вернутся. Коломиец, сделавший это, не понимает, что отнял у больного старика единственную надежду, дающую ему силы жить.

Учитель: Самое время пригласить героев. Послушаем Коломийца и попытаемся понять, почему он так поступил.

Коломиец. (Молодой человек. Ведет себя немного развязно).

Знакомы мы с Юркой не так давно. Дружба наша завязалась на общем увлечении – рыбалке. У нас даже снаряжение было общее. И мне казалось, что отношения между нами будут долгими и крепкими. Но все сложилось иначе. Прочему? Не понимаю. Тогда, как обычно, мы приехали на старое место. Здесь мы бывали и раньше. На берегу постоянный часовой, Петрович, местный юродивый, блаженный. Ждет возвращения своих сыновей, которые 25 лет назад погибли во время блокады. И никто из жителей не может сказать ему правды: «Нет сыновей. Погибли давным-давно». Держат старика в заблуждении, а он, как маленький, охраняет берег, разжигая каждый вечер костер, чтобы вернувшиеся дети увидели огонь. Юрка, не успев выгрузить снаряжение, побежал собирать дрова для старика. Приехали на рыбалку – а он «костерком» решил заняться. Как меня это разозлило! Блаженный старик, надоевший своим помрачением. Друг, помчавшийся неизвестно, куда и зачем. Я не выдержал – выложил все старику: и про погибших детей, и про то, что уже 25 лет прошло, и что его все обманывают. Делают из старика ребенка, нянчатся с ним.

Учитель: Есть вопросы у зрителей?

Ученик. Что вы испытали в следующий приезд, не увидев огня на берегу? Вы считаете, что поступили правильно?

Коломиец. Да мне совершенно это не интересно. Спокойнее рыбачить стало. Не ходит старик, как привидение. Я сказал старику правду, пусть знает.

Ученик. Имели ли вы право, гость в этих местах, вмешиваться в чужую жизнь?

Коломиец. Этот старик портит всем настроение. Ему давно нужно было сказать, чтобы не маячил перед рыбаками.

Учитель. Послушаем другого участника. Приглашаем Юру.

Юра. (Молодой человек. Держится застенчиво, немного неуверенно).

Я вырос в деревне, сейчас работаю в городе и время от времени приезжаю в родные места на рыбалку. Вот и в этот раз с городским другом Коломийцем отправились порыбачить. У нас была лодка, купленная вскладчину, снаряжение. Место нашей рыбалки – крутой берег реки, но, несмотря на это, улов всегда был хороший. Как всегда на берегу мы увидели Петровича. Это старый больной человек (время для него остановилось), потерявший во время войны двух сыновей. Теперь он каждый вечер зажигает костер на берегу – маяк – для ребят, которые, по мнению старика, вот-вот должны вернуться. Все в округе любили старика, заботились о нем – «его все берегли». Выгрузив из лодки вещи, я ушел собирать хворост для костра, поскольку то, что набрал Петрович, не хватило бы ему на всю ночь. Коломиец был, конечно, недоволен. Но я не обратил на это внимание, ведь старику помощь нужнее, чем молодому парню. Вернувшись, я обратил внимание на отсутствие Петровича. И, почуяв недоброе, спросил у Коломийца: «Где дед?» Услышав ответ, я остолбенел. Я готов был разорвать дружка своего. Какое он имел право так жестоко поступать с человеком?! Разбив надежду на встречу с сыновьями, Коломиец не подумал, что лишает человека жизни. Мне очень неприятно, что мой друг оказался таким бесчеловечным. Самое страшное, что он вовсе не признает своей вины, считая себя правым.

Учитель. Есть ли вопросы к этому герою?

Ученик. Если бы вы встретились с Коломийцем на улице, как бы вы поступили? Подали бы вы руку этому человеку? Почему?

Юра. После этого случая я перестал общаться с Коломийцем. Он не понимает причину этого. А я уже устал ему объяснять, что он поступил плохо, рассказав Петровичу о гибели его сыновей.

Коломиец. Из-за какого-то жалкого старика распалась наша дружба. Я всего-навсего сказал правду.

Юра. Петрович – старый, больной человек, которому требовалась наша поддержка и забота. Единственное, благодаря чему он жил, — надежда на встречу с сыновьями. Ты уничтожил эту надежду, тем самым убив старика. Сострадание ему нужно было, а не твоя правда, убившая его.

Коломиец. Человек всегда должен говорить правду, какой бы жестокой она ни была.

Юра. Чтобы сохранить жизнь человеку, его душевное здоровье, необходимо промолчать. Тебя никто не просил говорить правду. Его все берегли! Щадили! За столько лет не нашлось умников, желающих раскрыть глаза Петровичу.

Учитель. Спасибо нашим участникам. Давайте попробуем разобраться в споре, возникшем между бывшими друзьями. В диалоге прозвучали слова «сострадание», «милосердие». Как вы понимаете их значение. Кто прав? Ответы ваши должны быть убедительны.

Ученик. Милосердие – милое сердце, доброе, отзывчивое.

Ученик. Сострадание – это умение вместе с человеком переживать его боль. Не каждому это дано.

Учитель. Какой след оставил Коломиец в душах Петровича и Юрки? Найдем подтверждение в тексте. Какова позиция автора? Какие средства он использует, чтобы раскрыть свою позицию?

3. Работа с текстом.

Учитель. Вспомните, что помогает читателю понять авторскую позицию?

Ученик. Портрет, речь, пейзаж, символы.

Учитель. Группа экспертов поработала с текстом. Посмотрим, что у них получилось.

Портрет Петровича. Вопросы, предложенные учащимся для анализа образа Петровича: Как меняется портрет Петровича в зависимости от развития действия? К каким деталям внешности старика привлекает внимание автор? Что в сути происходящего помогают понять эти детали?

Пейзаж. Что меняется в облике реки? Какие художественные средства использует автор? Для чего какова их роль?

Символы. В чем состоит символическое значение элементов пейзажа в рассказе?

Для Петровича противоположный берег – это связь со счастливой прошлой жизнью: когда рядом были сыновья – Толик и Алесь – и когда сам он был молодым, полным сил мужчиной. Это надежда на излечение. Там «молодой соснячок», «песчаная лента дороги». Здесь «каменистый, подступавший к самой воде обрыв», «заваленный крупными камнями». Читая описание берега, на котором находится Петрович, невольно обращаешь внимание на слова «камень, обрыв». Жизнь без сыновей тяжела и трудна для Петровича, наверное, поэтому он замкнулся, стал отчужденным. Узнав правду, Петрович «побрел куда-то прочь от этого берега». Тот берег оказался недоступен, а этот теперь не нужен. Наверное, берег – это своеобразная пристань, на которой Петрович задержался, дожидаясь детей.

Читайте также:  Дача дом у реки ростовская область

Река всегда считалась символом жизни. «Река времен в своем стремлении уносит все дела людей…», — писал Г.Р.Державин. Годы, события, людей – все уносит река жизни, все смывает, очищая, залечивая, исцеляя. Но не таков образ реки в рассказе В.Быкова. Она — герой произведения. Вначале река – это уставшая от дневной жары работница, и потому «от нее к вечеру начало густо тянуть прохладой, стихал вечер, исчезала крупная рябь на воде». Затем, когда Коломиец все рассказал Петровичу, река изменилась. По ней «поползли сизые космы тумана», противоположный берег был залит «непроницаемой чернотой», стало совсем глухо и тихо. От потрясения, которое испытал старик, он уже не сможет оправиться. Река протестует, возмущается поступком человека. И ее негодование растет с каждой минутой: «послышался стук посыпавшихся камней, лязг цепи, над рекой воцарилась плотная ночная тишина. Едва поблескивая аспидной поверхностью, тихо текла в вечность река». Не находит река выхода своему возмущению: от этого становится еще тяжелее и страшнее. Совершено ужасное, дьявольское дело (эпитет аспидная) – убита человеческая душа.

4. Итог урока. Выводы.

Учитель. На чьей стороне автор? (Автор полностью на стороне Юры)

Учитель. Что должно лежать в основе каждого поступка?

Ученик. Каждый поступок – это сострадание, забота, внимание, принятие чужой боли как своей. Только тогда человека можно назвать Человеком. Голос совести, нравственный закон – вот принципы гуманности, которые должны лежать в основе поступка каждого человека.

Учитель. Исходя из всего сказанного, поясните смысл заглавия «Крутой берег реки».

Ученик. Крутой берег реки – это неожиданный поворот, приведший к трагедии.

Учитель. Щедрость души, стремление поделиться радостями и отозваться на чужое горе, любовь к людям, активная борьба с проявлением зла, жестокости, равнодушия к судьбе человека – черты гуманизма, которые необходимо формировать в себе уже в подростковом возрасте. Молодость уже будет пользоваться приобретенным в детстве. Высокая человечность – это, прежде всего, бережное и заботливое отношение к человеку, требование уважать его честь и достоинство.

5. Письменная работа.

Продолжите высказывание: Гуманный человек – это…

Письменные работы учащихся.

Ученик. Гуманный человек – это добрый человек, умеющий не только помочь, когда об этом просят, но и тогда, когда он сам видит беду другого и бросается ему на помощь.

Источник

Урок внеклассного чтения в 7 классе по теме Василь Быков Крутой берег реки

I.Создание проблемной ситуации.
1.Прочитайте пословицы и поговорки.
О чем они?
Как они отвечают на вопрос: что нужнее человеку – правда или ложь.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Мир правдой держится.

Правда светлее солнца.
Что лживо, то и гнило.

В ком правды нет, в том добра мало.
Вранье не введет в добро.

3.Прочитайте высказывания выдающихся людей. Распределите их на две группы. Объясните, почему так сгруппировали?

Нет ничего слаще, чем свет правды. (Цицерон)
С правдой надо обращаться осторожно Бернар Вербер.
Живи по правде вот самая лучшая проповедь. Сервантес
Ничто не требует столь осторожного обращения, как правда. (Бальтасар Грасиан-и-Моралес)
Ответ:
Нет ничего слаще, чем свет правды. Цицерон
С правдой надо обращаться осторожно
Бернар Вербер.

Живи по правде вот самая лучшая проповедь. Сервантес
Ничто не требует столь осторожного обращения, как правда. Бальтасар Грасиан-и-Моралес

4.Выводы.
Сделайте вывод: что лучше – правда или ложь.
II. Определение темы урока, цели, результата, критериев самооценки и оценки деятельности на уроке
1.Дома вы прочитали произведение белорусского писателя В. Быкова «Крутой берег реки».
Назовите героев рассказ «Крутой берег реки» (Коломиец, Юра, Петрович.)
Попробуйте в нескольких предложениях передать сюжет рассказа. (Герой произведения Петрович 25 лет после войны ждет возвращения домой сыновей. Местные жители и Юра знают, что его сыновья погибли, но не говорили Петровичу. Коломиец открывает правду: его дети никогда не вернутся.)
Зачем Петрович в течение 25 лет разжигает костер на берегу реки?
С каким чувством вы закрыли последнюю страницу рассказа?
Какой эпизод показался вам наиболее волнующим? Чем?
2.Мы обсуждали вопрос о том, что лучше для человека: правда или ложь.
-Рассматривает ли этот вопрос Василь Быков в рассказе ?
-Чтобы начать урок, что нам надо? (Как вы думаете, какая тема нашего урока?)
-Для определения темы урока выберите одну из пословиц или поговорок, наиболее точно отражающую наши рассуждения о правде и лжи, и измените ее так, чтоб она стала вопросом. На этот вопрос мы должны дать ответ.(Ребята дают ответы)
Тема: Горькая правда или сладкая ложь? Лучше горькая правда или сладкая ложь? (можно другие варианты)
-Теперь что надо определить? (цель)
Цель: Соотнесите тему с рассказом и сформулируйте вопрос, который ставит Быков в своем рассказе и на который пытается дать ответ.
—Что лучше было Петровичу: правда Коломийца или ложь местных жителей и Юры?
Результат:
Каков результат нашей работы?
-Мы должны дать ответ на вопрос: что лучше, по мнению Быкова
-Зачем нам знать авторское мнение? (для себя: понять, научиться, осознать)
Критерии самооценки
Я понял, что
Я осознал, что
Я научился
-Критерии оценки работы на уроке и (выдать готовые)
«5»
1.Активно работал в течение всего урока
2.Находил правильные ответы в тексте,
3.Давал правильные ответы на вопросы, делал правильные выводы,
4.Активно работал в группе
«4»
1.Работал в течение всего урока
2.Находил ответы в тексте, большинство из которых правильные
3.Большинсто ответов на вопросы и сделанные выводы были правильными
4.Работал в группе
«3»
1.Работал на отдельных этапах урока
2. Находил ответы в тексте, но Ѕ ответов неправильные
3.1/2 ответов на вопросы и сделанных выводов были правильными
4.В большинстве своем не работал в группе.

III.Решение проблемного вопроса
1.Образ Петровича
-Чтобы ответить на вопрос, какой образ из трех надо рассмотреть?
-На какие две части, можно разделить рассказ и почему?
-Вы сказали, что наиболее волнующим для многих стал эпизод, когда Коломиец сказал Петровичу правду. Как выдумаете, в какие моменты надо рассмотреть образ Петровича, чтоб понять, что ему лучше: правда или ложь

Задание по группам
Заполните графы, характеризующие Петровича.
Описание Петровича
До правды
После правды

Взгляд
Пристально глядел; уставясь взглядом; страдальческий взгляд
Взгляд устремлен; оторвал страдальческий взгляд; взгляд потух; взгляд сделался неподвижным, обессмыслел и сошел с того берега

Глаза
Слезящиеся глаза; слезящиеся глаза немигающе глядели
Глаза заморгали

Пальцы
(действие) прошелся, машинально перебирая,
Замерли

Лицо
Лицо обрело выражение привычной задумчивости
Гримаса внутренней боли исказила лицо. Губы задрожали

Душевное состояние
Молчал, погруженный в себя; безучастно стоял; отчужденно молчал; напряженно молчал
Вздрогнул; не замечал и не слышал; заговорил раздумчиво; удивился; непосильное напряжение; сник, помрачнел и ушел в себя, неподвижность и немота, молчал

Как изменился Петрович? Лучше или хуже ему стало? Какое значение имела правда Коломийца для Петровича? Нужна ли была ему правда, по мнению автора?

Ему стало хуже
Правда его убила.
Правда была не нужна

2.Коломиец и Юра
Самым волнующим моментом был момент, когда Коломиец сказал правду Петровичу.
Давайте обратимся к этому эпизоду и охарактеризуем Коломийца
Характеристика
Вопросы
Коломиец

Разговор Коломийца и Петровича
1 группа
Выразительно прочитайте реплики Коломийца и найдите слова – обращения его к Петровичу,

2 группа
Выразительно прочитайте реплики Коломийца и найдите слова, характеризующие интонацию его речи
(речь и интонация)
Дед, дурень, голова еловая

Резкий голос, грубо оборвал, раздраженно убеждал

Выводы
Как была сказана правда? О каком отношении к Петровичу это говорит
Думал ли он, что может произойти с Петровичем? (Запишите)
Он груб, неуважительно обращается к старику, насмехается над его чувствами, не думает о последствиях сказанной правды

А сейчас давайте обратимся к Юре и попытаемся понять его отношение к поступку Коломийца и отношение к Петровичу.

Разговор Коломийца и Юры
Прослушайте диалог.
Найдите и запишите слова, в которых Юра дает оценку правде Коломийца и показывает свое отношение Петровичу

Ты ж его убил! Его же тут берегли все! Щадили! Такая правда его доконает. Здоровому и то порою невмочь, а ему? Эх ты!
Где мой рюкзак?
Осуждение поступка, этим поступком он убил его

Выводы
Когда говоришь правду или ложь, о чем надо думать? Какова авторская позиция?

Надо думать о Петровиче, действовать в его интересах, не делать ему плохо. НА ДОСКЕ

3.Образ реки
-С чего начинается и чем заканчивается рассказ?
-Посмотрите на картинки и сравните их.
-Какая из них соответствует началу рассказа , а какая концу рассказа
-Зачитайте слова описывающие реку в начале и в конце рассказа. Какая река в начале, какая в конце, какую разницу вы увидели? О чем эта разница говорит?
До правды
После правды

«от нее к вечеру начало густо тянуть прохладой, стихал ветер, исчезала крупная рябь на воде».
«поползли сизые космы тумана, быстро тускнея, река теряла свой дневной блеск, темный противоположный берег» был залит «непроницаемой чернотой», «стало совсем глухо и тихо». Над рекой воцарилась плотная ночная тишина. Едва поблескивая аспидной поверхностью, тихо текла в вечность река».

Читайте также:  Реки кавказа полноводны зимой весной летом осенью

Река спокойная. После жаркого дня отдыхающая
Река темная, страшная. Она возмущается поступком человека

IV. Результат
Что лучше было Петровичу, по мнению В. Быкова: правда Коломийца или ложь местных жителей и Юры?
Согласны ли вы с точкой зрения автора?
Зачем нам знать авторское мнение? (для себя: понять, научиться, осознать)
Я понял, что
Я осознал, что
Я научился
Прежде чем сказать правду или ложь, надо подумать не о себе, а о том человеке, кому эти правда или ложь предназначаются. Самое главное действовать из добрых побуждений. Если, кто из вас с этим согласен, то разожгите на этом крутом берегу свой маленький костер и пусть эти маленькие костры горят, даря надежду и веру каждому, кто ждет, а еще освещая ваш жизненный путь, на котором вы будете свершать только добрые дела. (Ребята на презентации разжигают костры)
V.Оценка работы на уроке по критериям
VI.Домашнее задание
Напишите мини – сочинение – рассуждение по проблеме, поднятой В.Быковым
План.
1.Какую проблему поднял автор
2.Как оно ее раскрывает (герои, их взаимоотношение, их внутреннее состояние и т.д.)
3.Авторская позиция по поднятой проблеме.
4.Согласны или не согласны с автором.
5.Вспомните или придумайте 1 аргумент, подтверждающий вашу точку зрения.

Источник

Василь Быков. Крутой берег реки

Проблемы:
Нужно ли быть милосердным? Всегда ли лучше говорить правду? Существует ли ложь во благо? Каково значение надежды для человека?

Обычно он появлялся тут на закате солнца, когда спадала дневная жара и от реки по ее овражистым, поросшим мелколесьем берегам начинало густо тянуть прохладой. К вечеру почти совсем стихал ветер, исчезала крупная рябь на воде, наступало самое время ночной рыбалки. Приехавшие на автобусе городские рыбаки торопливо растыкали на каменистых отмелях коротенькие удилища своих донок и, тут же расстелив какую-нибудь одежонку, непритязательно устраивались на недолгую июльскую ночь.

Петрович выходил к реке из травянистого лесного овражка со стороны недалекой приречной деревушки и одиноко усаживался на краю каменистого, подступавшего к самой воде обрыва. Его тут многие знали, некоторые развязно здоровались громкими голосами, задавали необязательные для ответа вопросы, с которыми обычно обращаются к детям. Он большей частью молчал, погруженный в себя, и не очень охотно шел к людям, предпочитая одиночество на своем излюбленном, неудобном для рыбалки, заваленном крупными камнями обрыве. Отсюда открывался широкий вид на весь этот помрачневший без солнца берег, широкую излучину реки с порожистым перекатом посередине и высокой аркой железнодорожного моста вдали, на пологий склон противоположного берега, густо затемневшего к ночи молодым сосняком. Чуть выше на реке фыркала-громыхала ржавая громадина землечерпалки, весь долгий день беспрерывно вываливавшей на плоскую палубу баржи мокрые, растекавшиеся кучи грунта; но баржа, видать, ему не мешала.

Некоторое время спустя из-за бетонных опор моста, плавно обходя перекат, выскакивала резвая голубая «казанка». Растягивая на всю ширь притихшей реки длиннющий шлейф кормовой волны, она за перекатом приметно сбавляла ход и по обмелевшему каменистому руслу начинала сворачивать к берегу. В «казанке» сидели двое — Юра Бартош, парень из соседней деревни, работавший в городе и наезжавший в знакомые места на рыбалку, и его городской друг Коломиец, с которым они приобрели в складчину эту голубую «казанку», оснащенную мощным современным двигателем.

Как и обычно, в тот вечер за рулем на корме сидел Коломиец, плотный крутоплечий человек с большими руками и тяжеловатым уверенным взглядом из-под длинного целлулоидного козырька надвинутой на лоб спортивной фуражки. Плавно сбавляя обороты «Вихря», он уверенно приближался к берегу, на котором уже заметил одинокую фигуру Петровича.

— А ну, подхвати! — заглушив мотор, крикнул он старику.
В наступившей над рекой тишине его басовитый голос прозвучал добродушной командой.
— Ну зачем? — привстал за ветровым стеклом Юра. — Я сам.

Он проворно перебросил через стекло свое загорелое, длинное, очень худое тело, легко спрыгнул на отмель, и они вместе с Петровичем между камней втащили на берег дюралевый нос лодки. Затем, пока Коломиец опрокидывал и зачехлял мотор, Юра в подкатанном до колен синем трико выгружал из лодки рюкзаки, донки, плащи, а старик, как незнакомый, безучастно стоял в стороне и пристально глядел через реку на тот ее берег, словно рассматривал там что-то необычайно важное. Он сосредоточенно, почти отчужденно молчал, и они, занятые своим делом, не обращали на него внимания. Они уже знали, что теперь он до сумерек будет стоять так, уставясь взглядом в то место на берегу, где, выбежав из молодого соснячка, обрывалась, словно уходя под воду, песчаная лента дороги и где теперь раскачивались на поднятых «казанкой» волнах две примкнутые к бревну плоскодонки. Там был лесной перевоз, но людей почти никогда не было видно, лодками, кроме лесников, видать, редко кто пользовался.

Когда нехитрое рыбачье снаряжение было выгружено на берег, Коломиец сразу же, пока еще не стемнело, занялся донками, а Юра, поеживаясь от речной свежести, торопливо натянул на себя синий свитер.

— Как с сушнячком сегодня, Петрович?
Старик не сразу оторвал от противоположного берега свои блеклые, слезящиеся глаза и скрюченными ревматическими пальцами больших работящих рук задумчиво прошелся по ровному ряду пуговиц, соединявших лоснившиеся борта заношенного военного кителя.
— Мало хвороста. Подобрали. Вот вязаночку маленькую принес.
Обтягивая свитер, Юра по камням взбежал на обрыв, оценивающим взглядом окинул тощую, перехваченную старой веревкой, вязанку хвороста.
— Да, маловато.
— Я так думаю, с вечера жечь не надо, — медленно, с усилием взбираясь за ним на обрыв, тихо заговорил старик. — Под утро лучше. С вечера люди всюду, помогут. А как под утро поснут, кто поможет?

Тяжело переваливаясь с ноги на ногу, он отошел на три шага от обрыва и сел, расставив колени и свесив с них растопыренные, будто старые корневища, руки. Страдальческий взгляд его, обойдя реку, привычно остановился на том ее берегу с лодками.

— Оно можно и под утро, — согласился Юра. — Но в ночь бы надежнее. Может, я тоже подскочу, пошарю чего в овраге?
— В ночь бы, конечно, лучше. А то как признают? Раньше вон хутор был. А теперь нет. И этот мост новый. Незнакомый.
— Вот именно.
— Маленькое хотя бы огнище. Абы тлело — будет видать.
— Должно быть. Так я сбегаю, пока не стемнело! — крикнул Юра с обрыва, и Коломиец внизу, цеплявший на крючки наживку, недовольно повернул голову.
— Да брось ты с этими костерками! Пока не стемнело, давай лучше забросим. А то костер — надобность такая! Вон кухвайка есть!
— Ладно, я счас. — бросил Юра и торопливо полез по камням вверх к зарослям ольшаника в широком овраге.

Оставшись один на обрыве, старик молчаливо притих, и его обросшее сизой щетиной лицо обрело выражение давней привычной задумчивости. Он долго напряженно молчал, машинально перебирая руками засаленные борта кителя с красным кантом по краю, и слезящиеся его глаза сквозь густеющие сумерки немигающе глядели в заречье. Коломиец внизу, размахав в руке концом удочки, сноровисто забросил ее в маслянистую гладь темневшей воды. Сверкнув капроновой леской, грузило с тихим плеском стремительно ушло под воду, увлекая за собой и наживку.

— Ты вот что, дед! — резким голосом сказал он под обрывом. — Брось юродствовать! Комедию играть! Никто к тебе оттуда не придет. Понял?
Петрович на обрыве легонько вздрогнул, будто от холода, пальцы его замерли на груди, и вся его худая, костлявая фигура под кителем съежилась, сжалась. Но взгляд его по-прежнему был устремлен к заречному берегу, на этом, казалось, он не замечал ничего и вроде бы даже и не слышал неласковых слов Коломийца. Коломиец тем временем с привычной сноровкой забросил в воду еще две или три донки, укрепил в камнях короткие, с малюсенькими звоночками удильца.
— Они все тебя, дурня, за нос водят, поддакивают. А ты и веришь. Придут! Кто придет, когда уже война вон когда кончилась! Подумай своей башкой.

На реке заметно темнело, тусклый силуэт Коломийца неясно шевелился у самой воды. Больше он ничего не сказал старику и все возился с насадкой и удочками, а Петрович, некоторое время посидев молча, заговорил раздумчиво и тихо:
— Так это младший, Толик. На глаза заболел. Как стемнеет, ничего не видит. Старший, тот видел хорошо. А если со старшим что.
— Что со старшим, то же и с младшим, — грубо оборвал его Коломиец. — Война, она ни с кем не считалась. Тем более в блокаду.
— Ну! — просто согласился старик. — Аккурат блокада была. Толик с глазами неделю только дома и пробыл, аж прибегает Алесь, говорит: обложили со всех сторон, а сил мало. Ну и пошли. Младшему шестнадцать лет было. Остаться просил — ни в какую. Как немцы уйдут, сказали костерок разложить.
— От голова! — удивился Коломиец и даже привстал от своих донок. — Сказали — разложить. Когда это было?!
— Да на Петровку. Аккурат на Петровку, да.
— На Петровку! А сколько тому лет прошло, ты соображаешь?
— Лет?

Читайте также:  Река в египте впадая в средиземное море образует что

Старик, похоже, крайне удивился и, кажется, впервые за вечер оторвал свой страдальческий взгляд от едва брезжившей в сутеми лесной линии берега.
— Да, лет? Ведь двадцать пять лет прошло, голова еловая!
Гримаса глубокой внутренней боли исказила старческое лицо Петровича. Губы его совсем по-младенчески обиженно задрожали, глаза быстро-быстро заморгали, и взгляд разом потух. Видно, только теперь до его помраченного сознания стал медленно доходить весь страшный смысл его многолетнего заблуждения.
— Так это. Так это как же.

Внутренне весь напрягшись в каком-то усилии, он, наверно, хотел и не мог выразить какую-то оправдательную для себя мысль, и от этого непосильного напряжения взгляд его сделался неподвижным, обессмыслел и сошел с того берега. Старик на глазах сник, помрачнел еще больше, ушел весь в себя. Наверно, внутри у него было что-то такое, что надолго сковало его неподвижностью и немотой.

— Я тебе говорю, брось эти забавки, — возясь со снастями, раздраженно убеждал внизу Коломиец. — Ребят не дождешься. Амба обоим. Уже где-нибудь и косточки сгнили. Вот так!

Старик молчал. Занятый своим делом, замолчал и Коломиец. Сумерки наступающей ночи быстро поглощали берег, кустарник, из приречных оврагов поползли сизые космы тумана, легкие дымчатые струи его потянулись по тихому плесу. Быстро тускнея, река теряла свой дневной блеск, темный противоположный берег широко опрокинулся в ее глубину, залив речную поверхность гладкой непроницаемой чернотой. Землечерпалка перестала громыхать, стало совсем глухо и тихо, и в этой тишине тоненько и нежно, как из неведомого далека, тиликнул маленький звоночек донки. Захлябав по камням подошвами резиновых сапог, Коломиец бросился к крайней на берегу удочке и, сноровисто перебирая руками, принялся выматывать из воды леску. Он не видел, как Петрович на обрыве трудно поднялся, пошатнулся и, сгорбившись, молча побрел куда-то прочь от этого берега.

Наверно, в темноте старик где-то разошелся с Юрой, который вскоре появился на обрыве и, крякнув, бросил к ногам трескучую охапку валежника — большую охапку рядом с маленькой вязанкой Петровича.

— А где дед?
— Гляди, какого взял! — заслышав друга, бодро заговорил под обрывом Коломиец. — Келбик что надо! Полкило потянет.
— А Петрович где? — почуяв недоброе, повторил вопрос Юра.
— Петрович? А кто его. Пошел, наверно. Я сказал ему.
— Как? — остолбенел на обрыве Юра. — Что ты сказал?
— Все сказал. А то водят полоумного за нос. Поддакивают.
— Что ты наделал? Ты же его убил!
— Так уж и убил! Жив будет!
— Ой же и калун! Ой же и тумак! Я же тебе говорил! Его же тут берегли все! Щадили! А ты.
— Что там щадить. Пусть правду знает.
— Такая правда его доконает. Ведь они погибли оба в блокаду. А перед тем он их сам вон туда на лодке отвозил. И ждет.
— Чего уж ждать?
— Что ж, лучше ничего не ждать? Здоровому и то порою невмочь, а ему? Эх, ты!
— Ну ладно, ладно.
— Нет, не ладно! Пошел ты знаешь куда! Где мой рюкзак?

Под заволоченным темнотой обрывом послышался тихий стук осыпавшихся под ногами камней, резкий лязг цепи по гулкой обшивке лодки и несколько быстро удаляющихся в ночь шагов. Когда они затихли вдали, над рекой воцарилась плотная ночная тишина. Едва поблескивая аспидной поверхностью, тихо текла в вечность река, и постепенно в разных местах, на невидимых в темноте берегах, близко и далеко зажигались рыбачьи костры. Среди них в этот вечер не загорелся только один — на обрыве у лесного перевоза, где до утра было необычно пустынно и глухо.

Не загорелся он и в следующую ночь.
И, наверное, не загорится уже никогда.

Источник

План-конспект урока по литературе «Что такое правда и ложь?» (по рассказу В. Быкова «Крутой берег реки»)

План открытого урока в 8 классе на тему

«Проблема гуманного отношения к страдающим людям. (На примере рассказа Василия Быкова «Крутой берег реки»).

Цели: Помочь понять идейно-тематическое содержание рассказа, символическое значение элементов пейзажа в рассказе (образов берега, костра, реки).

Познакомить с разными точками зрения на правду и ложь, упражнять в аргументировании своего мнения.

Продолжать воспитывать нравственные ценности: любовь к малой родине и к Отечеству, гуманность.

Пробудить интерес к личности и творчеству В.Быкова, желание читать.

Методы и приёмы: фронтальная работа с текстом, беседа, сообщение ученика.

Оборудование: Портрет В.Быкова (электронный вариант).

Распечатки высказываний о правде и лжи.

Песня «На Мамаевом кургане».

Составила учительница русского языка и литературы

МКОУ СОШ №2 г. Коркино Челябинской области

1.- Как вы понимаете смысл выражения «Проблема гуманного отношения?»

(Проблема – 1.Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

2.(перен.) О чём-нибудь трудно разрешимом, осуществимом.)

(Гуманный – человечный, отзывчивый). Каждый человек имеет право на гуманное к себе отношение.

2.Запись темы урока.

3. – А начать наш разговор на эту тему я хочу с песни «На Мамаевом кургане». Прослушайте её и ответьте на вопрос: « Что объединяет эту песню и рассказ В. Быкова «Крутой берег реки»?

Песня «На Мамаевом кургане».

4. Беседа по содержанию рассказа:

-Взволновал ли вас рассказ, чем?

— О чём этот рассказ?

-Перечислите всех участников описываемых событий. Как вы считаете, какую роль в произведении играет образ Петровича?

-Почему Петрович каждый вечер приходил на берег реки?

-Что вы узнали о его сыновьях?

-По каким словам, фразам в рассказе можно догадаться о том, какую жизнь прожил Петрович, какой это человек? (блеклые глаза, скрюченные ревматические пальцы больших работящих рук, заношенный военный китель, страдальческий взгляд, молчаливость – стр.81,82.)

-Что вы можете рассказать о Юре? (Парень из соседней деревни, сейчас работает в городе, добрый, тактичный).

-Прочитайте отрывок – стр.81,3 абзац сверху. Каким вы увидели Коломийца? (Плотный, крутоплечий, с большими руками, с тяжеловатым уверенным взглядом – трудолюбивый, но только для собственного блага, глаза – зеркало души: этакий хозяин жизни, который уверен, что его мнение самое правильное. Нет в нём доброты).

-Прочитайте разговор Коломийца с Петровичем – стр.82-83. Что значил для Коломийца разговор с Петровичем? (Грубо, в оскорбительной форме навязывает свою точку зрения, утверждает свою правоту, совсем не заботясь о чувствах убитого горем Петровича).

-А что означал этот разговор для Петровича? (Слова Коломийца причинили ему огромную душевную боль – стр.83, лишили его надежды и цели жизни, убили, скорее всего, не только в переносном смысле этого слова).

— Как в речи Юры проявляется его отношение к поступку Коломийца?

5. – Вы писали сочинение-рассуждение на тему «Что лучше: горькая правда или сладкая ложь?» Изменилась ли ваша точка зрения на эту проблему после знакомства с этим рассказом?

(Используйте при ответе записанное на доске клише:-Я считал(а), что… После прочтения этого рассказа моё мнение …).

6. – Прочитайте высказывания известных людей о правде и лжи, найдите то или те, что, по-вашему, подходят к описанной в рассказе ситуации.

7. – Почему, по-вашему, рассказ назван так? (Название символичное).

— Символом чего является река? Берег? Костёр? (Река – символ жизни, а берега – символ единства противоположностей, которые сосуществуют в жизни: это жизнь и смерть, радость и горе, добро и зло, правда и ложь).

-Что символизирует крутой берег? ( Берег крутой, каменистый, что означает трудную жизнь, а для Петровича она подходит к концу и в любой момент может оборваться. Да и все годы жизни без сыновей он, по сути, находился как на краю обрыва. Окружающие Петровича люди долгие годы щадили его, удерживали в этой жизни, но нашёлся бессердечный человек, «столкнувший его с обрыва», т. е. по сути убивший.)

8.- Я уверена, что никто из нас не хочет быть таким «сталкивающим с обрыва». И мне кажется, тут поможет совет известного русского писателя Фонвизина: «Имей сердце, имей душу, да будешь человек во всякое время».

-Как вы понимаете эти слова?

9.А жизненный опыт нам помогают приобрести в любом возрасте хорошие, умные книги. И таковыми являются произведения В. Быкова. Да и вся его жизнь тоже учит. Послушайте сообщение о Быкове.

Быков Василий Владимирович(1924 – 2003) – прозаик, публицист,

сценарист – родился в селе Череновщина Витебской области(Белоруссия) в семье крестьянина. В 1941 году ушёл на фронт. Был дважды ранен, чудом спасся, а мать получила «похоронку». Великая Отечественная война определила темы, сюжеты и героев большинства его произведений, наиболее известные из которых «Сотников», «Обелиск, «Дожить до рассвета», «Альпийская баллада», «Пойти и не вернуться», «Знак беды». Многие его произведения экранизированы. Книги Василия Быкова любимы миллионами читателей, потому что написаны с искренней любовью к народу-труженику. Быков – лауреат Государственной премии СССР(1974 г.) и Ленинской премии(1986 г.).

Источник