Меню

Алексей кондратьевич саврасов берег реки



Картина Саврасова Берег реки

Мы всем запретам
Вопреки.

Канонам следуя
Прекрасного.

Пройдёмся «Берегом
Реки»
Непревзойдённого
Саврасова.
02.01.2010.

Саврасов удивительный пейзажист. Казалось бы, вот что изображено на полотне? Всего-то берег реки, который открыт для простора, но немного дальше начинается смешанный лес. А как раз там, где река как бы открылась, на её берегу появилось стадо коров и спустилось к самой воде, на водопой. А совсем рядом пастухи, они следят, чтобы все коровы напились, а потом снова погонят на пастбище. Вот собственно и всё событие полотна, но… В пейзаже главное природа. А вот она тут интересно представлена.

У самого переднего края сочная зелёная трава на земле и в воде. А лес представлен нам как нечто тёмное, коричневое, только верхушки вечно зелёных ёлок остались в своём природном цвете. Только верх зелен, а вот внизу всё темно. И конечно же, небо.

Потрясающе прорисованное небо, с тучами, где возможно спрятан дождь. Может потому пастухи немного спешат и хотят быстрее вывести стадо на дорогу, чтобы была возможность вернуться в село. Может быть и так. Ну и река тут не последняя в пейзаже – она не большая и не маленькая, её течение не слишком сильное, но синева вод поражает. Правда у берега река уже зарастает травой и тиной, а это как минимум к болотному состоянию приводит. И берега у реки почти крутые – это тоже намёк на скорое обмеление, хотя не факт что так именно и случится.

Надо обязательно напомнить, что именно Саврасов первым стал мастистым пейзажистом. Он впервые стал писать пейзажи, не преувеличивая значимость чего-то…

Просто пейзаж со своей историей. Это потом были другие – Шишкин, Куинджи и так далее… И он первым стал писать именно русские пейзажи, именно русскую землю описывать. Конечно, и остальные подтягивались до его уровня, но надо отметить, что тот же Куинджи всё-таки лучше описывал земли Малороссии и Украины. Шишкину и Левитану одинаково удавались пейзажи, как наших просторов, так и италийский. А Саврасов до конца жизни оставался верен русским пейзажам. А это полотно считается его лучшим пейзажем.

Живопись прекрасна! В ней чувств и красок больше, чем в словах!

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источник

Алексей кондратьевич саврасов берег реки

Картина «Летний пейзаж с дубами» служит примером удачного соединения живописцем найденных ранее мотивов окруженной деревьями поляны и «звонкой» выжженной степи. Полотно написано в романтическом духе и выражает искреннее любование природой.
При создании работы, Саврасов использовал натурные зарисовки, которые способствовали мастерской передаче впечатления открывающегося пространства, холодного облачного неба, стремящегося за горизонт и отражающегося на поверхности лужи на переднем плане.

Написанное художником на даче княгини Марии Николаевны полотно «Вид в окрестностях Ораниенбаума» демонстрирует умение автора очень точно разделять планы. В центральной части полотна мы видим залитую ярким солнцем поляну, которая с одной стороны окружена осенними деревьями и валунами, поросшими мхом, а с другой стороны нам открывается вид на море. Одинокий дуб стоит на фоне ясного неба, раскинув свои ветви, листва на которых пронизана солнцем. Холодный дневной свет ложится на мшистые валуны возле зеркальной поверхности лужи и бурую траву. В глубине поляны едва заметна светлая фигура сидящей женщины. Соврасов очень живописно передает бескрайность пространства и очарование бытия в её суровых проявлениях. Коллекционер и меценат Павел Третьяков приобрёл эту картину в 1858 году для своей коллекции, которую затем подарил родине.

Читайте также:  Судоходная река в испании

Постепенно художник приходит к более спокойным, гармонически ясным по композиции и колориту решениям.

Повседневное и поэтическое органично сливаются здесь воедино так, как это происходит в реальной жизни. Светлая ясность и простота созданного образа, спокойствие и небросская красота изображенной природы определяют основную концепцию данного произведения.

В развитии творчества Саврасова этого периода важную роль играла не только работа над подмосковными пейзажами. Значительную помощь в становлении художника оказала поездка на Украину. Результатом этой поездки стали работы «Степь днем», «Рассвет в степи», «Вид Киева», датированные 1852-м годом. В этих работах художник стремился передать свои чувства и впечатления от степных просторов и показать характер и особенности украинской природы.

В картине «Степь днем» Саврасов прекрасно передал ощущением степного зноя. Выжженная солнцем трава и начинающий пересыхать ручей, будто обдают зрителя жаром. В безоблачном небе парит одинокая птица, а внизу, на земле две куропатки пытаются найти отдых от полуденного зноя в пожухшей степной траве.

Необычное звучание придает работе удивительное свечение, которое исходит от этого равнинного, казалось бы, унылого пейзажа. Именно благодаря ему, картина, наполненная любованием раздольем и чувством поэтического восторга, не похожа ни на уже приевшиеся публике итальянские виды, ни на другие переполненные романтизмом произведения русских художников.

Соврасов мастерски передал атмосферу расслабленного предзакатного отдыха, подчеркнув его голубоватой пеленой легкого тумана, спускающегося на украинскую степь, остывающую от летнего зноя, и город вдали. Полотно, как и все работы художника этого периода, отличаются плавным рисунком, нежностью цветового строя и прозрачной светотенью. Критики с восторгом отмечали свежесть изобразительных приемов мастера, в которой, помимо романтизма, присутствовал объективный взгляд не только на природу, но и на жизнь крестьян, фигуры которых стали, сначала изредка, появляться в его картинах.

В 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. С этого времени начинается двадцатипятилетний период его плодотворной педагогической деятельности. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. Удивительно точно сказал о своем учителе И. И. Левитан: «Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».

«Эпоха реформ», наступившая в стране сразу после поражения России в Крымской войне и смерти императора Николая I, открыла новый этап в творчестве художника.
Менялось отношение к изображению и восприятие природы, которое становится более бытовым. Первоначально, характерно изменившийся пейзаж служил исключительно фоном для полотен на сельскую тематику. Лишь спустя почти десять лет, природа получила своё собственное значение и звучание, в её неразрывной связи с судьбой русского народа.
Живописец ещё продолжал писать возвышенно — поэтические картины, изображая природу в романтическом духе, но теперь на его полотнах все чаще встречались сельские виды.

В некоторых известных работах шестидесятых годов нетрудно уловить приметы происходивших в его творчестве перемен к раскрытию сюжета, новое появляется и в выборе мотивов и в способах их воспроизведения.
Лучшими примерами того являются три пейзажа, написанные Саврасовым — «Вид на Москву от Мазилова», «Пейзаж с мельницей» и «Вечерний пейзаж». Увлеченный сложностью и красотой передаваемого момента, Саврасов по-новому использует доступные ему приемы живописи. Ему удается гармонично слить воедино конкретность и обобщение, реальную сиюминутную красоту природы и ее переходное состояние.

Читайте также:  Зебры переходят реку с крокодилами

Работа «Летний пейзаж с мельницами» , выполненная в мягких тонах, очень реалистично передает тепло летнего вечера на опушке леса, перед которым выстроился ряд мельниц. Бронзовые оттенки, в которые окрасил траву и деревья золотисто-розовый закат, придает пейзажу умиротворенное звучание.

А чтобы несколько приглушить возвышенность картины, художник изобразил над лениво текущей речкой, поросшей камышами и кувшинками, полуразвалившийся деревянный мостик. Одинокая женская фигура в крестьянской одежде направляется от берега реки к Мельницам. А пред ней раскинулась бескрайняя степь на фоне заката. В этом южном сельском пейзаже все ещё сильно звучание идиллических ноток, с которыми так трудно было расстаться романтичному художнику.

Большую роль в развитии творческого гения художника сыграла поездка в Англию в 1862 году. Там он смог познакомиться с европейским искусством и, в частности, с передовой пейзажной живописью Англии, мало известной в России. Имея к тому времени десятилетний опыт самостоятельной работы, художник был уже внутренне подготовлен к восприятию опыта зарубежного искусства. “Ни одна в мире академия не могла бы так развить взгляд художника, как настоящая выставка в Лондоне”, — писал Саврасов в одном из писем.

Из всего, что увидел Саврасов в Англии, самым значительным было знакомство с английским пейзажным искусством. Сам художник в первую очередь отмечает глубину мысли, строгую наблюдательность и местный характер колорита и рисунка.

Очевидно, что знакомство с английским пейзажем не могло привести к прямому подражанию в творчестве Саврасова семидесятых годов, но, по собственному признанию художника, он сумел извлечь пользу из впечатлений от поездки. После Англии художник отправляется в Швейцарию для знакомства с горными пейзажами. Но если Англия познакомила его с миром искусства, то Швейцария представила ему замечательные виды и открыла художнику путь для эмоционального ее восприятия и собственного творчества.

Природа для живописи там “в высшей степени интересна”, так отзывался о красоте местной природы Саврасов, и он целиком сосредоточивается на открывающихся перед ним пейзажах и на способах их живописного выражения. Судить об этом мы можем по дошедшему до нас полотну “Вид в Швейцарских Альпах из Интерлакена” (1862).

Источник

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830–1897)|Часть 2

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830–1897)|Часть 2

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830–1897)
НАЧАЛО

Озеро в горах в Швейцарии 1866
холст масло 51 х 68 см ГТГ

Пейзаж с избушкой 1866
Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова, Уфа

Зимняя ночь 1869
холст масло
60 х 51 см

Зимний пейзаж
холст масло
36 х 54 см
Ивановский областной художественный музей

Зима 1873
холст масло
62.3 х 53.3 см
Самарский областной художественный музей.

Дворик. Зима 1870-е
холст масло 53 х 43 см ГТГ

Зимний пейзаж с санями 1880-е
холст масло 57.5 х 80 см
Частное собрание

Зима
холст масло
53.5 х 71.5 см ГРМ

Зимний пейзаж
бумага акварель
84 х 64.5 см
Рязанский государственный областной художественный музей имени И.
П. Пожалостина

Ипатьевский монастырь в зимнюю ночь, 1870-е

Сельское кладбище в лунную ночь. 1887

Берег реки 1879
холст масло 53.2 х 45 см
Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого

Горное озеро. Швейцария. 1864

Закат над болотом 1871
холст масло 88 х 139.5 см ГРМ

Лунная ночь. Болото 1870
холст масло 46.8 х 80.5 см
Серпуховской историко-художественный музей

Лунная ночь. Пейзаж с костром, 1880-1890-е

Морской пейзаж, 1880-1890-е

Окрестности села Михайловского Псковской губернии, 1880-е

Оттепель
холст масло
68 х 54 см

Оттепель. Ярославль 1874
холст масло 53.5 х 75.5 см
ГРМ

Пейзаж с болотом и лесистым островом.
Конец 1860-х — начало 1870-х

Пейзаж с дубами и пастушком. 1860

Пейзаж с рекой 1880-е
холст масло 42.3 х 59.5 см
Таганрогский художественный музей

Читайте также:  Реки ахтубы ленинского района

Пейзаж с рекой и рыбаком 1859
холст масло
59 х 82 см
Национальный художественный музей Латвии, Рига

Пейзаж с сосной 1854
холст масло 60 х 80 см
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Пейзаж с церковью. 1885

Проклятое место 1872
холст масло
128 х 95.5 см
Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»

Проселок 1873
холст масло 70 х 57 см
ГТГ

Источник

Алексей кондратьевич саврасов берег реки

«Нет выше наслаждения созерцания природы. Земля ведь рай, а жизнь — тайна, прекрасная тайна. Да, тайна. Прославляйте жизнь. Художник — тот же поэт».

«Ранняя весна. Оттепель», 1880 -ые

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Алексей Плещеев

Я не знаю другого такого Мастера. Художника по распутице — по ранней весне!
По ростепели-оттепели и полой воде — половодью, —
всем весенним веяниям с пробуждением, с зарождением жизни, с этим
выразительным ярким взглядом со двора на большую ухабистую дорогу улицы, уводящую к горизонту, к мосту и виду на сам Кремль, к мечте.

В ранней юности у будущего художника обнаружились способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса. Во время обучения, в 1850 году им была выполнена картина «Камень в лесу у Разлива», который искусствоведы считают несколько неуклюжим по композиции. В этом же году за картину «Вид Московского Кремля при луне» удостоен звания неклассного художника.

Известным имя Саврасова сделала работа «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», выполненная в 1851 году. По замечанию Н. А. Рамазанова, художник «передал момент чрезвычайно верно и жизненно. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы — быть ливню».

В 1852 году после поездки по южным губерниям России он написал картины «Степь днем» и «Рассвет в степи».

Летом 1854 года, в год окончания училища, Саврасов написал две картины, которые показал на осенней выставке Академии художеств: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума». За них ему было присвоено звание академика; первая из этих картин была приобретена П. М. Третьяковым в 1858 году.

В 1858 году Саврасов стал руководителем пейзажного класса училища живописи и ваяния. В следующем году был написан «Пейзаж с рекой и рыбаком», один из лучших пейзажей Саврасова

В 1862 году он путешествовал за границей: был на всемирной выставке в Лондоне, посетил Францию, Швейцарию, Германию. Написал несколько пейзажей в Швейцарии.
Вместе с В. В. Пукиревым А. К. Саврасов работал над созданием учебника рисования, куда вошли его русские пейзажи. В 1867 году он написал картину «Сельский вид», в 1869 — «Лосиный остров в Сокольниках», в 1878 — «Домик в провинции».

С конца 1870-х годов Саврасов страдал алкоголизмом, в его творчестве появились мрачные мотивы. В 1882 году он был уволен из Московского училища живописи.

Последние годы жизни художник провёл в нужде. «В последние годы, когда А. К. Саврасов уже окончательно спился, он иногда появлялся в мастерской в рубище», — вспоминает В. Гиляровский в книге «Москва и москвичи». Творчество Саврасова стало неровным: в 1887 году была написана картина «Пейзаж. Село Волынское» с фабрикой, чадящей дымом на стоящую рядом церковь, в 1893 — картина «Весна. Огороды».

А. К. Саврасов умер 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве в больнице для бедных на Хитровке. Похоронен он был на Ваганьковском кладбище.

Любимый ученик А. К. Саврасова Исаак Левитан так откликнулся на смерть учителя:

Источник